В ожидании чуда: Новый год и Рождество на картинах художников конца XIX – начала XX вв.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Он часто изображает заснеженные деревни и провинциальные города, купцов и крестьян на улицах, ярмарки и балаганы. Кустодиев создал ностальгический художественный мир, пронизанный солнцем, радостью и праздничным настроением. Сюжеты его картин всегда сказочны, это и русская провинция начала ХХ в., и сказочная Русь без определенных временных и пространственных координат.
Датский художник Вигго Юхансен – профессор живописи, директор датской Академии художеств – часто писал сценки из семейной жизни. Одной из самых волшебных его работ можно назвать картину «Счастливое Рождество». Художник охотно прибегал к световым эффектам в картинах, написанных в темных тонах. И в этой работе на фоне темных силуэтов людей и теней в углах комнаты еще ярче и контрастней смотрится елка, сверкающая праздничными огнями. Это центр композиции, который выделен с помощью и цвета, и света. Блики от огней освещают завороженные детские лица, что создает волшебную атмосферу уютного семейного праздника.
Даже великая княгиня Ольга Романова – младшая дочь Александра III – писала картины, посвященные зимним праздникам. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга занималась ею профессионально. В 1920 г. ей пришлось эмигрировать сначала в Югославию, потом в Данию. Картина «Новогоднее угощение» была создана в 1935 г., вдали от родины, но в ней воссоздается традиционная русская атмосфера праздничного чаепития с пирогом, вареньем и самоваром.
Семейная атмосфера ожидания праздника запечатлена и на картине Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции – дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома.
На картине американского художника Генри Мослера «Рождественское утро» изображен момент предвкушения удовольствия – дети рано утром притаились у двери, выглядывая, нет ли под елкой долгожданных подарков.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Ух, погуляем! Проводы зимы в картинах великих художников
Как же быстро пролетела зима! Казалось бы, только недавно встречали Новый год, и вот уже на пороге Масленица — один из древнейших праздников, посвящённый проводам зимы. Праздник этот славится традиционными гуляниями, катаниями на санях, различными играми и соревнованиями, такими, как кулачный бой, перетягивание каната, взятие крепости. Масленичные гуляния также не обходятся и без катаний с горок. Наши предки верили, что у того, кто дальше всего съедет с горки, будет больше всего урожая. То же самое касалось качелей: кто выше всех взлетит, у того богаче будет урожай. «Как Масленицу встретишь, так её и проведёшь»,— гласит старинная поговорка: на Руси считалось, что гуляния должны проходить шумно, богато и весело! Главными атрибутами праздника традиционно являются чучело Масленицы и, конечно, же блины — круглые, румяные, горячие и такие аппетитные! Их хозяйки старались приготовить как можно больше — считалось, что чем больше блинов будет на столе, тем богаче будет жить семья. Если блины у хозяйки вышли большие и пышные, значит, оставшийся год будет плодотворным и успешным для всего дома.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьёв. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. Пятый день Масленицы называли «тёщины вечерки» — тёщи сами приходили с блинами к зятьям. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным воскресеньем» или «прощёным днём». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы.
А теперь предлагаю вам полюбоваться небольшой подборкой чудесных картин великих художников, посвящённых масленице!
Приятного просмотра!
Соломаткин Леонид Иванович «Масленица»
Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» 1919, 71*98 см, холст, масло
Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» 1920, 69*90 см, холст, масло
Кустодиев Борис Михайлович «Масленица» 1916, 89*191 см, холст, масло
Отто Эрельман «Лошади и сани на снегу»
Пётр Грузинский «Масленица»
Василий Суриков «Взятие снежного городка»
Алексей Степанов «Катание на Масленицу» 1910
Константин Маковский «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петерурге»
Николай Сверчков «На Масленице»
Беггров Карл Петрович «Масленичное гуляние с катанием с гор на Царском лугу в Санкт-Петербурге»
«Весельчаки на масленице» Франс Халс, Голландия
Богданов-Бельский Николай Петрович «Солнце в марте» 1929
«Ранняя весна. Город на реке» Константин Горбатов
«Весеннее солнце» Виноградов Сергей Арсеньевич
Масленица в картинах русских художников
Как на Масленой неделе
Из печи блины летели,
И сыр, и творог —
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
Друзья, наступила Масленичная неделя — ещё один прекрасный повод для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!
Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое «расписание».
Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:
понедельник — «встреча»
вторник — «заигрыши»
среда — «лакомка»
четверг — «разгул», «перелом»
пятница — «тещины вечерни»
суббота — «золовкины посиделки»
воскресенье — «прощенный день».
Вся же неделя именовалась «честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица».
Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:
Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев:
П. Н. Грузинский «Масленица», 1889 г.
К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», 1869 г.
А.Черкашина. «Масленица», 2002 г.
Н. Фетисов «Широкая Масленица», 1990 г.
В. Белых «Собор Александра Невского. Масленица», 1908 г.
В.И Суриков «Взятие снежного города», 1891 г.
С.Кожин. Масленица. «Проводы зимы. Россия XVII век», 2001 г.
Игорь Шаймарданов. Из цикла «Псковская Масленица».
В.Сыров «Ярмарка в Здемирово», 1998-1999 гг.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Широкая Масленица: бои стенка на стенку и другие народные забавы на картинах русских художников
7 дел, которые нужно сделать на масленицу
В этом году Масленица выпала на вторую неделю марта, с 7-го по 13-е. Издавна на Руси было принято отмечать этот праздник широко и с размахом. Народные гуляния длились всю неделю и сопровождались многочисленными играми и забавами. Кулачные бои «стенка на стенку», взятие снежного городка, катание на тройках и на санках и т. д. © Ещё о Масленицах
Картины известных русских художников позволяют представить, как празднование Масленицы проходило больше столетия тому назад. Начинается масленичная неделя. Чтобы масленица была шире, нужно подойти к ее празднованию со всей широтой души. Главный смысл этого праздника – проводы зимы. Достойные проводы! Чтобы зима не имела возможности возвратиться. Для этого необходимо сделать 7 дел.
2. Г. Перов. Широкая масленица, 2005
3. В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891
«Взятие снежного городка» – одна из самых известных работ В. Сурикова, на которой запечатлена старинная народная забава: на льду реки из снега сооружали крепость с башнями и воротами, участники разделялись на защитников и нападающих. Отбивались снежками, хворостинами и метлами. Победителя, который первым врывался в крепость, ожидало испытание – купание в проруби. Эта старинная казачья игра издавна устраивалась в Сибири на Масленицу.
1. Встретить масленицу
Первый день масленицы получил название — встреча. Первый блин в понедельник не ели, оставляли для душ усопших; его выносили на крыльцо со словами «Честные покойнички наши, вот для ваших душ блинок!» — или отдавали нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот день также нужно сделать из соломы чучело Масленицы, надеть на него старую женскую одежду, насадить на шест и с пением возить по улице на санях.
Катание на тройках и санях – еще одно излюбленное развлечение народа в масленичную неделю. Б. Кустодиев посвятил этой теме несколько своих картин. Современные критики называют бесспорным преимуществом работ Кустодиева изящное соединение принципов лубка и венецианской живописи эпохи Возрождения. А современники художника считали это недостатком: покупка «Масленицы» (1916) Академией художеств сопровождалась скандалом – часть членов совета высказалась против приобретения этого «лубка, не имеющего отношения к искусству».
2. Скатиться с горки на санях
Спрашивается для чего? Для хорошего урожая! Согласно поверьям наших прадедов, чем дальше катятся сани и громче шум и смех над ледяной горкой, тем лучше и длиннее уродится лен. И не только лен. Поэтому ищем самые высокие горки и создаем шум.
7. Б. Кустодиев. Масленица, 1919
8. Б. Кустодиев. Масленица, 1920
Кустодиев выбранную манеру письма объяснял так: «Я считаю пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни». Расписные сани, лихие тройки, народные театры и балаганы, разноцветные карусели – неизменные атрибуты Маслениц Кустодиева. Деревенские женщины в ярких платках и юбках, гармонисты, лоточники, купцы и купчихи – постоянные участники праздника и персонажи его картин.
3. Покачаться на качелях
Это тоже связано с повышением эффективности растениеводства. Для того чтобы лучше росли растения, нужно покачаться на качелях. Причем, чем выше, тем лучше.
Картины Кустодиева создавались в сложный и для страны, и для самого художника период – 1916-1920 гг., время революции и Гражданской войны. Кустодиев был тяжело болен, он писал эти картины в инвалидном кресле, превозмогая боль. Художник по памяти воссоздает сюжеты веселых народных праздников, словно противопоставляя их бедам, кровопролитию и болезням.
4. Сходить к теще на блины
12. П. Грузинский. Масленица, 1889
13. В. Белых. Собор Александра Невского. Масленица, 1908
Тот же сюжет – катание на тройках по заснеженным деревенским улицам – изобразил на картине «Масленица» П. Грузинский. Той же теме посвящены картины В. Белых и А. Степанова. А Л. Соломаткин написал сцену катания на ледяной горке. Чтобы соорудить горку, скатывали снежные комья и складывали их в кучу, утрамбовывали снег и затем заливали горку холодной водой.
5. Подобрать костюм
В четверг, в Разгуляй, было принято обряжаться в самые немыслимые костюмы. Заморский гость, волею судеб оказавшийся свидетелем Разгуляя, мог получить нервное расстройство, столкнувшись нос к носу с русскими ряжеными. Хэллоуин мог показаться детской забавой… Кстати, в масленичной традиции существует несколько «образов» ряженых, так что выбирайте, что вам ближе по стилю:
15. А. Степанов. Катание на Масленицу, 1910
16. Л. Соломаткин. Масленица
Еще одна традиция, существовавшая на Руси издревле, – рукопашный бой. Кулачные бои «стенка на стенку» были популярной забавой на Масленицу – перед постом люди стремились не только вдоволь напиться-наесться, но и дать волю кулакам. Это было имитацией сражения двух отрядов противника на настоящем поле боя. К месту стычек собирались зрители, а с ними – коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бой открывался «задиранием», «заигрышем», «затрогиванием», которое нередко продолжалось более часа: противники настраивались на схватку, выкрикивая боевые кличи и насмехаясь над соперником. В Москве бои проходили на покрытой льдом Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге – на льду Невы и Фонтанки.
6. Взять «снежную крепость»
Главным же событием Разгуляя являлся штурм снежного городка, который и символизирует зиму. Наши предки предпочитали строить «городок» на реке или на площади города, селения. Обычно «крепость» состояла из двух стен с воротами между ними. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка, но вы можете и поэкспериментировать и с другими образами. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищать ворота должны «пешие», а атаковать «конные». Взять «городок» — значит разрушить его. Осаждаемым можно обороняться ветками, мётлами, а также с помощью лопат засыпать атакующих снегом. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. У наших предков, кстати, была традиция «мыть» победителя в снегу.
18. Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке, 1897
19. К. Маковский. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869
Теме народных гуляний на Масленицу посвящают свои работы и современные художники. С. Кожин изобразил проводы Масленицы, которые происходят в последний день праздничной недели и сопровождаются сжиганием соломенного чучела – символа зимы и смерти.
20. С. Кожин. Масленица. Проводы. Россия, XVII век, 2001
21. Е. Штыров. Масленица. Проводы зимы
7. Сжечь чучело Масленицы
В Прощеное воскресенье, по установленной русской традиции, поклонившись друг другу из глубины сердец, мы прощаем друг другу взаимные обиды и согрешения, чтобы приступить к посту с доброй душой. После этого можно переходить к кульминации праздника — сжиганию чучела Масленицы. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: прыжки через костер. Этим и завершается Масленица.
parashutov
parashutov
Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем «карнавалить»! )))
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.
Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.
Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.
Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.
Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.
Александр Ширяевец
1916-1922 гг.
Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.
Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.
Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.
Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).
В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.
Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?
Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.
Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!
© Павел Рупасов, 2012 г.
Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1881 г.
Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1882 г.
Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала «Всемирная иллюстрация». 1896 г.
Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.
Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!
У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!
Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.
Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии «Русские праздники»). 2010 г.
Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.
Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской «Русские праздники». 2008 г.
***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.
Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!
Людмила Егорычева, 2014 г.
Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.
Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.
Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.
Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.
Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.