Какие народные промыслы развиты в центральном районе

Советы

Презентация по географии 9 класс » Народные промыслы Центрального экономического района»

Описание презентации по отдельным слайдам:

— Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва-Муром-Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. Посуда и игрушки раскрашивались только в белые, голубые цвета и иногда с добавлением черных оттенков

Основной мотив жостовкой росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают лёгким «золотым» орнаментом Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. История Павлопосадского предприятия по производству платков и шалей восходит к концу XVIII века. В это время в Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский посад, насчитывалось более 70 шелковых и платочных фабрик, принадлежащих крестьянам. Конец XIX-начало XX вв. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов.

К первому типу относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Второй тип павловской шали – это шали из плотной шерстяной ткани отличает характер набойки, колорит, построенный на сочетании немногочисленных ярких красок с преобладанием красного цвета и, конечно, рисунок. Букеты цветов на таких платках, как правило, заключены в различной формы медальоны из вытянутых »огурцов» или тактично дополнены вписанными в композицию платка геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Композиционно акцент делается на угол платка.

Торжок — единственный старо-русский город, ныне Тверской области, сумевший пронести через века древнее искусство, сохранив его как промысел в неразрывной связи с традициями. Здесь весьма рано золотное шитье шагнуло в среду городских посадов, превратившись в промысел простых горожан. Из монастырских келий и княжеских теремов золоченая нить потянулась к пальцам рукодельниц всех сословий Торжка. Искусству торжокских золотошвей более 700 лет.

В 1756 году орловский купец Аким Мальцов во Владимирском уезде Московской губернии основал хрустальную фабрику. Фабрика дала жизнь городу Гусь Хрустальнй. «Мальцовский» хрусталь был знаменит на всю Россию. Кроме прозрачного хрусталя здесь изготавливали многослойное цветное стекло, имитирующее золото и серебро. Довольно быстро слава «мальцовского» хрусталя перешагнула границы России: изделия завода были удостоены золотых медалей на выставках в Париже, Вене, Чикаго. Традиции старых мастеров бережно хранят и развивают современные гусевские художники. В 1983 году в Гусь Хрустальном был открыт музей хрусталя.

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д. Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву — народный промысел, который появился в конце XIX века. В 1884 (по другим сведениям в 1882) году в подмосковном имении С.И.Мамонтова Абрамцево при школе грамотности, основанной женой мецената Е.Г.Мамонтовой, была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Е.Д.Поленова По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д)

Читайте также:  Заюшкина избушка русская народная сказка иллюстрации

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углубленным фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до темно-коричневых тонов. Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву — густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже — березы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка.

На ростовской земле местным художественным промыслом, возникшим в XVIII веке и существующим до наших дней, является финифть. Поскольку все ростовские финифтянщики работали по заказу Церкви, они отображали в своих миниатюрах образы евангельских персонажей, святых, сцены из священной истории. XIX века. Ростов снабжал финифтяными изделиями почти всю Россию, а главными потребителями этих изделий, являлись наши русские монастыри. изготовление икон в технике финифти: расписные эмали с оправой из серебряной скани с использованием перегородчатой эмали, золочения, натуральных ювелирных камней.

Номер материала: ДБ-323748

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Народный промысел Центральной России: размещение и центры

Народные промыслы Центральной России кратко описать очень сложно, так как в каждом регионе еще издавна зарождались свои, особенные идеи. Сейчас данные произведения искусства имеют лишь эстетическое назначение. А раньше они должны были не только радовать глаз, но и приносить пользу человеку. Применяя различные технологии, народные умельцы изготавливали настоящие произведения искусства из простых подручных материалов. А ими были камень, древесина и глина.

Исторические корни

Народный промысел Центральной России в виде различных ремесел стал зарождаться в пятнадцатом-шестнадцатом столетиях. Тогда изготовлением произведений искусства занимались мастера, которые со временем стали образовывать целые поселения.

Но людей подтолкнуло к развитию своих творческих способностей совсем не стремление к прекрасному, а голод и нищета. Основные заработки жителям территории современной России приносил летний период. В это время крестьяне трудились на земле, собирали урожай, выпасали скот. На зиму селяне делали заготовки, но растягивать запасы на весь «мертвый сезон» было очень сложно. Поэтому для того, чтобы хоть как-то выжить и прокормить семью, люди стали создавать поделки, которые отправляли на продажу. Активно торговать собственноручно изготовленными произведениями жители начали в семнадцатом веке.

Активнее всего народные художественные промыслы Центральной России развивались в тех местах, где было достаточное количество сырья. То есть в лесистой местности преобладали деревянные поделки, в регионах с каменистой почвой – каменные изваяния. Также немалую роль играл интерес со стороны покупателей, который стимулировал народных умельцев создавать определенные сувениры.

Пик активности

В девятнадцатом веке география народных промыслов Центральной России охватила множество регионов. Причем везде творческая активность росла сумасшедшими темпами. Народные промыслы коснулись не только крупных городов, но и небольших деревень. Мастера, трудившиеся в глубинке, придерживались народных взглядов и использовали традиционные техники. Люди, которые творили вручную, представляли виртуозные произведения.

Во второй половине девятнадцатого столетия возникали и новые стили, способы и методы обработки материалов. Большинство техник было изобретено и освоено в школах иконописи. Изначально ученики школ делали вещи на заказ. Поделки предназначались для церквей и монастырей. Вскоре технологии иконописцев стали применять умельцы в мастерских при имениях помещиков. Домашнее производство также изготавливало для продажи ковры, кружевные и узорчатые ткани.

Период Советского Союза

Большие новшества в народные художественные промыслы Центральной России внесла Великая Октябрьская социалистическая революция. В двадцатых годах двадцатого века произошло очередное возрождение творческой активности. После окончания революции мастера кустарных производств стали объединяться в промысловые артели. Их основной целью было освобождение от влияния скупщиков.

С началом Великой Отечественной войны народный промысел Центральной России пошел на спад. Но люди все равно жаждали прекрасного, они хотели переключить свое внимание с происходящих событий.

В послевоенные годы артели взращивали молодых художников и мастеров. Народное творчество вошло в фазу активного развития. Но в 1960 году была проведена ликвидация промысловой кооперации. На базе артелей были сформированы фабрики и комбинаты. Они сохранили традиции, возникшие еще в пятнадцатом веке, и пронесли их до наших времен.

Читайте также:  Лечение хронического бронхита народными средствами у детей

Гжель

Народный промысел Центральной России, который известен всему миру – это гжель. Такое наименование данный вид творчества получил благодаря названию деревни, в которой он зародился и которая стала центром его развития. Недалеко от Москвы расположена совокупность населенных пунктов, в которых возникло это ремесло. Но главным из них все же являлось село Гжель. Такое же название носит не только населенный пункт, но и предприятие, на котором мастера возрождают традиции предков.

Эта роспись ярко представляет народные промыслы центральной России. Гжель – это рисунки голубовато-синего цвета, которые нанесены с помощью кобальта на фарфоровые изделия белого цвета.

Первые упоминания о данном народном промысле появились еще в четырнадцатом веке. Это свидетельствует о том, что зарождение росписи произошло до активного развития кустарной промышленности. Данная технология на протяжении многих лет переходила из поколения в поколение. Мастерские, изготавливающие декорированный фарфор, наследовались детьми московских князей и царей. Эта волость приносила своим владельцам хороший доход.

Изначально керамические изделия «под гжель» изготавливались для личного пользования. Но при избытке произведений их стали вывозить на торговые ярмарки в столицу. Там мастера делились своими знаниями с другими умельцами. Так данный вид искусства получил распространение далеко за пределами одной маленькой деревушки.

Не только художественная керамика, но и сам центр её изготовления получил известность. В восемнадцатом веке там стали производить декоративные изделия из майолики. Эти произведения становились украшением домов, в частности печей и каминов.

Технология на протяжении времени совершенствовалась. И если роспись по майолике была разноцветной, то вскоре мастера стали останавливаться на классическом синем цвете. Благодаря применению кобальта в росписи по полуфаянсу, умельцы достигли идеальных произведений. Применение именно этой краски обусловлено её устойчивостью к термической обработке, лучшим соединением с глазурью, блеском и долговечностью. В рисунках, нанесенных на поверхность керамических изделий, присутствовали элементы оживления предметов.

Дымковская игрушка

Дымковская слобода, стоящая на берегу реки Вятки, родила еще один народный промысел Центральной России. Именно там жили умельцы, которые на гончарном круге изготавливали хозяйственно-бытовые товары и игрушки. Последние представляли собой свистульки, которые забавляли детей. По преданию считалось, что свистом можно приманить бога солнца – Ярилу. Вятичи даже отмечали своеобразный день весны и тепла. Поэтому свистульки в виде различных зверей были настолько яркими и нарядными, что дарили людям ощущение праздника.

Мастера делали свои произведения красочными и пестрыми. Чаще всего игрушками становились животные с хозяйственного двора – индюки, петухи, утки, бараны.

Через много лет после этого известный художник Апполинарий Васнецов изображал на своих полотнах дымковские игрушки. Он приходил в полный восторг при упоминании о свистульках и восхищался ими, как античными скульптурами.

Палех

Многие центры народных промыслов Центральной России давали свои названия произведениям. Так произошло и с Палехом. Эта деревня была крупной торгово-ремесленной точкой. Именно в ней можно было приобрести заморские товары. На возникновение данного вида кустарного производства повлияла развитая творческая сфера. В Палехе находились мастерские, занимающиеся иконописью.

В начале двадцатого века в деревне росписью покрывалось все, что только можно – шкатулки, украшения, письменные принадлежности, блокноты, коробки для хранения табака, пудреницы.

Благодаря палехской миниатюре в обиход вошли такие материалы, как черный лак и папье-маше. Именно такой темный фон был отличительным признаком данного ремесла. Лаковая поверхность очень приковывает взгляд.

Федоскинская миниатюра

Размещение народных промыслов Центральной России характеризуется наличием сообщения с Москвой. На севере от столицы находится и древнее село Федоскино, где появились зачатки достаточно редкого вида искусства – изготовления изделий с применением папье-маше и металлизированных элементов. К девятнадцатому веку это ремесло достигло промышленных масштабов.

Ассортимент товаров, оформленных с помощью такой техники, достаточно широк. К нему относятся:

Миниатюра была представлена двумя техниками: «по плотному» и «по сквозному». Основными сюжетами, изображенными на изделиях, были бытовые сцены, пейзажи, портреты. Присутствовали элементы истории и мифологии.

Холуй

Народные промыслы Центрального района России с применением техники папье-маше зародились достаточно давно. Но наиболее молодым из них является холуйская лаковая живопись. У местных жителей не было пахотной земли, поэтому большинство занимались каким-либо ремеслом. Многие дома в деревушке имеют резьбу в виде самых разнообразных фантастических сущностей. Это говорит о том, что в населенном пункте присутствовала творческая атмосфера. Люди в основном писали иконы и вышивали. Но иконопись вскоре перестала быть актуальной, и народные умельцы стали осваивать технику писания миниатюр. Данная живопись имела место не только на небольших товарах, но и на крупногабаритных предметах. Это позволило изображать несколько сюжетов одновременно.

Жостковские подносы

Изначально в Жостково, помимо подносов, изготавливали и другие предметы обихода – шкатулки, табакерки, марочницы. Но именно данная вещь принесла известность мастерам из этой деревни. На поверхности изделий умельцами изображаются цветочные орнаменты, которые олицетворяют буйство природы. В мастерской Филиппа Вишнякова первые подносы изготавливали из папье-маше. В девятнадцатом веке данный предмет стали делать из металла. Наиболее известным является поднос овальной формы, который расписан живописью по перламутровому покрытию. На каждом изделии стоит клеймо, по которому можно определить историю возникновения этой вещи.

Читайте также:  Как восстановить память человека народными средствами отзывы

Ростовская финифть

Этот вид кустарникового промысла имеет очень глубокие корни. Финифть представляет собой роспись по металлической поверхности, которая покрыта эмалью. Она отличается хорошей устойчивостью, изделия сохраняют свой привлекательный вид даже по прошествии длительного времени. Как и многие другие промыслы, ростовская финифть зародилась благодаря иконописцам. Она украшала не только изображения ликов святых, но и другие предметы церковного обихода. Данная роспись отличается большим многообразием сюжетов. Это цветы, известные персоны, фольклор, история. Специальные краски после обжига придают рисунку яркость и блеск.

Платки Павловского Посада

Народные промыслы населения Центральной России отразились и на предметах одежды. Издавна платок считался очень желанным подарком для каждой девушки. Он символизировал девичью нежность и красоту. При изготовлении данного товара применялась технология набивки. Таким способом наносились самые разнообразные рисунки, узоры и орнаменты. Преобладали в основном цветочные, растительные мотивы. Каждый платок расписывался вручную и превращал простой аксессуар в настоящее произведение искусства.

Источник

Народные промыслы Центрального района

Разделы: География

Тип урока: Урок-экскурсия.

Цели и задачи:

Средства обучения: карта Центральной России, карта Подмосковья, карта-схема географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов, плакаты, видеофильм «Народные промыслы», презентация «Народные промыслы Центрального района».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку, раздать каждому лист с таблицей “Народные промыслы Центрального района”.

Вид промысла

Центр промысла

Художественная особенность промысла

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

Палехская лаковая живопись

Платки из Павловского Посада

II. Изучение нового материала.

Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Центра, как уже указывалось, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной (кустарной промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

«…Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». Сегодня на уроке мы вы познакомитесь с традициями, народными промыслами Центрального района, истоками их зарождения. Поэтому мы отправляемся на экскурсию в подмосковное село Богородское.

Сообщения учащихся сопровождается показом презентации «Народные промыслы Центрального района». (Приложение 1)

Богородская резная игрушка (Сообщение Толдовой Марии)

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву (Сообщение Щепиной Насти)

Художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Русская матрёшка (Сообщении Пайминой Олеси)

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрешки, три Матрешки
И ещё Матрёшечка.

Вскоре матрешек стали изготавливать и в других районах страны, например в городе Семенове, матрешки обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из села Полхов- Майдана они особенно нарядные и более стройные, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.

Палехская лаковая живопись (Сообщение Соколовой Лены)

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Просмотр видеофильма «Гжель».

Скопинская керамика (Сообщение Ловенецкой Натальи)

Мерилом вкуса и мастерства всегда будет
служить традиционное народное искусство
и то тепло человеческих рук, которым согрета
любая вещь, созданная народным мастером.

Расцвет скопинского гончарного творчества относится ко второй половине XIX века. Торговые связи Скопина способствовали широкому распространению изделий скопинских кустарных промыслов: гончарства и кружевоплетения. Наибольшее развитие получил художественно-гончарный промысел. Результатами археологических раскопок подтверждается существование с XII века производства гончарных изделий.

Начиная с XII века, жители деревень, расположенных на месте современного города, использовали богатые залежи светлых гончарных глин, пластические свойства которых способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров.

Особенность Скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона.

С 1958 года в Скопине начала функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а также на российском рынке.

Филимоновская игрушка (Сообщение Филипповой Надежды)

Жостовские подносы (Сообщение Никонова Александра)

Платки из Павловского Посада

Просмотр видеофильма «Плат узорный».

Ростовская финифть (Сообщение Курепиной Дарьи)

Ой ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни