- Как создать фильм: от сценария до монтажа
- Содержание:
- Задумка
- Съемка
- Монтаж
- Создайте проект
- Удалите лишнее
- Чередуйте планы
- Улучшайте видео
- Добавляйте голливудские эффекты
- Сохраняйте в любом формате
- Как снять фильм: Пошаговый гид от режиссёра
- Шаг первый — идея
- Шаг второй — сценарий
- Шаг третий — препродакшен
- Шаг четвёртый — поиск актёров, локаций и съёмочной группы
- Шаг пятый — поиск техники
- Шаг шестой — кастинг
- Шаг шестой — монтаж и постпродакшен
Как создать фильм: от сценария до монтажа
Создание кино — кропотливый и сложный труд. Так думают тысячи людей со всего мира, а потом убирают очередной интересный сюжет в ящик с удручающей табличкой «Когда-нибудь потом». Однако есть среди них и те, кто однажды перестает боятся. Они делают шаг в неизвестность и понимают, что создать фильм в домашних условиях не так сложно, как им всегда казалось. Сегодня в этом убедитесь и вы!
В статье подробно разберем этапы, которые придется пройти при создании фильма. Читайте внимательно! Тогда вы не упустите ни одного важного момента и уже вскоре воплотите в жизнь все задуманные сюжеты.
Содержание:
Задумка
Решите, какую мысль вы хотите донести до зрителей, а затем определитесь с направлением фильма. Комедия, драма, ужасы, документальное кино имеют свои особенности, которые следует учитывать перед, при и даже после съемки, когда дело дойдет до монтажа. Только после переходите к созданию сценария. Не пропускайте этот шаг даже в случае, если предстоит монтировать фильм из уже снятого материала. Пересмотрите фрагменты и постарайтесь расставить их так, чтобы получилась полноценная история.
Большие видеозаписи нарежьте желаемым образом при монтаже. Благодаря этому вы сможете удалять лишние сцены из видео и переставлять любые фрагменты местами.
Для начала напишите сценарий для фильма
Разберем на примере! Представьте, что хотите смонтировать фильм из материалов, которые остались с празднования Нового года. Тогда:
При монтаже фильма с нуля у вас будет больше возможностей для творчества, т.к. не требуется подстраиваться под материал.Самостоятельно решите, кто будет главным героем фильма. Продумайте его характер, биографию и определите задачи, которые персонажу предстоит решить. Попросите родственников и друзей отыграть заготовленные образы. Так вы сможете создать фильм бесплатно, ведь не придется нанимать актеров.
Попросите родственников и друзей отыграть задуманные вами роли
Съемка
При поиске места для съемки исходите из сюжета. Будет проще справиться с этой задачей, если вы снимаете что-то приземленное и приближенное к реальной жизни, например, празднование дня рождения. Если же в сценарии действия фильма разворачиваются на космическом корабле, то задача усложняется.
Не удается найти нужные декорации? На помощь придут современные технологии! Снимайте видео на фоне хромакея. В видео редакторе можно будет заменить задний план на любой другой.
Особое внимание уделите выбору декораций
При съемке избегайте статичности и долгих сцен, снятых с одного ракурса. В противном случае зритель может заскучать и попросту не досмотрит фильм. При возможности ведите съемку одновременно на несколько камер, установленных в разных точках. Так вам будет проще монтировать фильм.
Постарайтесь снимать видео с разных точек
Обязательно зафиксируйте важные детали! Допустим, вы снимаете момент, в котором прохожий не замечает, как из его кармана выпадает кошелек. В таком случае не стоит ограничиваться общими планами. Снимите крупно и сам кошелек, который лежит на земле, и лицо человека, который не заметил пропажи. Потом склейте эти сцены друг с другом в видеоредакторе. Получится интересно!
Изменить вид сцены можно с помощью опции «Кадрирование». За пару кликов мыши обрежете лишнее по краям картинки, сможете превратить средний план в крупный, дальний — в средний и т.д.
«Эффект дрожащей камеры» традиционно считается недостатком в видеопроизводстве. Даже любители стараются использовать при съемке штатив или ставить камеру на любую другую устойчивую поверхность. Впрочем, находятся и те, кто игнорирует этот момент. В награду они получают бесконечно прыгающую туда-сюда картинку, от просмотра которой зрителей начинает укачивать похлеще корабля во время бури.
Используйте при съемке штатив
Снимали без штатива и получили слишком «прыгающий» видеоряд? Не спешите переснимать или исключать этот фрагмент из проекта. Попробуйте выполнить стабилизацию!
Монтаж
Чтобы фильм получился качественным, материал нужно отшлифовать в видеоредакторе. Можно попробовать создать фильм онлайн, но это не слишком удобно: там обычно нельзя сохранить промежуточный результат. Для работы над видео лучше выбрать полноценный софт для ПК. Объединить отдельные кусочки в и довести их до ума можно в программе «ВидеоМОНТАЖ». Скачайте видео редактор и приступайте к работе над фильмом!
Создайте проект
Добавьте видео! Расставьте фрагменты в нужном порядке согласно сценарию. Если захотите изменить очередность сцен — не проблема. В любой момент вы можете переставлять любые сцены местами. Также в программе вы найдете обширную коллекцию футажей, которые можно использовать в качестве перебивок.
Обязательно дополните проект титрами. В начало добавьте слайд с названием, а в конце — с именами людей, которые принимали участие в создании фильма или благодарности. Вы можете сэкономить время, перетащив на монтажный стол подходящий вариант из встроенной коллекции.
Добавьте на монтажный стол видео, заставки, титры и футажи
Удалите лишнее
Ролик слишком длинный или в нем присутствуют неудачные сцены? С обеими проблемами поможет справиться функция нарезки видео. Перейти к ней можно прямо из стартового окна или через меню «Инструменты» в том случае, если вы уже начали создавать фильм из видео.
Загрузите ролик, который хотите разделить на части. Черными маркерами отметьте первый участок, которые нужно оставить. Затем нажмите на кнопку «Новый фрагмент» и обозначьте второй участок. Аналогично укажите остальные важные части. Нажмите «Далее» и сохраните получившиеся файлы в исходном формате или переконвертируйте в новый. После вы сможете добавить готовые ролики в проект.
Удаляйте лишние фрагменты из видео
Чередуйте планы
Не позволяйте зрителю скучать! Если вы создаете документальный фильм, в котором на протяжении долгого времени в кадре находится рассказчик, то разделите видео на несколько частей, добавив перебивки. В идеале они должны поддерживать видеоряд и дополнять его.
Но этого может оказаться мало. В таком случае можно прибегнуть к другой хитрости — к работе с планами. Чередуйте крупные, средние и дальние планы, делайте акценты на каких-то деталях, тогда зритель с большим интересом будет следить за происходящим на экране. Если вы снимали все одним планом — не беда. Это можно исправить прямо в программе для редактирования видео.
Перейдите в меню «Редактировать» > «Кадрирование». Нажмите «Кадрировать видео». Выберите предпочтительные пропорции: для кино больше всего подойдет формат 16:9. Выделите с помощью пунктирной рамки участок, который нужно оставить в кадре. Вот и все! Осталось сохранить изменения.
В видеоредакторе можно поменять крупность плана
Улучшайте видео
Даже у профессиональных операторов не всегда получается снять видео идеального качества. Из-за особенностей освещения ролик может получиться темным или пересвеченным. Эти проблемы можно и нужно исправить при обработке — только так вы сможете создать фильм из видео качественно.
Во вкладке «Улучшения» вы сможете настроить яркость и контраст видео, сделать картинку красочнее за счет коррекции насыщенности и цветового тона. Подбирайте параметры вручную или сэкономьте время, воспользовавшись функциями автокоррекции. Требуется гибкая настройка? Обратитесь к кривым. Особенно их оценят пользователи, которые уже знакомы с монтажом видео или увлекаются обработкой фотографий.
Улучшайте качество видео вручную
«ВидеоМОНТАЖ» станет настоящей палочкой-выручалочкой для тех, кто снимал видео без штатива. Программа в один клик мыши позволяет выполнять стабилизацию видео и избавляться от «трясущейся» картинки.
Добавляйте голливудские эффекты
Даже любительский фильм будет выглядеть солидно и атмосферно, если дополнить его эффектами. В каталоге «ВидеоМОНТАЖА» вы найдете 100+ фильтров, способных моментально преобразить видеозаписи и объединить разрозненные кусочки в единое целое. Посмотрите, как эффект способен изменить отношение к фильму!
Преображайте видео с помощью эффектов
Программа позволяет дополнять видео музыкой. При этом вы можете полностью заменить исходный звук или просто наложить подходящую мелодию фоном.
Подчеркнуть эпичность или драматичность момента, а также примерить на себя роль супергероя поможет функция «Скорость». С ее помощью вы сможете замедлить время и заострить внимание, скажем, на падении торта на пол или, напротив, ускорить ролик, показав быстротечность времени.
Сохраняйте в любом формате
При создании фильма в «ВидеоМОНТАЖЕ» вам не придется подстраиваться под программу — она сама будет подстраиваться под вас! Готовое кино вы можете сохранить любым удобным вам способом. Исходите из собственных целей:
Сохраняйте готовый фильм удобным способом!
Теперь вы знаете, где создать фильм. Начните уже сегодня! «ВидеоМОНТАЖ «станет вашим проводником и помощником в мире кино и грандиозных шоу. В программе вас ждут все необходимые инструменты для работы и даже больше! Редактор подарит вам новое хобби, приносящие радость вам и окружающим. Скачайте «ВидеоМОНТАЖ» и реализуйте все творческие идеи прямо сейчас!
Cохраните себе статью, чтобы не потерять:
Как снять фильм: Пошаговый гид от режиссёра
Для того чтобы снять своё кино, много не надо: большое желание, понимание основ кинопроизводства, хоть чуть-чуть денег, смелость, ум и удача. Смелость и ум должны были прилагаться в пакете с рождением, получить все необходимые базовые знания о кинопроизводстве можно на интенсиве в киношколе 2morrow, деньги собрать среди единомышленников на краудфандинговой платформе, а удача любит смелых и честных, поэтому идите вперёд без оглядки, она вас догонит. Итак, вы поставили перед собой задачу — снять своё кино. С чего начинать?
Текст: Ангелина Никонова, режиссёр («Велкам хом», «Портрет в сумерках»), основатель киношколы 2morrow Film School
Кино — это форма искусства,
и думать здесь надо
сердцем, а не головой.
Шаг первый — идея
Если у вас нет идеи, то предлагаю на этом и закончить. Потому что в этом случае у вас наверняка неверные мотивации для начала пути в кино. Вы, скорее всего, хотите снять фильм, чтобы попасть на кинофестиваль, или чтобы разбогатеть, или чтобы вас больше любили девушки. Все эти причины — лишь ложные симптомы того, что ваше место среди кинематографистов. Кино — это форма искусства, и думать здесь надо сердцем, а не головой. Хотя талантливых разводчиков, снимающих конъюктуру, из искусства не выживешь — они всегда были, есть и будут.
Шаг второй — сценарий
Если же у вас есть идея или несколько и нет сценария, вам надо выбрать одну — самую любимую, самую будоражащую (вас в первую очередь) — ту идею, которую не разлюбите, несмотря ни на что, на протяжении сложного пути длиною в два-три года. После того как вы присягнули на верность вашей гениальной идее, у вас есть два варианта действий — обратиться к опытному сценаристу и предложить ему соавторство или научиться создавать сценарии самому. Хороший сценарий — это прежде всего интересный сценарий, другими словами, page-turner. Искусству создания интересных сценариев (или сторителлингу) можно научиться. Секреты кроются в таких элементах, как структура (порядок подачи истории), интригующие герои (персонажи одновременно выдающиеся, но с которыми можно ассоциировать себя), цепляющие, но достоверные диалоги (ёмкие нетривиальные речи, написанные в свойственной героям манере) и перипетии (неожиданные повороты событий).
Работа с соавтором имеет свои плюсы и минусы. Начиная работать вместе, вы не только завязываете отношения с чужим человеком, вы ещё и «рожаете» общего ребёнка. Поэтому, чтобы избежать всех возможных ситуаций, которые помешают вашему фильму увидеть свет, вам надо предусмотреть все сценарии негативного развития ваших отношений и написать целое сочинение на тему «что произойдёт со сценарием, если мы с соавтором поссоримся?». А также надо предвосхитить и самые позитивные развития событий — что, если ваш сценарий купили, какие ваши доли и так далее, чтобы не поссориться в самый неподходящий момент и в связи с этим не наложить вето на ваше общее детище.
Конечно, проблем меньше, когда вы работаете над сценарием сами. Для создания сценария, помимо знаний и навыков, надо обладать усидчивостью и способностью объективно смотреть на продукт своего воображения. Вы знаете, что ваш сценарий готов, когда он захватывает читающего, переносит его в мир созданных вами героев, страницы сценария не успевают переворачиваться под пальцами, и вот на вас уже смотрят глаза прочитавшего с досадой от того, что история закончилась.
ГЕРОИ — выдающиеся, но такие, чтобы можно было себя с ними идентифицировать.
ДИАЛОГИ — нетривиальные, но достаточно достоверные, чтобы не казаться театральными.
Шаг третий — препродакшен
Ваш сценарий готов, и вы внутреннее созрели потратить несколько месяцев своей жизни, чтобы превратить его в фильм. Если вдруг на вас свалилось наследство, вы выиграли в лотерею, продали свой автомобиль и теперь у вас есть энная сумма на создание фильма — это ваш бюджет, и вы должны сделать всё возможное, чтобы влезть в эту сумму со съёмками фильма и с монтажом. То есть перед вами стоит задача грамотно распределить средства на все этапы создания фильма.
Если у вас пока нет финансовых средств на создание фильма, до того как вы начнёте кампанию по сбору средств на краудфандинговой платформе, вам надо понять, сколько денег необходимо (каков минимальный бюджет вашего фильма — без каких трат вам просто не обойтись). Для этого вам придётся начать с планирования, то есть самостоятельно инициировать препродакшен своей картины. Этому можно научиться на моём курсе «Основы полного цикла малобюджетного кинопроизводства».
Что такое планирование и препродакшен? Препродакшен — это стадия работы над фильмом, которая в народе также называется подготовительной. Начинается она после окончания работы над сценарием и заканчивается с началом производственного периода. Препродакшен — очень важный процесс в кинопроизводстве. Насколько внимательно вы смогли учесть всё из предстоящего съёмочного периода, настолько спокойным будет съёмочный процесс. Хотя надо отметить, что съёмочный процесс никогда не бывает спокойным. Но избежать ада вы сможете, если включите воображение вместе с аналитическим мыслительным процессом. Планированием занимается второй режиссёр, он также называется «планировщиком». Согласовывается планирование с исполнительным продюсером. Когда вы снимаете фильм в условиях небольшого бюджета, вы сами себе и режиссёр, и продюсер, и второй режиссёр.
Из чего состоит планирование? Вам надо разбить свой сценарий на списки: список героев, список объектов, список костюмов, список реквизита, список игрового транспорта. К тому же надо разобрать сценарий на количество разных дней, в которые развивается ваша история.
вы выиграли в лотерею,
автомобиль и теперь
у вас есть энная сумма
на создание фильма —
это ваш бюджет, и вы
должны сделать всё
возможное, чтобы влезть
в эту сумму со съёмками
фильма и с монтажом.
Шаг четвёртый — поиск актёров, локаций
и съёмочной группы
Теперь вы готовы начать поиски всего необходимого. Начните с размещения объявления в социальных сетях том, что вы ищете актёров на такие-то роли. Опишите вкратце проект, честно напишите, что бюджет фильма около нуля, и укажите свой имейл. Пусть к вам начинают стекаться резюме и фотографии желающих сыграть в вашем фильме. Из этих фотографий вы отберёте пул тех, которых вызовете на кастинг.
Отправляйтесь на поиски объектов. Отсмотрите все помещения, где вы можете снимать несколько дней бесплатно: квартиры, офисы, дачи и гаражи своих друзей и знакомых. Теперь, когда вы нашли интерьерные объекты для съёмки, приступайте к поискам натурных объектов — улиц, подъездов, проезжей части, крыш. Практичней всего найти натурные объекты рядом с интерьерными объектами — это сэкономит вам время на переезд/передвижение с объекта на объект. Если у вас в фильме фигурируют сцены в кафе или ресторане, попробуйте договориться о закрытии необходимого вам помещения под съёмку за вменяемые деньги. В регионе можно снять один из залов в небольшом кафе за шесть тысяч рублей в будний день. Комнату в квартире можно снять и за три тысячи рублей в день. Эти суммы умножаются на количество дней, которые вы проведёте в этом объекте. Вот первая ваша трата, без которой вам не обойтись — плата за пользование объектами.
Зал в областном кафе —
около 6000 рублей в день.
около 3000 рублей в сутки.
Для начала вам надо привлечь в свою команду ассистента — человека, который поможет вам с организацией подготовительного и производственного периода. Это может быть ваш преданный друг или начинающий продюсер (студент продюсерского факультета киношколы). Вы, скорее всего, будете снимать минимальной группой, поэтому ваш ассистент будет выполнять функции исполнительного продюсера и будет вам помогать во всём — от отсмотра объектов, проведения кастинга до организации процессов на съёмочной площадке. Не просите участников съёмочной группы работать на вас или ваш фильм бесплатно. Такое взаимодействие крайне ненадёжно. Оцените, сколько времени вы хотите рассчитывать на вашего помощника, и оплатите его труд в соответствии с минимальным месячным окладом, на который он может претендовать. Таким же образом рассчитайте компенсацию времени и труда остальных членов съёмочной группы. И вот перед вами вторая неизбежная статья расходов — гонорары съёмочной группы. Договориться о безвозмездном участии в съёмочном процессе безболезненно можно только с актёрами — потому что для актёра интересная роль, помимо прямых, имеет ещё и косвенные, долгоиграющие дивиденды.
Отдавайте предпочтение мультифункциональным специалистам. Если оператор-постановщик настаивает на том, чтобы сидеть перед монитором и отдавать поручения операторам, это не ваш человек. Вам нужен оператор-постановщик, который управляет камерой и в состоянии выставить минимальное количество световых приборов, которые будут у вас на площадке.
Не просите участников
работать на вас или ваш
фильм бесплатно. Такое
Шаг пятый — поиск техники
Когда вы определитесь с кандидатурой на позицию оператора-постановщика, сразу же езжайте с ним на отобранные вами объекты, чтобы начинать понимать, какой камерой снимать, какое дополнительное световое оборудование вам понадобится и сколько всё это будет стоить. Третья неизбежная статья расходов в кинопроизводстве — аренда техники. Также вам понадобится звукозаписывающая техника — как минимум два микрофона (петелька и бум) и записывающее устройство.
Вы наверняка сможете договориться о том, чтобы взять у друзей фотокамеру и использовать её в качестве видеокамеры. Но «голой» камерой добиться плавного движения, которое отличает кино от любительского видео, сложно. Вам понадобятся вспомогательные, стабилизирующие устройства —плечевой упор, слайдеры или easyrig. Кроме этого, вам нужно будет раздобыть накамерный монитор (потому что следить за фокусом на мелком экране фотокамеры невозможно). И если вы снимаете двумя камерами — умножьте траты на аренду вспомогательной техники на два. Траты на аренду дополнительной техники для второй камеры оправдываются с лихвой — если ваши операторы умеют работать двумя камерами, вы снимете свой фильм в два раза быстрее, чем одной камерой.
И вот вы с оператором-постановщиком объездили все объекты, нарисовали план съёмки, параллельно у вас может проходить кастинг.
Если в условиях дефицита
вы используете фотокамеру вместо видео, вам обязательно понадобятся плечевой упор, слайдеры или easyrig для плавного, «кинематографичного» изображения.
Шаг шестой — кастинг
Для проведения кастинга вам понадобится небольшое помещение, любая камера на штативе и ассистент, который выдаст кандидатам по номеру, записанному на лист А4, чтобы их с ними запечатлели на камеру, и занесёт контактную информацию каждого. Камеру ставьте в непосредственной близости от актёров — так вы сразу убьёте двух зайцев: и прослушивание запишете, и проверите актёров на зажим. Кто-то чувствует себя свободно, пока на них не направлена камера. До проведения кастинга вам надо выбрать из вашего сценария по диалогу-двум для каждого героя. Желательно, чтобы эти диалоги были яркими, характеризующими героя, а не нейтральными бытовыми репликами.
Итак, актёров вы отобрали. И ваша съёмочная группа теперь состоит из самого необходимого минимума — режиссёр, ассистент, оператор-постановщик, оператор второй камеры, звукооператор, ассистент звукооператора. Вы спросите: где гримёр и художник постановщик? С гримом, костюмами и реквизитом может справиться и режиссёр-постановщик. Попросите актёров предоставить выбор из в своей одежды, оговорив заранее образ героя. Актрисы знают своё лицо лучше всякого гримёра, а мужчинам точно можно обойтись без тонального крема на лице, если только не возникают проблемы с кожей — но вызывать гримёра для того, чтобы замазать прыщик в условиях малобюджетных съёмок фильма, не стоит. Ваш ассистент обзвонит актёров с оповещением места и времени съёмок, выступит в качестве хлопушки на съёмочной площадке и поможет с заказом еды на площадку. И вот четвёртая необходимая статья расходов в кинопроизводстве — обеспечение съёмочной группы едой. Нельзя экономить на еде для киногруппы. Отложите средства на свежие и питательные обеды. И пусть у вас каждый день будет перекус на съёмочной площадке — печенье, конфеты, чай, кофе. Для этого вам понадобится «база» при каждом съёмочном объекте — отдельная комната, где вы сможете поставить технику, кинуть сумки, поставить чайник и разложить перекус, а также, где ваши актёры смогут переодеваться. Стоимость аренды этой комнаты входит в статью трат по аренде объектов. Если вы снимаете на улице, найдите кафе неподалёку. Вам придётся в кафе покупать чай, кофе и обеды. И тогда траты на базу будут входить в пункт «обеспечение группы едой».
Если вы арендуете микроавтобус на весь съёмочный период, у вас есть переездная база на колёсах. Это очень удобно. Но не у всех такие возможности. Тем не менее два вместительных автомобиля вам точно понадобятся для перевозки людей и техники. Актёры будут вас просить оплатить им такси, если вы не сможете подвезти их домой в поздний час. Пятая статья расходов — аренда транспорта, оплата бензина и такси.
Актрисы знают своё лицо
лучше всякого гримёра,
а мужчинам точно можно
обойтись без тонального
крема на лице, если
только не возникают
Шаг шестой — монтаж и постпродакшен
Каждый съёмочный день вам надо перегонять отснятый материал на два носителя. Вам придётся приобрести несколько мощных хард-дисков, на которые вы скопируете и звуковые файлы. Не забудьте систематизировать аудиофайлы в соответствии с видеофайлами. По окончании съёмок весь материал отправится к монтажёру. Его труд также надо оплачивать. Гонорар монтажёра, как и оплата труда цветокорректировщика, звукорежиссёра и композитора (или оплата прав за использование существующей музыки), уже относится к статье расходов, связанной с постпродакшеном. Если ваш фильм вам собирает мультифункциональный специалист, то он же сможет взять на себя цветокоррекцию и титрование. Звукорежиссёру понадобится ассистент по перезаписи, чистке диалогов и шумовому оформлению. Также придётся оплачивать аренду звукостудии. Траты на постпродакшен могут быть равны вашим тратам на съёмку фильма. Но привлечь дополнительный бюджет на постпродакшен проще, когда ваш фильм снят и собран в монтаже — вам есть что показать потенциальным продюсерам. И многие с большим удовольствием присоединяются к проекту на этом этапе, нежели на начальном. Кинуть клич о режиссёре монтажа можно также через Facebook. Профессиональных студий по сведению и перезаписи звука в кино сейчас много во всех ценовых категориях. Найти их несложно через интернет.
Если же вы ведёте свой проект самостоятельно до самой премьеры фильма, имейте в виду, что после того, как цветокоррекция и звуковое сведение фильма завершатся, впереди у вас траты на перевод фильма, создание англоязычной копии с субтитрами (для возможности показа международным кинофестивалям), оформление прокатного удостоверения (если у вас полнометражное кино, которое вы планируете показывать в кинотеатрах), создание дизайна и печать плаката, создание копий фильма. Подача заявки на международные кинофестивали также часто требует оплаты. Все эти траты относятся к статье расходов на маркетинг и пиар фильма. И имейте в виду, что не все фестивали готовы оплатить ваш визит. Поэтому хорошо бы отложить и на билет с отелем в далёкой Австралии. Если ваш фильм не пригласят в конкурс, хотя бы просто съездите отдохнуть после года интенсивной работы с максимальной самоотдачей.
Кинофестивали являются площадкой, где ваши фильмы могут увидеть продюсеры и дистрибьюторы. Все российские кинофестивали с интересом рассматривают заявки, в том числе и от дебютантов. Также есть кинофестивали, посвящённые дебютному кино. «Движение» — один из них. Кроме отборщиков кинофестивалей, никто с такой охотой не смотрит присланные фильмы, особенно от дебютантов. Имеет смысл сделать трейлер своего фильма — у полутораминутной презентации вашего фильма больше шансов быть увиденной.