Как сделать сноски в индизайн

Как создать

Создание сносок

Еще один элемент верстки больших публикаций, который трудно выполнить вручную, – примечания. Особенно сложны для верстки подстраничные примечания, которые располагаются внизу каждой страницы. Вручную такие примечания приходится создавать с дополнительными текстовыми фреймами, и при переверстывании книги приходится отслеживать положение примечаний на страницах, переносить примечания со страницы на страницу и корректировать их нумерацию.

Примечание

Примечания можно также импортировать из текста, подготовленного в текстовом редакторе. При импорте текста в формате DOC примечания, созданные в Microsoft Word, могут быть преобразованы в примечания Adobe InDesign.

На вкладке Numbering and Formatting (Нумерация и форматирование) (рис. 18.11) в области Numbering (Нумерация) расположены настройки нумерации примечаний и их пометок в тексте.

Рис. 18.11. Диалоговое окно Footnote Options (Настройки примечаний), вкладка Numbering and Formatting (Нумерация и форматирование)

Раскрывающийся список Style (Стиль) позволяет выбрать один из вариантов нумерации примечаний. Помимо привычных нам арабских цифр, римских (заглавных и строчных) и латинских букв (заглавных и строчных), список содержит также два варианта, уникальных для примечаний: нумерация количеством астерисков (звездочек) и нумерация специальными типографическими знаками.

Нумерация астерисками (звездочками) предполагает постановку одного астериска для первого примечания, двух астерисков – для второго и т. д. Наряду с обозначением примечаний цифрами (в случае большого количества примечаний на странице), это один из двух основных способов нумерации примечаний в русской типографике.

Английская типографика для обозначения примечаний предполагает использование специальных знаков. Первое примечание обозначается знаком астериска (звездочки), второе – знаком «кинжал» (†), третье – знаком «двойной кинжал» (‡), четвертое – знаком «параграф» (§) и пятое – знаком «абзац» (¶). При появлении на странице шестого и последующих примечаний символы начинают использоваться заново, но уже по два (два астериска, два «кинжала» и т. д.).

Поле Start at (Начать с) используется для продолжения нумерации и позволяет указать началом нумерации любое число. К примеру, если в предыдущем разделе книги было двадцать шесть примечаний, то новый раздел мы можем начать с двадцать седьмого, чтобы получить сквозную нумерацию в издании, – это часто требуется при верстке научных и технических изданий.

Раскрывающийся список Restart Numbering Every (Начинать нумерацию заново), который становится доступным при установке одноименного флажка, позволяет выбрать значения Page (Страница) для начала нумерации заново на каждой странице, Spread (Разворот) и Section (Раздел). При снятом флажке Restart Numbering Every (Начинать нумерацию заново) нумерация будет сквозной в пределах документа.

Флажок и раскрывающийся список Show Prefix/Suffix in (Показывать префикс/суффикс в) позволяет отображать или скрывать дополнительные символы до и после номера (знака) примечания. Установить символы можно в полях Prefix (Префикс) и Suffix (Суффикс).

В раскрывающемся списке Show Prefix/Suffix in (Показывать префикс/суффикс в) можно выбрать значения Footnote Reference (В тексте), Footnote Text (В примечании) и Both Reference and Text (В тексте и в примечании).

В группе настроек Formatting (Форматирование) задаются параметры для отображения знаков примечания и самого текста примечания.

Область Footnote Reference Number in Text (Знак примечания в тексте) содержит раскрывающиеся списки Position (Положение) и Character Style (Стиль символов), благодаря которым мы можем выбрать положение (верхний индекс, нижний индекс или обычное) для знака примечания и назначить специальный символьный стиль для его оформления.

Область Footnote Formatting (Оформление примечания) содержит раскрывающийся список Paragraph Style (Стиль абзаца) и поле Separator (Разделитель), которые позволяют выбрать стиль абзаца для оформления примечания и специальный знак, разделяющий текст примечания и знак сноски.

На вкладке Layout (Макет) (рис. 18.12) мы можем определить, как будет выглядеть подстраничное примечание в верстке.

Рис. 18.12. Диалоговое окно Footnote Options (Настройки примечаний), вкладка Layout (Макет)

Настройки области Spacing Options (Настройки отступов) определяют отступы между разными примечаниями и между примечаниями и текстом на странице. Отступы абзацев, назначенные в стиле, использованном для оформления примечания, используются только в том случае, если примечание содержит несколько абзацев; поэтому данные настройки являются основными для установки отступов примечаний.

В поле Minimum Space Before First Footnote (Минимальный отступ перед первым примечанием) устанавливается минимальный отступ от текста на странице до первого примечания. Отступ может быть большим – в зависимости от того, сколько строк на странице и сколько места они занимают. В этот отступ должна вместиться линия, которая отграничивает примечания от текста на странице.

В поле Space Between Footnotes (Отступ между примечаниями) задается отступ между примечаниями на одной странице. Если мы будем использовать разграничивающие примечания линии, то они должны уместиться в этот отступ.

Настройки области First Baseline (Первая базовая линия), включающие в себя список Offset (Смещение) и поле Min (Минимальное), определяют положение первой строки относительно воображаемого фрейма с примечаниями (хотя на самом деле отдельного фрейма не существует). Эти настройки полностью совпадают с настройками положения первой строки в обычном фрейме.

В области Placement Options (Настройки положения) устанавливаются дополнительные настройки расположения примечаний на странице.

Установив флажок Place End of Story Footnotes at Bottom of Text (Поместить примечания на последней странице под текстом), мы дадим команду программе не размещать примечания в самом низу последней страницы текста, а поместить их непосредственно после окончания текста.

Флажок Allow Split Footnotes (Разрешить разрывать примечания) разрешает разрывать примечание и переносить остаток на следующую страницу, если по каким-то причинам оно не помещается на текущей странице. При снятом флажке примечание вместе с соответствующим фрагментом текста будет переноситься на следующую страницу.

Благодаря раскрывающемуся списку Rule Above (Линия над) можно переключаться между настройками линии, которая ограничивает примечания от текста страницы (значение First Footnote in Column), и настройками линии, которая разграничивает несколько примечаний на одной странице (значение Continued Footnotes). Флажок Rule On (Включить линию) позволяет использовать или не использовать любую из этих линий.

Настройки этих линий идентичны настройкам абриса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Читайте также:  Как сделать быстро вкусный бутерброд

Наш канал на Youtube

Здравствуйте все, кто работает в Индизайне!
Извещаем вас о том, что на youtube.com начал работу канал «InDesign Мастерская вёрстки». Там уже размещены более 60 видео с полным описанием как работать с программой DoTextOK. Другие интересные темы, касающиеся работы …

Хитрости и секреты, приемы работы, уроки

Особенности новой версии Индизайна

Описание плагинов, информация о плагинах для работы с Adobe InDesign

Готовые к использованию скрипты для Adobe InDesign

Описание языка, приёмов и методов программирования для Adobe InDesign

Вы больше не будете ненавидеть эти сноски.

Когда-то верстальщики называли самыми трудоемкими элементами книги таблицы и сноски. Версия CS2 программы InDesign сделала работу со сносками увлекательным занятием.

Как практикующему верстальщику мне не стыдно признаться в том, что я начал работать в Adobe InDesign CS2 раньше, чем прочитал о новшествах, появившихся в программе. Коллеги меня поймут. По этой причине мое знакомство со сносками (в Adobe InDesign CS этой функции нет) началось с интриги.

По привычке, размещая в InDesign CS2 сохраненный из Word текст в формате *.rtf, мною с удивлением было обнаружено, что «вордовские» подстрочные примечания не превратились в текстовый довесок в конце публикации, а остались активными после импорта текста! Более того, стили, которыми были оформлены сноски в MS Word (по умолчанию — footnote reference и footnote text), появились в палитрах стилей! Но попытка отредактировать стиль сноски не удалась — ни footnote reference, ни footnote text соответствующему тексту в публикации не присвоены. На этом срочная работа была отложена. Желание разобраться в работе сносок в InDesign CS2 стало непреодолимым.

Результатом этого разбирательства явилась эта статья.

Для коллег, у которых нет времени прочитать статью до конца, сообщу, чтобы импортированные стили сносок были присвоены соответствующим элементам сносок, достаточно открыть Type — Document Footnote Options и указать в окошке Footnote Reference Number in Text стиль footnote reference, а в окошке Footnote Formatting — footnote text.

Прежде чем, говорить о работе программы со сносками внизу текста, скажем, что также есть возможность сохранить сноски в конце издания. Но такой вариант мало чем отличается от обычной верстки, в нем нет той изюминки, для описания которой стоит написать заметку, поэтому эта статья именно о подтекстовых комментариях.

История сносок

Когда сноски приобрели современную форму точно сказать трудно. Фактом остается то, что в изданиях второй половины XIX века они используются широко и повсеместно. Можно считать неоспоримым и то, что сноски в современной своей форме являются разновидностью подстрочного набора. А подстрочный набор имеет богатую историю.

Использование подстрочного текста (чередование строк одного текста между строками другого) известно с донаборной древности. В рукописных изданиях этим приемом пользовались для параллельного размещения текста оригинала и его буквального перевода. Известны также подтекстовки в нотном тексте вокального произведения.

Из наборных произведений с подстрочным набором известна «Комплутенская Библия», где строки латинского перевода даны над оригинальным греческим текстом. Таким образом, выражение «читать между строк» имеет исторические предпосылки для буквального толкования.

Стоит добавить, что во второй половине XX века прием подстрочного набора был взят на вооружение графическими дизайнерами в качестве средства графического оформления текста.

Нет ничего удивительного в том, что в InDesignCS2 работе с подтекстовыми примечаниями было уделено серьезное внимание.

Вот какой интересный комментарий о сносках есть в вышедшей в 2006 году книге Р. Брингхерста «Основы стиля в типографике»:

«…академический обычай помещать примечания внизу страницы или в конце книги отражает общественную и частную жизнь викторианской эпохи, когда кухня была скрыта для глаз, а слуг держали под лестницей. Если позволить примечаниям свободно размещаться на полях — как это было в книгах эпохи Возрождения, — они могут присутствовать там, где они нужны, и в то же время обогащать жизнь страницы. …Примечания на полях (маргиналии) придают больше живости и разнообразия странице; их легко находить и читать. При хорошем макете они необязательно увеличивают объем страницы и стоимость ее печатания».

Как устроена сноска

Сноска состоит из двух взаимосвязанных частей: ссылки — Reference — расположенной сразу за комментируемым текстом, и текста комментария с номером — Footnote — расположенным в нижней части колонки. Сноски, созданные в MS Word импортируются в InDesign, сохраняя при этом свои свойства.

Комментарии размещаются в нижней части колонки. Если набор одноколонный, колонкой является текстовый бокс. Нельзя создать комментарий в верхней части колонки, а в многоколонном наборе нельзя создать комментарий, строки которого растягивались бы на ширину нескольких колонок. Вместе с тем для больших сносок предусмотрена возможность переносить в соседнюю колонку, не уместившиеся в одной колонке, строки комментария.

Сноски к тексту сноски и сноски к тексту в ячейках таблицы создать нельзя.

Нумерация сносок производится автоматически. Последовательность номеров зависит от месторасположения ссылки в тексте, а не от времени ее создания. Создание сноски выше по тексту уже существующей сноски приводит к автоматической перенумерации всех сносок.

Неопытные верстальщики нередко разрывают единый текст на небольшие несвязанные между собой фрагменты. Мое отношение к этому как к произволу оформителя над работой автора косвенно подкрепляется мнением специалистов Adobe. Эффективную работу со сносками в таком случайно разорванном тексте представить трудно: сноски будут создаваться в колонках того текстового бокса, в котором установлена ссылка. А в разрезанном на кусочки тексте это означает — под любым, содержащим ссылку, отдельным фрагментом текста.

Более того, при использовании скрипта пофрейменного разделения текста (Text Frame Divider, доступен на сайте toolbox.rudtp.ru) во фреймах с разорванным текстом нумерация сносок собьется.

Как создать сноску

Как говорилось выше, сноски созданные в MS Word импортируются в InDesign CS2 и сохраняют при этом свои свойства. Не представляет труда создать сноску и непосредственно в InDesign CS2. Причем сделать это можно как на страницах публикации, так и в редакторе материалов (доступ через Ctrl+Y или Edit — Edit in Story Editor).

Рис. 1. Так выглядят сноски в Story Editor

Поставьте курсор после слова, которое требует комментария, выберите в строке меню Type — Insert Footnote и в появившемся поле из буфера обмена или путем набора введите текст комментария. Поле на страницах публикации создается в нижней части колонки, а в редакторе материалов непосредственно за ссылкой. Комментарий привязан к ссылке и будет «кочевать» с ней со страницы на страницу и из документа в документ (через буфер обмена).

Читайте также:  Как сделать слои в компасе

Нередко бывает так, что текст комментария велик, а ссылка находится близко к нижнему краю колонки. В этом случае может возникнуть ситуация, когда текст комментария не помещается в одной колонке с основным текстом. Adobe предусмотрел такую ситуацию. Но об этом ниже.

Как отформатировать сноску

Форматирование сносок осуществляется через диалог Document Footnote Options, расположенном в меню Type.

Внесение изменений в настройки окон этого диалога приводит к изменению формата всех существующих сносок, а также распространяется на формат вновь создаваемых сносок.

Диалог Document Footnote Options состоит из двух окон Numbering and Formatting и Layout.

Рис. 2. Диалог Footnote Options

Numbering and Formatting позволяет настраивать способ нумерации сносок, а также форматировать ссылки и текст комментариев.

1. Numbering

а) Style — этот раскрывающийся список предлагает способ нумерации сносок. Нумерация может осуществляться арабскими и римскими цифрами, минускульными римскими цифрами, нечитаемыми текстовыми символами, прописными или строчными латинскими литерами, а также звездочками.

б) Start at — позволяет назначить номер, с которого начнется нумерация сносок. Эта возможность незаменима при работе над книгой (Book), состоящей из нескольких документов *.indd с единой нумерацией подстрочных примечаний.

в) Restart Numbering Every — позволяет настроить обновление нумерации сносок в пределах одного документа. Сноски могут заново нумероваться с каждой страницы (Page), с каждого разворота (Spread) или с началом нового раздела (Section), который определяется в диалоге Layout — Numbering & Sections Options.

г) Show Prefix/Suffix in — настройка этой опции позволяет добавить перед (Prefix), после (Suffix) или и перед, и после номера сноски любые введенные с клавиатуры или выбранные из выпадающего меню символы, а также их комбинацию. Применить Prefix/Suffix можно как к ссылке, так и к номеру комментария. Для применения префикса/суффикса только к ссылке, выберите Footnote Reference, к номеру комментария — Footnote Text, а для применения префикса/суффикса и к ссылке, и к номеру комментария выберите Both Reference and Text. Эта опция незаменима для установки пробела между текстом и номером сноски, а также для создания номеров сносок вида 1), [1] и т. п.

2. Formatting

a) Footnote Reference Number in Text — содержит набор установок для форматирования ссылок. В строке Position задается регистр ссылки («верхний индекс», «нижний индекс» или «нормальный»). В строке Character Style указывается стиль символа ссылки. Следует иметь в виду, что регистр, определенный в строке Position доминирует над регистром, определенном в стиле символа. Например, если в стиле символа задан верхний индекс, а в Position — нижний, ссылка будет набрана в нижнем регистре.

Ссылку можно оформить без использования верхнего или нижнего регистра путем смещения базовой линии и изменения размера шрифта. Для этого задайте необходимые установки в стиле символа, который указан в строке Character Style, а в строке Position выберите Normal.

Присвоение ссылке стиля символа напрямую (не через диалог Document Footnote Options) отменяет для выбранной ссылки все остальные установки.

б) Footnote Formatting — содержит набор установок для форматирования текста комментария. В строке Paragraph Style выбирается стиль абзаца для комментария. А в строке Separator — разделитель между номером комментария и остальным его текстом.

Следует обратить внимание, что по умолчанию номер комментария в верхнем регистре не набирается. Отформатировать номер комментария можно, задав в стиле параграфа Nested Style. В качестве Nested Style удобно использовать стиль символа, созданный для ссылки. Для этого достаточно открыть окно редактирования стиля абзаца для комментария, войти в диалог Drop Caps and Nested Styles, выбрать в качестве вложенного стиля стиль ссылки, а в качестве ограничителя диапазона применения Nested Style — тот же Separator, который был задан в Footnote Formatting. Остается добавить, что для замены разделителя следует сначала удалить (или выделить) существующий разделитель, а затем выбрать новый. В противном случае в окошке Separator окажется не один, а несколько символов.

Рис. 3. Закладка Drop Caps and Nested Styles диалога Paragraph Style Options

Второе окно диалога Document Footnote OptionsLayout — выполняет настройку размещения комментариев в колонке, а также позволяет настраивать отбивки и форматировать линейки, отделяющие комментарии от основного текста документа.

3. Spacing Options

а) Minimum Space Before First Footnote — в этой строке задается минимальная отбивка первой строки комментария от последней строки основного текста документа. Любые установки в стиле абзаца для этой отбивки игнорируются.

б) Space Between Footnotes — определяет отбивку между комментариями различных сносок. Это значение не распространяется на абзацы внутри одного комментария. Для абзацев внутри одного комментария можно использовать отбивки, заданные в стиле абзаца.

4. First Baseline Offset — определяет минимальное значение отбивки между линейкой и комментарием. Возможны следующие варианты точки отсчета величины этой отбивки:

Ascent — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте кегля шрифта, которым набран комментарий (высота прописной литеры плюс заплечики);

Cap Height — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте прописной буквы шрифта, которым набран комментарий;

Leading — при нулевом значении Min линейка расположена над базовой линией шрифта, которым набран комментарий, на величину равную интерлиньяжу комментария;

x Height — при нулевом значении Min линейка расположена на высоте строчной буквы (без выносных элементов) шрифта которым набран комментарий;

Fixed — при нулевом значении Min линейка расположена на базовой линии первой строки комментария.

5. Placement Options

а) Place End of Story Footnotes at Bottom of Text — запрещает размещение строк комментария более чем в одной колонке. При выборе этой опции весь текст комментария будет находиться в одной колонке со ссылкой. Если комментарий не помещается в колонке, происходит следующее. Основной текст разрывается по строке, содержащей ссылку неразмещенной сноски, и переносится в следующую колонку. В нижней части новой колонки и размещается комментарий.

6. Rule Above — определяет местоположение, размер и внешний вид линейки, отделяющей комментарий от основного текста.

Обратите внимание, что значения для линейки над первой строкой комментария и для линейки, отделяющей продолжение комментария, перенесенного в другую колонку задаются поочередно в одном и том же окне. Выбирая First Footnote in Column и Continued Footnotes, задаются атрибуты сначала для линейки над первой строкой комментария, затем — для линейки, отделяющей продолжение комментария, перенесенного в другую колонку. Атрибуты линейки очень похожи на атрибуты Paragraph Rulers (доступ через угловой маркер палитры Paragraph или через окно редактирования стиля абзаца). Различие в том, что задать линейку можно только над первой строкой комментария. Кроме этого возможности по форматированию линейки над первой строкой комментария шире, чем для линейки над продолжением этого комментария. В случае использования пунктирной линии для First Footnote in Column есть возможность раскрасить штрихи и промежутки в разные цвета. При работе с линейкой для Continued Footnotes эта опция недоступна.

Читайте также:  Как сделать vba на русском

Отдельно хочется сказать об использовании атрибута Overprint для линеек. При использовании пунктира Overprint присваивается отдельно для штрихов и промежутков. Комбинируя наложение красок, можно добиться интересных эффектов (на экране результат виден только при выбранной команде View — Overprint Preview). Но следует помнить, что для работы с Overprint требуются определенные профессиональные навыки. В частности известны случаи, когда присвоение Overprint белому цвету приводило к сбою при печати в файл.

Кнопка Preview в левом нижнем углу обеих окон диалога Document Footnote Options значительно упрощает работу пользователя, предоставляя возможность, не закрывая диалога, наблюдать результат применения выбранных установок.

Как удалить сноску

Чтобы удалить сноску достаточно удалить ссылку, расположенную в основном тексте. При этом происходит автоматическая перенумерация оставшихся сносок диапазона. В случае удаления комментария, структура сноски сохраняется. Если случайно был удален номер комментария, достаточно поставить на его место курсор, нажать правую клавишу мыши и выбрать из выпадающего списка Insert Special Character — Footnote Number.

Некоторые советы по работе
со сносками

Оригинальное оформление подстрочных примечаний
при помощи
Anchored Object

Добиться размещения подстрочных примечаний на полях издания, как об этом рассказано во врезке «История сносок», можно, используя диалог Anchored Object. Сносок, в исходном понимании уже не будет, но привязка текста комментария к комментируемому слову останется. К слову сказать, с помощью Anchored Object можно добиться и упомянутого во врезке чередования строк одного текста между строками другого, причем второй текст будет привязан к определенному месту первого.

Рис. 4. Диалог Insert Anchored Object

С помощью диалога Insert Anchored Object (доступ: Object — Anchored Object) создадим текстовый бокс, привязанный к комментируемому слову. В этот бокс переместим текст комментария. В тексте комментария вручную поставим его номер и разделитель, который указан при создании Nested Style того Paragraph Style, которым, оформлен текст комментария. Кроме этого в диалоге Document Footnote Options по закладке Layout — Rule Above отключим Rule On (в противном случае в нижней части колонки основного текста останется линейка). В результате получился привязанный к комментируемому слову комментарий, который возможно передвинуть в любое место страницы. Причем сделать это можно как вручную прямым перетаскиванием, так и точно установив координаты по закладке Options — Anchored Position диалога Anchored Object.

Рис. 5. Диалог Anchored Object Options

Примером современной публикации, в которой сноски размещены на полях, служит изданная в 2004 году издательством «АСТ» книга А. Брема «Жизнь животных». Но в какой программе версталась книга, неизвестно.

Правила набора сносок

Во времена капитализации полиграфического производства были разработаны правила набора — ряд прямых инструкций, призванных упростить наборный процесс. Однако считать это «конвейеризацией» работы типографа нельзя, т.к. правила набора были разработаны на основе вековых традиций. Представляется разумным напомнить некоторые правила набора, которые касаются нашей темы. Вот некоторые тезисы и прямые инструкции по набору и верстке сносок:

— ссылки набираются в верхнем индексе, чтобы читатель имел возможность принять или отклонить предлагаемый комментарий;

— номера комментариев набираются тем же шрифтом (гарнитура, кегль, начертание), что и сами ссылки, чтобы облегчить читателю поиск предлагаемого текста;

— кегль шрифта сносок должен быть заметно меньше (например, на 2 пункта) кегля основного набора;

— ссылки должны быть отбиты на 2 п. от слова, к которому они относятся, но не от точки или запятой. Номера комментариев выравнивают и отбивают от начала комментария полукегельной;

— комментарии с большим количеством дат, имен и названий рекомендуется набирать без выключки строк (выключка по левому краю);

— заверстывают комментарии в нижней части текстовой колонки с отбивкой и линейкой. Отбивка от текста (включая линейку) составляет 12 пунктов, если комментарий однострочный, 14 пунктов, если двухстрочный и 16 пунктов, если трехстрочный. Отбивка вместе с комментарием и линейкой должна быть по высоте кратна кеглю основного шрифта;

— если текст комментария велик и не умещается на одной странице, возможен его перенос на другую страницу, но при этом текст разбивается таким образом, чтобы читателю было очевидно, что текст на первой странице не окончен. Добиться этого можно путем разделения переносом последнего слова текста на первой странице комментария;

— комментарии на неполных спусковых полосах заверстывают непосредственно под основным текстом (а не внизу полосы);

— если на полосе содержится несколько ссылок, обозначенных звездочками, в комментарии звездочки выравнивают по правому краю;

— если на полосе более трех сносок, то в качестве ссылок рекомендуется использовать не звездочки, а цифры.

В правилах набора можно найти также рекомендации по длине линеек, отступов для них слева и справа и др.

Отделяя сформировавшиеся на протяжении веков традиции от пережитков, связанных с несовершенством технологии прошлого, из ознакомления с правилами набора можно извлечь практическую пользу.

Заключение

В начале работы над статьей предполагалось поделиться с коллегами впечатлениями от освоения нового инструмента, значительно облегчившего жизнь верстальщикам, а в результате получилась достаточно живая (в сравнении с текстом справочной системы) инструкция по пользованию всеми настройками управления сносками. Но если вы дочитали статью до конца, то хочется верить, что когда очередной работой будет книга или статья со сносками, вы уже не удовлетворитесь стандартным решением, предлагаемым программой, а будете осмысленно экспериментировать с настройками, добиваясь нужного результата.

Читайте также статью Алексея о работе с оглавлением в программе InDesign

Статья Примечания разные нужны, примечания разные важны в журнале Publish (№2, 2002)

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни