Как сделать словообразовательное гнездо

Как создать

Словообразовательное гнездо и его элементы

Словообразовательное гнездо – это одна из важнейших единиц описания словообразовательной системы. Оно представляет собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, которое называется вершиной данного гнезда. Элементами словообразовательного гнезда, кроме его вершины, являются также словообразовательная цепочка и словообразовательная парадигма.

Пример: фрагмент словообразовательного гнезда, вершиной которого является прилагательное здоровый.

1 2 3 → здоровеньк(ий) → здоровенн(ый) → нездоров(ый) → нездорови(ть)ся → здорове(ть) → выздорове(ть) → вздоровлени j(е) →выздоравлива(ть) → оздорови(ть) →оздоровл’а(ть) →оздоровлени j(е) → здоров’j(е) →здоров’jишк(о) →…

Словообразовательная цепочка представляет собой ряд из трех и более однокоренных слов, входящих в одно словообразовательное гнездо и находящихся в отношениях последовательной производности.

Исходным звеном словообразовательной цепочки является вершина словообразовательного гнезда. Например:

1) здоровый → нездоровый → нездоровиться

2) здоровый → здороветь → выздороветь → выздоровление.

Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер деривационных отношений: дериват нездоровый, непосредственно образованный от слова-вершины гнезда, находится на первой ступени производности, дериват нездоровиться – на второй ступени производности и т.п.

Словообразовательная парадигма – это класс кодериватов, т.е. однокоренных дериватов, находящихся на одной и той же ступени производности и связанных между собой отношениями совместной производности – мотивированных одним и тем же производящим.

Так, в словообразовательном гнезде с вершиной здоровый представлены следующие парадигмы: 1) здоровенький, здоровенный, нездоровый, здороветь, оздоровить, здоровье (это дериваты, образованные непосредственно от вершины данного гнезда), 2) оздоровлять, оздоровление (это дериват второй ступени производности, образованнее от глагола оздоровить), 3) выздоровление, выздоравливать (дериваты третьей ступени производности, образованнее от глагола выздороветь).

Составлено по учебнику: Современный русский литературный язык: Учебник / П.А.Лекант, Л.Л.Касаткин, Е.В.Клобуков, Л.П.Крысин; под ред. П.А.Леканта. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 766 с.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 402 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Словообразование

Дидактический материал к учебнику М.В. Панова

6 класс

§ 11. Словообразовательная цепочка

Задание 163. Мы уже подробно рассмотрели один вид отношений однокоренных слов – это словообразовательные отношения между производным и исходным словами. Рассмотрите следующие пары и ответьте на вопросы.

Задание 164. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

Задание 165. В предыдущем задании вы выстраивали «прямые» цепочки – от исходного слова ко все более многоморфемным производным. Но вы знаете, что если есть прямой порядок, то есть и обратный! В данном случае от конечного производного – к первоначальному исходному. (Может ли оно быть производным?)

Доберитесь до исходного непроизводного. Попутно определяйте способ образования производных. В случае крайнего затруднения обращайтесь к словообразовательному словарю.

Задание 166. Представьте, что по чьей-то злой воле слова из цепочки «свалены в кучу» и где исходные, где производные – не разобрать. А восстановить-то правильный порядок надо! Вот я и прошу вас сделать это. (Не забывайте указывать словообразовательные аффиксы.)

Например: плавать, пловчиха, плыть, пловец.

Таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить, таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться, охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.

Задание 167. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность. Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.

1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.

Задание 168. В конце октября выпал первый снег. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов быстренько выбежали на улицу и принялись лепить снежную бабу. Вова скатал огромный ком, Настя – поменьше (девочка все-таки!). Приступили к сооружению снеговика. А как раз накануне ребята на уроке русского языка познакомились со словообразовательной цепочкой. И тут Вову осенило.

Догадайтесь: какая мысль пришла в голову Вове?
Продолжите рассказ, включив в него диалог ребят. А заодно поделитесь своими рассуждениями о том, на что похоже производное слово в цепочке и вся цепочка в целом.

Задание 169. Вернитесь к заданиям 164–167. Из скольких слов может состоять словообразовательная цепочка? Найдите в словообразовательном словаре цепочки из разного количества слов, запишите их, выделяя словообразовательные аффиксы.

Задание 170. Вы поняли, что в словообразовательной цепочке однокоренные слова выстраиваются в определенном порядке – от сложного к простому. Свой порядок (но совсем другой) есть и у слов в предложениях (см. задание 151), и особый порядок у предложений в абзацах (иначе текст разрушится).

Перед вами – «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установите их нужную последовательность, и у вас получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.

1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.

Составьте словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать. У кого она получилась длиннее?
Найдите место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.

Задание 171. Запишите в нужном порядке перепутанные абзацы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого произведения А.П. Гайдара взят получившийся фрагмент? Читали ли вы эту повесть? О чем она? Чем отличаются гайдаровские мальчишки от своих сверстников начала XXI века? А что между ними общего?

Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки Ольга взяла к_тенка и прошла в сад.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный ш_пот. И вдруг, л_мая сухие ветки, тяж_лая лес_ница – та, что была пр_ставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подм_ная л_пухи, гулко брякнулась о землю.
Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный флаг.
На стволах о_клеванных воробьями вишен бл_стела г_рячая смола. Крепко пахло см_родиной, р_машкой и п_лынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из этих дыр т_нулись поверху и и_чезали в л_стве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й.
Ольга пр_бралась через орешник и смахнула с лица п_утину.
Веревочные провода над крыш_й задр_жали. Царапнув руки, к_тенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга ост_новилась, осм_трелась, пр_слушалась. Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч_рном квадрате окна сарая никого (не)было ни видно, ни слышно.
Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись (з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную те(р,рр)а(с,сс)у.
Что такое? Красного флага над крыш_й уже (не)было и там торчала только палка.
Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней подск_чила бойкая старая жен_щина – это была соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу вым_ть окна полы и стены.

Читайте также:  Как сделать видимыми фото в папке

Постройте три словообразовательные цепочки, исходными словами в которых были бы: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) глагол, встретившиеся в этом тексте. Укажите словообразовательные средства.

§ 12. Словообразовательное гнездо

Задание 172. Ответьте на вопросы:

Что значит первый шаг (первое звено) в словообразовательном разборе?

Из чего состоит словообразовательная цепочка?

Верно ли утверждение: от данного исходного образуется только одна цепочка? Докажите.

1. Первое звено словообразовательных отношений – исходное и производное слова (нулевая и первая ступени): громоздить – громоздкий.

2. Второе звено – словообразовательная цепочка (первая и все последующие ступени): думать – выдумать – выдумывать – навыдумывать – понавыдумывать.

3. Подумайте: а существует ли третье звено? Какие отношения включает оно? Это более или менее сложный уровень? Почему?

4. Докажите справедливость или несправедливость ваших выводов на следующем примере словообразовательного гнезда:

5. С чем бы вы сравнили словообразовательное гнездо?

Задание 173. Понаблюдайте, как устроено словообразовательное гнездо, исходным словом которого является указанное выше гримаса.

Сколько цепочек в этом гнезде?

Докажите, что гнездо показывает ступенчатый характер русского словообразования.

Как соблюдается алфавитный порядок в размещении производных в гнезде?

Почему гнездо называют упорядоченным объединением всех производных слов с одним корнем?

Задание 174. Какие бывают гнезда?

Рассмотрите следующие словообразовательные гнезда. Чем они отличаются?

Из скольких слов может состоять гнездо?

Всегда ли можно однозначно говорить об исходных словах для одного и того же производного (см. пример 7)? Меняется ли способ словообразования в том случае, когда цепочка последовательностей выстраивается разными путями?

Раскройте на любой странице словообразовательный словарь. Вы видите, что гнезда бывают гораздо объемнее, чем те, которые мы с вами сейчас рассмотрели. Встречаются поистине гнезда-гиганты. К примеру, у слова холод 157 производных, свет (= лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587! (Не верите – проверьте!)

Приведите свои примеры словообразовательных гнезд, состоящих из огромного количества слов.

Задание 175. Восстановите пропущенные слова в словообразовательном гнезде.

а) Импровизировать (для мальчиков):

Задание 176. Вернитесь к заданию 174. По желанию выберите самое легкое или самое сложное гнездо и попробуйте построить подобное, взяв за исходное одно из следующих слов: странный, хоккей, экстренный, эффект, радиатор, шея, экскурсия. Сверьтесь со словообразовательным словарем.
Сравните получившееся у вас гнездо с выбранным вами образцом. Если в обоих вариантах встретились производные с одним и тем же словообразовательным значением, посмотрите, одинаковые ли дериваторы выражают его.
Есть ли в получившемся гнезде что-то общее с первоначальным? Чем вы объясните разницу?

Задание 177. Перед вами – фрагменты гнезд (словообразовательные аффиксы не выделены). Проверьте: все ли они приведены верно, нет ли в них «чужаков»? Обоснуйте свой ответ.

Придумайте предложения с «лишними» словами, используя их внешнее сходство с якобы родственным исходным словом. Например: Я красил потолок малярийной кистью. В конце невосклицательного повествовательного предложения ставится уточка. Вы улыбнулись?

Задание 178. Прочитайте текст.

Все, о чем здесь идет речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нем живет не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем, что более подходило бы, конечно, какой-нибудь столице.

Познакомьтесь с фрагментом словообразовательного гнезда.

Определите разницу в лексическом значении выделенных в тексте однокоренных слов.

ГОРОД. Общеслав. Того же корня, что и жердь, немец. Garten – «сад», албан. garth – «ограда» и т.д. Исходное gordъ > город в результате появления полногласия и отпадения в историческую эпоху слабого редуцированного ъ. Первоначально – «ограда, забор», затем – «огороженное место» и далее – «крепость, город».

Согласны ли вы с утверждением автора, что слово городище «более подходило бы какой-нибудь столице»? В чем причина возникшей двусмысленности?

Придумайте несколько предложений с разными значениями слова городище.

После нашей деревушки даже маленький городок кажется городищем.

Рядом с парком Тригорского находится городище Воронич – памятник далекого героического прошлого русского народа, его славной истории. (С.С. Гейченко)

Выясните лексическое значение слова обыватель. Производное оно или нет? В каком гнезде можно его встретить? В случае затруднения прочитайте этимологическую справку.

ОБЫВАТЕЛЬ. Искон. Суффикс, производное от обывать – «обитать, проживать». Первоначальное значение – «житель какой-либо местности». Отрицательное значение вторично, ср. мещанин, бюргер. (Заодно выясните лексическое значение и этих слов.)

Задание 179. Вот еще фрагмент словообразовательного гнезда (без выделения словообразовательных аффиксов).

Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?
В.И. Красных приводит такое толкование лексического значения слов жизненный и житейский.

ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.

ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.)

Во избежание трудностей в их употреблении дополнительно приводится такая справка.
В предложениях со словом житейский речь идет преимущественно о явлениях и событиях обычной, будничной жизни, несколько «приземленных», происходящих на бытовом уровне (семья, работа, отношения с окружающими людьми и т.д.). В то же время предложения со словом жизненный касаются, как правило, вопросов, выходящих за узкие рамки бытовых отношений и имеющих в той или иной степени общественное значение. В некоторых случаях оба паронима могут употребляться с одними и теми же существительными, привнося при этом те или иные оттенки в высказывание.

Читайте также:  Как сделать валерьянку для кота

Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?

И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)

Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)

К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)

Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)

Мы поговорили о делах _______.

Ну что поделаешь, коли ни Господь, ни _______ обстоятельства не дали человеку ни образования, ни таланта. (Газета «Известия»)

Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)

И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)

Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)

Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить или о паронимах, встретившихся в одном из приведенных предложений (по выбору).

Задание 180. Есть такой анекдот.

Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?

Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но. в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.

Задание 181. Прочитайте текст.

У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.

Найдите однокоренные слова к глаголу учить. Постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда этого исходного.
О каком написании упоминает автор, говоря о том, как пишется слово корова?
Справедливо ли утверждение автора, что «безусловно, язык – условность»? (Помните, что правописание 85–90 процентов русских слов подчиняется фонемному принципу?)
Подберите в тексте примеры, написание которых не условное, а соответствует основному правилу русской орфографии.
О какой грамотности учителей и неграмотности учеников идет здесь речь? А какая еще бывает грамотность?
Вы разделяете позицию автора, что правила правописания придумали учителя? И только для того, чтобы мучить учеников? Порассуждайте об этом письменно.

Задание 182. Осторожно: опасное словообразование!

В одной из занимательных историй рассказывается.

Один помещик желал определить сына в какое-то учебное заведение. Для этого ему нужно было подать прошение на высочайшее имя. Не зная, как написать прошение и, главное, затрудняясь, как титуловать государя, простак вспомнил, что государя называли августейшим, а так как дело было в сентябре, написал в прошении: «Сентябрейший государь!». Прочитав это прошение, Николай I рассмеялся и сказал:
– Непременно принять сына и учить, чтобы он не был таким дураком, как отец его!

Что подвело помещика?
Запишите несколько предложений с обращениями, уместными по отношению к лицам разного возраста, степени родства, знакомства, положения в обществе.
Применима ли к этой исторической байке пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло»? Почему?
Воспроизведите гнездо с исходным словом сентябрь. Сколько в нем слов? Вспомните, какой диалектный однокоренной глагол использует К.Г. Паустовский. (См. задание 26.)
Помогло ли вам понимание словообразовательных законов определить значение глагола титуловать?

Задание 183. Рассмотрите репродукцию пейзажа И.Левитана «Золотая осень».
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Допишите последнее предложение абзаца.

«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, пр_зрачная голуб_зна неба, рыж_ватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывает(?)ся в грудь и от которого, как от ключ_вой воды, поламывает зубы. И бодр_сть, которой зар_жает нас этот п_гожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончит(?)ся праздник, а за ним – ув_данье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенн_сть, что потом, впереди.

К словам с пропусками в суффиксах подберите проверочные. Во всех ли случаях удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов синь, зелень, грудь? Можно ли говорить об исходной основе каждого из них?
Найдите слова с корнем -син-, расположите их в словообразовательном гнезде, дополните его известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от исходного слова золото, состоящую из производных не менее двух ступеней.
Определите словообразовательный тип следующих производных: увяданье, рыжеватая, поламывать; дополните их список.

Задание 184. Поработаем «гнездостроителями»!

А теперь последовательно будем присоединять к слову аллея перечисленные суффиксы. Все ли из них мы можем использовать? (Не забывайте о непредсказуемости словообразования: что удобно в одном случае, совершенно неприемлемо в другом!) Вот какая картина, наверное, у вас получилась:

АЛЛЕЙ-арь (аллеярь) – мастер по закладке аллей;

АЛЛЕЕНИЕ – процесс украшения города аллеями;

АЛЛЕЯНИН – постоянный обитатель аллей (может быть, бомж?);

АЛЛЕИЗМ – философское учение, доказывающее полезность и нужность увеличения количества аллей

АЛЛЕИСТ – см. Аллеярь или аллеизм;

АЛЛЕИХА – жена (см. предыдущую строку);

АЛЛЕИЦА – аллея гигантских размеров;

АЛЛЕИШКА – пренебрежительное название не совсем приглядной аллеи;

АЛЛЕЁНОК – очень молодая аллея;

АЛЛЕЙСТВО – приверженность к разведению аллей;

АЛЛЕЙЩИК – специалист на все руки по аллеям.

И это только существительные! Прилагательные и глаголы получаются тоже не менее симпатичные:

АЛЛЕИТЬ – украшать аллеями;

АЛЛЕЙНИЧАТЬ – проводить время в аллее и т.д.

К глаголам совсем легко добавлять приставки, и вот, пожалуйста:

Если ваша фантазия иссякла, то уставшие могут отдохнуть, а самые отважные пусть теперь попытаются объединить все получившиеся производные в гнезде.

Но не слишком обольщайтесь: придуманные только что слова можно назвать полноправными членами лексики лишь относительно – они пока не вошли в язык, не закрепились в нем, да и вряд ли когда-то войдут. Вы сочинили их по просьбе учителя, также их можно создавать и на случай, к примеру, в разговоре. То есть эти слова быстро возникают и почти всегда столь же быстро исчезают. В науке их называют окказионализмами.

Читайте также:  Как сделать ровный паз

Вопрос, на который можно не отвечать: как вы считаете, полезной или бесполезной работой вы сейчас занимались? Кто хочет, поясните свой ответ.

Источник

Слово из гнезда

Работа со словообразовательным гнездом на уроках русского языка

Теоретическое осмысление языка начинается уже в начальной школе. Подобное и достаточно углубленное изучение словообразования в курсе русского языка способствует формированию творческого потенциала учащихся. Обращение к содержательной стороне фактов словопроизводства вырабатывает у школьников «готовность сознательно выбирать языковые средства, наиболее точно и образно передающие мысль в определенной речевой ситуации» (С.И. Львова).

В соответствии с традицией в начальной школе словообразовательная работа заключается в вычленении морфем, иногда и в определении значения конкретных морфем, то есть носит аналитический характер. Производная лексика рассматривается в основном с точки зрения формы (структуры). Но аналитический подход следует сочетать с синтетическим, который нашел бы отражение в работе со словообразовательной моделью, словообразовательным гнездом.

Организация наблюдения структурно-семантических особенностей производных слов разных частей речи, учет смысловых связей между словами в словообразовательных парах осуществляется эффективнее на материале словообразовательного гнезда. На уроках русского языка в начальных классах словообразовательное гнездо можно рассматривать как семью однокоренных слов.

Для работы в начальных классах можно предложить следующую структуру словообразовательного гнезда. Каждое гнездо содержит слово, являющееся его вершиной, а затем расположены по алфавиту производные слова. За производным словом в скобках следует пара близкородственных слов, то есть словообразовательная пара. Затем дается описание значения производного слова через производящее (если это возможно), что позволяет лучше осознать словообразовательные связи между словами в словообразовательных парах. Если образование приставочное, оно расположено в своем алфавитном порядке лесенкой по отношению к бесприставочным образованиям. Например, словообразовательное гнездо с вершиной береза:

В процессе работы со словообразовательным гнездом (семьей однокоренных слов) младшие школьники раскрывают механизм образования одного слова на базе другого, устанавливают мотивационные отношения между словами гнезда. Это позволяет реализовать системный подход при изучении словообразования вообще и при анализе производной лексики в частности.

Приведем примеры упражнений со словообразовательным гнездом.

1. В какую словообразовательную семью входят данные пары слов? Все ли указанные пары являются близкородственными, то есть в каждой ли паре одно слово образовано от другого? Ответ обоснуйте.

Дождь – дождевой, дождь – дождливый, дождевой – дождевик, дождь – дождик, дождинка – дождичек, дождь – дождевик.

2. Что означают следующие слова: синеть, синька, синенький, синеватый, посинеть, синева? Входят ли они в одну семью однокоренных слов? Докажите. Какое слово в этой семье однокоренных слов является вершиной (главой семьи)?

3. От слова нос образуйте слова со следующими значениями:

прил. к нос, относящийся к носу;
маленький нос;
очень большой нос;
тот, кто обладает большим носом.

Входят ли данные слова в одну семью однокоренных слов? Почему?

4. Выберите для каждого слова соответствующее ему значение.

Лесник Обильно заросший лесом.
Лесистый Маленький лес.
Перелесок Тот, кто следит за порядком в лесу.
Лесок Небольшой участок в лесу, отделенный от леса лужайкой; маленький лес.

Соедините слово и соответствующее ему значение стрелочкой.

5. Замените одним словом:

уменьш.-ласк. к береза;
прил. к осина, относящийся к осине;
роща или лес, состоящий из берез;
уменьш.-ласк. к осина;
ласк, к береза;
заросли осины;
прил. к береза, относящийся к березе;
гриб, растущий в основном под осиной;
гриб, растущий в основном под березой.

Распределите полученные слова по словообразовательным семьям. Как образованы данные слова?

6. Рассмотрите следующую семью однокоренных слов. Заполните пропуски. Выделите суффиксы, с помощью которых были образованы данные слова.

7. Что означают слова правого столбика? Как они образованы? Заполните левый столбик:

снег – снежный
. – снеговой
. – снежинка
. – снежище
. – снежок
. – бесснежный
. – подснежник

8. Прочитайте. Найдите в тексте слова, входящие в одну словообразовательную семью. Какое слово в этой семье однокоренных слов будет вершиной?

Весной снег быстро растаял, и вода затопила бобровую хатку. Пришлось бобрятам расплываться в разные стороны. Маленький бобренок выбился из сил. Я заметил его и вытащил из воды. Дома он долго чистился и сушился. После еды бобренок собрал листики, подгреб их под себя и уснул.

Какие пары близкородственных слов входят в эту словообразовательную семью? Продолжите ряд:

9. Составьте словообразовательную семью с вершиной берег. Объясните значение слов, входящих в эту семью однокоренных слов, и установите, как образованы данные слова.

10. Составьте две семьи однокоренных слов с вершинами цвет1 (тон, окраска) и цвет2 (цветок). Сравните составленные словообразовательные гнезда. Одинаковы ли они? Почему?

11. Рассмотрите словообразовательное гнездо. Составьте словообразовательные цепочки со словами данного гнезда.

12. Определите место однокоренных слов в словообразовательном гнезде. Какое слово будет являться вершиной? Заполните пропуски. При затруднении обратитесь к словарю.

13. Рассмотрите словообразовательное гнездо с вершиной густой и составьте гнездо с вершиной алый. Выпишите слова, образованные по одной модели (схеме).

14. Распределите слова по словообразовательным гнездам. Укажите их вершины.

Проводить, вода, водить, проводник, подводник, проводница, приводниться, проводы, водный, приводить, водянистый, сопроводить, водяной.

Что означает выделенное слово? Приведите примеры слов, подобных данному, то есть образованных по той же модели (схеме).

15. Рассмотрите семью однокоренных слов.

Сравните слова белеть и белить по значению, составу и способу образования. Придумайте и запишите с данными словами предложения.
Составьте словообразовательное гнездо, которое включало бы слова, противоположные по значению по отношению к словам рассмотренного гнезда.

16. Сравните слова: храбрый – смелый.
Составьте и сравните словообразовательные гнезда, в которых данные слова являются вершинами. Какой вывод можно сделать?

17. Прочитайте слова. В чем их необычность? Попытайтесь объяснить их значение.

Кныш, кнышиха, кнышонок, кнышиный, кнышатник.

Могут ли данные слова входить в одну семью однокоренных слов? Докажите.

18. Составьте такое словообразовательное гнездо, чтобы в нем были слова, образованные по следующим моделям:

а) глаг. + -тель – лицо, совершающее действие, названное глаголом;
б) сущ. + -ниц(а) – наименование лица женского пола по лицу мужского пола;
в) сущ. + -ск- – свойственный кому-либо, чему-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо.

Таким образом, введение содержательного анализа фактов словопроизводства способствует развитию у школьников способности проникать в глубь слова. Выявление лексико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда содействует системному изучению данного раздела в школе.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни