Гайд Crusader Kings 3: советы, браки, вассалы и интриги
Новая часть Crusader Kings, как и многие другие глобальные стратегии Paradox Interactive, может быть очень сложной для освоения, как для новичков, так и для ветеранов. Вот почему не стоит пытаться сразу же узнать все ее нюансы и особенности. Лучше изучайте ее механики шаг за шагом, постепенно расширяя свой багаж знаний и постепенно применяя его на практике.
Настоятельно рекомендуем вам прочитать наш гайд Crusader Kings 3 перед запуском игры, чтобы вы смогли быстрее разобраться в ее основах и не совершили банальных ошибок.
Полезные советы по Crusader King 3
Выберите образ жизни
Первым делом выберите образ жизни для своего лидера. От начального образования правителя зависит, за какой параметр он сможет получить бонусный опыт. Не забывайте также посещать данное меню после повышения уровня выбранного образа жизни, чтобы открыть новые достоинства.
Это также необходимо делать после нажатия на клавишу «Esc» и переключения на нового персонажа (вам нужно будет выбрать фокус образа жизни для своего нового лидера). Добавим, что правитель не может иметь фокус в образе жизни, если ему еще не исполнилось шесть лет.
Браки и союзы
В третьей части, как и в предыдущих играх серии, ваши браки и союзы будут определять, насколько успешным окажется ваше прохождение кампании. Наличие поддержки от могущественного союзника определенно поможет вам переломить ход большинства сражений.
В начале 1066 года некоторые правители, такие как Мурхад из Манстера, Хименас из Кастилии и Филипп из Франции, либо не женаты, либо еще не обручены (это также может относиться к их наследникам). Это ваш шанс найти подходящую супругу. Речь идет о персонаже, живущем в сильном государстве, на которое вы не собираетесь напасть, но в конечном итоге планируете забрать его земли, возможно, по наследству. Распределяйте потенциальные браки по силе получаемого альянса, но обратите также внимание на врожденные черты, которые могут быть переданы потомкам (если это возможно).
Например, в случае с Мурхадом вы можете обручиться со старшей дочерью герцога Нормандии Вильгельма II, Сесилией. Тем временем наследник короля Брайан может жениться на старшей дочери герцога Гвинедского и Повиса. Это позволит вам получить могущественных покровителей – герцога, контролирующего большую часть Уэльса, и человека, который станет «Завоевателем» Англии. Маловероятно, что какая-либо из дочерей будет претендовать на власть над этими землями, но есть шанс, что их претензии перейдут к вашим потомкам.
Кроме того, если у выбранного вами правителя уже есть взрослые сыновья, то вам следует перестать «делать» новых наследников как минимум несколько лет. Царства часто будут иметь законы о владениях или конфедеративных разделах, которые будут делить все ваши территории между подходящими детьми. Чего вы не хотите в начале вашего прохождения, так это иметь еще одного сына, который станет претендентом на титулы вашего наследника. По крайней мере, подождите некоторое время, пока ваш наследник не сможет произвести больше потомков, продолжая при этом захватывать новые земли.
Совет и вассалы
Теперь перейдите на вкладку «Совет», в котором вы заметите следующие должности:
Добавим, что в уведомлениях может появиться известие, что вас не одобряет архиепископ или главный священнослужитель вашего королевства (является членом совета). В подобной ситуации необходимо кликнуть ПКМ по нужному персонажу и использовать «Влияние» (действие/схема), чтобы увеличить его мнение о вас (можете просто отдать ему крупную сумму денег). При наличии положительного мнения (одобрения) сборы в церквях или других религиозных сооружениях значительно возрастут.
Последним членом совета является ваша супруга, способная добавить дополнительный «шарм» к выбранному параметру, помогая при этом управлять королевством. Просто убедитесь, что они не заземлились, иначе не появятся на данной панели.
Схемы
Схемы, секреты и зацепки появятся на панели «Интриги». Единственная доступная схема на данный момент – «Убийство». Вы можете выбрать эту опцию и начать заговор против своего соперника, но помните о шансах на успех и секретности – даже при 95% вы все равно можете потерпеть неудачу. В идеале не стоит никого убивать, даже если у вас нет правителя, родственника или вассала в очереди на титул. На данное мероприятие может также потребоваться золото (для повышения успешности заговора). Но если оно ни к чему не приведет, то вы лишь зря потратите деньги.
Ваш тайный советник может попытаться «найти секреты», и они тоже будут отображаться на панели «Интриги». Вы можете шантажировать другого персонажа в обмен на компромат, который впоследствии можно использовать для различных действий, таких как отмена титулов у неугодных персонажей, заключение их в тюрьму, принуждение к браку по расчету и так далее.
Решения
Вряд ли вы начнете принимать решения уже в самом начале кампании, однако мы все же отметим этот момент. У большинства лидеров имеется четкая цель, которая базируется на их культуре или определенной локации. К примеру, ирландские правители мечтают об объединении Ирландии, Химены надеются завоевать всю Испанию и сформировать Португалию, а византийцы – устранить «немецких претендентов».
На окошке с решениями вы сможете также приглашать рыцарей и претендентов, но на это придется потратить немало ресурсов. Тут также имеются варианты для снятия стресса, включая отправление в паломничество, организацию пира и проведение охоты. Будучи ребенком, будущий лидер может также погладить собаку или кошку (с некоторыми питомцами связано несколько событий).
В этом меню можно пригласить придворного врача, что крайне важно, если ваш персонаж заболел. Хорошо, если им является главный священнослужитель страны, что поможет вам улучшить его мнение о вас (кликните ПКМ по его портрету и нажмите на кнопку «Больше» под надписью «Вассалы & Совет», чтобы увидеть нужную опцию). Однако при необходимости можно выбрать и других персонажей.
Ваши земли, культура и династия
Если вы увеличите масштаб карты, то заметите таблички с названиями небольших замков или баронств. Это те, которые принадлежат вам напрямую (они также считаются столицами графств). Именно на них будет ложиться основная тяжесть ваших сборов солдат и налогов (наряду с теми, которые предоставляются мэрами и духовенством в этих округах).
Если вы нажмете на различные поселения, то увидите панель, которая позволит вам строить или улучшать здания в них. Впрочем, в начале кампании можете об этом не задумываться. Фактически, вам это не понадобится, пока вы не накопите сотни или тысячи золотых монет. Однако на будущее советуем вам сосредоточиться на создании построек, которые увеличивают величину ваших армейских сборов, таких как военный лагерь или казармы. Или же, если поселение находится на плоской равнине, то создавайте фермы, чтобы получать с них золото; если рядом с морем, то постройте гавань.
Между тем панель культуры показывает ваши технологические достижения. Если вы культурный руководитель, то можете выбрать одну инновацию, которая со временем будет исследована. Попробуйте выбрать зубцы или города с самоуправлением (или их эквиваленты, если в культуре их еще нет), а также баллисты и королевские солдаты.
Примечание: Быть на передовой своей культуры может оказаться сомнительным делом. Главное требование – контролировать большую часть земель данной культуры. Однако случайный вассал все равно может каким-то образом стать лидером культуры, даже если вы контролируете боле крупное королевство.
Что касается панели династии, на ней показаны все родственники, принадлежащие к тому или иному роду, а также его дома или ветви. Разумеется, следует постоянно расширять свое семейство, чтобы продолжить выбранный путь, даже если правитель умрет.
Маловероятно, что на начальном этапе вы сможете разблокировать наследие династии, так как вам понадобится много известности – ресурс, который увеличивается в зависимости от количества имеющихся у вас родственников, не являющихся супругами правителей, и лидерами, не подчиняющимися вассалу из той же династии. Например, граф Брайен III и граф Брайен IV не принесут вам больше известности, если они будут под властью герцога Брайена II. Они должны быть либо независимыми, либо их сюзерен должен принадлежать к другой династии.
Примечание: Хотя у религии есть своя панель, она не является важным элементом, по крайней мере, на ранних этапах вашего прохождения. Вы, конечно, можете пересмотреть некоторые принципы и законы, но вы не сможете внести какие-либо радикальные изменения (например, преобразовать веру в языческую) или создать свою ответвленную религию, пока не наберете больше благочестия.
Претенденты, войны и ваша армия
В Crusader Kings 3 разработчики неплохо поработали нам улучшением системы ведения войны. Появилась точка сбора (на карте выглядит как маленький флажок), которую вы можете использовать любое количество раз. Эти точки представляют собой места, в которые прибудут ваши войска (в отдельной вкладке имеется кнопка, с помощью которой можно без проблем собирать и распускать армии). Вам также не придется больше строить корабли, так как юниты смогут автоматически перемещаться по морям и другим водоемам, используя транспортные суда (правда, придется заплатить определенную сумму за перевозку).
В меню «Армия» можно также увидеть количество собранных солдат (которые были вызваны с владений, принадлежащих вам и вашим вассалам). Тут можно нанимать бойцов разного профиля (лучников, всадников и так далее) и создавать осадные орудия. При наличии лишних денег можете нанять наемников, контракты которых рассчитаны на 3 года (можно продлить). В будущем вы сможете отыскать различные религиозные ордены, например, госпитальеров или рыцарей-тамплиеров.
Естественно, помимо подавления крестьянских бунтов, вам предстоит использовать свою армию, чтобы надавливать на претендентов и объявлять войны другим правителям. Ваш лидер начинает с нескольких претендентов, но ваш архиепископ может создать еще нескольких.
В меню совета тоже демонстрируются персонажи, претендующие на трон (вы можете пригласить их в свой совет). Вы также можете воспользоваться опцией «пригласить претендентов», но только при наличии большого количества престижа. В уведомлениях вы сможете даже узнать о войнах, которые можно объявить на основании существующих претендентов.
Для объявления войны другому лидеру необходимо кликнуть ПКМ по его портрету, а затем выбрать соответствующую опцию. В меню имеется маленькая кнопка с надписью «изменить цель», в случае если вы планируете напасть на иные графства или герцогства, которые находятся под управлением неугодного вам правителя. Вы сможете сравнить военную силу вашей страны и потенциального противника. Но следует иметь в виду, что полученная информация может ввести вас в заблуждение, так как враг вполне способен неожиданно получить дополнительные войска, например, набрать больше солдат после объявления вами войны.
К тому же постоянные военные конфликты негативно скажутся на вашем престиже; ваши расходы заметно возрастут, если вы собираетесь захватить огромные территории. Не советуем вам также нарушать перемирие, так как это отрицательно повлияет на уровень славы. Если говорить о религиозных войнах (Священная война), то на нее понадобится набожность. Плюс, они могут быть вам недоступны при другой вере лидера или низком уровне религиозного рвения.
Дневник разработчиков Crusader Kings 3 #12
Всем привет!
Добро пожаловать в очередной дневник разработчиков, посвящённый ещё одному замечательному образу жизни и связанным с ним достоинствам! На этой неделе я расскажу вам о начинающих предпринимателях и умелых финансистах. Нет, это не об одной давно запрашиваемой игре с цифрой 3 на конце, а об образе жизни Управление!
Управление касается всего, связанного с золотом, а также с развитием и управлением вашей державой. Вы можете выбрать один из трёх фокусов:
[Богатство — Ежемесячный доход: +10%]
[Домен — Управление: +3]
[Долг — Управление: +1, Что думают Придворные и Гость: +20]
Богатство — даёт бонусы к доходам, на случай, если вам нужно научиться зарабатывать.
Домен — повышает ваш навык управления различными бонусами.
Долг — немного увеличивает навык управления и значительно повышает мнение придворных и гостей. Может быть крайне полезно, чтобы поддерживать верность близких к вам людей.
Помните, что все значения могут поменяться, поскольку разработка игры ещё не завершена!
Цель, связанных с фокусами деревьев достоинств, в том, чтобы позволить вам по-новому сделать упор на этих областях — вашем доходе, вашем развитии и управлении людьми («отдел кадров»).
Алчность
Алчность до золота, конечно же, и вам открываются всевозможные новые источники дохода.
[Золотые обязательства — Можно потребовать выплаты за влияние]
Золотые обязательства позволяют вам требовать деньги за влияние (у людей, которые у вас на крючке), а не просто навязывать людям свою волю тем или иным образом. Учитывая, что глава династии имеет влияние на всех её членов, мне очень нравится собирать «семейный налог», когда я хочу построить что-нибудь претенциозное.
Но если влияние не даёт вам достаточно золота, можно копнуть глубже:
[Это МОИ земли — Можно использовать решение «Вымогательство»]
Вымогательство позволит вам требовать деньги с вассалов, владений, придворных и т.д., но хотя в краткосрочной перспективе деньги кажутся бесплатными, обычно за всё приходится платить в зависимости от способа вымогательства.
При использовании решения вам предоставится особая возможность, нацеленная, скажем, на влиятельного вассала, и решение о том, насколько сильно вы хотите надавить. Всё же, порой вам нужно совсем немного золота.
И наконец, если вам не нравится брать деньги и почти ничего не предлагать взамен, вы можете продавать «титулы».
[Любой ценой — Можно использовать решение «Продажа титулов»]
Учтите, что решение о продаже титулов не подразумевает продажи ваших земель. Вместо этого вы продаёте малозначащие титулы рыцаря и почётные титулы. Обычно за это вам приходится расплачиваться потерей престижа или просто падением значимости благородного сословия как такового. Ваш доход зависит от доверчивости ваших подданных. Или от того, насколько выгодной для себя они видят эту возможность.
Так что с этими бонусами у вас будет масса возможностей на случай, если понадобится лишнее золотишко.
Но есть и пассивные источники доходов для ценителей, предпочитающих, чтобы на них работали уже имеющиеся средства.
[Подробные летописи — Мнение республик: +20, Налоги с республик: +10%]
А это что такое? Власть имущие наживаются на войне? Что за глупый вымышленный мир мы придумали для этой игры?
[Военная выгода — Ежемесячный доход во время войны: +25%]
Кстати о постоянной войне, деньги могут купить вам многое, но только Ужас даст вам рвущиеся в бой войска.
О, подождите! Думаю, золото тоже может купить вам рвущиеся в бой войска. Однажды в будущих дневникам мы поговорим о наёмниках.
И если после этого вы всё ещё не получаете достаточно денег, то можно получить качество «Алчность». Оно поможет вам накапливать золото, пока вы не задохнётесь под его весом, предоставляя небольшой бонус к навыку управления и значительный прямой прирос ежемесячного дохода.
Архитектор
Но возможно ваша цель не только в том, чтобы собрать самую большую кучу денег? Возможно, вы хотите оставить свой след в мире? Это может быть не столь безумным, как кажется. Но что это может быть?
Конечно же, самые большие здания! Давайте посмотрим, что может предложить дерево архитектора.
Для начала, есть бонусы, улучшающие вашу способность строить здания, что вполне естественно:
Так вы сможете застроить свою державу быстрее и дешевле, независимо от того, что вы хотите построить.
Вы можете даже найти улучшения, повышающие скорость прироста развития в вашей столице:
[Централизация — Развитие, прирост в столице: +0.2/месяц]
Здесь мне становится тоскливо. Поработав немного разработчиком игр, подобный бонус станет вашей ежедневной мечтой.
И если вам нравится строить, но вас сдерживает этот противный предел домена. То есть достоинство, которое вам поможет!
[Распределение внимания — Предел домена: +2]
Так у вас будет ЕЩЁ БОЛЬШЕ МЕСТ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА!
Но с большим количеством титулов можно оказаться в ситуации, когда под вашим контролем находится много недовольных крестьян, которое могут стать ещё более недовольными. Я знаю, в это трудно поверить (учитывая, сколько вы для них сделали, например, собрали их деньги в кучу), но вероятность куда выше, чем вы думаете. Но популярность можно купить:
[Популярная фигура — Народное мнение: +50]
Надеемся, этого хватит, чтобы присмирить крестьян.
Если же угрозы скорее внешние, чем внутренние, то вот вам инструменты управления, которые помогут разобраться и с этим. Никогда не сдавайтесь тем, кто хочет отнять у вас всё, что вы ПОСТРОИЛИ ПРИ ПОМОЩИ СВОИХ ДВУХ сотен тысяч крестьянских РУК!
[Списки рекрутов — Скорость пополнения ополчения: +100%]
А это что, спросите? Этот дневник слишком много рассказывает о строительстве, но слишком мало об извлечении доходов? Хорошо. Вот вам достоинство, которое поможет вашему управляющему.
[Сборщик налогов — Собрать налоги, эффективность: +25%]
Администратор
Я не осуждаю, если поборники чести и благородства уже решили, что управление ничего не даст им. Всё же, управление нужно именно для получения денег. Но не спешите с выводами! Кем бы вы ни были, у вас всегда найдутся назойливые вассалы (а возможно и сюзерены). И у нас есть для вас отличное дерево.
[Соблюдение приличий — Вассалы с меньшей вероятностью вступят во фракцию сепаратистов]
Эти пассивные бонусы станут благодатью для каждого, кто пытается удержать свою державу от распада.
Если вам нужно нечто более активное, вы можете повысить эффективность попыток вашего канцлера улучшить отношения с вассалами:
[Цепи верности — Внутренние дела, эффективность: +25%]
Иногда мало просто хорошего отношения, и вам приходится прибегать к суровым мерам, которые некоторые могут счесть несправедливыми, злобными или тираническими. Разве не было бы здорово, если бы люди меньше внимания уделяли мелочам, запоминая дары, которые вы посылаете им после этого?
Но какой прок в верных вассалах, если вам нечего получить с этого? Ну, на самом деле, верные вассалы многое для вас делают. Но не могут ли они делать чуть больше?
[Многочисленное ополчение — Ополчение с вассала: +10%]
А те, кто пользуется наибольшим почётом и уважением, должны вносить наибольший вклад, не так ли?
[Честь служить — Налоги от довольных Влиятельных вассалов: +25%, Ополчение от довольных Влиятельных вассалов: +25%]
«Довольный влиятельный вассал» — это влиятельный вассал, заседающий в совете. Вам нелегко будет сделать их по-настоящему довольными, поверьте. Неблагодарные свиньи.
Но что если у вас нет кучки вассалов? Возможно, вы не на вершине феодальной лестницы, хотя явно заслуживаете этого?
[Меритократия — Можно претендовать на трон сюзерена]
Происки «Претензия на трон», очевидно, рискованы, но вы можете воспользоваться ими против своего сюзерена, чтобы получить претензию на его титулы. Всё же, куда проще получить власть при помощи фракции поддержки претендента, чем через поколения непредвиденных наследств.
Сами происки относятся к враждебным, полагающимся на учёность и интриги и использующим заговорщиков. Самыми могущественными из них будут члены совета вашего сюзерена. Вам потребуется значительная поддержка, чтобы убедительно доказать свои права. Хотя, очевидно, что именно вы законный правитель.
И в конце пути ваш ждёт качество «Администратор». Это в некотором роде смесь того и другого. Оно улучшает мнение вассалов, но также слегка снижает стоимость строительства.
Вот и всё на этой неделе! Надуюсь, вы уже готовы рисовать финансовые графики и редактировать семейную историю, чтобы оправдать свои претензии. Образ жизни Управление предлагает множество путей к золоту, стабильности и процветанию.
Заметки о моддинге
Но прежде чем уйти, я хочу немного рассказать о моддинге этой системы. Мы получили ряд вопросов после предыдущего дневника, и мне стоит рассказать об этом.
Структура и расклад деревьев достоинств записаны скритами, то есть можно легко добавлять новое, передвигать существующее, выставлять различные требования для достоинств и т.д. И, отвечая на вопрос, можно поместить все достоинства одного образа жизни в одно большое дерево, а не в три разных, и можно сделать по несколько точек входа и выхода у одного дерева.
Что же до того, что мододелы смогут делать с достоинствами. да почти всё. Давать персонажам модификаторы, запускать особые эффекты, использовать в качестве триггеров. Если вам что-то пришло в голову, то, вероятно, можно сделать соответствующее достоинство. Вы можете делать новые образы жизни, если у вас есть хорошие идеи!
Я могу придумать с полдюжины возможностей использовать эту систему для моддинга, и меня не удивит, если мододелы быстро найдут способы её применения, о которых мы и не думали. Так что пока вы терпеливо и с энтузиазмом ждёте игру, я с неменьшим энтузиазмом жду возможности увидеть, что смогут сотворить вдохновлённые члены нашего сообщества!
На следующей неделе мы поговорим об образе жизни Учёность и всём, что с ним связано. Мы пока не будем говорить о религиях, но в этом образе жизни всё равно хватает классных штук, и я не могу дождаться возможности поделиться ими с вами.