Бубен
Бубен – это один из самых древних музыкальных инструментов во всем мире. Этот инструмент является неотъемлемым атрибутом колдунов и шаманов. Его удивительное звучание украшает музыку разных народов, к примеру, зажигательные пляски цыган. На востоке многие народные танцы исполняются под единственный аккомпанирующий инструмент – бубен. Это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.
Считается, что первые бубны появились на территории Азии во II – III веках, когда шаманы первобытных племен использовали их в своих магических ритуалах. Бубен представлял собой деревянный обод с обтянутой мембраной, которую вырезали из кожи животных. С внутренней стороны были приделаны поперечные прутья, на которые крепились небольшие колокольчики, погремушки и даже изображения духов. Звук от такого бубна был слышен на десятки метров при каждом его движении.
В индийской культуре бубен связывали с ритмами космоса, а в Центральной Америке звук бубна стал символом плодородия. На Руси история бубна начинается в X веке, когда он был символом доблести и достоинства всех военных походов князя Святослава Игоревича. Этот инструменты играл огромную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов. Чуть позже бубен был атрибутом всех масленичных гуляний и праздников.
Большим уважением в те времена пользовался огромный ратный бубен. Для перевозки ратных бубнов требовалась сила четырех лошадей, они представляли собой огромные металлические котлы, обтянутые кожей. Такие бубны часто использовался во времена сражений, ударяя в такой бубен определенным образом дружина могла подать знак своим союзникам и предупредить их об атаке врага или передать важную информацию. Ратный бубен, благодаря своим внушительным размерам, издавал низкое, глубокое, почти зловещее звучание, тем самым нагоняя страх на врага.
Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром из кожи на другом. У каждого воеводы в дружине был ратный бубен, а по количеству бубнов определялось численность войска. Бубен становится более популярным ударным инструментом, как только попадает на Ближний Восток, а затем и в Европу. Однако в XVIII веке начинается спад его популярности, и на первый план выходит другой музыкальный инструмент – барабан. С тех пор их конкуренция не заканчивается.
В настоящее время выделяют два вида бубнов:
Существует множество приемов исполнения на бубне, но весьма распространенными считаются отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло. Исполнитель может бить в бубен пальцами рук или ладонью, удрать им по коленям, голове или другим частям тела. Нередко опытные музыканты подкидывают бубен в воздух во время своего представления, перебрасывают из одной руки в другую и совершают интересные трюки. Встряхивание – это очень частое постукивание руки, держащей инструмент в области локтя или запястья. При выполнения этого приема игры звучание исходит только от бубенцов. Музыкальный прием игры на бубне тремоло представляет собой быстрое потряхивание бубна левой или правой рукой.
С самого раннего возраста дети любят играть с бубном, ударяя по нему ладошкой или тряся его в руках. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма и такта, координацию и мышление. Считается, что при помощи звуков бубна, издаваемых в определенном ритме, человека можно ввести в транс или в гипнотическое состояние. Этими практиками пользуются и по сей день не только шаманы, но и иногда доктора в медицинских целях. Инструмент весьма популярен в молодежной среде, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.
Сегодня на прилавках магазинов можно найти совершенно разные бубны: от детских пластиковых игрушек до профессиональных оркестровых инструментов. Главное, знать для чего вам нужен инструмент: в качестве игрушки ребенку или вы желаете научиться профессионально играть на этом инструменте. Среди производителей детских бубнов можно отметить такие бренды, как «ABtoys», «PlanToys», «Orion Toys», «Shantou Gepai» или «РОСМЭН». У этих или других производителей детских бубнов можно найти инструмент как и для мальчиков с изображением роботов или машинок, так и для девочек с рисунками принцесс. Такие бубны чаще всего изготовлены из пластика, но можно найти инструменты из дерева или металла.
Бубен
Древнейший родоначальник ударных музыкальных инструментов – бубен. Внешне простой, он позволяет создать удивительной красоты ритмический рисунок, может использоваться индивидуально или звучать в сочетании с другими представителями оркестрового семейства.
Что такое бубен
Разновидность мембранофона, звук из которого извлекается посредством ударов пальцев или деревянных колотушек. Конструкция представляет собой обод, на который натянута мембрана. Звук имеет неопределенную высоту звучания. Впоследствии на основе этого инструмента появятся барабан и тамбурин.
Устройство
Мембранофон состоит из металлического или деревянного обода, на который натянута мембрана. В классическом варианте это кожа животных. У разных народов в качестве мембраны могут выступать и другие материалы. В обод вставляются металлические тарелочки. Некоторые бубны оснащаются колокольчиками, при ударах по мембране они создают дополнительное звучание, сочетающее барабанный тембр со звоном.
История
Подобные бубну ударные музыкальные инструменты в древние века были у разных народов мира. В Азии он появился во II-III веке, примерно в это же время его использовали в Греции. Из азиатского региона началось продвижение бубна на запад и на восток. Инструмент широко использовался в Ирландии, в Италии и Испании он стал народным. В переводе на итальянский бубен называется tamburino. Отсюда произошло искажение терминологии, но по сути бубен и тамбурин – родственные инструменты.
Мембранофоны играли особую роль в шаманизме. Их звучание способно было довести слушателей до гипнотического состояния, ввести в транс. Каждый шаман имел собственный инструмент, никто больше не мог прикасаться к нему. В качестве мембраны использовалась шкура коровы или барана. Ее натягивали на обод при помощи шнурков, Закрепляли металлическим кольцом.
На Руси бубен был ратным инструментом. Его тембровое звучание поднимало дух воинам перед походами на врага. Для извлечения звука использовали колотушки. Позднее мембранофон стал атрибутом языческих ритуальных праздников. Так на масленицу скоморохи при помощи бубна зазывали народ.
Ударный инструмент был неотъемлемой частью музыкального сопровождения крестовых походов в Южной Европе. На западе с конца XVIII века он использовался в симфонических оркестрах. Размер обода с тарелочками у разных народов отличался. Самые маленькие тамбурины «канджира» использовали индусы, диаметр музыкального инструмента не превышал 22 сантиметров. Самый большой – около 60 сантиметров – ирландский вариант «бойран». На нем играют палочками.
Самобытный вид бубна использовали якутские и алтайские шаманы. На внутренней стороне имелась ручка. Такой инструмент стал называться «тюнгур». А на Ближнем Востоке при изготовлении мембранофона использовали кожу осетра. «Гавал» или «даф» имели особенное, мягкое звучание.
Разновидности
Бубен – музыкальный инструмент, который не утратил своего значения даже по прошествии времени. Сегодня различают две разновидности этих мембранофонов:
Использование
Популярная современная музыка приветствует использование бубна. Его часто можно услышать в рок-композициях «Deep Purple», «Black Sabbath». Неизменно звучание инструмента в фолк- и этно-фьюжн направлениях. Тамбурин зачастую заполняет пустоты в вокальных композициях. Одним из первых такой способ украсить песни начал применять Лиам Галлахер, фронтмен группы «Oasis». Тамбурины и маракасы вступали в его композициях в интервалах, где он переставал петь, создавая оригинальное ритмическое сопровождение.
Может показаться, что бубен – простой ударный инструмент, овладеть которым может каждый. На самом деле, для виртуозной игры на тамбурине требуется хороший слух, чувство ритма. Истинный виртуозы игры на мембранофоне устраивают из выступления настоящие шоу, подбрасывая, ударяя им по разным частям тела, меняя скорость встряхиваний. Умелые музыканты заставляют его издавать не только бренчащий звонкий или глухой тембровый звук. Бубен может завывать, «петь», завораживая, заставляя вслушиваться в каждое изменение уникального звучания.
История бубна
Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.
Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.
Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:
Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины. Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.
На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.
В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.
В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану.
Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:
1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца.
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий.
3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.
Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.
Бубен русский народный музыкальный инструмент
Бубен
Историю бубна и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
Бубен – это ударный музыкальный инструмент, имеющий неопределенную высоту звучания, поэтому ритмический рисунок, исполняемый на бубне, записывается на одной линейке. Инструмент обладает задорным тембральным окрасом, который создают маленькие бряцающие элементы, прикрепленные к корпусу бубна. Получается интересный звук барабана в сочетании с перезвоном бубенцов.
Приемов исполнения на бубне весьма много, но основными являются три: отдельные не очень острые удары, встряхивания и тремоло.
Фото:
Интересные факты
Конструкция
Похожая на полубарабан конструкция бубна сложностью не отличается. Инструмент состоит из деревянного или металлического обода – обечайки, на который натягивают мембранную кожу, являющуюся главным источником звука. В обечайке прорезают шесть или восемь отверстий и в них на жестких неподвижных штифтах или проволоке устанавливают по паре маленьких металлических пластинок, похожих по форме на оркестровые тарелки. Некоторые разновидности бубнов в качестве дополнительно звенящих элементов снабжаются бубенчиками – металлическими шариками с дробью или колокольчиками. Они прикрепляются к проволокам, натянутым в виде звезды внутри корпуса инструмента.
Разновидности
Бубен является одним из наиболее распространенных инструментов. Его разновидности встречаются во многих уголках земного шара, но каждый инструмент имеет свои отличительные черты, например:
Применение
Инструмент весьма популярен в молодежной среде, например у хипстеров, а также играет очень важную роль в начальном музыкальном образовании.
История
Сколько столетий прошло с тех пор, когда на земле появился первый бубен, об этом сейчас точно никто сказать не может. Возможно, его история началась с того времени, когда древний человек, чтобы сделать себе одежду, выучился выделывать шкуры, для этого натягивая их для сушки на деревянную раму.
Инструменты, прототипы бубна, были известны еще со времен античности. Например, старинный ударный инструмент тимпан, представляющий собой односторонний барабан, широко употреблялся в Древней Греции еще в V веке до нашей эры, попав туда из Фракии. В Греции он быстро распространился вместе с культами богов Диониса и Кибелы. Древнегреческие драматурги Еврипид и Афиней упоминали тимпан в своих произведениях, а изображениями инструмента мастера – художники украшали посуду, в том числе и сохранившиеся до наших времен античные вазы.
В Древнем Риме тимпанами назывались односторонние и двухсторонние ударные инструменты, использовались они не только в ритуалах, посвященных богам, но также и просто уличными музыкантами.
Инструменты, подобные тимпану, в ветхозаветные времена находили применение и на Ближнем Востоке, о чем свидетельствуют древние тексты. Например, у евреев рамный барабан тоф, применялся в религиозных обрядах и церемониях.
На Руси бубен также был известен с архаичных времен, когда еще не было государственности, люди были объединены племенными союзами и поклонялись языческим богам. Инструменты играли немаловажную роль в жизни славян: свадьбы, похороны, охота – все сопровождалось звуком бубна. Он использовался в ритуальных обрядах и был главным инструментом в руках жрецов.
Особым почитанием у русских людей в ту пору пользовались огромные ратные бубны. В военных делах они выполняли очень важные функции: осуществляли условную звуковую связь между дружинами, а также своим зловещим грохотом воздействовали на психику врагов, нагоняя на них страх. Ратные бубны, бывшие очень больших размеров и для перевозки которых требовалась сила четырех лошадей, представляли собой
металлические котлы, обтянутые кожей. Назывались такие бубны набатами или тулумбасами. Звук на них извлекался четырьмя или восьмью набатчиками при помощи специальных колотушек – конскими кнутами с ручкой из дерева с одного конца и шаром с оплеткой из кожи на другом. Такие колотушки назывались вощагами.
Ратный бубен был в дружине у каждого воеводы, а по количеству бубнов определялось численность войска.
Несколько позже, в эпоху Средневековья на Руси бубен широко использовался медвежьими поводырями и скоморохами. Бубен того времени уже больше был похож на современный инструмент, представляя собой обтянутую кожей не очень широкую обечайку из дерева, с прикрепленными к внутренней стороне колокольчиками и бубенчиками.
Медвежья потеха, имеющая давнишнее происхождение, была очень любимым развлечением у русского народа. Посмотреть такие представления охотно собирались люди различных возрастов. Медведь кланялся зрителям, маршировал как солдат, шутливо боролся с хозяином и с большим удовольствием танцевал на задних лапах, аккомпанируя себе на бубне.
В то же самое время широкое использование бубны имели у потешных людей-скоморохов, которые не только веселили народ, давая различные представления, но и были обязательными участниками различных жизненных событий: свадеб и поминок. Скоморохи хранили познания древнерусских языческих жрецов-волхвов, умели лечить и предсказывать будущее, а также участвовали в языческих обрядах и игрищах.
Церковники и светская власть были очень недовольны такой деятельностью скоморохов. На них начались гонения, а их инструменты были объявлены бесовскими. И в середине XVII века по особому повелению князя Алексея Михайловича скоморохов стали отправлять в ссылку и даже казнить, а скоморошьи музыкальные инструменты, в том числе бубны, собирать и уничтожать. Русская национальная музыка понесла чувствительные потери.
Бубен – очень интересный музыкальный ударный инструмент с многовековой историей. Сегодня до сих пор, являясь важным атрибутом шаманов и жрецов, он также находит активное применение в различных музыкальных стилях и жанрах современной музыки, и, конечно же, в народном творчестве. Его звук поднимает настроение, украшает звучание музыкальных композиций, привнося в них новые удивительные краски.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Что такое бубен и как на нем играть?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
При упоминании бубна большинство людей представляет его в контексте с шаманом. При этом славится ударный инструмент не только этой взаимосвязью. Популярность во всем мире бубен получил за то, что удивительно украшает своим звучанием музыку разных народов. Многие национальные танцы сопровождает аккомпанемент бубна.
Что это такое?
Бубен не отличается сложной конструкцией и выглядит как полубарабан. Музыкальный инструмент устроен следующим образом: на деревянный либо металлический обод-обечайку натянута кожаная мембрана – главный звуковой источник. В ободе прорезано от 6 до 8 отверстий, в которых на стационарных штифтах либо на проволоке установлены парные пластинки из металла – копии миниатюрных оркестровых тарелочек.
На некоторых видах бубнов есть дополнительные звонкие компоненты в виде колокольчиков или бубенцов. Они крепятся к проволоке в корпусе инструмента.
Издавна бубен используется для ритмического сопровождения танцев и запевов. Многие народности Средней Азии активно увлечены сольной игрой на нем. Несмотря на то что бубен считается простым ударным инструментом, спектр его применения довольно универсален. Прежде всего стоит отметить, что он повсеместно используется в создании этнической музыки и сопровождает колдовские ритуалы шаманов. Помимо этого, бубен на равных участвует во всевозможных ансамблях разных направлений, в том числе в симфонических оркестрах. Только корпус его сделан из металла, а мембрана – из пластика. Инструмент прижился в молодежных кругах, особенно среди хипстеров, и выполняет весомую роль в обучении музыкальной грамоте.
История инструмента
Сейчас трудно точно ответить на вопрос, сколько столетий минуло с появления на свет первого бубна. Возможно, он появился в то время, когда древние люди начали изготовлять себе одежду из шкур животных. Выделанные шкуры натягивались на деревянную раму для просушки, подобным образом сконструирован и бубен. Кто-то из первобытных вполне мог проявить смекалку и придумать инструмент для создания звуков.
Доподлинно известно, что таинственные шаманы в древних племенах сопровождали игрой на бубне ритуальные танцы и гортанное пение. Это было обязательное явление на любых собраниях, важных для племени (свадьба, поминки, охота и прочее).
Инструменты, являющиеся прототипами бубна, мир знал со времен античности. К примеру, старинный тимпан, повсеместно использующийся древними греками в V столетии до н. э. В Грецию односторонний барабан прибыл после того, как нашел поклонников во Фракии и, наряду с прославлением Диониса и Кибелы, быстро стал популярным. Тимпан упоминался в опусах драматургов Еврипида и Афинея, а рисунки, изображающие инструмент, украшали античную посуду.
Аналогичный тимпану инструмент был в обиходе на Ближнем Востоке во времена Ветхого Завета. Подтверждением тому являются сохранившиеся древние письмена. У евреев это был рамный барабан – народный инструмент тоф, звучавший во время религиозных ритуалов и важных церемоний.
По одной из версий, появление бубна на территории Азии относится к эпохе бронзового века. Инструмент обрел гораздо большую популярность, когда оказался на Ближнем Востоке, а позднее и в Европе, добравшись до Британских островов и земель Северной Ирландии. В XVIII столетии «конкуренцию» бубну составил цилиндрический тамбурин, впоследствии ставший прототипом ныне существующих барабанов. Тамбурин придумали французские овцепасы, аккомпанирующие на нем игре на флейте. От привычного бубна его отличала ширина обода и смягченный звук. Вместо рук для игры использовали особые палочки.
В дальнейшем бубен претерпел конструктивные изменения: лишился кожаной мембраны, остались лишь неприкрытые звенящие элементы и сам обод.
На Руси про бубен узнали еще в архаичные времена, когда люди объединялись в племена и верили в языческие божества. В славянском быту инструментам придавали большое значение. Все важные события сопровождало звучание бубна.
Самые достоверные материалы об истории бубна на Руси получены историками из архивов, датированных X столетием н. э., в описании военных походов дружин благоверного князя русского Святослава Игоревича.
Бубном в то время было принято называть любые ударные с кожаной мембраной. Особо почитал русский народ величественные ратные бубны. В масштабных военных задачах им определялось особое предназначение: создание звуковой связи между войсками, а еще зловещий грохот вгонял в паническое состояние врага.
Крупногабаритные ратные бубны перевозились на 4-х лошадях. Это были массивные металлические сосуды, обтянутые кожаным материалом. Габаритные бубны носили название набаты или тулумбасы. Звук из них извлекали 4-8 набатчиков специальными колотушками, сделанными из конских кнутов с деревянной ручкой с одного конца и шаром в кожаной оплетке с другого. Ратным бубном располагал всякий воевода, а по их количеству исчислялось войско.
Немного позднее бубен повсеместно использовали на Руси поводыри медведей. Инструмент того времени имеет большее сходство с современным аналогом: обтянутая кожей небольшая деревянная обечайка с колокольчиками внутри. Русский народ увлеченно наблюдал за медвежьей потехой. По ходу зрелищного действа медведь бил поклоны зрителям, задорно маршировал, изображал борьбу со своим хозяином и пританцовывал, стоя на задних лапах, зажав в передних конечностях бубен.
В те времена бубны были популярным инструментом у скоморохов, развлекающих народ забавными постановками. Скоморохи традиционно участвовали в свадебных и поминальных актах, обладали знаниями языческих волхвов, могли врачевать и гадать на будущее. Церковных служителей и правителей настораживала деятельность скоморохов, поэтому последние подверглись гонениям, а бубны объявили бесовскими инструментами. В разгар XVII столетия княжеский указ Алексея Михайловича велел уничтожать скоморохов и все их инструменты. Тот период нанес ощутимый урон развитию национального русского музыкального искусства.
Традиционный ритуальный бубен шамана сделан с использованием коровьей либо бараньей шкуры. Ее натягивали при помощи кожаных шнуров, которые закрепляли с изнаночной стороны бубна металлическим кольцом. Хозяин инструмента считал его своей личной вещью, которой никому не позволялось касаться. Каждый ведун лично занимался изготовлением своего бубна. Перед тем как заняться сотворением инструмента, необходимо было выдержать определенный пост. В это время шаману предстояло упорядочить ход мыслей, избавившись от лишних дум. Пост предполагал и временный отказ и от физических услад. Только после тотального выполнения всех этих пунктов шаман мог приступать к изготовлению своего ритуального инструмента.
В течение жизни шаман мог владеть несколькими бубнами. Обычно их было до 9 штук. Когда кожа на последнем бубне рвалась, значит, срок жизни жреца близился к концу, ему предстояло умереть.
Важно отметить, что никому не было позволено покушаться на его жизнь в тот момент. Обычно шаман покидал мир живых сам, без насилия, естественным образом.
Согласно традициям, шаман никогда не обладал несколькими бубнами одновременно. Но у этого негласного устава случались исключения, например, когда ведуну было необходимо создать отдельный инструмент для некоего ритуала (после камлания его уничтожали), либо когда ведун создавал дополнительный инструмент совместно с наместником.
Инструмент шамана украшали определенные рисунки. В них закладывался большой смысл и символьная нагрузка. Это были небольшие схематичные рисунки. Помимо самого шамана, на кожу наносилась картина мира. На мембранах были и другие ритуальные рисунки – духи шамана, принадлежащий ему тотем и прочее.
Иногда рисунок украшал только лицевую сторону мембраны, реже – еще и внутреннюю, где располагалась крестообразная рукоять либо планка, закрепленная в произвольном порядке. На некоторых изделиях вместо ручки крепилось металлическое кольцо либо необработанная кожаная петля. Перед установкой ручки иногда в этом месте предварительно наносился символ спирали.
Выбирая древесину для обечайки, шаман советовался со своими духами, делился соображениями, какой хочет собрать бубен, что за странствия планирует. Такие беседы проходили в виде индивидуальной либо массовой медитации. В поиске дерева на обод шаман следовал зову духа. Когда он определялся с местом, где росло искомое дерево, он закрывал глаза, входил в транс, взывая к его духу.
С подобной вдумчивостью, интуитивно, подбиралось и животное, шкуру которого превращали в поющую часть шаманского бубна.
Древние люди считали неразрывной связь жизненной силы ведуна с его ритуальным инструментом. Когда шаман умирал, он считался безвозвратно ушедшим в мир мертвых. Поэтому его бубен полагалось уничтожить, умертвить, выпустив всех духов, превращая мистический предмет в обыкновенный. Мембрану бубна прокалывали о сук ветки дерева, растущего у могилы шамана: так помечали захоронение, которое не только запрещалось тревожить, сюда не стоило даже приближаться без острой необходимости.
Если последнее пристанище шамана выглядело не как курган либо могильник, а, допустим, как юрта, бубен оставляли висящим у входа, сигнализируя, что там упокоен шаман. Реже инструмент оставляли около дымохода. Традиционно мембрану протыкали, приводя бубен в непригодное состояние.
Порой в сказаниях встречаются упоминания, как странник набрел на «опустошенную» деревню и ненароком потревожил дух покойного шамана.
Звучание
Бубен – ударный музыкальный инструмент, демонстрирующий неопределенную высоту звучания. Исполняемый на нем ритмический рисунок записывают в одну линейку. Инструмент отличает особый тембральный окрас, придаваемый бряцанием металлических элементов, подвешенных к корпусу. Барабанные хлопки, вкупе с перезвоном бубенчиков, звучат довольно самобытно.
Каждый вид бубна издает свой неповторимый звук, из которого рождается музыка.
Классический деревянный бубен является одним из самых распространенных инструментов. Его разновидности встречаются в разных уголках мира и имеют определенные отличительные характеристики. Существуют односторонние бубны и модификации без мембраны.
Гавал
Восточный бубен, известен в своих краях как даф или дойра. Диаметр средний среди инструментов такого типа, в пределах 35-46 см. Мембрана делается из кожи осетровых. Звук извлекают из инструмента при постукивании пальцами либо хлопками ладони.
Вместо подвесок используют не колокольчики, а металлические колечки, исчисляемые 70 штуками.
Канджира
Индийский вид бубна, отличающийся от аналогов более высоким голосом. В диаметре инструмент довольно маленький, от 17 до 22 см. Конструкция простая, но изысканная: кожаная мембрана из ящерицы, на ободе с парой небольших звенящих тарелочек.
Бойран
Большой ирландский бубен, в диаметре до 60 см, при этом обечайки глубиной от 9 до 20 см. На таком инструменте звук рождается от ударов односторонней либо двухсторонней колотушкой.
Пандейру
Инструмент, ставший очень популярным среди португальцев и жителей Южной Америки. Бразильцы считают его душой зажигательной самбы.
В отличие от прочих ударных такого типа пандейру можно подстраивать.
Тюнгур
Под этим названием знают шаманский бубен на Алтае и в Якутии. Овальный либо круглый обод с обтяжкой из натуральной кожи. Для удержания увесистого инструмента с внутренней стороны он оснащен вертикальной рукояткой. Там же установлены прутья, удерживающие ряд металлических подвесных элементов. Нередко кожаную мембрану ритуального бубна украшает рисунок – Древо Мироздания с картой мира.
Техника игры
Очень многим ошибочно кажется, что бубен довольно примитивный инструмент, игра на котором не требует особого опыта и виртуозности. Это не совсем правильно, поскольку недостаточно просто встряхнуть бубен или стукнуть по нему. Исполнитель должен быть наделен музыкальным слухом и чувствовать ритм, уметь мастерски обращаться с инструментом. Обычно бубен берут в левую руку, а правая осуществляет ритмичные удары, но многие исполнители действуют наоборот. Их правая рука остается неподвижной, а задействуют именно бубен, что получается гораздо мелодичнее и изящней, хоть и труднее выполняется.
Приемов игры на бубне существует немало, но ведущих всего три: не слишком резкие одиночные хлопки, встряхивание, тремоло. Музыкант производит звук, задействуя фаланги пальцев любой из рук.
Встряхивание – состоит из практически судорожных хлопков в локтевой зоне либо по запястью руки с бубном. При этом звучат исключительно подвески.
Тремоло – энергичное встряхивание обода одной рукой.
Виртуозные игроки на бубне устраивают настоящие спектакли и уникальные звуковые шоу. Как цирковые артисты, подкидывают свой инструмент, а затем ловят его на лету. Потом стучат ободом по своим коленям и голове, задействуют подбородок и остальные части тела, включая нос. Эффектно тремолируют, даже могут заставить бубен издавать звук, подобный завыванию.
Интересные факты
При реформе русских церквей московский патриарх Никон велел уничтожить музыкальные инструменты скоморохов. Пять груженых доверху обозов, где было немало бубнов, прибыли к Москве-реке. Груз прилюдно сожгли на костре, полыхавшем не одни сутки.
Бубен для шаманов не просто важный инструмент, а наделен множеством значений. Он может представляться хозяину конем, на котором он передвигается по небесному миру, лодкой, несущей по водам подземных рек, орудием против злых чар.
Бубен шамана считается священной вещью, прикосновение к которой под запретом для всех, кроме хозяина. Даже создавать свой инструмент он должен без чьей-либо помощи, после ряда ритуалов и действий, направленных на телесное и духовное очищение.
Обряд всегда начинается с очищения инструмента, то есть с его «оживления» путем согревания на костре. После чего хлопками по мембране и гортанным напевом ведун взывает к духам, которые согласно вековым поверьям прилетают и воплощаются в подвесках бубна.
Считается, что звук бубна благотворно отражается на мышлении и тонких энергетических структурах человека. Звук, исходящий от кольцевидного обода с кожаной мембраной, помогает погружаться в состояние, определяемое как измененное сознание. От звуковых вибраций повышается концентрация, очищаются эмоции, ощущается гармония и нормализуется психологическое состояние.
Шаманские бубны ручной работы покупают коллекционеры из разных уголков планеты. Это уникальные штучные экземпляры со своей особой аурой и историческим прошлым.
Бубен – самобытный музыкальный инструмент с долгой и занимательной историей. Сегодня он, как и прежде, считается главным атрибутом шаманов, но находит удачное применение в сфере народного творчества и в разных современных жанрах. Его звук способен заряжать оптимизмом, улучшать звучание мелодий, привнося в них изумительные оттенки.