- Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение художественной литературы. Нанайская сказка «Айога»
- Ход занятия
- Урок по чтению на тему: Нанайская сказка «Айога».
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока по чтению на тему «Айога». Нанайская сказка.
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Урок литературы «Айога» нанайская народная сказка
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение художественной литературы. Нанайская сказка «Айога»
Ольга Папонова
Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение художественной литературы. Нанайская сказка «Айога»
Конспект занятия в подготовительной группе.
Чтение художественной литературы.
Тема: Нанайская сказка «Айога»
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством малых народов Севера; воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; продолжать вводить в речь эмоционально-оценочную лексику; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки; воспитывать способность испытывать сострадание, сочувствие; формировать качества: отзывчивость, доброта, сочувствие.
Оборудование: рисунки с изображением нанайцев.
Ход занятия
-Ребята, встаньте в круг, взявшись за руки со своими друзьями. Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель показывает макет солнышка и читает стихотворение.
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
И к нам солнышко заглянуло.
Доброе, ласковое, нежное!
Игра «Скажи ласково»
Воспитатель предлагает детям передавать друг другу солнышко, говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко:
«Доброе утро, Настенька! И т. д.». Затем еще раз все приветствуют друг друга.
Воспитатель: Доброе утро, солнце! (руки вверх)
Доброе утро, всем! (руки в стороны)
Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу.
Дети садятся на свои места.
(По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица. )
В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.
Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.
Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу!
Беседа с детьми по вопросам:
Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей). — Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают)
— Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)
— А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой,не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)
— Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда. Сегодня мы с этой сказкой познакомимся.
Послушайте нанайскую сказку «Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала-то не было.
Нанайцы – народы Дальнего Востока. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа.
Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Они отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками. (Картинка нанайца)
Чтение сказки «Айога».
Беседа по сказке:
Воспитатель предлагает детям два рисунка с изображением девочек.
— Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая из них похожа на Айогу. Какая она была? (ленивая, хитрая, дерзкая, злая, грубая, невоспитанная, горделивая, не внимательная к людям).
А соседская девочка, какой была? (Доброй, отзывчивой, внимательной, щедрой, трудолюбивой, бескорыстной, послушной, вежливой, ласковой).
Почему мама отдала лепешку соседской девочке? — О чем попросила дочку мать? (Принести воды.)
— Как поступила Айога? (Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.)
— Какая у Айоги мать? (Терпеливая, трудолюбивая, мудрая, справедливая)
— Кто помог матери? (Соседская девочка.)
— Правильно ли поступила мать, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему? (Ответы детей).
— Мать поступила по справедливости.В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
«Жизнь дана на добрые дел», “Не одежда красит человека, а его добрые дела. ” ; «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. ”; «Не с лица воду пить”; «Всякий человек в деле познаётся. ”; «Без труда нет добра”; «Маленькое дело лучше большого безделья”; «Живи для людей, поживут и люди для тебя” ; «Труд кормит, а лень портит” …
Не гляди высоко: запорошишь око.
Не по виду суди, а по делам гляди.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали.
Чтение художественной литературы в ДОУ с использованием регионального компонента. Ставропольская писательница Л. Ф. Шубная Любовь Федоровна Шубная Тишка и лесной телеграф Загляделся как-то ёжик Тишка на туристов и не заметил, как оказался в маленьком и очень.
Комплексно-тематическое планирование ОО «Речевое развитие». НОД «Чтение художественной литературы» Месяц, неделя Тема ННОД, содержание работы Культурные практики (виды деятельности) Формы организации детско-взрослой (партнерской) деятельности.
Конспект НОД «Чтение художественной литературы» «Новая красная шапочка» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Токсовский центр образования» Дошкольное отделение №.
Конспект НОД «Чтение художественной литературы» (старшая группа) Конспект НОД. Чтение художественной литературы в старшей группе «Город чудный, город древний» Подготовила и провела: Хаткевич Наталья Викторовна.
Конспект НОД по чтению художественной литературы «Чтение русской народной сказки «Два Мороза» в старшей группе МБДОУ «Березовский детский сад № 2» Воспитатель: Толстунова Елена Алексеевна Конспект НОД чтение художественной литературы в старшей группе.
Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Маша и медведь» Конспект занятия по развитию речи и чтению художественной литературы. Русская народная сказка «Маша и медведь». Цель : Создание социальной.
НОД в ОО «Чтение художественной литературы» и «Развитие речи» на тему «Сказка о глупом мышонке» МАДОУ ЦРР детский сад «Теремок» Конспект НОД в области чтения художественной литературы, развитие речи. Тема: «Сказка о глупом мышонке».
Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников через чтение художественной литературы Чтение художественной литературы является самым доступным средством для духовно-нравственного развития ребёнка, которое используют и педагоги,.
Урок по чтению на тему: Нанайская сказка «Айога».
Открытый урок по чтению в 4 классе
Тема урока: Нанайская сказка «Айога».
— познакомить с нанайской сказкой « Айога»;
— расширить знания учащихся о народных сказках;
— совершенствовать навык осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
— правильно и последовательно отвечать на вопросы прочитанному.
— развивается речь, память, внимание учащихся;
— учить доступным высказываниям,
— развивать способность анализировать поступки героев.
— воспитывать уважение к труду человека, стремление помочь старшим,
— воспитывать любовь к матери.
Оборудование : иллюстрации, слова незнакомые для учащихся, картинки к словам: нанайцы, очаг, стойбище.
— Сейчас у нас с вами урок чтения.
2. Артикуляционная гимнастика
— Сейчас мы перед проверкой домашнего задания проведем артикуляционную гимнастику, а проведет ее Корнилов Гена.
— Не забываем о том, что Гена показывает, а вы внимательно смотрите, а потом выполняем все вместе.
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был…бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
А потом закроем рот –
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит:
ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давайте изобразим лягушек.
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять», затем вернуть губы в исходное положение. Повторять 3-4 раза.
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет язычек дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем, какой у слона хобот!
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение.
Буду подражать слону!
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это…змея. Давай изобразим змею!
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить3-4 раза.
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул: «но!» и поскакал. Давай покажем, как язычок катался на лошадке.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, и «прыгал» только язык.
Я – весёлая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая его».
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня (расческа)
Привел язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Описание упражнения : улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз.
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
-Молодцы! Артикуляционную гимнастику выполнили правильно.
3.Проверка домашнего задания
Мы переходим к проверке вашего домашнего задания.
Что было задано на дом? (выразительное чтение басни Крылова «Трудолюбивый медведь»).
Но есть в нашем классе ребята, которые захотели выучить эту басню наизусть.
Повторите басню Крылова «Трудолюбивый медведь».
1.Что задумал медведь?
2. Из каких строчек видно, что медведь активно взялся за работу? (прочитай)
— Давайте оценим ответ Руслана.
1. Овладел ли медведь ремеслом? Почему?
2. Какую оценку поставим Наташе за домашнее задание.
1.Какого совета попросил медведь у мужика?
2. Какую оценку поставим Коли?
1.Почему медведь не смог овладеть ремеслом?
Вы меня очень порадовали, вы молодцы! Очень хорошо подготовили домашнее задание!
4.Вступительная беседа и подготовка к восприятию
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы читали сказки разных народов. А сегодня мы познакомимся с нанайской сказкой «Айога».
Как вы думаете, кто написал эту сказку? (народ)
Сядьте поудобнее, слушайте внимательно!
И подумайте над моим вопросом: «Какой вымысел в этой сказке?»
5.Первичное восприятие (читает учитель)
6.Проверка первичного восприятия
Понравилась ли вам сказка?
Что особенно понравилось?
— А если такие ребята, которым эта сказка не понравилась? Почему?
— Веселый или грустный конец у сказки?
Рыбки плавают, ныряют
В чистой светленькой воде
То сойдутся, разойдутся
То заплещутся в воде.
8.Словарная работа (Речевая и лексическая разминка)
стой-би-ще (это место, где останавливаются люди, которые ведут бродячий образ жизни)
за-гор-ди-лась (она стала считать себя красивее всех)
по-ко-ро-бят-ся (станут жесткими, кривыми)
Читает сильный ученик
Читает слабый ученик
9.Повторное чтение с углубленным анализом
Сейчас вы начнете читать эту сказку вслух по цепочке, открываем учебники на стр.65 и мы с вами будем работать по содержанию этой сказки.
О ком говорится в сказке?
Как вы думаете, любили ли ее? За что?
Прочитайте, что больше всего нравилось делать девочке?
К чему это привело?
Как вы думаете, помогала ли Айога маме?
Давайте прочитаем отрывок по ролям, где мама просит принести воды? (автор, Айога, мама)
Какой вы увидели девочку в этом отрывке?
— Почему мать отдала лепешку другой девочке?
А была ли Айога полной неумейкой? Докажите?
Как отреагировала Айога на то, что мать отдала лепешку соседской девочке? Прочитай!
— Чем закончилась сказка?
— От чего это произошло?
10. Повторительно-обобщающая беседа
С какой сказкой познакомились на уроке?
Что делает красивым человека его внешность или поступки?
С кем бы вы хотели дружить и почему?
Домашнее задание и выставление оценок
— Чтение сказки по ролям.
Номер материала: ДБ-425417
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по чтению на тему «Айога». Нанайская сказка.
Урок чтения и развития речи в 4 А классе.
Тема урока: «Айога». Нанайская сказка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
познакомить учащихся с нанайской народной сказкой; вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
создать условия для развития устной речи путём ответов на вопросы; развивать способности учащихся анализировать поступки героев, расширять кругозор учащихся; корректировать эмоционально – волевую сферу учащихся через единые требования учителя;
воспитывать любовь к матери, к труду через художественные произведения.
Начинаем ровно в срок,
Очень нужный нам урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
«Вот сидит перед вами Петя,
Он умнее всех на свете,
Всё он знает, понимает,
Всё другим он объясняет».
— Прочитайте самостоятельно глазами.
— Ребята, как вы думаете, какой Петя?
— Прочитайте вот с таким настроением (показ весёлого человечка).
— А теперь вот с таким (показ грустного человечка ).
— Кто из вас хочет быть похожим на Петю? Почему?
— Что нужно каждому из вас иметь, чтобы всему научиться?
— Вспомните пословицы со словом «терпенье», которые мы с вами записывали на уроке письма . (Слайд 3)
На доске пословицы: Без терпенья нет умения. Терпенье и труд всё перетрут.
— К какому произведению ранее изученного нами, можно отнести эти пословицы?
— Что хотел сделать медведь?
— Почему у него не получилось? (Не было терпенья).
— Я очень надеюсь, что на нашем уроке все вы будите активны, терпеливы и внимательны.
3. Проверка домашнего задания..
Выразительное чтение басни «Трудолюбивый медведь» (3, 4 ученика).
Подготовка к основному этапу.
— Мы с вами живём на Дальнем востоке. По берегам реки Амур живут нанайцы. (Слайд 4) Они занимаются охотой и рыболовством и поэтому ведут бродячий образ жизни, у многих из них нет постоянного жилья. Место, где они останавливаются, называется – стойбище. Так же встретится в сказке не знакомое слово – мялка.
Нанайцы – малочисленная нация. У этого народа богатый фольклор, множество разных песен, загадок, пословиц, сказок. Сегодня мы познакомимся со сказкой. Прочитаем её название. Ученики читают название сказки. (Слайд 5)
— Айога – это имя нанайской девочки. О ней я вам сейчас прочитаю, а вы внимательно послушайте и подумайте, почему это произведение называется сказкой?
5. Изучение нового материала.
а) первичное чтение учителем;
б) проверка понимания прочитанного.
— Понравилась ли вам сказка?
— Почему это произведение сказка?
Раз, два, три, пыль кругом сотри.
Три, четыре – форточку открыли, воздух вдохнули, выдохнули
Пять, шесть – тихо сесть.
7. Проверка понимания нового материала. Подготовка к чтению. Словарная работа (Слайды 6, 7) объяснение слов: стойбище, мялка.
Чтение трудных слов (слайд 8).
— Как она относилась к своей красоте?
— О чём её попросила мать?
— Какие причины придумывала девочка, чтобы не трудиться?
— Почему мать отдала лепёшку чужой девочке?
— Расскажите, чем закончилась сказка?
— Кто вам понравился в этой сказке и почему?
2. Чтение учащимися.
— Прочитаем сказку по эстафете (чтение начинает ученик, которого называет учитель. Затем по сигналу учителя он прерывает чтение и называет следующего читающего).
8. Закрепление знаний. Работа в парах.
— А сейчас будем работать парами. Каждая пара получит карточки с пословицами. Вам нужно внимательно прочитать пословицы и отметить карандашом те пословицы, которые можно отнести к данной сказке.
1. Робкого и тень страшит.
Лениться да гулять – добра не видать.
2. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не по виду суди, а по делам смотри.
3. Своя земля и горсти мила.
Труд человека кормит, а лень портит.
4. Глаза боятся, а руки делают.
Хочешь, есть пироги, не сиди на печи.
5. Всяк паучок знай свой уголок.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
9. Итог урока. Рефлексия.
Как вы считаете, что делает человека красивым?
— Что важнее, внутренние качества человека или внешние?
— Чему учит эта сказка?
— Наш урок подошёл к концу. На доске круг от солнца. Нужно дорисовать его. Жёлтые лучи, если вам понравилось и вы узнали много нового. Синие лучи, если вам было скучно, неинтересно. (Работа на интерактивной доске, в блокноте).
Номер материала: ДБ-338050
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок литературы «Айога» нанайская народная сказка
Краткосрочный план урока по литературному чтению № 2-3-18
ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР
Школа: сш. им. Крупской
ФИО учителя: М.С.Илиева
«Айога» (нанайская народная сказка)
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или
по готовому плану/инсценирование.
2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения (с помощью учителя).
2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки или по готовым рифмовкам – считалочки (с помощью учителя).
1.2 Пересказывание произведения.
2.4 Определение жанра литературного произведения.
3.2 Создание творческих работ разных жанров.
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
Все учащиеся смогут:
Узнать о бытовых сказках и её героях.
Большинство учащихся смогут:
Оценить поступки героев как «хорошие» или «плохие» с точки зрения принятых обществом норм. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Подтверждать свое мнение отрывками из текста. Рассказать об отличиях бытовых сказок.
Составить картинный план пересказа, определяя правильный порядок иллюстраций.
Объяснять смысл пословиц.
Некоторые учащиеся смогут:
Придумать и нарисовать свой конец сказки.
Основные термины и словосочетания:
Сказки народные и авторские, волшебные, бытовые, сказки о животных.
Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский.
Вопросы для обсуждения:
— Можно ли гордиться красотой?
— Какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нарушают люди,
отказываясь помогать своей маме?
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Тема произведений. Основная мысль. Соотношение темы и заголовка и содержания. Составление простых вопросов по содержанию аудио/видеоматериалов и прочитанной информации. Составление комментария о спортивной игре. Составление постера. Понятие о малых жанрах устного народного творчества: пестушки, потешки, колыбельные, сказки. Виды сказок. Волшебные сказки.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
— Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки».
(К) Инсценировка диалога (подготовленные дети).
— Бабушка, расскажи мне сказку.
— А какую хочешь сказку, внучек?
— Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Учитель предлагает детям рассказать, какие бывают сказки.
(Г) Работа в группах. Составление постера «Сказки».
волшебные о животных бытовые
Изучение основ теории литературы.
творчества. Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.
Опрос домашнего задания.
Цель нашего урока – научиться:
— читать вслух правильно, сознательно и выразительно;
— составлять план произведения;
— пересказывать произведение по составленному плану.
Работа по учебнику.
Организация восприятия нового материала.
(К) ответить на вопрос: Можно ли гордиться красотой?
(П) Отгадывание загадки «Расшифруй слово».
Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)
(К) Работа с пословицами. Учащимся предлагается прочитать пословицы в учебнике и сделать вывод, какой темой они объединены и в чем заключена настоящая красота человека.
(Г) Исследовательская работа. Поиск информации.
— Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать, называется «Айога».
— К какому жанру относится это произведение? (сказка)
— Верно, это нанайская народная сказка.
Нарты – национальные деревянные санки на полозьях длиной не более 2,5 м, высотой – около 1 м, предназначенные для езды на собаках или на северных оленях.
Чум – конический шалаш из жердей, покрываемый берестой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири.
Яранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России.
Тундра – вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами.
Кочевники – мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства.
Малица – меховая двуслойная одежда глухого покроя.
Стойбище – стоянка кочевников.
Первичное восприятие текста сказки.
Аудиопрослушивание сказки «Айога».
(К) Проверка понимания текста сказки.
Формулирование вопросов и ответов по содержанию произведения (простые уточняющие вопросы, умение находить ответы из текста)
– Что вам понравилось в сказке? Что удивило? Чем вы огорчились?
– Что вы можете сказать об этой девочке? (она была красивая) Что вы ещё узнали об этой девочке? (отказалась помочь матери, придумывала отговорки)
– Какие качества характера Айоги здесь проявились? (Лень, ум, находчивость, хитрость)
– Почему же красивая девочка вам не понравилась? (Стала ленивая и всё время любовалась собой.)
– Что ещё заметили в этом диалоге? (они как будто поменялись ролями.) Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней. Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему? (матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь. Её огорчало поведение дочери.)
– А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать? (нет, она бы изменила свое поведение, извинилась)
– Как была наказана Айога? (превратилась в гуся) Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки? (нет)
– Послужило ли Айоге это уроком? (нет, она продолжала гордиться своей красотой)
– А на самом деле какой она стала? (некрасивой, неуклюжей)
(К) Раскрытие основной мысли текста. Оценивание поступков героя (описание внешнего вида, поступков героя).
– Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье? (она очень гордилась своей красотой)
– С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку? (её все хвалили)
– Кто же виноват в том, что Айога так изменилась? (в первую очередь – она сама, и окружающие) Какого же испытания не выдержала Айога? (красотой)
– Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди? (они остаются одни)
(П) Детям предлагается выбрать слова, соответствующие героям сказки, и соединить стрелочками с персонажем, добавить качества, отражающие характер девочек.
(К) Учащиеся составляют синквейн об Айоге.
2) Самовлюбленная, ленивая, грубая, эгоистичная.
3) Любуется, не помогает, злится, сердится, шипит.