- Что такое антонимы – даю простое определение и привожу примеры, чтобы вы легко разобрались
- Типы антонимов
- Зачем нужны антонимы
- Антонимы в устном народном творчестве примеры
- «Антонимы в считалках, загадках, частушках омских поэтов»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Антонимы в устном народном творчестве примеры
Что такое антонимы – даю простое определение и привожу примеры, чтобы вы легко разобрались
Слова с противоположным значением: добрый – злой.
Антонимы – это слова с противоположным значением: добрый – злой, нагревать – охлаждать, плакать – смеяться. Антонимы изучаются в лексике. Противоположные им лексические единицы, у которых значение, наоборот, схожее, называются синонимами.
Типы антонимов
По структуре: однокоренные и разнокорневые. Примеры однокоренных: одеть (ребенка) – раздеть, обуть – разуть. К ним же относятся антонимы с отрицательной частицей не-: красивый – некрасивый.
Разнокорневых большинство: высокий – низкий, красивый – мерзкий.
По семантике, то есть по значению:
Контекстуальные. Это когда значения противопоставляются в контексте (в каком-то рассказе, повести, романе), а вне контекста антонимии может и не быть.
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе» – в этой пословице противопоставляются синица и журавль, которые вне пословицы антонимами не являются. Антонимия возникает из-за того, что у этих слов в пословице переносное значение: синица – что-то маленькое, а журавль – большое.
Еще пример: «Этот человек – ни рыба, ни мясо».
Антонимы-фразеологизмы. Когда одному слову можно противопоставить фразеологизм: трудиться – «дурака валять». Или когда противопоставлены два фразеологизма: «рукой подать» (близко) – «у черта на куличках» (далеко).
Зачем нужны антонимы
Антонимы часто используются в художественных произведениях. Они помогают авторам доносить свою идею до читателя. Вспомните рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» – там все построено на антитезе (противопоставлении), которая подчеркивается антонимами.
Слова с противоположным значением мы часто используем в вопросах, когда хотим лучше узнать человека: «Ты за белых или за красных?».
Антонимы помогают нам четче обозначить свою позицию: «Я должен был выбирать. Быть рабом или быть свободным. И я выбрал свободу».
Про «Айсберг» Аллы Пугачевой
Не могу не вспомнить строки из песни Аллы Пугачевой, в которых сплошные антонимы:
Кто ты — горе или радость? То замерзнешь, то растаешь.
Кто ты — ласковое солнце или мёртвый белый снег?
Я понять тебя пытаюсь, кто же ты на самом деле,
Кто же ты на самом деле, айсберг или человек?
Антонимы в устном народном творчестве примеры
«Антонимы в считалках, загадках, частушках омских поэтов»
Антонимы. Виды антонимов. Анализ произведений омских поэтов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городской фестиваль творческих проектов
«Антонимы в считалках, загадках, частушках омских поэтов»
«Литературное творчество народов Омского Прииртышья»
Выполнил: Пшембаев Ерлан Маратович,
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
Руководитель: Васильева Елена
Анатольевна, учитель нач. классов
БОУ г. Омска «Гимназия № 26»
а) антоним (словарь С.И.Ожегова);
б) способы образования антонимов;
г) антитеза и оксюморон
Известно, что белое более отчетливо воспринимается на черном фоне, выстрел громче звучит в тишине, огонек заметнее темной ночью, Гулливер кажется могучим великаном рядом с лилипутами, но в стране великанов сам становиться беспомощным карликом.
Резко противопоставленные явления и понятия воспринимаются более остро, чем неконтрастные. Это свойство психики человека обычно учитывается в музыке, живописи, литературе. Именно это свойство русских слов и привлекло меня при выполнении моей работы «Антонимы в считалках, загадках, частушках Омских поэтов».
Цель работы: узнать часто ли Омские поэты используют антонимы при создании считалок, загадок, частушек
Для достижения этой цели мы поставили задачи:
Если мы обратимся к словарю русского языка под редакцией С.И. Ожегова, то прочтем: «АНТОНИМ – слово, противоположное по лексическому значению другому слову. Термин употребляется в языкознании. Например, светлый – темный». Антонимы образуют антонимические пары, то есть пары слов, противоположных по значению.
Мы провели исследование и обнаружили, что антонимические пары встречаются практически во всех частях речи (за исключением местоимений). Например, ложь-правда (существительные), быстрый – медленный (прилагательные), хорошо – плохо (наречия), молчать – говорить (глаголы), один – миллион (числительные), предлоги (в- из), частицы (да – нет), междометия (здравствуй- прощай).
Если исследовать способы образования антонимов, то можно обнаружить, что антонимы могут быть образованы путем:
Отсюда делаем вывод, различают антонимы разнокорневые, или лексические (смех – слезы), и однокорневые (приехал – уехал).
В художественной речи для большей выразительности нередко используются в роли антонимов слова в иносказательном, переносном или символическом значении, например:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Слова волна – камень, стихи- проза, лед- пламень в своих прямых значениях не являются антонимами, но в произведении А.Пушкина выступают как образные противопоставления.
Антонимы такого типа, обладающие противоположным значением только в данном тексте, называются контекстуальными антонимами, или окказионализмами (остальные антонимы будем считать языковыми).
Также можно заметить, что если перед нами многозначное слово, то и антонимы у одного и того же слова будут различны. (Это явление в русском языке называют внутренней антонимией).
Свежий хлеб – черствый хлеб
Свежий ветер – знойный ветер
Свежий журнал – вчерашний журнал.
Бледный луч – яркий луч
Бледное лицо – румяное лицо
бледный рассказ – интересный, запоминающийся рассказ.
И наоборот, антонимическими могут быть целые группы синонимов. Например, смелый, храбрый, отважный, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, неустрашимый – противоположны группе: боязливый, пугливый, трусливый.
Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приемов, как антитеза и оксюморон.
Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа.
Оксюморон – это стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых, взаимоисключающих понятий.
Свойство контраста было известно еще нашим далеким предкам, об этом говорит древнее русское народное творчество.
Целью моей работы был изучение не всего русского фольклора, а только его части – пословиц, поговорок, загадок и частушек, и употребление здесь антонимов, поэтому обратимся к практической части моей работы, которую я составил, изучая устное творчество.
Антонимы в устном народном творчестве примеры
Рейтинг:
/ 37
Введение
Тема моей работы – «Употребление антонимов в художественном и публицистическом тексте». Потребность подобрать слова с противоположными значениями часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, переводчиков, писателей, журналистов. Мне захотелось исследовать, как же часто и с какой целью используют писатели антонимы в художественных произведениях и публицистических статьях. Для выполнения этой задачи я изучала тексты художественных произведений писателей-классиков, детских писателей, публицистические статьи, опубликованные в нашей районной газете «Вятка».
Задачи реферата:
– рассмотреть определение антонимов;
– проанализировать связь антонимов и полисемии;
– рассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке.
Понятие об антонимах, их роль.
Антонимы ( от греч anti – против и onyma – имя.) – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: холодный-горячий, далеко-близко, встать-сесть. Антонимы делают текст не только точным, сжатым, но и образным
Антонимы существуют в нашем языке, так как действительность противоречива, сложна, жизнь – это единство и борьба противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, тесно связаны между собой. Слово добрый вызывает в нашем сознании слово злой, далеко напоминает о слове близко, ускорить – замедлить.. Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь лишь один антоним. Синонимические отношения слов позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду (абстрактный – отвлеченный, веселый – грустный – печальный – унылый – скучный – кручинный).
На противопоставлении построены и многие загадки.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Кататься хочешь – на нас садись. ( качели)
Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу? (Овца)
Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Красное, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
Далеко мой стук
Слышится вокруг
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)
Как столкнулся –
Стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьет –
Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток, гвоздь)
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Список литературы:
1. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
2. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002.
4. Русский язык и культура речи/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.
5. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
6. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
7. Школьный словарь антонимов русского языка от А до Я. 2000.
8. Учебники – хрестоматии по литературе (1-11класс)
9. Газета «Вятка». Изд.2013г.