Ах ты душечка ноты русская народная песня
Хрестоматия по дирижированию хором средние музыкальные учебные заведения Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1991г. и 1994г.
Раздел I ТРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Я вечор в лужках гуляла. Русская народная песня
Ночь уж наступает. Мелодия и слова Г. Коваля, обработки А. Свешникова
У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова
Пион. Литовская народная песня. Обработка С. Шимкуса, переложение для хора Е. Красотиной, русский текст А. Титова.
Пшюв МИЛИЙ. Украинская народная песня. Обработка И. Леонтовича
Висла. Польская народная песня. Обработка В. Иванникова, перевод С. Кондратьева
В разлуке с родиной. Музыка М. Ипполитова-Иванова, перевод с немецкого М. Михайлова
Нелюдимо наше море. Русская народная песня. Обработка А. Юрлова, слова И. Языкова
Как на дубе. Русская народная песня. Обработка для хора Ю. Славнитского,
Славное море, священный Байкал. Русская народная песня. Обработка Е. Красотиной
Пойду ль я, выйду ль я. Хор из оперы «Чародейка». Музыка П. Чайковского
Ах ты, степь широкая. Русская народная песня. Обработка П. Триодина
Посею лебеду на берегу. Русская народная песня. Обработка Анатолия Новикова, переложение для женского хора Е. Красотиной
Шли два друга. Музыка Б. Мокроусова, слова А. Фатьянова
Раздел 2 ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
Гаснет вечер. Музыка А. Свешникова, слова И. Брита
Серая птичка. Финская народная песня. Обработка Вл. Соколова, русский текст Ю. Объедова
Моя зпеэда. Музыка Б. Сметаны, слова И. Сладска, перевод с чешского Эли Александровой
Повямули, попянули. Русская народная песня
Облака. Музыка Т. Попатенко, слова И. Берендгофа
Ничто в полюшке не колышется. Русская народная песня. Обработка Л. Шохина
Стояла береза. Русская народная песня. Обработка В. Попова
Домик у моря. Музыка Р.Шумана, русский текст К. Алемасовой,
Ива. Музыка М. Анцсва, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова Ф. Тютчева
Осинка-грустинка. Музыка А. Флярковского, слова В. Татаринова
Снова осень. Музыка М. Парцхиладзо, слова Е. Авдиенко
Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка для хора М. Анцева, слова А. Кольцова
Сосна. Музыка М. Ипполитова-Иванова, переложение для женского хора Е. Красотиной, слова М.Лермонтова
Белая черемуха. Обработка А. Свешникова,
Травка зеленеет. Музыка Р. Глиэра, слова А. Плещеева
Песня неуловимый мстителей из кинофильма «Неуловимые мстители». Музыка Б. Мокроусова, слова Р.Рождественского
Песня о Днепре. Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского,
Песня о Волге. Музыка С. Туликова, слова О. Фадеевой
Полет. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Вечная слава героям. Музыка М. Блантера, переложение для хора Е. Красотиной, слова В, Лебедева-Кумача
Раздел 3 ДВУХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
В сыром бору тропима. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Гимн ночи. Музыка Л. Бетховена, переложение для хора Вл. Соколова, слова К. Алемасовой
Хей, Балканы! Песня болгарских партизан. Обработка Е. Красотиной, русский текст В. Суслова
Осень. Музыка А. Будрюнаса, слова Ю. Лапашинскаса
Долина, долинушка. Русская народная песня. Обработка И. Полтавцева
Во кузнице. Русская народная песня. Обработка Т. Овчинниковой
Встречайте день мая. Музыка Ф. Шуберта, русский текст М. Павловой
Зима и лето. Музыка Ф. Мендельсона, русский текст М. Павловой
Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева
Гимн мира. Слова и мелодия Л. Молинелли, обработка Г. Лобачева, переложение для хора С.
Благообразова, перевод с итальянского М. Матусовского
Засвистали козаченьки. Музыка Л. Ревуцкого, слова народные
Пастух. Словацкая народная песня. Обработка В. Мухина, русский текст Т. Сикорской
Горный ветер. Хор из кантаты «Горный ветер». Музыка Т. Попатенко, слова Ю. Островского
Хор корабельщиков из оперы «Садко». Музыка И. Римского-Корсакова
Весна. Музыка Ц. Кюи, слова Ф. Тютчева
Хрестоматия по дирижированию хором Выпуск 3 составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1972 и 1981г.
содержание:
III КУРС
Одной из задач хорового дирижирования на III курсе является освоение ряда сложных дирижерских схем 5/4 и 5/8 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3); 5/4 и 5/8 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2); 3/3 и 3/8 по трехдольной схеме в различных темпах и динамике; 3/2 и 3/4 в медленном движении с дроблением основной метрической единицы; 4/4 alla breve; 3/4 3/8 2/4 в быстром движении «на раз». Изучаются также приемы дирижирования полифоническими произведениями.
В репертуар учащихся включаются развернутые хоровые номера из опер и ораторий, а также произведения в очень быстром (Presto) и очень медленном (Largo) темпах, с длительными crescendo, diminuendo, ускорениями. Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на I, II курсах, следует ознакомить учащихся с основными дирижерскими приемами для достижения хорового ансамбля и строя.
Помещенные в данном выпуске Хрестоматии произведения сгруппированы по дирижерским схемам, в отдельный раздел выделены полифонические сочинения. Однако следует иметь в виду, что каждое из взятых для изучения произведений (независимо от раздела, где оно помещено) должно быть обязательно использовано для овладения различными дирижерско-исполнительскими навыками, предусмотренными программой данного курса.
Раздел 1 РАЗМЕР 5/4 И 5/8
Пятидольная схема
Луговая дорожка. Музыка Я. Эшпая, слова В. Чалая, перевод с марийского В. Струева
Ах ты, душечка. Русская народная песня, обработка Е. Красотиной.
Ландыш. Музыка В. Шебалина, слова Е. Серовой.
Ай да, у соловушки. Русская народная песня, обработка А. Оленина, переложение для женского хора Е. Красотиной
Речка быстрая струится. Латышская народа ная песня, обработка Э. Вигнера, слова народные, перевод Ю. Абызова.
Моя ласточка сизокрылая. Музыка В. Ребикова, переложение для хора А. Назарова, слова *
Лунная дорожка. Музыка Э. Дарзиня, слова Аспазии, перевод с латышского В. Невского
Двухдольная схема
Как денница появится. Хор из неоконченной оперы «Рогдана», музыка А. Даргомыжского
У ворот, воротиков. Русская народная песня, запись Г. Ланэ, обработка Е. Красотиной
Лель таинственный. Хор из оперы «Руслан и Людмила», музыка М. Глинки.
С крепкий дуб тебе повырасти. Хор из оперы «Сказка о царе Салтане», музыка
Н. Римского-Корсакова
Раздел 2 РАЗМЕР 3/2 И 3/8
Трехдольная схема
Слава Родине любимой. Музыка М. Раухвергера, переложение для хора Е. Красотиной, слова А. Софронова.
Поднялася с полуночи. Хор из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии», музыка Н. Римского-Корсакова
Заключительный гимн. Хор из оперы «Снегурочка», музыка Н. Римского-Корсакова
Вечiр. Музыка Я. Степового, слова Т. Шевченко
Что не белая береза к земле клонится. Русская народная песня-былина, обработка С.Попова
Раздел 3 ДРОБЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЕТРИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Трехдольная схема
Колечко. Русская народная песня, обработка А. Свешникова.
Золотой звон. Музыка Ц. Кюи, слова Е. Беляевской.
Из-под холмика. Хор из оперы «Псковитянка», музыка Н. Римского-Корсакова
Татарская песня. Музыка Ц. Кюи, слова А. Пушкина.
Четырехдольная схема
Болят мои скоры ноженьки. Хор из оперы «Евгений Онегин», музыка П. Чайковского
Пусть громкий плач. Хор из оратории «Самсон», музыка Г. Ф. Генделя, русский
текст С. Левика
Двухдольная схема
Бурлацкая. Русская народная песня, обработка С. Рахманинова, переложение для хора И. Лицвенко.
Раздел 4 РАЗМЕР 4/4 ALLA BREVE
Партии Ленина быть. Музыка А. Флярковского, слова Р. Рождественского
Утренняя песня. Из кинофильма «Веселые звезды», музыка И. Дунаевского, слова М. Матусовского
Хор № 6. Из оратории «Рай и Пери». Музыка Р. Шумана, перевод Т. Сикорской
Нету, нету тут мосточка. Хор из оперы «Мазепа», музыка П. Чайковского.
Раздел 5 РАЗМЕР 3/4 3/8 И 2/4 «НА РАЗ»
Песня об орле. Хор из оперы «Поднятая целина», музыка И. Дзержинского
Падает
Хоровые произведения с нотами в pdf
_
Хрестоматия по дирижированию хором
средние музыкальные учебные заведения
Выпуск 1
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1991г. и 1994г.
номер 14632
Хрестоматия по дирижированию хором, составленная в соответствии с учебной программой, предназначена для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училищ. Ее задача — оказать помощь педагогам в выборе необходимого для работы с учащимися репертуара, являющегося одним из важнейших компонентов в обучении и воспитании будущих учителей музыки и руководителей самодеятельных хоровых коллективов.
В хрестоматию включены сочинения различных стилей и жанров: образцы народных песен, произведений современных композиторов, русской и зарубежной классики. Большинство из них учащийся сможет использовать в своей будущей практической деятельности. Значительное место в хрестоматии занимают хоры без сопровождения — их изучению придается большое значение.
Хрестоматия состоит из четырех выпусков, предназначенных последовательно для I, II, III и IV курсов музыкальных училищ.
В первом выпуске помещены произведения для дирижирования в трех-, четырех- и двухдольном размерах в характере звуковедения а также произведения на разграничение функций рук и показ несложных фермат.
Во второй выпуск включены произведения в трех-, четырех-, двух- и шестидольных размерах, в более разнообразных темпах и характерах звуковедения, с различными динамическими и агогическими нюансами, а также произведения на более сложное разграничение функций рук, показ синкоп, акцептов и более сложных фермат.
В третий выпуск вошли более крупные хоровые произведения, небольшие хоровые сцены из опер, отрывки из кантат и ораторий, написанные в трех-, четырех-, двух- и пятидолыюм размерах, которые дирижируются по различным схемам.
Четвертый выпуск состоит из произведений в семи-, девяти-, двенадцатидолыгом и других смешанных или сложных размерах, дирижируемых по различным схемам. Кроме того, в него включены произведения, рекомендуемые для исполнения хором на госэкзамене и для показа самостоятельной работы (репетиции) дипломника.
Материал в каждом выпуске расположен по разделам, соответствующим определенным дирижерским заданиям. Однако, учитывая, что каждое из произведений дает возможность работать одновременно над освоением целого ряда дирижерских приемов и навыков, такое расположение материала следует считать несколько условным, лишь в определенной мере облегчающим выбор необходимого для изучения произведения.
Каждому выпуску хрестоматии предпосланы указания учебной программы, связанные с объемом дирижерских знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися данного курса. Кроме того, каждое произведение сопровождается краткой аннотацией, в которой отмечаются его некоторые характерные особенности и основные дирижерские задания.
Е. Красотина К. Рюмина Ю. Левит
Скачать ноты
_
Хрестоматия по дирижированию хором
средние музыкальные учебные заведения
Выпуск 2
без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1969г. и 1980г.
номер 5826 10919
Основными задачами второго курса являются: разграничение функций правой и левой руки в показе нюансов, вступлений разных голосов, выдержанных звуков и т. д.; освоение более широкого диапазона темпов (медленный темп, смена темпа — piu mosso, meno mosso, accelerando, ritenuto, stringendo, allargando) и динамических оттенков (crescendo, diminuendo, subito forte, subito piano, pianissimo, fortissimo); приемы дирижирования staccato.
Более подробно изучаются приемы исполнения фермат (снимаемая фермата на звуке в начале, середине и конце произведения; фермата на паузе в середине произведения; неснимаемая фермата). Во втором полугодии включаются в репертуар относительно несложные по хоровой фактуре произведения, дирижируемые по шести- и двухдольной схемам, а также произведения с синкопами и акцентами.
Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на первом курсе, следует обратить большое внимание на выработку плавных движений в умеренном темпе при средней силе звучности.
Произведения второго выпуска распределены по четырем основным для данного курса группам дирижерских навыков и приемов:
1. Разграничение функций рук.
2. Темпы. Ферматы.
3. Динамика. Синкопы. Staccato.
4. Шестидольный размер.
Скачать ноты
Хоровые произведения
Хрестоматия по дирижированию хором
Выпуск 3
составители Е. Красотина, К. Рюмина, Ю. Левит
“Музыка”, 1981г.
номер 11351
III КУРС
Одной из задач хорового дирижирования на III курсе является освоение ряда сложных дирижерских схем 5/4 и 5/8 по пятидольной схеме (3+2 и 2+3); 5/4 и 5/8 в быстром движении по двухдольной схеме (2+3 и 3+2); 3/3 и 3/8 по трехдольной схеме в различных темпах и динамике; 3/2 и 3/4 в медленном движении с дроблением основной метрической единицы; 4/4 alla breve; 3/4 3/8 2/4 в быстром движении «на раз». Изучаются также приемы дирижирования полифоническими произведениями.
В репертуар учащихся включаются развернутые хоровые номера из опер и ораторий, а также произведения в очень быстром (Presto) и очень медленном (Largo) темпах, с длительными crescendo, diminuendo, ускорениями. Совершенствуя навыки дирижирования, приобретенные на I, II курсах, следует ознакомить учащихся с основными дирижерскими приемами для достижения хорового ансамбля и строя.
Помещенные в данном выпуске Хрестоматии произведения сгруппированы по дирижерским схемам, в отдельный раздел выделены полифонические сочинения. Однако следует иметь в виду, что каждое из взятых для изучения произведений (независимо от раздела, где оно помещено) должно быть обязательно использовано для овладения различными дирижерско-исполнительскими навыками, предусмотренными программой данного курса.
Скачать ноты
ноты в pdf для фортепиано, голоса народных песен, арий, романсов
Народные песни из репертуара С.Я. Лемешева
для тенора в сопровождении фортепиано
«Музыка», 1988г.
номер 11707
Творчество Сергея Яковлевича Лемешева вписало одну из самых ярких страниц в историю советского вокального искусства. В его пении гармонично слились природная музыкальность, высокое мастерство и виртуозное владение красками вокальной палитры. Непосредственность и благородная простота, естественность пения Сергея Яковлевича всегда волновали слушателя, оказывали огромное эстетическое воздействие.
Сергей Яковлевич родился в 1902 году в деревне Старое Князево бывшей Тверской губернии (ныне Калининская обл.) в бедной крестьянской семье. Мать батрачила у помещиков, отец скитался по городам в поисках заработка; заботы о детях, особенно после смерти отца, лежали на плечах матери. Первые воспоминания детства Лемешева— это сказки, которые рассказывала детям мать, а потом его все больше завораживали народные песни. Когда наезжал домой отец, в их избушку набивалось много народу слушать песни Якова Степановича. У отца был красивый голос, и пел он задушевно; в основном пелись городские песни: «Среди лесов дремучих», «Не осенний мелкий дождичек», «Доля бедняка» и разнообразные «Тройки». А в зимние долгие вечера пела с подругами мать, сидя за пряжей. Голос матери запомнился Сергею Яковлевичу грустным и нежным, потому что чаще всего пелись в деревне песни печальные, даже надрывные: «Уродилася я, как былинка в поле», «Ванька-ключник», «Вниз по матушке по Волге», «Во субботу, день ненастный». В детстве Сергей Яковлевич впервые услышал песню «Ничто в полюшке не колышется», которую пел потом всю жизнь.
С народной песней Сергей Яковлевич не расставался всю жизнь. Он считал, что очень важна в народной песне искренность исполнения: ведь образы природы сливаются с душевными переживаниями, а простота и красота мелодии создают особое поэтическое настроение. В своих дневниках он писал: «Мне думается, что именно песня, впервые пробудившая в моей душе чувство прекрасного, ощущение поэтического начала, породила и смутное стремление к какой-то новой красивой жизни». В программу первых своих концертов в Москве он включает народные песни. В 1943 году в Москве на Всероссийском смотре исполнителей русской народной песни Сергей Яковлевич был признан лучшим ее интерпретатором. В своей книге «Путь к искусству» С. Я. Лемешев пишет: «Ведь в тех песнях, которые веками живут в народе или слагаются заново, вы не найдете и намека на сентиментальность, дешевку, грубость и прямолинейность чувства. Это противопоказано песне, потому что она представляет самую распространенную в народе форму поэтического обобщения. Столетиями она была для него единственным проявлением эстетического начала. Поэтому-то целомудренность, незамутненная чистота чувства, отличает почти все народные песни».
«Мое счастье, что меня воспитала прежде всего народная песня, в которой как в зеркале отразилась богатейшая душа народа, огромный и чистый мир его чувств и чаяний.
Народная песня, ее за душу хватающие слова научила меня всегда ясно представлять, о чем я пою, что я хочу выразить в песне. Она вечный, неиссякаемый источник музыки. Важно уметь правильно слушать и исполнять ее, она может стать заветным ключиком к пониманию и других, более сложных жанров, ибо с народной песней взаимодействуют и крупные музыкальные формы — такие, как опера, симфония и др.
Народная песня сгущает переживания народа, я бы сказал, конденсирует опыт его ума и сердца, и поэтому исполнитель должен много думать, передумать, вспомнить, прежде чем дать простор своей фантазии».
В предлагаемый сборник, конечно, не могли войти все песни обширного концертного репертуара С. Я. Лемешева. Естественно, что наиболее полно представлена в нем русская песня, ибо именно она была особенно любима певцом. Очень любил Сергей Яковлевич петь «Выхожу один я на дорогу». Его пленяла в этой песне поэзия Лермонтова, где стихи как бы сами ложатся на голос. Торжественная тишина природы сливается с приподнятым состоянием души певца в широком звучании мелодии. Не боль и разочарование царят в ней, а жажда свободы и жизни. В вокальной декламации Сергей Яковлевич был наследником Шаляпина. Еще в детстве, вслушиваясь и впеваясь в народную песню, он понял силу поэтического слова. Занимаясь с К- С. Станиславским в его студии (1924— 1925), он научился чувствовать, понимать и доносить слово во всей его многообразной выразительности, искать его психологические оттенки. Благоговейное отношение к слову осталось у Лемешева на всю жизнь. Он говорил: «Слово, смысл слова должны быть подкреплены соответствующей звуковой окраской, за словом всегда должна стоять логическая мысль, ясное чувство». В журнале «Русская речь» он писал: «Слово в пенки сочетается с музыкой, как бы ложится на музыку, и поэтому слово у певца, чтобы не быть заглушённым музыкальным сопровождением, должно быть предельно ясно, выпукло, четко, выразительно». Он всегда был требователен к поэтическому тексту так же, как к музыке.
Музыкальным словом, согретым душевным переживанием, С. Я. Лемешев мог выразить множество самых различных чувств. Так, о своей любимой песне «Коробейники» он говорил, что, слушая ее, представляешь себе столько живых картинок, она пробуждает столько исполнительской выдумки, столько затейливых оттенков приходит на ум! Много лет пел Сергей Яковлевич «У ворот, ворот», и с каждым годом песня приобретала все новые краски, акценты, интонации. Все в ней есть: юмор, удаль, озорство, размах. Припев «Дунай, мой Дунай» каждый раз исполнялся по-новому, в зависимости от содержания куплета. При постепенном нарастании темпа нарастали удаль и озорство, и последние слова не допевались («Эх, Дунай, мой Ду.»), обрываясь на задорной, огневой ноте.
Искрометность исполнения таких песен Лемешевым поражала. Он обладал умением перевоплощаться, рисовать яркие жанровые картинки; с большим юмором и разнообразием характерных для каждого действующего лица акцентов пел он «В деревне было Ольховке», «Дуня-тонкопряха», «Эх, Настасья», «Рябинушка», дуэт с сопрано «Во субботу день ненастный». Еще в детстве, прислушиваясь в деревне к исполнению таких песен, он заметил, что крестьяне, особенно женщины, стараются избегать в песнях грубых, обидных слов и выражений. Например, в «Дуне-тонкопряхе» слово «кривой» заменялось на «пьяный», так как считалось, что нехорошо смеяться над несчастьем человека. Таких примеров такта и деликатности немало у народных певцов, и Сергей Яковлевич чутко прислушивался к их голосу. Песню «Эх, Настасья» тоже нельзя петь развязно и разухабисто,— считал он.— Здесь лирика, широта русского характера, даже удальство, но и чистота в отношении к девушке. Очень интересный тонкий штрих подслушал он в деревне в припевке «Рябинушки» — «Эх ты, рябинушка моя, э-эх ты, кудрявая моя». На этом втором «эх» голос забирался куда-то вверх, плавно спускался вниз и делал едва заметную паузу, не нарушая общего движения. Этот нюанс придавал песне своеобразный блеск. Выразительность лемешевского голоса, широта его звучания особенно волновали слушателя, доходили до глубины души, когда он пел лирические, раздольные песни: «Ах ты, душечка», «У зари-то, у зореньки», «Ничто в полюшке не колышется». В них опять-таки душевные переживания сливаются с картинами природы. Работая над каждым музыкальным произведением, будь то народная песня, ария или романс, Лемешев всегда старался представить характер человека, о котором поет, его судьбу, вжиться в образ. Как глубоко и проникновенно звучала у него песня «Эх ты, Ваня», где потрясает судьба одинокой деревенской женщины с ее тоской, безысходностью, душевным надрывом! А в «Песне бобыля» как верно передана удаль от отчаянья, разгул от одиночества и нищеты! Есть здесь и горькая самоирония, и сознание неизбежности судьбы, и протест против горемычной бедняцкой жизни. Совсем другие краски находит Сергей Яковлевич в песне «Хуторок». В быстром темпе разворачивается целая бытовая драма. Здесь и удаль молодецкая, и любовь, и ревность, и кровавая развязка. Голос певца передает целую гамму человеческих переживаний, приведших к роковому концу.
Русские народные песни Сергей Яковлевич исполнял обычно в сопровождении оркестра русских народных инструментов имени Осипова, а также оркестра русских народных инструментов радио и телевидения под управлением В. Федосеева. Музыкантам этих оркестров принадлежат и некоторые обработки известных песен, публикуемые в настоящем сборнике — именно в таких вариантах пел их Лемешев.
Кроме русских народных песен Лемешев любил петь и украинские: «Сонце низенько», «Повій, вітре, на Вкраїну», «Черни брови», «Там, де Ятрань круто в’ється», «Одна гора високая» и другие. «В лирике украинских песен меня всегда привлекала непосредственность, удивительная певучесть и задушевность мелодии, широкой, льющейся и величавой, как Днепр в тихую погоду. И голоса украинских певцов так же широки, могучи, заливчаты»,—писал в своей книге «Путь к искусству» Сергей Яковлевич. Пел он эти песни в основном на Украине, уточнял с местными поэтами и певцами произношение, изучал традиции исполнения. Потом уже стал петь их и в других городах. Он говорил, что народную песню надо тщательно оберегать от всего наносного и фальшивого, и здесь большая роль принадлежит не только композиторам, которые ее обрабатывают, но и музыкантам, исполнителям.
Хорошо умел передать национальный колорит, пластичность мелодии Сергей Яковлевич и в неаполитанских, польских, чешских песнях. С тонким юмором пел он чешскую народную песню «Не могу молиться богу», создавая трогательный, смиренный и в то же время лукавый образ влюбленного юноши.
Широк творческий диапазон С. Я- Лемешева. Он одарил нас не только прекрасными сценическими образами, покоряя блеском воплощения, изяществом игры, обаянием. Не менее значительна и его концертная деятельность, выступления по радио и с эстрады. В 1975 году, готовясь к концерту в Большом зале консерватории, посвященному пятидесятилетию своей творческой деятельности, он говорил: «Сейчас больше думаю, чем пою, готовясь к концерту. Слушаю записи с партитурой в руках, иногда нахожу что-то неожиданное, новые нюансы, иную звуковую окраску, интонационные и динамические акценты. Фиксирую удачные моменты и снова думаю, слушая». Всю жизнь его девизом было: «Всегда гореть, всегда волноваться, всегда быть в состоянии творческого беспокойства». Сергей Яковлевич считал, что настоящий художник не вправе замыкаться в кругу своей профессии. Он обязан интересоваться жизнью общества, откликаться на запросы современности, тогда он будет иметь право рассчитывать на уважение и любовь своего народа.
В статье, посвященной семидесятилетию со дня рождения замечательного певца, народный артист СССР, дирижер Большого театра Б. Э. Хайкин писал: «Лемешев обладает даром затрагивать самые сокровенные струны человеческого сердца. В свои 70 лет С. Лемешев сохранил молодую душу крестьянского сына — в его голосе по-прежнему серебрится отзвук прекрасной русской природы, среди которой он вырос, у которой черпал силу, любовь к жизни и красоте».
Через всю свою жизнь пронес Сергей Яковлевич Лемешев верность яркому, вечно молодому искусству, которое останется в сердцах людей примером высокого и чистого вдохновения.
В. Кудрявцева-Лемешева
Скачать ноты