Абашевская русская народная игрушка

Народные советы

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать».
Если более конкретно говорить об особенностях абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Таких выраженных, архитектурно устремлённых вверх рогов не имеет ни одна игрушка. Они в точности передают строение Древа Жизни – древнейшего символа. Ветви, исходящие из ствола, это уровни мироздания или царства природы. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «городовой» – надёжность, она защищает дом; «барыня» – воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют тёмные силы.
Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. Это несколько уводит игрушку от черт детского простодушия в сторону скульптуры. Преобладание формы в абашевской керамике – ещё одна её особенность, которая говорит нам о строгом, мужском подходе к делу.
Обузданные творческой выдумкой архаичные силы бережно вложены в статичную форму. Статика игрушки почти монументальна. Птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят». Стоят по-хозяйски крепко, уверенно, индивидуально. Стоят, будто растут из Земли могучие деревья. В ногах фундамент, укоренённость. И далее, по нарастающей, плавное движение вверх; перетекание туловища в шею и на максимальной высоте венчание наверху небольшой гармоничной головкой. Или ветвистые рога стремятся продлить это движение все далее, выше и выше.
Сравните абашевскую игрушку с другими игрушками, из других областей, и она расскажет вам ещё больше – про нас, про наши отличительные качества, про нашу землю, нашу историю.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В ХХ столетии великие древние богини Макошь и Лада стали барышнями с зонтиками, дамами с собачками, няньками и водоносками. Птица Сирин превратилась в паву. Перун – в фигурку барана. Велес – в оленя. Корова-Земун и Коза-Седунь задудели дудками в виде коров и коз. И никто уже не интересуется, почему коней иногда лепят с тремя головами и откуда пошли русские тройки. Легенды о великом Триглаве забыты. Зато появились фуражки, погоны и модные платья. Форма абашевской игрушки дает ощущение устойчивости. Все фигурки на лапах, копытах и ногах основательны и непоколебимы. Раскраска однотонная Чаще всего три основных цвета: синий – небо, красный – жизненность, зелёный – плодородие. Добавляются лишь золотые и серебряные детали. Смотрите слайд-шоу «Особенности абашевской игрушки».

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Процесс изготовления игрушек для росписи происходит в несколько этапов. Для начала производится фигурка животного, причём, вне зависимости от вида животного, существуют определённые принципы, которым должно соответствовать готовое изделие. Так, туловище делается удлинённым, ноги изображаются короткими и широко расставленными; шея также удлиняется. Кроме того, тщательно вылепляется головка, вырезаются глаза, прикрепляются изогнутые, нередко многоярусные рога, добавляются гривы, бороды, чёлки. Последнее, безусловно, выполняется лишь в том случае, если мастер делает абашевскую игрушку в виде барана, оленя, козла.
Как правило, при изготовлении абашевских игрушек и последующей покраске используется приём «оживка», который позволяет придать каждому изделию индивидуальности, особенного характера, некоторой сувенирности. Данный прием заключается в следующем: заготовка изделия закрашивается сплошной яркой краской, которая впоследствии покрывается золотом или серебром.
Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. А как же изготавливается современная абашевская игрушка? Смотрите слайд-шоу.

ЗАО «Абашевская керамика» возобновила выпуск традиционной абашевской игрушки. Предприятие является членом Ассоциации предприятий художественных промыслов России. «Абашевская керамика» за претворение в жизнь социальной политики государства, за вклад в дело возрождения и процветания мира занесена в «ЗОЛОТУЮ КНИГУ НАЦИИ» и награждена Золотой грамотой «Меценат». Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Планы у новых владельцев предприятия солидные и ответственные – возобновить былую славу абашевской игрушки и занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появятся магазины с абашевской игрушкой.

Читайте также:  Как убрать боль в пояснице народными средствами

Адрес предприятия «Абашевская керамика»: Пензенская обл., г. Спасск, ул. Володарского, д. 95.
Тел./факс: 8 (8412) 42-63-27, моб. 8 (927)366-19-28
E-mail: abash_keramika@mai/ru
Сайт: http://abash-keramika.narod.ru/company.html

Реальный шанс обрести вторую жизнь появился у одного из исконных символов Пензенской области – абашевской игрушки. К списку профессий, которым обучают в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса, добавилась ещё одна – «специалист по изделиям из керамики». Желающие повозиться с глиной, да еще и научиться на этом зарабатывать, нашлись быстро.
– Возможно, кто-то из них увидит в этом перспективу, всё зависит от тех преподавателей, мастеров, и по ним видно, что они просто-напросто не могут без этой игрушки, если они привьют им эту любовь, думаю, всё может получиться, – говорит директор Спасского колледжа промышленных технологий и бизнеса Виктор Никирин.
С недавнего времени в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса заработал ещё и цех по изготовлению изделий гончарного ремесла. Для знакомства с работой цеха по изготовлению изделий гончарного ремесла глава администрации Спасского района Юрий Ахрамеев посетил Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса.
Директор колледжа Виктор Никирин и его заместитель по производственному обучению Сергей Рожков провели для главы администрации района небольшую экскурсию по цеху, включающему три рабочих помещения: учебный класс, учебную лабораторию и мастерскую, где проводятся занятия для ребят. Во всех комнатах сделан капитальный ремонт, завезено и установлено новое оборудование и спецтехника, созданы необходимые условия для успешной реализации намеченных планов.
Юрий Ахрамеев осмотрел современные аналоги гончарного круга, печи для обжига и другое оборудование, пристальное внимание главы районной администрации привлекли уроки и мастер-классы по изготовлению изделий гончарного ремесла.
Глава администрации района одобрил работу цеха и пожелал коллективу творческих успехов, талантливых учеников и, конечно, преуспеть в популяризации старинного абашевского промысла, которым по праву гордится весь Спасский район.
Проект по созданию цеха по изготовлению абашевской игрушки создан в рамках реализации модели сетевого взаимодействия колледжа с общеобразовательными учреждениями района. Сейчас в цехе занимаются школьники 8 и 11 классов, а также студенты Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса.

Адрес Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса: 442600, Пензенская область, г. Спасск, ул. Коммунальная, 45
Телефоны: 8 (84151), 32419, 32422, 32304
Факс: 8 (84151) 32421
E-mail: bat@sura.ru; sat@tex-spassk.ru

В Пензенской области с незапамятных времён существовало два крупных глиняных промысла. Первый в селе Языково (в 10 км от г. Белинского), второй в селе Абашево. Но в начале ХХ в. языковский промысел оскудел, а абашевский укрепился. Википедия:

«В XIX – XX вв. село Абашево было ведущим гончарным центром России».

Выходит, что сегодняшнее небольшое село Абашево – это бывший гончарный центр России. Поэтому сегодняшним, пусть и немногочисленным абашевским гончарам, есть на кого равняться, чтобы возродить прежние славные традиции.
Откуда пошло название села и промысла, точно никто не знает, но упоминают про татарского князя Адашева, который владел землями в этих краях. В эти же края бежали старообрядцы (беглопоповцы). Да так активно, что, например, по данным 1877 г. в Абашево, насчитывающем на тот момент 218 дворов, половина жителей были старообрядцами. А гончаров было и того больше – в 1902 г. из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины XIX в., кроме гончарной посуды, здесь стали делать глиняные игрушки. Это вообще характерно для многих гончарных центров – игрушка была как бы побочным (на остатках глины) производством.
В 2002 г. открыты для посетителей дома-музеи абашевских мастеров Федосьи Голяшкиной, братьев Василия и Степана Зоткиных, оборудованные гончарным кругом, образцами посуды игрушек из глины, старинной одеждой, предметами быта абашевских крестьян.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сейчас в ведомстве Иды Сафиевны дом-музей и студия, а это означает два больших подворья с заборами, дровами, скрипящими полами и прочими хлопотами, требующими внимания и труда. Этому уникальному музею, который во многом жив благодаря титаническим усилиям и бесконечному энтузиазму Иды Сафиевны, приходится непросто. Музей обращается к людям доброй воли и волонтерам – о возможной посильной помощи музею руками, материалами. Смотрите слайд-шоу «Дом-музей абашевских мастеров».

Источник

Абашевская игрушка

Абашевская игрушка — самобытный русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском районе Пензенской области в XIX веке.

В отличие от большинства игрушечных промыслов, над абашевской игрушкой работали преимущественно мужчины.

Известность промысла связана с именем талантливого мастера из села Абашево — Лариона Зоткина, который работал в 1920-е годы и передавал свои навыки потомкам. Он является автором многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Творчество Зоткина завершило формирование традиционных приемов лепки и росписи абашевского игрушечного ремесла.

Абашевская игрушка — это свистульки, изображающие животных. Однако главной особенностью является то, что животные нередко принимают фантастический сказочный облик. Это и козы с длинными и острыми рогами, олени с многоярусными симметричными рогами, люди, как будто бы наряженные в дикие карнавальные маски.

Читайте также:  Вклады народного банка казахстана

Другая особенность свистулек — яркие эмалевые краски, которыми они раскрашены — синие, зеленые, красные, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Ремесло абашевской игрушки продолжают мастера Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин, а также Ида Калимуллина — организатор общества «Фонд возрождения абашевской игрушки», она же хранительница дома-музея абашевских мастеров и заведующая абашевской творческой лаборатории. Есть в небольшом Абашево и лаборатория, где творят местные дети, а для гостей проводят мастер-классы по лепке игрушки.

Источник

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская игрушка – свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные чёлки, кудрявые бороды и гривы чётко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
В абашевской игрушке чувствуется глубокая связь с древностью. Эта связь многогранна, а зачастую загадочна. Фигуры передают некий гротеск, метаморфозу между человеческим и природным началами. Тело человека дополняется телом животного – кентавры. Рога – деревья. Хвосты – дудки. Игрушка оживляется дыханием и умеет «разговаривать».
Если более конкретно говорить об особенностях абашевской игрушки, то можно отметить следующее. Абашевские рога ни с чем не спутаешь. Таких выраженных, архитектурно устремлённых вверх рогов не имеет ни одна игрушка. Они в точности передают строение Древа Жизни – древнейшего символа. Ветви, исходящие из ствола, это уровни мироздания или царства природы. Так, абашевская игрушка в виде коровки воплощает собирательный образ, символизируя Великую Мать, всех богинь Луны, плодородие, множественность. К примеру, игрушка в виде козлика обозначает целеустремленность, упорство в достижении поставленных целей. Значение абашевской игрушки «городовой» – надёжность, она защищает дом; «барыня» – воплощение женской чистоты, целомудрия. Немаловажным является тот факт, что все абашевские игрушки-свистульки служат оберегом от злых духов: они отгоняют тёмные силы.
Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. Это несколько уводит игрушку от черт детского простодушия в сторону скульптуры. Преобладание формы в абашевской керамике – ещё одна её особенность, которая говорит нам о строгом, мужском подходе к делу.
Обузданные творческой выдумкой архаичные силы бережно вложены в статичную форму. Статика игрушки почти монументальна. Птицы, животные и люди не бегают, не прыгают, не «веселятся» – они всегда просто «стоят». Стоят по-хозяйски крепко, уверенно, индивидуально. Стоят, будто растут из Земли могучие деревья. В ногах фундамент, укоренённость. И далее, по нарастающей, плавное движение вверх; перетекание туловища в шею и на максимальной высоте венчание наверху небольшой гармоничной головкой. Или ветвистые рога стремятся продлить это движение все далее, выше и выше.
Сравните абашевскую игрушку с другими игрушками, из других областей, и она расскажет вам ещё больше – про нас, про наши отличительные качества, про нашу землю, нашу историю.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В ХХ столетии великие древние богини Макошь и Лада стали барышнями с зонтиками, дамами с собачками, няньками и водоносками. Птица Сирин превратилась в паву. Перун – в фигурку барана. Велес – в оленя. Корова-Земун и Коза-Седунь задудели дудками в виде коров и коз. И никто уже не интересуется, почему коней иногда лепят с тремя головами и откуда пошли русские тройки. Легенды о великом Триглаве забыты. Зато появились фуражки, погоны и модные платья. Форма абашевской игрушки дает ощущение устойчивости. Все фигурки на лапах, копытах и ногах основательны и непоколебимы. Раскраска однотонная Чаще всего три основных цвета: синий – небо, красный – жизненность, зелёный – плодородие. Добавляются лишь золотые и серебряные детали. Смотрите слайд-шоу «Особенности абашевской игрушки».

Производство игрушки развивалось внутри старинного гончарного промысла в приволжских селениях. Угасание гончарства обусловило выделение игрушки в самостоятельный промысел, который получил известность в 1930-е гг.
Процесс изготовления игрушек для росписи происходит в несколько этапов. Для начала производится фигурка животного, причём, вне зависимости от вида животного, существуют определённые принципы, которым должно соответствовать готовое изделие. Так, туловище делается удлинённым, ноги изображаются короткими и широко расставленными; шея также удлиняется. Кроме того, тщательно вылепляется головка, вырезаются глаза, прикрепляются изогнутые, нередко многоярусные рога, добавляются гривы, бороды, чёлки. Последнее, безусловно, выполняется лишь в том случае, если мастер делает абашевскую игрушку в виде барана, оленя, козла.
Как правило, при изготовлении абашевских игрушек и последующей покраске используется приём «оживка», который позволяет придать каждому изделию индивидуальности, особенного характера, некоторой сувенирности. Данный прием заключается в следующем: заготовка изделия закрашивается сплошной яркой краской, которая впоследствии покрывается золотом или серебром.
Мастера используют минимум приспособлений. Мелкие детали тщательно прорабатываются при помощи стеков. Но основной инструмент – это руки. Очень ответственный этап – проделывание отверстия в свистульках, поскольку от этого зависит мелодичность звука. Готовые фигурки просушиваются, обжигаются и расписываются масляными либо эмалевыми красками. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками – синими, зелёными, красными в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Читайте также:  Армянский свадебный народный костюм

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, рождались целые династии гончаров и дудочников. В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах – сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м. и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глинянные изделия березовыми или дубовыми дровами. А как же изготавливается современная абашевская игрушка? Смотрите слайд-шоу.

ЗАО «Абашевская керамика» возобновила выпуск традиционной абашевской игрушки. Предприятие является членом Ассоциации предприятий художественных промыслов России. «Абашевская керамика» за претворение в жизнь социальной политики государства, за вклад в дело возрождения и процветания мира занесена в «ЗОЛОТУЮ КНИГУ НАЦИИ» и награждена Золотой грамотой «Меценат». Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».
Планы у новых владельцев предприятия солидные и ответственные – возобновить былую славу абашевской игрушки и занять свою нишу на рынке не только областном, но и всероссийском. Уже начали реализацию своей продукции в Москве. В перспективе – Пенза, Ульяновск, Воронеж и другие города. В ближайшее время в Спасске и Пензе появятся магазины с абашевской игрушкой.

Адрес предприятия «Абашевская керамика»: Пензенская обл., г. Спасск, ул. Володарского, д. 95.
Тел./факс: 8 (8412) 42-63-27, моб. 8 (927)366-19-28
E-mail: abash_keramika@mai/ru
Сайт: http://abash-keramika.narod.ru/company.html

Реальный шанс обрести вторую жизнь появился у одного из исконных символов Пензенской области – абашевской игрушки. К списку профессий, которым обучают в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса, добавилась ещё одна – «специалист по изделиям из керамики». Желающие повозиться с глиной, да еще и научиться на этом зарабатывать, нашлись быстро.
– Возможно, кто-то из них увидит в этом перспективу, всё зависит от тех преподавателей, мастеров, и по ним видно, что они просто-напросто не могут без этой игрушки, если они привьют им эту любовь, думаю, всё может получиться, – говорит директор Спасского колледжа промышленных технологий и бизнеса Виктор Никирин.
С недавнего времени в Спасском колледже профессиональных технологий и бизнеса заработал ещё и цех по изготовлению изделий гончарного ремесла. Для знакомства с работой цеха по изготовлению изделий гончарного ремесла глава администрации Спасского района Юрий Ахрамеев посетил Спасский колледж профессиональных технологий и бизнеса.
Директор колледжа Виктор Никирин и его заместитель по производственному обучению Сергей Рожков провели для главы администрации района небольшую экскурсию по цеху, включающему три рабочих помещения: учебный класс, учебную лабораторию и мастерскую, где проводятся занятия для ребят. Во всех комнатах сделан капитальный ремонт, завезено и установлено новое оборудование и спецтехника, созданы необходимые условия для успешной реализации намеченных планов.
Юрий Ахрамеев осмотрел современные аналоги гончарного круга, печи для обжига и другое оборудование, пристальное внимание главы районной администрации привлекли уроки и мастер-классы по изготовлению изделий гончарного ремесла.
Глава администрации района одобрил работу цеха и пожелал коллективу творческих успехов, талантливых учеников и, конечно, преуспеть в популяризации старинного абашевского промысла, которым по праву гордится весь Спасский район.
Проект по созданию цеха по изготовлению абашевской игрушки создан в рамках реализации модели сетевого взаимодействия колледжа с общеобразовательными учреждениями района. Сейчас в цехе занимаются школьники 8 и 11 классов, а также студенты Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса.

Адрес Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса: 442600, Пензенская область, г. Спасск, ул. Коммунальная, 45
Телефоны: 8 (84151), 32419, 32422, 32304
Факс: 8 (84151) 32421
E-mail: bat@sura.ru; sat@tex-spassk.ru

В Пензенской области с незапамятных времён существовало два крупных глиняных промысла. Первый в селе Языково (в 10 км от г. Белинского), второй в селе Абашево. Но в начале ХХ в. языковский промысел оскудел, а абашевский укрепился. Википедия:

«В XIX – XX вв. село Абашево было ведущим гончарным центром России».

Выходит, что сегодняшнее небольшое село Абашево – это бывший гончарный центр России. Поэтому сегодняшним, пусть и немногочисленным абашевским гончарам, есть на кого равняться, чтобы возродить прежние славные традиции.
Откуда пошло название села и промысла, точно никто не знает, но упоминают про татарского князя Адашева, который владел землями в этих краях. В эти же края бежали старообрядцы (беглопоповцы). Да так активно, что, например, по данным 1877 г. в Абашево, насчитывающем на тот момент 218 дворов, половина жителей были старообрядцами. А гончаров было и того больше – в 1902 г. из 264 дворов в 200 работали гончары. С середины XIX в., кроме гончарной посуды, здесь стали делать глиняные игрушки. Это вообще характерно для многих гончарных центров – игрушка была как бы побочным (на остатках глины) производством.
В 2002 г. открыты для посетителей дома-музеи абашевских мастеров Федосьи Голяшкиной, братьев Василия и Степана Зоткиных, оборудованные гончарным кругом, образцами посуды игрушек из глины, старинной одеждой, предметами быта абашевских крестьян.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Сейчас в ведомстве Иды Сафиевны дом-музей и студия, а это означает два больших подворья с заборами, дровами, скрипящими полами и прочими хлопотами, требующими внимания и труда. Этому уникальному музею, который во многом жив благодаря титаническим усилиям и бесконечному энтузиазму Иды Сафиевны, приходится непросто. Музей обращается к людям доброй воли и волонтерам – о возможной посильной помощи музею руками, материалами. Смотрите слайд-шоу «Дом-музей абашевских мастеров».

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни