А я по лугу русская народная песня в обработке л н ивановой

Народные советы

Анализ музыкального произведения «А я по лугу» в обработке Л.Ивановой

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Анализ музыкального произведения

в обработке Л. Н. Ивановой

Выполнила: преподаватель МБОУДО «Урмарская ДШИ»
Михайлова Маргарита Павловна

Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Общие сведения о произведении и его авторе
Русская народная песня «А я по лугу» представлена в обработке современного автора Людмилы Николаевны Ивановой, композитора, гитариста, педагога по классу шестиструнной гитары г. Санкт-Петербург.
Л. Н. Иванова родилась в 1951 году в городе Санкт-Петербург. С 1964-1969 гг. училась в музыкальной школе № 117 г. Санкт-Петербурга. По окончании музыкальной школы она поступила в музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, где обучалась по классу гитары у преподавателя Я. Р. Ковалевской с 1969 по 1973 г. С 1973 года и по сей день Л. Н. Иванова работает в детской музыкальной школе №7 г. Санкт-Петербурга преподавателем по классу гитары.

Заключение
Знакомство с вариационной формой и ее освоение обязательно в классе по основному музыкальному инструменту. Овладение учащимися вариационной формой способствует развитию их музыкального мышления, совершенствованию технических навыков, раскрывает художественные возможности практически всех средств музыкальной выразительности. Русскую народную песню «А я по лугу» в обработке Л. Ивановой можно рекомендовать для использования на уроках по специальности в средних и старших классах ДШИ и ДМШ.
Для классической гитары обработки народных песен писали А. Иванов-Крамской, Е. Ларичев, П. Агафошин, М. Высотский. Из современных авторов это В. Козлов, В. Харисов, Г. Фетисов, Г. Батанин, С. Орехов и другие. Но вариант обработки русской народной песни «А я по лугу» мы встретили только у Л. Н. Ивановой.
Русская народная песня «А я по лугу» входит в репертуар многих отечественных артистов и музыкальных коллективов – ее исполняли Людмила Зыкина, Волжский русский народный хор, оркестры русских народных инструментов, различные солисты-инструменталисты. Педагог может рекомендовать учащимся слушать исполнение данной песни в этих вариантах.
На тему русской народной песни «А я по лугу» существуют обработки разных авторов для различных музыкальных инструментов и составов исполнителей: обработка А. И. Карпухова для голоса и ансамбля русских народных инструментов, обработка для фортепиано В. Подгорного, обработка для одного баяна или аккордеона Д. Самойлова, Б. Смирнова, обработка В. Глейхмана для балалайки, обработки Е. Дербенко, Н. Скуматовой, В. Астровой и др.
Данная пьеса обладает яркой выразительностью, завершенной формой и, на наш взгляд, будет интересна детям.

Список используемой литературы

Булучевский Ю. С., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 8-е изд. – Л.: Музыка, 1986. – 216 с.
Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических училищ и колледжей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 256с.
Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 208с.
Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. – М.: Музыка, 1967. – 751с.
Способин И. В. Музыкальная форма: Учебник. – 6-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 400 с.

Читайте также:  Ао дочерняя организация народного банка казахстана halyk finance

Источник

А я по лугу русская народная песня в обработке л н ивановой

Общие сведения о произведении и его авторе

Русская народная песня «А я по лугу» представлена в обработке современного автора Людмилы Николаевны Ивановой, композитора, гитариста, педагога по классу шестиструнной гитары г. Санкт-Петербург.

Л. Н. Иванова родилась в 1951 году в городе Санкт-Петербург. С 1964-1969 гг. училась в музыкальной школе № 117 г. Санкт-Петербурга. По окончании музыкальной школы она поступила в музыкальное училище им. М. П. Мусоргского, где обучалась по классу гитары у преподавателя Я. Р. Ковалевской с 1969 по 1973 г. С 1973 года и по сей день Л. Н. Иванова работает в детской музыкальной школе №7 г. Санкт-Петербурга преподавателем по классу гитары.

В настоящее время, на наш взгляд, имя Л. Н. Ивановой известно в среде музыкантов, педагогов по классу шестиструнной гитары, ее сочинения для детей получают все большую популярность – они входят в репертуар учащихся ДМШ и ДШИ, их можно услышать на концертах, конкурсах гитаристов. Ее произведения образны и очень нравятся детям. Они написаны со знанием особенностей гитары, а также с учётом трудностей, с которыми сталкиваются начинающие исполнители. Вот что написал о творчестве Людмилы Николаевны минский гитарист и педагог, председатель Клуба Гитаристов Беларуси (КГБ) Олег Копенков: «Ее музыка доступна и понятна сегодняшнему поколению. Она очень образна и написана с прекрасным знанием инструмента. Из всех моих коллег, кто познакомился с ее творчеством, никто не остался равнодушным. Только самые положительные отзывы!».

Произведения Людмилы Ивановой опубликованы в нотных изданиях:

— «Две детские сюиты» («На зеленом лугу», «Вокруг света» 1999 г.);

— «25 этюдов для гитары» (2003 г.);

— «Детские пьесы для шестиструнной гитары» (1998 г.);

— «Легкие пьесы для гитары» (1999 г.);

— «Пьесы для начинающих»:

— «Юному гитаристу» (2004) и др.

Среди обработок русских народных песен для шестиструнной гитары можно отметить ее обработки на р. н. п. «На горе-то калина», «Сама садик я садила», «Перевоз Дуня держала», «Ты воспой во саду соловейка».

Анализируемое произведение написано в вариационной форме. Вариация – (с лат. variatio) – изменение, перемена, разнообразие. В музыке – это преобразование или развитие музыкальной темы (музыкальной мысли) при помощи мелодических, гармонических, полифонических, инструментально-тембровых средств. По композиционной структуре вариационная форма способствует развитию, обогащению и более глубокому раскрытию первоначального образа, основной темы музыкального произведения. Тема обычно вместе с тем содержит в себе возможности для обогащения и раскрытия её полного содержания. Трансформация основной темы от вариации к вариации должна идти по линии постепенного нарастания, приводящего к конечному результату.

Многовековая музыкальная практика народов разной национальности послужила источником возникновения вариационной формы. Вариации зародились именно в народном творчестве: народные исполнители обычно повторяли свои напевы в несколько измененном виде. В музыкальной литературе вариации появились в 16-18 вв., особенно в сочинениях для клавесина и органа (Ф. Куперен, И. С. Бах, Ф. Гендель).

Вариации встречаются в виде отдельных произведений и как часть циклических форм – сюит, сонатных циклов. Они пишутся на собственные темы ( I часть Сонаты Ля мажор для фортепиано В. А. Моцарта), на темы народных песен (6 старинных русских песен с вариациями для скрипки и альта Хандошкина), на темы других композиторов (Вариации для фортепиано Бетховена на тему из оперы « La Molinara » Паизиелло).

Читайте также:  Какие признаки характерны для сказа левша опирается на народные предания и легенды

Исторически сложились три основных типа вариационной формы: старинные (вариации на бассо-остинато), классические (строгие) и свободные. В форме свободных вариаций обычно варьируются народные мелодии. Свободные вариации – это вариации, в которых могут изменяться все средства музыкальной выразительности. Принципы варьирования могут быть ритмические, гармонические, динамические, тембральные, фактурные, штриховые, мелодические и т. д. Такие вариации характерны для после классической эпохи.

С 9 по 12 такты в А2 происходит мелодическое и ритмическое варьирование темы, звучащей с подголоском. В А3 (13-16 такты) фактура приобретает черты подголосочной полифонии, мелодия звучит попеременно, то в высоком, то в низком голосах.

С 17 по 24 такты фактура произведения уплотняется и становится аккордового склада. Здесь вариации звучат на основе гармонических функций – Тоники и Доминанты.

В 25-28 тактах варьируется снова мелодия, меняется ритм и главной особенностью являются мелодические ходы по хроматизму. С 29-32 такты звучат разложенные арпеджио основных гармонических функций, на которых строится мелодия – Тоники и Доминанты.

Завершается пьеса вновь варьированием основной темы произведения, но в сокращенном варианте – всего два такта, словно это отзвук, эхо от прозвучавшей песни.

Содержание русской народной хороводной песни:

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил, суставчики раздробил.

А я матери, а я матери,

Я матери кричала, я матери кричала:

Ты подай, матерь, ты подай, матерь,

Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.

Я рубить буду, я рубить буду,

Рубить буду комара, рубить буду комара.

Покатилась голова, покатилась голова.

Вдоль широкого, вдоль широкого,

Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.

Что за новые, что за новые,

За новые ворота, за новые ворота.

Образы, используемые в русском народном фольклоре, всегда перекликались с образами окружающего мира – птицами, животными, деревьями и т. п., тем самым они помогали раскрыть, донести до слушателя смысл песни, ее содержание, особенности быта, взаимоотношений людей, но иногда оставались не разгаданными как в нашем примере образ комарика. Исходя из художественного содержания русской народной песни «А я по лугу» можно сказать о том, что эта песня подвижного динамического драматического склада. Каждая вариация отличается одна от другой также как и запевы в песне повествуют о быстро меняющихся событиях (…я по лугу гуляла…., с комариком плясала…., комар ножку отдавил… и т. д.). Фактура произведения, на наш взгляд, также способствует показу быстро меняющихся настроений, событий повествования, отражает какие-либо кульминационные моменты пьесы.

Основная тональность произведения ля минор гармонический вид. Минорный лад (от латинского mollis – «мягкий») придает мягкую, элегическую окраску всему произведению. В середине произведения (17-20 такты) происходит отклонение в тональность субдоминанты Ре минор, причем она появляется без подготовки как сопоставление к основной тональности.

Таким образом, музыкально-теоретический анализ произведения помог раскрыть его построение и выявить логику развития музыкальной мысли.

Показ одноголосной темы в начале произведения передаёт ее лирическое грустное настроение, настраивает на плавное, напевное ее исполнение. Исходя из особенностей мелодии (волнообразный рисунок, движение по звукам трезвучия) и содержания песни мы относим ее к виду хороводных песен. Несмотря на довольно таки лирическое начало песня динамична по развитию и характер ее постепенно изменяется.

Людмила Иванова рекомендует исполнять данную обработку в спокойном темпе – неторопливо. На протяжении всей пьесы не встречаются авторские указания по изменению темпа такие как « ritenuto » или « accelerando », но при исполнении и творческой интерпретации пьесы можно допустить небольшие замедления в конце каждого построения.

Читайте также:  Костюм народный молдавский танец

В техническом плане сложности вызывает шестая вариация. Это связано с тем, что необходимо исполнять ее приемом нисходящее легато – второй звук в каждой паре шестнадцатых нот звучит в результате сдергивания первого звука пальцем левой руки. При этом необходимо регулировать силу сдергивания и стараться сохранить контур мелодии.

Исполнение двойных нот (в терцию) и аккордов приемом тирандо требует от гитариста ярче играть верхний голос (мелодию), чтобы он не затерялся в общем звучании.

При работе над ранее изложенными моментами – штрихи, динамика и пр., необходимо все их согласовывать, обосновывать с текстом песни, оценивать степень соответствия при воплощении музыкального образа.

Таким образом, исполнительский анализ произведения помог раскрыть художественный замысел произведения, его эмоциональную сторону и позволил применить собственную интерпретацию данного произведения.

Знакомство с вариационной формой и ее освоение обязательно в классе по основному музыкальному инструменту. Овладение учащимися вариационной формой способствует развитию их музыкального мышления, совершенствованию технических навыков, раскрывает художественные возможности практически всех средств музыкальной выразительности. Русскую народную песню «А я по лугу» в обработке Л. Ивановой можно рекомендовать для использования на уроках по специальности в средних и старших классах ДШИ и ДМШ.

Для классической гитары обработки народных песен писали А. Иванов-Крамской, Е. Ларичев, П. Агафошин, М. Высотский. Из современных авторов это В. Козлов, В. Харисов, Г. Фетисов, Г. Батанин, С. Орехов и другие. Но вариант обработки русской народной песни «А я по лугу» мы встретили только у Л. Н. Ивановой.

Русская народная песня «А я по лугу» входит в репертуар многих отечественных артистов и музыкальных коллективов – ее исполняли Людмила Зыкина, Волжский русский народный хор, оркестры русских народных инструментов, различные солисты-инструменталисты. Педагог может рекомендовать учащимся слушать исполнение данной песни в этих вариантах.

На тему русской народной песни «А я по лугу» существуют обработки разных авторов для различных музыкальных инструментов и составов исполнителей: обработка А. И. Карпухова для голоса и ансамбля русских народных инструментов, обработка для фортепиано В. Подгорного, обработка для одного баяна или аккордеона Д. Самойлова, Б. Смирнова, обработка В. Глейхмана для балалайки, обработки Е. Дербенко, Н. Скуматовой, В. Астровой и др.

Данная пьеса обладает яркой выразительностью, завершенной формой и, на наш взгляд, будет интересна детям.

Список используемой литературы

Булучевский Ю. С., Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. – 8-е изд. – Л.: Музыка, 1986. – 216 с.

Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических училищ и колледжей. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 256с.

Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 208с.

Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. – М.: Музыка, 1967. – 751с.

Способин И. В. Музыкальная форма: Учебник. – 6-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 400 с.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни