А стрижев народный календарь

Народные советы

Александр Стрижев: Календарь русской природы

Здесь есть возможность читать онлайн «Александр Стрижев: Календарь русской природы» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Биология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Календарь русской природы: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Календарь русской природы»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Александр Стрижев: другие книги автора

Кто написал Календарь русской природы? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Календарь русской природы — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Календарь русской природы», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Два века фенологии

В кратком определении фенология – наука о сезонном развитии живой природы, обусловленном сменой времен года. Слово «фенология» в буквальном переводе с греческого – наука о явлениях. И хотя этот термин не целиком отражает существо предмета, стало быть, и не точен, он уже свыше 130 лет употребляется в научном обиходе.

И если фенология как наука определилась сравнительно недавно, то наблюдения людей над явлением живой природы восходят к эпохе собирательства и начала земледельческой практики. Исстари человек вникал в ход развития фаз окружающих растений – от весеннего отрастания до отмирания, замечал периодические явления из жизни птиц, дикого и одомашненного скота. Эти наблюдения были столь значительны, что они даже запечатлены в древних названиях месяцев: у славян май – травень (обильно отрастают травы), сентябрь – зарев (ревут олени, начало гона) и др.

И как многие другие науки, фенология берет начало в фольклоре – в исконной устной мудрости. Письменные источники фенологических наблюдений хорошо прослеживаются на материалах русских летописей, исторических хроник и описаний иноземцев, посетивших Московию в средние века. Правда, в этих материалах чаще всего встретятся описания редких, ненормальных явлений природы: сверхранний сход снега и безвременное вскрытие рек, последствия жестокой летней засухи, поздние грозы, чрезмерные холода и многое другое, что поражало авторов той далекой поры.

Проблески осмысленного подхода к наблюдениям уже видны в распоряжении Петра I А. Д. Меншикову, отданного им в 1721 году: «Когда деревья станут раскидываться, тогда велите присылать нам листочки оных понедельно наклеивши на бумагу, с подписанием чисел, дабы узнать, где ранее началась весна». Это было за 27 лет до того, как в Упсальском саду швед Карл Линней приступил к наблюдению одновременно за развитием растений и ходом погоды. Сопоставляя данные этих наблюдений, Линней вскрыл зависимость прохождения растительных фаз от характера погоды.

Линней создал в Швеции фенологическую сеть из добровольных корреспондентов, которые в разных местах страны отмечали сроки распускания почек, цветения, созревания плодов и опадения листьев. Свои взгляды на периодические явления ученый изложил в знаменитом труде «Философия ботаники». Линнея по праву называют отцом фенологии, хотя некоторые исследователи и предлагали этот титул присвоить французскому физику Р. Реомюру, который еще в 1735 году отметил зависимость сезонных явлений природы от температурного режима.

Родоначальником отечественной фенологии достойно признан энциклопедически образованный агроном XVIII века, великолепный труженик науки Андрей Тимофеевич Болотов. За свою 95-летнюю жизнь Болотов написал огромное число произведений, посвященных главным образом земледелию и плодоводству. Если собрать все его сочинения, то получится настоящая библиотека – 300 томов. Живя подолгу в тульской деревне, Болотов пристально вглядывался в самые потаенные приметы, складывающие облик сезонов. Свои наблюдения Андрей Тимофеевич изложил в трех толстых рукописях. Первый труд – «Письма о красотах натуры» посвящен ранней весне: от первой тали до оживления трав. Тут рассказывается и о прилете грачей, и об иве, которая своими «пупышками» напоминает о приходе весны, и об «уравнении годовых времян» – мартовском равноденствии, и, конечно, о разверзании листовых почек. «Тамо видел я духовитую черную смородину, укрытую уже со всем множеством развернувшихся листочков»,- читаем на страницах этого труда.

Второй фенологический труд Болотова – «Кунст-камора натуры, или собрание записок, относящихся до красоты и приятностей натуры» (написан в 1789 г.) включает описания снеготаяния, когда «большие дороги в селениях покрываются уже навозом, делаются тяжкими», а также половодья и разрушения санного пути.

Интересно наблюдение над рыбами: «Рыба в воде уже чувствует приближение весны – поднимается из своих крепей, разгуливает подо льдом, ватажится». Любознатель натуры осматривает пашню, луга, дубравы, о которых пишет: «Лист сухой на дубах шумит, упадает на снег и вместе с ним сносится стекающею водою». В более поздней записи читаем: «Трава лезет уже везде из земли, как щетина, и с каждым днем представляет очам уже переменные виды».

Третий труд – «Живописатель натуры, или опыты сочинениям, относящимся до красоты натуры и увеселения себя оными» (1794-1798 гг.). Болотов признается, что это больше написано для собственного удовольствия. Здесь и наблюдения над февральскими оттепелями, и описание снегопада, и зарисовка морозного утра. К августу относятся «пиэсы»: «К мальвам», «К бархатцам», «Прогулка осенняя», «Ко времени созревания плодов». Октябрь запечатлен в «Чувствованиях при больших и долговременных ненастьях в глубокое осеннее время». А. Т. Болотов везде подчеркивает связь вегетации растений с сезонными изменениями погоды. Он впервые установил аспектность в растительном покрове.

Источник

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

СОБРАНИЕ

СОЧИНЕНИЙ

В ПЯТИ ТОМАХ

ТОМ ПЕРВЫЙ

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Александр Стрижев Том I. НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

УДК 591.54(059.3)+821.161.1 3Стрижев А.Н.

ББК 26.237я25+84(2Рос=Рус)6 4 С85 Автор и Издательство выражают искреннюю и сердечную благодарность Владиславу Леонидовичу Малькевичу за инициативу и бескорыстную помощь в осуществлении этого издания.

Стрижев Александр Николаевич.

Собрание сочинений в пяти томах. Том 1.

Народный календарь / А.Н. Стрижев. — М.: О во сохранения лит. на следия, 2007. — 536 с.: ил. — ISBN 978 5 902484 07 3. — ISBN 978 5 902484 08 0.

Агентство СIP РГБ Собрание сочинений известного прозаика и публициста Александра Николаевича Стрижева вбирает основные его произведения, созданные им за 40 лет литературной работы. Это в первую очередь яркие его науч но художественные очерки, посвященные сезонным явлениям русской природы, а также повествования о зеленой сокровищнице родного края — дикорастущих травах. Написанные живо, с большим знанием тонко стей предмета изложения, публикации эти давно полюбились читате лям, по существу с тех пор, как стали появляться в периодике. Художе ственная проза автора — повесть, рассказы, очерки, представленные в этом Собрании сочинений, отмечены зоркостью и исключительным ощу щением подлинной народной жизни, правдивостью, первообразным сло вом и оригинальностью стиля. А.Н. Стрижеву принадлежит также еще множество очерков об отечественных подвижниках благочестия, духов ных писателях, самобытных художниках пейзажистах. Были в его твор ческой орбите и литераторы натуралисты, и всё это ново, интересно.

Первый том Собрания сочинений посвящен облику русского кален даря, выразительным картинам времен года, народной мудрости, пред ставленной здесь изо дня в день, из месяца в месяц. Оттого то и название книги: «Народный календарь».

В книге использованы авторские работы — снимки с видами русской при роды фотохудожников Ирины Стин и Анатолия Фирсова.

ISBN 978 5 902484 07 3 ISBN 978 5 902484 08 0 © А.Н. Стрижев, 2007 © Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН), 2007 Александр Стрижев

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

Александр Николаевич Стрижев и его книги Невысокого роста, но из под очков — умный, проницательный, цепкий взгляд, в котором то добрая усмешка, то жесткий сарказм.

Начинает рассказывать — заслушаешься: струится, переливаясь смыс лами, живое русское слово, искрятся поговорки. Про такого Гоголь сказал: «Припечатает словцом».

Диву даешься, сколько успел сделать и, дай Бог, еще сделает этот человек. Он — и пример, и укор: всем, погрязшим в унынии, безво лии и бесплодных пересудах. Если бы вдруг исчезли все книги, под готовленные Стрижевым (а их более пятидесяти!), как обеднела бы на целый пласт наша жизнь — и духовная, и культурная. Такого вклада в нее, если брать последнюю треть ХХ века, не внесли и целые инсти туты. И первое, о чем побуждает задуматься его имя, — как много может сделать один человек, если в душе его живет любовь к родным святыням. Не изверившийся, не потерявший стыд и совесть, ничего не требующий за свои труды.

Стрижев чрезвычайно скромен, и потому мало кому известна его судьба. Назовем основные вехи.

Он родился 12 августа 1934 года в селе Тарадей Шацкого района Рязанской области. Места эти считались исконно тамбовскими, и сам Стрижев называет себя тамбовцем. С детства запали в его душу бескрайние, до горизонта, поля и высокое небо. Несмотря на без божные пятилетки, в крестьянской семье были крепки православные традиции. Александр оказался последним, кого крестили в велико лепном храме святых Космы и Дамиана, выстроенном в XVIII веке, — вскоре он был закрыт и порушен. Небесным покровителем мла денца стал святой Александр Невский.

Алексей Любомудров ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА В семье ревностно берегли заветные две книги, два — Евангелия, на русском и церковнославянском. Вначале дед читал их вслух, по том и сам Саша разбирал по слогам «святые книги», как их называли.

У местных бобылок брал жития святых угодников, читал, запоминал.

В юности полюбил Некрасова, Никитина, Кольцова. Вслушивался в поэтическую речь, проникался любовью к Слову. Еще будучи в сель ской школе, начал писать стихи.

После семилетки учился в Москве. В 1958 году окончил редак ционно издательский факультет Полиграфического института. С 1959 по 1994 й работал в аграрном издательстве: тематика, связанная с природой, давала творческую свободу, была наиболее удалена от всяческой официальной идеологии, от которой с самых ранних лет старался держаться как можно дальше.

С 1964 года Стрижев — постоянный автор рубрики «Заметки фе нолога» в московских газетах.

«Такого в нашей стране еще не было:

со страниц газет полилась жизнь живая, с народной мудростью, с горестями и радостями, запечатленная бессчетными поколениями “седом слове”. Впервые вышли из тьмы забвения святцы, православ ные праздники, народное счисление времени», — замечает Д. Тукма ков в статье «Самовидец рая». Начиная с 1966 года Александр Ни колаевич вел в журнале «Наука и жизнь» рубрики «Народный кален дарь», «Русское разнотравье». За двадцать лет опубликовал в разных изданиях более двух тысяч заметок о природе, полюбившихся чита телям. В 1968 году вышел «Народный календарь», а в 1971 м — один из главных трудов Стрижева, «Календарь русской природы», вопло тивший религиозно философскую картину мира. Не имея возмож ности открыто исповедать христианское мировоззрение в условиях идеологического запрета, Стрижев избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о православной духовности народа. «Календарь русской природы» бли зок натурфилософским книгам М. Пришвина и дневниковым запи сям Б. Шергина, а глубинный христианский подтекст, неразрывная связь природных и церковных событий, лирические картины детства сближают это произведение с «Летом Господним» И.Шмелева. Кни га выдержала 6 изданий. Стрижев — автор 25 книг о природе («Народ ные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др.), в каждой из которых автор стремился, по его словам, «открыть русским людям красоту неизреченную Божьего мира».

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

Одновременно еще со студенческих лет Стрижев собирал мате риалы о полузапрещенном тогда Е. Замятине, разыскивал его род ственников, работал в архивах. Записал воспоминания о писателе его современников — К.И. Чуковского, М.Л. Слонимского, К.А. Феди на. В 1966 году подготовил к изданию библиографию Замятина, но в последний момент публикация была снята. Позднее А.Н. Стрижев составил редчайший, полный библиографический указатель трудов писателя XVIII века В.К. Тредиаковского.

В 1967 году Стрижев познакомился и близко сошелся с А.И. Со лженицыным, по просьбе которого подготовил словарь тамбовских говоров. Солженицыну нужны были языковые характеристики геро ев, и впоследствии многое, собранное Стрижевым, было использо вано в «Красном колесе». Стрижев выполнял ряд ответственных по ручений прозаика, становившегося все более неудобным для власти, ездил на его родину в Георгиевск. С 1972 года за Стрижевым была установлена слежка, устраивались провокации, на которые он попа дался по простоте душевной, не раз его вызывали на Лубянку. «Через несколько лет, — рассказывает Александр Николаевич, — я этих лю дей с Лубянки встретил в Доме журналиста. Подошли, “как дела”, спрашивают. Теперь бы встретились — я спросил бы, как у них дела. »

Итогом размышлений писателя о сложном, скорбном русском пути стал роман «Хроника одной души» (1972). Социальные, этичес кие коллизии увидены глазами крестьянина. Время действия романа — 1941 год. Здесь в полной мере проявилось дарование тонкого сти листа, блестяще владеющего словом, языковым богатством: «Моля щиеся коленопреклоненно плакали, иные навзрыд. Как зеленая ве точка на поваленном дереве, держалась в уголку Таня Митькина. И она хочет прилепиться к благости веры. Не выела ржавчина достоин ства человеческого, а какая лютая ржа! Девочка перед иконой — не затухающий цветочек сельный перед солнышком. Обогрело тебя, ро димое, очистило от скверны. И поперед так держись. »

Автор стремился к неприукрашенной правде жизни, воссоздал физиологию деревенского бытия середины XX века. Роман, вливаю щийся в традиции «деревенской прозы»1970 х годов, написан сво бодно, без оглядки на цензорскую «проходимость». Книга смогла быть издана только 19 лет спустя после создания.

«Я литератор подпольщик и литературовед подпольщик. Всегда интересовался теми писателями, которые не признаются по идеоло гической причине, отторгаются насильно и о них не пишут, специ ально замалчивают, никакая цензура не пропускает» — таково само Алексей Любомудров ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА определение Стрижева ученого. Именно ему посчастливилось пер вым произнести вслух имя Сергея Александровича Нилуса, материа лы о котором он собирал в течение многих лет. В 1990 году в киноте атре «Меридиан», вмещающем полторы тысячи человек, впервые про читал трехчасовую лекцию о Нилусе — до той поры само имя духов ного писателя произносилось шепотом. Стрижев ездил по всей Рос сии, разыскивал места, где жил и бывал Нилус. Посетил его родовое имение Золоторево, работал в областном архиве. Нашел могилу Ни луса в с. Крутец Владимирской области, недалеко от г. Александро ва. Итогом многолетней работы стало подготовленное Стрижевым Полное собрание сочинений писателя в шести томах (1999—2004).

Читайте также:  Левша народный герой собирательный образ

Александр Николаевич был удостоен премии им. С.А. Нилуса, а за издание трудов Нилуса по автографам получил в 2004 году премию им. А.С. Суворина.

Еще в 1980 е годы Стрижев одним из первых заговорил о кано низации о. Иоанна Кронштадтского, поднял вопрос о прославлении Царственных мучеников. В начале 1990 х годов Стрижев — зам. пред седателя Союза православных братств, автор Манифеста монархи ческого движения. В 1989 м он вместе с В. Тростниковым начал ве сти цикл лекций «Вглядываясь в лица»— о русских монархах. Первые лекции проходили в доме культуры возле Бутырской тюрьмы, что на некоторых нагоняло уныние. Стрижев тогда в шутку сказал: «После днюю лекцию, о Николае Втором, мы прочтем не где нибудь, а в Дворянском собрании». На самом деле так и произошло: лекция со стоялась в Колонном зале Дома союзов.

Конечно, Стрижев трудился не в пустыне. В 1980 е он сблизился с кругом людей, сочувствовавших отечественной духовности и пра вославной мысли. Это философы, литераторы, литературоведы, бо гословы и церковные историки: Ю. Лисица, С. Половинкин, о. Анд роник (Трубачев), Ю. Селиверстов, А. Соболев, Ю. Селезнев и дру гие — они встречались, обменивались идеями, дружили, разыскива ли материалы друг для друга.

С начала 1990 х годов Стрижев всецело посвящает себя духовной прозе. Его перу принадлежат десятки литературных портретов, очер ков, жизнеописаний. Он одним из первых напомнил российскому читателю имена, которые были забыты или замалчивались многие де сятилетия: А.Н. Муравьев, И. Шмелев, С. Бехтеев, В. Никифоров Волгин, Л. Зуров, Б. Ширяев, Н.Д.Жевахов, Е. Поселянин, А. Пла тонова, В. Маевский. Литературные портреты Стрижева отличает вни мание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обре Алексей Любомудров

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

тающим символический смысл. Фигура того или иного деятеля под пером автора предстает как живой, подлинно художественный образ.

Стрижеву принадлежат статьи о богословах: И.М. Андреевском, В. Лосском, В. Зеньковском, об историке искусства Н.П.Кондако ве. В журналах «Москва» и «Благодатный Огонь» напечатан ряд за мечательных статей А.Н. Стрижева о выдающихся православных под вижниках, церковных писателях и публицистах. Среди них — архи епископ Никон (Рождественский), чьи дневники остаются акту альными и до сего дня, архимандрит Фотий (Спасский), адмирал А.С. Шишков и др.

Особо следует отметить труды А.Н. Стрижева, посвященные пре подобному Серафиму Саровскому («Дивеевские предания», «Угод ник Божий Серафим» и множество статей). В изданном к 250 летию со дня рождения преподобного капитальном труде «Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография» (М.,

2004) приведена самая полная библиография о преподобном, собран ная Стрижевым (более тысячи источников).

А.Н. Стрижев выпустил книгу воспоминаний и о другом вели ком светильнике русского Православия — «Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев» (М., 1997), где со брано более 400 библиографических источников; подготовил к печа ти ранее никогда не публиковавшиеся предсмертные дневники Крон штадтского пастыря. Стрижеву принадлежат также библиографии литературы о святителях Димитрии Ростовском и Иоасафе Белгород ском, а также уникальная публикация «Фома Кемпийский в России».

Некоторые номера популярной церковно исторической газеты «К свету» целиком состояли из материалов Стрижева. Он автор мно гочисленных статей для «Энциклопедии русского зарубежья», «Эн циклопедии литературоведческих терминов», «Православной энцик лопедии» и готовящейся к выпуску «Розановской энциклопедии». В последнее время часто выступает на радио «Радонеж», рассказывая о Победоносцеве и Столыпине, Тютчеве и Леонтьеве, протоиерее Иоан не Восторгове, фон дер Лаунице, Меньшикове и Нилусе, Бехтееве и Рачинском и многих других.

С 1995 года Стрижев научный редактор православного издатель ства «Паломник», где вышли многие подготовленные и прокоммен тированные им книги. Всего же им подготовлено пятьдесят изданий (не считая двух десятков его собственных книг). Каждое — итог не малых трудов, поисков, архивных разысканий. Ограничимся пере числением лишь некоторых: вышли в свет антологии «Православное Алексей Любомудров ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА детство», «Православная икона: канон и стиль», «Икона в музейном фонде»; Стрижев — автор составитель сборников «Ф.М. Достоевский и Православие», «А.С. Пушкин: путь к Православию», «Духовная тра гедия Льва Толстого», куда вошли статьи русских религиозных дея телей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стриже вым, послужили основой научной разработки религиозной пробле матики их творчества в 1990 е годы.

В 2000 году Стрижев предпринял проект, осуществление которо го оказалось не под силу ни одному институту или научному кол лективу — подготовку Полного собрания творений великого учите ля благочестия святителя Игнатия Брянчанинова. До той поры изда вались лишь репринты книг, вышедших до революции. И вот вышло восемь томов, где впервые опубликованы и прокомментированы мно гие материалы, документы, письма самого святителя и его современ ников. Этот труд, почти не замеченный рецензентами, несомненно, будет оценен по достоинству всеми, ищущими духовного водитель ства в наши дни.

Особую заботу и любовь проявляет Стрижев к маленьким читате лям. С 1995 года он литературный редактор журнала «Купель», одно го из лучших детских православных изданий, кроме того, он подго товил ряд прекрасных антологий с рассказами и стихами для детей («Яблочный Спас» и др.), да и сам пишет трогательные эссе и заметки для малышей.

Сегодня Стрижев — член Союза писателей России, Междуна родного фонда славянской письменности, член корреспондент Международной Славянской академии образования, наук и искус ства, действительный член Географического общества. Награжден медалями Академии российской словесности «Ревнитель просве щения» (1999) и общества «Радонеж», первая премия им. С.А. Нилу са (2001) им получена «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России».

Творческое кредо Александра Николаевича: «Сейчас требуется стояние за Россию, за сохранение ее языка, ее самобытности». Все, написанное Стрижевым, объединяет его своеобразный, близкий ак саковскому, слог, в основе которого природное, народное слово — та глубина, из которой черпает себя национальный язык.

Пожелаем подвижнику русского слова: многая лета!

Алексей Любомудров, доктор филологических наук ИРЛИ (Пушкинский Дом).

Санкт Петербург Алексей Любомудров

ОБЛАДАТЕЛЬ ЗОРКОГО СЕРДЦА

САМОВИДЕЦ РАЯ

Се человек, от земли кормящийся: может загибаться в голодухе среди разора и пустоши, маяться от безысходности, а глядеть всё равно будет — в небо, сквозь туман видеть краски вдали и целовать скуд ную землю спасительницу.

Крестьянин живет низко к земле, поэтому чует и воздух, и воду свободно, без напряжения. Крепко держась корней, он ступает по земле с легким сердцем. От тяжких болезней излечивается истовой молитвой, даже не помня имен святых; без знания печатного слова владеет сокровенным знанием — о солнце жарком, о звере лесном, о хлебе сытном и смысле жизни. Не привязываясь прочно к буднично му миру, крестьянин угадывает за ним царство воскресное; и то, что мы назовем грязью, для него будут чистые комья черной земли, кор мящей его. В ладной лодке мерно скользит он по высокой воде жиз ни, не замечая пахучую тину страхов и лишений. Когда же захочет поделиться с нами своим миром, в его словах не найдется места го рести или отчаянию, но расскажет он о райских кущах, в которых есть место и для нас.

В русских полях он беседует с травами и хороводит с метелью. На стокрайних дорогах бродит неспешно, не оставляя следов. Он знает росу и ветер, и жаркий костер, и душу человека. Травознай, жизне мудр, самовидец рая земного — Александр Николаевич Стрижев, пи сатель, крестьянин. Пишет о свете и радости, о тайнах растений и чащоб, о матери земле и людях, на ней живущих, — о том, что по знал сам, чего коснулся руками.

Когда в 1934 м Стрижев появился на свет, его родина — село Та радей, Шацкий уезд, Тамбовщина — уже лежала в запустении. Рань ше кругом цвели сады, яблоки раздавали каждому встречному; а вок руг села всюду колосились хлеба, вдоволь был урожай! Теперь же люди рождались, женились и умирали в голоде. Немешанного хлеба не зна ли. Весь Тамбовский край, в свое время воспалившийся против боль шевиков, подвергся жесточайшему разорению. Убивали людей по раз Денис Тукмаков САМОВИДЕЦ РАЯ нарядке. Расстрелянных крестьян даже на погост не свозили, зака пывали на грядках. И стала со временем земля покойницкой, такой пустой, что и ветру остановиться негде.

Стрижев вырос на границе лесов и степи — в тех местах когда то проходила засека от крымчаков. В детстве, как цветок, поворачивал он голову по ветру и видел: поля хлебные, большаки и — высоченное небо подстепья, без леса зацепиться глазу не за что. Маленьким бо ялся пристально смотреть на небо: сейчас протянется рука, выхватит его с земли и поднимет высоко высоко. Так жили: Бог — всего в семи шагах, и пешком можно взойти к небу. Так живет он, всю жизнь восходит по той лестнице, что «стоит на земле, а верх ее касается неба».

Вокруг их села леса не было, лишь по краям речки рос ивняк.

Дров или угля взять было неоткуда, поэтому печь топили торфом.

Всей деревней с утра до ночи рыли камышовую яму, одиннадцать штыков лопаты вглубь, только там — нужный слой, пока дойдешь до него, замучаешься. Тут же торф надо нарезать краюхами, чтобы можно было на ломти делить. Потом каждый тягал тяжеленные куски себе по дворам. Торф был плохой, дым от него шел сизый, вонючий.

. Божье и дьявольское — всё вращается вокруг крестьянского Древа мира, посаженного в час рождения за околицей. К Богородице молитва возносится, Илья пророк нехристей карает, черти недале кого путника с пути сбивают, крутятся в столбе вьюги, домовой стра шит, на душу давит, колдунья поперек жизни сглаз кладет, знахарь тай нами на ноги поднимает, — иррациональность вторгается в быт, раз двигает границы, делает человека более осторожным, приглядчивым.

Стрижев еще успел застать родной храм, стал последним крещен ным в селе, и тут же храм обезобразили, загадили, сделали клуб для горлопанов. И колокола поскидывали со звонниц, и в районных ма лотиражках подтиражках глумились над верой, издевались над стари ками. Власть отбивала у людей всякую охоту к благоукрашению; даже наличники с окон ободрали — так и валяются по сей день по сараям.

Темнота спасла людей от разложения «культурой», оставила их чистыми, непообносившимися. Не забитый грамотностью, не при давленный образованщиной, крестьянин от века был просвещен ным — светом Христовым. На него изливались реки учения — в хра ме. Природные же знания коренились в фольклоре: приметы дава ли человеку готовое знание в виде сентенций, сказка — мысленная Денис Тукмаков

САМОВИДЕЦ РАЯ

езда — открывала ему весь белый свет, в песнях воспевались духов ные подвиги святых вождей, пословицы и поговорки наполняли жизнь смыслом.

В том глухом конце, где жил Стрижев, он стал первым, кто на учился читать. В доме было две книги, обе — Евангелия: на русском и старославянском. Лежали книги эти, обернутые платком, чтобы мухи не засиживали. В школу он ходил в дальний угол села за не сколько верст. Только ведь война шла, и дети всё больше военному делу учились или с бабами и стариками в поле работали. Да грамот ность и не требовалась, зачем? Власть сама приходила и отбирала по чти все: хоть считай, хоть не считай.

Перед крестьянином раскинулась природа, подножие престола Божьего. Всё в ней есть благо: и птахи небесные, и цветы луговые, и дождь, и стужа. Дремучий лес озвучен и расцвечен в любую погоду;

гром летний пугает и вразумляет; поле бескрайнее сгибает в поясе и заботливо кормит. Всё необходимо и целесообразно под близким небом, и даже несчастье — хорошо: человека подстегивает в науче ние, чтобы поворачивался, жил наготове, налегке. Добро хорошень ко промокнуть, промерзнуть, проболеть — чтобы выздороветь. Мир крестьянина полон до краев. Все его уголки заселены. Во времени круглый год и вся жизнь расписаны по святцам, в пространстве си ний колокол обнимает черную землю, а посредине, в центре мира — сам человек, земледелец, хозяин. Его вселенная — 10 верст вокруг, его дом — пуп земли.

После войны отец нашел работу в Москве и перевез семью к себе.

Зимой трое суток ехали они в город на грузовике, в кузове с картош кой. Москва дала Стрижеву то, чего он был практически лишен — учебу: со временем он окончил два института. Однако город оказал ся трудным местом для жилья, и люди здесь жили трудные — суетли вые, поизносившиеся на социальных ветрах, подверженные соблаз нам большого города, забитые в клетки квартир, как звери в зоопарке, как невольники в тюрьме. Душой Стрижев так навек и остался — в селе, в полях до горизонта, под огромным небом.

Несущий земную тяготу, кормящийся от плодов и трудов своих, крестьянин ощущает себя равной частью в доме Господнем, не кри вит природу, не выцеживает все ее соки и вместо целого куста среза ет только одну ветку. Неискаженная человеком природа есть вели Денис Тукмаков САМОВИДЕЦ РАЯ чайшая благость Божья. Как человек растет незаметно, так и познает незаметно, ничему не удивляясь. Не враждуя с природой, крестья нин не особо чувствует ее — он дышит ею как воздухом. Хлебопашец не знает названий трав (ведь и названия костей своих ему неизвест ны) и не помнит повадок животных, но берет их по простому, сколько взаправду нужно, не насильничая — как подарок. И так же со своей жизнью готов проститься, в дар отдать кому то.

Печататься Стрижев начал поздно — в 30 лет: стал вести в газетах рубрику «Заметки фенолога», в журнале «Наука и жизнь» — «Народ ный календарь». Такого в нашей стране еще не было: со страниц га зет полилась жизнь живая, с народной мудростью, с горестями и ра достями, запечатленная бессчетными поколениями «в седом слове».

Впервые вышли из тьмы забвения святцы, православные праздники, народное счисление времени. За двадцать лет Стрижев опубликовал на эту тему более двух тысяч газетных статей, пробудив громадный интерес у читателей и вызвав бурю подражаний.

С землей человека связывают растения. Познавать растения нельзя без их согласия. Орудуя ножом и микроскопом, ничего о них путного не узнаешь. С ними нужно разговаривать, их надо лелеять, ласкать, относиться к ним как к равным себе живым существам. Толь ко тогда травы и деревья раскроют свои секреты, выдадут силу зем ную, спрятанную в их корнях, поделятся светом солнечным, напи тавшим их листья, и одарят своими плодами. Поймешь тогда, отчего трава шелестит, и как цветы нектар пчелам отдают, и зачем деревья в своих кронах ветер рождают. И также — с любым существом. Куроч ка кхвохчет, а мать поет еще не родившемуся ребеночку. Без любви лада не получится.

Читайте также:  1 съезд народных депутатов причины

С 1971 года в «Науке и жизни» под рубрикой «Русское разнотра вье» за десять лет Стрижев раскрыл еще один пласт народной культу ры — знание о свойствах растений, об их пользе для человека, о ве ликом природном равновесии, в котором всякой травинке найдется место. Каждая статья о том или ином растении создавалась как цель ный очерк с особой формой повествования, не похожей на другие.

Впоследствии очерки были собраны воедино и изданы отдельной книгой. Она стала первым в мировой литературе целостным научно художественным произведением о растениях.

Крестьянин на одном языке говорит с Родиной. Его язык — со кровенный друг, истинная речь: в беде позовет он на помощь дере Денис Тукмаков

САМОВИДЕЦ РАЯ

вья и траву, большаки и ручьи, кликнет по ихнему, и каждый кустик примет его, укроет от напасти. Природное слово — то, что зовется диалектом, — глубина, из которой черпает себя национальный язык.

Именно таким, русским, — по заточке фраз, по нажиму пера — язы ком Стрижев написал автобиографическую повесть «Из малых лет.

Хроника одной души». Там — год его детской жизни в военную пору, в родном селе. Все — как было по настоящему: и события, и речь людская. «Подхватишься с хлебушком на улицу, жуешь его, черствый, над горсточкой, и крошки ссыпаешь в рот. Гожо то как стало, те перь попить из ведра — и можно задать стрекача на выгон. Там уж ребятня возле котла колдобины кружком расселась, рассказывают наперебой былицы и сказки. »

Написана книга была в 1972 году, а издана только 19 лет спустя.

Первыми читателями рукописи стали «вострые мыши»: Стрижев, пре следуемый в то время за дружбу с Солженицыным, спрятал свой ар хив на даче, в сарае, — там он и пролежал кормом для мышей полтора десятка лет. Да и без Солженицына книга никак не вышла бы в то время: уж слишком отличалась правда, в ней рассказанная, от офици альной. За правду даже описанные в «Хронике» сельчане на Стриже ва не на шутку обиделись: не привыкли, хотели, чтоб подсочинил, подукрасил, чтоб как в «подтиражках» было. Но как можно врать на истинном языке?

Среди покинутых домов метель воет панихиду, наметает сугро бы, заносит холодные стены, взвивается и вдруг упирается в челове ка, неподвижно стоящего, вскинувшего вверх руки. Он один в этом белом мире, застыл, врос в землю под глубоким снегом, и лицо его — земляного цвета — он будто сроднился с ней кровеносными си стемами. У его рук высоко в небе сходятся облака и играют ветры, они сжаты в кулаки, и в каждой из них — по огромной белой туче, из которых идет снег. Человек схватил их и не отпускает — так он удерживает небосвод со всеми ангелами и звездами на нем, чтобы не оторвался он от нашей земли, не улетел прочь от нас в пустоту.

Его лицо серо, а глаза закрыты: сквозь мрак и стужу он видит рай вокруг.

К нашей земле как привилось издавна Православие, так ничем его и не заменишь. Как же иначе, раз вся природа русская Богом ды шит? Все иное — завозное, антинациональное, «чужебесие», кото Денис Тукмаков САМОВИДЕЦ РАЯ рое замытарило человека. Последние десять лет Стрижев пишет по чти исключительно на духовную тему: «Угодник Божий Серафим» — о Серафиме Саровском, «Святой праведный Иоанн Кронштадский — в воспоминаниях самовидцев». От любования «престолом Божь им» он перешел к лицезрению Божьих людей — на сколько ступенек поднялся он по лестнице в небо?

ВЕСНА Солнышко вёдрышко, не о тебе ли, светлое, стосковалась зем ная грудь под замком ледяным! Разгони, размечи смурую силу, выпусти из затворов лютых жданное тепло вешнее. Отомкни клю чи и воды живые, напои широкие поля и раздолен луг.

Из синего ледяного раструба прядает, клокочет проворный ручей. Неизъяснимой прелестью наполняется всё вокруг. Раско ванная земля излучает запахи первородной прели. Снег осел даже в низинах, а кручи и совсем обнажились, и охристо коричнева тый суглинок запарился под жгучим солнцем. Кусты налились густым румянцем, посеребрились верхушечные почки. По дре весным жилам пробежал первый ток жизни.

Весна. Всеоживляющая, благодатная! О ней народом сложе ны и погудки, и присловья, и песни. Но всего достовернее ее ото бражают приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельца. Какой установится она, нынешняя вес на? Это интересовало крестьянина в прошлом так же присталь но, как и теперь. Ведь весна в значительной степени урожай стро ит. От ее начала и развития зависят все главнейшие полевые ра боты.

Как же наши деды характеризовали весну? Какие ее признаки они рассматривали определяющими? На это отвечают приметы:

Рано затает — долго не растает.

Ранняя весна ничего не стоит.

Обнадейчива весна, да обманчива.

Здесь слышится явное предпочтение весне своевременной, обыкновенной для наших мест. Присматриваясь к сезонным яв Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ лениям, опытный глаз помечал предвестники хорошей и плохой весны;

Длинные сосульки — к долгой весне.

Коли перелетная птица течет стаями — к дружной весне.

Гуси высоко летят — воды будет много, низко — мало.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Ранний прилет журавлей — ранняя весна.

Если дикие утки прилетели жирные — весна будет холодная, долгая.

Ранний излет пчел — к красной весне.

Первый гром при северном ветре — холодная весна, при восточном — сухая и теплая; при западном — мокрая; при южном — теплая.

Весенние приметы подсказывали не только черты погоды на ближайшее время, в них была сделана попытка проникнуть в тай ны долгосрочного предсказания. Не все тут подкреплено научно объяснимым фактом, но уж одно то, что в народе билась мысль о возможном предопределении погоды будущего сезона, делает такие приметы интересными.

Вот они:

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое;

если ольха наперед — мокрое.

Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьи ных куч — лето будет теплое и долгое, а коли на полдень (с южной стороны) — холодное и короткое.

Если весною летит много паутины — лето будет жаркое.

По холодной весне — градобойное лето.

Конечно, сезоны влияют друг на друга, но такой определен ной зависимости, как это выражено в приметах, не бывает.

Весна водой славна:

Зима снегом богата, а весна водой.

Весна отмыкает ключи и воды.

Дружная весна — жди большой воды.

Александр Стрижев ВЕСНА Воду не зря называют матерью урожая. Оттого то наши пред ки и рассматривали широкие вешние воды как вестник хорошего травостоя.

Вода на лугу — сено в стогу.

Вода разольется — сена наберется.

Большая вода схлынула, а отзимки все не унимаются. То дождь со снегом чередит, а то снег и один повалит, убелит все окрест.

Не бойся зимы — бойся отзимка.

Отзимок скрадывает и без того робкое тепло, задерживает пробуждение природы.

Плохо, когда отзимок нагрянет в конце апреля, а ведь он иногда и в мае прилучается! Но, как говорят:

«Зима весну пугает, да все равно тает».

Не пугай, зима: весна придет.

Весна да осень — на дню погод восемь.

Весна на пегой кобыле ездит (дождь, снег).

Весна днем красна, да и то не сполна.

И все таки: «Не все солнышко в сером зипуне». Рассеется облачность — проглянет золотокудрое светило.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Справедливо говорили также:

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Вешний путь — не дорога.

С радостью и тревогой ждал деревенский люд весну. Радост но потому, что кончается зима прибериха, а тревожила судьба озимых хлебов: целы ли всходы, пойдут ли в рост? В зиму зеле ня пошли вроде бы и сильные, но перезимовать — не шутку ска зать: могут и погубиться.

Эта тревога вызволила к жизни такие приметы:

Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: а я еще погляжу.

Осень прикажет, а весна придет — свое скажет.

Когда же становится весна? Астрономически она начинается с мартовского равноденствия, когда солнце из южного небесно Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ го полушария перемещается в северное и лучи его падают под прямым углом к оси вращения земли. Погодоведы начало весны относят ко времени устойчивого перехода средней суточной тем пературы через 0 градусов. Наблюдения подтверждают, что бы вает это не раньше первых чисел апреля. Самый поздний срок — 24 апреля — наступил в Подмосковье лишь в 1929 году. Народ встречает весну с прилета грачей.

Картины развития весны на среднерусских просторах доволь но достоверно воссоздает народный численник — многовековое «расписание» погоды и земледельческих трудов.

МАРТ ПРОТАЛЬНИК

Как день то вширь раздался! Солнца вволю, острого, яркого, с теплинкой. На подталом проселке вот вот раздастся первый звонок весны — ручеек запрядает. Ведь в полдень лежалый снег уже сочится слезками, отмокает. Весна — зажги снега раненько берет разворот. Не терпится пригожей с зимой совладать.

Только вот не сдается седая, повременить собралась. Не зря, знать, и пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подбе рет». Месяцу зимобору поначалу предстоит и хмурым казаться, и холодным — так уж повелось искони. Зато потом разом обретет и звон, и запах, и цвет. Удалый клекот ручьев, первое воспарение разогретой земли, зебровый ландшафт — все будет ведомо ново селу весны. Март зиму ломает, новому сезону дорожку торит.

Но уже и в первых его числах проблески весны на каждом шагу.

«Синий день, синий день», — бодро гомонят на кусту пернатые жеманницы. Вишь, синицы выводят веснянки. Скоро с поселко вых улиц в леса подаваться, гнездовья занимать.

Задиристо, бестолково табунятся домашние воробьи. Чири канье дружное, рассыпчатое и такое громкое, что слышится из далека. Наши воробьи обзаводятся в год не меньше как двумя выводками, потому и торопятся определить пары. В деревне вов сю занеслись куры: талая вода, говорят, яйценоскости способ ствует. Капралом расхаживает бравый петух.

Излом зимы знаменуется рожденьем кучевых облаков. В рас пахнутом настежь небе светлыми парусами поплыли они навстре Александр Стрижев

МАРТ ПРОТАЛЬНИК

чу весне. Приглядитесь, это же настоящий небесный ледоход!

Ведь облака состоят из мельчайших ледяных кристаллов. Голу бой небосвод теперь как бы торжествует обновление.

Берендеев численник показывает утро года — март. Много увлекательного таит зимоборье. Природа чутко следит за весной света.

О марте народная молва говорила так:

Март позимье сшибает рог зиме.

Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло.

С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый се зон. — А.С.).

Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, не хмурься, а весной пахнет.

Февраль силен метелью, а март — капелью.

Февраль зиму выдувает, а март ломает.

В марте и курица из лужицы напьется.

В марте и на корыте едешь (бездорожье. — А.С.).

Мартушка закрутит вертушку.

Капель заладила. Плавится снег на крышах, подгорает — вот и сочатся застрехи с красной стороны. А солнышко греет день ото дня решительней. На ходу уже и шапка тяжела — давит, хотя расставаться с ней пока не время. «В марте, — как говорит посло вица, — и сзади, и спереди зима». Снежный трон разрушится лишь в последних числах месяца, а до того — зима в силе.

Март — неверен: то плачет, то смеется.

И март морозом на нас садится.

Мартовский мороз с дуплом (не настоящий. — А.С.).

Пришел марток — надевай семеро порток.

И все равно, как март ни хмурься, а от весны не уйти. Зерни стый снег слежался, зашершавился. На южных пригорках земля показалась. Дымится под солнцем, размерзается. Но кругом еще снега и снега: весна неторопливо разворачивает шествие. Днем пригреет — на дороги сырость подпустит, ночью подморозит — опять сухо. Прирост тепла мал.

Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Солнце с каждым днем выше и светит дольше. Неостановимо льются лучи веснопевцы. И первые их посадки на крыши: где прижгут снег — расставят хрустальные клинки сосулек.

Перезимний месяц март февралю бокогрею меньшой брат, Ев докии плющихе крестник (имеется в виду 14 марта — день встре чи красной весны. — А.С.).

В марте день с ночью меряется, равняется.

Возможно, за эту рубежную дату новосел весны у многих на родов почитался первым месяцем года. У русских традиция встре чать новолетие в марте продержалась до середины XIV века, до правления Симеона Гордого, старшего сына Калиты. Позже Но вый год стали встречать в сентябре.

Месяц зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.

Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Мар са — бога войны. Древнерусское название марта — сухий — наме кало на бедность этого месяца осадками, по другой гипотезе — на сохнущий срубленный лес. Ведь при подсечной системе зем леделия поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале сечене деревья после подсушки сжигали и на гарях — палах (вот откуда произошло слово «поле»!) после примитивного рыхления высе вали яровые или — чуть позже — озимые хлеба. Эта система зем леделия известна как огневая. Более современное народное на звание месяца — протальник: от появления первых проталин.

Пушкин назвал март «утром года»:

Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года.

Как же протекает март согласно народному календарю?

В первых числах еще зимушка зима стоит. Февральская рос тепель сменяется морозцами и метелями пощельницами. Но кре пость зимы только кажущаяся. По народному численнику 6 мар та — Тимофей весновей, 12 го — Прокоп перезимний дорогу рушит, 13 го — Василий капельник — с крыш каплет.

Зачин весны сперва робкий, неброский. Хотя и в эту пору столько фенологической нови! Спешились, слетели поутру с со Александр Стрижев

МАРТ ПРОТАЛЬНИК

сен тяжелые глухари. От распущенных крыльев на крепком на сте прочерчены отметины: пернатый могикан токовать собрал ся. В предрассветной тиши на поляне слышится бормоток тете рева. Пройдется важной походкой по сугробу, распустит пошире хвост лиру, — и он ли, тетерев, весны не чует? На просеках в три колена высвистывает рябчик: вызволился из лесных крепей на солнышке погреться, вот и рад.

А Берендеев календарь открывается дальше.

14 го — Евдокия (или Евдокея) — плющиха. Вокруг этого чис ла бытовало особенно много примет и присловий. В юлианском календаре (старый стиль) Евдокия была 1 марта, открывала вес ну. Поэтому то в знаменательную дату не упускали случая по размыслить о погоде и земледельческих заботах. У сеятеля оста валось немного спокойных дней, да и те все больше наполнялись хлопотами.

Читайте также:  Заюшкина избушка русская народная сказка читать с картинками

Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Авдотья весновка весну сряжает.

Евдокия — замочи подол, под порогом мокро.

Евдокия красна, и весна красна.

С Евдокии плющихи первые оттепели.

Евдокия — долгие капели.

Но хоть и дружно принимается весна, а холодов еще много предстоит. То и дело крутит белыми хвостами поземка.

С Евдокии ветры, вихри и метели.

Евдокии свистуньи: ветры свищут.

И на Евдокею мороз прилунится.

Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь.

Любили об эту пору посудить о лете.

Ведь Авдотьин день слыл летоуказателем:

Какова Евдокея, таково и лето.

На Евдокею погоже — все лето пригоже.

Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето.

Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер — к мокрому лету, а мороз и северный ветер — к лету холод ному.

Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ Новичок (народившийся месяц. — А.С.) под Евдокею с дождем — быть лету мокрому.

Новичок умылся и нас обмоет.

Крестьянин, думая о погоде, прикидывал и о будущем уро жае:

На Евдокеи снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ве тер от Москвы (с севера. — А.С.) — холодное лето.

Особенно волновало крестьянина, долго ли до зеленой тра вы, ведь бескормица все поджимает и поджимает. А скот сохра нить надобно во что бы то ни стало: избыть легко, да поднимать хозяйство на ноги потом невмочь будет.

Крестьянин замечал:

У Евдокеи вода — у Егорья (6 мая) трава.

Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья наест ся.

На Евдокею холодно — скот кормить лишние две недели.

Но тепло становится не сразу. Весне долго приходится о себе лишь намекать: капелями в яркий полдень, протяжной песенкой синицы, проталинками. В такую пору в старой русской деревне бытовал обычай — зазывать или, как говорили еще, гукать весну.

Делали это на Авдотью плющиху, на Сорока сороков, по друго му — на Сороки, и в день Благовещенья, когда «птица гнезда не вьет, а девушка косы не заплетает», по теперешнему 7 апреля.

Зазывали весну так.

На Авдотью плющиху, когда «метелица еще встоячь собаку снегом заносит», сельские ребятишки залезали на кровли хлеб ных амбаров, а кто постарше — собирались на пригорке и, как только хватало умения, распевали веснянки:

На сошечке, На бороночке.

Припевали и по другому:

МАРТ ПРОТАЛЬНИК

На жердочке, На бороночке, На овсяном колосочке, На пшеничном пирожочке.

Образ весны, приезжающей на сошке, конечно, очень близок крестьянскому представлению о теплом времени как о поре зем ледельческой.

Хоры, распевающие веснянки, перекликались от деревни к деревне, от села к селу. Особенно нежно пели девушки, они свои хороводы иногда устраивали отдельно от общих. Излюбленное место сбора — на реках, возле проруби. Запевали пораньше, пока солнце не встанет.

На весну возлагалась самая большая надежда землепашца — надежда на полновесный урожай.

Вот почему при закликании весны вырывались такие слова:

Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью.

С радостью, с радостью, С великой милостью.

Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными!

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос — долго тра вы не будет».

А через день — Герасим грачевник. Еще только что задыми лись, опроставшись от снега, проталинки, а уж грачи тут как тут.

Послушайте, как теперь беспокойно в рощах. «Грач на горе — весна на дворе».

Грач зиму расклевал.

Герасим грачевник грачей пригнал.

Увидал грача — весну встречай.

Хотя днем грачевником называли 17 марта, но, строго гово ря, птиц пригоняет не численник, а тепло. Ведь грачи летят к нам с той же скоростью, с какою подвигается фронт весны: 50 километров в сутки. Пробьют часы живой природы: «Пора!» За Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ стрекочут сороки, запоют весенние скрипочки овсянки, вот тут то со дня на день и объявятся грачи.

18 марта — Конон огородник. Искусники гряд перебивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева. В день Конона пытались предсказать благоприятное лето: «Если в день Конона ведро, то градобитий летом не будет».

22 марта — Сороки — день равен ночи. Все шире раздаются полыньи на быстрине: скоро реки вскроются. Ревучие воды по вергнут твердыни зимы, напитают молодую землю свежей вла гой, и зазвенит снова яркая жизнь всюду.

На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы — жаво ронка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птах — «жа воронков», вкладывали внутрь конопляные семечки. Давая «птиц»

детям, ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голов ку деткам сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, при вязывала «жаворонков» к шесту и, раскачивая самодельных птиц, восклицала:

Жаворонки, жаворонки, Прилетите к нам, Принесите нам Весну красну, Зима надоела, Весь хлеб поела.

Затем выпеченных птиц крошили и раскидывали по сторо нам. В этот день и вправду можно было услышать трезвон поле вого жаворонка. Журчит, переливается, сверлит высь неба так, что у слушателя сердце зайдется от радости. За солнечные, зазд равные гимны эта простенькая птичка невеличка искони на Руси почитается символом Родины, патриотизма. В героической «За донщине» жаворонок возвещает победу, одержанную русским оружием: «О жаворонок, летняя птица, красных дней утеха, воз лети под синие небеса, посмотри к сильному граду Москве, вос пой славу…» Это — одно из волнующих мест стариннейшей по вести. «Сколько проталинков — столько и жаворонков», — уве ряет старозаветная молва.

На Сороки с новой силой звучали хороводные, «сборные» пес ни. Их назначение — приглашать в хоровод. Ведь посиделки Александр Стрижев

МАРТ ПРОТАЛЬНИК

кончились на Масленицу, и теперь хороводные игры способству ют и веселью и встречам. Для хороводов выбирают место повы ше — пригорки, бугры. Там и суше и виднее. Такие горки чаще всего называли красными, особенно торжественными. Танцую щие наряжаются в самое лучшее. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни.

Но вот, кажется, кружок собрался. Можно начинать хоровод ное действо. Сначала иносказательные песни о самих участни ках игр и забав. Первым делом о девушках, о девичьей воле. Ведь девичья воля не вечна: за ней стоит заботушка замужней женщи ны. Деревенская красота вяла скоро, да и безвременно.

Но об этом запоют позже, а теперь о том, как хороши девичьи годы:

Хороводная песня задушевно расскажет и о том, как умеет веселиться девушка, молодица, пожилая женщина. Парни води ли хороводы вместе с девушками, а не то подыгрывали им на дуд ках, на рожках, забавляли шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все ж на людях, при веселье чаще определялись пары. Как цветник, хоро ши девушки, как радостны и молоды голоса, как призывны пес ни. У какого юноши не встрепенется сердце, не воспламенится мечта о счастливой брачной жизни! Во втором зачине весенних обрядов уже нет конца песням, пляскам, играм. Задорно слетают с уст песни шуточные, игровые, любовные.

По дорогам уже прядают тонкие ручейки, русло к руслу. Осе ли и податливые проселки, снег зачернелся, наводопел. Оттепель.

Туманятся дали, и солнышко застлалось серой наволочью, еле обозначено. Вот такими то днями и сдается зима, рушится под напором вешнего дыханья. Очистится небо и засияют лучи пуще прежнего, тут уж подавно таяние вовсю развернется.

Александр Стрижев НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ А пока — зимоборье: весна с зимой борется. Точь в точь как в стихотворении Ф.

Тютчева:

Зима еще хлопочет И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит.

В старом хвойном лесу картавый ворон в одиночку промыш ляет. Его черная подруга несушкой уселась на гнездо: в марте первое яйцо — у воронихи, другие пернатые за кладку и не при нимались. Только добычливому ворону по силам прокормить средь снегов себя и наседку.

Торопятся обзавестись потомством и зайцы. Курчавых зай чаток первого приплода называют настовиками: ровесники на ста. Справные, проворные настовики, оказывается, способны переносить мартовские невзгоды.

Тающим сахаром изникают шершавые снега. Избывают туч ность сугробы, подгоняя говорливые ключи: день ото дня звонче мартовская мелодия! Невольно вспоминаешь вечные строки

А. Фета:

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод.

Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод.

Говор вод! Клокочет, бубнит проворный ручей, а над ним — «море голосов воробьиных» (С. Есенин). В распадке, по оврагам вздулись полые воды, готовые зареветь в яростном потоке. Ка нун оживленного таяния.

«Забытые и утерянные астрологические техники Роберт С. Хэнд НОЧЬ И ДЕНЬ: планетарные секты в астрологии Москва Лига независимых астрологов astrovic.co.ua УДК 133 ББК 86.142 Х99 Роберт С. Хэнд Ночь и день: планетарные секты в астрологии Серия: забытые и утерянные астрологические техники М.: Лига независимых астрологов, 1998 88 стр., с илл. Перевод с английского: В. Марченко Общая редакция: Б.Е. Бойко, КАДиланян Оформление обложки: К.А. Диланян В книге известного американского астролога Роберта С. »

«Levine GN с соавт. ACC/AHA/SCAI 2015 Краткие обновленные рекомендации по первичным ЧКВ ACC/AHA/SCAI 2015 Краткие обновленные рекомендации по первичным чрескожным коронарным вмешательствам для пациентов с инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST: дополнение к рекомендациям ACCF/AHA/SCAI 2011 по первичным чрескожным коронарным вмешательствам и рекомендациям ACCF/AHA 2013 по лечению инфаркта миокарда с подъемом сегмента ST Отчет Американского общества кардиологов (ACC) / Рабочей группы по. »

«УДК 556.535.8(282.247.385) ОЦЕНКА ТОКСИЧНОСТИ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ РЕКИ БЕЛАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРЕСС-САЛАТА LEPIDIUM SATIVUM 1,2Семенова И.Н., 1Кужина Г.Ш., 2Серегина Ю.Ю., 1Мусин Х.Г. Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Сибай, Республика Башкортостан, Россия, e-mail: alexa-94@mail.ru; ГАНУ «Институт региональных исследований Республики Башкортостан», г. Сибай, Республика Башкортостан, Россия, e-mail: sergei_seregin@bk.ru В работе исследована. »

«Дорогие друзья! Newsletter Мы рады приветствовать Вас в очередном выпуске нашего Newsletter. июнь 2013 В июньском номере мы расскажем Вам о последних изменениях в регулировании валютных операций, государственной поддержки предпринимательства, регистрации недвижимости и иных вопросах. Хотим обратить Ваше внимание на очередное снижение ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларуси до 23,5 процента годовых. Сергей Машонский Управляющий партнер НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Внесены. »

«Александр Пушкин: «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин Медный всадник Серия: Поэмы Александр Пушкин: «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин Медный всадник Петербургская повесть Предисловие Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом. Вступление На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася;. »

«Использование полиграфа в судебном процессе и на этапе предварительного следствия Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ I. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ СТАНДАРТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИГРАФА КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛИГРАФ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ? II. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФА В ЧАСТНОМ СЕКТОРЕ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА ДТП КОМИССИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА III. ПРИЧИНЫ ОТКАЗА СУДАМИ В ПРИНЯТИИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, КОНТРАРГУМЕНТЫ И ХИТРОСТИ. 13 IV. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИГРАФА V. ПОЧЕМУ. »

«Human Settlements Working Paper Series Rural-Urban Interactions and Livelihood Strategies 28 Not only climate change: mobility, vulnerability and socio-economic transformations in environmentally fragile areas of Bolivia, Senegal and Tanzania Cecilia Tacoli February 2011 Acknowledgements This paper and the research on which it draws were prepared with financial support from the German Federal Ministry for Economic Cooperation and Development (BMZ). Additional funding was provided by the Swedish. »

«©Гринштейн М. ГЕОПАТОГЕННЫЕ ЗОНЫ КАК ВРАГ НОМЕР ОДИН. Институт интегративных исследований (ИИИ).Аннотация: В статье приведены сведения о геопатогенных зонах, полученные автором в результате многолетних исследований. Введение. Около 10 лет тому назад, заинтересовавшись особенностями геопатогенных зон (ГПЗ), я просмотрел соответствующие статьи в интернете. На удивление, все они оказались очень похожими друг на друга, как будто друг у друга переписаны. Наиболее интересной в то время мне показалась. »

«Те хни че ск ие науки Сыдыканов Т.З., Тойманов Н.Т. азастанда кмір ндіру саласында келешекте индустриалды-инновациялы бадарламасыны дамуын жзеге асыру Адатпа: лемні кп елдерінде кмір электроэнергия шыаратын шикізатты негізгі трі болып табылады. Кмірді ндіру барысында потенциалды ммкіндігін екі фактор арылы саралауа болады: шикізат базасы жне елімізді ажеттілігін анааттандыру шін кмір ндіру барысында оны ндіру уаттылыын ажет етеді. Кілт сздері: Кмір саласы, тау-кен жмыстары, инновациялы. »

«Приложение 2. Образцы учетных документов.1. Гарантийное письмо к спецификации ОМЕГА-Л. Образец.2. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Пример расчета.3. Отчет о о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).4. Уведомление заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости участия эксперта в проведении экспертизы.5. Форма подтверждения квалификации эксперта. 6. Заключение проведения. »

«Совместный проект ЕС/ПРООН «Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь» Отчет по проведению анализа законодательства и практики Европейского Союза по экологической маркировке продукции и упаковки Минск 2012 Содержание Введение 3 Анализ законодательства Европейского Союза по экологической маркировке продукции Законодательная основа экологической маркировки продукции Европейского 1.1 4 Союза Требования. »

«2009 год Фонд КМСФО: Учебные материалы по МСФО® для МСБ Модуль 32 – События после окончания отчетного периода Фонд КМСФО: Учебные материалы по МСФО® для МСБ включая полный текст Раздела 32 «События после окончания отчетного периода» Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), выпущенного Правлением по международным стандартам финансовой отчетности 9 июля 2009 года с подробными пояснениями, вопросами для самопроверки и разбором на. »

«ФЕ ДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН ФЕ ДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ТУВИНСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ СО РАН РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУВИКОПР СО РАН ЗА 2011 Г. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР ДОКТОР ГЕОЛОГО-МИНЕРАЛОГИЧЕСКИХ НАУК В.И. ЛЕБЕДЕВ ТУВИКОПР СО РАН КЫЗЫЛ – 2012 УДК 553.08; 550.42; 552.11; 551.2 (571.52; 517.3) 666.972; 543.666; 669.243; 666.9; 553.93; 662.743; 669.782; 669.02. »

«Пути для получения работы и образования в Швейцарии Информация для взрослых Вы закончили школу и получили образование за границей и теперь ищете работу в Швейцарии? Или Вы хотели бы продолжить свое образование в Швейцарии? В этой памятке Вы обнаружите полезную информацию, которая предназначена помочь Вам сделать первые шаги в поиске работы или найти возможность продолжить образование в Швейцарии. Parlez-vous franais?“ „Sprechen Sie Deutsch?“ „Parla italiano?“ Независимо от того, ищете ли Вы. »

«БЪЛГАРСКО ДИАЛЕКТНО СЛОВООБРАЗУВАНЕ Лиляна Василева Въпросът за мястото на словообразуването сред останалите лингвистични дисциплини доскоро беше дискусионен. Според едни автори то трябва да се разглежда в границите на морфологията (Андрейчин 1944, Маслов 1956, Стоянов 1980, Граматика 1983 и др.), според други в лексикологията (Щерба 1968, Левковская 1962 и др.). От средата на 50-те години съществува традиция в славянските описателни граматики разглеждането на словообразуването да се извършва. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни