8 класс в мире русской народной песни

Народные советы

Презентация по литературе 8 класс «Русские народные песни»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русские народные песни Виды и особенности

Введение На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической песней.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора народные сказки предание обрядовые песни пословицы поговорки загадки былины

Свойства фольклора Анонимность (отсутствие автора). Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета). Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Лирическая песня Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни. Такие песни могли родиться только в народе великой души. » Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни исторические семейно-бытовые любовные обрядовые календарные колыбельные плясовые военные разбойничьи трудовые частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!». Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет»

Вдоль по улице метелица метёт, За метелицей мой миленький идёт. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. На твою ли на приятну красоту, На твоё лишь толь на белое лицо. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Красота твоя с ума меня свела, Иссушила добра молодца, меня. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора: 1. Рефрен (повтор строк). Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца. 3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький. 4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции): На твою ли на приятну красоту, На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны. Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых

Уж ты ночка, ночка тёмная, Темна ноченька осенняя, Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, не ясных звёздочек. Нет у девицы родного батюшки, Нет ни батюшки, да нет ни матушки, Нет ни братца, ни родной сестры, Нет ни рода, нет ни племени. Печаль на душе, девица печальна, Никто её кручинушки не знает. А уж как-то был у ней мил, сердечный друг, Да и тот теперь далеко живёт…

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия. А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например: Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, не ясных звёздочек. Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

«Виды поэтических повторов» Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов 1. Рефрен 2. Параллелизм 3. Анафора (единоначатие) 4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки) 5. Стык (подхват) Например: Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, ни частых звездочек!

«Особенности стихосложения» Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы: Весом та чара полтора пуда, Мерой-то чара полтора ведра. Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

«Рекрутская повинность» Рекрутская повинность – способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. И.Е. Репин. Проводы новобранца

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Заключение Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Домашнее задание Выучить новые понятия по теории литературы

Номер материала: ДБ-083920

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по литературе на тему «Фольклор. В мире русской народной песни» 8 класс

Выбранный для просмотра документ Фольклор. В мире русской народной песни.docx

Конспект урока литературы в 8 классе

Тема: в мире русской народной песни

— Давайте еще раз с вами вспомним: что такое фольклор?

— Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) (сверяемся по слайду)

— Назовите жанры устного народного творчества.

Поиграем 3 человека

4) поговорка краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам. ,

7) Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Открытие нового знания

Давайте прочитаем статью «Русские народные песни», а потом ответим на вопросы:

— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?

— Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?

— Назовите виды лирических песен.

— В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

Группа 1. Хороводные и лирические песни.

Читайте также:  Гематома чем лечить народные средства

Прочитайте выразительно текст народной песни.

К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ

С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись – неречевые звуки, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Группа 2. Исторические песни.

Прочитайте выразительно текст народной песни.

К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.

С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

( В народной исторической песне словами добрый молодец подчёркивалась молодость и сила героя. Под выражением походы удалые подразумевались быстрые и успешные походы против врагов, полные проявлений лихой доблести и славных подвигов. Житьё свободное — воля и простор, на которых живёт человек: под выражением народный заступник имелось в виду обращение качеств героя к пользе всего народа)

План работы группы

Прочитайте статью учебника о частушках.

Каковы особенности жанра частушек?

Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? (Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифмы.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Подготовить развернутый ответ по теме урока, по следующему плану:

Какие существуют группы народных песен? Что что такое обрядовый фольклор и для чего он нужен? Какие народные песни вы знаете?

Перечислите особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства демонстрируют?

Выбранный для просмотра документ Фольклор. В мире русской народной песни.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

В мире русской народной песни

Характерные особенности УНТ Устная форма существования Коллективный автор – народ Вариативность Исполнение различными сказителями

Жанры УНТ Сказка Былина Пословица Поговорка Предание Частушка Песня

Жанры УНТ 3) Сказка 4) Былина 2) Пословица 5) Поговорка 7) Предание 1) Частушка 6) Песня 1) Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. 2) древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI вв. 3) изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. 4) краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). 5) жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение 6) жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам. 7) музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

1 группа Хороводные и лирические песни 1) Прочитайте выразительно текст народной песни. 2) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ 3) С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете? 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Группа 2 Исторические песни 1) Прочитайте выразительно текст народной песни. 2) К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ. 3) С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях? 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Группа 3 Частушки 1) Прочитайте статью учебника о частушках. 2) Каковы особенности жанра частушек? 3) Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…». 4) Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств? 5) Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Домашнее задание Подготовить устное сообщение «Русские народные песни», придерживаясь следующего плана: Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся? Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям? Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки. Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время? Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Источник

Русские народные песни 8 класс

Основные виды деятельности:

Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства – фольклорной и литературной. Чтение и на вопросы выразительное чтение (исполнение). Прослушивание и рецензирование актерского исполнения песен. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия народная песня, частушка. Обсуждение иллюстраций учебника.

Воспитание уважения к русскому фольклору и истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.

Развитие умений планировать пути достижения целей, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, создавать и применять таблицы и схемы для решения учебных задач.

Понимание фольклора как особого способа познания русской истории; воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных и письменных высказываниях, сопоставлять фольклор с произведениями других искусств.

Сценарный план урока

Актуализация знаний. Русские народные песни. Отражение жизни народа в народной песне.

— Что такое фольклор? Каково происхождение этого слова?

— Каковы характерные особенности устного народного творчества? ( устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) прокомментируйте каждую из особенностей.

— Назовите жанры устного народного творчества. Дайте им краткую характеристику.

— назовите произведения календарного обрядового фольклора. Каково их эстетическое значение?

— В чем народная мудрость малых жанров фольклора?

— Какие народные песни вы знаете? В чем исполнении вы их слышали?

Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные песни» (после ответов на вопросы формулируется тезис статьи учебника):

— О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника? (Календарные, лирические, обрядовые, исторические песни, частушки).

— Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? (Календарные песни). Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника? (Святочные песни: коляда, овсень, виноградье; веснянки; хороводные, игровые, плясовые песни,)

— Назовите виды лирических песен.(Любовные и семейные песни, песни о вдовьей и сиротской жизни, шуточные песни).

С какими обрядами связаны обрядовые песни? Какие виды обрядовых песен вам известны? (Свадебные песни, причитания-плачи).

— В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).

— Как появились исторические песни? В чем особенности оценки исторических событий в народных исторических песнях?

— Отчет о составлении толкового словарика историко-культурных реалий и мен исторических деятелей: Святки, коляда, овсень, виноградье, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Степан Разин, Полтавский бой, солдаты Петра, победа над шведами, граф Панин,, Суворов, Кутузов.

— В чем своеобразие каждого вида песен? С какими обычаями, трудом, образом жизни связана песня? Какова цель ее исполнения? Каковы эстетические особенности каждого вида песен?

— Рассмотрите иллюстрации учебника к русским народным песням. Какое настроение они передают? Опишите устно одну из иллюстраций.

Таблица «Виды русских народных песен»

Святочные песни: коляда, овсень, виноградье

Хороводные, игровые, плясовые песни (могут быть календарными и лирическими)

Источник

Урок в 8 классе по теме «Устное народное творчество: песни «

Урок литературы в 8 класс «Устное народное творчество: песня»

Учитель русского языка и литературы Соколова Татьяна Николаевна

1) повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с народными песнями и их жанрами;

2) формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

3) воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

4) формировать умение работать в группах.

Приобщить учащихся к усвоению русского фольклора

Развить навык анализа произведений устного народного творчества

Прививать любовь, интерес, уважение к творчеству родного народа.

мультимедийная презентация учителя, учебник, распечатанные материалы для самостоятельной работы учащихся, народные песни.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в прошлое, далекое прошлое. В те времена, когда люди не умели писать, читать, не было книг, журналов. А все передавалось в устной форме. Такая литература, к счастью, дошла до нас, и называется она устное народное творчество (1 слайд).

1. Беседа.(2 слайд) 1 мин

Что такое устное народное творчество?

Читайте также:  Загадки о народных инструментов маленькие

Какие жанры устного народного творчества вы знаете? Назовите.

2. 3-4 слайд. Задание: соотнесите попарно произведения и жанры устного народного творчества.

(цель: повторить знания учащихся о жанрах УНТ. Прием: паутинка. форма работы – самостоятельная с дальнейшей проверкой) 4 мин

III . Объяснение нового материала.

Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.

Всем с детства знакомо это произведение, а знаете ли вы, ребята, кто написал любимого « Колобка»? Что вы знаете про сказки?

1. Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.
При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Ребята, как вы думаете, для чего люди придумывали сказки? Для развлечения, и поучения малых деток.

Что в сказке вы заметили при прослушивании? Повторы. Это особенность русских народных сказок.

Почему концовка сказки немного грустная ( и почему только немного?)

Да потому, что это вымысел, а грустная, потому что поучает и заставляет задуматься. Не стоит хвалиться и быть легкомысленным. Нужно думать, правильно себя вести и быть очень осторожным!

Как гласит народная мудрость: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Но сказка – «ложь», выдумка, красивое воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.

Про сказку все мы с вами помним и знаем, а сейчас перейдем к песне.

2. Прочитайте слова известных писателей 19 века (на слайде). Как вы понимаете, что хотели сказать авторы?

3. Что мы хотим узнать о народных песнях? (постановка цели урока учащимися) 2 мин

4. Слово учителя. Какие бывают песни? (учитель показывает схему-кластер на 6 слайде)

Основное назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение народа. Давайте посмотрим отдельно на каждый вид песни.

5. Работа в группах. (3-4 человека)

Задание: познакомьтесь с разными жанрами народных песен, подготовьте ответ по плану (7 слайд), заполните свою часть таблицы в тетради (8 слайд).

Время работы в группах 5-7 минут.

6. Рассказ каждой группы о своем жанре. Остальные учащиеся в это время записывают кратко в тетрадь особенности жанра.

(Требование к ответу: краткость, лаконичность, точность изложения информации). (Цель: формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию). 10 мин.

IV . Проверка знаний учащихся.

Прослушивание русской народной песни « Полюшко-поле…».

Как вы думаете, почему песни для русского народа имели огромное значение в жизни? Люди много трудились, занимались хозяйством, пахали, обрабатывали землю. И во время работы пели песни. Всегда песня сопровождала тяжкий и добросовестный труд русского человека. Мужчины пахали и сеяли, женщины следили за домом, доили коров, нянчили деток и снова- с песней! Детям рассказывали сказки, пели колыбельные песни, развлекали частушками, прибаутками…

Как вы думаете, что воспевали, кому посвящали все эти замечательные творения русский народ? Правильно, полю, земле, солнцу, природе, труду, человеку, животному…. Люди невероятно трепетно относились к природе, которая, в свою очередь, одаривала их своими богатствами ( земля-хлебом, небо-солнцем и дождем, лес-грибами, ягодами, орехами; луга-цветами и целебными травами)

На доске записаны пары слов

Беседа о словах и значении.

Просмотр иллюстраций, посвященных Земле Русской.

Нарисуйте образ русской земли (это может быть широкое поле осенью, густой лес летом, речка около деревушки зимой).

Учащиеся в парах рисуют образ Русской Земли. Обсуждение рисунков, анализ цветовой гаммы, настроения. Выбор ярких, теплых цветов ( используют карандаши), Русская Земля ассоциируется с добром, нежностью, гордостью, Величием…

IV . Проверка знаний учащихся.

1. Первичная проверка знаний учащихся (9 слайд)

Задание: соотнесите цитаты народных песен с их жанрами.

( цель: первичная проверка знаний, ФОПД – самостоятельная с последующей проверкой в парах). Время: 3 мин+2 мин

V. Подведение итогов урока.

Беседа. Что вы узнали о народных песнях? Что выражают народные песни?

Какой вывод можно сделать из того, что мы сегодня с вами узнали?

Ласково и с любовью относились люди ко всему окружающему их. Уважительным и заботливым было отношение друг к другу. Помогали, поддерживали советом, делом, соседа, брата, друга… Любили детей и приучали их с малых лет к труду, приобщали к бережному отношению ко всему живому и неживому. И детки учились на замечательных сказках и песнях, росли добрыми, мыслящими, отзывчивыми.

Мы можем гордиться тем, что имеем такой огромный запас творчества Русского народа. Вы станете родителями и научите своих деток хорошему. Не раз обратитесь за помощью к фольклору: песни, сказки, частушки… послужат вам добротным подспорьем в воспитании и развитии личности

VI. Рефлексия.(11 слайд) 2 мин

Продолжите фразу: Народные песни – это…

Народные песни нужны, чтобы…

В моей семье народные песни….

VII . Домашнее задание: (дифференцированное)

1. Найти тексты произведений русских писателей и поэтов, в которых использованы лирические песни. Для чего они используются в произведениях?

2. Записать тексты лирических песен, которые поют в вашей семье (1-2 песни)

Материалы, помогающие в разработке и проведении урока.

Раздаточный материал для работы в группах.

В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

«Ай же вы, мои слуги верные,
Палачи мот немилосливые!
1
Берите-ка моего сына царского,
Того ли Федора Иванова,
За него за ручушки за белыя,
За него за перстни за злачёные,
Ведите-тко на поле на Куликово,
На это-то на место на торговое,
Срубите-тко ему буйну головушку
За него изменушку великую!»

Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

«Судари мои, братцы, голь кабацкая,
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Поедемте, братцы, в камену Москву…»

Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.

Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения 1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Читайте также:  Кровоизлияние в глаз народная медицина

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели. »

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся: Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песнирассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

Хороводные и игровые песни

К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные. В орнаментальном хороводеучастники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ возникли в солдатской среде. Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Большое количество их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1—4, 1770—74).

По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и бытовые. В первых получили отражение военные события, начиная со времен Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.

В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной поэзии.
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.

Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”

Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.

Из солдатской песни «Что победные
головушки солдатские…»

Что не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни