7 ноября 1917 года народный комиссар по иностранным делам

Народные советы

Совет народных комиссаров РСФСР

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР
(Совнарком РСФСР; СНК РСФСР)
Общая информация
Страна Российская Советская Республика (1917—18)
РСФСР РСФСР (1918—46)
Юрисдикция Россия и РСФСР
Дата создания 7 ноября 1917
Предшествующие ведомства Временное правительство России
Правительство Юга России
Дата упразднения 15 марта 1946
Заменено на Совет министров РСФСР (1946—92)
Руководство деятельностью осуществляет ВЦИК (1918—37),
Верховный Совет РСФСР (1937—46)
Штаб-квартира Москва
Председатель В. И. Ленин (первый),
А. Н. Косыгин (последний)
Карта

Территория РСФСР (1940—1944)

Законом СССР от 15 марта 1946 года [3] и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта того же года [4] Совнарком РСФСР преобразован в Совет министров РСФСР.

Содержание

Происхождение названия

В то же время из заметок Ленина, написанных не позднее 25 октября 1917 года:

«Немедленное создание. комиссии народных комиссаров. (м [инист] ры и т[овари]щи м [инист] ра»).

История

Совет народных комиссаров был сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 27 октября 1917 года. Декрет начинался словами:

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров.

Совет народных комиссаров утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Право образования СНК получил ВЦИК; СНК являлся органом общего управления делами РСФСР, имеющим право издания декретов, при этом ВЦИК был вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение СНК.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло приём делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 человек (согласно данным ЦГАОР СССР [9] ).

Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года деятельность СНК заключалась в:

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст. 39), который имел право приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст. 40).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года [12] :

При каждом народном комиссаре и под его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (ст. 44).

Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находящимся в ведении руководимого им комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст. 45).

С образованием в декабре 1922 года СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР стал исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 года и Конституцией РСФСР 1925 года. С этого момента состав СНК был изменён в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 республиканских народных комиссариатов:

С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами (по материалам ЦГАОР СССР [13] ).

С принятием Конституции РСФСР от 21 января 1937 года СНК РСФСР был подотчётен лишь Верховному совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывал 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР [14] ):

В состав СНК были включены также председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Первый состав Совета народных комиссаров Советской России

Вакантный пост народного комиссара по делам железнодорожным позже занял М. Т. Елизаров. 12 ноября в дополнение к Постановлению о создании СНК наркомом государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай, первая женщина-министр в мире. 19 ноября наркомом госконтроля был назначен Э. Э. Эссен.

Исторический первый состав Совнаркома сформировался в условиях жёсткой борьбы за власть. В связи с демаршем исполкома железнодорожного профсоюза Викжель, который не признал Октябрьскую революцию, и требовал формирование «однородного социалистического правительства» из представителей всех социалистических партий, пост наркомжелдора остался незамещённым. В дальнейшем, в январе 1918 года, большевикам удалось внести раскол в железнодорожный профсоюз, сформировав параллельный Викжелю исполком Викжедор, состоявший в основном из большевиков и левых эсеров. К марту 1918 сопротивление Викжеля было окончательно сломлено, а основные полномочия как Викжеля, так и Викжедора, переданы Наркомату путей сообщения.

Наркомат по военным и военно-морским делам был сформирован, как коллегия, в составе Антонов-Овсеенко, Крыленко, Дыбенко. На апрель 1918 года этот комитет фактически прекратил своё существование.

Читайте также:  Беларуская народная песня перапелачка скачать

По воспоминаниям первого наркома просвещения Луначарского А. В., первый состав Совнаркома был во многом случаен, а обсуждение списка сопровождалось комментариями Ленина: «если окажутся негодными — сумеем переменить». Как писал первый нарком юстиции, большевик Ломов (Оппоков Г. И.), его познания в юстиции включали себя главным образом детальные познания о царских тюрьмах с особенностями режима, «мы знали — где бьют, как бьют, где и как сажают в карцер, но мы не умели управлять государством».

Многие наркомы первого состава Совета народных комиссаров Советской России были репрессированы в 1930-е годы.

Председатели Совета народных комиссаров РСФСР

Народные комиссары

По военным и морским делам:

Государственного призрения (с 26.4.1918 — Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

По делам национальностей:

Торговли и промышленности:

Государственного контроля РСФСР:

По местному самоуправлению:

Подведомственные органы

Оценки

Социальный состав

Исследователь М. С. Восленский в своей фундаментальной работе «Номенклатура» отмечает, что «социальное происхождение» первого состава Совнаркома мало подходило для большевистской партии, объявившей себя «авангардом рабочего класса». На самом деле первый состав Совнаркома был практически поголовно интеллигентским, а собственно рабочих в нём насчитывалось из 16 человек всего двое: Шляпников А. Г. и Ногин В. П. Кроме того, в первом составе Совнаркома насчитывалось пятеро дворян: Ленин (Ульянов) В. И., Луначарский А. Г., Антонов-Овсеенко В.А., Теодорович И.А. и Оппоков (Ломов) Г. И. Отец Троцкого был, по советской классификации, «кулаком», а Сталина — ремесленником, то есть они оба принадлежали, в советской классификации, к «мелкобуржуазным элементам». Подобное положение дел создало почву для появления в конце Гражданской войны так называемой «рабочей оппозиции», выражавшей в том числе раздражение, что рабочими фактически правят от их имени интеллигенты; оппозиционеры выдвигают обвинения в «перерождении партийных верхов» и их «отрыве от партийных масс» [18] (см. также Махаевщина). На X Съезде РКП(б) «рабочая оппозиция» была обвинена в том, что:

Национальный состав

Национальный состав Совнаркома советской России до сих пор является предметом спекуляций.

Власовец Андрей Дикий в своей работе «Евреи в России и СССР» утверждает, что состав СНК якобы был следующим:

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) 1918 г.:

Ленин — председатель, Чичерин — иностранные дела, русский; Луначарский — просвещение, еврей; Джугашвили (Сталин) — народности, грузин; Протиан — земледелие, армянин; Ларин (Лурье) — экономический совет, еврей; Шлихтер — снабжение, еврей; Троцкий (Бронштейн) — армия и флот, еврей; Ландер — госконтроль, еврей; Кауфман — государственные имущества, еврей; В. Шмидт — труд, еврей; Лилина (Книгиссен) — народное здравие, еврейка; Шпицберг — культы, еврей; Зиновьев (Апфельбаум) — внутренние дела, еврей; Анвельт — гигиена, еврей; Исидор Гуковский — финансы, еврей; Володарский — печать, еврей; Урицкий— выборы, еврей; И. Стейнберг — юстиция, еврей; Фенгстейн — беженцы, еврей.

Итого, из 20-ти наркомов — один русский, один грузин, один армянин и 17 евреев.

Юрий Емельянов в своей работе «Троцкий. Мифы и личность» приводит анализ этого списка. Анализ показывает, что «еврейский» характер Совнаркома получен путём махинаций: упомянут не первый состав Совнаркома, опубликованный в декрете II Съезда Советов, а из много раз менявшихся составов СНК выдернуты только те наркоматы, во главе которых когда-либо находились евреи. Так, в качестве наркома по военным и морским делам упомянут Троцкий Л. Д., назначенный на этот пост 8 апреля 1918 года, а в качестве наркома по продовольствию (здесь: «снабжение») указан Шлихтер А. Г., который действительно занимал этот пост, но только до 25 февраля 1918 года и евреем, кстати, не был (Шлихтеры — польские помещики немецкого происхождения). На момент, когда наркомвоенмором действительно стал Троцкий, наркомпродом уже стал вместо Шлихтера великоросс Цюрупа А. Д.

И, наоборот, в списке отсутствуют, например, реально существовавшие наркомат путей сообщения и наркомат почт и телеграфов. В итоге у Андрея Дикого не сходится даже количество наркоматов: он упоминает число 20, хотя в первом составе насчитывалось 14 человек, в 1918 году количество увеличено до 18.

Некоторые должности указаны с ошибками. Так, председатель Петросовета Зиновьев Г. Е. упомянут как наркомвнудел, хотя он никогда не занимал эту должность. Наркому почт и телеграфов Прошьяну (здесь — «Протиан») приписано руководство «земледелием».

Ряду лиц произвольно приписано еврейство, например, русскому дворянину Луначарскому А. В., эстонцу Анвельту Я. Я., обрусевшим немцам Шмидту В. В., Ландеру К. И., Шлихтеру А. Г. и др.

Некоторые лица вообще вымышлены: Шпицберг (возможно, имеется в виду следователь VIII ликвидационного отдела Наркомюста Шпицберг И. А., прославившийся своей агрессивной атеистической позицией [25] [26] ), Лилина-Книгиссен (возможно, имеется в виду актриса Лилина М. П., в правительство никогда не входившая, или Лилина (Бернштейн) З. И., в СНК также не входившая, но работавшая завотделом народного образования при исполкоме Петросовета), Кауфман (возможно, имеется в виду кадет Кауфман А. А., по некоторым источникам, привлекавшийся большевиками как эксперт при разработке земельной реформы, но в Совнарком никогда не входивший).

Читайте также:  Как используется алоэ в народной медицине

Также в списке упомянуты два левых эсера, чей небольшевизм никак не указывается: нарком юстиции Штейнберг И. З. (упомянутый, как «И. Стейнберг») и нарком почт и телеграфов Прошьян П. П., упомянутый, как «Протиан-земледелие». Оба политика относились к послеоктябрьской большевистской политике крайне негативно. Гуковский И. Э. до революции относился к меньшевикам-«ликвидаторам» и пост наркома финансов принял только под давлением Ленина.

Литературный критик Вадим Кожинов писал по поводу членства в СНК одного из немногих там евреев Льва Троцкого, возражая философу Вадиму Роговину:

Точно так же — возможно, не без «подражания» А. Р. Гоцу — способный к предвидению Троцкий настаивал, что «в первом революционном правительстве не должно быть ни одного еврея, поскольку в противном случае реакционная пропаганда станет изображать Октябрьскую революцию „еврейской революцией“…» Комментируя эту «позицию» Троцкого, его нынешний горячий поклонник В. З. Роговин стремится, в частности, убедить читателей в том, что Лев Давидович был-де лишен властолюбия, имел твердое намерение «после переворота остаться вне правительства и… согласился занять правительственные посты лишь по настойчивому требованию ЦК». Но эти рассуждения рассчитаны на совершенно простодушных людей, ибо ведь Троцкий никогда не отказывался от членства в ЦК и Политбюро, а член Политбюро стоял в иерархии власти несоизмеримо выше, чем любой нарком! И Троцкий, кстати сказать, не скрывал своего крайнего негодования, когда его в 1926 году «освободили от обязанностей члена Политбюро»…

«Если отбросить домыслы лжеученых, умеющих находить еврейское происхождение у каждого революционера, то получится, что в первом составе Совета народных комиссаров (СНК) евреев было 8 %: из 16 его членов евреем был только Лев Троцкий. В правительстве РСФСР 1917—1922 гг. евреев было 12 % (шесть человек из 50). Если не говорить только о правительстве, то в ЦК РСДРП(б) накануне октября 1917 г. евреев было 20 % (6 из 30), а в первом составе политбюро ЦК РКП(б) — 40 % (3 из 7)».

Вооружённая борьба немедленно после взятия большевиками власти:

Кризис новой власти:

Первые шаги новой власти:

Источник

Народный комиссариат иностранных дел

Наро́дный комиссариа́т иностра́нных дел (НКИД или Наркоминдел) — название государственных органов СССР и союзных республик, ответственных за проведение внешней политики Советского государства в 1917—1946 гг:

Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Смотреть что такое «Народный комиссариат иностранных дел» в других словарях:

Народный комиссариат иностранных дел СССР — (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

Народный комиссар иностранных дел СССР — Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР — У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел. НКВД Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) центральный орган государственного управления … Википедия

Народный комиссар Внутренних дел — НКВД Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917 1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял… … Википедия

Народный комиссариат по иностранным делам — (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История В Викитеке есть тексты по теме … Википедия

Народный комиссариат по иностранным делам СССР — Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД или Наркоминдел) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1946 гг. История Первоначально образован декретом … Википедия

Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР — (НКИД или Наркоминдел) центральный исполниительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1923 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата … Википедия

Народный Комиссариат обороны СССР — Народный Комиссариат обороны СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20… … Википедия

Народный комиссариат обороны — СССР высшее военное ведомство СССР в 1930 е 1940 е годы. В 1920 х 1930 х годах высший военный орган РСФСР/СССР носил название Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоенмор). 20 июня 1934 Наркомвоенмор СССР был … Википедия

Народный Комиссариат Земледелия СССР — (Наркомзем СССР, НКЗ СССР) организован 7 декабря 1929 года под с сохранением ранее существовавших республиканских народных комиссариатов земледелия, краевых, областных и районных земорганов. Организация Союзного наркомата земледелия… … Википедия

Источник

Народный комиссар Внутренних дел

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.

Наркомат внутренних дел РСФСР входил в число первых наркоматов образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомом внутренних дел назначен Рыков Алексей Иванович.

28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР принимает постановление «О рабочей милиции», который становится юридической основой для создания милиции.

В ноябре 1917 г. наркомом внутренних дел становится Петровский Григорий Иванович. При наркоме создается коллегия в составе Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, И. С. Уншлихт, М. С. Урицкий.

Основными направлениями деятельности комиссариата в первые годы Советской власти становятся:

7 декабря 1917 года Совнарком принимает решение о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК СНК РСФСР) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Председателем комиссии назначен Ф. Э. Дзержинский. ВЧК в состав НКВД РСФСР не входит, является самостоятельным органом.

В марте 1919 г. Дзержинский Феликс Эдмундович назначается наркомом внутренних дел, сохраняя пост Председателя ВЧК.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, таким образом управление органами милиции и госбезопасности передается одному ведомству.

В августе 1923 г. наркомом внутренних дел РСФСР назначен Белобородов Александр Георгиевич.

15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД РСФСР освобождается от функции обеспечения государственной безопасности.

В январе 1928 года наркомом внутренних дел РСФСР назначен Толмачев Владимир Николаевич.

15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик». Руководство милицией и уголовным розыском возлагается на создаваемые при СНК союзных и автономных республик управления милицией и уголовного розыска. Одновременно ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», на основе которого ОГПУ и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения работников милиции и уголовного розыска, но и использования в своих целях их гласного состава и негласной агентурной сети.

После Октябрьской Революции 1917 года, большевики распустили старую полицию и создали Рабоче-крестьянскую милицию, подчиняющуюся НКВД РСФСР. Однако, аппарат НКВД унаследовал у Имперского МВД ещё такие функции как наблюдение за местными органами власти и пожарная охрана, а новые пролетарские кадры были, в основной своей массе, неопытны.

Осознавая, что остались с неспособными охранными структурами, Совет Народных Комиссаров РСФСР создает секретную политическую полицию, ЧК, руководимое Феликсом Дзержинским. Именно он создал такую практику как расстрелы без суда и следствия, если это было необходимо «для защиты революции».

ЧК было реорганизовано в 1922 г. как Государственное Политическое Управление или ГПУ НКВД РСФСР. После образования Советского Союза в 1922, ГПУ было преобразовано в ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление), под управлением СНК СССР. НКВД РСФСР сохранило контроль над милицией, как и многие другие функции.

Деятельность НКВД

Хотя НКВД имело важную функцию государственной безопасности, имя этой организации до сих пор ассоциируется, в основном, с массовыми преступлениями, политическими репрессиями и устранениями, военными преступлениями, жестокостью по отношению к советским и иностранным гражданам. Выполнение советской внутренней политики связано с врагами государства(«враг народа»), их массовыми арестами и расстрелами по приговору суда советских и иностранных граждан. Миллионы

были сосланы в лагеря ГУЛАГа и сотни тысяч (за примерно 30 лет) были приговорены к высшей мере наказания. Большинство этих людей были осуждены тройками НКВД — особым явлением советского суда. Во многих случаях — в основном в период Ежова — доказательства не играли особой роли, достаточно было анонимного доноса для ареста. Использование «Физической диалектики наказания» был санкционировано специальным указом государства, которое открыло двери многочисленным злоупотреблениям в подсчете арестованных и сотрудников самого НКВД. Результатами таких операций были сотни массовых захоронений, обнаруженных позже по всей стране. Документальные доказательства доказывают «плановую систему» массовых расстрелов. Такие планы показывали количество и соотношение жертв (официально, «врагов народа») к определенным районам. Семьи репрессированных, включая детей, должны были быть автоматически репрессированы, согласно приказу по НКВД № 00486.

Процессы проводились согласно решениям Политбюро Коммунистической Партии (например, «Шахтинское дело» — процесс против инженеров, партийной и военной элиты («фашистский заговор») и медицинского персонала («Заговор врачей»)).

Во время гражданской войны в Испании агенты НКВД работали в союзе с Коммунистической Партией Испании, осуществляли контроль над Республиканским правительством.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни