5 раскрыть понятие о психологическом прогнозе

Гороскоп

Психологический прогноз

С понятием психологический диагноз тесно коррелирует понятие психологического прогноза. В современной литературе можно встретить точку зрения, согласно которой конечной целью психологического диагноза является прогноз.

Психологический прогноз, основываясь на полученной в процессе диагностического обследования информации, позволяет сделать вывод о будущем состоянии обследуемого. Сам по себе прогноз не ведет к изменениям реального состояния человека, но на его базе формируются рекомендации по осуществлению профилактических мероприятий, что придает прогнозу практическую направленность. Л.С. Выготский считал принципиально возможным предсказать на основе всестороннего исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются в прежнем виде и с ним проводится динамическое исследование.

Часто говорят об условно-вариантном прогнозе развития ребенка, под которым понимаются возможные варианты дальнейшего хода развития ребенка в случае реализации различных условий. Другими словами, речь идет не о предсказании однозначного исхода, что принципиально невозможно, а о том, какой наиболее вероятный ход развития ждет ребенка, если те или иные неблагоприятные условия будут сняты или сохранятся.

Психодиагностическое заключение

Психодиагностическое заключение – обзорная запись о проведенном обследовании. Психодиагностическое заключение не тождественно протоколу обследования, а особый вид психодиагностической документации, имеющий свой собственный статус.

Существует множество подходов к написанию психодиагностических заключений. Основные принципы, регламентирующие оформление данного документа заключаются в следующем:

1 – содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правил написания. Главное, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кому адресовано.

2 – в содержании заключения должна быть обозначена цель диагностического обследования; как правило, она соответствуют цели обращения.

3 – заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем даются относительно конкретные рекомендации в соответствии с запросом обратившегося за помощью лица.

4 – содержание заключения состоит из записи полученных данных и выводов из них. Описание тестов и протоколы или бланки выполнения тестовых заданий могут прилагаться к заключению.

5 – всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими.

Примерная структура психодиагностического заключения:

1. Анкетные данные: ФИО, возраст, пол, дата рождения, время проведения диагностики, другие, необходимые для представления полной информации пункты.

2. Феноменологический уровень: описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к процедуре обследования. Феноменологический уровень в заключении может отражаться в следующих пунктах: краткое содержание жалобы (что, когда, с кем случилось); общие впечатления о клиенте; субъектный локус жалобы (на кого жалуется клиент); объектный локус жалобы (на что жалуется); суть проблемы; самодиагноз или эмпирический диагноз других лиц и т.д.

3. Уровень причинных оснований: включает в себя описание возможных причин состояния человека.

4. Методы обследования: перечисляются все методы и методики, которыми пользуется диагност для проверки выдвинутых гипотез о причинах актуального состояния клиента.

5. Результаты обследования: в результатах фиксируются данные по каждой проведенной методике (на уровне кратких, обобщенных выводов) без их подробной интерпретации.

6. Заключение – основной пункт, предполагающий подробное описание выводного знания о причинах состояния обследуемого человека и психологический диагноз как последний штрих всей диагностической деятельности.

7. Назначение – конкретные рекомендации обследуемому или другим лицам по коррекции, профилактике или развитию его.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Психологический диагноз и психологический прогноз. Разработка рекомендаций

Психологический диагноз (от греч. – «распознание») (ПД) – конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза (ПД) – установление индивидуально-психологических различий в норме и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. По мере обогащения психологического знания этиологический элемент в ПД, вероятно, не будет иметь столь существенного значения, как в настоящее время, во всяком случае в текущей, практической работе. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности.

Такой уровень диагностики Л. С

Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечает, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных.

Второй ступенью в развитии психологического диагноза является тиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

Высший уровень – типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории психологического диагноза в настоящее время является одной из наиболее важных задач психодиагностики.

В свое время Выготский не мог опереться на сколько-нибудь разработанную концепцию структуры личности, но несмотря на это, подчеркивал, что именно такая структура должна быть основой научно построенного психологического диагноза. В отношении научного прогноза развития Выготский также мог высказать идеи лишь самого общего плана, однако и сейчас они представляют существенный интерес. Как необходимые качества психологического прогноза Выготский выделял его развернутый, дифференцированный характер, имеющий такую же полноту содержания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Он считал принципиально возможным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются [38,с.320].

Читайте также:  Гадание на жену что делает сейчас

Впоследствии принципиальные уточнения по поводу прогностического значения диагностических методик были высказаны Л. А. Венгером, который обоснованно подчеркивал, что «если обучение играет в умственном развитии ведущую роль, то естественно, что существенное изменение условий обучения может решающим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его показатели» [33, с. 14], и, следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только в том случае, когда основываются на действительно содержательных и надежных методиках.

Психологический прогноз– один из видов оказания психологической помощи клиенту при сообщении психодиагностической информации и результатов психологического обследования.

Условно-вариантный прогноз мы понимаем как конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации ситуаций трех типов: 1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникших у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся.

Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития (что следует прямо признать принципиально невозможным), а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариантный прогноз, психолог получает возможность четко сориентировать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае непринятия мер психологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Очевидно, что третий компонент прогноза, т. е. информация об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, по сути несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информационным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка.

Наконец, «наиважнейшей практической частью» индивидуального консультирования, придающей смысл всему обследованию, является выработка мер психологической помощи, или, в терминологии Выготского, психолого-педагогическое назначение [36]. Современная практическая психология располагает достаточно широким набором форм и средств оказания такой помощи — от составления рекомендаций родителям или педагогам до проведения коррекционно-развивающей, психотерапевтической работы с детьми или их длительного психологического сопровождения. Напомним, однако, о двух существенных опасностях при составлении рекомендаций, на которые в свое время указывал Выготский. Первая состоит в попытках «возвратить» обратившимся родителям или педагогу то, что психолог получил от них, вторая — в слишком абстрактных, неопределенных, а потому бессодержательных советах, стереотипным примером которых стала формула «индивидуального подхода» к ребенку, если она не сопровождается конкретизацией способов реализации такого подхода. Очевидно, однако, что на современном этапе возрастной психологии в значительной мере удалось уйти от подобной «бедности», начав реальное движение к «расцвету всей лечебной педагогики»

Источник

Понятие психологического прогноза.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков.

Определение.

Специфика возрастно-психологического консультирования основывается на идеях Л.С.Выготского, о системном анализе явлений детского развития: рассмотрении его в контексте социальной ситуации развития, иерархии видов деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Любые проблемы, возникающие в сфере развития, обучения и воспитания ребенка должны решаться с учетом содержания и условий конкретного возрастного этапа и закономерностей онтогенеза в целом.

Задачи возрастно-психологического консультирования.

Общую задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации.

1) информирование и ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

2) своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями развития и оказание им психологической помощи;

3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

4) психологическое консультирование детей;

5) психологическое сопровождение развития на разных возрастных этапах;

6) составление рекомендаций по воспитанию детей для родителей;

7) коррекционная работа с детьми и родителями;

8) психологическое просвещение населения по вопросам развития и воспитания детей и подростков;

9) составление рекомендаций (совместно с педагогическими психологами или педагогами) по психолого-педагогической коррекции трудностей в дошкольном и школьном обучении для педагогов и родителей;

Основные положения возрастной психологии как теоретической базы консультирования по проблемам детского развития

Психологический возраст по определению Л.С.Выготского: «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности.

Социальная ситуация развития. Каждый возраст характеризуется своей, уникальной ситуацией развития, т.е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка с взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе.

Среди многообразных отношений ребенка, образующих социальную ситуацию развития Выготский выделил «ближайшие и далекие» отношения с обществом. В дальнейшем первые получили конкретизацию в исследованиях генезиса форм общения М.И.Лисиной и ее школы, а вторые – в исследованиях объективного положения ребенка данного возраста в системе общественных отношений (Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева).

В практике консультирования анализ социальной ситуации развития ребенка осуществляется с учетом двух планов отношений:

1) отношения с «общественным взрослым» как представителем социальной роли, социальной функции (врач, воспитатель, учитель и др.), носителем социальных норм и требований, общественных смыслов деятельности;

2) личностные отношения с близкими взрослыми и сверстниками. По-существу, анализ социальной ситуации развития ребенка является исследованием системы взаимоотношений ребенка со значимыми для него людьми. Именно в системе значимых взаимоотношений нужно искать источник трудностей, неблагоприятных тенденций или нарушений развития ребенка.

Деятельность. Психика формируется в деятельности и проявляется в ней. Характер деятельности, ее структура, виды, иерархия имеют основополагающее значение для понимания развития ребенка в каждом конкретном случае. В процессе консультирования достигнутый ребенком уровень и особенности строения общения, игровой, предметной и других видов деятельности служат существенными показателями благополучного или отклоняющегося развития. Важную роль играет и сопоставление значимости того или иного вида деятельности ребенка (например, общения со сверстниками) с уровнем развития психологических процессов и качеств (умение сотрудничать с другими детьми).

Читайте также:  Гадание на пол ребенка 100 процентное

Возрастные новообразования. В работах Л.С.Выготского были определены центральные психологические новообразования младенческого, раннего и дошкольного возраста. Д.Б.Эльконин показал, что для каждого возрастного периода должна существовать своя особая по содержанию система диагностируемых новообразований.

Психологический диагноз.

В работах, посвященных детскому развитию, Л.С.Выготский определил сущность и специфику психологического диагноза как диагноза развития. Он подчеркивал, что недостаточно выявить уровень и характер развития, достигнутый ребенком в настоящий момент. Необходимо установить целостный процесс развития, лежащий в основе этих проявлений. Поэтому выдвижение психологического диагноза должно включать квалификацию данного этапа развития ребенка в контекст этапов и закономерностей всего онтогенеза, а также исследование условий и механизмов формирования установленных трудностей и нарушений развития.

В современной возрастной психологии данные представления о психологическом диагнозе развития конкретизируются в следующих базовых компонентах:

1) общая оценка психического развития ребенка с точки зрения соответствия показателям нормативного возрастного развития;

2) описание индивидуальных особенностей развития ребенка (отличительных черт личности, разных сторон психической деятельности);

3) психологическая квалификация характера и степени выраженности психологических проблем ребенка;

4) выявление казуально-динамических связей установленных трудностей с источниками и условиями их образования (этиологический диагноз).

Дополнительным важным требованием к психологическому диагнозу является сформулированное Л.С.Выготским требование: не только определить уровень актуального развития ребенка, но и выявить «зону его ближайшего развития». Это означает, что в ходе обследования ребенка нужно определить возможности его обучаемости в ситуации специально организованного сотрудничества с взрослым.

Понятие психологического прогноза.

Общие представления о содержании психологического прогноза развития высказал Л.С.Выготский. Он выделял такие качества как развернутый дифференцированный характер прогноза, соответствующий по полноте содержания психологическому диагнозу, а также разбивку на отдельные периоды, последовательные возрастные этапы. Л.С.Выготский считал принципиально возможным предсказать характер и траекторию детского развития на основе всестороннего психологического диагноза, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются.

В настоящее время разработчики возрастно-психологического подхода к консультированию (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.) выдвигают представления об условно-вариативном прогнозе развития ребенка. Условно-вариативный прогноз – это конструирование трех основных линий (вариантов) дальнейшего хода развития ребенка из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются в зависимости от реализации трех типов:

1) если неблагоприятные условия, ставшие причиной возникновения у ребенка психологических трудностей, сохраняются;

2) если они будут сняты, устранены либо существенно ослаблены;

3) если они, напротив, усугубятся.

Таким образом, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет по существу о диапазоне его возможных вариантов, а не однозначном прогнозе (который принципиально невозможен). Опираясь на условно-вариативный прогноз, психолог может четко сориентировать родителей и ребенка по ряду вопросов:

1) какова будет наиболее вероятная картина его развития в случае отсутствия неприятия мер психологической помощи;

2) что и как нужно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы;

3) какого рода условия способны усугубить имеющиеся трудности, т.е. чего нужно избегать.

Третий компонент прогноза, содержащий информацию об уязвимых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, несет профилактическую функцию. В целом условно-вариативный прогноз имеет не только информационную, но и мотивирующую значимость в работе психолога с родителями ребенка.

Психологическая помощь.

Важнейшей составляющей психологического консультирования является выработка мер психологической помощи, или психолого-педагогическое назначение (Л.С.Выготский). В настоящее время практическая психология располагает большим количеством форм и средств оказания такой помощи. Это составление рекомендаций родителям, воспитателям, учителям; проведение психотерапевтической и коррекционно-развивающей работы с детьми; психологическое сопровождение и др.

Итак, возрастно-психологическое консультирование имеет свою специфику. Детский психолог в ходе консультирования решает конкретные задачи. Не подменяя дефектолога, патопсихолога или психотерапевта. Эти задачи связаны с анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением условно-вариативного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.

Источник

5 раскрыть понятие о психологическом прогнозе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологический диагноз

Психологический диагноз – формулировка заключения об изучавшихся свойствах личности.

Психологический диагноз является конечным результатом деятельности психолога. Он направлен на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью выяснения текущего развития, а также разработке рекомендаций и прогноза.

Л. С. Выготский выделял несколько уровней постановки психологического диагноза (рис.1).

Рисунок 1. «Уровни психологического диагноза по Л. С. Выготскому»

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. «Клинико-психологический диагноз»

С другой стороны, существует схема принятия решения в установлении клинико-психологического диагноза (рис.2).

Психологический диагноз важен для психологического прогноза поведения (за исключением диагностики текущего психического состояния).

Отличие психотерапевтического вмешательства от медицинского заключается в следующих положениях:

Основное в медицинском диагнозе — определение и классификация имеющихся проявлений заболевания, которые выясняются через их связь с типичным для данного синдрома патофизиологическим механизмом.

Психологический прогноз

Психологический прогноз – это вид оказания психологической помощи с помощью сообщения результатов психологического обследования и разработки рекомендаций.

Психологический прогноз – это конкретное предсказание или суждение о состоянии изучаемого свойства в будущем, основываясь на психологическом диагнозе.

При формулировании психологического прогноза важно ориентироваться на типологию личности, которая поможет более грамотно составить психологический прогноз.

Также обязательным является сообщение клиенту вероятностных характер прогноза.

Прогноз не может быть осуществлен на основе одних результатов теста, он должен также исходить из общих установок клиента и других аспектов.

Необходимыми качествами психологического прогноза по Л. С. Выготскому считаются:

Л. С. Выготский сделал предположение о том, что психологический прогноз может быть верен лишь в том случае, если не изменяются условия развития личности.

Существует также условно-вариантный прогноз развития ребенка. В его основе лежит несколько линий развития ребенка, которые определяются в соответствии с тремя типами ситуаций:

Таким образом, у психолога есть ориентации родителей по ряду следующих вопросов:

Читайте также:  Меч и магия шепчущие равнины

Источник

1.2.3. Понятие психологического прогноза

В свое время Выготский не мог опереться на сколько-нибудь разработанную концепцию структуры личности, но несмотря на это, подчеркивал, что именно такая структура должна быть ос­новой научно построенного психологического диагноза. В отно­шении научного прогноза развития Выготский также мог выска­зать идеи лишь самого общего плана, однако и сейчас они пред­ставляют существенный интерес. Как необходимые качества пси­хологического прогноза Выготский выделял его развернутый, диф­ференцированный характер, имеющий такую же полноту содер­жания, как и в диагнозе, и разбивку на отдельные периоды, по­следовательные возрастные этапы. Он считал принципиально воз­можным предсказать на основе всестороннего динамического исследования ребенка путь и характер детского развития, но только в том случае, если все условия развития ребенка сохраняются [38, с. 320].

Впоследствии принципиальные уточнения по поводу прогно­стического значения диагностических методик были высказаны Л. А. Венгером, который обоснованно подчеркивал, что «если обу­чение играет в умственном- развитии ведущую роль, то естествен­но, что существенное изменение условий обучения может решаю­щим образом повлиять на дальнейшее развитие, изменить его по­казатели» [33, с. 14], и, следовательно, любые далекие прогнозы развития неправомерны, а близкие оправданны только в том слу­чае, когда основываются на действительно содержательных и на­дежных методиках.

В дополнение к сказанному ранее применительно к консульта­тивной практике нам представляется целесообразным также го­ворить об условно-вариантном прогнозе развития ребенка (не путать с так называемым вероятностным прогнозом, упоминаемым рядом авторов [140]. Условно-вариантный прогноз мы пони­маем какконструирование трех основных линий (вариантов)даль­нейшего хода развития ребенка из множества потенциально воз­можных. Эти варианты определяются в зависимости от реализа­ции ситуаций трех типов: 1) если неблагоприятные условия, став­шие причиной возникших у ребенка психологических трудностей, сохраняются; 2) если они будут сняты, устранены либо суще­ственно ослаблены; 3) если они, напротив, усугубятся.

Другими словами, в прогнозе дальнейшего развития ребенка речь идет не о предсказании однозначного исхода этого развития (что следует прямо признать принципиально невозможным), а о диапазоне его возможных вариантов. Опираясь на условно-вариант­ный прогноз, психолог получает возможность четко сориентиро­вать родителей ребенка по ряду вопросов: 1) какова будет наибо­лее вероятная картина его развития в случае непринятия мер пси­хологической помощи; 2) что и как можно сделать в целях снятия либо смягчения проблемы; 3) какого рода условия способны усу­губить имеющиеся трудности, а значит, чего следует избегать. Оче­видно, что третий компонент прогноза, т. е. информация об уязви­мых сторонах развития ребенка и соответствующих им факторах риска, по сути несет в себе профилактическую функцию. В целом же условно-вариантный прогноз обладает не только информаци­онным, но и значительным мотивирующим потенциалом в работе психолога с родителями ребенка.

Конечно, содержащаяся в условно-вариантном прогнозе экст­раполяция дальнейшего хода развития ребенка касается главным образом его относительно близких возрастных этапов и, разумеет­ся, должна строиться с учетом всей совокупности возрастных и индивидуально-психологических факторов развития конкретного ребенка. Однако следует признать, что на современном этапе пси­хология еще далеко не всегда располагает достаточно четким и конкретным знанием вариантов детского развития. Тем не менее, для многих актуальных в практике консультирования проблем по­строение содержательного условно-вариантного прогноза вполне осуществимо.

Наконец, «наиважнейшей практической частью» индивидуаль­ного консультирования, придающей смысл всему обследованию, является выработка мер психологической помощи, или, в тер­минологии Выготского, психолого-педагогическое назначение [36]. Современная практическая психология располагает достаточно широким набором форм и средств оказания такой помощи — от составления рекомендаций родителям или педагогам до проведе­ния коррекционно-развивающей, психотерапевтической работы с детьми или их длительного психологического сопровождения. Напомним, однако, о двух существенных опасностях при состав­лении рекомендаций, на которые в свое время указывал Выгот­ский. Первая состоит в попытках «возвратить» обратившимся ро­дителям или педагогу то, что психолог получил от них, вторая — в слишком абстрактных, неопределенных, а потому бессодер­жательных советах, стереотипным примером которых стала формула «индивидуального подхода» к ребенку, если она не со­провождается конкретизацией способов реализации такого под­хода. Очевидно, однако, что на современном этапе возрастной психологии в значительной мере удалось уйти от подобной «бед­ности», начав реальное движение к «расцвету всей лечебной пе­дагогики» [36].

Таким образом, экспериментальные исследования выходят на кон­сультативную практику.

Стратегия активного формирующего эксперимента составляет отличительную черту отечественной психологии [42; 46; 132]. В ней накоплен богатый экспериментальный опыт формирования и раз­вития различных психических процессов в дошкольном и млад­шем школьном возрасте. Этот опыт может быть широко использо­ван не только в диагностике, но и в коррекции личностного раз­вития ребенка, для разработки образцов игр и занятий с детьми, направленных на развитие речи, логического и наглядно-образно­го мышления, формирование пространственных представлений, децентрацию ребенка и т.д. Руководящей идеей при составлении психологами рекомендаций о том, как родителям следует зани­маться с детьми, может служить идея А. В. Запорожца о создании условий для всемерного обогащения (амплификации) развития ребенка в противоположность тенденциям к его искусственному ускорению (акселерации) [42]. (Проблемам коррекционно-развивающей работы посвящена четвертая глава данного учебного по­собия.)

Таким образом, в русле возрастно-психологического подхода важнейший вопрос о специфике содержания диагностики разви­тия и консультативной практики в целом получает вполне опреде­ленный, хотя и требующий дальнейшей конкретизации, ответ: полноценная возрастно-психологическая характеристика развития ребенка складывается из анализа трех основных составляющих: 1) социальной ситуации развития (круга общения и характера взаимоотношений со взрос­лыми и сверстниками в семье, школе и т.д., с обществом в це­лом); 2) уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки его соответ­ствия возрастным нормативам; 3) диагностики характерных для данного возрастного этапа преобразований в эмоционально-лич­ностной и познавательной сферах психического развития ребен­ка, в области самосознания.

Исходя из этого, можно следующим образом представить спе­цифику возрастно-психологического консультирования. Детский психолог решает свои конкретные консультативные задачи, не подменяя в своей работе патопсихолога, дефектолога или психо­терапевта, с которыми он может тесно сотрудничать в случае по­граничных проблем. Эти задачи связаны с разносторонним анали­зом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возра­стных и индивидуальных особенностей его познавательной дея­тельности и личности, составлением условно-вариантного прогноза и психолого-педагогических рекомендаций.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни