5 названий народных песен записать в тетрадь

Народные советы

Картотека народных песен
картотека по теме

Вот уж зимушка проходит

Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Люли, люли, проходит. (2 раза)

Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит,
Люли, люли, приводит.

Встает солнышко пораньше,
Светит красное подольше,
Люли, люли, подольше!

Теплый луч на снег бросает,
От него снежок растает,
Люли, люли, растает!

Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках,
Люли, люли, в канавках.

Прощай, саночки-саночки,
Наши зимние дружочки,
Люли, люли, дружочки!

Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка,
Люли, люли, холодушка!

Где был, Иванушка?

1. Где был, Иванушка? На ярмарке

Что купил, Иванушка? Курочку.

Курочка по сеничкам зернышки клюёт,

Иванушка в горенке песенки поёт.

2. Где был, Иванушка? На ярмарке

Что купил, Иванушка? Уточку.

Курочка по сеничкам зернышки клюёт,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Иванушка в горенке песенки поет.

3. Где был, Иванушка? На ярмарке

Что купил, Иванушка? Барашка.

Курочка по сеничкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Барашек в садике травушку жует,

Иванушка в горенке песенки поет.

4. Где был, Иванушка? На ярмарке

Что купил, Иванушка? Коровушку.

Курочка по сеничкам зернышки клюет,

Уточка по лужице взад-вперед плывет,

Барашек в садике травушку жует,

Коровушка деткам молочко даёт,

Иванушка в горенке песенки поет.

Веснянка

Стало ясно солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.
Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!
Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди

Испечем каравай

Два цыпленка, два цыпленка
Просо молотили.
Две хохлатки, две хохлатки
К мельнику возили.

Наш козел отличный мельник,
Он молоть умеет,
А коза ему поможет
И муку просеет.

Муха месит, муха месит,
Пчелка помогает.
Солнце светит, солнце светит —
Тесто запекает.

Два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Вытянули шеи –
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый –
У кого длиннее?

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси».

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –

Светит месяц

1. Мне не спится, не лежится,

И сон меня не берет.

Я сходил бы к Саше в гости,

Да не знаю, где живет.

2. Я сходил бы к Саше в гости,

Да не знаю, где живет,

Мой товарищ доведет.

Мой товарищ лучше, краше,

Боюсь, Сашу отобьет.

4. Светит месяц, светит ясный,

Вдоль до Сашина двора.

5. Подхожу я к Саше, к дому,

Моя Саша крепко спит.

6. «Стыдно, стыдно тебе, Саша,

«А тебе, мой друг, стыднее

До полуночи гулять».

Пасха пришла

Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели:
«Пасха! Пасха!
К нам пришла!»

Мы вчера нашли подснежник
На проталинке в лесу.
Голубой цветочек нежный
Встретил Пасху и весну.

Скворцы прилетели

Ой да, скворушки прилетели!

На березоньку мою сели.

В поле всех нас зовут. Эх!

Ой да, скворушки прилетели!

Трактора на полях загудели

В поле нас всех зовут. Эх!

Ой да, скворушки прилетели!

Наши девушки песни пели.

В поле нас всех зовут. Эх!

Во кузнице

Во кузнице молодые кузнецы

Во кузнице молодые кузнецы.

Они куют, приговаривают,

Сошьем, сошьем, Дуня

Сошьем, сошьем, Дуня,

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,

Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан.

По праздникам надевай, надевай

По праздникам надевай, надевай.

В огороде бел козел

1. В огороде бел козел – 2р

Бел козел, бел козел – 2р

2. Все коченьки поломал,

Всю капусту поглодал.

Поглодал, поглодал – 2р

3. Одна девушка смела – 2р

Вот смела, вот смела – 2р

4. Брала козла за рога – 2р

За рога, за рога – 2р

5. За рога завитые – 2р

6. Вела козла на базар – 2р

На базар, на базар – 2р

7. Поменяла на товар – 2р

На товар, на товар – 2р

8. На такой ли дорогой

Расписной платок с каймой.

Вот с каймой, вот с каймой – 2р

9. Вдоль по улице пройду – 2р

Лапти

1. Во деревне – то было, в Ольховке,

Во деревне –то было, в Ольховке.

Припев: Лапти да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти да лапти, да лапти мои.

Эх, лапти мои, лапти липовые.

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетет.

2. Там жил – был парень Андрияшка,

Там жил – был парень Андрияшка.

3. Полюбил Андрияшка Парашку,

Полюбил Андрияшка Парашку.

4. Не велел ему тятька жениться,

Не велел ему тятька жениться.

5. Заревел тогда наш Андрияшка,

А за ним заревела Парашка.

На горе – то калина

На горе – то калина,

Ну, что ж кому дело, калина,

Ну, кому какое дело, малина.

Ну, что ж кому дело, гуляли,

Ну, кому какое дело, гуляли.

Ну, что ж кому дело, ломали,

Ну, кому какое дело, ломали.

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.

Ну, что ж кому дело, вязали,
Ну, кому какое дело, вязали.

На дорожку бросали,

На дорожку бросали.

Ну, что ж кому дело, бросали,

Ну, кому какое дело, бросали.

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла – 2р

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати – 2р

Срежу я с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка – 2р

А четвертую балалайку,

А четвертую балалайку.

Люли, люли, балалайку – 2р

Буду в балалаечку играти,

Буду в балалаечку играти.

Люли, люли, играти – 2р

Пошла млада за водой

Пошла млада за водой,

Брошу ведра под гору,

Сама вдарюсь об землю.

Сама вдарюсь об землю.

А кто будет нам играть,

А кто будет танцевать.

А кто будет танцевать.

Ваня будет нам играть,

Таня Будет танцевать.

Ой, люли, ой, люли, Таня будет танцевать

Калинка

Под сосною, под зеленою

Спать положите вы меня.

Спать положите вы меня.

Припев: Калинка, калинка

В саду ягода малинка,

Сосенушка ты зеленая,

Не шуми же надо мной!

Не шуми же надо мной!

Красавица, душа девица

Ходила младешенька по борочку

Ходила младешенька по борочку

Брала, брала ягодку земляничку.

Брала, брала ягодку земляничку,

Наколола ноженьку на былинку.

Наколола ноженьку на былинку,

Болит, болит ноженька, да не больно.

Болит, болит ноженька, да не больно.

Читайте также:  Как вылечить хронический панкреатит народные средства

Пойду к светлу – батюшке да спрошуся.

Пойду к светлу – батюшке да спрошуся,

У родимой матушки доложу ей:

— Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

Барыня

У нас нонче субботея,

А назавтра воскресенье.

Друг Ванюша приходил.

Мне Ванюша приносил.

Как у наших у ворот

Ай, люли, у ворот – 2 раза

2. Муха песенки поет,

3. Комар музыку ведет,

4. Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой звала

5. – Муравейка, милый мой,

Попляши – ка ты со мной,

Ай, люли, ты со мной.

Ай, люли, мне не встать.

Заинька, поскачи

1. Заинька – в хоровод, серенький – в хоровод,

Вот так, в хоровод, вот так, в хоровод.

2. Заинька – в каблучки, серенький – в каблучки,

Вот так, в каблучки, вот так, в каблучки.

3. Заинька – во щелчки, серенький, во щелчки,

Вот так, во щелчки, вот так, во щелчки.

4. Заинька, поскачи, серенький, поскачи,

Кружком, бочком, повернись, кружком, бочком, повернись.

5. Заинька – вприсядочку,серенький – вприсядочку,

Вот так, вприсядочку, вот так, вот так, вприсядочку.

6. Заинька – в ладоши, серенький – в ладоши,

Вот так, в ладоши, вот так, вот так, в ладоши.

7. Заинька, попляши, серенький, попляши,

Вот так, попляши, вот так, вот так, попляши.

8. Заинька, выбирай, серенький, выбирай,

Вот так, выбирай, вот так, вот так, выбирай.

9. Заинька, поцелуй, серенький, поцелуй,

Вот так, поцелуй, вот так, вот так, поцелуй.

10. Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, поклонись, вот так, вот так, поклонись.

Дождик

Дождик, дождик, пуще

Дождик льется: « Кап да кап»,

Ты не капай долго так.

Дождик, дождик, льется,

Дождик льет как из ведра,

Все бегите со двора.

Миша первый побежал:

Хлоп! И в лужицу упал.

Патока с имбирем

Все пальчики облизал.

Апчхи! Вот тебе и калачи!

Как пошли наши подружки

1. Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Дело, дело, дело, дело

В лес по ягоды гулять.

2. Они ягод не набрали,

А подружку потеряли.

Жалко, жалко, жалко, жалко

А подружку потеряли.

3. Что любимую подружку,

Жалко, жалко, жалко, жалко,

4. Ты, ау, ау, Катюшка,

Наша милая подружка.

Где ты, где ты, где ты, где ты

Наша милая подружка?

5. Не в лесу ли заблудилась,

Не в траве ли заплелась?

Где ты, где ты, где ты, где ты

Не в траве ли заплелась?

Котя, котенька – коток

Котя, котенька – коток,

Котя, серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

И кувшинчик молока.

Платок беленький свяжу

А мы просо сеяли

1. А мы землю наняли, наняли,

Ой, дид – ладо, наняли, наняли.

2. А мы землю парили, парили

3. А мы просо сеяли, сеяли

4. А мы просо пололи, пололи

5. А мы просо валили, валили

6. А мы просо вытопчем, вытопчем

7. А чем – то вам вытоптать, вытоптать

8. А мы коней выпустим, выпустим

9. А мы коней выловим, выловим

10. А мы коне выкупим, выкупим

11. Чем же вы их купите, купите

12. Мы дадим вам девицу, девицу

13. Это нам и надобно, надобно

14. Выберем – то выберем лучше всех

Коровушка

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль – то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Во саду ли в огороде

Во саду ли, в огороде девица гуляла

Она ростом невеличка, сама круглолочка.

За ней ходит, за ней бродит удалой молодчик.

За ней носит, за ней носит дороги подарки.

Дорогие – то подарки: кумач да китайки.

« Кумачу я не хочу, китайки не надо!»

Кумачу я не хочу, китайки не надо;

Принеси, моя надежда, алого гризета.

Чтоб не стыдно было девке на улицу выйти.

Благодарствую, молодчик, снабдил ты девицу.

Я пойду ли молоденька, во торг торговати,

Что во торг ли торговати, на рынок гуляти.

Я куплю ли молоденька пахучия мяты.

Посажу я эту мяту подле своей хаты.

Блины

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! – 2р.

2. В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! – 2р.

3. Моя старшая сестрица

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! – 2р.

4. Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! – 2р.

5. На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы, блиночки мои! – 2р.

6. « Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои! – 2р.

Как у наших у ворот

Как у наших у ворот – 2р

Ай, люли, у ворот – 2р

Муха песенки поет – 2р

Ай, люли, вот поет – 2р

Комар музыку ведет – 2р.

Ай, люли, вот ведет – 2р

Стрекоза плясать пошла – 2р

— Муравейка, милый мой,

Попляши –ка ты со мной.

Ай, люли, ты со мной – 2р

— Уж я рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать,

Ай, люли, мне не встать – 2р

Я на горку шла

1. Я на горку шла, тяжело несла.

Уморилась, уморилась, уморилася.

2. Тяжело несла в решете овса

3. В решете овса полтора зерна

4. Я домой пришла, овес высыпала

5. Уж я три – то дня сушила

И четыре дня толкла

6. На девятый день я блинов напекла

7. Уж я съела, молода, да блинов стопу

8. Блинов стопу, пирогов сотню

9. Быка – третьяка, телку, гуся, порося

10. Телку, гуся, порося, еще уточку

11. Еще уточку на закусочку.

Как у нашей Дуни

1. Как у нашей Дуни полный двор скотины

Ай, Дуня, моя Дуня, милая Дуняша!

2. Полный двор скотины, всех зовут по имени

3. Кобыла Арина, жеребец Гаврила

4. Корова Алена, а бычок Ерема

5. Утка –то Агаха, селезень Игнаха

6. Свинья Ефросинья, а баран Василий

7. Гусь – то был Макарка, гусыня Наталка

8. Котик был Алешка, кошка – то Солешка

9. Как у нашей Дуни полный двор скотины

Ах, улица

Ах, улица, улица широкая,

Травушка – муравушка зеленая.

Травушка – муравушка зеленая.

Как по этой по широкой улице

Расплясались девицы – красавицы.

Расплясались девицы – красавицы.

Расплясались девицы – красавицы,

Разыгрались милые подруженьки.

Разыгрались милые подруженьки.

Как взойду, взойду я в сени новые,

Заиграю я на балалаечке!

Заиграю я на балалаечке!

А я по лугу

А я по лугу, а я по лугу,

Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.

Я с комариком, я с комариком,

С комариком плясала, с комариком плясала.

Мне комар ножку, мне комар ножку,

Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.

Все суставчики, все суставчики,

Суставчики раздробил, суставчики раздробил.

Источник

Читайте также:  Как провести народный референдум

Обрядовые песни – важная часть быта и праздников наших предков

Обрядовые песни сопровождают наш народ с незапамятных времен. Их поет мать младенцу, с ними дети учатся играм, работе по дому, в поле. Повзрослевшим парням и девицам славянские песни помогают общаться, выбирать суженных на всю жизнь. Весенняя и осенняя страда, длинные зимние вечера и короткие летние ночи имеют свои ритуалы, особые танцы и, разумеется, песни. Для любого волшебства, для общения с ушедшими предками, Богами есть свои песни.

Славянские песни – в работе подмога

Пение постоянно разливалось при выполнении тяжелой монотонной работы. И вовсе не от того, что к труду они относились с прохладцей. Отнюдь. Когда вместе трудятся много человек, когда их движения должны быть согласованы, без вспомогательных приемов не обойтись. Роль организатора брали на себя обрядовые песни. Они задавали ритм, не позволяли устать, впасть в уныние. При работе в поле на задорные и звонкие куплеты возлагалась еще одна роль – установить тесный контакт с Матерью Сырой Землею, напитаться ее силой, договориться о хорошем урожае.

Вечер за прялкой требовал иных напевов – неспешных, протяжных, вьющихся, как нитка в руках умелой мастерицы.

Праздничные обрядовые песни славян душу веселят

Эта книга — твой увлекательный путеводитель по славянским обычаям!

Свадебная славянская песня

Щекотала ласточка

Щекотала ласточка
Этож у нас ранёшенько на дворе,
Ой, на дворе, на дворе
Щекотала ласточка на заре,
Плакала девчоночка на море,
На белом, на камушке сидючи,
На быструю реченьку глядючи,
По бережку батюшка гуляя,
Гуляй, гуляй, батюшка, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У батюшки жалости не многа,
Не снял меня со камушка белова,
По бережку маменька гуляя,
Гуляй, гуляй, маменька, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У маменьки жалости не многа,
Не сняла дв с камушка белова,
По бережку миленький гуляя,
Гуляй, гуляй, миленький, здорова,
Сыми меня со камушка белова,
У милого жалости поболе,
Он снял меня со камушка белова,

Обрядовые песни русского народа для особых случаев

Как легко сказки и волшебство в жизни славян бок о бок уживались с ежедневным трудом, так одни и те же славянские песни могли исполняться в быту и по великим праздникам. Определенные песни пелись в честь важных событий в жизни: когда на девушку впервые надевали понёву, когда мальчик превращался в мужчину, готового защищать свой дом.

Пели обрядовые песни на Коляду-Солнцеворота, на встречу Ярилы, в Купальскую ночь и на праздник Авсеня. У каждого праздника свой смысл, у каждого из Богов просят чего-то ценного для всего рода в это время года. Просили всего сразу: щедрого урожая и сытой зимы, скорого прихода весны и рождения здоровых деток.

Обрядовые песни — отражение самой души нашего народа. Они облекают в слова, которые могут достучаться до природы и до высших сил, просьбы каждого человека, семьи, рода.

Летние обрядовые песни: праздник жизни и молодой силы

В славянском кологоде находится своё время для всякого праздника, а каждому празднику – своя песня. Летние обрядовые песни полны жизненной силы. Они напоминают о праздниках молодой любви и о пробуждении природы. В самую короткую ночь лета исполняют купальские песни, а в другое время песня сопровождает работу.

Песни на Купало

Летние песни связаны с самым известным праздником – Днём Купало или Купальской ночью. Празднование приходится на самую короткую ночь года, но продолжается часто дольше неё. Обычно молодёжные гуляния и хороводы у костров продолжались с неделю.

Один из мотивов купальских песен – история Бога Купало и Богини Костромы. В песнях повторяется история о брате и сестре, которые по незнанию полюбили друг друга и поженились. В песне упоминается «травица, что братец с сестрицей». Скорее всего, это цветок Иван да Марья – девушки традиционно украшают им купальские венки и используют его в обрядах.

Шинкарочка молода

Дай мне меду и вина,

Дай мне меду и вина.

А скинь же ты синь жупан,

Тогда тебе меду дам,

Тогда тебе меду дам.

Коли у меня грошей жбан,

Коли у меня грошей жбан?

Коли у тебя грошей жбан,

Источник

История русской народной песни

Истоки возникновения русской песни

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

Источник

Храм Воскресения Христова

Клин, Московская область

«Русская песня – душа народа» статья Ирины Скорик о русской песне.

Наша Россия-матушка поистине богата талантами, мостовые можно мостить, но одна беда – их редко можно услышать, т.к. настоящее искусство, русская песня заменена зарубежной дешевой подделкой, лжекультурой. Но песню как русскую душу, нельзя уничтожить, теплится она неугасимой свечей в родных глубинках, как лампадка перед иконой, охраняя от недобрых взглядов свою истинную веру, свою культуру.

Почему, когда мы слышим родную речь, интонации русской песни, в нашей душе появляются щемящая и неизъяснимая грусть, и в то же время удивительное чувство мира в душе? В чем же таинственная сила, обаяние народной песни?

Все очень просто. Интонации русской песни – интонации русского народа – это голос Родины, голос матери, голос нашего сердца.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни – это, прежде всего ее высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, — правильное вероисповедание.

Читайте также:  Как вывести мокроту у грудничка 4 месяца народные средства

Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики Ф.И. Глинка подчеркнул, что «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

Некоторые русские песни дошли до нас из глубокой древности. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Но к счастью, некоторые песни сохранили свое авторство до наших дней: «Однозвучно гремит колокольчик» — И. Макаров, «Варяг»— Я. Репинский, «Вечерний звон» — И. Козлов, «Лучинушка» — Н. Панов. Но, не смотря на это, все эти песни имеют одно общее определение, близкое и родное нашему сердцу – русская народная песня.

Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Вспомним, как русская песня любовно поет о родной сторонушке, о темной ноченьке, о бесконечно близкой нам избитой дороге с заунывно одиноко звучащим колокольчиком и щемящей песней ямщика.

С какой скорбью, печалью народ поет о тяжелой женской доле, о доле вдовы – солдатки, о той доле, которая подстать нашей матушке России ( «Матушка», «Лучинка», «Ой, ты, вдовушка» и др.)

Ой, ты, доля горькая – лучинушка,

Плачет в поле девичья краса,

Словно долю женскую – судьбинушку

У России – матушки взяла.

И наоборот – заразительно веселые, остроумные, плясовые и шуточные песни – еще одна грань народного характера.

Вспомним, как русский человек в народных песнях прощается со всем миром перед смертью. Здесь престает перед ним картина высшей нравственности. В последние минуты жизни он не клянет судьбу, а спокойно предается воле божьей, прося у всех прощения, отдавая поклон родителям, а жене – свою последнюю волю, дабы она не печалилась и обвенчалась с другим, отпуская ее с миром и любовью, благословляя её на новую жизнь. Думы не о себе, а о близких людях, являются ярким примером высшей нравственной чистоты, неразрывности жизни русского человека с христианством, примером того, что русская песня – духовное отражение православия на Руси.

И самое главное – русская песня является живым свидетельством исторических событий разных эпох.

Идеалом русской песни всегда было стремление к святости. Россия – страна, где народ любовно называет свою родину святою – «Русь святая!»

Русь святую разоряют, Ты бери коня,

Нет уж сил владеть собой: Что не лучшего,

Бранный жар в крови пылает, Ты беги, беги, мать,

Сердце просится на бой! Во святую Русь.

«Вспомним, братцы, Русь и славу» «Как за речкою, да за Дарьею»

Музыкальной основой русских народных песен являются духовные песнопения, знаменные древние распевы. Это еще раз подчеркивает, что в основании великой русской культуры лежит христианство – православная вера наших предков.

Духовные знаменные распевы представляют собой одноголосное пение. Постепенно русская песня выработала на их основе глубоко самобытный тип многоголосья, подголосочной полифонии, где один голос подхватывается другим, другой третьим, и в своем развитии каждый проходит свой путь, как бы проживает мелодическую ткань, напоминающую великолепные русские кружевные узоры.

В самобытном гармоническом звучании диатонического лада русской песни мы слышим черты русского характера. В народной песне нет суеты, мелочности. Там все основательно. В самой ладовой основе кроется архаичность, глубина, непоколебимость, сдержанность. Огромная могучая внутренняя духовная сила лежит в основе русской песни, которая, в то же время, отличается особой напевностью, мелодичностью. В удивительной мелодии раскрывается вся природная красота матушки России, ее раздолье, широта, чистота и искренность души русского человека.

Особая отличительная черта русских песен – отсутствие агрессивности. Русские люди, славяне, издревле занимались миролюбивыми занятиями – земледелием и скотоводством. Он не завоеватель, а защитник, так было во все времена:

«Вспомним братцы, Русь и славу,

И пойдем врагов разить.

Защитим свою державу,

(«Вспомним, братцы, Русь и славу»)

Русский народ гордится своими песнями и в своем народном творчестве воспевает их с большой любовью:

Как затянет, как зальется

Песней русскою народ,

И откуда что берется,

Прямо к сердцу так и льнет.»

Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость. Это не хвастовство, а великая любовь к своей русской культуре. Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся, загадка русской души непонятна. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.

Россию нельзя взять в открытом бою, она сразу становится необоримым щитом. Сейчас все делается тихо, без драки и боя. Надев дружескую личину, через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Главная цель – уничтожение православия через русскую культуру. Через средства массовой информации, секты, чуждая идеология внедряется в Россию. Насаждая свою лжекультуру, т.е. стараясь подчинить русский народ, Запад подменяет истинные понятия.

Поэтому-то настоящую народную русскую песню в ее истинном звучании сейчас редко услышишь. А то, что мы слышим – это несколько эстрадированный, веселящий, ни к чему не обязывающий городской современный фольклор, где от русской песни присутствует очень мало. Если мы и слышим наши любимые песни, то в совершенно искалеченном виде, обработанные современными агрессивными ритмами, которые глубоко чужды распевности русской мелодии. Это песни-калеки, где широкая протяжность русской песни должна подлаживаться под четкий ритм, так называемой «свободы».

Я уже не говорю о том, что русские песни пытаются смешать с негритянскими ритмами и напевами, что совершенно недопустимо, не говоря уже о чисто внешнем облике, о «русских», расписанных золотыми узорами, костюмах молодых исполнителей, которые едва прикрывают наготу.

Стыдно и больно слышать песню «Вечерний звон» — символ русской культуры в совершенно искаженном виде, в виде пляски-агонии. Обидно за наших эстрадных супер-звезд, которые по своему неразумению, своими же руками разрушают русскую культуру.

Русская песня – это голос народа и его не так-то легко подчинить. И если идут такие откровенные нападки на песню, то это только подчеркивает высочайшую ее духовность.

Народная песня не только сохранилась, но и развивается. Глубокий поклон нашей замечательной исполнительнице нар.арт. России Л.Зыкиной и Л.Стрельченко и другим. Которые действительно берегут и хранят в своем сердце истинное звучание русской песни. Наша матушка Россия – это неиссякаемый источник народного творчества. Отрадно, что в наше время пишутся новые песни, в которых сохраняется все то, что Русь хранила веками. Это действительно чистые родники. Как хочется, чтобы они зажурчали веселым гамом и осветили Русскую землю своими светлыми потоками. Смыли всю грязь, западную наносную культуру, которая коростой вцепилась в родную землю, в души русских людей.

Русская песня – это живое творчество русского народа и, покуда она будет жить, будет жить и наша великая русская культура.

А все, что происходит сейчас – вне истинной культуры – это сознательное действие опорочить великое настоящее искусство, которое дарит истинный свет души. Пытаясь заслонить солнце, они сами оказываются в тени. Это мышиная возня, слабая попытка укусить самого себя за хвост, так как русская песня, как и вера православная, поругаема не бывает!

Ирина Скорик, г. Санкт-Петербург, 2001 год

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни
Adblock
detector