5 народных танцев славян

Народные советы

Исторические истоки танцев славян.
статья на тему

Статья о возникновении и развитии танцев славянских народов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исторические истоки танцев славян.

(Русская народная сказка)

Духовные истоки танцев древних славян.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. И в том, и в другом случае древнейшая история народов, а, главное, – их воззрений на космос, природу и человека формировалось из обыденной жизни простых людей. Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов наших предков, дошедших до наших дней. И не последние место в списке этих древних искусств занимает религиозно-обрядовая хореография.

Для танцев тех времен был характерен обязательное смысловое наполнение. Каждая фигура танца имела свое значение, символизирующие определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы, в «золотом» узоре танца «просвечивают» силуэты листьев, цветов, птиц, животных. Гроздья поспевающей калины, трава, склоняющаяся под ветром, качающиеся берёзки, колосья пшеницы, листочки льна, летящие птицы.

Язычество и все что с ним связано, окружено тайнами забвения давних лет и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. Так или иначе, но сегодня древняя вера наших предков (разных племен) похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить по обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований. Сегодня можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаница, третьи – в души умерших предков и в духов; четвёртые – в тотемных животных и т. д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде.

Для каждого божества было назначено по одному или несколько дней для поклонения. Трудно себе представить, но эти празднества происходили по строгому сценарию, а доказательство этому можно увидеть при описании Световида. Некоторые из этих праздников, или лучше сказать их тень, осталась почти у всех славянских народов. Они выдержали столько перемен, что только взор критика может определить истинное значение их.

Научные знания о жизни, быте, культуре племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Основными источниками их существования были собирание естественных даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пищи составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни человека. Несмотря на это, пищи не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и голодовками. Когда созревали дикие плоды, после удачного лова рыбы или охоты, родственные племена отмечали эти радостные события тем, что сходились вместе, съедали принесенную с собой пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками и т. п. Поскольку такие события были неразрывно связаны с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь со временем в традицию. Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. В эти праздники и праздничные обряды люди первоначально не вкладывали никакого религиозного содержания.

С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат удачу в охоте. Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал.

Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев.

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды и соответствующие им ритуальные танцы носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался зимой, в то ее время, когда дни становятся заметно длиннее, когда «солнце поворачивает на лето». По верованиям земледельческих религий, это был момент рождения бога солнца. С этим периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла – масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

Будущий урожай символизировался на празднике выставленным в переднем, «красном», челу снопом. Хозяин и хозяйка, садясь за праздничный стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: «Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей». В праздничных обрядовых песнях, танцах содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и большой приплод скота:

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере, что за темную, холодную зиму собралось множество разной нечисти, которую следовало обезвредить и изгнать из жилища и с полей. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Все это якобы отгоняло нечисть. Очистив таким образом, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Читайте также:  Кроты на даче как избавиться народными средствами форум

В то же время люди считали, что весной с оживлением растительности оживают растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи, русалки, из-под земли выходят духи мертвых. Одних надо было изгнать и обезвредить при помощи очистительных обрядов, других надо было привлечь на свою сторону, задобрить. Для этого совершались сложные обряды, отправление которых требовало уже участия волхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духами посредством вертимого плясания. Отсюда и название танца Вертимка.

Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы. Тут можно вспомнить видоизмененный, но сохранившийся до наших дней хоровод «Во поле березка стояла», т.к. иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.

Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начинался новый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств.

Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале и Яриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Ему приносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы с зажиганием костров «живым огнем» были очень широко распространены среди славянских народов. Поля в купальскую ночь обходили хороводами с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всех этих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов. Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди не знали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обряды собирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поиски легендарного цветка папоротника. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски, кулачные бои.

Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы и дожинками – в конце сбора урожая. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая, дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севе сыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из снопов якобы сидящих там злых духов.

Таковы в самых общих чертах праздники и обряды той части древнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., его большинства.

Религиозные празднества жителей развивавшихся городов Древней Руси, купечества, воинских дружин, рыбаков, охотников имели некоторые особенности. Эти особенности определялись, прежде всего, характером экономической жизни этих слоев населения. Город требовал постоянных покровителей, а воинские дружины и купцы – постоянных помощников-охранителей в походах.

Итак, мы видели, что праздники славян, возникнув в глубокой древности как народные праздники на базе экономических и социальных отношений, первоначально не были связаны с какими-либо, религиозными верованиями. Да и сложились они раньше, чем появились религиозные верования. В процессе дальнейшего развития эти глубоко народные производственно-бытовые праздники оказались пронизанными, наполненными магическим, религиозным содержанием.

Значение прикладных видов искусств на возникновение
и развитие славянской хореографии.
Связь живописи, литературы, музыки и танца в Древней Руси.

Несмотря на то, что перебрала много книг по истории и культуре Древней Руси, практически во всех из них очень мало про настоящую исконно русскую живопись, то есть живопись, которая сохранилась с дохристианской эпохи развития Древней Руси. В некоторых книгах есть заметки, что живопись все же существовала до крещения, однако она представляла собой грубо выдолбленные на стенах сооружений (изб) рельефные картинки, которые затем раскрашивались подручными красками (охрой, белилами и.т.д). Это были как правила переносные идолы-боги, которые во время ритуальных танцев переносились с места на место. Этот пережиток связи древнерусского танца и живописи можно заметить сейчас в некоторых украинских народных обрядах – ношение звезды на Рождество, вертепа с театрализованными действиями и т.д.

Новый виток развития древнерусской живописи – это живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Неотделима от самого предназначения древнерусской живописи и достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Вспомнить, например ношение икон во время Крестного хода на Пасху – это имеет отдаленное напоминание о ритуальных обходах с танцами и пением языческих жертвенников.

Параллельно развитие древнерусской живописи по пути не связанным с церковной традицией. Она выработала не только новые жанры и виды (портрет, натюрморт, пейзаж), но и не созидала священный образ, а стремилась изобразить обычных людей, запоминающиеся события человеческой жизни. И конечно на уцелевших раритетах древних времен можно увидеть праздничные действа – хороводы, пляски, выступления ряженых и т.д. В приближении к повседневной реальности видели народные умельцы возможность передать потомкам свой внутренний мир, свою жизнь с ее праздниками и буднями, радостями и горестями.

В начале ХIХ века было открыто и обрело известность величайшее произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве». Вслед за тем в течение всего столетия разыскиваются учеными другие литературные произведения на страницах древних рукописей. Ученые, поэты, писатели собирают и записывают хранящиеся в живой устной народной традиции памятники древнего литературного творчества – былины, сказки, песни. И снова в них мы можем найти частые ссылки на то, что истоки хореографического искусства славян видны даже в таком далеком от мира танца области как литература. Достаточно, например, взглянуть на эпиграф к данному реферату, взятый из известной народной сказки «Царевна-лягушка».

Читайте также:  Как оздоровить весь организм народными средствами

Одновременно с развитием древнерусского танца открываются и национальные истоки в музыке, начинается создание первых музыкальных мелодий для танца. Вначале простые и одноголосные, превратившиеся позже прекрасные произведения древнерусской музыки, народных песен, древние церковные песнопения. Композиторы прошлого века от М. И. Глинки до С. В. Рахманинова, равно как и современные композиторы, неуклонно обращаются к этим истокам, каждый по-своему обогащает ими свое творчество. Эти истоки привлекают внимание, становятся предметом изучения. Древнее музыкальное творчество наших предков становятся источником вдохновения для нас, потомков давних славян, живым ключом, питающим новую, «европейскую» украинскую музыку и хореографию.

Отдельно следует отметить огромную роль в развитии народной хореографии, как древних времен, так и сравнительно более позднего времени, исторического народного костюма. Так как для каждого вида танца применялся свой костюм с учетом времени года. Например, если определенный религиозный языческий праздник выпадал на зиму, то в теплых одеждах на 30 градусном морозе станцевать медленный поэтичную хороводную форму весьма затруднительно – следовательно, ритмы танцев убыстрялись, фигуры более простые, но энергичные. Так в прошлые времена славянский народ, создавая свои традиции, обычаи приспосабливал под них свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться его красочности и поэтичности.

В наше время при создании самых современных новых форм танца, хореографы неизменно возвращаются к тем древним истокам танцевальной истории нашего народа, основы которых зародились еще в первобытно общинном строе, и постепенно развивались до самых совершенных форм древнерусских танцев. Вы легко узнаете в современных хореографических постановках элементы тех танцев, которые 1000 лет тому назад танцевали наши пращуры возле огнищ и кострищ, под звуки барабана, бубна, гуслей, нежные девичьи хороводы под поэтические мелодии сопилки и многое другое.

Эти прекрасные традиции танца, народной хореографии и музыки, а вместе с ней и национального народного костюма, вышивки и кружева, продолжают радовать нас и сейчас, как замечательный образец народной вековой мудрости. В нашу жизнь они вносят ощущение светлой радости и уюта, праздничности и домашнего тепла. На ярмарках, выставках, в музеях народного искусства они создают атмосферу праздничности, красоты, вызывают удивление и восхищение людей. Наверное, это происходит потому, что истинная красота не боится испытания временем.

Источник

Секреты русских народных танцев

Русский народный танец как ничто другое способен отразить широту души и красоту образов простых людей, которые жили и работали на нашей земле. Уходя корнями в древность, хореография славян создавалась из ритуалов и обрядов, трудовых будней и праздников, отображала элементы природы и бытовые дела. Такой подход помогал видеть прекрасное в обыденном и подмечать тонкости простых житейских вещей, превращая их в движения танца.

Русская народная пляска

Особенностью вида является импровизация и нарастающая сложность движений, коленец, с каждым тактом. Посмотреть на зрелище, а то и поучаствовать, созывали весь окрестный люд. Хоть в центре внимания мог оказаться не коллектив, а один-два человека, народ долго не расходился, а под конец нередко подключался к исполнению.

Существует сразу несколько видов плясок, разнящихся по виду аккомпанемента, песни, количеству участников, жанру и посылу. Хореографические фигуры могли быть парными, массовыми и одиночными. А вот поводов для затеи и вовсе было не счесть — от ритуального праздника. веселой ярмарки до свободной минутки после работы. Выделяют самые популярные виды:

Ансамбль народного танца представляет вниманию зрителя танец Барыня:

Танец представлял собой сольное, парное, массовое действо, которое нередко переходило в перепляс. Этот вид отличался тем, что в его основе заложена конкуренция. Один или несколько участников старались «перетанцевать» друг друга всеми возможными способами. Играли по таким правилам:

Русский хоровод

Зародился вид искусства во времена язычества, когда фундаментальная составляющая уклада простого славянина зиждилась на ритуальном почтении природных сил и явлений. Во время обрядовых праздников и началась практика водит хороводы. Круг, в глазах людей того времени, символизировал Коло Сварога — жизненный цикл в руках бога солнца и всего существующего.

Кроме того, древний предок считал священным единение семьи и крепость родства, поэтому в танце в обязательном порядке каждый участник держится друг за друга. По сей день в хореографии используют различные виды связи:

Обновляя мировоззрение, народ отошел от языческих верований, однако танец сохранил. Фигуры по прежнему отражают природные стихии, движения животных, а в переходах прослеживаются элементы игры. Самые первые хороводы старались максимально изобразить слова, которые поются в песне, под которую они исполняется.

Русская кадриль

При Петре Первом в России произошло немало перемен, связанных с интеграцией европейских новшеств. Французский танец проник за стены дворцов по той же причине, а вот стал народным уже иначе. Император не заставлял крестьян разучивать изысканные «па», скорее простой люд, увидев и запомнив его, понес искусство в массы.

Слуги и придворные исполняли кадриль со своими родными, знакомыми, на скромных посиделках и шумных гуляниях. Конечно же, изучить хореографию сполна не было возможности, поэтому фигуры додумывались, придумывались с нуля. Кадриль преобразилась до неузнаваемости, стал более размашистым, простым, но все же сохранил кокетство и изящество.

Хоровод

Большой простор русской земли сказывается не только экономическим разнообразием, но и культурным. Народный русский танец за сотни лет существования набирался многогранности под влиянием различных факторов:

Орнаментальные хороводы

Есть русские танцы, названия которых говорят сами за себя. В данном случае все именно так — удивительные фигуры и символы, которые раскрываются танцорами во время исполнения этого вида хоровода похожи на рушник или рубаху с разноцветным узором. Калейдоскоп орнаментов не рассказывает о содержании песни, которую исполняют участники, а лишь отдаленно показывает элементы природы, род трудовой деятельности или эмоциональное состояние.

Это достаточно сложный вид хореографии, при котором мало знать движения, необходимо отточить каждый переход, чтобы общая картина была плавной и гармоничной. Существуют разные виды орнаментальных хороводов:

Читайте также:  Как народными способами вылечить заложенность носа

Игровые русские народные танцы

Нередко кроме общего сюжета в хореографических фигурах присутствовали конкретные персонажи, разыгрывалась постановка, а в истории были все элементы произведения: завязка, конфликт, разрешение ситуации и завершение. Главные герои активно используют актерские навыки, а кроме движений в ход идет мимика и второстепенные жесты.

Исполняются как в виде хоровода, так и попарно, и массово. Чаще всего в центре внимания два-три персонажа, которые разыгрывают костяк сюжета, а остальные участники изображают стихийные процессы или отображают бушующую жизнь, которая царит вокруг на фоне драматических страстей.

Танок

На юге страны и в областях, граничащих с Украиной, хоровод имеет свои отличительные черты. Первая из них — это название, здесь круговой танец получил название карагод. Но также он нередко начинался с танка — игровых фигур, при которых участники выстраивались линейно, на не циклично, друг напротив друга.

Танок исполнялся не под аккомпанемент, а только под певческие голоса участников хореографии, что требовало от них и хорошей физической подготовки, и вокальной. В остальном же сходство очевидно, даже в разговоре — танок водили, а не танцевали, как и хоровод. Истоки происхождения также возвращают нас на обрядовую поляну, где наши предки воздавали славу солнцу и земле через мелодичные движения.

Кадриль

Этот бальный парный танец имеет французские корни, а родом из сельской местности. Название буквально переводится, как группа из четырех человек, так как две или четыре пары образуют при постановке квадрат. Известны пять основных фигур, которые были приписаны кадрили от основания, а со временем их список расширился.

Русская кадриль отличается самобытностью — в ней другие переходы, элементы. Некоторые были взяты из других народных танцев и плясок, другие выдуманы исполнителями и закрепившиеся со временем, ставшие классикой. Выделяют как давние виды, которые появились сразу же после введения Петром Первым танца в список придворных бальных (московская, ярославская, уральская), так и более новые (волжская, калининская).

Народный танец с медведями

Славяне чтили этих животных и не забывали их в своих ритуалах. Если королем саванны был лев, то наши предки были знакомы только с лесным жителем и безусловно считали его сильнейшим представителем фауны. Культ медведя на Руси отразился в мифическом персонаже — Лешем, который носил его шкуру и был покровителем охотников. Также в некоторых областях встречали весну с момента выхода косолапого из берлоги, на Комоедицу.

В хореографии обряд отразился другим образом — один или два участника наряжались в шкуры или костюмы медведей, а другие танцоры с удалью пытались их разозлить, прыгая и выплясывал вокруг. Это древнейшее выражение искусства было даже зафиксировано в летописи о Вещем Олеге, датированной 907 годом.

Боевая пляска вприсядку

Эти движения и стали основными в танцах вприсядку. В разных областях и княжествах Киевской Руси фигуры видоизменялись в зависимости от особенностей войска, местности, обычаев. На сегодняшний момент сложилась такая хореографическая география:

Детский русский народный танец

Малыши активно принимали участие в праздниках древних славян, так как являлись неотъемлемой частью общины. Им отводилась символическая роль в обрядах, которая была важна прежде всего для передачи семейного обычая.

В наше время участие детей в самодеятельности также помимо развития физических навыков и памяти, помогает привить любовь к родине, узнать ее культуру.

На начальном этапе обучения танцу ребенок базовые факты о происхождении, причем на простых и понятных для него примерах. Каждое движение объясняется балетмейстером — так сеяли зерно, так собирали лен, так плели плетень. В некоторых случаях фигуры происходят из явлений природы, в постановке присутствуют: волны, солнце, колыхание ветвей деревьев на ветру.

Понятный детям язык повествования на самом деле не далек от истинного источника вдохновения создателей танца. Представления древних славян о мироздании в чем-то были по-детски наивными и прямыми. Малыши учат базовые народные танцы: «Барыня» « Акулинка», «Пересек», «Во саду ли, в огороде», «Матаня».

Детский коллектив танца демонстрирует адаптированную версию народной хореографии:

Русская народная музыка для танцев

Если в основу национальной песни ложился быт, трудовые будни, лирика отношений, ритуальные возношения, то в танцах данные аспекты жизни еще больше усиливались. При этом в танке, к примеру, музыкальные инструменты не использовались, а вот в орнаментальном хороводе запевала вступал лишь для создания темпа, а дальше к нему подключался весь хор участников.

Веселый ритм и драматическую мелодию помогали создавать традиционные музыкальные инструменты, которые, впрочем, могли отличаться кардинально или приоритетно, в зависимости от местности:

Русская плясовая в исполнении хора Александрова:

Костюмы

Как много народностей, проживающих на русской земле, так много национальных костюмов. Собирательный образ, который знаком нам с детства, подчеркивает основные черты славянского наряда. Для девушек — это:

Мужчина выглядел по-разному во время работы и при торжественном выходе «в свет». Однако, если говорить о базовом костюме, его неотъемлемой частью остаются:

Народный танец сегодня

Существуют такие русские народные танцы наших предков, названия которых забыты не только во всем мире, но и потомками. Не дошли до наших времен и первоначальные версии песен, под которые исполнялись излюбленные хореографические фигуры.

Однако основной костяк культурного наследия сохранился и пошел дальше, за пределы страны. Существуют сотни ансамблей народного танца, отмеченных международными и всероссийскими конкурсами. Ни одно училище культуры или творческий колледж не обходится без очага такого вида искусства.

Главным направлением развития деятельности является изучение фольклора, истории создания и исконного вида исполнения движений для воссоздания изначального танца. Этим занимаются прежде всего культурные деятели, которые долгие годы сами занимались исполнением, а сейчас являются руководителями ансамблей и коллективов.

Заключение

Русский национальный танец жив и развивается, растет его влияние и на современную хореографию. Физическая подготовка позволяет занимать народникам передовые места на конкурсах, где участники демонстрируют все виды данного искусства. Юные дарования вводят традиционные элементы в другие жанры хореографии, создавая удачный симбиоз и поражая воображение зрителей. А опытные представители профессии не дают угаснуть интересу к народному ремеслу.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни