5 класс сказки как вид народной прозы виды сказок

Народные советы

Разработка урока по литературе на тему «Сказки как вид народной прозы. Виды сказок» ( 5 класс )

Разработка урока по литературе 5 класс

Тема: Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

— научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.

— развивать коммуникативные умения;

— развивать речемыслительные умения;

— расширять кругозор учащихся.

— прививать любовь к литературе

— создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

— воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: записи на доске о сказке, учебник литературы для 5 класса под ред. В. Я. Коровиной, литературоведческий словарь.

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

I .Организационный момент

2) Запись в тетради даты, темы урока и эпиграфа.

II . Актуалицация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
2. Беседа:

_ Что мы называем фольклором?

— Какие свойства фольклора вы знаете?

Назовите малые жанры фольклора.

III . Объяснение нового материала

1.Работа с эпиграфом.

— Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

— повторить жанры УНТ;

— узнать о видах сказок;

— научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок. (Прием «Домысливание»)

Работа с учебником: стр. 8-10.

Чтение статьи учебника (с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.

Определение сказки выпишем в тетрадь.

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике ( с. 10 ), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).

1.Сказки о животных : «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

2.Бытовые сказки : «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

3.Волшебные сказки : «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Самыми древними являются сказки о животных . В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника) : «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».

Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

— Приведите примеры сказок:

фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)

литературных( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас.Андр.Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

Назовите приметы сказки. ( Запись в тетраде )

-добро всегда побеждает зло;

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван : Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка.

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты : «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), г иперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

V .Закрепление материала

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

Кто является автором фольклорных произведений?

Что такое русская народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Литература происходит от слова litera , что в переводе означает:

6.Герои волшебных сказок

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

Читайте также:  История омского русского народного хора

7.Сказка «Василиса Премудрая» является

9.Назовите автора строк:

Добрым молодцам урок.

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10. К малым жанрам фольклора относятся:

— Посчитайте количество правильных ответов.

устная рефлексия «Закончи высказывание».

Источник

Презентация по литературе «Сказка и её виды» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверим домашнее задание Что вы знаете о малых жанрах УНТ? Как по-другому называется УНТ? 3. Письменно: 1 вариант – написать 3 загадки, 2 вариант – написать 3 скороговорки.

Литературный «срез» (проверяем д.з.) Как по-другому называют устное народное творчество? Как УНТ передавалось людям? Определи жанр УНТ по аудиозаписи. Как называли счёт, благодаря которому решали, кто водил? Назовите вид УНТ: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

ОТВЕТЫ Как по-другому называют устное народное творчество? фольклор Как УНТ передавалось людям? Из уст в уста, из поколения в поколение. Колыбельная песня. Как называли счёт, благодаря которому решали, кто водил? считалка Назовите вид УНТ: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». скороговорка

Урок литературы в 5 классе

……… – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. 1

Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин 1

Жанры фольклора Песня Легенда Былина Сказка Пословица Поговорка Скороговорка Частушка Считалка Закличка Загадка и другие 2

вымысел занимательность фантастичность поучительность 3 Приметы сказки

«Царевна-лягушка» «По щучьему веленью» 4 Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

сказки фольклорные литературные

Сказки Фольклорные-народные (много вариантов, автор – народ) Литературные-авторские (не имеют вариантов, есть конкретный автор) 6

Александр Николаевич Афанасьев В 1855—1863 гг. издал самый известный и полный сборник русских народных сказок. 5

Виды сказок 1. Сказки о животных 2. Бытовые сказки 3. Волшебные сказки 7

Закончите высказывание: Сегодня я узнал… Я понял, что… Было интересно… Я научился… Я смог… Мне захотелось… 10

Домашнее задание Прочитать сказку «Царевна-лягушка» (стр. 13-24) 10

Благодарю за урок! 11

Номер материала: ДБ-677136

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок 2. Сказка как вид народной прозы
план-конспект урока по литературе (5 класс)

технологическая карта урока

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Сказка как вид народной прозы

Цель: формирование представления о жанре сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

образовательные: познакомить с художественными и жанровыми особенностями народных сказок, с видами сказок, их композицией.

развивающие: создать условия для развития аналитических способностей (сравнение, синтез) и коммуникативных навыков.

воспитательные: способствовать формированию ценностного отношения к произведениям фольклора, развитию культуры взаимоотношений

Технология: прием визуализации (ментальная карта)

Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык

предметные: расширение понятийной базы по теории литературы.

метапредметные: умение использовать визуальные опоры при аргументации своего мнения

личностные : формирование стремления к совершенствованию своей речи и культуры в целом

Термины и понятия: жанр сказки, волшебная сказка, бытовая сказка, сказка о животных, постоянные эпитеты, ментальная карта

Формы работы: фронтальная беседа и групповое задание

Ресурсы: учебник, ментальная карта

Обучающие и развивающие

Задания и упражнения

Содержание педагогического взаимодействия

1. Организационный этап.

Проверка готовности к уроку.

Установление тематических рамок:

— Мы начинаем изучение раздела народные сказки….

настраиваются на предстоящую деятельность

Личностные: Выработка учебной мотивации Регулятивные: работа предложенному плану, выдвигать свой план

готовность к работе

2. Постановка цели и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Сегодня мы вспомним, что такое сказка, какие бывают сказки, узнаем, по каким законам создается сказка.

осмысливают цель работы, планируют этапы деятельности и предвосхищают результат

записывают тему урока

Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: Целеполагание Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

стремление к расширению кругозора понимание смысла поставленной задачи

3. Актуализация опорных знаний

беседа и создание ментальной карты

— почему сказка называется именно сказкой? ( рассказывают, в старину: сказывают ) Общий корень, однокоренные слова

— Какие сказки вы читали?

На основе имеющихся знаний начать создание ментальной карты, отражающую ключевую информацию учебного исследования: (ЗНАЮ)

рисуют ментальную карту

Личностные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, выдвижение гипотез

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

интуитивное представление решения задачи, использование источников информации, умение выдвигать гипотезу

4. Работа над новой темой, открытие нового знания

чтение текста учебника

Чтобы продолжить нашу ментальную карту проведем исследование: 1 группа : подготовить информацию о жанре «сказка» по следующему плану:

а) определение сказки;

б) виды народных сказок;

в) характерные признаки народных волшебных сказок;

г) добрые и злые герои русских народных волшебных сказок;

2 группа проводит исследование композиционных особенностей фольклорной волшебной сказки.

3 группа исследует своеобразие литературной сказки.

1. выделить особенности литературных сказок. 2.Назовите авторов и их произведения (русский и зарубежных).

чтение статьи в учебнике, подготовка выступлений

Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

первичное представление об изучаемом явлении, создание алгоритмов действий, умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

5. Первичное закрепление

работа с визуальной опорой

обсуждение в классе для обобщения результатов выполненных работ и

заполнение ментальной карты (УЗНАЛ)

минимонологи по визуальной опоре

Читайте также:  Как понизить давление в домашних условиях народными методами

Личностные: осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами, Коммуникативные: построение монолога Познавательные: осмысление изученных понятий

критерии успеха: выделяет в тексте элементы композиции, определяет жанровые особенности

6. Информация о домашнем задании

прочитать сказку «Царевна-лягушка»

записывают домашнее задание

Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в учебном материале

Личностные: развитие ответственности за качество своей работы

готовность целенаправленно использовать знания

2.Нужно еще повторить

1. У меня все получилось, уверен в своих знаниях

3. Нуждаюсь в помощи

Регулятивные: Оценивание собственной деятельности

самооценка на основе критериев успешности, адекватное восприятие оценки учителя

Сказка – первая история, которую мы слышим в жизни. Она называется сказкой потому, что ее рассказывают или, как говорили в старину, сказывают. Сказка – это история о том, чего не бывает в обычной жизни. Недаром говорится: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Смысл этих слов состоит в том, что в основе сказки лежит фантазия, а реальные события служат поводом к сочинению сказки. Рассказывая о фантастических событиях, сказка учит нас понимать правду. Рассказывая сказки, мы передаем друг другу уроки добра, мудрости, правильного поведения. Рассказывая сказки, народ воспитывает сам себя.

Сказки бывают трех типов. В основе первого типа сказки лежит чудо, в ней происходят чудесные превращения, появляются чудесные предметы, действуют колдуны и волшебники. Это волшебная сказка. События в ней происходят в волшебном, вымышленном мире.

Ко второму типу относятся сказки о животных. В них животные, как правило, действуют и разговаривают, как мы с тобой; они часто оказываются в наших жизненных ситуациях. Сочиняя сказки о животных, люди получают возможность посмотреть на себя, на свое поведение и поступки со стороны. В основе таких сказок лежит иносказание.

Сказки третьего типа основаны на событиях нашей хозяйственной и домашней жизни. Это бытовые сказки. Характеры героев этих сказок, отношения между ними, их поступки берутся из реальной жизни. Такие сказки строятся на необычной ситуации или происшествии.

Объясни, как ты понимаешь смысл высказывания: «Рассказывая сказки, народ воспитывает сам себя».

После прочтения сказки:

К какому типу сказок относится «……………………………………»? Почему ты так считаешь?

Что в сказке чудесное, а что могло бы произойти в действительности?

Дополни данные ниже слова определениями из сказки: …царство, …конь, …сокол, …молодец. Запиши их в рабочую тетрадь.

Встречались ли тебе подобные определения в других сказках? Сделай вывод из своих наблюдений.

Назови ситуации, детали, присказки, числа, которые повторяются в сказке. Как ты думаешь, зачем нужны эти повторы?

Учит ли чему-нибудь эта сказка или она рассказывалась только для развлечения слушателей? Поясни свою мысль.

Понаблюдай, как начинается и чем заканчивается сказка. Вспомни. Как начинаются и заканчиваются известные тебе сказки. Сколько раз повторялись в них события или действия героев? Сделай вывод, чем похожи эти сказки.

Сравни уже сделанные тобой выводы и наблюдения с тем, что ты узнаешь из текста.

Для того отделить добро от зла, красоту от уродства, правду от лжи, в сказке действуют волшебные, сказочные герои. Доброта, правда, мудрость, смелость, находчивость проявляются в сказке благодаря ситуациям, в которые попадают добрые герои, и испытаниям, которые они выдерживают. Особу выразительность и красочность повествованию придают постоянные эпитеты.

Эпитет – слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его свойства, качества.

В сказке: волшебные помощники, предметы, средства.

Сказка строится по общим для нее правилам: зачин, (разбудить воображение, настроить на сказочный лад). Заканчивается концовкой. Принцип троекратного повторения – волшебный закон сказки. Голос сказителя яснее всего слышится в присказке. Присказка не рассказывает о событиях. Она их сопровождает.

Почему сказка строится из постоянных элементов?

После прочтения бытовой сказки: подбери пословицу которой можно было бы завершить текст сказки.

Расскажи сказку от лица старика ( другого персонажа)

Источник

Презентация «Виды сказок»
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Презентация «Виды сказок» по литературе для 5 класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ЦЕЛИ : 1. Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, бытовые), их особенности и характеры героев. 2. Развивать речь, творческие способности учащихся. 3. Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических приключениях.

СКАЗКИ ВОЛШЕБНЫЕ БЫТОВЫЕ О ЖИВОТНЫХ

БЫТОВЫЕ («Кашица из топора», «Жена-спорщица») ВОЛШЕБНЫЕ («Царевна –лягушка», «Сивка –бурка») СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ («Лиса и волк», «Теремок») Фантастические герои. Предметы – помощники. Герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, смекалку без помощи чудесных предметов. Животные наделены не только речью, но и человеческими качествами, решают человеческие проблемы.

Знаете ли вы сказки? Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Как называется эта сказка? Кратко передайте её содержание. Какой это вид сказки? Поясните свой ответ. «Лиса и петух»

КАША ИЗ ТОПОРА Рассмотрите иллюстрации. Как называется эта сказка? Прослушайте её аудиозапись. Определите вид сказки. Поясните свой ответ.

Рассмотрите иллюстрации. Как называется эта сказка? Прослушайте её аудиозапись. Определите вид сказки. Поясните свой ответ. ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

Художественные особенности русской народной сказки Постоянные эпитеты – красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом «Живая вода», «добрый молодец», «красна девица»

Художественные особенности русской народной сказки Присказка – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу, когда поешь мягкого хлеба».

Художественные особенности русской народной сказки Зачин – начало сказки. «Жил да был крестьянин…»«Жили-были старик да старуха…» «За тридевять земель, в тридесятом царстве жил-был царь с царицею…»

Художественные особенности русской народной сказки «И стали они вместе жить-поживать да добра наживать». «Тут и сказке конец, а кто слушал молодец». «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка – последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась сказка, но чаще и обращение к слушателю или рассказ сказочника о самом себе.

Подведем итог Что такое сказка? Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических приключениях. Какие виды сказок вы знаете? Волшебные, бытовые, о животных. Приведите примеры волшебных сказок Приведите примеры сказок о животных Приведите примеры бытовых сказок

Читайте также:  Как пробить пробку в ухе народными средствами

Домашнее задание 1.Ответить на вопросы 1-7 с.10 учебника. 2.Прочитать сказку «Царевна – лягушка».

Источник

Разработка урока по русской литературе В 5 классе по теме: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Разработка урока по русской литературе

В 5 классе по теме:

Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный

• формировать понимание фольклора (сказки) как гуманистической философии народа;

• углубить представление о жанре, видах сказок, уточнить сказочные каноны;

• формировать проектировочные умения: формулирование целей и задач, выбор эффективных форм и методов деятельности.

Оборудование: интерактивная доска

• Просит учащихся рассказать об их отношении к сказке. Спрашивает, в чём для них заключается прелесть сказки.

• Показывает иллюстрации, предлагает фрагменты фонозаписей, фильмов. Побуждает к повторению сведений о сказках. Предлагает ответить на вопросы: Как вы понимаете смысл сказок? О ни адресованы детям? Взрослым? Зачем нужны сказки?

• Просит предложить варианты проблемных вопросов урока, перечислить жанры сказок.

• Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 10, 11 учебника и выполнить задание к ним. Может быть предложен общий план работы с материалами учебника:

1) Рассмотрите иллюстрацию к сказке (сюжет, композиция, персонажи, цвет, свет). Назовите автора иллюстрации.

2) Расскажите отрывок из сказки.

3) Перескажите кратко её финал.

4) Составьте краткий ответ на вопрос: Как в сказке отразились представления народа о нравственности и красоте?

• Побуждает сделать выводы о жанрах народных сказок. Предлагает воспользоваться таблицей на с. 12 учебника и прочитать статью на с. 12, 13.

• Отвечают на учительский вопрос: В чём для них заключается прелесть сказки? («Что за прелесть эти сказки…»)

• Рассматривают иллюстрации и другой материал, называют сказки, выражают

своё отношение к ним. Говорят о том, что сказки адресованы детям, обозначают возрастные границы сказок. Коротко отвечают на вопросы учителя.

• Предлагают варианты проблемных вопросов урока. Связно рассказывают о жанрах народных сказок.

• Выбирают одну из иллюстраций на с. 10, 11 учебника, выстраивают связный

ответ. Выполняя задание, работают со словарём.

• Делают выводы о жанрах народных сказок, составляют связный ответ по таблице на с. 12 учебника, дополняя ответ своими примерами, включая элементы пересказа. Читают статью на с. 12, 13 учебника, выделяют новые понятия.

Мотивация познавательной деятельности

• Побуждает к пересказу или инсценировке одной из самых древних народных сказок «Курочка Ряба». Обращает внимание на то, о чём умалчивает сказка.

Предлагает опережающее задание: «В чём смысл этой сказки? В чём непреходящее (для взрослых и детей) значение сказок? За что все любят сказки?»

• Подсказывает, если сами дети не обратят внимания, что в карте сказки территории добра и зла строго разделены: справа доброе «тридевятое» царство, слева — иномир, то есть другой, злой мир, который всё время границы нарушает, вторгается в доброе людское царство, хочет всё перемешать и добро победить.

Задача сказочного героя вернуть зло в свои границы. Побуждает к формулированию проблемного вопроса.

• Побуждает к пересказу или инсценировке одной из самых древних народных сказок «Курочка Ряба».

Обращает внимание на то, о чём умалчивает сказка.

Предлагает опережающее задание: «В чём смысл этой сказки? В чём

непреходящее (для взрослых и детей) значение сказок? За что все любят сказки?»

• Подсказывает, если сами дети не обратят внимания, что в карте сказки территории добра и зла строго разделены: справа доброе «тридевятое» царство, слева — иномир, то есть другой, злой мир, который всё время границы нарушает,

вторгается в доброе людское царство, хочет всё перемешать и добро победить.

Задача сказочного героя вернуть зло в свои границы. Побуждает к формулированию проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности; работа по теме урока; закрепление изученного материала

• Побуждает предложить варианты решения проблемной задачи урока: Чему и как учит сказка? Каков этический канон (незыблемые правила) волшебной сказки? Какие важные скрытые смыслы содержит сказка? При каких условиях добро побеждает зло? По каким законам «скроена» сказка? Напоминает о

ведении записей в тетради.

• Мягко побуждает к совместному решению проблемы урока: организует исследовательское чтение 1-й части сказки «Царевна-лягушка» на с. 13—24 учебника (до момента выхода Ивана в иномир для спасения жены).

• Предлагает ответить на вопрос: Почему эта сказка относится к разряду волшебных?

• Формулируют свои предложения (например, читать сказку с остановками,

отыскивать и записывать в тетрадь сказочные законы- «премудрости» — зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты). Пошагово двигаются к решению

проблемной задачи урока.

• Читают с остановками, обосновывают каждую остановку, подбирают заголовок к эпизодам, характеризуют персонажей, называют сказочные приёмы

и каноны, работают с иллюстрациями. Делают записи в тетради. Используют

вопросы на с. 25 учебника.

• Готовят ответ, отбирают для пересказа несколько эпизодов сказки

• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает сделать выводы об основных канонах волшебной сказки. Задаёт вопрос: Что нового узнали о сказке?

• Предлагает сформулировать выводы о подлинном герое волшебной сказки, предположить, как в нём запечатлелся народный идеал. Направляет внимание

учащихся к тексту «Герои народных сказок в оценке писателей»

• Организует, направляет и стимулирует рефлексию. Предлагает сделать выводы об основных канонах волшебной сказки. Задаёт вопрос: Что нового узнали

• Предлагает сформулировать выводы о подлинном герое волшебной сказки, предположить, как в нём запечатлелся народный идеал. Направляет внимание

учащихся к тексту «Герои народных сказок в оценке писателей»

Подготовить по плану пересказ статьи учебника (с. 8 – 10). Прочитать сказку «Царевна-лягушка» (с. 13 – 24), составить план.

Дополнительный материал: Фонохрестоматия, фрагменты кинофильмов, кроссворды, игры, иллюстрации.

Диагностика достижения планируемых результатов: Связные ответы при подведении итогов, заполнение таблицы и комментарий.

Дополнительные творческие задания: Групповое задание: с помощью учителя и родителей подобрать в Интернете иллюстрации на тему «Художники — иллюстраторы сказок». Это может быть небольшой коллективный проект. Учитель помогает распределять задания в группе.

Литература. 5 класс. В 2 частях. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М., Просвещение, 2010.

Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2016.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни