5 класс русское народное творчество урок литературы

Народные советы

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №2

Класс: 5 Дата ___________________

Автор УМК: Коровина В.Я. Класс __________________

Тема урока: Устное народно е творчество. Малые жанры фольклора. Загадки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задание базового уровня

Задание повышенного уровня*

Формируемые способы д-ти

Формируемые способы д-ти

Формируемые способы д-ти

1. Вопрос: знаком ли вам этот термин?

2. Слово учителя о фольклоре.

Установка тематических рамок учебной деятельности.

Постановка и решения проблем

Выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований УД.

Планирование необходимых действий

Вопрос: какие произведения мы можем отнести к фольклорным?

Организация фиксирования каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном действии.

Фиксация возникшего затруднения в выполнении пробного действия и его обоснование.

Воспроизведение и фиксирование знания, умения и навыка, достаточного для построения нового способа деятельности.

Попытка самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.

Прогнозирование учебной задачи

3. Выявление места и причины затруднения

Вопрос: какие основные признаки фольклорных произведений вы можете назвать?

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявления места и причины затруднения.

Фиксация операции, на которой возникло затруднение.

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

Анализ с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух того, что и как они делали.

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи.

Оценка возникающих трудностей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулировка темы урока, постановка целей.

Предложение и согласование темы урока, которую учитель может уточнить.

Действия постановки и решения проблемы.

Формулировка конкретной цели своих будущих УД, устраняющих причину возникшего затруднения.

Выбор средства для построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта

1. Чтение и обсуждение ст. учебника «Фольклор – устное народное творчество» (с. 27-28).

Контроль за построением учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Выдвижение и обоснование на основе выбранного метода гипотезы.

Использование при построении нового знания предметные действия с моделями, схемами и т.д.

Применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксирование в обобщенном виде нового способа действий в речи и знаково.

Фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием

Работа по дополнительным вопросам.

*Инд. зад.: рассказ об исполнителях фольклорных произведений.

Контроль за усвоением учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Решение (фронтально, в группах, в парах) нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование.

Совместная деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Умение задавать уточняющие вопросы.

Осознание возникающих трудностей, поиск пути преодоления.

Осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. С помощью словаря записать определения малых фольклорных жанров.

2. Вопрос: в чем особенность употребления этих жанров?

Контроль за интериоризацией нового способа действия и исполнительской рефлексией (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Самопроверка решений по эталону.

Выявление причин ошибок и их исправление.

8. Включение в систему знаний и повторения

1. Сообщение учителя «Фольклор и литература».

2. Работа по вопросам на понимание темы.

Обучение применению нового знания в системе изученных ранее, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Выявление границ применимости нового знания и его использование его в системе изученных ранее знаний.

Включение нового способа действий в систему знаний.

Доведение нового способа действий до уровня автоматизированного навыка.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1. Сделать вывод по плану. 2. Д/з: «Обогащаем свою речь» (с. 8), нарисовать иллюстрацию к одному из фольк. пр-ий.

*Д/з: Записать известные в семье фольклорные пр-я: легенды, сказки и т.д.

Организация самооценки уч-ся результатов своей УД.

Самооценка учениками собственной УД на уроке.

Намечаются цели дальнейшей деятельности

Умение выражать свои мысли

Соотнесение цели и результатов своей УД.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: активизация художественного восприятия лирического произведения. Задачи:- Формирование умения анализировать и оценивать звуковой образ- Расширить представление учеников о творчестве поэта-.

Урок-творческая мастерская по литеретуре и искусству.

Читайте также:  Как традиции проявляются в народном костюме приморского края

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн.

технологическая карта урока Литературы Малые жанры фольклора»» 5 класс.

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о.

Источник

Презентация к уроку литературы в 5 классе «Устное народное творчество»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературы в 5 классе по теме

Термин «фольклор» в современном значении впервые употребил в 1846 году английский историк и археолог Вильям Томс. Фольклор – (англ.) народная мудрость, народное знание. Фольклористика – наука, изучающая фольклор. Фольклорист – ученый, специалист в области фольклора. ФОЛЬКЛОР

УСТНОЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ УСТ В УСТА НАРОДНОЕ АВТОР – НАРОД ТВОРЧЕСТВО СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА

Фольклор Литература Нет персонального создателя. Есть конкретный писатель. Возник и развивается как устное творчество. Возникла и развивается с письменностью. Живёт во множестве вариантов. Имеет один вариант, написанный писателем.

ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ ПОТЕШКИ ПЕСТУШКИ ЗАКЛИЧКИ СЧИТАЛКИ ЗАГАДКИ НЕБЫЛИЦЫ ЧАСТУШКИ ПЕСНИ БЫЛИНЫ СКАЗКИ СКОРОГОВОРКИ

ПРИЕМЫ-ПОДСКАЗКИ Мимо дома, мимо каменного, Мимо сада, мимо зеленого. В произведениях устного народного творчества часто повторяются отдельные слова, целые строки и даже эпизоды. По Дону гуляет, по Дону гуляет, по Дону гуляет казак молодой, По Дону гуляет казак молодой, А дева рыдает, а дева рыдает, А дева рыдает над быстрой рекой, А дева рыдает над быстрой рекой. На троекратном повторении строятся и былины, и сказки, и многие народные песни.

Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, городской, фольклор интеллигенции, детский. Как у наших у ребят Голова из трех частей: Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городские песни, анекдоты и многие виды детского фольклора. А вот былины, когда-то имевшие даже значение исторического документа, в живом исполнении уже практически не звучат.

гусляры скоморохи кобзарь трубадуры ИСПОЛНИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку. Остаться у разбитого корыта.

ИЗ ИСТОРИИ С конца 19 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начала изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. Эразм Роттердамский в 1500 году составил сборник античных изречений и пословиц.

НАЙДИ ПАРУ Друг в беде есть настоящий друг (английская). За поспешностью следует раскаяние (арабская). Собака лает, а караван проходит мимо (народов Средней Азии). Когда в горах нет тигра, то и мартышка – царь зверей (китайская). Друг познается в беде. Поспешишь – людей насмешишь. Собака лает – ветер относит. На безрыбье и рак рыба.

ПОДУМАЙ Два медведя в одной берлоге не уживутся. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

ПОДУМАЙ Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут. Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа.

Дразнилки – жанр детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические недостатки, внешность, черты характера. ДРАЗНИЛКИ Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил горелый блин. Рёва-корова, дай молока, сколько стоит – тря пятака! или Если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: «Кто как обзывается, тот так и называется!»

СКОРОГОВОРКИ Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели Карамель на мели ели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила. Произноси четко и быстро!

ЗАГАДКИ Загадки отличаются разнообразием тематики. Им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В древности загадка была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. В народном эпосе отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Теперь загадка — народная забава. Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа», 1837); затем, в 40-х годах 19 века, появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок.

Как «сделана» загадка Метафора: Белые хоромы, красные подпоры. Олицетворение: Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Гусь) (Топор) Звуковой образ, звукоподражание: Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Пила)

Образное описание предмета по внешнему виду: Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина) Как «сделана» загадка Прямое сравнение: Пять ларчиков – пять чуланчиков. Прямой вопрос: Кто бежит без провода? (Река) (Перчатка)

(Жук) Отрицательное сравнение: Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, Упадет – землю роет. Как «сделана» загадка Часто загадка имеет подсказку – рифму. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая? ………………………… (Электричка)

Читайте также:  Вече старейшины князь дружина народное ополчение

ПЕСНИ Сказка – складка, песня – быль. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни. В любовных песнях звучит переживание молодежи. В семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен. В солдатских – о службе, войнах, походах. В современной науке о фольклоре принято делить народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые (бытовые). Обряд – это особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ Какой должна быть колыбельная песня? Напевность, мелодичность, певучесть, отсутствие резких звуков – вот основные признаки колыбельных песен. Колыбельная песня не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Какие колыбельные песни вы знаете?

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В колыбельных песнях часто употребляются слова баю-бай, баюшки-баю, спи, усни. Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, “бабай” и “бука”. Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серый волчок И укусит за бочок.

Номер материала: ДБ-308968

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Знакомство с жизнью и мифами древних славян.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе:

«Устное народное творчество. Мир древнего славянина».

Цели урока: 1) вспомнить понятие «УНТ» ; 2) дать понятие жанра литературы ; 3) познакомить с некоторыми жанрами УНТ ; 4) определить,для чего создан каждый из них ; 5) познакомить с условиями жизни древних славян,их занятиями и обычаями,богами и духами,которым они поклонялись;6) развивать речь учащихся,обогащать их словарный запас; 7) учить осознанному чтению.

Оборудование:учебник «Литература 5 класс» (В.Я.Коровина),книга под редакцией Н.И.Девятайки-ной «Мифы народов мира»,игра «Угадай-ка»,книга О.Перовой «Читаем вслух»,распечатки со ско-роговорками,текст мифа о возникновении обычая почитать старших( на каждой парте),книга И.Воронина «Атлас.История Отечества».

(слушаем рассказы учащихся,с использованием пословиц об учении,оцениваем,определяем лучшего рассказчика и слушателя,опираясь на памятку «Приёмы слушания» («Русский язык 5 классс» Т.А.Ладыженская)).

III. Основная часть.

-Мы не зря заговорили о пословицах.Тема нашего урока: «Устное народное творчество». Ка-

кие произведения УНТ вам знакомы?

Игра «Угадай-ка» 5 класс

Определить,к какому жанру устного народного творчества относится произведение или его отрывок. Поясните,для чего создавалось каждое произведение.

Положил её на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт! (Считалка)

2. От топота копыт пыль по полю летит. (Скороговорка)

Молоко пьёт,песенки поёт.

4. Худой мир лучше доброй ссоры.

5. Пошёл котик на Торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Или Бореньке снесть?

Да и Бореньке снесу. (Потешка)

6. В некотором царстве,в некотором государстве.

7.«Лёгок на помине» (Поговорка)

8. Во поле берёзка стояла,

Во поле кудрявая стояла,

9. Лоб что лопата,а ума не богато. (Пословица)

10. Всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь.

б) Знакомство с новым материалом ( беседа,работа с кратким словарём литературоведческих терминов в учебнике )

-Вы без труда определили жанры УНТ. Кто-нибудь из вас может сказать,что такое «жанр ли-тературы»?

-Прочитаем определение жанра в учебнике на стр. 309.

-Из какого языка пришло к нам это слово?Что оно обозначает?

-Жанр-это форма литературы,требующая от писателя соблюдения особых правил.Как вы ду-

маете,какими правилами наши предки руководствовались при создании,например,загадки?

-Какие загадки знаете вы?

-Чем отличается жанр скороговорки?

-У вас на партах распечатки со скороговорками.Прочитайте их.Попробуйте проговорить их

быстро.Как вы думаете,почему скороговорка так названа?

-Очень красивы колыбельные песни.Какие колыбельные песни вам знакомы?Прочитаем колыбельную в книге Ольги Перовой «Читаем вслух» ( стр.14 )

-В чём особенность колыбельных песенок?

-Что такое «пестушка»?В чём отличие этого жанра УНТ от колыбельных песен?

-Прочитаем пестушки в книге О.Перовой ( стр.8 ).Для чего сочинялись пестушки?

-Существует такой жанр УНТ как приговорка.Это обращение к мыши,улитке,передразнива-

ние птиц,слова,приговариваемые при скакании на одной ноге.Познакомимся с приговоркой

-Что такое считалка?Для чего они придуманы?Какие считалки знаете вы?

-Как вы думаете,почему сейчас пестушки,считалки и др.жанры УНТ не так популярны?Когда

мы используем их в современной жизни?

-Существуют и другие жанры УНТ.С ними мы ещё познакомимся в старших классах.Но преж-

де,я хочу познакомить вас с историей создания произведений УНТ.

г) Слово учителя.Жизнь древних славян.

-В 988 году по велению киевского князя Владимира-Красное Солнышко Русь приняла право-

славное крещение.Веру в единого бога и Иисуса Христа мы переняли от византийцев. До

Читайте также:  Воспитательное значение устного народного творчества

крещения Руси мы были язычниками.Язычники-это люди,верящие во множество богов.

Наши предки назывались славянами.Они жили в небольших селениях.Жилищами им слу-

жили деревянные избы,крытые соломой или древесной корой.Печи в таких домах топились

«по-чёрному»:труб в них не было,и дым от сгоревших дров выходил на улицу через окна и

двери.Все постройки славян были деревянными.Их «срубали» или «городили».Славянские

земли всегда вызывали зависть соседей,очень часто нашим предкам приходилось защи-

щаться от степных кочевников и др.врагов.Для этого строились особые укрепления вокруг

поселений.Древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное мес-

( учитель показывает иллюстрацию Бискупского городища в Польше)

— Всё необходимое для жизни изготавливалось славянами в домашних условиях.С ранних лет

они умели прясть,ткать,шить,лепить горшки и др.посуду из глины,делать игрушки.Славяне

умело пользовались топором-им и деревья валили,и дома «срубали»,и изготавливали лю-

бые хозяйственные мелочи.Например,топором били баклуши-заготовки для деревянных ло-

жек.Эта работа считалась самой лёгкой-её поручали старикам и детям.Отсюда и выражение

-Что оно обозначает теперь?Как называются такие устойчивые сочетания слов в русском

-Рассмотрите иллюстрацию в «Атласе.История Отечества».(стр.10-11)

-Какими ещё ремёслами занимались наши предки?

-Да,среди славян были и кузнецы,и гончары,и рыболовы,которые сами вязали рыболовные

сети.И всё-таки основными занятиями славян были скотоводство и земледелие.Не случайно

слово «жито»-всякого рода хлеб-родственно в славянских языках слову «жизнь»,а слово

«скот» означало деньги-количество скота показывало богатство семьи,а животные исполь-

зовались вместо денег при купле-продаже.

Славяне не знали,как объяснить,всё,что с ними происходит.Жизнь и труд земледельца во

многом зависела от природной стихии.Природные явления:ветер,дождь,гром,молнии-славя-

не считали проявлением гнева или,наоборот,милости богов.Им приносили жертвы в надеж-

де,что они помогут вырастить хороший урожай,удачно продать товар или одержать победу

в военном походе.Место,где поклонялись и приносили жертву богам называлось капищем.

У славян было два главных божества-Перун и Велес.

Перуна славяне считали своим владыкой(учитель показывает изображение бога)-творцом

молний,покровителем князей и его дружины.Он распоряжался жизнью людей,в его силах

было напоить землю дождём или наказать засухой.В особых случаях ему в жертву приноси-

Велес-покровитель домашних животных,торговли и богатства.В древности его считали

добрым божеством,но после принятия христианства он превратился в предводителя тёмных

Почитали славяне не только богов,но и многочисленных духов,которыми они населяли

леса,реки,поля и даже своё жилище.Это известные вам лешие,водяные,русалки,домовые.

д) Знакомство с некоторыми языческими обрядами (беседа)

-Вспомните,слышали ли вы,что нельзя здороваться или прощаться через порог?

-Видели ли вы в современных домах подвешенную над дверью подкову?

-Знаете ли вы обычай первой запускать в новую квартиру кошку?

-Откуда взялось поверье,что о мёртвых плохо не говорят?

-По представлениям древних славян,души умерших незримо присутствовали в доме и могли

вмешиваться в дела живых.Услышав про себя плохое,они могли наказать говорящего,нас-

лав на него болезнь или несчастья.

-Кошку считали посвященной домовому,по её поведению в новом доме судили,какое будет

-Подкову славяне вешали над дверью,передавая дом под защиту Даждьбога-Солнца и его

коней,которые и должны были по поверьям привезти в дом удачу.

-Не принято здороваться или прощаться через порог,потому что власть домового,хранителя

мира в доме простирается только до дверей,а за порогом властвуют чуждые силы,которые

могут вызвать ссору.

-Теперь это,ребята,бытовые приметы.А в них сохранились обряды и обычаи наших предков.

Они часть нашей культуры,наша неразрывная связь с предками.Нам важно не растерять

это кровное наследство.Часто именно из прошлого мы черпаем мудрость и духовные силы.

е) Чтение и обсуждение мифа о возникновении обычая почитать старших

— Мне очень хочется познакомить вас с мифом древних славян о том,почему славяне стали

почитать старших.Миф-это устный рассказ,созданный людьми много тысяч лет назад.В ми-

фах люди рассказывали о богах и героях,пытались объяснить,откуда произошли мир и лю-

ди,возникли какие-либо традиции.

Славяне верили в загробную жизнь,в то,что умершие предки могли помочь или навредить

живым.У них был страшный обычай.Как только у человека появлялись первые седые воло-

сы, даже если он был ещё полон сил,его убивали.Считалось,что одряхлевший и ослабев-

ший человек не сможет,общаясь с богами,оказывать покровительство своим родичам.Жре-

цы учили:если старший в роду,но ещё крепкий человек,не отправится к богам,то наступит

страшный голод,весна не придёт на смену зиме,всходы не появятся на полях,весь мир по-

По заведенному ритуалу зимой сын сажал отца на сани и вёз его далеко в лес,где остав-

лял его под деревом.Назад старику дороги не было. Провожали его приговоркой:

Иди на небо и попроси,

Чтобы открыли ворота,

Чтобы освободились дожди,

Чтобы струились ручьи дни и ночи,

-Давайте почитаем миф,рассказывающий об этом.

-Какой обычай лег в основу мифа?

-В каких русских сказках мы встречаем его отголоски? ( «Морозко» ).

-Почему человек решил спасти своего отца?

-Исполнилось ли предсказание жрецов о гибели земли?

-У кого из селян урожай был особенно богатый?Почему?

-Почему человек признался в том,что сохранил жизнь отцу?

-Почему старики стали пользоваться у славян особым почётом?

-Что сделали люди,чтобы боги не гневались на них за отмену древнего обычая?

-Понравился ли вам урок?

-Что нового вы узнали о своих предках?

-Почему мы должны изучать свою историю?

установить связь между ними и жизнью наших предков.

-Прочитать статью в учебнике «Устное народное творчество» (стр.7-8).Подготовить её

-Индивидуальные задания:подготовить презентации о леших,водяных,домовых и Бабе-Яге.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни
Adblock
detector