5 класс рисование народные костюмы

Народные советы

Урок в 5 классе «Русский народный костюм»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Разработака урока в 5 классе по теме «Русский народный костюм» по ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: изобразительное искусство

Учитель: Кукарцева И.В.

Базовый учебник: « Изобразительное искусство » Авторы: Н.А. Горяева О.В. Островская

«Русский народный костюм»

Освоение особенностей элементов русского народного костюма

Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства»

обучающие – формировать представления о русской одежде, ее значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями их изготовления и ношения;

развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.

воспитывающие – воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.

1) Знают элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма 2) Знают о древних символах и солярных знаках

1. Ценностное отношение к историческому прошлому

2. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности

3. Эмоционально-эстетическая оценка

3. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.

1. рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей.

3. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем

1. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

2. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)

Задания для учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: Эмоциональный настрой на учебную деятельность

— Все ли готовы к уроку?

— С каким настроением вы пришли на урок?

Ответы на вопросы учителя

Р: Включение в деловой ритм, организация внимания

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

— формулировка темы урока

Постановка проблемного вопроса

Определяют тему урока

К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.

П: Формирование познавательной цели

III-IV Повторение пройденного материала на основе изучения нового (15 мин)

— формирование у учащихся представление о народных костюмах, их особенностях изготовления и украшения,

— повторение и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина

1.Актуализирует знания учащихся

2. Демонстрирует слайды, сопровождая их рассказом о русском народном костюме

3. Предлагает работу с раздаточным материалом

4. Демонстрация презентации

1.Выдвигают предположения на поставленные вопросы

2. Слушают рассказ учителя

3.Поиск, выделение необходимой информации

4.Проверка выполненной работы

Работа с карточками

Знакомство с северорусским и южнорусским народным костюмом.

Уточнение и закрепление знаний

об характерных особенностях русской одежды (вышивка)

П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

К: Умение точно выражать свои мысли

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

V. Контролирующее задание (5 мин)

— закрепление знаний элементов русского народного костюма.

Предлагает работу с раздаточным материалом

Организует обсуждение проделанной работы

Подводят итог, делают вывод

Знакомство с русским народным костюмом

Читайте также:  Лечение народными методами бронхита у детей

К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VI. Практическая работа (10 мин)

— создание эскиза русского народного костюма.

Предлагает выполнение практической работы

Организует обсуждение проделанной работы

Подводят итог, делают вывод

Работа с раздаточным материалом

Знакомство с русским народным костюмом

Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;

Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.

Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Предлагает оценить свою работу и работу товарищей:

— Кому и какую оценку можно поставить?

Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности

Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;

К: Контроль действий партнеров.

VIII. Домашнее задание по выбору (2 мин)

— Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма

Предварительный просмотр:

Русский народный костюм

С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

2. Формулирование темы урока, постановка цели

— Сегодня наш урок начнет с виртуального путешествия на одну из улиц Москвы – Арбат. Слайд 1

Что вы видите на фотографиях? (ряды с сувенирами, люди рассматривают кукол одетых в русские народные костюмы) Слайд 2

— Какие это люди? Почему они заинтересовались этими куклами? (кукол в основном, покупают иностранные туристы, как сувенир, символизирующий Россию, потому что они одеты в национальные русские костюмы) Слайд 3,4

— Скажите а мы с вами ходим в этой одежде? А где мы ее с вами встречаем или видим? (в книжных иллюстрациях, по телевизору, одежда, которую люди одевали в прошлые века) Слайд 5,6

— Интересно ли вам узнать, как раньше одевались люди? Тогда какой будет тема нашего урока? («Русский народный костюм».) Слайд 7

3. Сообщение темы урока

— А почему мы с вами сейчас не носим русскую народную одежду? (современная мода отличается от русской народной одежды) Слайд 8

— Давайте рассмотрим, чем отличается современная одежда от русской народной одежды. Слайд русский костюм ( Отвечая на вопросы, в ходе дискуссии, ребята приходят к выводу: Одежда в старину была длинной, широкой и красивой, украшена вышивкой)

В каждом доме существовало два вида одежды. Слайд 9

— Давайте рассмотрим, из чего состоял женский русский костюм

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.

Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Слайд 10

Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, украшения и ношения тех или иных видов одежды.

Давайте рассмотрим Традиционный нарядный женский костюм. XIX века СЛАЙД 11-12

Основу русского костюма составляет белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава

Поверх сарафана одевали душегрею.

Душегрея – вид летней женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой. Слайд 15

Читайте также:  Ишемия нижних конечностей лечение народными средствами

Костюм южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы. Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением. Слайд 16

Головные уборы были очень разнообразны. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин: Слайд 17- 25

— кокошники, ленты, венки /девичьи/.

— коруна, сорока, кичка /женские/.

Мужская одежда выла много проще чем женская. И состояла из рубахи – косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Слайд 26-27

— Какие цвета использовались для изготовления одежды? (красные, желтые, голубые и коричневые цвета) Слайд 28

-Как вы думаете, что означает эти цвета? (Тепло, праздник, радостное настроение.)

Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой цвет был символом неба и молодости.

Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.

— Скажите что общего есть в женской и в мужской одежде? (мужскую и женскую одежду украшала вышивка) Слайд 29-30

По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на одежде приносили человеку счастье, оберегали его ото всякого зла и беды, сближали с окружающей природой.

5. Контролирующее задание ( работа с раздаточным материалом)

— С какими элементами русской одежды мы познакомились?

— А сейчас я предлагаю вам самостоятельно познакомиться еще с некоторыми элементами народной одежды и отметить их на схеме.

6. Практическая работа. Слайд 31-32

Задание дифференцированное (ребята сами выбирают задание)

выбрать вариант задания;

построить общую форму наряда, костюма или орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Если ученики затрудняются, предложить шаблон с изображением людей для изготовления праздничнуой одежды.

7. Подведение итогов.

Просмотр работ. Экспресс-выставка и обсуждение.

— Какое выбрал задание?

— Посмотрите на наши костюмы и скажите, есть ли связь с природой, с религиозными верованиями в старинной народной одежде? Какая, в чем она выражается?

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Интересно ли вам было на уроке? Что нового узнали вы сегодня?

— Оцените свою работу и работу товарищей:

— Кому и какую оценку можно поставить? Почему?

-Давайте представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. (Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики ) («Лучики солнца)

9 Домашнее задание

Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма

используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника

Моделирование и украшение русского народного костюма:

Вырезание по шаблону фигурки человека.

Прорисовать на фигурке: лицо, волосы.

Украшение одежды узорами с помощью красок.

Наклеить получившийся костюм на фигурку человека.

На протяжение многих лет в нашей школе изучением старины занимается учитель Русского языка. Благодаря её энтузиазму наш музей пополнился многими экспозициями.

Источник

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемПётр Зыков

Похожие презентации

Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.

Читайте также:  Как отражается мысль народная в романе охарактеризуйте образы тихона щербатого и платона каратаева

2 Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

3 ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определя­ет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.

4 Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?

5 Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле

6 Радостный и желанный праздник

9 Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.

10 В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.

11 Экскурсия в музей И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» К. Е. Маковский «У околицы» К. Е. Маковский «Боярышня у окна»

12 Экскурсия в музей В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»

13 Экскурсия в музей А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» К. Е. Маковский «Портрет женщины в русском народном костюме»

14 Экскурсия в музей К.Е. Маковский «Русская красавица»

15 Экскурсия в музей В.Васнецов «Иван –царевич на сером волке» К. Маковский «Чарка мёду»

16 Экскурсия в музей А. Корзухин «Девичник»

17 Иллюстрации к сказкам И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»

18 Иллюстрации к сказкам В.Васнецов. Иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»

19 Иллюстрации к сказкам Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»

20 Иллюстрации к сказкам О. Рамодин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» А. Куркин. Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»

21 Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

22 Русский костюм в открытках

26 Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни
Adblock
detector