- Урок в 5 классе «Русский народный костюм» учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Похожие презентации
- Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
Урок в 5 классе «Русский народный костюм»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Разработака урока в 5 классе по теме «Русский народный костюм» по ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: изобразительное искусство
Учитель: Кукарцева И.В.
Базовый учебник: « Изобразительное искусство » Авторы: Н.А. Горяева О.В. Островская
«Русский народный костюм»
Освоение особенностей элементов русского народного костюма
Повторение материала, изученного в блоке «Древние корни народного искусства»
обучающие – формировать представления о русской одежде, ее значении для жизни наших предков, знакомство с обычаями и традициями их изготовления и ношения;
развивающие – развивать умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.
воспитывающие – воспитывать интерес к традициям русского народа и уважение к культурному наследию своей страны.
1) Знают элементы русской одежды, символы и образы в вышивке костюма 2) Знают о древних символах и солярных знаках
1. Ценностное отношение к историческому прошлому
2. Адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности
3. Эмоционально-эстетическая оценка
3. Прогнозирование результата и усвоения уровня знаний.
1. рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий
2. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно следственных связей.
3. Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
1. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
2. Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
Комбинированный (закрепление пройденного и изучение нового материала)
Задания для учащихся
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Цели: Эмоциональный настрой на учебную деятельность
— Все ли готовы к уроку?
— С каким настроением вы пришли на урок?
Ответы на вопросы учителя
Р: Включение в деловой ритм, организация внимания
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)
— формулировка темы урока
Постановка проблемного вопроса
Определяют тему урока
К: Умение слушать и вступать в беседу, участвовать в коллективном обсуждении.
П: Формирование познавательной цели
III-IV Повторение пройденного материала на основе изучения нового (15 мин)
— формирование у учащихся представление о народных костюмах, их особенностях изготовления и украшения,
— повторение и закрепление знаний о прикладном искусстве в жизни крестьянина
1.Актуализирует знания учащихся
2. Демонстрирует слайды, сопровождая их рассказом о русском народном костюме
3. Предлагает работу с раздаточным материалом
4. Демонстрация презентации
1.Выдвигают предположения на поставленные вопросы
2. Слушают рассказ учителя
3.Поиск, выделение необходимой информации
4.Проверка выполненной работы
Работа с карточками
Знакомство с северорусским и южнорусским народным костюмом.
Уточнение и закрепление знаний
об характерных особенностях русской одежды (вышивка)
П: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.
К: Умение точно выражать свои мысли
Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка
V. Контролирующее задание (5 мин)
— закрепление знаний элементов русского народного костюма.
Предлагает работу с раздаточным материалом
Организует обсуждение проделанной работы
Подводят итог, делают вывод
Знакомство с русским народным костюмом
К: Социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя.
П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;
Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.
Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны
VI. Практическая работа (10 мин)
— создание эскиза русского народного костюма.
Предлагает выполнение практической работы
Организует обсуждение проделанной работы
Подводят итог, делают вывод
Работа с раздаточным материалом
Знакомство с русским народным костюмом
Р: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка
П: Обсуждают, воспроизводят, делают выводы;
Р: Сличение способа действий и результатов с заданным эталоном.
Л: Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Предлагает оценить свою работу и работу товарищей:
— Кому и какую оценку можно поставить?
Контролируют и оценивают процесс работы и результаты деятельности
Р: Рефлексия проделанной работы и уровня усвоения знаний;
К: Контроль действий партнеров.
VIII. Домашнее задание по выбору (2 мин)
— Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма
Предварительный просмотр:
Русский народный костюм
С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?
2. Формулирование темы урока, постановка цели
— Сегодня наш урок начнет с виртуального путешествия на одну из улиц Москвы – Арбат. Слайд 1
Что вы видите на фотографиях? (ряды с сувенирами, люди рассматривают кукол одетых в русские народные костюмы) Слайд 2
— Какие это люди? Почему они заинтересовались этими куклами? (кукол в основном, покупают иностранные туристы, как сувенир, символизирующий Россию, потому что они одеты в национальные русские костюмы) Слайд 3,4
— Скажите а мы с вами ходим в этой одежде? А где мы ее с вами встречаем или видим? (в книжных иллюстрациях, по телевизору, одежда, которую люди одевали в прошлые века) Слайд 5,6
— Интересно ли вам узнать, как раньше одевались люди? Тогда какой будет тема нашего урока? («Русский народный костюм».) Слайд 7
3. Сообщение темы урока
— А почему мы с вами сейчас не носим русскую народную одежду? (современная мода отличается от русской народной одежды) Слайд 8
— Давайте рассмотрим, чем отличается современная одежда от русской народной одежды. Слайд русский костюм ( Отвечая на вопросы, в ходе дискуссии, ребята приходят к выводу: Одежда в старину была длинной, широкой и красивой, украшена вышивкой)
В каждом доме существовало два вида одежды. Слайд 9
— Давайте рассмотрим, из чего состоял женский русский костюм
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде и люди строго придерживались местных традиций.
Для России в целом характерны два типа женского костюмного комплекта: северорусский, в основе которого лежат рубаха и длинный сарафан, и южнорусский, вторым компонентом которого является короткая и объёмная понёва. Слайд 10
Удивительно, что при этом каждый регион России создал свой неповторимый вариант костюма. Слово «мода» было неведомо крестьянам, но в каждом селе, деревне были свои излюбленные, проверенные способы изготовления, украшения и ношения тех или иных видов одежды.
Давайте рассмотрим Традиционный нарядный женский костюм. XIX века СЛАЙД 11-12
Основу русского костюма составляет белая рубаха из льняного полотна домашнего изготовления. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава
Поверх сарафана одевали душегрею.
Душегрея – вид летней женской одежды. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой. Слайд 15
Костюм южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы. Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением. Слайд 16
Головные уборы были очень разнообразны. Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин: Слайд 17- 25
— кокошники, ленты, венки /девичьи/.
— коруна, сорока, кичка /женские/.
Мужская одежда выла много проще чем женская. И состояла из рубахи – косоворотки. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Слайд 26-27
— Какие цвета использовались для изготовления одежды? (красные, желтые, голубые и коричневые цвета) Слайд 28
-Как вы думаете, что означает эти цвета? (Тепло, праздник, радостное настроение.)
Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.
Голубой цвет был символом неба и молодости.
Коричневый цвет обозначал землю-кормилицу.
— Скажите что общего есть в женской и в мужской одежде? (мужскую и женскую одежду украшала вышивка) Слайд 29-30
По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.
Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на одежде приносили человеку счастье, оберегали его ото всякого зла и беды, сближали с окружающей природой.
5. Контролирующее задание ( работа с раздаточным материалом)
— С какими элементами русской одежды мы познакомились?
— А сейчас я предлагаю вам самостоятельно познакомиться еще с некоторыми элементами народной одежды и отметить их на схеме.
6. Практическая работа. Слайд 31-32
Задание дифференцированное (ребята сами выбирают задание)
выбрать вариант задания;
построить общую форму наряда, костюма или орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу.
Если ученики затрудняются, предложить шаблон с изображением людей для изготовления праздничнуой одежды.
7. Подведение итогов.
Просмотр работ. Экспресс-выставка и обсуждение.
— Какое выбрал задание?
— Посмотрите на наши костюмы и скажите, есть ли связь с природой, с религиозными верованиями в старинной народной одежде? Какая, в чем она выражается?
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— Интересно ли вам было на уроке? Что нового узнали вы сегодня?
— Оцените свою работу и работу товарищей:
— Кому и какую оценку можно поставить? Почему?
-Давайте представим себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. (Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики ) («Лучики солнца)
9 Домашнее задание
Найти в книгах иллюстрацию русского народного костюма
используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника
Моделирование и украшение русского народного костюма:
Вырезание по шаблону фигурки человека.
Прорисовать на фигурке: лицо, волосы.
Украшение одежды узорами с помощью красок.
Наклеить получившийся костюм на фигурку человека.
На протяжение многих лет в нашей школе изучением старины занимается учитель Русского языка. Благодаря её энтузиазму наш музей пополнился многими экспозициями.
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемПётр Зыков
Похожие презентации
Презентация 5 класса по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ ОДЕЖДА Урок ИЗО в 5 классе учитель Колупаева Г.В.
2 Цели: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде. Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся. Прививать интерес к русскому народному творчеству.
3 ПЛАН УРОКОВ Беседа о народном костюме. Связь композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом в народном искусстве. Прослушивание музыкальных отрывков, фольклорных произведений. Постановка художественной задачи: выбор композиции и техники. Исполнение небольшого эскиза, в котором ученик определяет колорит и основной характер костюма. Начало работы над окончательным вариантом. Завершение работы над эскизом. Выставка и обсуждение работ.
4 Давайте с вами, ребята, представим, что живем мы в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что вы можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь? Как жили летом, а как зимой?
5 Весной, летом и осенью- тяжелая работа в поле
6 Радостный и желанный праздник
9 Русская рубаха И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая её вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блёсток. Сочетание белого и красного цвета – отличительная черта как вышивки, так и русской народной одежды в целом.
10 В южных районах России был распространён другой вид одежды, состоящий из рубахи, поневы (юбки), передника, головного убора – шапочки (сороки). Эта одежда была в отличие от сарафана только крестьянской. Понева шилась из шерстяного клетчатого домотканого материала. Её украшали вышивкой, полосками кружева, лентами, вышивкой бисером. На мужских рубахах с левой стороны, на месте сердца вышивался ромб. Понева состоит из трёх полотнищ, по швам – орнамент. По цвету поневы были чёрные, коричневые, синие в клетку. Основной цвет посевного ансамбля – красный.
11 Экскурсия в музей И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» К. Е. Маковский «У околицы» К. Е. Маковский «Боярышня у окна»
12 Экскурсия в музей В. И. Суриков «Посещение царевной женского монастыря»
13 Экскурсия в музей А. П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» К. Е. Маковский «Портрет женщины в русском народном костюме»
14 Экскурсия в музей К.Е. Маковский «Русская красавица»
15 Экскурсия в музей В.Васнецов «Иван –царевич на сером волке» К. Маковский «Чарка мёду»
16 Экскурсия в музей А. Корзухин «Девичник»
17 Иллюстрации к сказкам И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Поди туда, не знаю куда»
18 Иллюстрации к сказкам В.Васнецов. Иллюстрация к сказке «Царевна лягушка»
19 Иллюстрации к сказкам Н. Кочергин. Иллюстрация к сказке «Конёк-горбунок»
20 Иллюстрации к сказкам О. Рамодин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» А. Куркин. Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»
21 Эскизы декораций В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»
22 Русский костюм в открытках
26 Практическая работа На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, либо аппликацию из кусочков ткани. Можете пользоваться рисунком фигуры человека. (Рисунок фигуры человека предлагается как раздаточный материал.) Постройте общую форму костюма, а затем намечайте места украшения и орнамента. Определяйте колорит и характер, вид головного убора.