5 класс изо праздничные народные гулянья

Народные советы

Конспект урока «Праздничные народные гулянья». (5 класс).

Праздничные народные гулянья.

Цель: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, через творческую деятельность передать характерные традиционные особенности одного из праздников.

1. Развивать навыки составления многофигурных композиций в соответствующем колорите.

2. Формирование взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ. Развивать творческие способности, фантазию, практические навыки выполнения многофигурной композиции.

3.. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, познавательную и творческую активность.

Материалы: мелки, цветная бумага небольшого формата.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение первой четверти, репродукции с картин осетинских художников, собранный поисковыми группами иллюстративный материал, по всем темам четверти примеры современного народного искусства.

Музыкальный ряд: народные мелодии.

Содержание: У каждого народа есть свои обычаи, традиции, праздники. На этом уроке мы будем говорить о народных праздниках. Эпиграфом нашего урока будет служить поговорка «Веселье – лучшее богатство».

Осетинский человек всегда славился умением трудиться, обретая в труде глубокое удовлетворение. И не только трудиться, но и веселиться от души, забыв о трудностях, печалях, неудачах.

Праздники в Осетии имеют древнее происхождение. С древнейших времён в осетинском народе почитались различные духи (божества), игравшие в духовной жизни общества важную роль. Они были не только и не столько объектом поклонения, сколько заступниками и покровителями людей в их жизненном обиходе. К ним обращались с просьбами как к живым людям. Такими божествами считались Уацилла – небесный дух, заведующий громом и молнией, Уастырджи – покровитель мужчин в пути и других мероприятиях, Фалвара – покровитель овец, считался самым кротким и милостивым из святых, Галагон – бог ветра и так далее. В честь этих святых устраивались праздники. За праздничным столом произносились их имена и обращались к ним с различными просьбами, с надеждой, что они

Помогут им в их добрых начинаниях.

Одним из красивых праздников был «Новый год» («Ног бон»). Приготовления к встрече Нового года, как правило, начинались задолго до праздника. Ещё осенью, при сборе нового урожая, каждая семья откладывала определённую часть зерна, предназначавшегося на выпечку новогодних ритуальных хлебов. Приготовления пива, водки и так далее. Осенью же выделялось жертвенное животное, за которым следил сам глава семьи. Накануне нового года в каждой семье шли приготовления к празднику. В ночь, накануне праздника хозяйки заготавливали множество лепёшек, представлявшие фигурки людей, животных, разных предметов (сохи, бороны и т. д.). Приготавливались также лепёшки с сыром под названием «басыла», а также большой пирог «артхурон». Выпеченными пирожками одаривались и угощались приходившие на праздник поздравители, а изображениями земледельческих орудий – члены семьи, которым в наступившем году предстояло проводить пахоту.

Осетинами почитался владыка водного царства, дух морей и рек «Донбеттыр» (покровитель рыбаков).

С верованием в водяного духа связано и верование в существование водяных девиц, считавшиеся дочерьми «Донбеттыра». Очевидно в древности, когда аланы обитали ещё на берегах Чёрного моря и больших рек: Дона, Кубани и Днепра у осетин сложился праздник в честь владыки водной стихии (а вместе с ним его дочерей). Он заключался в том, что рано поутру кто-нибудь из женщин с тремя лепёшками идёт к воде, произносит молитву и приносит воду, моются ею с благословением все члены семейства. «Доныскъафан бон» назывался женским праздником в честь «водяных девиц». В празднике «Доныскъафан» присутствуют два элемента первобытного времени – веру в очистительную силу воды и культ «доны чызджыта». Возможно, что и широко известный в прошлом праздник «касута» (вывод молодых невесток к реке) связан генетически с культом «доны чызджыта».

Ещё у осетин существовал праздник «Аларды» (божество насылающую оспу и исцеляющую от неё). Святилище «Аларды» в виде отдельно стоявших около леса деревьев или специально для этого построенных капищ имелись почти в каждом селении осетин. Обрядовые моления и жертвоприношения «Аларды» устраивались весной, в один определенный день. В жертву «Аларды» приносили ягнёнка или годовалого барашка, а в качестве жертвенных предметов – кусок белой ваты, серебряную канитель и серебряную монету. Когда в доме находился больной оспой, его не умывали и не купали, не стирали также белья. После выздоровления ребёнка ему устраивали обрядовое купанье с соблюдением специального ритуала и принесением в жертву «Аларды» ритуальных пирогов и напитка. Затем уже старшие женщин шли к святилищу «Аларды» и устраивали здесь благодарственный «куывд». Было известно несколько песен в честь «Аларды», содержанием которых было восхваление и задабривание патрона оспы. Кроме хвалебных песен и молитв в есть «Аларды» устраивались пляски и даже скачки и джигитовка, чтобы только задобрить «властителя оспы» и избежать его гнева.

Красивым праздником у осетин была и свадьба. Осетинская свадьба была и остаётся самой многолюдной из всех семейных праздников. На свадьбу обычно собиралось всё мужское население аула, женщины, родственники, парни, девушки. Постоянными её участниками были также вездесущие мальчишки. Мужчины старшего возраста садились за свадебный стол где-то во дворе (осетинская свадьба требует простора), пили араку, пиво, пели песни, веселились, желали новобрачным счастья. Женщины были заняты приготовлением угощений. Молодёжь танцевала, веселилась. Танцы привлекали внимание всех. Они были интересными, эффектными, зрелищно красивыми. Девушки показывали красоту, грациозность и плавность движений, парни тоже старались не отставать от них, показывая свою ловкость, сноровку, остроумие и красноречие. Основной характерной особенностью традиционной осетинской свадьбы была её массовость, всеобщее веселье и радость. Особенно примечательными были в ней массовые танцы, например «Симд». В них принимали участие почти все: одни танцевали, другие хлопали, третьи подпевали гармонистке. Свадебные обряды осетин пронизаны духом любви к жизни, людям труда, связаны с их историческими судьбами, радостями и огорчениями.

Указанные праздники справляются и в наши дни, но не по каким-то религиозным мотивам, а просто по традиции и постепенно приобретают характер народных праздников. Примером тому может служить празднование Хетага. Этот праздник отмечается в знаменитой роще Хетага. Это весёлый, добрый праздник. Люди в хорошем настроении танцуют, поют песни, сидят за столом. В честь святого произносятся красивые тосты.

Учитель рассказывает о праздниках, демонстрирует работы художников Осетии: М. Туганова «Пир Нартов», «Игры Нартов», «Свадьба у осетин», Б. Калманова «Одевание невесты», К. Хетагурова «Свадьба», Ш. Бедоева «Свадебная мелодия», А. Джанаева «Вывод невесты и т. д. На уроке звучит народная осетинская музыка.

Задание: изображение праздничных народных гуляний.

А. Джанаев «Вывод невесты»

Источник

Урок по ИЗО для 5 класса »Праздничные народные гулянья»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Столярчук Елена Николаевна

учитель изобразительного искусства

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №518»

Тема урока: «Праздничные народные гулянья»

(Материал можно использовать во внеурочной деятельности, воспитательных мероприятиях, при интеграции с другими предметами)

«Душа ты моя, Масленица, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!»

Цель: Расширение знаний учащихся о русских народных праздниках, их традициях и значении в жизни русского народа.

изучение истории и традиций народного творчества;

углубление знаний о возникновении и развитии разных видов искусства декоративно-прикладного характера;

изображение народных гуляний с применением различных изобразительных средств.

воспитание нравственных качеств личности, эмоционально-эстетического восприятия народного творчества;

воспитание чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, возрождение и развитие народных традиций;

воспитание умения понимать и ценить красоту произведений искусства, бережно относиться к наследию народного творчества;

развитие познавательных способностей личности, эстетического вкуса и чувства прекрасного;

формирование творческого подхода к изучению предметов народных промыслов;

развитие умений самостоятельного выбора, адаптации к социальным условиям, проявления творческой активности.

Оборудование и материалы:

1. Предметы народного быта – образцы изделий, (если нет – можно заменить открытками с их изображением), карточки, раздаточный материал.

Читайте также:  13 я ростокинская дивизия народного ополчения москвы

2. Музыкальный ряд – русские народные песни, презентация.

3. Репродукции картин художников: Б.М. Кустодиев «Масленица», «Ярмарка», «Балаганы»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка», репродукция старинной гравюры с изображением коробейника.

Для работы учащихся: альбомы, краски гуашь и акварель, баночки для воды, кисти, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.

Формулирование учащимися темы урока. (Наводящие вопросы о традициях русского народа, праздниках, ярмарках).

Повторение изученного в стиле русской ярмарки.

Изучение нового материала, активная работа учащихся.

Постановка художественной задачи.

Подведение итогов. Домашнее задание.

Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих в классе.

(Звучит народная музыка)

Учитель: Ребята! Вы уже, наверное, догадались, что наш урок будет посвящен народному творчеству. Давайте вместе с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Учитель задает вопросы, направляет диалог в нужное русло, способствует тому, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему урока).

Формулирование учащимися темы урока.

Учитель: Русский народ всегда славился своим трудолюбием, талантом. Народные песни, танцы, одежда, предметы народного быта – это свидетельство богатой и красивой русской души. На Руси люди умели хорошо поработать и весело отдыхать. Как вы уже сказали, тема сегодняшнего урока «Праздничные народные гулянья». А какое гулянье без ярмарки!

Демонстрация презентации. (Учащиеся смотрят презентацию по теме).

Давайте представим, что мы перенеслись на одну из таких ярмарок. Оживлённая площадь, по обе стороны стоят лавки с разными товарами. Продавцы наперебой предлагают свою продукцию. Вдоль рядов ходят коробейники, бойко предлагают свой товар. Скажите, что могли продавать на такой ярмарке?

Дети: Наверное то, что было нужно в быту: одежду, орудия труда – например, вилы, косы, топоры; посуду – миски, кувшины, ложки…

Дети: Угощения всякие – леденцы, пряники, булочки…

Учитель: А детям что везли в подарок?

Дети: Игрушки, свистульки, петушки, лошадки.

Учитель: Правильно! Каждый продавец хотел продать как можно больше своих изделий, поэтому он громко расхваливал свой товар, подчеркивая его достоинства. Делал своего рода рекламу своей продукции.

На столе расположены изделия народного творчества: Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Филимоновская свистулька, Жостовские подносы, Городецкие расписные изделия.

Сейчас я предлагаю желающим (например, 3 человека), выйти к доске, взять любое изделие народного творчества, которое вы видите и в нескольких фразах разрекламировать его для окружающих. На предыдущих занятиях мы с вами изучали различные центры народного творчества. Вы знаете их особенности, материал, из которого они выполнены, цветовую гамму, назначение. Например:

— А вот свистульки глиняные, филимоновские! Мальчикам – лошадки, девочкам – птички! Яркие, красивые, ребятишкам на забаву!

Дети выбирают изделия народного творчества и расхваливают, рекламируют их в стиле русской ярмарки. При этом стараются назвать характерные отличия данного изделия от других. Таким образом, происходит повторение изученного материала.

(Можно заранее заготовить карточки с записью характерных признаков того иного народного промысла. Например: белоснежная гжель, расписная посуда, голубая роспись, красивая, как сама природа, изящные завитки, прекрасный подарок, сказочные цветы, синие бутоны роз, и т.д.)

Изучение нового материала.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал предыдущих уроков. А сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько репродукций известных русских художников и изображение старинной гравюры. Так выглядел коробейник, продавец на русской ярмарке 19 века. Автор этой гравюры неизвестен, но он с большой точностью передал атмосферу того времени.

Старинная русская гравюра «Коробейник»

Вот так изображал ярмарку великий русский художник Б.М. Кустодиев. Вы видите несколько репродукций картин этого художника: «Ярмарка», «Балаганы», «Масленица». Все его картины выполнены в ярких сочных тонах, в них прослеживается приподнятое настроение, особый дух русского народа.

Обратите внимание на его картину «Масленица». Яркие сочные краски, приподнятое праздничное настроение, весёлая атмосфера происходящих событий. Это один из самых весёлых праздников на Руси. Я думаю, вы тоже любите этот праздник, много о нём знаете и сейчас расскажете о Масленице.

Дети рассказывают о Масленице своими словами.

Учитель: Да, действительно, Масленица – один из древнейших праздников и единственный языческий праздник, официально признанный православной церковью. Празднуется она за семь недель до Пасхи и обычно приходится на период с конца февраля до начала марта. Масленица – древнеславянский праздник «проводов русской зимы», которыми отмечается переход к весне и весенним полевым работам. За долгую холодную зиму люди уставали от монотонной и безрадостной жизни и встречали весну по-настоящему празднично.

Весну люди всегда ждали и торопили. После долгих холодных зимних вечеров весеннее солнышко принимали с благодарностью.

Зима весну пугает, да сама тает.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Весною день упустишь – годом не вернёшь.

Чтобы весна приходила быстрее – её закликали песнями. Сейчас мы все вместе попробуем спеть такую песню-закличку. Пожалуйста, все встаньте. Поднимите руки к солнышку. Повторяйте слова и движения за ведущим.

(Можно заранее подготовить из класса активного ученика с театральными данными. Ученик говорит строку и показывает движения).

Здравствуй, ясно солнышко!

Прощай, зима сонливая,

Возьму соху и пахать пойду!

Будет в поле урожай,

Солнце, нас не обижай!

Приходи, весна, ждём тебя!

(После проведения физкультминутки класс садится).

Постановка художественной задачи.

Учитель: Сейчас вы начинаете строить композицию на тему «Праздничные народные гулянья», соблюдая все правила построения. Технику исполнения вы можете выбрать сами. Основные условия композиции – работа должна быть яркая, красивая, как и всё народное творчество.

А чтобы вам было интересно, мы с вами продолжим беседу.

(Для поддержания эмоционального фона во время практической работы можно негромко включить народную музыку).

Учащиеся приступают к практической части, одновременно слушают учителя.

Учитель: Детишки, приготавливая к Масленице ледяные горки, поливали их водой и приговаривали:

Приезжай ко мне в гости,

Масленица, на широкий двор:

На горках покататься,

Ещё Масленицу называли «сырной». В эту неделю, предшествующую Великому посту, верующие исключают из пищи мясо, отдавая предпочтение сыру, яйцам, маслу и рыбе, молочным продуктам. Это помогало людям плавно перейти к посту.

Встречали этот праздник сытостью и довольством. Чем богаче и сытнее Масленицу отпразднуешь – тем богаче будет год.

Гостья наша дорогая!

Состречаем тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачом

И румяненьким блином!

Из глубокой старины дошли к нам названия Масленицы – «широкая», «развесёлая», «разгульная». В народе сложилось убеждение, что если не потешишься на Масленицу, то жить будешь в нужде и голоде. Поэтому Масленицу праздновали широко: пекли блины, оладьи, зазывали гостей, ходили в гости, катались на лошадях в разукрашенных санях, веселились, устраивали различные забавы с плясками, песнями, играми.

В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Традиции праздника Масленица.

Катание на расписных санях.

Взятие снежных городков – перепрыгивание на коне через снежное сооружение. Лазание на высокий гладкий столб, смазанный мылом или политый водой с вертящимся колесом, символом возрождающегося Солнца. Обычно на столбе висели красные сапожки или другие подарки для будущих невест.

В последний день Масленицы было принято просить друг у друга прощения.

Самым ярким событием праздника было сжигание Маслёны – чучела, символизирующего уходящую зиму. Куклу одевали в женские одежды и торжественно, с песнями возили по деревне. В последний день Масленицы чучело сжигали на высоком месте, чтобы земной огонь приблизился к небесному – Солнцу, а заодно сжёг все старые неприятности и трудности. При этом приговаривали:

Песни пела, плясала.

Всё, Масленица, прощай,

На тот год приезжай!

Пословицы и поговорки

Масленица – объедуха, деньгам приберуха.

Не житьё, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Блин – не клин, брюха не расколет.

Всю землю согревает.

С корочкой хрустящей.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою,

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт.

Просмотр эскизов работ, обсуждение композиций, оценка.

Учитель: Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали, узнали много нового, обобщили знания, которые получили на других уроках.

Читайте также:  Дагестанская народная сказка слушать

Закончить композицию в цвете, на следующий урок принести завершённую работу для выставки по народному творчеству, которая будет экспонироваться в кабинете изобразительного искусства. Лучшие работы по итогам классной выставки будут отобраны для школьной выставки по теме «Красота души русского народа».

На сегодня все. Убираем рабочие места. Всем спасибо, до свидания.

Источник

План-конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Народные праздничные обряды»

План-конспект урока по изобразительному искусству.

Составила: Анохина Г.А.

Тема «Народные праздничные обряды»

Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);

совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Личностные: формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;

понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Метапредметные: участвовать в художественной жизни класса, школы;

проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;

находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;

развивать творческое воображение и умение работать коллективно;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации урока: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, творческая.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Материалы: картон, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайдовая презентация с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка» т.д., рисунки детей.

Литературный ряд: народное творчество: поговорки, пословицы.

Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.

Организационный этап.(2 мин.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)

Актуализация знаний (3 мин.)

Первичное усвоение новых знаний. (12 мин.)

Динамическая пауза (3 мин.)

Первичная проверка понимания.(2 мин)

Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

( Практическая часть) (15 мин.)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин.)

Рефлексия. (Подведение итогов занятия)(3 мин.)

Оценивание работ учащихся.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Ведь прозвенел звонок.

— Мои дорогие ученики и наши гости. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой на уроке. Я желаю вам бурной фантазии, мастерства и успехов.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Когда у вас бывает хорошее настроение?

— Чтобы узнать, когда у многих людей бывает хорошее настроение, надо отгадать кроссворд.

Образ, символизирующий тепло, приход весны, счастья? ( П тица)

Образ, символизирующий растительные силы земли, процветание природы, жизнь? (Д р ево)

Солярные знаки, выполненные в виде квадратов, ромбов, крестов. ( З емля)

Солярные знаки, выполненные в виде волнистых или ломаных линий (Во д а)

Солярные знаки, выполненные в виде кругов с различными узорами (Сол н це)

Чем украшали полотенце женщины-крестьянки? (Выш и вка)

Образ, символизирующий трудолюбие, движение солнца по небу, первый помощник крестьянина-земледельца? ( К онь)

На уроках мы говорили о том, что в старину люди жили в единстве с природой, с высшими силами. Все делалось с каким-либо смыслом, каждая вещь, каждое действие было тесно связано с природой, с религией.

Жизнь крестьянина на Руси издревле была подчинена повторяемой смене времен времени. Это зимнее и летнее солнцестояние, осенние и весенние равноденствие, естественная смена времен года. Эта календарная обрядовость открывалась большими календарными праздниками.

На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе. ( Масленица)

Этот праздник в воскресенье.

Будет дома угощенье,

Будут яйца расписные,

Храма купола златые.

В душах свет, добро и ласка

В этот ясный праздник. ( Пасхи)

Здравствуй, праздник долгожданный!

Встреча осени с зимой!

Для невест такой желанный,

От работы отпускной,

Нас накрыла от невзгод,

Это хоть давно случилось,

Память до сих пор живет. (Покров Пресвятой Богородицы)

Солнце по особому сегодня засияло,
Землю известив о празднике благом.
Рождество Христово светлое настало!
Радость принесет оно пусть в каждый дом! (Рождество Христово)

Повелось так с давних пор,
Обряды любит наш народ.
Запоет девичий хор,
Да к реке гурьбой идет,
Речка их венки несет.
А когда стает темно,
Весь народ идет в лесок
Отыскать любви цветок.
Каждый любит праздник этот,
Радость всем с небес упала
У нас праздник Ивана Купала! (Иван Купала)

Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?

Ответ: О народных праздниках.

Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.

Совсем недавно отмечался один из таких праздников – праздник Покрова Богородицы.

— Что же это за праздник? Как вы понимаете слово «покров»?

В Покров день принято было ставить скотину на двор на всю зиму. При этом совершались определенные обрядовые действия: скотине клали столько сена, сколько она не могла съесть. В день Покрова над воротами вешали ведро без дна, чтобы отел у коров прошел благополучно; для защиты скотины от болезней ее поили в этот день водой, пролитой сквозь решето.

С Покрова крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме.

На Руси был очень интересный обряд «запекания углов». По народным поверьям, в день Покрова домовой, хранитель дома и очага, отправлялся спать. Хозяйка в этот пекла блины небольшого размера, их называли блинцы. Первый блинец обязательно делили на 4 части и как подношение разносили по углам дома, чтобы домовой был сыт и спокоен, а из дома не выдувалось тепло.

Крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы.

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. Еще одна примета сохранения тепла в доме связана со сжиганием яблоневых веток в этот день. Хозяйки приговаривали: «Покров, натопи избу без дров»

– Начинаются регулярные девичьи посиделки: «Зазимье пришло – засидки привело». Кроме танцев и песен устраивались игры.

– На посиделки обязательно приглашались парни. Для праздничного стола выпекали специальный Покровский каравай и сдобные булочки, которыми полагалось угощать соседей.

– На праздник девушки наряжались.

День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб». В этот день девушки просили Богородицу о замужестве: «Пресвятая Богородица! Покрой мою головку жемчужным кокошником!»

– Подумайте, что общего у праздника Покрова и невесты? Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою невесты.

– В ночь накануне праздника Покрова девушки хотели увидеть во сне своего будущего мужа, поэтому они гадали. А утром бежали в церковь поставить свечку Богородице. Существовало поверье: кто раньше это сделает, тот раньше и замуж выйдет.

– В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы возведено много храмов и церквей.

Другой народный праздник также сопровождался многочисленными обрядами. А вот в какое время года он праздновался узнаем, отгадав загадку.

Несу тепло с собою,

Да, это летний праздник.

Основой религиозных культов у славян было обожествление сил природы, поклонение солнцу, воде, огню, земле. Почитая воду, славяне наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. Они относились к воде, как к источнику, питающему почву и растительность. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождавшиеся купанием и обливанием.

Читайте также:  Кого лишили звания народного артиста россии

Поклонение славян огню вызвало обряды и праздники, связанные с представлениями о «небесном огне», о солнце и молнии, о тепле и свете. Годовой цикл Солнца (Ярилы) делился у славян на периоды, или времена года: период Хорса (весна), Дажбога (лето), Стрибога (осень), Симарога (зима). Каждому периоду соответствовали обряды и праздники, посвященные солнцу.

В древности праздник этот отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния. В половине июня, набравшись сил, солнце достигает высочайшей точки на небе. Это время называется летним солнцестоянием. Солнце поворачивается на зиму и начинает всё ниже спускаться по небесной горе. Дни убывают. Природа торопится насладиться теплом. Последний месяц кукует кукушка, последнюю песню поёт соловей, и скоро другие певчие птицы будут молчаливо готовиться к зиме.

День солнцестояния, который наступает 24 июня — Иванов день, издревле считался большим праздником не только на Руси, но и у многих европейских народов. На Руси его называли День Ивана Купалы, или Ивана Травника.

День Иванов настаёт,
Начал жечь костры народ,
Окунается в реке,
Расцвела трава в венке.

В некоторых местах мастерили соломенную куклу – Купалу. Наряжали её в женское платье, украшали лентам, бусами и монистами.

По поверьям крестьян, в купальскую ночь, самую короткую нельзя спать, так как оживает вся нечисть- ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет выше- тот будет счастливее, у того колос хлеба уродится выше. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы с этим бельём сгорели и сами болезни. В некоторых местах существовал обычай прогонять через огонь и домашний скот, чтобы защитить его от хвори. Считается, что даже слепая змея медянка в День Ивана Купалы становится зрячей на целые сутки и делается очень опасной.

Парни и девушки в праздничных нарядах собирались у реки, разводили костры, устраивали хороводы. А затем, взявшись за руки, попарно прыгали через огонь, полагая, что это избавит их от всех зол, болезней и, главное, — дурного глаза. При этом водили хороводы и пели:

В поговорках и приметах также отразился веселый и почитаемый Иванов день.

Поговорки и приметы гласили:

Дядя Иван и людям, и нам

После Ивана не надо жупана

Иван Купала – хорошие травы

Коли до Ивана просо в ложку, будет и в ложке

Существовали и такие предания: «Иван Купала — хорошие травы». Или — «Иванов день пришёл — траву собирать пошёл».

Белую кувшинку называли во многих городах и сёлах «одолень-гравой» и считали надёжным средством от разных бед и напастей. Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марья. Если их положить в углы дома, то вор не подойдёт к нему.

А главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связано очень много поверий о кладах. С цветком папоротника, который цветет один раз в сто лет и именно в этот праздник, точнее – в самую полночь, под Иванов день. Немногим удается, по отголоскам той молвы стародавней, найти и сорвать дивный «жар-цвет», окруженный зоркой стражею изо всякой лесной нечисти, забирающей ко времени его цветения самую крепкую силу над суеверным людом. Правда достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится- и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает цветок. Человеку это сделать почти никогда не удается. Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшной ночью. Бабы-яги, колдуны и ведьмы верхом на помеле толпой летели на Лысую гору. На окна клали жгучую крапиву, которая не пускает нечистую силу в избу.

Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретет власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут и мощные правители и нечистая сила. Он сможет знать где скрыты клады. Такова сила этого цветка. Ночь накануне Ивана Купалы Н. В. Гоголь описал так:

если венок начинал быстро отплывать от берега, то это означало счастливую и долгую жизнь, или хорошее замужество;

если венок заплывал дальше других, то это означало, то тот человек, будет счастливее других;

если свечка или лучинка в венке, прогорит дольше других, то это означало, что человек проживет, очень долгую жизнь;

если венок тонул, то это означало, что замуж в этом году девица не пойдет, или суженый разлюбит ее.

Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот, знаки солнца.

На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа – куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.

Сильное солнце, сильная вода, сильная земля и человек, входя в контакт с природой, берёт у неё силы для завершения летних работ.

Давайте, ребята посмотрим на иллюстрации к русским народным сказкам и найдём в них летние хороводы возле реки. Обратите внимание, что в руках или на голове у девушек венки из цветов. Это отличительная черта этого летнего праздника.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

Только не допели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов!

Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.

5. Динамическая пауза.

«За руками потянулись, встали прямо

Повернулись влево, вправо,

А потом покачали головой.

Глазки вверх и вниз, по кругу

Поклонимся мы друг другу.

Руки сделаем «взамок»

И продолжим наш урок»

Первичная проверка понимания.

Ребята, сейчас вы должны начать работу в парах и сделать по шаблонам эскизы фигурок юношей и девушек в русских народных костюмах. Данные фигурки мы будем использовать на следующем уроке при создании коллективной композиции «Наш весёлый хоровод», которая будет посвящена празднику Ивана Купалы. Вспомним какой главный обряд совершается в этот праздник?

Первичное закрепление. Включение новых знаний в систему и повторение.

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиция и детали проработки в зависимости от выбранной техники.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, в качестве домашнего задания я предлагаю подготовить небольшие сообщения о народных праздничных обрядах, которые мы не озвучили на уроке.

9.Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Огонь и вода – две враждебные стихии. Русский народ, тороватый на красную речь не прошел мимо них своим живым, перелетающим из века в век словом. И есть про них великое множество пословиц, сказок, зачастую объединяющих обе эти стихии, по воле умудренного седой стариной народа сказителя.

Вечер на Ивана Купалу. Все готовятся к празднику, ждут от него чудес и волшебства. Каждый надеется найти тот самый цветок папоротника, который приносит счастье.

Оценивание работ учащихся.

Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке. Спасибо вам за творчество и труд.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни