5 класс истоки русского национального характера в устном народном творчестве

Народные советы

«Русское народное творчество. Традиции фольклора в русской культуре». Урок обобщения знаний в 5-м классе

Разделы: Литература

Термины: былина, сказка, волшебная сказка, зачин, кульминация, повтор, постоянные эпитеты.

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал, жетоны в качестве отметок за работу

1. Организационный момент.

Здравствуйте, сегодня мы вместе проведем интересный и необычный урок. Мы вспомним ваши знания о народном творчестве, поиграем, даже сами придумаем образцы фольклорных жанров. У вас на партах лежат листочки – схемы. Их мы будем вместе заполнять по ходу урока. Посмотрите, пожалуйста, как они устроены: написано понятие и далее свободное место, чтобы вы могли вписать определение в строчку. В конце урока у нас получится схема – конспект. Приложение 2.

2. Подготовка к восприятию основных понятий.

Презентация. Слайд 1. (Заставка.) Фольклор – что же это такое? (Народная мудрость.) Записать в схему.

Слайд 2. С народным творчеством мы начинаем знакомиться прямо с колыбели. Как вы думаете, о чем идет речь?

Ответ: сказки, потешки, пестушки с детства читают детям.

А почему именно эти жанры читают детям?

– Они учат добру, справедливости.
– Они увлекательные, интересные.
– Переносят в фантастический мир.
– Имеют ритмическую организацию.

Пробовали ли вы когда-нибудь сами создавать фольклорные жанры?

Какие приметы вы сохраняли?

– Троекратные повторения, постоянные эпитеты, чудеса, волшебные помощники.

Давайте прямо сейчас вместе попробуем создать один из фольклорных жанров, наверняка неизвестных вам?

Есть такой жанр – чистоговорка, ритмически организованная фраза, посмотрите, как он строится:

Теперь давайте поиграем в игру “Предложи слог”. Я предложу слог одному ученику, а тот, придумав чистоговорку, передаст свой слог соседу.

Жу-жу-жу (песню жук поет ежу).
Лю-лю-лю (папу и маму я люблю).
Жи-жи-жи (у меня живут ежи).
Ря-ря-ря (ждут нас страны и моря). Записать в схему!

Ну вот, теперь вы можете сами создавать чистоговорки, иллюстрировать их, можете занять время ожидания в очереди или по дороге. Вообще создавать что-либо это труд и умеет создавать не каждый в наше время.

Мы выяснили с вами, что чистоговорка – это фольклорный жанр. Давайте вспомним, что такое жанр произведения?

(Ряд произведений с одинаковыми признаками.)

Попробуйте угадать жанр произведения:

Удал добрый молодец на возрасте
По имени Алешенька млад.
И стал Алешенька конем владеть,
И стал Алешенька мечом владеть,
Приходит Алешенька ко своему родителю,
К тому попу ростовскому,
И падает ему во резвы ноги,
И просит у него благословеньица
Ехать да во чисто поле во раздольице
Ко тому ли ко синю морю,
На те же тихи заводи,
Стрелять гусей, белых лебедей,
Перистых, пушистых серых утицей.

Ученики определяют: жанр – былина

А по каким признакам вы определили?

(Повествование о легендарных героических подвигах, совершаемых храбрыми, благородными богатырями. На щадя своей жизни, богатыри сражаются за родную землю и спасают ее от вражеских нашествий.)

Задание по подгруппам.

А какие жанры фольклора вы знаете, кроме былин?

Для выполнения этого задания разделить класс на 2 подгруппы и дать 2 минуты для того, чтобы ребята вспомнили, как можно больше жанров народного творчества и записали на листочках. Та команда, которая скажет последний вид жанра – выиграла. Дать поощрительные жетоны.

(Былины, сказки, пословицы, поговорки, предания, сказания, анекдоты, частушки, скороговорки, чистоговорки, загадки. ).

3. Повторение Сказка.

– Вы вспомнили большое количество жанров русского фольклора.
– А какой жанр наиболее любимый, что читают вам родители на ночь? (Сказки.)

– Конечно, сказки, а какой вид сказок? (Волшебные.)

Давайте вспомним отличительные черты волшебной сказки (на слайде подсказки).

– Чудеса.
– Волшебные предметы.
– Магические числа.
– Повторения.
– волшебные животные.
– Композиция, состоящая из зачина, завязки, развития действия, кульминации, концовки.
– Постоянные эпитеты, олицетворения, метафоры.

Прокомментировать схему и записать название элементов сказки в схему. Приложение 3.

Мы сказали о средствах языка, которые делают речь сказки выразительной, яркой и меткой. Сейчас три ученика получат такое интересное задание: из конверта вытаскиваем наугад листочек. Там записано олицетворение, нужно прочитать его и развить до сказочного сюжета. Нужно написать небольшую сказку, используя известные вам, только что перечисленные признаки.

– О чем перешептывалась листва старого дуба.
– Раскрыв сонные очи, красно-солнышко.
– Клякса в тетради кричала.

4. Основные вопросы темы: Традиции фольклора, их жизнь в литературе, живописи и других видах искусства.

Зародившись в глубокой древности, народное искусство не только не забыто, но и живет в русской культуре и по сей день.

«У лукоморья дуб зеленый. » – кто не учил эти стихи в школе? Кто не читал, затаив дыхание, великолепное таинственно-сказочное вступление к поэме про кота ученого, русалку, избушку на курьих ножках, тридцать витязей, Бабу Ягу, царя Кощея, и снова про кота ученого, рассказывающего сказки?

– Назовите поэта, чье имя глубоко связано с фольклором (демонстрируются слайды):

Конечно, это А.С.Пушкин.

А вы знаете, что оказало влияние на творчество поэта, почему он обращался к фольклору?

(Бабушка Арина Родионовна рассказывала внуку долгими вечерами русские народные сказки, предания, поверья.)

Слайд 9. А.С.Пушкин, прочитать названия сказок.

А каких еще авторов вы знаете, которые имеют отношение к русскому народному творчеству?

Как вы думаете, в каких еще видах искусства, помимо художественной литературы, живет фольклор?

– В живописи записать авторов и названия картин!

Слайд 8. Билибин “Руслан и Людмила”, те иллюстрации бы не было без поэмы, а поэмы без русского народного творчества!)

Слайд 9. М.Васнецов “Три богатыря”.

Слайд 10. К. Васильев “Алеша Попович и красна девица”.

Как живопись изображает богатырей? (Могучими, сильными, очень большими.)

Какое впечатление создается у вас от просмотра картин? (Что русская земля за надежной защитой, ощущение мощи, уверенности.)

Слайд 11. М.Васнецов “Иван-царевич и серый волк”.

А теперь представьте себя художниками, какие бы эпизоды сказок вам хотелось бы нарисовать?

– В декоративно-прикладных искусствах записать!

Слайд 12. – Лаковая миниатюра Палех.
Слайд 13.
Слайд 14. – Роспись по металлу.
Слайд 15. – Резьба по дереву.
Слайд 16. – Хохлома, Гжель.
Слайд 17. – Поделки из ткани, глины.

Читайте также:  Ветеринарная клиника улица народного ополчения

– В кинематографе – кино дает вторую жизнь фольклорным произведениям. Приведите примеры. (Экранизация сказок.)

– В музыке фольклорные ансамбли.

Мы видели образцы художественной культуры, созданные пером, кистью, резцом. Невероятно высоки и недосягаемы они для нас. Однако в школе мы изучаем некоторые словесные художественные приемы и учимся ими овладевать.

Давайте обратимся к самостоятельным работам ребят, которые выполняли индивидуальное задание.

Мы с вами побывали и в картинной галерее, посмотрели знаменитые полотна художников, и увидели поделки, созданные народными умельцами. Какой же вывод мы можем с вами сделать?

(Древние произведения оживают и получают новую жизнь в других видах искусства. Русское народное творчество живет и интересно читателям и пой сей день. Сказка – поэма Пушкина – иллюстрация Билибина.)

– Что особенно понравилось на уроке? (Создание частоговорок, командная игра.)
– Что вызвало затруднения? (Создание олицетворений, конструирование сказки.)
– Почему?
– Как пригодится нам в дальнейшей учебной деятельности то, о чем мы сегодня говорили на уроке? (Сможем видеть истоки фольклора в литературных произведениях классиков, будем еще больше ценить русскую словесность, появилось желание сходить в музей или картинную галерею.)

Источник

Истоки устного народного творчества, его основные виды. 5 класс

Конспект урока литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Истоки устного народного творчества, его основные виды. 5 класс»

Устное народное творчество.

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.

Проверка домашнего задания

Вы должны были найти пословицы об обучении. Давайте проверим, что у вас получилось.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

Ученье — красота, неученье — простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.

— Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.

ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.

Формулирование темы и цели урока

Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

— Что на свете слаще всего?

— Кто на себе дом носит?

— Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

— Без чего человеку жить нельзя?

Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.

— Какова задача нашего урока?

устному народному творчеству

Работа по теме урока

Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину Запишем в тетради:
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).

Привязанность к определённой ситуации.

Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).

Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как песня поётся.

Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.

— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху

Читайте также:  Георг кершенштейнер народная школа

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.

Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился

Подведение итогов урока

Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках.

1.Прочитать статьи учебника, посвящённую пословицам и поговоркам, с.27-29, 31, ч.1.

2.Составить вопросы к статьям и подготовить ответы на них.

3. На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

Источник

«Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе) Методический аспект: из опыта работы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

городского округа Пущино

Муниципальная «Школа педагогического мастерства»

«Истоки русского национального характера в устном народном творчестве».(Фольклор в основной школе)

Методический аспект: из опыта работы.

Учитель русского языка и литературы Е.В.Борисова

Меткость русского фольклора

феноменальна и поразительна.

из которой нужно брать

для сегодняшнего дня.

Надеюсь, нам понадобятся скоро

азбучные истины фольклора.

Ещё до появления письменности русский народ создал яркий, богатый и образный язык. Эти свойства языка мудрый народ использовал, создавая произведения устного народного творчества. В них отразились взгляды русских людей на окружающий мир, их представления о явлениях природы, их глубокий внутренний духовный мир и складывающиеся на протяжении веков особенности национального характера. Всё это и должно, хотя бы в меньшей мере, быть донесено до каждого ученика в классе.

К сожалению, новая программа предусматривает изучение фольклора в сокращённом варианте и отводит на ознакомление с ним не так много часов.

Я считаю, что пятиклассники должны не только понять, чем устное народное творчество отличается от авторских литературных произведений и усвоить виды жанров фольклора, но и почувствовать, услышать прелесть языка древнерусского народа, национальное своеобразие русского характера.

Ведь не зря А.С. Пушкин создал пролог к поэме «Руслан и Людмила», где вспомнил популярные образы русских народных сказок, где не только перечисляет основных героев этого жанра, но и подчёркивает их своеобразие, наделяя определёнными качествами, заимствуя у народа яркие характеристики и художественно-выразительные средства. Царь Кощей «чахнет» над златом, то есть скупость доводит его до физического и духовного измождения. Он полностью во власти золотого идола. Дорожки «неведомые», о них никто не знает. Это подчёркивает наличие вымысла, фантазии в сказочных сюжетах. И звери там «невиданные», их никто не видел, они необыкновенны.

Вот почему в 5-м классе изучение русского фольклора предшествует знакомству с поэмой А.С. Пушкина. И это является логичным.

Поэтому, знакомя ребят с жанрами устного народного творчества в 5-м классе, я, в первую очередь, обращаю внимание на самобытность русского фольклора, в котором раскрывается наша, русская, «самость».

В первую очередь изучаются большие жанры – сказки. Они представлены сказкой «Царевна-лягушка». Все события русских волшебных сказок происходят или в некотором царстве, некотором государстве, или в тридевятом царстве – тридесятом государстве. Последние исследования этнографов утверждают, что тридесятое царство по географическому расположению и есть Россия, Русь. Но для ребят это очень сложно, да и время не позволяет говорить об этом подробно. О принадлежности к русской земле и нации говорит в сказке многое: и русские имена, и предметы быта, и элементы костюма. Сейчас есть возможность показать это и в презентации, и в отрывках экранизации сказок, так как для современных ребят это не всегда знакомо. Но главное для меня – это обращение к русскому характеру, поэтому сразу заостряю внимание детей на выделении главного героя, ведь именно его русский сказитель наделяет именем. Почему же он это делает? Чем Иван-царевич лучше других? С ответа на данный вопрос мы и начинаем работу над образом.

Читайте также:  Барыня русская народная на гитаре

А затем смелость, отвагу, силу и ловкость, когда проходит тяжёлые испытания Иван-царевич в поисках своей жены. В одном из вариантов сказки он три пары железных сапог износил, три железных посоха истёр, три железных хлеба изгрыз, блуждая по полям, лесам и болотам. За уважительность, почтение и открытость помогает ему старичок, за доброту и жалость к животным, которых он, голодный, оставляет в живых, они платят ему подмогой в борьбе с Кощеем. За верность и любовь к своей жене Василисе-Премудрой он награждён долгой и счастливой совместной жизнью. Так народ утверждает семейные ценности.

Героические сказки не представлены в новой программе и в учебнике. Но я обязательно отсылаю ребят к сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо», так как здесь раскрываются любовь Ивана и его братьев. Стойкость и героизм, мужество и отвага во время её защиты на Калиновом мосту через пограничную реку Смородину. И опять терпение и преодоление собственной слабости приносят Ивану удачу. Сонливые братья посрамлены, а герой, переломивший тягу ко сну, встретил врага во всеоружии и победил его. Иногда хитрость и смекалка, граничащие с мудростью, выручают героя. И это тоже отличительные черты русского человека, прославляемые народом. Недаром этими чертами он наделяет былинного героя Алёшу Поповича, не отличающегося силой и мощью Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Кстати, не имеющего ничего общего с придурковатым героем современных мультфильмов.

Эти же качества, мудрость и смекалка, характеризуют героев бытовых сказок. Прохожий «дурачок» посрамил жадную хозяйку, солдат – скупую старуху, сварив кашу из топора, а мужик – барина, умно разделив гуся. При разговоре об этом всегда стараюсь быть осторожной, чтобы ребята не возвели в ранг величия обман и ложь. Нет, именно ложь хозяйки и старухи, жадность и скаредность барина осмеяны. А мудрая хитрость «простачков», с житейской точки зрения, справедливо торжествует.

В силу сокращения времени на изучение фольклора, здесь мне помогают новые формы обучения – проектная и творческая деятельность по произведениям, не вошедшим в перечень программы. Защита проектов выручает и при изучении малых жанров фольклора.Так при знакомстве с пословицами и поговорками ребята определяют их тематику. Прежде всего, отмечаем общее в пословицах и распределяем их по темам: ученье и книга, труд и лень, дружба и вражда, любовь и ненависть, Родина, история страны, семья, язык и речь. Затем ведём наблюдение над тем. Как народ выражает своё отношение к данным понятиям, и делаем выводы: что народ ценит и уважает, что осуждает и презирает. Уважение к знаниям и книге, презрение к лени и нерадивости, прославление любви к Отечеству и призыв к его защите, преклонение перед настоящей дружбой и любовью, бережное отношение к семье, почитание отца и матери, уважение к истории своей страны, восхищение мудрой и образной речью – вот те ценности, которые возвеличивает русский народ.

Здесь же уместно говорить о необыкновенной талантливости народа, создавшего яркие, меткие, образные поговорки и замысловатые загадки, требующие напряжения ума, сообразительности, умения сравнивать и сопоставлять. Как ни восхититься сравнением простой морковки со сказочной девицей, заточённой в темнице и распустившей свою косу из её окна? Или яркой радугой, повисшей цветным коромыслом над рекою? Как ни улыбнуться сравнению созревшей луковицы со старым дедом, одевшимся во сто шуб и превратившимся от этого в шар?

Малые жанры представлены и песнями. Но подробно об этом говорим в 7-м классе. Это потом будет и тяжёлая доля русской женщины, матери, солдатки. И прославление русской вольницы, мечты о свободе. И исторические песни. А в пятом классе останавливаемся на жанре частушки, снова убеждаясь, что высмеивает русский народ леность, жадность, глупость, заносчивость и непослушание.

Заканчиваем изучение фольклора обобщающим уроком, если укладываемся во времени, или внеклассным мероприятием «Ярмарка фольклора», где и подводим итоги наших наблюдений. Дети получают заранее творческие задания в зависимости от индивидуальных возможностей и собственных желаний. Одни выступают в роли актёров, другие помогают в оформлении праздника-урока, группа ребят делает иллюстрации к выбранным произведениям, наиболее подготовленные сочиняют свои загадки о современных предметах, сказки, рассказы по пословице, раскрывающие её смысл (прямой или переносный), готовят выразительное чтение или пересказ маленькой сказки либо законченного отрывка.

И начинается праздник русского фольклора ярмарка. Почему именно ярмарка? А где же, как не на ярмарке, можно было услышать яркую, сочную, образную речь, где торговцы. Соревнуясь, расхваливали свой товар, зазывая покупателей. Здесь можно было познакомиться с народными промыслами, увидеть и услышать балаган, раёк, встретить потешников, шутников, рассказчиков, веселящих народ. Сюда шли не только за покупками, но и с тем, чтобы что-то узнать, услышать, посмотреть. Одним словом, ярмарка была своеобразным очагом культуры.

Вот и мы торгуем, но отдаём товар даром: обращаясь к разным жанрам, повторяем их своеобразие и особенности, представляем каждый из них, делимся своим творчеством друг с другом. Защищаем иллюстрации, читаем сказки, загадываем свои загадки, поём частушки.

И, конечно, подводя итог, беседуем о значении русского фольклора. Ребята отмечают, что, изучая фольклор, мы учимся уму-разуму, воспитываем свой характер, стремимся быть достойными наших предков, развить в себе лучшие качества русского человека, узнаём много о своём народе и о прошлом русской земли, учимся любить Родину, развиваем свою речь, обогащаем её, делая ярче, образнее, красивее.

Фольклор – это золотые россыпи, он нужен и сегодня.

А потом мы вернёмся к этой теме, изучая сказки А.С. Пушкина, и увидим, как великий поэт учился у народа, создавая свои шедевры.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни