5 антонимов из устной народной речи

Народные советы

Речевые игры для детей 5–6 лет. Синонимы, антонимы

Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 5–6 лет. Синонимы, антонимы

Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля»

Высокий, большой, низкий.

Длинный, большой, короткий.

Радость, радостный, печаль.

Большой, низкий, маленький.

Поднимать, опускать, брать.

Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать.

Тяжелый, длинный, легкий.

Покупать, продавать, отдавать.

Короткий, маленький, длинный.

Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.

Выбрать из трех или четырех слов одно, противоположное по смыслу

Холодильник (мороженое, электроплитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Обогреватель (сумка, пылесос, вентилятор, утюг)

Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

«Закончи предложение и назови слова-«неприятели»

Слон большой, а комар.

Камень тяжелый, а пушинка.

Золушка добрая, а мачеха.

Зимой погода холодная, а летом.

Сахар сладкий, а горчица.

Дерево высокое, а куст.

Дедушка старый, а внук.

Суп горячий, а компот.

Сажа черная, а снег.

Молоко жидкое, а сметана.

Река широкая, а ручеек.

Работать трудно, а отдыхать.

Днем светло, а ночью.

Сегодня мне весело, а вчера было.

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает.

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом.

Кричат громко, а шепчут.

Я больна, но скоро буду.

Я живу близко от реки, а мой друг.

Продавец продает, а покупатель.

Друзья иногда ссорятся, но легко.

Легко заболеть, но трудно.

Воспитатель спрашивает, а дети.

Утром дети приходят в детский сад, а вечером.

Сначала гостей встречают, а потом.

При встрече здороваются, а при расставании.

Вечером ложатся в кровать, а утром.

утро — говорить — восход — взял —

весна — нашел — зима — забыл —

грязь — ложиться — жара — одеваться —

мир — мириться — правда — опускать —

радость — помогать — вдох — смеяться —

польза — включать — грязь — входить —

великан — хвалить — богач — заснуть

Близко — редко — медленно — рано —

темно — низко — легко — можно —

трудно — радостно — много — плохо —

сухо — широко — ярко — высоко —

чисто — мокро — светло — быстро —

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.

Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?

Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?

Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?

Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?

«Чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами»

Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.

Выбери из трех слов два слова-«приятеля»

Конь, собака, лошадь.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

«Придумай слова- «приятели» к данным словам»

Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.

Ход игры.

Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.

— Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать (Дети перечисляют слова на заданный звук.)

— Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на [о] мы можем назвать?

(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.

«Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)

Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.

Ход упражнения.

Примерные высказывания детей:

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,

— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».

Тихо листики летали,

Очень листики устали.

Отдохнуть они хотят.

Вот и просят ребят: ….

Далее воспитатель говорит каждому ребенку (или группе детей,куда отнести и положить листья: Даша (Данила, Лиза, Артем, положи (те) меня (нас) под ковер (стол)», и т. д. Игра повторяется 3- 4 раза.

Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.

Ход игры.

Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.

Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке).

Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а).Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.

Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.

Ход игры.

Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться.

Фрукты – груша и т. д.

Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.

Ход игры.

— Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.

Читайте также:  Какого инструмента нет в народном оркестре баяна балалайки валторны

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Ход игры.

Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.

Я люблю конфеты, потому что они…

Я беспокоюсь за бабушку, потому что…

Я хочу дружить с, потому что…Мы любим слушать, потому что…

«Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)

Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.

Ход игры.

Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу,например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.

Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.

В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.

Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.

Ход игры.

«Падают, падают капли»

Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.

Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)

Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.

Ход игры.

Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].

Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.

— Дополните предложения словом хотеть:

Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).

Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.

Ход игры.

«Падают, падают снежинки»

Ход игры.

Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»

Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.

Ход игры.

— Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.

Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).

Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).

Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.

Ход игры.

На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку).Затем педагог объясняет задание:

Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.

Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.

«Я знаю пять названий»

Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.

Ход игры.

Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.

Ход игры.

— Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом. (С. Маршак)

— Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)

Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.

Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.

Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.

Ход игры.

Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].

Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).

Дети, найдя предмет,вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.

Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).

Ход игры.

Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным.Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.

Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.

У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.

Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.

Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.

Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.

Я из парка вышел. – Я в парк пришел.

Я люблю зиму. – А я люблю лето.

Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.

Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.

Ход игры.

Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю.Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.

Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных

Ход игры.

Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом).Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.

Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.

Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.

Ход игры.

Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.

Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки.

Читайте также:  Как убрать рыжину с волос после окрашивания в домашних условиях народными средствами

Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.

Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

Ход игры.

Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).

Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.

Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры.Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.

«Кто как передвигается?»

Цель: активизировать словарь детей.

Ход игры.

Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.

— Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?

«Подбери похожие слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

Ход игры.

Земля мокрая (влажная, сырая).

Воротничок свежий (чистый).

Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).

Вода мутная (грязная). И т. д.

Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.

Ход игры.

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.

Ход игры.

Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?

Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).

Ход игры.

В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.

Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.

Ход игры.

Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).

Педагог объясняет,что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.

а)для сеток в один ряд:

б)для сетки в два ряда:

красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.

Цель: развивать словарь существительных и глаголов.

Ход игры.

Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь.Примерный набор слов:

Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?

Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?

Воет, дует, гудит. Кто это?

Лает, кусается, грызет. Кто это?

Мычит, жует, пасется. Кто это?

Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–7 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге домой для детей 5–6 лет» Консультация для родителей. Речевые игры по дороге домой для детей 5- 6 лет. Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь.

Консультация для воспитателей «Речевые игры» Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании.

Конспект занятия по развитию речи «Антонимы и звуки [Ч], [Ш], [С], [З]» во второй младшей группе для детей 3–4 лет Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы). Закрепить правильное произношение звуков: ч, ш, с, з. Учить узнавать.

Речевые игры для детей и их родителей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей Каждая мамочка, бабушка, папа мечтают, чтобы их ребёнок как можно раньше овладел необходимым для человечества дарам – это речью. Очень важно,.

Речевые игры для старших дошкольников Есть ряд игр в слова, в которые можно играть везде: дома и на улице, в автобусе и магазине. 1. «Скажи наоборот» — очень важная игра — формирует.

Картотека «Речевые игры и упражнения для дошкольников» Цель: коррекция речи и движения, работа по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Упражнение «Пильщики» (на развитие.

Речевые игры с детьми 4–5 лет Речевые игры с детьми 4-5 лет Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек»,.

Источник

Практические упражнения «Синонимы. Антонимы. Омонимы» 5 класс.

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Синонимы. Антонимы. Омонимы» 5 класс.»

Найдите в предложениях разновидности омонимов, объясните их значение.

1)Мы сидели на ели и семечки ели, и тогда только слезли мы с ели, когда семечки съели.

2)Злато! Злато! Сколько через тебя зла-то!

3)Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот.

4) Зависело б от мыла, веснушки б я отмыла.

Подберите синонимы к словам и составьте с ними словосочетания или предложения.

Говорить, храбрый, враг, бояться, холод, большой, хотеть, блестеть.

Расположите синонимы в порядке усиления действия/признака.

1)Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

2)Сказать, кричать, воскликнуть.

3)Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.

Используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов, исправленные предложения запишите.

1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был

весь охвачен огнем.

3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Составьте сложное предложение, в котором два простых предложения сцеплены между собой синонимами.

Богатырь (исполин), волшебник (колдун), наряд (убранство).

К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.

Читайте также:  Летучий корабль русская народная сказка отзыв

Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.

Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.

Найдите в стихотворении разновидности омонимов, объясните их значение.

Бобѐр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.

Как вы думаете, в какие группы мы можем их объединить? Запишите слова в выбранные группы.

Дебаты, отважный, грустить, защищать, горевать, смелый, спор, бесстрашный, оборонять, печалиться, дискуссии, охранять, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать оберегать, решительный.

Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.

Корень учения горек, а плод …

В глаза не хвали, а …

Сытый … не разумеет.

Ласточка день начинает, а соловей …

За маленьким погнался, а …

Правой рукой строит, а левой…

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках синонимы в нужном падеже.

Выпишите синонимы. Какие из них усиливают экспрессивность высказывания? Какие служат для уточнения? Сделайте вывод о стилистической функции синонимов. Укажите, какой частью речи являются синонимы из первого предложения.

1) И оттого музыка так страшно, так ужасно действует (Л.Толстой).

2) Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница (Ф.Достоевский). 3) Хорь был человек положительный, практический. Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика (И.Тургенев).

4) Было трудно понять: почему литераторы изображают интеллигентов бесхарактерными, безвольными. (М.Горький).

5) У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А.Чехов).

Устное сообщение: пользуясь словарем «Пословицы и поговорки народов мира» найдите пословицы, аналогичные русским, в которых также встречаются антонимы. Сделайте вывод.

1) Полный – пустой.
2) Посеешь – пожнешь.
3) Горек – сладок.
4) Свет – тьма.
5) Дело – потеха.

Найдите антонимы в крылатых словах и выпишите их. Обратите внимание на то, что выразительность высказывания во многом определяется наличием в нем слов-антонимов. Сделайте вывод о стилистической функции антонимов. Какой темой объединены представленные крылатые выражения?

1) Хороша веревка длинная, а речь короткая.

2) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

3) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

4) Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим (Платон).

5) Если не умеешь говорить, научись слушать (Помпоний).

6) Кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф.Ларошфуко).

7) Самая опасная ложь – это слегка извращенная правда (Лихтенберг).

8) Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало (Ж.-Ж. Руссо).

Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.

2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.

3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).

4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).

5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).

6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).

8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).

Прочитайте пары слов, подумайте, на какие две группы их можно распределить? Запишите полученные группы.

1) скосил траву – скосил глаза

2) косяк журавлей – дверной косяк

3) легкая задача – трудная задача

5) старая квартира – новая квартира

6) старая квартира – новая квартира

9) глухой голос – звонкий голос

10) свободное место – занятое место

В каких рядах не все слова являются синонимами? Синонимы запишите, объясните их значение.

1) нездоровый, больной, хилый

2) умный, сообразительный, головастый

3) трудный, тяжелый, нелегкий

4) горевать, печалиться, плакать

Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах, объясните их значение.

1) компания – кампания

2) расплачусь – расплачусь

3) мой (полы) – мой (портфель)

4) лук (растение) – лук (орудие)

5) ты мне дорога – дорога длинная

К словам из группы а) подберите синоним, используя слова из группы б); запишите полученные пары слов, вставьте пропущенные буквы.

а) Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;

К данным словам подберите антонимы.

О чём (о ком) идёт речь? Определите, что это за слова, ответы запишите.

1) Она пуще неволи; если на «неё» ехать, то не надо собак кормить.

2) Его встречаем мы в грамматике; на нём говорят в определённых районах;

3) Он может быть человеческий и грамматический.

4) Они помогают улучшить зрение, служат для определения победителя.

5) Он не без добрых людей; он лучше доброй ссоры, даже если он худой;

6) Его готовят из молока, сахара и патоки; он имеет крупные цветки; из него можно связать красивые вещи

Что общего может быть между песком, временем и сердцем? – И песок, и время, и сердце могут быть золотыми.

Определите, что общего между данными словами:

Подушка, характер, требования;

Старик, вопрос, воображение;

Нитка, тетрадь, работа;

Проспект, архитектор, предложение;

Знаток, город, перемена;

Дуб, держава, талант;

Друг, ответ, выигрыш.

Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».

Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?

Найдите в предложениях омоформы, запишите их.

1) Каков ни есть, а хочет есть.

Побелил с утра я потолок – к вечеру картошки потолок.

3) Не хочет косой косить косой, говорит: «Коса коса».

4) Велели Поле полоть в поле.

6) Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался.

Из предложенных слов выпишите:

1) ряды однокоренных слов

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

Подбери к подчеркнутым словам антонимы.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни