4 состояние народного образования в стране и перспективы его развития

Народные советы

Проблемы и перспективы развития образования в России Доклад

Проблемы и перспективы развития образования в России

1. Проблемы российской образовательной системы

2. Перспективы образования в РФ

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Проблемы российской образовательной системы

Развитие российской образовательной системы происходит в сложной ситуации. На образовательные учреждения воздействие оказывают различные неблагоприятные факторы (Рис.1). Основными из них являются: социальная и экономическая нестабильная ситуация в обществе; криз в экономике и дефицит финансовых средств; требующая существенных доработок правовая база в сфере образования. Рис.1

Особая проблема заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования.

Достижение современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, направленность на развитие личности, формирование морально-нравственных ценностей, социальных норм и прочих констант культуры являются наиболее важными проблемами.

Наблюдается нарушение единства образовательного пространства в части изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин наблюдаются еще достаточно часто.

Сегодня отсутствует преемственность между этапами образования. Многопредметность в начальной школе осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов.

Говоря о недостаточности финансирования, нельзя не сказать о том, что многие образовательные учреждения не способны экономить, мобилизировать внутренние резервы, максимально использовать имеющейся потенциал.

Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, часто низкого качества, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня.

Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание следует уделять содержанию учебников истории, обществознания и литературы. Эти дисциплины призваны отвечать за нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

В целом по стране остается проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Наблюдается устойчивое старение педагогов образовательных учреждений всех типов и видов. Ухудшается ситуация с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в селе, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, нуждающихся в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не достаточно для обеспечения потребности в их содержании и обучении.

Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Это было ценностным достоянием советского образования. Важно определение нравственных ориентиров нового поколения, формирующих прочную духовную опору и подлинные жизненные ценности.

Нарушено взаимодействие высших учебных заведений с промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Это привело к снижению качества процесса обучения, прежде всего свертыванию практической подготовки специалистов.

Перспективы образования в РФ

Уровень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет.

Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры, которыми должна и может обладать образовательная система России:

междисциплинарность обучения способно обеспечить расширение сферы применения знаний;

мощные фундаментальные знания;

обучение человека действовать в ситуации неопределённости, развитие нелинейного мышления учащегося;

воспитывать и поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, непрерывное самообразование;

творческий характер обучения, направленный, в частности, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;

обучение добывать и фильтровать информацию;

воспитывать людей способных брать на себя ответственность.

Исходя из вышеперечисленных исходных данных, можно сформулировать более широко цели, к которым должно идти образование в процессе развития:

фундаментальность образования путем интеграции науки и образования;

непрерывность образования на основе саморазвития;

творческий характер обучения;

усиление воспитательного потенциала системы образования.

Если связывать будущее Российской Федерации с инновационным путем развития, то переход к опережающему образованию неизбежен. Уже сегодня необходимо готовить специалистов, которые потребуются завтра. Движение в сторону развития образовательной системы началось. Введение ФГОС – это большой шаг вперед. Следует обратить внимание на то, как эти стандарты будут реализовываться на практике.

В процессе введения ФГОС особенно остро стоят вопросы методического сопровождения практической части образования. В период перехода на новые стандарты образования необходима методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Источник

Проблемы и перспективы развития образования в России Часть 1

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проблемы и Перспективы развития системы образования в российской федерации Автор: Н.А. Смирнова

Цель исследования – изучить проблемы и перспективы развития образования в современной России, а также ответить на вопрос: «Какое образование нужно мне и моим детям?».

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют между собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Проблемы российской образовательной системы Развитие российской образовательной системы происходит в сложной ситуации. На образовательные учреждения воздействие оказывают различные неблагоприятные факторы. Основными из них являются: социальная и экономическая нестабильная ситуация в обществе; криз в экономике и дефицит финансовых средств; требующая существенных доработок правовая база в сфере образования.

Особая проблема заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав всех субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в сфере образования. Достижение современного высокого уровня содержательной части общего образования,гуманизация,направленность на развитие личности, формирование морально-нравственных ценностей, социальных норм и прочих констант культуры являются наиболее важными проблемами.

Наблюдается нарушение единства образовательного пространства в части изучения русского языка как государственного.Разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин наблюдаются еще достаточно часто. Сегодня отсутствует преемственность между этапами образования. Многопредметность в начальной школе осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов.

Многопредметность в начальной школе осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается количество выпускников средней школы, которые могут пройти ЕГЭ без дополнительной подготовки и репетиторов. Говоря о недостаточности финансирования, нельзя не сказать о том, что многие образовательные учреждения не способны экономить, мобилизировать внутренние резервы, максимально использовать имеющейся потенциал. Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, часто низкого качества, происходит на фоне того, что многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня. Эти дисциплины призваны отвечать за нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране остается проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Наблюдается устойчивое старение педагогов образовательных учреждений всех типов и видов. Ухудшается ситуация с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в селе, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья и ребят, нуждающихся в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее количество образовательных учреждений для указанных детей не достаточно для обеспечения потребности в их содержании и обучении.

Читайте также:  Куда девать волосы после стрижки народные приметы

Это привело к снижению качества процесса обучения, прежде всего свертыванию практической подготовки специалистов. Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания. Это было ценностным достоянием советского образования. Важно определение нравственных ориентиров нового поколения, формирующих прочную духовную опору и подлинные жизненные ценности. Нарушено взаимодействие высших учебных заведений с промышленностью, опытными и экспериментальными производствами.

Перспективы образования в РФ Уровень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности.

Параметры, которыми должна и может обладать образовательная система России: междисциплинарность обучения способно обеспечить расширение сферы применения знаний; мощные фундаментальные знания; обучение человека действовать в ситуации неопределённости, развитие нелинейного мышления учащегося; воспитывать и поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, непрерывное самообразование; творческий характер обучения, направленный, в частности, на обучение осуществлять самостоятельно выбор; обучение добывать и фильтровать информацию; воспитывать людей способных брать на себя ответственность.

Исходя из вышеперечисленных исходных данных, можно сформулировать более широко цели, к которым должно идти образование в процессе развития: фундаментальность образования путем интеграции науки и образования; междисциплинарность образования; непрерывность образования на основе саморазвития; творческий характер обучения; информатизация образования; усиление воспитательного потенциала системы образования

Если связывать будущее Российской Федерации с инновационным путем развития, то переход к опережающему образованию неизбежен. Уже сегодня необходимо готовить специалистов, которые потребуются завтра. Движение в сторону развития образовательной системы началось. Введение ФГОС – это большой шаг вперед. Следует обратить внимание на то, как эти стандарты будут реализовываться на практике.

В процессе введения ФГОС особенно остро стоят вопросы методического сопровождения практической части образования. В период перехода на новые стандарты образования необходима методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Номер материала: ДБ-034846

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Перспективы развития образования россии в XXI в.

А. П. Егоршин,
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В XXI В.

Состояние системы образования в России

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России и характеризуется на начало 1998 г. следующими показателями:

Рассмотрим виды образовательных учреждений согласно законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов).

В будущем влияние этого вида собственности будет возрастать в соответствии с расширением экономической самостоятельности регионов.

По видам общеобразовательных программ учебные заведения разделяются на дошкольные, начальные общие, основные общие, средние полные общие. Это наиболее массовая группа учебных заведений в России, в основном с муниципальной формой собственности. На начало 1999 г. в РФ функционировало 69 600 общеобразовательных учебных заведений. В связи с одобрением Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) на Всероссийском совещании работников образования 14-15 января 2000 г. в Москве, в ближайшие 20-30 лет предстоит реформа средней школы.

По видам профессиональных образовательных программ различают учреждения, ведущие начальную, среднюю, высшую и послевузовскую профессиональную подготовку. В настоящее время в России действует 7 458 учебных заведений данного вида.

В условиях переходного периода рыночной экономики с середины 90-х гг. повышенный спрос возник на программы высшего образования, в результате чего число вузов увеличилось почти в 1,8 раза (с 514 до 914), в основном за счет создания сектора негосударственного образования. Одновременно шел процесс спонтанного преобразования, а фактически «переименования» отраслевых государственных институтов в академии и университеты. В типовом положении о вузах даны четкие определения трех основных видов высших учебных заведений:

Классификация образовательных учреждений приведена на рис. 1.

Рис. 1. Классификация образовательных учреждений

Показатели системы образования в России за период с 1985 г. по 1998 г. приведены в табл. 1. Очевидны следующие тенденции изменения показателей по отношению к 1985 г.:

Показатели системы образования России

N Показатели 1985 1990 1995 1997 1998
1 Общее число учебных заведений 74866 75559 77124 76963 77966
1.1 Общеобразовательные учебные заведения (школы), ед. 67100 67600 68900 68500 69600
1.2 Начальные профессиональные учебные заведения (ПТУ), ед. 4196 4328 4166 4050 3954
1.3 Средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), ед. 2566 2603 2534 2653 2584
1.4 Высшие учебные заведения, всего 502 514 762 880 914
в том числе: государственные 502 514 569 578 580
негосударственные 193 302 334
2 Общая численность учащихся, тыс. чел. 26005,4 27289,5 27976,4 27896,6 28804,9
2.1 Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах, тыс. чел. 18574 20328 21566,8 21733,4 21478,9
2.2 Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, тыс. чел. 1987 1867 1689 885 1676
2.3 Численность студентов средних профессиональных учреждений, тыс. чел. 2478,3 2270 1929,9 2029,9 2052
2.4 Численность студентов высших учебных заведений, тыс. чел. 2966,1 2824,5 2790,7 3248,3 3598
2.5 Общая численность учащихся в расчете на 10 000 населения, чел. 1808 1844 1886 1891 1959
3 Выпуск учащихся, всего, тыс. чел. 3986,6 3344,7 2650,2 2836,9 3084,2
3.1 Выпускники дневных и вечерних общеобразовательных школ, тыс. чел. 1473 1035 932 1037 1253,2
3.2 Выпускники учреждений начального профессионального образования, тыс. чел. 1378 1272 841 800 785
3.3 Выпускники средних специальных учебных заведений, тыс. чел. 659 636,6 474 542,2 545
3.4 Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел. 476,6 401,1 403,2 457,7 501
3.5 Выпуск в расчете на 10 000 населения, чел. 277,2 225,9 178,7 192,3 209,7
4 Численность преподавательского состава, тыс. чел. 1707,5 2005,8 2333,1 2470,2 2498,9
4.1 Численность учителей дневных общеобразовательных школ, тыс. чел. 1171 1442 1718 1813 1811
4.2 Численность преподавателей средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел. 126,3 124,4 110,7 115 123,1
4.3 Численность преподавательского состава государственных вузов, всего, тыс. чел. 205,1 219,7 252,2 271,1 282,4
в том числе:
государственных вузов
205,1 219,7 239,2 247,5 249,6
негосударственных вузов 13 23,6 32,8

1. Число учебных заведений. Отмечаем увеличение числа общеобразовательных учебных заведений на 250 единиц. Сократилось количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ) на 242 единицы. Общий рост числа учебных заведений по всем уровням составил 3 100 единиц, несмотря на глубокий экономический кризис в стране.

2. Общая численность учащихся. Наблюдается рост общей численности учащихся и студентов на 2 800 тыс. человек, несмотря на сокращение этого контингента учащихся в системе начального и среднего профессионального образования соответственно на 311 и 426 тыс. Отметим значительный рост числа студентов вузов на 632 тыс. человек (или на 21 %) к уровню 1985 г. В целом общая численность учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения имеет тенденцию роста с 1 808 до 1 959 человек, т. е. почти 20 % населения учится!

Читайте также:  Кашель сухой лечение народными средствами быстро

Проблемы системы образования

Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ. Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) образования:

1. Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):

2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

3. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

4. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):

5. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы бизнеса, центры образования и др.):

Международные сравнения в области образования

Международные сравнения являются важным методом оценки существующего состояния системы образования Российской Федерации по отношению к высокоразвитым странам и позволяют определить ориентиры для разработки среднесрочных прогнозов развития социальной сферы. Наиболее известным в мировой практике является индексный метод, используемый в ежегодных Докладах ООН о развитии человека.

Сущность метода заключается в расчете сопоставимых индексных показателей, характеризующих различные стороны экономической и социальной жизни стран мира за ряд лет, и определении интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). В Докладе содержится от 30 до 50 разделов, или более 100 локальных показателей, характеризующих ИРЧП, причем показатели системы образования приведены в нескольких разделах. Рейтинг стран по ИРЧП меняется по годам, однако высокоразвитые страны «семерки» закономерно находятся в первой «двадцатке» по ИРЧП (табл. 2).

Рейтинги стран по ИРЧП

Страны Рейтинги по годам
1998 1999
Канада 1 1
США 4 3
Япония 8 4
Великобритания 14 10
Франция 2 11
Германия 19 14
Италия 21 19
Россия 72 71

Из таблицы видно, что Россия находится в зоне стран со средним уровнем развития, и ее положение существенно не изменилось в последние два года. В расчете ООН фигурируют 174 страны мира. Нами сделана выборка индексных показателей, характеризующих системы образования стран «восьмерки» (табл. 3).

Международные сравнения в области развития человеческого потенциала
(Доклад ООН о развитии человека за 1999 г.)

Показатели Россия Канада США Япония Великобритания Франция Германия Италия
Индекс развития человеческого потенциала (1997), доли 0,747 0,932 0,927 0,924 0,918 0,918 0,906 0,900
Индекс уровня образования, доли 0,92 0,99 0,97 0,94 0,99 0,97 0,95 0,93
Уровень грамотности взрослого населения (1997), % 99,0 99,0 99,0 99,0 99,0 99,0 99,0 98,3
Совокупный валовой показатель поступивших в учебные заведения 1, 2 и 3-го уровней (1997), % 77,0 99,0 94,0 85,0 100 92,0 88,0 82,0
Число ученых и технических специалистов, занимающихся
НИОКР на 1 000 человек населения (1990-1996), чел.
4,2 3,7 3,6 7,1 3,4 5,4 4,3 2,1
Ожидаемая продолжительность жизни (1997), лет 66,6 2,68 76,7 80,0 77,2 78,1 77,2 78,2
Валовой национальный продукт (ВНП) (1997), млрд. долл. США 394,9 595,0 7783,1 4812,1 1231,3 1541,6 2321,0 1160,4
Реальный ВНП на душу населения (1997), тыс. долл. США 2,68 19,64 29,08 38,16 20,87 26,30 28,28 20,17
Доля расходов на образование (1993-1996), % от общих государственных расходов 9,6 13,5 14,4 9,9 11,1 9,5 9,0
Доля расходов образования
(1993-1996), % от ВНП
4,1 7,0 5,4 3,6 5,4 6,1 4,8 4,7
Расходы на образование (1997),
млрд. долл. США
16,19 41,65 420,29 173,24 66,49 94,04 111,41 54,54

К сожалению, огромные диспропорции сложились и в суммарных расходах на образование в долларах США. В 1997 г. в России они составили 16,19 млрд. долл., а в США израсходовано на образование 420,29 млрд. долл., т. е. в 26 раз больше средств при разнице в численности населения всего в 1,8 раза. После 17 августа 1998 г. этот разрыв еще больше увеличился, т. к. доля расходов в бюджете России уменьшилась до 3,8 %, а курс рубля к доллару США снизился в 4 раза.

Система управления образованием

Существующая система управления образованием в России является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода и в 90-х гг. претерпела ряд реформ на федеральном уровне. Среди наиболее крупных реформ отметим следующие:

Несмотря на проведение указанных реформ, система управления образованием в России характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократизацией и нарушением норм управляемости (рис. 2).

Рис. 2. Предлагаемая структура управления образованием (2005-2010)

Мы предлагаем перейти к процедуре одноразового лицензирования и аттестации направлений и специальностей высшего и среднего профессионального образования и передать ее региональным управлениям образования с корректировкой по истечении пяти лет методом уведомления. Это позволит сократить общие затраты на данную процедуру в 5-10 раз.

1. Несмотря на реформу образования, ряд министерств и ведомств России сохраняют высшие и средние профессиональные учебные заведения (Минсельхоз, Минтранспорта, Госстрой, Минэнерго, Минэкономики и др.). Это, с одной стороны, затрудняет проведение единой политики в образовании страны, а с другой стороны, требует контроля по линии Минобразования РФ за процедурой лицензирования, аттестации и аккредитации. Сохранение ограниченного числа учебных заведений в силу их специфики возможно только для «силовых» министерств (МО, МВД, ФСБ). Все остальные учебные заведения необходимо передать в подчинение Минобразования РФ, что позволит проводить единую политику в образовании и окончательно устранить его ведомственность.

Стратегия реформирования системы образования

Варианты будущего развития позволяют разработать стратегию в нескольких вариантах в зависимости от состояния внешней среды (STEP-анализ) и внутренней среды (SWOT-анализ). В стратегическом менеджменте предпочтительно рассматривать три главных сценария (варианта, альтернативы) развития: пессимистичный, реалистичный, оптимистичный.

Пессимистичный (2000-2010), когда происходит ухудшение состояния социальной, экономической и политической системы общества, что приводит к снижению качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Реалистичный (2000-2010), когда происходит стабилизация состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.

Оптимистичный (2010-2025), когда наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.

В качестве критериев для сравнения различных вариантов развития образования могут быть приняты следующие показатели международных сравнений:

Эти данные публикуются по странам мира в ежегодном Докладе о развитии человека ООН.

В зависимости от выбранного сценария (варианта) развития, состояния национальной экономики, факторов внешней и внутренней среды могут применяться различные типовые стратегии развития образования (фокусирование, дифференциация, наступление и отступление, лидерство и ликвидация и др.) В результате выполненного нами системного исследования рассмотрены три сценария развития системы образования в России на период до 2025 г. Сценарии развития связаны с состоянием внешней среды России (экономическая и политическая ситуация), внутренней среды (состояние и процесс реформирования системы образования в России) и типовыми стратегиями развития. Приведем реалистичный сценарий развития образования в России (табл. 4).

Реалистичный сценарий развития системы образования в России

Нами сделан прогноз некоторых социальных показателей, характеризующих образование России по реалистичному сценарию развития (рис. 3). Дадим пояснения по методике расчета показателей. Валовой внутренний продукт России рассчитан учеными отделения экономики РАН и взят из работы «Путь в XXI век: проблемы и перспективы российской экономики».

Рис. 3. Динамика социальных показателей России

Численность населения России за 1990, 1995, 1998 гг. определена по данным Госкомстата РФ, а прогноз на 2000, 2005 и 2010 гг. сделан на основе средних арифметических данных прогнозов Госкомстата РФ, ООН и бюро цензов США.

Такие показатели, как численность учащихся, выпуск учащихся и численность преподавателей, определены по фактическим данным Госкомстата РФ за 1990, 1995 и 1998 гг. по всем уровням образования. Прогноз указанных показателей на 2000, 2005 и 2010 гг. сделан методом экстраполяции данных за период с 1985 г. по 1998 г. по реалистичному сценарию развития системы образования в России. Наши расчеты не прогнозируют резкого спада численности учащихся к 2010 г. Это произойдет только в сфере среднего общего и начального профессионального образования, но будет компенсировано ростом количества студентов в сферах высшего и среднего профессионального образования за счет некоторых категорий трудоспособного населения, не занятых в кризисной экономике 90-х гг.: безработные, домохозяйки, демобилизованные, осужденные, лица, не имеющие высшего профессионального образования.

Читайте также:  Как быстро похудеть народными средствами за 3 дня

Другим центром содержания реформ в национальной доктрине образования должно стать, по нашему мнению, развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий и «интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством». Высшей школе принадлежит ведущая роль в любой социальной реформе как центру образования и науки, «кузнице» кадров высшей квалификации. К сожалению, в образовательной доктрине не показаны пути реформирования государственных и негосударственных (районирование, специализация, универсализация, укрупнение и др.).

Методология системного подхода позволяет представить учебные заведения в виде взаимосвязанной совокупности подсистем, которые рассматриваются как объекты стратегического управления. Мы предлагаем рассматривать высшее учебное заведение как совокупность шести подсистем, объединяющих функционально взаимосвязанные виды деятельности: учебную, научную, экономическую, управленческую, маркетинговую, хозяйственную.

Концептуальная схема учебного заведения показана на рис. 4.

Рис. 4. Концептуальная схема учебного заведения

Состав функций управления определен на основе Классификатора функций управления учебного заведения. Распределение функций управления может изменяться по подсистемам в зависимости от специфики вуза и составляет предмет системного проектирования стратегии развития вуза. Концептуальная схема может быть использована для проработки стратегических вариантов развития отдельных подсистем вуза и разработки рациональной системы управления учебным заведением.

В связи с процессом экстенсивного развития вузов в 90-х гг. за счет увеличения числа специальностей, роста платного обучения, создания значительного числа негосударственных вузов и развития конкуренции возникла задача оценки масштаба управления учебным заведением и рациональным их районированием в регионе. Основным критерием оценки, на наш взгляд, могут быть общественно-необходимые затраты на образование, определить которые весьма непросто, и среднесписочная численность студентов вуза как объемный критерий масштаба управления и конечного результата работы вуза.

Расчет количества вузов и ссузов по категориям и среднесписочной численности абитуриентов по данным за 1998/1999 уч. г. и прогноз до 2010 г. приведен в табл. 5.

Высшее и среднее профессиональное образование в России*

Показатели Число учебных заведений Численность студентов, всего, тыс. чел Средняя численность студентов в заведении,
Существующее положение (по данным 1998-1999 гг.)
1. Государственные вузы 580 3 347 5 771
2. Негосударственные вузы 334 251 1 331
3. Государственные средние специальные учреждения (ссузы) 2 584 2 052 1 259
ИТОГО 3 498 5 650 1 615
После проведения реформы профессионального образования (2010 г.)
1. Государственные университеты 200 4 800 24 000
2. Негосударственные вузы 100 1 000 10 000
3. Государственные средние специальные учреждения (ссузы) 800 1 200 1 500
ИТОГО 1 100 7 000 6 364

— Данные на 2010 г. определены методом экспертных оценок и экстраполяции динамики образования в 1990-1999 гг. Сделано предположение, что численность студентов увеличится до 7000 чел. при изменении их структуры по уровням образования.

— Число учебных заведений принято по оптимистичной стратегии реформирования системы образования. Существующие госвузы (институты, академии, университеты) входят в состав региональных университетов в ранге институтов как юридические лица. Отраслевые государственные ссузы входят в состав региональных университетов как структурные подразделения. Негосударственные вузы проходят государственную аккредитацию с включением в их состав части государственных ссузов по территориальному признаку.

Сформулируем предложения по реформированию системы образования на период до 2010 г.:

3. Назрела необходимость четкой государственной политики в области негосударственного сектора образования. Во-первых, изыскать возможности передачи негосударственным образовательным учреждениям освобождающихся зданий вузов и ссузов в собственность или хозяйственное пользование, передать часть студентов, обучающихся на платной основе, из реформируемых вузов и ссузов, где обучение нецелесообразно ввиду малочисленности студентов. Во-вторых, ужесточить требования по лицензированию и аттестации негосударственных вузов (специальности, численность студентов, состояние материальной базы, качество обучения), как это сделано в 1993-1999гг. в банковской системе РФ. Это должно коснуться также государственных вузов при лицензировании и аттестации новых направлений и специальностей, не соответствующих их «техническому» или отраслевому профилю. В-третьих, сосредоточить платное обучение в негосударственных вузах, ограничив его долю до определенных размеров в государственных вузах (25 %).

4. Реформируя систему среднего профессионального образования, предусмотреть возможность сокращения числа мелких районных и городских ссузов с 2 584 со средней численностью студентов 1 259 чел. до 800 ссузов со средней численностью 1500 студентов. В основу реформирования предлагается заложить передачу ссузов в состав государственных и негосударственных вузов и широкое использование дистанционных технологий обучения. Это позволит за 5-10 лет улучшить качество обучения, усилить материальную базу и преподавательский состав ссузов и занять им достойное место в подготовке специалистов 1-го уровня для небольших предприятий и организаций в регионах.

5. Исполняя Указ Президента РФ N 774 от 23.07.97 г. и Постановление правительства РФ N1165 от 15.09.97 г. «О подготовке управленческих кадров для организации народного хозяйства РФ», инициировать программу создания крупных государственных институтов по подготовке менеджеров в регионах на основе объединения отраслевых ИПК и школ бизнеса. Для этого предлагается пересмотреть государственную политику в области образования, в частности, усилить требования по аккредитации вузов и их филиалов по экономическим и управленческим специальностям.

В качестве основного звена реализации программ высшего образования в среднем регионе с численностью населения до 1,5 млн. человек может быть предложена структура крупного регионального университета, способного реализовать программы всех четырех уровней профессионального образования (рис. 5). Такой региональный университет образуется путем слияния (объединения) существующих отраслевых институтов и академий на базе классического или педагогического университета.

Рис. 5. Структура крупного регионального университета

Выводы

1. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования в профессиональной деятельности. Система образования России является сложным комплексом, включающим 78 тыс. учебных заведений, 28,8 млн. учащихся, с ежегодным выпуском учащихся и студентов 3,08 млн. чел. и общей численностью преподавательского состава 2,2 млн. чел.

4. Разработаны три стратегических сценария развития системы образования России на период до 2025 г. (пессимистичный, реалистичный и оптимистичный) исходя из анализа внешней и внутренней среды и рекомендуемых стратегий менеджмента. Сделан прогноз развития некоторых социальных показателей России на период до 2010 г. (ВВП, численность населения, численность и выпуск учащихся, численность преподавателей). В расчете не прогнозируется снижения указанных выше показателей к уровню 1998 г. Основой реалистичной стратегии реформирования является национальная доктрина образования в России, принятая на Всероссийском совещании 15.01.2000 г. в Москве.

5. Показано, что вуз является центром реформы образования в России. Проведены расчеты по укрупнению учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в России по критерию среднесписочной численности студентов. Показано, что путем укрупнения государственных вузов с 580 до 200 к 2010 г. можно повысить среднесписочную численность студентов с 5 771 до 24 000 студентов. Предложена структура управления крупного регионального государственного университета.

6. Рассмотрена концепция стратегии развития учебного заведения в условиях кризиса на основе проведения диагностического анализа, деловой игры «Стратегия» и разработки стратегического проекта реформирования учебного заведения. НИМБ имеет опыт выполнения 21 стратегического проекта для различных организаций.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1/ Вступит. статья. проф. В. Ф. Яковлева. М.: Кодекс, 1995. 240 с.

2. Доклад о развитии человека за 1999 год. Нью-Йорк: ПРООН, 1999. 277 с.

3. Егоршин А. П. Россия: Путь в XXI век: Конспект монографии. Н. Новгород: НИМБ, 1999. 43 с.

4. Егоршин А. П. Управление персоналом. 2-е изд.Н. Новгород: НИМБ, 1999. 624 с.

5. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе): Проект. М., 2000. 13 с.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Проект МО РФ. М., 2000. 7 с.

8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон РФ от 22.08.1996 // Собрание законодательства РФ. 1996. 26.08. N 35. (ст.4135).

10. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д.С.Львов. М.: Экономика, 1999. 793 с. (Системные проблемы России).

11. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник / Госкомитет России. М., 1998. 813 с.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни