4 сокровища государственного ордена ленина исторического музея русский народный костюм

Народные советы

Элементы праздничных костюмов народов России из сокровищниц Исторического и Русского музеев

Этим летом мне посчастливилось детально ознакомится с традиционными костюмами народов России. И посетила меня не новая, впрочем, но актуальная для меня мысль: кутюрье во всем мире вдохновляются народным костюмом, его традициями, многие иностранные дома моды делали коллекции по мотивам не только своего национального костюма, но и в русском стиле, так и нам, мастерам из России обязательно надо изучать свои традиции, вдохновляться ими и создавать на их основе современные творения.

Маленькая ремарка. В детстве я почему-то очень не любила наш национальный костюм. В доме были книги с фотографиями. Я их рассматривала и думала, что же эти крестьянские одежды такие аляповатые, безвкусные, слишком много всего — и цвета, и узоров, и как капуста все одно на другое. То ли дело ансамбль «Березка», или персонажи мультфильмов или фильмов-сказок Ромма. Наверное, это сказочные костюмы, думала я, придуманные. Ан нет, и такие костюмы были.

Как в детстве, так и сейчас я в восторге от душегрей, венцов, кокошников. А сейчас и народный крестьянский костюм стал нравиться. То ли вкусы меняются, то ли с опытом и знаниями пришло понимание тонкости работы и вкуса народных мастеров.

Поэтому, будучи в Русском музее в Петербурге, я не ограничилась просмотром картин известных художников, а зашла в залы прикладного искусства и получила массу вдохновения и эстетического наслаждения. К сожалению, с собой был только планшет и фото я делала исключительно для себя, но я решила также поместить эти фото, заранее прошу прощения за их качество.

Все представленные фото сканированы из каталога выставки. Вдохновляйтесь и используйте в своих работах!

г. Торжок, Тверская губ. Ожерелье: перламутр, стеклянные бусины, цветные стекла в кастах, хлопчатобумажная ткань; низание, вышивка. Пояс: шелковые и золото серебряные нити; ткачество, плетение. Первая половина XIX века.

Центральная Россия. Конец XVIII — начало XIX века. Ожерелье: перламутр, стекло, лен, шелк; вышивка.

Ожерелье: льняное полотно, льняные нити, шелковые ленты, перламутр, стекло, металл, трунцало; вышивка, низание.

Ожерелье: колотый перламутр, стеклянные бусины, льняная нить, шелк; плетение, низание.

Каптур(двуух): конец XVII в. бархат, мех соболя, тафта, шелковая лента, золотые нити и шнур, фольга; ручное золотое шитье.

Такую шапочку прям очень хочется 🙂

Кокошник: Тверская губерния, вторая половина XVIII в., бархат, ситец, золотые нити, галун, цветные стекла, бисер, колотый перламутр; золотое шитье, низание.

Кокошник: вторая половина XVIII в. узорный шелк, крашенина, жемчуг речной, перламутровые плашки, цветные стекла, желтый и белый металл, фольга, золотный и хлопчатобумажный шнуры; низание.

Кокошник: Псковская губ. конец XVIII в. ткань полушелковая, холст, колотый перламутр; низание.

Платок: первая половина XIX в. тафта, золото-серебряные нити, бить, канитель, блестки, золотная бахрома; вышивка.

Сорока: Тверская губ. (тверские карелы) начало XIX в. холст, ситец, бархат, парча, золотные нити и галун, тесьма, блестки; золотное шитье.

Венец: Архангельская губ., сер. XVIII в. колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, ленты шелковые; низание.

(Прям как у царевны Лебедь).

Венец: Архангельская губ. XIX в. кумач, шелк, набойка, золотные нити, блестки, тесьма из бити, цветные стекла, бисер, стеклярус, мишурный галун, золотное кружево, шелковые ленты, золотное шитье по карте; низание.

Девичья головная повязка-лента: Ярославль вторая пол. XIX в. шелк узорный, набойка, золотные галун и шнурок, бисер, колотый перламутр, перламутровые плашки, цветные стекла, металл; низание.

Косники (украшение на косу): вторая пол. XVIII в. бархат, шелк, золотная нить, парча, канитель, золотное кружево и бахрома, перламутровые плашки, колотый перламутр, цветные стекла, желтый и белый металл; золотное шитье и низание.

Кокошник: Олонецкая губ. (Поволжье) вторая пол. XIX в. золотный галун, жемчуг речной, бисер, перламутровые плашки, белый шнурок, золотные нити; низание.

Читайте также:  История создания народных костюмов кратко

Сборник: конец XVIII в. парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Сборники: Костромская и Вологодская губ. XIX в. холст, кумач, ситец, золотные нити, колотый перламутр, перламутровые плашки, конский волос, дутые бусины, цветные стекла; золотное шитье, низание.

Ожерелье-перло: Новгородская губ. вторая пол. XIX в. бисер, стразы, хлопчатобумажная ткань, шелк, металл, конский волос; вышивка, низание.

Не удержалась 🙂 Фото сарафана целиком. Ну, прям классный джинсовый сарафан, хоть сейчас носи 🙂

Платок: Владимирская губ. конец XIX в. крашение кумачовой; ручная набивка.

Женские нагрудные украшение — гарус и грибатка: Воронежская губ. середина XIX в. шерсть, бисер, металл, стекло, шерстяные и металлические нити: плетение, низание, вышивка.

Нагрудная застежка — сюльгам: медь, проволока, бисер, бусины, цепочки, жетоны, пуговицы.

Женский головной убор — панго: луб, кашемир, бисер, позумент, блестки, цепочки, жетоны, пуговицы; вышивка.

Наплечное украшение — баяравань крганя: бисер, бусины, жетоны; низание.

Вятская губ. конец XIX в. (луговые марийцы) Нагрудное украшение — шушер: холст, кумач, картон, монеты, пуговицы, бисер, раковины каури, металл, коготь волка.

Женское поясное украшение — упике: первая пол. XIX в. шерсть, ситец, бисер, бусины, латунные трубки, раковины каури; ткачество.

Чувашия, вторая пол. XIX в. (чуваши) Нагрудное украшение — шулкеме: кожа, бисер, монеты, раковины каури, металл.

(Крупное фото, к сожалению, на целый разворот, так что в комплекте с рубахой. Но здесь важна скорее его форма.)

Женское нагрудное украшение: сатин, бисер, раковины каури, жетоны, бусины; плетение.

Татария (южные удмурты) Нагрудное украшение: конец XIX в. ткань, золотая тесьма, монеты, стекло. Шейное украшение: ткань, кораллы, монеты, шелковые ленты, позумент, пуговицы, раковины каури, две ювелирные подвески с сердоликами. Шейное украшение: кораллы, монеты, бусины, раковины каури.

И это только европейская часть России, а какое разнообразие цветов, материалов, техник, дизайна (если можно так выразиться).

Ну, и в завершении, немного фото из залов прикладного искусства Русского музея. Есть очень похожие изделия, но можно их увидеть несколько в трехмерном изображении. А еще есть серьги.

Что касается собственно выставки «Праздничная одежда народов России», то тут я узнала очень много нового о национальном костюме, а что-то стало просто открытием. Как мастер, занимающийся в первую очередь бижутерией и аксессуарами, я, конечно сделала акцент на украшениях, головных уборах, поясах костюмов народов европейской части России. Если кому-то будет интересна одежда в целом, пишите в комментариях, подготовлю отдельную публикацию.

Много еще, конечно, интересного в костюмах народов Севера и Кавказа, украшений, как таковых, на выставке не было представлено, зато сама одежда очень богато и интересно украшена. Но это тема для отдельной статьи.

Источник

Русские традиционные головные уборы из коллекции И.С. Глазунова, музей Сословий. Инновации с человеческим лицом

Светлая память нашему великому соотечественнику.

Выставка «Музей сословий России» (Волхонка, 13, строение 2) открыта для посещения с 11.00 до 19.00.

Дополнительная информация: 8 (495) 691-93-78, 8 (495) 691-84-54

Материал, техника: картон, ткань льняная, деревянные палочки, серебро пряденое, суровые льняные нити, блестки металлические, струнцал, ткань шерстяная, шитье в прикреп по толстой подложке, шитье

Размер: 34 х 22 х 9 см

Головной убор дугообразной формы, на твердой подкладке, орнаментирован плотным выпуклым узором по холщёвой основе (пряденое серебро, сплошное золотное шитьё в прикреп по толстой подложке, дополнено металлическими блёстками). Подклад из красного кумача сохранился по кромке головного убора и зашит белым холстом с фрагментом вышивки. По краям петли с длинными завязками.

Материал, техника: ткань шелковая, тесьма х/б, жемчуг речной, окатный перламутр, хрусталь, цветные стекла в металлических кастах, картон, нити х/б, сажение по бели, шитье

Поднизь к праздничному головному убору в виде ажурной сетки из мелкого речного жемчуга нанизанного на конский волос и проволочный каркас. Лобная часть из полосы галуна. Сзади завязки.

Читайте также:  Russian cyberfolk song bonus track русская кибер народная песня

Материал, техника: картон, дерево, ткань х/б, серебро пряденое, бить металлическая, блестки металлические, струнцал, стекла в кастах, фольга, шитье

Размер: 10,5 х 25 х 27 см. Размеры внутреннего обруча 10 х 15 х 17 см.


Девичий головной убор Повязка.
Нижегородская губ.


Девичий головной убор Повязка.
Московская губ.


Девичий головной убор Повязка. Архангельская губ.
Пинежский уезд

Материал, техника: картон, позумент, кумач, ткань шелковая, фольга, бисер, пуговицы, низание, шитье
Размер: 19,5 х 50 см.

Сзади повязка завязывается на х/б тесемки и прихвачена нитками. Подкладка из кумача.

Вторая половина XIX века

Материал, техника: кумач, шелк, картон, ткань х/б, холст, ситец, галун, шнур тонкий металлический, серебро пряденое позолоченное, пуговицы, шитье в прикреп «по карте»

Размер: 167,5 х 12,6 см

Материал, техника: холст, ткань х/б, галун, шнур металлический «витейка», блестки металлические, бархат, серебро пряденое позолоченное, шитье в прикреп «по карте»

Размер: 13 х 15 х 19 см.


Женский головной убор «кика новгородская»


Женский головной убор кокошник
Смоленская губ., Гжатский уезд

Материал, техника: холст, бархат, галун, нити металлические, струнцал, шитье, шитье в прикреп «по карте»

Размер: 28 х 29,5 х 4 см.

Период создания: Конец XVIII века

Материал, техника: картон, бархат, серебро пряденое, шнур металлический, блестки металлические, струнцал, ткань шелковая, цветные стекла в металлических кастах, галун, рубленый перламутр, шитье, шитье в прикреп «по карте», низание Размер: 22 х 16 х 16 см.

Место создания: Тверская губ., Осташковский уезд

Иллюстрированная энциклопедия «Русский Традиционный Костюм», Н.Соснина, И. Шангина, 2007г.

Материал, техника: парча, галун, дерево, холст льняной, шнур металлический, шитье

Лицевая часть обшита золотистым галуном и парчой. По центру круглый вырез с завязками по обоим сторонам. Донце мягкое из золотистой парчи с узором из веточек цветов в окружении гирлянд из стилизованных побегов. Подкладка из холста с набивным узором: мелкие росточки по терракоторому фону.

Вторая половина XIX века

Материал, техника: сукно, холст льняной, галун, серебро пряденое позолоченное, лента шелковая, сатин, ткань х/б, шитье в прикреп «по карте», шитье

Размер: Ширина 12 см Длина хвоста сороки 30 см

Материал, техника: тесьма шерстяная, ситец, бархат, лента шелковая, галун, нити х/б, нити шерстяные, бусины стеклянные, блестки металлические, пуговицы пластиковые, стеклярус, бисер, низание, шитье

Размер: 17 х 17 х 21 см Общая длина завязки 59 см

Материал, техника: холст, бархат, галун, тесьма золотная, тесьма х/б, нити шерстяные, нити полушерстяные, серебро пряденое позолоченное, шитье, шитье в прикреп «по карте»

Размер: 13 х 16 х 19 см

Сорока: картон, бархат, галун, позумент, шнур х/б, нити шерстяные, блестки пластиковые, стеклярус, бусины пластиковые, бисер, ткань х/б, шитье золотное, низание, плетение, шитье

Размер: 18(13,5) х 15 х 14 см.

«Позатыльня» : атлас, галун, позумент, нити шерстяные, блестки пластиковые, бусины пластиковые, бисер, ткань х/б, тесьма х/б, плетение, низание, шитье

Материал, техника: холст льняной, ткань х/б, штоф, кумач, тесьма х/б, серебро пряденое позолоченное, рубленый перламутр, бисер, блестки металлические, жемчуг половинчатый, ткань шелковая, тесьма мишурная с бахромой, шитье, шитье в прикреп «по карте»

Размер: Сборник: 15 х 17 х 18 см. Завязки: 13,5 х 55,5 см и 14,5 х 54,5см.


Женский головной убор кокошник Каргопольский.
Олонецкая губ. Каргопольский у.


Женский головной убор «кокошник».
Архангельская губ., Пинежский уезд

Материал, техника: парча, галун, холст льняной, тесьма шелковая, лента шелковая, шитье

Женский праздничный головной убор из золотой парчи, с круглым донцем и высокой тульей. По низу полоса галуна. Сзади широкая красная муаровая лента. Подкладка из розоватого льняного холста.

Читайте также:  Аутоиммунный гепатит лечение народными средствами

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Традиционная одежда Теги: Музей Автор: Илья Глазунов

Венец (коруна) — праздничный девичий или свадебный головной убор, известный на Руси еще с XVI века. Существует несколько разновидностей подобных головных уборов. Но тип конструкции всегда примерно один и тот же — широкая, жесткая, богато украшенная лента обвивает голову надо лбом и завязывается под

В каталоге дается описание и изображение полных комплексов и отдельных предметов женского, мужского и детского русского народного костюма из собрания Саратовского областного музея краеведения.

Богуславская И.Я. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея

Собрание произведений народного искусства в Государственном Русском музее принадлежит к числу крупнейших в нашей стране. В альбоме представлены лучшими образцами основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, керамика, художественная обработка металлов, резьба по кости, деревянная и

Русский народный костюм, вышивка, ткачество, утварь из коллекции Русского музея

Фото экспонатов Русского музея. Ткани, браное ткачество, 4 женских костюма, головные женские уборы 18 века, вышивка, ковка (замочки, кресало, гребни, бляхи), прялки, ковши, резьба по дереву, окна изб, резьба по бересте. Многие экспонаты находятся за стеклом, соответственно кое-где бликуют.

Построенный на обширном и уникальном материале из коллекции Государственного музея этнографии народов СССР, альбом знакомит с богатством и разнообразием форм русской народной одежды, бытовавшей на территории России с конца XVIII века до наших дней. Авторы показывают самобытность композиционного

Источник

Год: 2006
Автор: Маковцева Л.В. (сост.) / М-во культуры Сарат. обл., Сарат. обл. музей краеведения
Жанр: Иллюстрированный музейный каталог
Издательство: Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» — «Добродея»
ISBN: 978-5-98329-042-6
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 232

Описание: «В каталоге дается описание и изображение полных комплексов и отдельных предметов женского, мужского и детского русского народного костюма из собрания Саратовского областного музея краеведения.

Вступительная статья содержит историю комплектования и характеристику коллекции. Издание предназначено для этнографов, историков, искусствоведов, музейных работников и всех интересующихся историей русского народного костюма.»

    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:

2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку «разрезало» на несколько строк, нужно её «склеить» обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):

3. Запускаем uTorrent:

4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:

5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Категория: Традиционная одежда

Художественный альбом знакомит с коллекцией экспонатов Музея древнебелорусской культуры. Разделы альбома: Живопись, Скульптура и резьба, Художественная обработка металлов, Художественные ткани, Белорусский народный костюм, Рушники, Археология и истоки искусства, Керамика, Предметы народного быта.

В книге представлен костюм народов Урала: русских, татар и башкир, марийцев. Проводится сравнительный анализ развития традиционных форм и комплексов народной одежды на Урале. Исторический обзор сопровождается детальным и достоверным описанием костюмных комплексов и деталей костюма. Работа написана

Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества

Впервые исследованы художественные достоинства русского народного костюма как ансамбля. Выработана методика изучения подлинников, изложен принципиально новый перспективный подход к пониманию и структурному анализу творческого первоисточника. Систематизирован материал музейных коллекций народного

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни