4 наташа в гостях у дядюшки каково народное начало в чувствах ростовой

Народные советы

Наташа в гостях у дядюшки (анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2)

Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в золотой фонд русской классики, но и как самобытный философ, который пытался разобраться в проблемах бытия. Всемирно известна его статья «Исповедь», посвященная поиску смысла жизни.

В период создания «Войны и мира» Толстой разрабатывал главный критерий «положительности» героя. По мнению писателя, персонаж только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом.

Этот путь проходят в романе все герои. Не является исключением и любимая героиня писателя Наташа Ростова.

С простым народом она сталкивается во множестве эпизодов. Одним из самых ярких является эпизод гостеприимного приема детей Ростовых их дядюшкой в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.

Отношение Наташи к простому народу проявляется уже в начале 7-ой главы. На молодую графиню сбегается посмотреть вся дворня, вслух высказывая свое мнение о ней. При этом Наташа не выражает недовольства или гнева по поводу невоспитанной челяди.

Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что это тот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном».
Этот эпизод позволяет нам понять, что героине не чуждо ничто народное. Она, попадая в такую обстановку, может органично с ней сливаться.

Наташе нравится все, что она видит. Она пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».

Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он «с некоторым невольным пренебрежением» сказал «хорошо, «отлично», «как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». Таких чувств не могла испытывать Наташа. Она, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался.

Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой–француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые… русские, которых и ждал от нее дядюшка». Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей… графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Помимо «мысли народной», которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и «мысль семейная», которая найдет воплощение в конце романа. Она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском, о том, как он отнесся бы к такому сближению с народом. Героиня приходит к заключению, что князь Андрей, бесспорно, одобрил бы такое поведение Наташи.

В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о том, что супруги должны жить и мыслить одинаково. Такого единения Наташа добьется только в браке с Пьером Безуховым, чьи жизненные идеалы были близки идеалам Наташи.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что в данном эпизоде Наташа Ростова гармонично сливается с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье, подтверждением чего станут размышления Наташи на обратном пути из дядюшкиной деревни: «.. Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».

Источник

Урок литературы в 10 классе «Наташа Ростова — идеал русской женщины» по роману Л.Толстого «Война и мир»

Наташа Ростова — один из самых привлекательных и ярких образов в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир». Писателю удалось показать огромный период жизни девушки длиной в 15 лет: от юности до зрелости. Любимая героиня Толстого в романе «Война и мир» очаровывает с момента первого своего появления. Чистота и одухотворенность 13-летней девушки располагает читателей к себе. Анализ образа поможет написать сочинение на заданную тему в 10 классе.

Главное в образе Ростовой

Духовная эволюция и развитие жизни Наташи происходит на фоне как реальных событий, так и перипетий в душах людей. Толстому хорошо удалось показать становление личности героини с детства до зрелого возраста. Необыкновенная щедрость души позволяет ей успешно проходить все важные жизненные этапы, включая замужество и материнство.

Исследователи творчества Толстого считают, что образ Ростовой стал собирательным для писателя, воплощением неких личных идеалов женщины, олицетворением женственности и невинности. Интересно наблюдать за раскрытием новых душевных качеств Наташи, проявляющихся в разных ситуациях.

Героиню обожают окружающие люди за живой характер и неумение лицемерить, что тогда было в моде среди светских барышень. Ее счастливая душа соткана из народных традиций и различных забав, среди которых:

Сфера интересов любопытной и ловкой от природы девушки поражает даже современников. В своих стихах ее образ описывает и Пушкин, который много поэм посвятил русским женщинам.

Толстой назвал Наташу «некрасивой, но живой девочкой» с черными глазами, полными огня. Как у всех страстных натур, у нее часто меняется настроение: то она скучна и неинтересна, то страстно хватается за любое дело, неизменно достигая успеха.

Наташа очень сильная и упорная девушка. Именно в этом и скрывается главный секрет ее привлекательности. Героиня стремится проживать по максимуму каждый момент своей жизни и такого же отношения требует от окружающих. Этот стиль поведения ей привили в семье Ростовых, где царит атмосфера дружелюбия и поддержки.

В самом начале романа Наташа представляется читателям как творческая и артистичная личность, проявляющая множество талантов благодаря прекрасному голосу и природной музыкальности.

«Что есть красота?» (Наташа Ростова — нравственный идеал Л.Н.Толстого)

(Наташа Ростова — нравственный идеал Л.Н.Толстого)

познакомить студентов с толстовской героиней Наташей Ростовой– носительницей высоких нравственных идеалов; проследить путь жизненных исканий, помочь разобраться в характере героини.

обеспечение развития речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и обобщений; обеспечение ситуации эмоционального переживания.

воспитание патриотических чувств на примере жизни Наташи Ростовой, формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей студентов и использования взаимосвязи видов искусств, осмысление жизни Наташи и осмысление собственной жизни;

Вид урока: смешанный;

история, русский язык;

Материально-техническое оснащение урока:

интерактивная доска, ПК, презентация, тексты романа «Война и мир», фрагменты видеофильма, соната Бетховена «Лунная соната».

« …что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Рассказать об основных этапах жизни Пьера Безухова. Сложность и противоречивость жизни Пьера.

Прочитан роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк.

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего урока — Наташа Ростова.

Сам автор «Войны и мира» утверждал:

«Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов ХIX века Цебрикова в статье «Наши бабушки упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик?

С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ века?

(Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), тургеневские девушки и женщины, Ольга Ильинская («Обломов» И. А. Гончаров).)

Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как писатели представляли ее роль в обществе?

(Идеал Тургенева — свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской.)

А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

(Наташа — идеал писателя.)

Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?

«Люди, как реки…», — замечал автор. Как вы понимаете это?

Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».
Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее по ведения, портретную характеристику.
Читать…(т. 1 ч. 1 гл.

В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

(Впервые встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости (см. иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых»).

Зачитывается портрет Наташи. Красива ли она? Нет, Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее — в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой да же удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею)

В этой маленькой сцене заключается сжатая проекция судьбы Наташи, которая, безоглядно отдавшись чувствам к Анатолю Курагину, «заскочила слишком далеко», остановилась, повзрослела и вышла замуж за Пьера, обрела смысл жизни в семье. Юная Наташа, эта «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка», сразу же привлекает своей открытостью, непосредственностью.

Читайте также:  Лечение простуды народными средствами отзывы

4) Вторая встреча с героиней.

Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Вспомните, Болконский был искренне убеждён: «…ему начинать ничего не надо, … он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.)

Зачитайте т.
II, ч.III, гл. 2. Как эта сцена характеризует Наташу?
(Наташа несет в себе удивительную свежесть чувств, чистоту детского взгляда на вещи. Встретив впервые Наташу, Андрей удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.)

Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем.

Послушать «Лунную сонату» Бетховена.

Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.

Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

(Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А. П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»)

5) Эпизод «У дядюшки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…»

Зачитать сцену пляски (т. II, ч. IV, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни — любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

6) Первый бал Наташи.

Первый бал Наташи — одна из ярких сцен романа. Зачитать эпизод первого выхода героини в свет (т.
II, ч.III, гл. 16-17). (
Можно прослушать вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир»).

— Каково душевное состояние героини?

(Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Именно на балу зарождается любовь князя Андрея и Наташи.)

7) — Как же дальше развиваются события?

(Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: «Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то; что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»)

Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

(Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.)

Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе… Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.)

Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

(Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей!), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.)


Наташа в период духовного кризиса (т. 3 ч. 1 гл. 17).
 О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

 Как молитва помогает ей вернуться к жизни?

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить ее?

(Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой — гениальный художник слова, таковы и его герои, которых он ведет по реке жизни.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.)

9) Состояние Наташи во время войны 1812 года.

Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3 ч. 4 гл. 16)?

(В эти трудные для России дни ее любовь к людям достигает вершины — полного забвения своего «я» ради других)

10) Чтобы проследить дальше течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам «У постели умирающего князя Андрея» (т. 3 ч. 4 гл. 31—32) «После смерти князя Андрея» (т. 4 ч. 4 гл. 1—2 или фрагменты видеофильма).

(Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему благополучно. В ее же судьбе про изошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе?)

Что же возрождает Наташу к жизни?
Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4 ч. 4 гл. 2)?
(
Но вот горе обрушилось на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «… Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.)
11)
Семейное счастье (эпилог, ч. 1, гл. 10—12).
-Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

Докажите, что Наташа Ростова — это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

(К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.

Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи проявляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, ее слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким лицом она вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым! Не легко решиться на это ее родителям. На подводах необходимо было вывезти хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но посту пить иначе граф Ростов не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.)

Вспомните об отношении Наташи к природе, ее простоту, доброту, естественность. Музыка и пение — символы ее. Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они — живые люди. Именно такова Наташа.

В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы). С первых страниц работы над «Войной и миром» автор знал, что они предназначены друг для друга. Расскажите, какой показана Наташа в эпилоге.

Итак, кто же прав, те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Толстой?

К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

(Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

Л. Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.)

И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

Читайте также:  Как узнать двойня или один ребенок без узи народными методами

Схема «Наташа Ростова»

«Я не жил прежде. Теперь только я живу». (Андрей)

«У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое…». (Берг)

«Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». (Пьер)

В центре — сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен… Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки — и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей ее, предполагается больше, у Николая — меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми…

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ее родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь ее с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

VI
. Информация о домашнем задании.
Просмотрите главы 10, 14-16 ч. I, эпилога романа.

1) Ниже названы основные черты образа Наташи в романе. Какие из них в наибольшей мере отвечают вашим впечатлениям? Почему?

«Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость…».

«Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа.

Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни.

В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр».

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987

2) Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с таким ответом на вопрос:

«Образ Наташи в эпилоге не изменился. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем…»

Э. Е. Зайденшнур. «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1966

«Мордашки или смайлики»

Рефлексия эмоционального состояния. Студенты рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению

Духовная женственность

На протяжении всего романа есть ощущение, что автор любуется Ростовой, наделяя ее лучшими женскими качествами. Сюжетная линия о жизни Наташи — это роман в романе. Влюбленность Толстого в созданный образ героини выражается в постоянном внимании к эволюциям ее внутреннего мира и проявлениям внешних эмоций. Этот женский образ включает в себя все представления автора о том, какой должна быть идеальная русская женщина, жена, мать.

Женственность, проявляющаяся в Наташе благодаря описанию автора, не земная, а духовная, приоткрывающая дверь в более высокие сферы, чем обычное земное бытие.

Характер героини состоит из разных качеств, порой противоречащих друг другу. Но это совершенно не портит общее впечатление. Наоборот, некоторая неидеальность сближает выдуманную Наташу со многими реальными женщинами, которых много и в наше время. От этого хочется подольше оставаться рядом с героиней, следить за ее жизнью и переживать в трудных ситуациях вместе с ней.

Каков авторский идеал женщины в романе-эпопее «Война и мир»? (Толстой Лев Н.)

Писатели, когда создают свои произведения, вкладывают в персонажей черты некого идеала, черты, которыми они хотели бы обладать или должны обладать их возлюбленные. В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” тоже есть персонаж, в которого автор вложил свой идеал женщины.

Любимица Толстого – Наташа Ростова. Вся сущность её жизни заключается в любви. Всё поведение этой героини и её внутренний мир подчиняются стремлению любить и быть любимой. Впервые мы встречаем Наташу на её именинах. Толстой сразу отмечает, что Наташа не красавица, но это не главное. Для автора важна её жизнерадостность, открытость, энергичность. Наташа покоряет и героев романа, и читателя, и автора своей живостью, своим стремлением быть счастливой. Так же Наташа обладает настоящим русским духом. Она как зеркало отражает Россию, тонко чувствует окружающий мир и природу.

Появление в романе

Впервые знакомство с Наташей Ростовой у читателя происходит в самом начале романа, когда она еще подросток и только готовится вступать в тревожащую пору юности. В свои 14 лет это живая и самостоятельная девушка, не дающая спуску никому, но уже с очень контактной и понимающей душой.

Толстой описал родных Наташи как людей, понимающих своего ребенка и дающих возможность девочке изучать окружающий мир во всем его многообразии. Это позволило получить необыкновенные плоды — мы видим Наташу смелой девочкой со справедливой душой.

Природа наделила ее важными чертами:

Первый бал героини был волнителен для всей ее семьи. Близкие очень хотят, чтобы ее приняли в общество, и сама Наташа также страстно желает этого. Первые шаги во взрослую жизнь завершились удачно благодаря поддержке любимейших людей.

Первая любовь

Дебютируя на балу, Наташа совсем не ожидала, что именно здесь встретит свою первую влюбленность. Хотя она готовилась к выходу, реальность оказалась такой яркой, что привела ее в замешательство. Вальс вызывает у нее восторг и заставляет проявить искренность и живость характера. Окружающие замечают это, князь Андрей Болконский тоже обратил внимание на Наташу. Так автор соединил сердца главных персонажей романа.

Влюбленность Наташи в князя заставляет девушку посмотреть на мир более взрослым взглядом. Когда Болконский заявил о своем желании немного отложить свадьбу, Наташа обиделась, ведь в ее понимании любящие сердца должны скорее соединиться, а не жить на расстоянии. И здесь произошло знаковое событие — светлое чувство Наташи перехватил искушенный мерзавец Курагин, воспользовавшийся доверчивостью героини.

Нельзя судить девушку за эти мимолетные увлечения. Это лишь отражение ее страстной натуры, которая с детства ищет объект во внешнем мире, отвечающий на ее запросы о том, какими должны быть идеальные отношения между людьми. Друбецкой, учитель пения, друг брата Денисова — все они были только зеркалом для Наташи, желавшей находить в восхищении людей одобрение ее жизни.

Болконский более взрослым и прагматичным взглядом не смог охватить всю широту романтичной натуры девушки, поэтому вспыхнувшая первая любовь Наташи Ростовой ни к чему не привела. По ходу романа Толстой даст возможность своей героине повзрослеть, пройти через испытания и найти спокойствие в более надежных руках Пьера Безухова.

Влюбленность и любовь

В жизни каждой дворянской девушки первый выход в свет играет огромную роль. Наташа Ростова, подготавливаясь к нему, воображала себя важной дамой из высшего света. Но едва шагнув в зал, она забывает о собственных планах, утонув в звуках музыки и сиянии ярких огней. Девушка юна и еще не умеет притворяться. Ее непосредственность и горящие глаза заинтересовали князя Андрея Болконского.

Автор соединяет судьбы любимых героев. Несмотря на разницу в поведении и характере персонажей, между ними вспыхивает пламя любви. Неожиданно появившееся новое чувство делает девушку более серьезной и заставляет повзрослеть. Для нее крайне важно постоянное присутствие рядом любимого человека. Наташу повергает в отчаяние решение Болконского перенести бракосочетание.

Позже Ростова увлекается Анатолием Курагиным, которого можно охарактеризовать как любвеобильного молодого человека. Но столь живой интерес девушки к нему можно объяснить тем, что она была слишком добродушной и неискушенной в светской жизни и отношениях. Именно Курагин своей подлостью уничтожил чувства Наташи и нанес ее сердцу глубокую рану.

Осуждать наивную Ростову сложно, ведь любовь — это сама сущность ее, смысл ее существования. Она всегда ищет свое счастье, постоянно находится в состоянии любви. Ее сердце завоевывали:

Читайте также:  День народного единства в детском саду отчет

Девушке необходимо постоянно ощущать на себе восхищенные взгляды, получать знаки проявления внимания. Именно такой увидел автор свою героиню — романтичной и ранимой.

Андрей Болконский не смог до конца рассмотреть свою нежную невесту и понять ее. Свою же истинную любовь девушка встретит немного позже, познакомившись с Пьером Безуховым.

Любимая героиня писателя

Образ Ростовой написан с большой любовью и почтением к женщине. Одаренность натуры героини многогранна и находит отражение в любых обстоятельствах сюжета. Музыкальность и творчество спасают Наташу во время трудных событий и развлекают, когда все хорошо.

Диапазон интересов героини широк: от народных песен до классических серьезных произведений, что свидетельствует о хорошо развитом эмоциональном интеллекте и умении понимать окружающий мир во всех его проявлениях. Она с одинаковой страстью исполняет бальные танцы и пляшет под гитару родного дяди.

Удивительная связь Ростовой с натурой самого Льва Толстого видна очень хорошо в увлечениях героини: любовь к природе и всему исконно русскому дает возможность раскрыться самым лучшим чертам характера героини. Ночь в Отрадном передает восхищение писателя через мысли Наташи, и от этого читатель становится сопричастным к вороху искренних эмоций героини и автора. Она умела понимать все, что было «во всяком русском человеке», вот почему Наташа любимая героиня Толстого.

Близость к народным развлечениям и русскому образу мыслей позволяет уловить и мысли самого Толстого, который, как известно, ратовал за возрождение отечественной культуры во всем ее многообразии. Наташа с увлечением гадает во время Святок, катается на санях, ее обожают все крестьяне и слуги в доме.

Честность, умение проявить свои чувства напрямую и без лицемерия выгодно подчеркивают отличие Наташи от других героев. Героиня живет, руководствуясь внутренними побуждениями сердца. Ее поведение в реальных ситуациях удивляет людей, но она не умеет прятать под маской свою искренность и желание жить полной жизнью. Пьер Безухов считает, что «она просто обворожительна, и больше ничего». Именно это умение очаровать и есть одно из самых лучших качеств Наташи.

В трудных обстоятельствах легкомысленный и импульсивный характер превращается в выносливый и сострадающий. Наташа из последних сил находится рядом с матерью, которой нужна поддержка. Она предана князю Болконскому в последние минуты его жизни после сообщения о ранении. Отдает имущество на благо пострадавших в войне, спасает раненых. У нее нет сомнений, она делает то, что велит сердце, помогает всем, кто в этом нуждается. Такова широта ее души.

Образ русской женщины: Наташа Ростова по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Многие писатели в своих произведениях часто создавали, по их мнению, образ настоящей русской женщины. Почти всех волновал вопрос, какой должна быть идеальная женщина. Конечно же, для каждого человека существует свой идеал, поэтому в литературе мы встречаем так много разнообразных женских образов, совершенно не похожих друг на друга. Л.Н. Толстой не был исключением. В своём величайшем романе «Война и мир» он уделил не малое внимание женским образам. Как мне кажется, с помощью контраста, который создан между ними, автор и дал понять читателю, какая, по его мнению, должна быть настоящая русская девушка. Одной из главных героинь является Наташа Ростова, частичным прототипом которой стала жена писателя. Именно в Наташе Л.Н. Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине.

Она стала любимицей писателя, поэтому он создал девушку не такой, как все остальные, выделяющейся в обществе своим особым взглядом на мир, мечтательностью, любовью к жизни, к природе и к людям. Наташа взрослеет на протяжении всего романа, проходит трудные испытания, сталкивается и со слепящим блеском светского общества, и преданной дружбой; и с коварным предательством, и с военными событиями. Пройдя через всё это, девушка не разочаровалась в жизни, не утратила любовь к ней, а лишь стала сильнее духом.

Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней девочкой. Мы сразу замечаем её жизнерадостность, беззаботность, непосредственность. Она дарила счастье и поднимала настроение взрослым, благодаря своей лёгкости воздушности. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка»,- именно так Л.Н. Толстой описывает впервые представшую перед нами Наташу. На мой взгляд, здесь ключевое слово «живая», которое девушка полностью оправдывает, благодаря своему оптимизму, желанию жить, меняться и вдохновлять на это окружающих. Наташа заслуживает всеобщей любви и внимания, которые ей и достаются в течение всей жизни. С первого впечатления она уже кажется поистине обаятельной девушкой. Это заключается в её простоте, искренности и естественности.

Немаловажную роль в притягательности Наташи Ростовой сыграло также воспитание, которое ей дали родители. Для матери девочки характерны такие черты, как доброта, душевность, открытость. Она всегда была для Наташи подругой, поддерживала и успокаивала в трудных ситуациях, на что дочь отвечала взаимностью. Глядя на свою мать, Наташа перенимала у неё всё самое лучшее: милосердие, сострадание к людям, отзывчивость. Так же, как и старая графиня, девушка, создав свою семью, смогла найти отраду в детях, они стали смыслом её жизни. Отец Наташи был человек, глубоко чувствующий искусство и прекрасное. Он мог потратить последний деньги на роскошный бал, что ещё раз подтверждает его культурную образованность. Выросши в такой семье, Наташа непосредственно впитала всё самое лучшее: любовь к музыке, искусству, красивым нарядам, получила хорошее моральное и нравственное воспитание. Это можно заметить в эпизоде, когда девушка попадает в гости к дядюшке. Именно в его имении она пустилась в настоящую русскую пляску: «Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка…»,- хотя до этого никогда такого не исполняла.

Помимо всего этого, родители собственным примером научили Наташу быть доброй к окружающим, внушили ей любовь к прекрасному, что и позволило девушке видеть мир не так, как все.

Особое восприятие мира – одна из самых ярких черт, характеризующих Наташу Ростову. Но для девушки было недостаточно просто боготворить красоту природы, для неё было важно, что бы и другие люди смогли пережить все те чувства, которые испытывала она сама, любуясь обычными на первый взгляд вещами. Всю сущность внутреннего мира героев автор раскрывает читателю в эпизоде ночь в Отрадном. Здесь Наташа показалась мне особенно прекрасной. Девушка не только любовалась красотой звездного неба, для неё было важным донести эту красоту до сестры, чтобы и Соня смогла восхититься ночным пейзажем: «Соня, Соня! – послышался опять первый голос.– Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. – Нет, ты посмотри, что за луна. ». Именно в этот момент передо мной раскрылась настоящая духовная красота Наташи, поэтичность ее натуры. Своим восхищением, сама того не зная, она смогла изменить мировоззрение князя Андрея, заставила взглянуть его на мир по новому. Это можно понять, исходя из контраста, созданного автором, в описании дуба. Благодаря девушке, князь понял всю ценность жизни, каждого ее мгновения. Таким образом, своей обаятельностью и умением находить вдохновение в обыкновенных вещах, Наташа могла изменять жизнь других людей в лучшую сторону. Она дарила миру лишь доброту, тепло и ласку.

Идеал Л.Н. Толстого был не возможен без таких составляющих, как семья и материнство. Самое великое счастье Наташа обрела, выйдя замуж за Пьера. Именно в этот момент, как мне кажется, она смогла организовать свой собственный, маленький, личный мир с душевной гармонией и равновесием чувств. В их семье было достаточно место и для любви, и для счастья. Главной жизненной целью Наташи стала её семья, дети и взаимопонимание с ними. Я считаю, что для каждой девушки это и является первоочередным и самым важным. После замужества жизнь Наташи изменилась коренным образом, но не стала от этого хуже. Девушка осталась так же жизнерадостной, как и прежде, даже несмотря на внешние изменения: «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Она стала матерью, а для женщины – это самое великое счастье. Поэтому можно смело сказать, что в конце романа Наташа предстает перед нами по-настоящему счастливой и любимой женщиной. Это ещё раз доказывает, что внешняя красота – далеко не главное в человеке. Куда важнее быть духовно развитой личностью, с богатым внутренним миром. Ведь именно таких людей ценят и уважают в обществе.

В образе Наташи Ростовой Л.Н. Толстой воплотил все те качества, которые должны присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Л.Н. Толстой ещё раз убедил меня, что любовь к жизни способна творить чудеса. На примере Наташи он донёс до читателя, что оптимизм и светлость в человеке неотъемлемая часть счастливой жизни. Благодаря таким чертам, тебя будут уважать и ценить в обществе, а твоя собственная жизнь наполнится яркими красками. Обаятельность главной героини романа заключается не во внешних чертах, а в её внутреннем мире, её отношении к жизни и окружающим людям. Она умела дарить свою любовь, вдохновлять всех собственным примером, что и делало девушку счастливой.

Финальное преображение

Конец романа представляет читателю новую версию Натальи: взрослая, располневшая дама, мало схожая с прежней девушкой. У нее напрочь исчезла манкость для мужчин, зато появилось настоящее женское достоинство матери семейства. Ее мир замкнулся на семье, муже и детях. Это стабильное существование удовлетворяет ее запросы, делает окружающий мир безопасным и правдивым. Балы и светские салоны остались в прошлом.

Пьеру Безухову удалось дать Наташе то, чего она не получила от прежних своих мужчин, — понятную жизнь, наполненную уважением и добротой к близким. Также он смог влюбить ее в себя. Спокойное существование сделало из молодой импульсивной девушки умную и довольную своим выбором женщину.

Наташа Ростова — любимая героиня Толстого. Через ее образ писатель транслирует читателю свой взгляд на историю эволюции русской женщины. Этот образ понятный и уважительный, кратко его не описать. Понадобилось целое произведение, посвященное главной героине. Счастье любой женщины заключено в равновесном существовании в качестве жены, матери и дочери для своих родителей.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни