4 класс цветущее дерево символ жизни декоративная композиция мотив дерева в народной росписи

Народные советы

Презентация к уроку ИЗО для 4 класса

Описание презентации по отдельным слайдам:

Городецкая роспись 4 класс 2014-2015 Жарикова В.М.

Город Городец Название городецкий промысел пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Князь Юрий Владимирович Долгорукий

Роспись появилась здесь в 60-х годах 19 века и положила начало новому Городецкому стилю- росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достиг в 80-х годах 19 века. Яркая, лаконичная, контрастная по цвету, Городецкая роспись служила для украшения жилища (ставни, двери, ворота) и предметов быта (донца прялок, мебель, игрушки и пр.).

Окруженные цветочными узорами фигуры коней, петухов, фантастических зверей и птиц, сцены прогулок и чаепитий выполнялись широким, свободным мазком с графической обводкой изображений белыми и чёрными линиями, которые подчёркивали чёткий ритм композиции.

Городецкая роспись Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий – токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Городецкая роспись Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева, яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Городецкая роспись Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, чаепитий, свиданий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.

Городецкая роспись птицы фазана

Городецкая роспись эскиз работы

Номер материала: ДВ-303887

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок изобразительного искусства в 4 классе, УМК «Перспектива» (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова)

Тема: Древо жизни – символ мироздания

Цель: Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.

Для учителя: презентация по теме урока.

Для учеников: ½ ватмана, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага.

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера;

готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.

Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).

Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Поздоровайтесь с гостями.

— Ребята! Послушайте меня внимательно и догадайтесь, о чём я говорю.

— Дерево относится к живой или неживой природе?

— Мы живём в окружении леса, из нашего окна прекрасный вид. Скажите, есть ли жизнь на дереве, а возле дерева?

— Как связать эти два слова: дерево, жизнь? Кто может предположить тему нашего урока?

— Правильно ребята тема нашего урока образ дерева, взятый в более широком смысле этого слова: «Древо жизни – символ мироздания» (слайд – тема урока)

— Какие слова вам незнакомы и непонятны?

Читайте также:  В образе какого героя автор воплотил народную мудрость доброту и простоту война и мир

Мироздание – это невообразимо огромная система видимых и невидимых для нас миров, совершенно разных по своей природе. Все миры связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. (Слайд)

Ещё раз прочитайте тему урока.

3.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

— Как вы думаете, какое значение имел лес и дерево в жизни человека?

— А что люди получали от дерева?

Итак, ребята! Что является одним из древнейших созданий природы, с которым человек так крепко дружен? (дерево)

Структура древа складывается из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.

Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

5.Первичное закрепление изученного материала.

В искусстве образ дерева один из любимых мотивов. Это древнейший символ, с его помощью передаётся представление о структуре мира. Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и мастеров декоративно – прикладного искусства, в произведениях которых главным героем является дерево. (И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, А. Мунхалов)

Ответы на вопросы учителя:

— почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?

— какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?

— что символизирует образ дерева в народном сознании? (представление о структуре мира)

В каких работах художников, по – вашему мнению, древний символ мира выражен ярче? (учащиеся называют работы художников)

— отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков? (или: продолжают ли жить традиции почитания дерева в наши дни?)

— каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?

Обучающимся раздаются по 1/ 2 ватмана. Каждой группе дается задание изобразить древо жизни по представлению:

3 группа – аппликация (ваше видение древа жизни)

4 группа – Представьте, что вы художники – мультипликаторы и вам надо создать своё древо при помощи фломастеров и цветных карандашей.

(Все группы могут использовать дополнительный подручный материал: бабочки, пчёлы, фигуры животных и т.п.)

Взаимооценка: оцените друг друга (!, +)

— Что мы создавали сегодня на уроке? (древо жизни)

— Почему образ дерева является древнейшим символом окружающего мира? (с его помощью передаётся представление о структуре мира)

— Если вам понравился урок, вы узнали что – то новое, повесьте на веточку нашего дерева жёлтый лист, если не всё было понятно – зелёный.

Источник

Конспект по ИЗО «Городецкая роспись», 4 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Конспект по ИЗО «Городецкая роспись», 4 класс, УМК «Школа России»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Дата урока: 17.10.2017

Школа: 104 Методист: Мотовилова Н.В.

класс: 4 Студенка: Захарова Ю.П., 43гр.

Конспект урока изобразительного искусства

Тип урока: изучение нового материала.

— воспитывать нравственно-эстетических отношений к искусству
— формировать у четвероклассников художественно-графические умения, художественное и эстетическое развитие;
— развитие самостоятельности; воспитание познавательного интереса к предмету;
— развивать детскую фантазию, свободное применение приёмов кистей росписи;
— умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

— предоставить, четвероклассникам понять о связи творчества народного мастера с природой;

— формировать художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента и композиции урока, связанного с силуэтом худ. сосуда.

Оборудование урока: Для учителя: презентация

Для учащихся: гуашь, кисть, банка для воды, палитра.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Меня зовут Юлия Петровна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

Умение сконцентрироваться на работу;

Знакомство с новым материалом

Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Что изображено? Как вы думаете какая тема нашего урока?

Какие цели мы перед собой поставим?

самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель;

умение самостоятельно определять круг учебных задач;

Эвристический полилог, наглядно- иллюстрированный

Сегодня на уроке мы будем говорить о

Цветущие дерево – символ жизни.

Читайте также:  Виды традиционной народной куклы

Полюбуйтесь изделиями мастеров из Городца и открой для себя самобытную традицию гор. Росписи. Расскажите какой декоративный мотив преобладает в украшении Городецких изделий? (мотив дерева в народной росписи)

Посмотрите на иллюстрации, что чаще всего изображают в росписи?( цветы)

Слушают исторические факты, анализируют, аргументируют свое мнение,

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции;

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за

материалом, рассуждать, доказывать;

Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.

Подмалевок – так называется первая прописка розана и купавки. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в центре листа голубым и розовым цветом.

В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой кружочек — это центр цветка. А центр купавки смещен, и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле листа.

У розана обычно четное количество лепестков одинакового размера. Для того, чтобы выполнить такие одинаковые лепестки-дужки, надо: (показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков. Напротив центра находится самый крупный лепесток-дужка, а по обе стороны от него располагаются по три лепестка. При этом, чем ближе лепестки к центру, тем меньше по размеру.

Последние белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка». Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат более короткие. Рисунок закончен.

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы;

умение следить и усваивать практические приёмы работы;

Постановка творческой задачи

-Теперь сядьте удобнее, вспомните этапы работы и приступайте к выполнению композиции.

— Не торопитесь и будьте аккуратны.

принимают задачу общую и личную в групповой работе;

умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу;

Практическая работа (25мин)

В ходе самостоятельной работы учитель наблюдает за действиями учащихся, контролируя соблюдение техники безопасности.

самостоятельно или с группой выполняют задание;

умение общаться в группе;

Подведение итогов, рефлексия

Демонстрационный, обобщающий опрос

— Давайте повесим ваши работы на доску.

— Чья работа кажется вам оригинальной и необычной?

— А о чем мы сегодня говорили? Какие цели перед собой ставили? Достигли ли мы их?

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников.

Источник

Конспект по теме » Древо жизни» 4 кл., УМК «Школа России»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Конспект поможет дать представление о деревьях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

дисциплина: изобразительное искусство

Тема урока: Древо жизни- символ мироздания. 4 класс, № урока 2

Цель: Развивать у школьников наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».

— понимание красоты в жизни человека

— стремление творческого потенциала при выполнении задания

— развить моторику кисти руки

— воспитать любовь к природе

— учить выполнению набросков

для учителя: картинки, презентация

для учащихся: уголь, фломастер, альбомный лист

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лариса Николаевна ( Мария Сергеевна). Сегодня у вас урок буду вести я.

Умение сконцентрироваться на работу

2. Повто-рение ранее изученного

Какой объект в орнаментальных изображениях обозначали с помощью креста или нескольких перекрещивающихся линий?

отвечают на вопросы, оценивают свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3. Знакомство с новым материалом

Как у наших у ворот

Чудо, чудо, чудо, чудо

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное,
А солнышка осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.

Осенняя пора невольно привлекает к себе внимание праздничным убранством деревьев. Поначалу наряд их с каждым днем становиться всё краше, а затем гаснет и вовсе исчезает. Что значит для людей леса, перелески, рощи и даже каждое отдельное дерево?

самостоятельно или с помощью опоры формулируют тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг учебных задач

под руководством учителя или самостоятельно определяют особенности композиции

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

4. Педагогический показ

Рассмотрите таблицу на стр.16. На ней представлены наброски лиственного и хвойного деревьев. Проследи, в какой последовательности художник работает над набросками деревьев и какие приёмы он использует, чтобы запечатлеть их. 1) обобщённо передаёт характер ствола и ветвей, 2) изображает контуром крону и крупные массы листьев, 3) прокладывает лёгкие тени между контурами и постепенно усиливает тени на листве и кроне. Набросок- рисунок небольших размеров, быстро и бегло исполненным художником. Главное назначение наброска- краткая фиксация отдельных наблюдений или возникших в ходе текущей работы замыслов художника.

Читайте также:  Виды народных сказок их общая характеристика

наблюдают и усваивают приёмы и порядок выполнения работы

умение следить и усваивать практические приёмы работы

5. Поста-новка творческой задачи

Вспомни, наблюдал ли ты вековые деревья в природе, замечал ли, как растут от ствола крупные и мелкие ветви, какие очертания принимает крона дерева?

Реши, будешь ты рисовать деревья по памяти, с натуры на улице или наблюдая их в окно.

Продумай, как ты передашь в своей работе образ дерева с характерными для определенной породы признаками. Мастер Гномик советует передать в рисунке штрихами разной формы такие признаки дерева: изгиб ствола, шероховатость дерева, наклон ствола, густота и пышность листвы.

принимают задачу общую и личную в групповой работе

умение воспринимать задание, мобильно выполнять работу, формирование ответственного творческого отношения к работе

6. Практи-ческая работа

А сейчас выполните зарисовки и наброски деревьев, как показано на стр. 16 или по памяти.

самостоятельно или с группой выполняют задание

умение общаться в группе.

7. Подве-дение итогов урока

Демонстрационный, обобщающий опрос.

Выставка рисунков. Образ дерева является древнейшим символом окружающего мира. Дерево- одно из наиболее почитаемых человеком явлений природы, образ которого воссоздал в разных видах искусствах. Какие признаки придают дереву своеобразия, и как их передать в рисунке. Что такое набросок и в какой последовательности выполнить наброски лиственного и хвойного деревьев.

осматривают выставку, оценивают достижения свои и других.

умение анализирован результаты труда своего и одноклассников

Источник

Методическая разработка занятия по ДПИ «Дерево жизни»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр «Эколог»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан

объединения «Декоративная композиция»

/в технике аппликации /

для учащихся начальных и средних классов

/ по изучению темы «Народный орнамент» /

Разработала: педагог дополнительного образования высшей категории

Филева Ирина Геннадьевна

Цель : создание эскиза декоративного изображения мотива «Дерево жизни».

Познавательные: познакомить с семантикой народного орнамента, его видами.

Обучающие: обучить простейшим приемам работы с цветной бумагой.

Развивающие: развивать творческое мышление, гармонию цвета и формы.

Воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, истории, эстетический вкус

Для педагога : 1.открытки, репродукции для демонстрационного показа;

2. таблицы с элементами растительного орнамента;

3. заготовки из бумаги (картона) силуэта «дерева», элементов

орнамента, пластилин, для работы над композицией методом

Для учащихся: ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, резинка, калька, капирка, лист ватмана и цветная бумага для выполнения аппликации.

Сообщение темы и цели занятия.

Вопросы к учащимся:

Что такое орнамент? Чем он отличается от узора?

Орнамент- это узор, элементы которого ритмически повторяются.

Какой бывает орнамент? (растительный, зооморфный, геометрический – в зависимости из каких по форме элементов он состоит); (ленточный, сетчатый в зависимости от порядка расположения элементов);

Что означают элементы орнамента? (семантика орнамента)

В русском орнаменте декоративные элементы выражают чувства, мысли и интересы земледельца. По древним народным представлениям, мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой Земли» и «Воздуха-Господина».

Вода родственна земле, является ее составной частью, потому и «Сырая». А почему «Мать»? Для русского крестьянина земля всегда была, словно живое существо: засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца, пьет воду и родить урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.

Рассмотреть на примерах изображение мотива «Дерева жизни» или «Дерева цветка», характерные художественные особенности: симметричность формы «цветочного стебля», расположения элементов слева и справа от крупного центрального элемента.

Показ сгибания прямоугольника вдвое и выполнения половинки основы «Цветочного стебля», включая листья и крупные элементы из цветной бумаги с учетом размера (формата) картонной основы. Показ способа приклеивания «цветочного стебля» на ватман (картон).

Показ вырезания элементов растительного орнамента: цветов, листьев, ягод из цветной бумаги с учетом формы и цветового решения «цветочного стебля» и «основы».

Самостоятельная творческая работа учащихся.

Учащиеся разрабатывают творческий рисунок и вырезают симметричный силуэт «Дерева-цветка, придавая ему особенную форму Украшают «Дерево-цветок» дополнительными элементами растительного орнамента, симметрично располагая их на «цветочном стебле».

Итог занятия. Анализ выполненной работы. Выявление способов выполнения работы в другой изобразительной технике; батике, аппликации из ткани, росписи по стеклу. Создание самостоятельной творческой работы- декоративного панно.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни