4 класс народные праздники троица домашнее задание

Народные советы

Конспект урока по музыке в 4 классе. Народные праздники. «Троица».

Урок музыки 4 класс. Народные праздники. «Троица».

Образовательная: проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;

Развивающая: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение а капелла, учить исполнять духовную музыку, развивать эмоционально-образную сферу, формировать умения и навыки в работе с аппликацией, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса;

Воспитательная: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

• Валеологические — способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Форма урока: комбинированный урок.

1.Таблицы с изображением русских народных костюмов.

2.Шаблоны: юбка, платок, руки, для упрощения работы над заданием.

3.Оформление классной доски. На классной доске плакаты с национальными Русскими костюмами. Домашнее задание к следующему уроку.

4.Заготовки «лица» красавиц.

5.Декоративная подставка: полянка, берёзки.

6.Учительская работа «девица» в русском костюме.

7.Художественные материалы: простой карандаш, клей, цветная бумага и картон.

8.Вспомогательные материалы: тряпочка, ластик, линейка, циркуль, ножницы.

9.Записи русских народных песен.

1. Организационный момент

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя березонька поют. (Троица)

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

Нашли, не удивились.

В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (дети перечисляют жанры русских народных песен).

2.Проверка домашнего задания

Домашнее задание было дано 5 ученикам, нарисовать

– березу украшенную лентами и бусами;

Первый ученик выходит к доске, показывает рисунок и задает первый вопрос и т.д.

-Чему посвящен праздник Троица? (поклонению матушке-природе). Когда он отмечается? (в июне)

— Какое дерево в России является Троицким? (береза)

-Что значит «завивать» березу? (переплетать ветки с травой, украшать ее лентами, бусами, кружевом, платками, водить вокруг нее хороводы)

Дети украшают самодельную березу кружевом, бусами водят вокруг нее хоровод и поют песню «Во поле береза стояла»

Как же появлялись обрядовые песни? (ответы детей)

Учащиеся: Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни

3.Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Целеполагание (формирование совместно с обучающимися цели и задачи изучения нового материала)

Итак, цель сегодняшнего урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшей жизни.

Задачи: (формулируют дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Исполняем русские Троицкие песни

3. Слушаем и определяем на слух особенности музыки, связанной каким-то образом с Троицой

4. Высказываем свое мнение.

В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

Масленица (сырная неделя) приходится на период с конца февраля до начала марта. Конец зимы, солнце разворачивается на весну и копит силы, чтобы разогнать зимние морозы, растопить мертвые снега, пробудить землю и возродить её для нового урожая, новой жизни – и веселье да удаль людская в помощь ему.

Сырной неделей, масленицу называли потому, что в это время переставали, есть мясо, а в пищу употребляли молоко, яйца, сыр, рыбу и естественно смазанные маслом блины, круглая форма которых напоминала солнце.

Блины это обрядовое кушанье, связанное с поминанием умерших родственников. В богатых семьях блины начинали печь с понедельника, а в бедных – с четверга или пятницы.

Каждый день масленицы имеет своё значение. Понедельник – встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы. Вторник – заигрыши, начинались катания на санках. Среда – лакомка, стряпали блины с самыми разнообразными и вкусными приправами. Четверг – разгул, этот день сам за себя говорит. Пятница – «тёщины вечерки», ходили к тёще на блины. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали сестёр мужа. Воскресенье – «прощеным днём» неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повиновением», просили прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение, установить или возобновить самые близкие и сердечные взаимоотношения, так как дружба и любовь ценились выше всего.

На масленицу вспоминали не только об умерших, но и о начинающих жить самостоятельно молодоженах. До Святок и после Масленицы были посты, во время которых браки не заключались, самым удобным временем для свадеб оказывался период между Святками и Масленицей. В связи с этим существовал обычай «окликать молодых». Возле избы, где жили новобрачные, молодёжь пела «вьюнишные» песни, желая им богатства, детей и здоровья. А молодожены должны были угостить певших.

Катание на перегонки на тройках с бубенцами под песни и гармонь – типичное русское масленичное увеселение, в котором принимали участие люди всех возрастов.

Центральной фигурой всех праздничных дней была сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в старые кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в драные лапти (соломенная кукла олицетворяла собой Зиму-Марену), её возили в санях поездах по деревням, катали на санках с гор, славили и величали.

После общего хоровода начинались игры. Важный и значительный момент праздника – взятие снежного городка, последнего оплота уходящей зимы. Одна партия парней и девочек занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая шла на приступ. Осаждавшие были конными и пешими. Последние лезли на стенку, срываясь под хохот зрителей со скользкой, ледяной поверхности, а верховые должны были по одному врываться в ворота. Осаждённые метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадей, пугали их. Этот обряд красочно запечатлён на картине выдающегося русского художника В. И. Сурикова.

Читайте также:  День народного единства почему этот праздник важен для россиян почему он проводится 4 ноября

Художник изобразил тот момент игры, когда «всадник», невзирая на сопротивление «пеших», прорывается сквозь «пехоту» и на всём скаку въезжает в ворота городка, что и значит: взять городок.

Весёлая кутерьма заканчивалась разрушением зимнего городка и сбором в общий хоровод около костра.

И жаркое пламя костра пожирало соломенное чучело Масленицы, умирала холодная, надоевшая зима, рождалась огненно-яркая сила весны. То, что оставалось, разбрасывали по полю. По поверьям, это должно было способствовать богатому урожаю.

Иногда вместо чучела сжигали обмотанное соломой колесо, пуская его с горы на поля. Горящее колесо изображало солнце, а солома, сгорая, возвращалась в землю, чтобы снова возродиться и принести колос.

После проводов Масленицы веселье прекращалось, так как начинался Великий пост.

4. Самостоятельная работа обучающихся.

-Теперь, подойдите к учительскому столу и возьмите наглядные материалы и шаблоны для выполнения задания.

При помощи шаблонов заготовьте детали к своей будущей работе на тему «Наш весёлый хоровод».

1.Выберите лист бумаги нужного цвета. Обведите шаблон №1 (сарафан).

2.При помощи ножниц вырежьте деталь сарафана.

3.Возьмите шаблон №2 – платок, обведите на лист цветной бумаги, вырежьте при помощи ножниц.

4.Деталь №3 – рукава следует обвести 2 раза.

Дети приступают к выполнению задания, учитель оказывает помощь в консультации учеников.

5.Усвоение новых знаний и способов действий

Проблемное изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей.

Просмотр видеофрагмента «День Святой Троицы»

Речь учителя: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо.

Посередине – Бог Сын Иисус Христос

Справа– Бог дух Святой

Какие прекрасные лица у Ангелов – задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.

Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.

И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.

В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова.

И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас.

И радует несказанной красотой

Исполнение Ангельской песни Пресвятой Троице.

6.Первичная проверка понимания изученного.

7.Применение знаний и способов действий

Представьте, что вы художники и вам нужно сделать коллаж, составленный из ваших рисунков посвященный празднику Троице. Разделимся на 3 группы

Первая группа будет рисовать зарисовки по теме «Троица в народной жизни»

Вторая группа: «Троица – церковный праздник»

Третья группа представит, что они журналисты и напишет заметку о празднике в стенгазету (по заготовленным текстам, которые нужно уточнить и исправить)

Обращение к цели урока. Достигнута цель или нет?

Информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание по теме «Народные праздники» каждому ученику предлагается на выбор: исполнить троицкую песню, сделать кроссворд, рисунок, создать презентацию, написать заметку в газету.

Источник

Разработка урока по музыке на тему «Народные праздники.Троица» (4 класс)

Выбранный для просмотра документ Народные праз.docx

План-конспект по музыке в 4 классе.

Раздел: Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Тема урока: Народные праздники. Троица.

Образовательная: обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Развивающая: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины; познакомить детей с русским народным творчеством, народными традициями, народными праздниками, способствовать воспитанию бережного, уважительного отношения к природе, прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

Научить выделять главное, существенное в музыкальных произведениях;

Расширение и углубление представлений учащихся о народных традициях празднования Троицы; развитие творческих способностей; воспитание чувства прекрасного через музыку и другие виды искусства; обогащение духовного мира ребёнка; выявить уровень знаний, умений, навыков по пройденному материалу.

Развитие общих способностей на уроке музыки ( память, внимание, воображение, воля, мышление ( репродуктивное, продуктивное), интеллект, эмоции; музыкальных способностей (музыкальный ритм, музыкальная память, виды музыкального слуха ( тембровый, динамический, ладовое чувство), музыкальное мышление;

Воспитывать наблюдательность, активность, отзывчивость, доброту, культуру, интерес к урокам музыки; побудить к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу; Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки; умение полно и точно выражать свои мысли; Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя; Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями).

Оборудование: учебник «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина., издательство «Просвещение», 2015 г., ноутбук. Видеоматериал: Видеоролики «Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»; «День Святой Троицы. Пятидесятница». Иллюстрация икон «Троица» ; Иллюстрации весенней природы., березового леса.

Форма урока: традиционная.
Ход урока:

Здравствуйте ребята. Проверка готовности детей к уроку, отметить отсутствующих.

Учитель: (фоном звучит музыка) № 1

Светлейший праздник соберет народ,
В молитве прославляющий святое.
И летний дождь им тихо подпоет
И радуга объединит дугою.

И вновь поверит сердце в чудеса,
А колокольный звон очистит душу.
В День Троицы открыты небеса!
Крещенным этот день, как воздух, нужен.

Читайте также:  Клипы с русскими народными песнями

Дети: Рождество Христово, Крещение, Вербное воскресенье, Благовещение, Пасха и т.д.

Учитель: Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. В этом году (2017г) Троица празднуется 22 июня. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает.

(Просмотр видеофрагмента. «День Святой Троицы. Пятидесятница»)

Итак, Днем Святой Троицы зовется этот праздник потому, что явлено было людям в этот день третье лицо Бога – Дух Святой, сошедший на апостолов.

Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов.

(Показ иллюстраций икон «Троица»).

Христиане веруют, что Бог един, но имеет три лица:

Бог Отец – Творец всего существующего в мире,

Бог Сын – Иисус Христос

Бог – Дух Святой – наполняющий все жизненной силой.

Лица Святой Троицы едины, неслиянны и нераздельны!

Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым.

(Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица»).

Древняя икона преподобного Андрея сохранилась до нынешних дней и находится в музее, в Государственной Третьяковской галерее. Написал эту икону Андрей Рублев для того, чтобы смотря на изображение единой Троицы, люди могли побеждать «страх ненавистной розни мира сего”: вражду, злобу, зависть, неприязнь и учились совершенной Божественной любви.

Кто-то однажды сказал замечательные слова об этой иконе, послушайте:

«Великая тайна кроется

В иконе «Святая Троица”!

Идет от нее благодать,

А тайну… не разгадать…

Троица – великий праздник. К этому дню в русских деревнях завершались весенние полевые работы, а сенокос еще не начинался. В трудовых буднях получался некоторый перерыв, который заполнялся праздничными гуляньями, традиция проведения которых пришла из глубокой старины.

Другое название праздника Праздник русской березки. Почему? С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду.

(Показ иллюстрации березового леса).

Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.

1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)

2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)

3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)

4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)

5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)

6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)

Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Благодаря вашим правильным ответам мы отгадали главный символ праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.

А теперь, дети, угадайте загадку:

Одно дерево четыре угодья дает:

Темной ночью — свет;

И, как некопаный колодец, поит всех.

Дети (хором). Это береза.

Учитель: Темной ночью свет — это лучина, ее раньше в деревнях жгли.

Старому здоровье — это веник березовый, чтобы в бане париться и хвори выгонять, а еще — настой из березовых почек.

Разбитому связь — это береста. Полосками бересты в старину связывали разбитые вещи,

а некопаный колодец — это весенний березовый сок. Его любят и люди, и птицы, и насекомые — он сладкий и целебный!

Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести.

Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?

Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Учитель: Мы попросим одного из вас побыть в роли березки.

(Исполнение песни « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями)

Учитель: И конечно же любой праздник не обходится без веселых игр и забав, я предлагаю вам игру-конкурс «Косички». У Берёзки в руках кольца с расплетёнными ленточками. Мне нужны два участника, которые на счет «три», заплетут косу, кто быстрее и аккуратнее.

Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту.

(показ иллюстраций «Празднование Троицы в православном храме»)

Так как Троица-это один из главных церковных праздников, то как же отмечается Троица в церкви?

Праздник Троицы – это один из самых торжественных праздников, и поэтому в этот день в православных храмах правится одна из самых торжественных и красивых служб. На вечерней службе поют песни – стихиры,прославляющие сошествие Святого Духа. Сегодня мы познакомимся с еще одной красивой и светлой молитвой, которая произносится в этот праздник.

(Просмотр-слушание ««Молитва Святому Духу Царю Небесный Утешителю»)

Учитель: Ребята, понравилось вам исполнение молитвы? Кто исполнял эту молитву?

Учитель: Что вы себе представляли, когда слушали эту музыку?

Дети: Ясное небо, тихий свет, доброту, счастье и покой.

Учитель: На каком языке исполняются молитвы в православных храмах?

Дети: На старославянском.

Учитель: Молитва исполняется с музыкальным сопровождением или нет?

Учитель: В 3 классе мы с вами путешествовали по Золотому кольцу России, и там мы познакомились с большим Троицким собором. (показ иллюстрации Троицкого собора).

Почему этот праздник назвали Троицей?

Какие еще названия есть у этого праздника? Почему?

С какой знаменитой иконой вы познакомились сегодня? Кто ее автор?

Какой главный символ праздника Троица?

Какую новую молитву вы сегодня услышали? О чем она?

Что означает зеленый цвет куполов на православных храмах?

Учитель: Сегодняшний урок я хочу закончить такими словами:

Мы чтим Святую Троицу:
В Трех Лицах Бог един,
Все – равного достоинства –
Отец, и Дух, и Сын:

И пусть сердца раскроются

Домашнее задание: стр.68-71 читать, нарисовать фрагмент праздника Троицы.

Источник

Технологическая карта урока музыки 4 класс «Народные праздники. Троица.»

ФИО автора материала: Федорова Людмила Максимовна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 им. Героя Российской Федерации А.Н.Епанешникова» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Должность автора: учитель музыки

Предмет : музыка, 4 класс.

Тема : Народные праздники. Троица.

Раздел программы : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (На свете каждый миг мелодия родится).

Читайте также:  Как лечить катаракту без операции народными средствами отзывы

Тип урока : комбинированный урок.

Форма урока : традиционная

Образовательная цель урока : обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Образовательные : проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;

Развивающие : учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательные : пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;

Валеологическая : способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Результат деятельности учащихся : обучающиеся должны усвоить особенности русского народного праздника – Троица, его воплощение в картинах русских художников и музыкальных произведениях композиторов, знать особенности и значение обрядовых действий, совершаемых на этом празднике.

Технологическая карта урока:

Приветствует ребят, знакомство.

Настраивает на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Исполнение гимна Российской Федерации.

Входят в класс под музыку

Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Предметные: умение исполнять известное музыкальное

Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Обобщение представлений об известных народных праздниках.

Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.

Дождик, дождик маленький,

В Воскресенье вербное

Завтра встану первая

Целеполагание (формирование совместно с обучающимися целей и задач)

Актуализирует опыт обучающихся по теме урока.

Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

-Знакома ли вам эта музыка?

-Какому празднику посвящена песенка?

— Что можете рассказать об этом празднике?

— О чем будем говорить на уроке?

Обобщает высказывания детей.

Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем

Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.

Задачи: (формулир. дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Слушаем Троицкие песни

4. Высказываем свое мнение (анализ музыки)

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора

Предметные: формирование музыкальной памяти

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Объяснение новой темы

На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым.

Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.

Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.

И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.

— Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева?

-Где её можно услышать?

— Кто ее может исполнить?

— Почему именно такая музыка звучит в церкви?

-В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой

Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.

-Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе.

Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в анализе

-светлая, возвышенная, спокойная

-церковные певчие а капелла

— чтобы напомнить людям о вечном и святом

-Во поле берёза стояла.

Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.

Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)

Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя

Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи

Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Упражнения для релаксации

Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.

Закрепление новой темы

Применение знаний и способов действий

Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла»

Исполнение русской народной песни «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов. Игра на инструментах (ложки, барабан, трещотки).

-Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?

Исполняют песню хором

«Троица в народной жизни»

«Троица – церковный праздник»

Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)

Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Написать заметку в школьную стенгазету на тему, связанную с народным праздником Троица.

Воспринимают д/з и записывают в дневники

Познавательные : владение навыком поиска информации;

Регулятивные: способность к самоконтролю.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценка работы на уроке

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.

Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.

-Достигнута цель или нет?

— Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

-В чём особенность этого праздника?

— Кому еще вы о нем расскажете?

— Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

— Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции

Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни