3 волшебных предмета исполняющие желания из русских народных сказок

Народные советы

Сказочные предметы

Несколько лет назад я написал «Энциклопедию сказочных героев», где постарался подробно рассказать об их жизни, привычках, родителях, кулинарных пристрастиях и образовании. Выяснилось, что герои сказок, мало чем отличаются от нас; У них такая же куча проблем, капризные родители, непослушные дети, вечно ни на что не хватает времени и денег, а семейная жизнь так обыденна, что даже не помещается в сказку. Всё заканчивается свадьбой, дальше и описывать нечего – как у всех.
И все же в той «Энциклопедии» чего-то важного не хватало. А именно – сказочных предметов: золотых ключиков, ковров-самолетов и прочих волшебных ламп. Без них не может обойтись ни одна сказка, ни один сказочный герой. Без этих вещей Иван-дурак никогда бы не стал Иваном-царевичем, Аладдин не женился бы на принцессе Будур, а Джек не победил бы всех великанов.
Следовательно, сказочные предметы заслуживают нашего внимания и могут когда-нибудь пригодиться в жизни. В будущем, если у вас появится один или несколько сказочных предметов, вы сможете, заглянув в эту энциклопедию, узнать, как за ними ухаживать, полезно и безопасно использовать, бережно хранить.

Ваш-
Борис Голдовский

Аленький цветочек.
Растет в единственном экземпляре где-то на далеком острове, оберегаемый Чудищем. Лучше его не рвать – могут быть неприятные последствия.

Боб.
Бобовое растение, используемое героями европейских сказок, как стремянка, по которой они забираются на довольно большую высоту. Иногда до Луны. Выше Луны обычно не вырастает. Растет быстро, но требует обильного полива. Стебель волшебного боба толстый и прочный, о вкусе плодов ничего не известно, но, скорее всего они съедобны, иначе во время многолетнего подъема по бобу от Земли к Луне герой умер бы от голода. В некоторых сказках вместо бобового растения применяется гороховое. Но это дело вкуса.

Волшебная лампа.
Не предназначена для освещения и не боится сырости. Такие лампы используются в арабских сказках как место хранения джиннов. По всей видимости, внутри лампы жить тесно и неудобно, что негативно сказывается на их характере.
Способ употребления волшебной лампы проще, чем волшебной палочки (см. соответствующую статью). Если последней нужно уметь правильно взмахивать и знать заклинания, то лампу нужно просто слегка потереть. Звук от протирки так неприятен находящемуся внутри лампы джинну, что он тут же выходит наружу и готов исполнить любое ваше желание.
Рекомендуется для начинающих волшебников. Места хранения: пещера Гаруна аль Рашида, дно заброшенного колодца и другие.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Во избежании поломки домашней мебели во время появления Джинна, лампу использовать только на безлюдных, открытых пространствах: в поле, в горах, в лесу, в пустыне, посреди океана.

Волшебная палочка.
Необходимая вещь для любого волшебника. Изготавливается в различных сказках разными способами – чаще всего из ветвей волшебного дерева. Технология производства неизвестна. Чаще всего передаётся по наследству от волшебника волшебнику или волшебнице.
Способна творить чудеса при взмахивании. В этом она похожа на дирижёрскую. О том, как взмахивать, знают только специалисты. Регион распространения – европейские сказки. Впрочем, иногда встречается и в русских литературных.

Волшебная дудочка.
Волшебный музыкальный инструмент, употребляемый некоторыми сказочными героями в целях самозащиты. Для игры на ней не требует специального музыкального образования и знание нотной грамоты. Стоит вам только в неё дунуть, как она сама заиграет, и от этих звуков ваши враги цепенеют, а сказочные принцессы в вас влюбляются.
Рекомендуется беречь от сырости и маленьких детей.

Галоши счастья.
Разновидность резиновой сказочной обуви, надевающаяся в сырую погоду поверх ваших ботинок или валенок. В надетом виде выполняют любые ваши желания. В сказке ничего хорошего владельцам не приносят, поэтому практического значения не имеют.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЕ: Не надевать на сапоги-скороходы!

Горшок
Сказочная кухонная посудина, украшенная колокольчиками и служащая для приготовления различного вида каш. Процесс приготовления пищи в волшебном горшочке не требует участия человека.
Практичен, так как не нуждается в плите, крупе, воде, соли, масле, избавляя владельца от лишних трат. Для того чтобы хозяин горшка не скучал от безделья, во время приготовления пищи поет песни, аккомпанируя себе звоном колокольцев.

Дуб.
Сказочное дерево, на ветви которого время от времени для удобства ученого Кота вешается златая цепь. Под корнями дуба обычно хранятся полезные для богатырей и царевичей предметы: мечи-кладенцы, сундуки, яйца с Кощеевой смертью, бутылки с живой и мертвой водой и прочее.

Живая вода.
Сказочное лекарство, а также тонизирующее средство, способное оживить кого угодно. Незаменимо для путников, странников, богатырей и других. Находится за тридевять земель в источнике, откуда обычно его доставляет либо ворон, либо серый волк. Представляет собой не газированную бесцветную прозрачную жидкость. Хорошо сохраняется в бутылке, фляжке, кувшине. Температура замерзания неизвестна.

Зеркало.
Чаще всего применяется сказочными героинями для того, чтобы «всю правду рассказать» про их, героинь, красоту. Время от времени, разочаровывает. В режиме «on-line» показывает героине или герою сказки события, происходящие в других сказочных царствах, государствах, королевствах. Иногда в качестве гаджета к зеркальцу прилагается золотое (иногда наливное) яблочко (см. соответствующую статью), но в этом случае чаще используется волшебная тарелочка.

Златая цепь.
Как правило, висит на дубе, для удобства учёного кота ходить налево и направо. Выполняя эту полезную задачу, златая цепь является и несомненным украшением для всякого дуба.

Золотой ключик.
Открывает потайную дверь, находящуюся под лестницей, в каморке Папы Карло за картиной, изображающей горящий очаг. Из-за этого ключика произошло ряд драматических событий в жизни Буратино и его друзей, закончившееся открытием нового театра кукол. Дальнейшая судьба артистов и репертуар театра неизвестны.

Клубок.
Сказочный прототип компаса и GPRS навигатора. Способен привести вас к ожидаемой цели и не даст заблудиться. Предмет незаменимый для любого сказочного героя, особенно если он не богатырь и плохо ориентируется на местности. О цвете и размере клубка ничего не известно, но, судя по всему, должен быть большим, ярким и светится в темноте, так как ведет на большие расстояния и должен быть заметен даже в тёмном глухом бору.

Книга.
На вид вполне обыкновенная, потрёпанная, без титульного листа, указания имени автора, названия и года издания. Один из самых крутых сказочных предметов, так как на любой странице вы, если грамотный, прочтёте все, что пожелаете; Где хранится меч-кладенец, под каким дубом яйцо (см. соответствующую статью), куда Змей Горыныч унёс Василису Премудрую. Как туда пройти и, главное, как оттуда выйти.
Волшебная книга – вещь в сказках чрезвычайно редкая, так как сами сказочные герои читают мало.

Ковёр-самолет.
Вид воздушного транспорта широко применяемый в восточных сказках. Удобен для передвижений на большие расстояния. При полетах следует соблюдать меры безопасности, так как привязные ремни здесь не предусмотрены и поверхность ковра не огорожена.
Не требует чистки. Удобно сочетается со скатертью самобранкой.

Кольцо.
Сказочный предмет, выполняющий все желания владельца. С помощью такого кольца можно оказаться и в прошлом, и в будущем, можно построить дворец, выйти замуж, жениться и разбогатеть. Для этого всего лишь нужно надеть это кольцо на палец, загадать желание и повернуть.
Простота в обращении, практичность делает это кольцо предметом первой необходимости каждого сказочного героя. Остерегайтесь подделки.

Мертвая вода.
. Доставляется Вороном или Серым волком в комплекте с живой водой (см. соответствующую статью). Механизм действия следующий: сначала порубленного богатыря нужно полить мёртвой водой, чтобы раны срослись и зажили, а уже затем его обычно поливают живой водой, чтобы богатырь ожил.
Осторожно: По цвету, вкусу и запаху мертвая вода неотличима от живой.
Противопоказания: не поливать живого богатыря. Не использовать для полива садовых растений. Хранить в недоступных для детей местах.

Молочная река –кисельные берега.
Протекает где-то в сельской местности. Постоянно нуждается в очистке, о чем просит всех мимо проходящих: «Выпей моего молочка, съешь киселя…». Берега реки топкие, кисельные, поэтому ее просьбы редко выполняются. Длямрыболовства и мелиорации никакого значения не имеет, так как в молочной реке рыба не водится. Куда она впадает и, тем более, откуда она течет неведомо.

Метла.
Повседневный атрибут Бабы Яги, неотъемлемая часть ступы (фюзеляж), служащая для управления полетом летательного аппарата. С виду неказиста. В просторечье носит название «помело». Во время простоя ступы метлой можно подмести двор, или избушку на курьих ножках.

Огниво.
Старое название обычной зажигалки. Вызывает трёх огромных псов, которые выполняют деликатные поручения владельцев.
Способ эксплуатации волшебного огнива: высечь искру и ждать появления собак. При их появления не пугаться, а громко и внятно приказать исполнить свое желание: принести чего-то, или отнести вас куда-то. В целях безопасности время от времени собак необходимо кормить.

Перо Жар-птицы.
Применяется для украшения и освещения жилища (чаще всего – царского, но иногда и избы). Вещь красивая, практичная. Экономит горючее, электроэнергию, экологически чистая. Массовым тиражом перья жар-птицы не выпускаются, так как популяция жар-птиц на грани исчезновения.

Печка.
Необходимый предмет обстановки и вид транспорта русских народных сказок и былин. На ней многие годы лежат и дед с бабой, и Илья Муромец, и Баба Яга, и Емеля и многие другие.
Выполняя роль транспортного средства, сильно дымит, но развивает приличную скорость. Редкая русская сказка обходится без печки.

Читайте также:  Лечение народным средством полип желчного пузыря

Полынь.
Она же «одолень», «встань» трава. Тонизирующее лекарственное растение, близкое по действию живой воде (см. соответствующую статью). Стоит выпить ее отвар, как вы сразу же превращаетесь в богатыря, даже если до приема лекарства вы этого за собой не замечали.
Рекомендуется для раненых и коварно убитых богатырей, диких и домашних животных, птица (Сивке-бурке, Ясному соколу, Серому волку и так далее). В отдельных случаях применяется и в сыром, неотваренном виде. В сушеном виде такую травку обычно достают у Бабы Яги, которая собирает ее в лесу лунной и обязательно сказочной ночью.

Ступа.
Ещё один сказочный вид транспорта. Принадлежит Бабе Яге. Для того, чтобы взлететь, усаживаетесь поудобнее в ступу, берете в руки метлу и ударяете ею об землю. Ступа сразу же взлетает. Для управления в воздухе используется метла, которая поворачивает летательный аппарат в нужное вам направление, являясь фюзеляжем ступы.

Скатерть-самобранка.
Действует по системе «всё включено». Необходимая для сказочных путешествий вещь. Способ применения:
1) Вымыть руки.
2) Расстелить скатерть-самобранку на плоской поверхности (стол, пенек, поляна).
3) Громко и внятно сделать заказ.
4) После еды аккуратно сложить скатерть вместе с использованной посудой.
Скатерть-самобранка практична и компактна. Не требует стирки, закупки продуктов, приготовления пищи. Успешно заменяет посудомоечную машину. Вероятно, после употребления скатерти-самобранки в народе и возникло крылатое выражение «накрыть поляну».

Сапоги-скороходы.
Распространенный в сказках вид скоростного транспорта. Западноевропейский аналог ступы и ковра-самолета. Практичная, удобная ноская обувь для далеких путешествий. Скорость передвижения в сапогах-скороходах не уступает другим сказочным аналогам.

Сундук.
Не просто часть домашнего интерьера в восточных и русских сказках. Это и вместилище несметных сокровищ, где иногда лежат некоторые из перечисленных здесь сказочных предметов, и летательный аппарат, сев в который герои могут улететь куда пожелают. Сундуки бывают разных размеров. Маленькие называются ларцами, крохотные – шкатулками. В ларцах кроются разнообразные неожиданности. Вспомним, например, двоих из ларца (иногда – троих), которые не только выполняют желания, но могут по ошибке и побить владельца.
Шкатулки – более безобидны. Там хранятся волшебные зеркальца, кольца и прочая сказочная бижутерия.

Табакерка.
Раньше табак не только курили, но и нюхали. Это удовольствие хранилось в табакерках. В сказках волшебной табакеркой пользуются солдаты, которые выручают из беды то Марью Искусницу, то Медведя, а то и целое сказочное царство.
Иногда история заканчивается хорошо – Солдат идет дальше домой. Иногда – он женится на принцессе и становится царем. В любом случае табакерка действует безотказно. В некоторых сказках она выполняет роль волшебного ларца (см. соответствующую статью), в других – становится местом, куда Солдат прячет Горе- Злосчастье.

Тарелка
Волшебная посуда, применяемая всегда не по назначению. Из нее не едят, используя как монитор для просмотра сказочных новостей и последних известий. Не требует подключения к Интернету.
Принцип работы; Ставите волшебную тарелочку на стол, кладете в нее золотое яблочко (см. соответствующую статью) и крутите его по часовой стрелке. Настройка уровня звука изображения происходят автоматически.
Не бросать! Перед включением тщательно протереть от пыли.

Тросточка.
Полезный сказочный предмет, с помощью которого герои европейских сказок находят разнообразные клады и предметы. Собственно сами герои сказок в этих поисках участия не принимают. Они отдают распоряжение тросточке, которая и занимается кладоискательством. Время от времени тросточка способна выполнять функции волшебной дубинки, наказывая кого-то из обидчиков героя.
Предмет непопулярный в русских народных сказках; Ни Емеля, ни Иван-дурак, ни, тем более, Добрыня Никитич тросточкой не пользуются.

Фиги.
Волшебные фиги (у нас больше известны как инжир, в просторечье – «дули») бывают двух видов: первый – активно стимулирует у съевшего их человека рост ветвистых рогов, второй – избавляет от них.
Оба вида фиг внешне неотличимы друг от друга. Растут в диких условиях, но рядом. Принимаются только по назначению вашего придворного лечащего врача.

Шапка-невидимка.
Сказочная вещь! Используется героями сказок в разведывательных целях, а также во время активных боевых действий с разнообразной нечистой силой (Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Дракон, Баба Яга и другие). Проста и удобна в обращении. Не требует особого ухода. Хранить в сухом, заметном месте.

Яблоня.
Полезное дерево. На нём вырастают яблоки (см. соответствующую статью). В сказках обычно усыпано плодами, просит всех проходящих «отведать моего яблочка». В награду может укрыть путника или путницу от гусей-лебедей и баб-яг. Бывает дикой и садовой. Дикая – растёт в лесу, в поле, на берегу молочной реки. Садовая – в царском саду. Время от времени плодоносит золотыми яблоками.

Источник

Исследовательская работа «Волшебные предметы в русских народных сказках»

В работе рассматриваются волшебные предметы в русских народных сказках, их типичность, история, назначение.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Волшебные предметы в русских народных сказках»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ СОШ №41 г. Улан-Удэ

Волшебные предметы в русских народных сказках

Выполнил: Бурлакова Алина,

ученица 5 в класса МАОУ СОШ №41

Руководитель: Михайлова Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы

Глава 1. Общее представление о волшебных предметах……5

Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы ……….6

Список использованных источников………………………..11

Сказки любят все, потому что в них происходит многое, что невозможно в реальной жизни. То есть волшебство.

Сказка – один из древнейших жанров устного народного творчества, который до появления письма долгое время существовал в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.

Сказки бывают бытовые, волшебные и о животных. В нашей работе мы рассмотрим сказки волшебные.

Основные черты волшебной сказки:

— противопоставление добра и зла, где добро всегда побеждает;

— сочетание реальных и фантастических событий;

— говорящие животные, волшебные предметы, фантастические герои.

Цель нашего исследования – познакомиться с волшебными предметами из сказок.

Объект исследования – русские народные волшебные сказки.

Гипотеза: волшебные предметы помогают положительным героям в борьбе со злом.

Изучить русские народные волшебные сказки.

Найти в них волшебные предметы, которые помогали героям.

Выявить с помощью анкетирования, какие волшебные предметы знают ученики 5-х классов.

— изучение литературы и сбор информации по данной теме;

Результаты исследования можно использовать на уроках литературы при изучении фольклорных произведений.

Глава 1. Общее представление о волшебных предметах

Проанализировав множество русских волшебных сказок, мы разделили все встречающиеся волшебные предметы на несколько групп:

Предметы, характеризующиеся быстротой передвижения. (Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, волшебные башмачки, печь, ступа, летучий корабль).

Предметы, помогающие найти верный путь и показывающие, что творится на свете. (Волшебный клубок, серебряное блюдечко, волшебная книга, зеркало).

Предметы, помогающие в быту. (Скатерть – самобранка, горшочек, куколка, шапка – невидимка, гребешок, волшебное кольцо).

Предметы, возвращающие здоровье. (Живая вода, молодильные яблочки).

В русских народных сказках чаще всего из вышеперечисленных встречаются:

Волшебное говорящее зеркало.

В нашей работе мы рассмотрим первые четыре предмета. Остановимся подробнее на каждом из них.

Глава 2. «Русские народные» волшебные предметы

Волшебными свойствами в сказках чаще всего наделяются обычные, бытовые предметы.

Первый волшебный предмет, который мы рассмотрим – ковёр-самолёт. Это предмет, который помогает героям быстро передвигаться. Встречается как в русских, так и в сказках других народов.

Сапоги – скороходы – обладают большой скоростью, их называют семимильными. «Шагнул да семь вёрст разом и отмахал…» (Сказка «Крестьянский сын Иван да царь Иван».

Шапка – невидимка – головной убор, который делает своего обладателя невидимым.

Есть сказки, в которых встречаются вместе эти три волшебных предмета.

Это такие сказки, как «Вещий сон», «Заколдованная королевна».

В сказке «Заколдованная королевна» солдат, оказавшись далеко от своей жены, обманом забирает у чертей волшебные предметы, чтобы вернуться домой: «Солдат сел на ковер-самолет и полетел; долго пришлось ему по белу свету странствовать. Захочется ли ему есть-пить, сейчас наденет на себя шапку-невидимку, спустится в какой-нибудь город, зайдет в лавки, наберет — чего только душа пожелает, на ковер — и летит дальше.»

Волшебный клубок – сказочный путеводитель, навигатор, который указывает верную дорогу.

В сказке «Царевна- лягушка» клубок указывает путь Ивану царевичу к Василисе Премудрой: «Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком. Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.»

В сказке «Иван-Царевич и белый полянин» старец даёт Ивану-Царевичу клубок, который укажет путь к брату старца: «На, возьми клубочек, пусти перед собою: куда клубочек покатится, туда и коня направляй.

Иван-царевич сел на своего доброго коня, покатил клубочек и поехал вслед за ним, а лес все темней да темней.»

В сказке «Звериное молоко» Баба Яга дарит клубок царевичу: « куда клубок катится, туда и идут.»

Скатерть – самобранка – волшебная сказка, которую стоит расстелить, как она становится полна различными яствами.

«А молодец утром проснулся, видит — перед ним скатерть из шёлковой ткани лежит. Расстелил он её на траве, и появились на ней разные кушанья.» (Сказка «Скатерть – самобранка»).

Читайте также:  Лечение при эпилепсии народными средствами

«…стоит только развернуть скатерть, тотчас выпрыгнут из нее двенадцать добрых молодцев да двенадцать красных девиц, принесут разных кушаньев и напитков и начнут потчевать.» («Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице Царь-девице»).

«…развернул скатерть — чего хочешь, того просишь: и питье и еда!» (Сказка «Королевич и его дядька»).

В ходе исследование мы провели анкетирование среди учащихся пятых классов, чтобы узнать, насколько хорошо ученики знакомы с темой исследования. В анкетировании приняли участие 28 учеников. Им было предложено ответить на следующие вопросы:

Какие волшебные сказки вы знаете?

Встречались ли в этих сказках волшебные предметы?

Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

Обработав анкеты, мы получили следующие результаты:

Из волшебных предметов дети отметили: волшебное зеркало – 23 человека, клубок – 23 человека, ковёр – самолёт – 17 человек, волшебная палочка – 16 человек, шапка – невидимка – 14 человек, сапоги – скороходы – 13 человек.

Учащиеся считают, что волшебные предметы:

— помогают победить зло – 76 % учащихся;

— делают жизнь героев легче – 58 %;

— чтобы сказка была интересной – 36 %.

Таким образом, мы выявили, что ученики пятых классов хорошо знакомы со сказками, знают их названия, сюжет и героев. Опрошенные имеют хорошее представление о том, что подразумевается под волшебными предметами, могут назвать, в основном те, которые встречаются в русских сказках.

Сказки являются сокровищницей народной мудрости, содержат в себе представление о культуре, людях, окружающем мире, о радостях, печалях, мечтах народа той или иной эпохи.

Волшебные предметы в сказках – это плод фантазии народа. Это мечты людей о том, что бы они хотели иметь в своём распоряжении.

Волшебные предметы в сказках выполняю важную роль в достижении героям своей цели.

Они бывают получены двумя способами: добыты через испытание либо в бою с врагом или получены в дар (от Бабы – Яги, старца).

Они не только помогают справиться со злом, но и помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может.

Наша гипотеза подтвердилась не полностью.

Список использованных источников

Источник

Чудесные предметы волшебной сказки

Дипломная работа по литературе на тему «Чудесные предметы волшебной сказки»

Просмотр содержимого документа
«Чудесные предметы волшебной сказки»

Глава 1. Мир реальных вещей в структуре волшебной сказки.

1.1.Вещи, используемые в прямом назначении.

1.2.Предметные реалии, обладающие сверхъестественными свойствами в структуре сказки

Глава 2 Волшебные предметы в структуре волшебной сказки.

2.1. Волшебные предметы помощники героя.

Глава 3 Предметные реалии в сказочных формулах.

3.2. Серединные формулы.

Сказка – один из древнейших жанров народного творчества, сокровищница человеческой мудрости и фантазии, источник познания эстетического мышления наших предков. В ней отобразились различные исторические периоды жизни народа, составляющие различные пласты развития материальной и духовной культуры.

Сказка всегда была актуальна, так как она отражала в границах своих идейно- художественных особенностей историческое развитие, этнографию, быт, обычаи народа с привнесением многих, часто утраченных в других жанрах фольклора подробностей.

На сегодняшний день существует огромное количество исследований, посвященных сказке. Это труды Проппа В. Я., Мелетинского В. Н., Ведерниковой Н. М., Померанцевой Э. В. И др. Они затрагивают самые разные вопросы сказочного эпоса.

Предметом исследования является предметный мир волшебной сказки, т.е. реалии окружающей действительности и чудесные предметы в текстах волшебной сказки чудесные и реальные предметы

Цель работы — выявить в структуре волшебной сказки предметные реалии, используемые в прямом назначении и мир вещей, имеющих чудесные свойства.

Степень разработанности проблемы

В целом в литературоведческой науке категория предмета мало изучена и до конца теоретически не осмыслена. Отдельные замечания о сути художественного мира вещей, о предметной сфере в творчестве того или иного писателя находим в работах В. Н. Торопова, В. Е. Хализева, А. Ф. Лосева, Е. С. Добина, Г. А. Гуковского и др.

Наиболее подробно и теоретически полно понятие «вещного мира» раскрыто в работах А. П. Чудакова «О способах создания художественного предмета в русской классической литературной традиции», «Предметный мир литературы ( К проблемам исторической поэтики)», « Вещь в реальности и литературе». В своих работах А. П. Чудаков анализирует формы и способы организации предметного мира в произведении литературы, рассматривает основные составляющие этого мира, возможные образные проявления, особенности взаимосвязи мира реальных вещей и художественных. Так А. П. Чудаков дает следующее определение понятия « художественный предмет»:

Художественные предметы – это те мыслимые реалии, из которых состоит изображенный мир литературного произведения и которые располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени. 1

Проблема интерпретации « вещного» мира как важнейшего компонента народного творчества является актуальной и в современной фольклористике. Исследователи, работающие в русле указанной проблематики ( Л. С. Виноградова, С. Е. Никитина, С. М. Толстая, Н. И. Толстой, В. Н. Торопов и др.) отмечают, что « вещь» в традиционной системе восприятия имеет культурно- символическую нагрузку, и рассматривают, как материальные атрибуты внешнего мира подвергаются процессу символизации в фольклорном тексте и каким образом через функционирование единиц с « вещной» семантикой осуществляется фольклорное моделирование.

Проблема художественного предмета в фольклоре представлена одной из важнейших в поэтике фольклора. Между тем если исследованию других аспектов поэтики фольклора посвящена огромная литература, проблема __________________

1. Чудаков А. П. Художественный и реальный предмет и задача их расподобления // Чудаков А. П. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. – М., 1986. – С.252

предметного мира изучена явно недостаточно; специальных работ, ей посвященных, почти не существует.

Этим и определяется актуальность проблематики данного исследования.

Вопрос о действии предметов и взаимосвязи их с героями волшебной сказки на сегодня один из самых перспективных. Изучение волшебных предметов и мира вещей позволяет определить новые возможности понимания волшебной сказки и раскрывает ее содержание.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу по данной научной проблеме.

2. Изучить и охарактеризовать волшебные предметы, в том числе волшебные предметы колдовского характера в структуре волшебной сказки.

3. Выявить в структуре волшебной сказки предметные реалии, используемые в прямом назначении и мир вещей, имеющих чудесные свойства.

4. Исследовать формулы волшебной сказки и рассмотреть предметы, используемые в обрамляющих и серединных формулах.

Научная новизна исследования определяется тем, что это первое специальное исследование предметного мира волшебных сказок.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы для дальнейших исследований предметного мира волшебной сказки. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования её результатов при проведении занятий по фольклористике в высшей школе. Материалы работы также могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В качестве основного материала исследования выступают волшебные сказки из сборника А.Н. Афанасьева и сборника «Народные сказки Нижней Волги» под редакцией Л.Л. Ивашневой. Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области структурной фольклористики, таких как В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Н.М Ведерниковой, В.Е. Добровольской, Л.Л. Ивашневой, В.Я. Проппа, Э.В. Померанцевой и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

2. Реалии внешнего мира в фольклорном мироустройстве обладают особым статусом. В результате эстетического переосмысления реалии внешнего мира в рамках фольклорного текста приобретают определенное символическое содержание.

Происхождение волшебной сказки связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа, но появление в волшебной сказке предметов, наделенных волшебными свойствами исторически связано с первобытными верованиями, а именно, с фетишизмом.

В волшебной сказке встречается два типа предметов: чудесные и реальные.

Чудесные предметы, наделенные волшебной силой, как правило, добыты определенным способом: или получены в случае выполнения определенной задачи/ просьбы, или в случае победы над врагом и связаны с потусторонним миром ( миром мертвых), например, живая и мертвая вода).

Частотные упоминания в сказках реальных предметов: разнообразных орудий труда (топора, сохи, плуга, ярма, веретена, прялки, ткацкого стана) связаны с тем, что древние славяне обожествляли все, что соприкасается с телом человека.

Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы,

новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются цели и задачи, определяются объект и предмет научного исследования, описываются материал и методы его изучения, а также излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе « Мир реальных вещей в структуре волшебной сказки » рассмотрены особенности восприятия реалий внешнего мира в традиционной народной культуре. В этой же главе раскрыты место и роль вещей, используемых в прямом назначении, и предметные реалии, обладающие сверхъестественными свойствами в структуре сказки.

В заключении подведены итоги проделанной работы, намечены перспективы дальнейшего изучения.

Список литературы включает литературу, использованную в процессе написания работы.

Глава 1. Мир реальных вещей в структуре сказки

Связь с действительностью не противоречит положению о вымысле как одной из ведущих особенностей волшебной сказки. На это верно указала исследовательница фольклора А.М.Ганиева, которая отметила, что фантазия в сказках строится, как правило, на совершенно определенной, связанной с действительностью основе. Каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, о каких бы волшебных героях ни повествовала, рисует картины труда и быта человека, показывает

Читайте также:  Лечение цервицита шейки матки народными средствами самые эффективные

1. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений / Сост. Т. В.Зуева, Б. П. Кирдан М.: Флинта: Наука, 2002. –С. 147

взаимоотношения между людьми и выражает народное мировоззрение.

Главный герой сказки в грубой форме дает отповедь старухе и отталкивает ее с тропинки, чтобы пройти самому. В наказание Гордей превращен в ежа с заклятием: быть ему лесным ежом до тех пор, пока он трем человеческим душам не сделает добра. Подобное превращение происходит Иванушкой в сказке «Морозко», когда лесной колдун наказал его за гордыню, превратив в медведя.

Мотив оборотничества универсален для сказки и мифа, распространен _________________

1. «Астраханская сказка» (методические рекомендации по материалам фольклорных экспедиций), авторы: Целовальников И. Ю., Гузенко К. В., г. Астрахань, 1991 г.

в разных жанрах русского фольклора. Как и архетип мирового древа, он увязан в разных жанрах русского фольклора. Как и архетип мирового древа, он увязан с перемещением героев в нездешние миры, с преодолением границ между семиотически разными пространствами. Анализ конкретных произведений показывает. Мифологемы и архетипы, как и символы, едины и многолики даже в пределах одного жанра. Реальное, фантастическое и символическое своеобразно проявляется и соотносится между собой не только в начале сюжетной линии, но и на этапах развития действия и в кульминации сказки «Про Гордея, серого ежа».

В этом произведении нет ни положительного героя в традиционной для сказки абсолютной сущности, ни персонифицированного антагониста. Мифологема оборотничества, путь героя в мифологизированном пространстве дорожных встреч и испытаний на доброту, участливость, готовность вступить в смертельную схватку со вполне реальной змей и т.д. имеют важное символическое наполнение. Самое большое зло пребывает в самом герое, и в результате сложного и долгого пути в сказочном и одновременно реальном пространстве. Гордей сам себя сам себя исцеляет, победив свою черствость, гордыню и отчужденность от людей.

Избывание беды, изживание пороков и греховности прежней жизни происходит без чудесного вмешательства волшебных предметов и помощников, но при помощи разных людей, встреченных героем на его пути. Гордей проделывает путь к самому себе, к своей лучшей половине, к подлинной сущности и одновременно к своему семейному счастью, к женитьбе на исцеленной с его помощью девушке. Духовно-символический уровень мифологемы пути испытания составляет главное содержание этой назидательной сказки.

В сказке «Баба-яга» ведьма велит девушке спрясть «пряжи с короб, печку истопить, всего припасти». Это испытание хозяйственных способностей, столь важных в быту крестьян. Но дело все-таки не в этом. Работа для нее непосильна. Она плачет. Но вот являются мышки, она кормит их, мышки ей помогают. В варианте этой сказки говорится: девушка, раньше чем пойти к яге, заходит к своей тетке, и та ее учит: «Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай». Девушка все это выполняет и приобретает себе помощников, которые помогают ей выдержать испытание. Здесь имеется советчик.

2.2. Приобретение реальными предметами сверхъестественных свойств в структуре сказки

Не лучше будет, если мы подойдем к предметам со стороны их функций. Одни и те же функции приписываются различным предметам и наоборот. Так, молодцы, исполняющие приказания героя, могут являться из рожка (Аф. 186), из сумы (187), из бочки (197), из ящичка (189), из-под тросточки, если ею ударить о землю (193), из волшебной книги (212), из кольца (156, 190, 191). Функции эти будут нами изучены специально. Так, функция переноса героя в тридесятое царство составит предмет особой главы.

Поэтому мы будем классифицировать предметы иначе: мы рассмотрим их не по группам предметов как таковых, и не по функциям, а по общности их происхождения, поскольку это позволяют нам материалы.

Волшебные предметы не только морфологически родственны волшебным помощникам. Они имеют такое же происхождение, как последние. Так, многие волшебные предметы представляют собой части тела животного: шкурки, волоски, зубы и т. д. Мы знаем, что при посвящении юноши получали власть над животными и что внешним выражением этого было то, что им давалась часть этого животного. Отныне юноша носил ее с собой в мешочке, или он ее съедал, или, наконец, эти части втирались в человека. Таким образом, к этой категории надо еще отнести мази: они тоже животного происхождения, как это легко прослеживается и в сказке.

Если наше наблюдение верно, если между животным помощником (субъектом помощи) и животным, на которое охотятся (объект помощи), не обязательно существует связь, то любое животное и любой предмет могут служить помощником, Тогда несоответствие между помощником и его функцией, неприкрепленность функции к отдельным животным или предметам, создающие впечатление фантастики, не просто прием поэтического творчества, а также исторически обосновано в первобытном мышлении. Описывая лекарские мешки, играющие роль при посвящении, Фрэзер говорит: «Эта сумка изготовлена из кожи животного (выдры, кошки, змеи, медведя, енота, волка, совы, горностая) и имеет форму, отдаленно напоминающую форму соответствующего животного. Одна из таких сумок имеется у каждого члена общества; он держит в ней нелепой формы предметы, являющиеся его амулетами или «чарами»» (Фрэзер 652) Эти талисманы и амулеты, в основе своей связанные с животными, и есть прообраз наших «волшебных даров», среди которых особый класс представляют всякого рода мешки, сумки, кошельки, коробочки и т. д. Из этих сумок и ларчиков появляются духи-помощники. Это приводит нас к предметам (не только животного происхождения), из которых появляются духи. Но раньше, чем перейти к этим предметам, надо рассмотреть те предметы, для которых можно показать их происхождение из орудий.

В сказке топор сам вырубает корабль (Аф. 212) или рубит дрова (165), ведра сами приносят воду. Интересно, что древняя связь с животным и здесь еще не утеряна. Это делается по щучьему веленью. Но эта связь в сказке не обязательна. Дубинка сама бьет врагов и забирает их в плен, при помощи помела и клюки «хоть какую угодно силу победить можно» (185) и т. д. Здесь связь уже утеряна.

Приведенные материалы приблизят нас к пониманию предметов, при помощи которых можно вызвать духов. Такие предметы могут быть как животного состава (волоски коня), так и орудия (дубинка) и целый ряд других предметов (кольцо).

Среди предметов, способных вызвать помощника, особое место занимает огниво, вызывающее главным образом коня. В сказке это обычно кремень и кресало, иногда в соединения с волосками. Волоски нужно зажечь, чтобы вызвать коня. Что огниво почти стабильно (но не исключительно) связанно именно с конем, объясняется его огненной природой.

Итак, рассмотрение некоторых предметов опять приводит нас к той области, к которой приводит рассмотрение многих других элементов: к царству мертвых.

Чтобы лучше понять этот мотив, приведем еще один случай из сказки. В сказке «Князь Данила-Говорило» (Аф. 114) преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т. е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю.

В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах. «В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников «ушебти» или «шауабти»» (Францов 1935, 171-172). И хотя фигурки, о которых идет речь, имеют животный вид, здесь связь все же несомненна, так как человек-предок пришел на смену животному-предку. Как указывает Видеман, фигурки «ушебти» имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались «ответами» и должны были помогать» в загробном мире (Wiedemann 26).

Все эти материалы показывают, к каким представлениям и обычаям восходит эта куколка. Она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь.

Приведенные здесь материалы показывают, что реально- бытовые предметы, наделенные магическими свойствами, по своему содержанию имеют различное происхождение.

Такова картина предметов со стороны их состава. Как историческая категория в целом они возводятся к тем же корням, к которым возводится помощник, составляя лишь разновидность его.

Глава 2 Волшебные предметы в структуре волшебной сказки.

2.1. Волшебные предметы помощники героя.

По мнению Е. М. Мелетинского, происхождение сказки из мифов не вызывает сомнений, что касается волшебной сказки, то ее происхождение связывают с мифологическими мотивами, сопряженными с ритуалами посвятительного типа. Как отмечает В. Я. Пропп, «волшебная сказка обязана посвятительным ритуалам рядом важнейших символов, мотивов, сюжетов и отчасти своей общей структурой». Помимо ритуальных источников на жанровую форму волшебной сказки и на своеобразие сказочной фантастики оказали влияние первобытные фетишистские, тотемические, магические представления. Е. М. Мелетинский вычленяет следующие ступеньки трансформации мифа в сказку:

ослабление строгой веры в истинность мифических событий;

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни
Adblock
detector