3 класс русские народные песни заклички

Народные советы

Урок литературного чтения «Русские народные песни» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Репенская СОШ 3 класс литературное чтение УМК «Школа России» Марина Дмитриевна Токарева

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.

Задачи:
Образовательные:
• Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
• дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
• Познакомить с русскими народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
Развивающие:
• Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
• Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
Воспитательные:
• Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума
и чувств.
• С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине,
умение защищать ее.
• Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств, без которых немыслимы благородство и сердечная чуткость.
Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок изучающего чтения.

Оборудование: Слайдовая презентация, цветок «Ромашка», записи на доске, запись темы на плакате,
Ход урока

I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности
— Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.
— Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
Запись на доске.
Нам важно:
1. Доказать свою точку зрения.
2. Перебивать товарищей.
3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
4. Выкрикивать свое мнение.
5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
6. Молчать, когда спрашивают.
7. Быть готовым протянуть руку помощи.
8. Бояться высказывать сое мнение.
9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
10. Обижаться и обижать товарищей.
11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
12. Быть бесполезным для товарищей.
— Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.

Во саду ли в огороде, девица гуляла.
Во саду ли в огороде, цветочки поливала.
Одни цветочек сорвала,
И нам в класс передала.
А цветочек не простой,
В нем каждый лепесток — расписной.

— Да, ребята, вот какую ромашку нам передали в класс. Смотрите, как улыбается
нам серединка ромашки. Сегодня у нас первый вводный урок по теме.
II. Речевая разминка.

Коляда́— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

— Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

— Прочитаем все вместе плавно и певуче.

— Прочитаем с ускорением.

1. Актуализация опорных знаний.
— Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

— Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?

— Кто придумал эту песню?

— Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество».

Слайд 3
– Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
Слайд 4
А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

— С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души. Слайд 5

— С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Источник

Народные заклички для детей

В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства.

Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны.

Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Народные заклички весны

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Иди, весна, иди, весна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Народные заклички солнышка для детей

Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!

Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!

Читайте также:  Как вступить в народный контроль

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Заклички дождя

Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!

Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!

Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!

Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей!

Народные заклички лета

Приди, лето ясно,
В рубахе красной,
В соломенной шапке,
В ржаной опояске,
В зеленых сапожках,
В золотых сережках.

Лето красное, приди к нам,
Приди хлебородное,
С рожью спелою,
С белым льном,
С золотым зерном.

Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.

Заклички осенние

Осень, осень пришла,
Что ты нам принесла?
В корабью — холста,
На гумно — зерна,
На прялку — шерстинку
Да молока кринку,
На стол — каравай,
Дождик, дождик, поливай!

Осень! Осень!
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толком, обмолокой,
Золотым венцом!

Хороша зима — снегами,
Весна — цветами,
Лето — грибами,
А осень — стогами.
Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ —
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

Радуга-дуга

Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Радуга-дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По целому ведёрку!

Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.

Ай, радуга-дуга.
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Ах ты радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне ведрышко,
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной тучи.

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

Заря- заряница
По морю ходила.
По морю ходила,
Ключи обронила.
Ее ключи-
Золотые лучи

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают конфетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.
Божья коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба
Черного и белого,
Только не горелого

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Ты пчелонька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимоньку,
Зимоньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали.

-Ласточка, ласточка,
-милая касатка,
Где ты была,
с чем ты пришла?
-За морем бывала,
-Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

Ты, зимушка-студёнышка, надоскучила,
Поморозила, повьюжила.
Пурга глазки повыхлестала.
Запасы мы покушали,
Пора сеять и сажать,
Закрома пополнять.
Уж вы ластушки, жавороночки,
Возращайтесь к нам.
Летите-ка домой,
Захватите-ка с собой
Лето теплое, да звонкое.
С чёрною смородиной,
С малиной сладкою,
С калиной терпкою,
С черёмухой, боярышником,
Со сливами, яблочками,
С грушами, рябиною,
С цветами лазоревыми,
С медом сахарным,
С вареньями, кореньями.
Соха с бороной —
Пашня за горой,
Напаши, наборонуй
Хлеба бесценного, душистого,
Крупчатого, золотистого.

Источник

Заклички весны для детей

ЗАКЛИ́ЧКИ — разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно — магический смысл («Дождик, дождик, перестань!» и т. п.).

Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны («Весна, весна красная, приди, весна, с радостью…», «Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну…»).

Заклички весны для детей

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Весна красна.
На чем пришла?
– На жердочке,
На бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
– А мы весну ждали
Клочки допрядали.
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
– Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.

Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
Весну теплую,
лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

Читайте также:  Как пополнить карточку народного банка

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март
Солнцу рад;
Апрель, апрель —
Откроет дверь;
Май, май-
Сколько хошь гуляй!
Аy, ау, аукаем!

Жаворонки прилетайте
Зиму белу прогоняйте
Гули — гули
Зиму белу прогоняйте
Весну красну созывайте
Гули — гули
Весну красну созывайте
Землю нашу одевайте
Гули — гули
Землю нашу одевайте
Все поляны согревайте
Гули — гули
Все поляны согревайте
Солнце мило приглашайте
Гули — гули

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье —
В лугах половодье
Второе угодье —
Солнце на подворье!
Третье угодье —
Зеленое раздолье!

Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?

Источник

Этот урок проводился первым в разделе «Весна пришла». На уроке дети слушали песни заклички, песни веснянки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Тема: «Весна пришла. Русские народные песни – заклички».

Учитель: Стрежнева М.В.

г. о. Саранск, 2013 год

Тема: «Весна пришла. Русские народные песни – заклички».

Цель: углубить знания детей о русском фольклоре, показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен, познакомить с традицией встречи весны на Руси, русскими весенними народными праздниками, разучивание песен-веснянок, воспитание уважения к истории своей страны и ее традициям.

Оборудование: мультипроектор, музыкальный ряд, вырезанные птички, написанные песни – заклички и песни – веснянки, учебник.

1. Оргмомент. Рефлексия.

— Как вы думаете, с какой темой будет связан наш урок? (Предположения детей)

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Изображение весны художниками и поэтами.

Уч.: Многие русские художники посвятили свое творчество теме весны. Перед вами представлены репродукции картин И. Левитана “Весна. Большая вода”, “Март”, А. Саврасова “Грачи прилетели”, Б. Кустодиева “Весна”. Обратите внимание, какие природные явления воодушевили к творчеству этих талантливых людей. (Ответы детей)

Уч.: Да, все вы сказали верно. Проснулась природа, прилетели птицы, светит яркое солнце, тает снег – все это нашло отражение в картинах художниках. Вы тоже побывали художниками своих картин. Вот какие рисунки на тему «Весна пришла» нарисовали вы. Молодцы, ребята! (показ рисунков на доске)

Уч.: А какие красивые стихи о весне мы читаем у Е. Баратынского “Весна”, В. Жуковского “Жаворонок”, В. Берестова “Жаворонок полевой”, А. Майкова “Ласточка”, А. Плещеева “Весна наступает”.

Уч.: Послушаем стихотворение А. Плещеева. (ученик читает)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Уч.: Давайте и мы попробуем позвать Весну с лаской и вниманием, просьбой прийти к нам. Прочитайте про себя на листочках слова, а затем мы попробуем их прочитать по ролям: я буду весной, а вы детьми. Читать нужно не спеша, припеваючи, растягивая слова.

Март, март, солнцу рад.

Май, май – сколько хошь гуляй.

Я к вам пришла, я вам принесла,

Молодым молодушкам – по серпочку,

Добрым молодцам – по плужочку.

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с радостью,

С великою милостью!

С хлебами обильными!

С грушами, с яблочками!

С цветами лазоревыми,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Первое угодьюшко – животинушка в поле,

Другое угодьюшко – с сошкою в поле,

Третье угодьюшко – пчелки в полете,

Уч.: Молодцы, ребята! 22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. В этот день второй раз зазывали весну.

Уч.: Звался этот день “Сороки”. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна. Были народные приметы в чести. Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми и ранняя весна придет. Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников. По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Как вы думаете? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печёных птичек, плясали и припевали. Не зря же март в народе величают весновеем, протальником, грачевником. После веселых песен и танцев всех печёных жаворонков съедали, головки приносили матерям. Была примета – как высоко жаворонок летал – таким высоким в этом году будет лён. Какова голова у птички – таким головастым будет лён.

Уч.: Сегодня мы тоже будем зазывать птиц. Каких весенних птиц вы знаете? (ответ детей)

Уч.: Все песни – веснянки пели. Давайте послушаем. (слушание песен) А теперь давайте сами попробуем прочитать песни, а может быть и спеть.

А нам отдай телегу.

С хвостика – вильце,

Крылышки – что шелк,

Клювиком – шелк, шелк!

Одна галка наперед

Золоты ключи несет,

Пора галкам летать,

Грачи летят, на всю Русь кричат:

Гу-гу-гу, мы несем весну!

Воробьи летят, на всю Русь кричат:

Чи-вить, чи-вить – мы хотим полить.

Поросята летят, полосатые визжат:

Хрю – хрю, хрю – надоело нам в хлеву.

Журавли домовитые летят,

Чу-ви, чу-ви на всю Русь кричат!

6. Знакомство с русской традицией Благовещения.

“Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд совершался против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон, и только одна темная ночь прекращала сборище”.

Уч.: А теперь давайте мы прочитаем те слова, которые произносили дети, выпуская птиц из клетки:

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

Уч.: Я думаю, что весна услышала нас сегодня и вступит полностью в свои права. Молодцы, ребята!

7. Работа с учебником.

Уч.: Что же нам сегодня предлагает учебник. Откроем его на странице 107. Прочитаем песню – веснянку. (читают дети)

— Скажите, ребята, а что вы знаете о жаворонках? (ответы детей)

— В каких произведениях вы с ними встречались? (ответы детей)

— Как относятся люди к жаворонкам? Прочитайте это в стихотворении.

— Рассмотрите иллюстрацию к песни. Прочитайте, какие строчки относятся к ней.

— Прочитаем эту закличку еще раз хором. Помните, что читать нужно нараспев, медленно, протяжно. (чтение хором)

Читайте также:  Какие сказки не писал салтыков щедрин волшебные бытовые о животных народные

8. Работа с афоризмами и пословицами.

Уч.: К какому разделу творчества относятся песни? (ответы детей).

— Что еще входит в этот раздел? (ответы детей)

— Давайте попробуем объяснить смысл русских пословиц и высказываний о весне. Выберите любую и объясните.

“Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”.

“Старого воробья на мякине не проведешь”.

“Лучше синица в руке – чем журавль в небе”.

“Глупа та птица, которой свое гнездо не мило”.

Уч.: Урок наш заканчивается, но весна только началась. Скажите, сколько же раз на Руси было принято зазывать Весну? (ответы детей)

— Какие обычаи русского народа вы запомнили? (ответы детей)

— Я хочу подарить вам различных птичек. Пусть на своих крыльях они принесут вам только тепло, добро и здоровье в эту весну. (учитель дарит вырезанных птичек)

Уч.: Завершим наш урок, докончив предложения:

Мне понравилось на уроке….

Мне запомнилось на уроке ….

Мне было трудно на уроке…

Уч.: Я довольна вашей работой на уроке. А теперь вы выставьте отметку себе и своим одноклассникам, которые, как вы считаете, работали на уроке.

11. Домашнее задание.

Уч.: Домашнее задание будет творческим по выбору:

1. Выучить наизусть песню-веснянку: из учебника или из другого источника.

2. Сочинить свою песню – закличку.

3. Нарисовать рисунок к песням – закличкам.

Источник

Заклички для детей

Наши предки-язычники осознавали могущество природы, поэтому обращались к ней с просьбами о дожде для посевов, о здоровье для сыновей и дочек, с благодарностью за щедрый урожай и благополучие. Так появился один из древнейших видов фольклора, только сейчас заклички для детей используются уже в рамках развивающих занятий. По форме это стихи, но они насквозь пропитаны народными мотивами — читая эти строчки, можно узнать, как жили крестьяне на Руси, как сеяли, пахали, ухаживали за скотиной, растили малышей. Также очень интересен сборник коротких закличек для детей про животных. Проговаривая их, ребенок словно произносил заклинание, и все страхи улетучивались. К примеру, если заложило ухо от попавшей в него воды, достаточно было попрыгать на одной ноге и сказать: «Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду». Еще больше детских закличек на любой случай — в нашей подборке!

Лето красное, приди к нам,
Приди хлебородное,
С рожью спелою,
С белым льном,
С золотым зерном.

Лето, лето красное, поди сюда,
А ты, зима, ступай на море,
Ты и так нам, зима, надоскучила,
Ручки с ноженьками обморозила,
Метель глазки повыхлестала,
Хлеба с солью много покушали.
Уж вы ластушки, вы касатушки,
Прилетите-ка вы к нам,
Принесите-ка вы нам
Лето теплое, весну красную
Под крылышком, под бутылышком.
Соха с бороной, езжай на поле,
Напаши, наборонуй
Хлеба родного, умолотного,
Зернистого, колосистого.

Хороша зима — снегами,
Весна — цветами,
Лето — грибами,
А осень — стогами.
Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-сИ, курлы-сИ —
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

Осень! Осень!
Сноп последний носим.
Приходи с ливнем,
С хлебом обильным,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С толком, обмолокой,
Золотым венцом!

Иди, весна, иди, весна,
Принеси ржаной колосок,
Овсяной снопок,
Большой урожай в наш край!

Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.

Солнышко-ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну-красну кликают,
Со стрехи капели,
Кулики прилетели!

Солнышко, выгляни!
Красное, высвети!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!

Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!

Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.
Лей, лей, веселей,
Землю-матушку полей!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной тучи.

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!

Буря — Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Ах ты радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай мне ведрышко,
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Заря-заряница
По морю ходила.
По морю ходила,
Ключи обронила.
Ее ключи-
Золотые лучи

Радуга-дуга,
Унеси дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!
Выйди, радуга-дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
Радуга-дуга,
Принеси дождя!
Нам по ложке,
Медведю по плошке,
А серому волку —
По целому ведёрку!

— Гусь-гусёк, куда пошёл ты?
— На речной песочек жёлтый.
— А ты, гуля-голубок?
— В лес зелёный на дубок.
— А ты куда, Алёнушка?
— Я во двор, на солнышко.
О. Бедарев

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Петушок, петушок,
Подари мне гребешок,
Ну пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.
Г. Лагздынь

Ты пчелонька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимоньку,
Зимоньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

У сороки заболи,
У вороны заболи,
А у Катеньки заживи!

Котик, коток,
Кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждёт.
Кошечки в окошечке,
Кошурки в печурке,
Котятки в подлавке.
— А кто у вас бо́льший?
— А кто у вас меньший?
— Мы все подрастём,
За мышами пойдём.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас добром поджидать.

-Ласточка, ласточка,
-милая касатка,
Где ты была,
с чем ты пришла?
-За морем бывала,
-Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни