3 класс русская народная сказка самое дорогое

Народные советы

Урок в 3 классе по русской народной сказке «Самое дорогое»

Тема: “Русская народная сказка “Самое дорогое”

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”.

Задачи урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой “Самое дорогое”,

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее сказки; содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер и мультимедиа приставка, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг, рисунки детей.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, с нашими гостями. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

Урок литературного чтения.

II. Проверка домашнего задания

Беседа по содержанию:

— Что поучительного для себя вы узнали из этой сказки?

III. Постановка цели урока.

— Мы познакомились с авторской сказкой, а какие еще бывают сказки?

Работа с выставкой книг.

— Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются …(хором)

— А есть сказки, которые сочинил народ. Они называются …(народные).

— Какие вы знаете виды сказок?

2. Работа по группам.

— Мы с вами уже познакомились со многими русскими народными сказками. Сказки просят:

Ответы детей сопровождаются показом текста карточек и иллюстрациями к сказкам.

— А теперь самое сложное задание: прочитайте текст сказки и подумайте, а из какой сказки этот отрывок.

— Эта сказка вам еще не знакома, называется она “Самое дорогое”.

IV. Изучение нового материала.

Подготовительная работа перед чтением текста.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

2. Перед чтением текста проводится словарная работа

— нам встретятся слова, смысл которых может быть вам не понятен.

3. Установка на восприятие сказки.

— Подумайте, какова главная мысль сказки?

4. Комбинированное чтение текста.

Чтение сказки учителем и подготовленными детьми.

5. Первичная беседа по содержанию.

— Понравилась ли вам сказка? А чем?

— Какова главная мысль сказки?

— К какому виду относится эта сказка? (Бытовая)

6. Повторное чтение сказки по “цепочке”.

7. Беседа по содержанию. Игра «Внимательный читатель».

— Где жили старик со старухой? Подтвердите свой ответ чтением отрывка из текста?

— Чем занимался старик?

— Что делала старуха?

— Для чего старик пошел в лес? Кого он там встретил?

— Как выглядел Лесной Дед?

8. Работа над пословицами.

— В сказках есть главная мысль, которая является мудростью, в пословицах тоже есть мудрость.

— Найдите пословицу, которая относится к прочитанной сказке.

— Как вы это объясните?

— С какой сказкой мы познакомились?

— Какова главная мысль этой сказки? Что же самое дорогое в жизни? (здоровье, труд, счастье)

— Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе и о своих близких; трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь.

7. Домашнее задание

Номер материала: ДA-040168

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Читайте также:  Банк народный вклады процент

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое».

Цель: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Строить воздушные замки – фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечты.

— Запишите это выражение в словарь.

3.Работа по учебнику «Детская риторика» (стр.139-140).

1. Подготовка к восприятию.

а). Чтение стихотворения учителем.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрепит половица,

По комнате ходит сказка.

б). Викторина по сказкам.

— Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки. Прочитайте слова, записанные на доске.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются… ( авторские).

— Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.

Улетела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая! («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

2. Первичное знакомство со сказкой «Самое дорогое» ( комбинированное чтение с инсценированием).

— А теперь мы предлагаем вам сесть поудобней и посмотреть сказку. После ответите на вопрос: почему сказка называется «Самое дорогое»?

— Как вы думаете, почему сказка названа «Самое дорогое»? ( Самое дорогое у человека его руки золотые и здоровье). Тогда все, что нужно, человек сам заработает)

4. Словарная работа.

— В тексте вам встретятся новые слова. Прочитайте их и объясните.

Лен – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

-А сейчас прочитаем сказку по цепочке. Обратите внимание, из каких частей состоит сказка. Отметьте их карандашом. Приготовьтесь ответить на вопросы.

6. Анализ произведения.

— По ходу чтения вам нужно будет найти отрывки, где четко слышится ритм, особая мелодика и даже присутствует рифма. Отметьте эти места карандашом.

— Что такое рифма? ( звуковые совпадения в конце строк)

8. Работа с пословицами. Выявление главной мысли.

— У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Работать будете в четверках. Прочитайте эти пословицы, найдите ту, которая подходят к сказке, объясните ее.

Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица.

— Кто вспомнит сказки, где есть похожие события?

Источник

Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка в пересказе Н. Колпаковой «Самое дорогое».

Цель: продолжить знакомить детей с устным народным творчеством русского народа. Учить отличать сказки от других произведений, совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа; развивать речь детей, пополнять их словарный запас, учить видеть красоту русского языка. Развивать умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки); воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

Строить воздушные замки – фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечты.

— Запишите это выражение в словарь.

3.Работа по учебнику «Детская риторика» (стр.139-140).

1. Подготовка к восприятию.

а). Чтение стихотворения учителем.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Читайте также:  Лечение потери слуха народными средствами

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрепит половица,

По комнате ходит сказка.

б). Викторина по сказкам.

— Я думаю, что вы уже догадались, что сегодня на уроке мы побываем в гостях у сказки. Прочитайте слова, записанные на доске.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

— Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются… ( авторские).

— Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной.

Улетела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленой кожей,

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница, какая! («Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкин)

Появилась девочка в чашечке цветка.

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

2. Первичное знакомство со сказкой «Самое дорогое» ( комбинированное чтение с инсценированием).

— А теперь мы предлагаем вам сесть поудобней и посмотреть сказку. После ответите на вопрос: почему сказка называется «Самое дорогое»?

— Как вы думаете, почему сказка названа «Самое дорогое»? ( Самое дорогое у человека его руки золотые и здоровье). Тогда все, что нужно, человек сам заработает)

4. Словарная работа.

— В тексте вам встретятся новые слова. Прочитайте их и объясните.

Лен – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семян масло.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

-А сейчас прочитаем сказку по цепочке. Обратите внимание, из каких частей состоит сказка. Отметьте их карандашом. Приготовьтесь ответить на вопросы.

6. Анализ произведения.

— По ходу чтения вам нужно будет найти отрывки, где четко слышится ритм, особая мелодика и даже присутствует рифма. Отметьте эти места карандашом.

— Что такое рифма? ( звуковые совпадения в конце строк)

8. Работа с пословицами. Выявление главной мысли.

— У вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Работать будете в четверках. Прочитайте эти пословицы, найдите ту, которая подходят к сказке, объясните ее.

Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица.

— Кто вспомнит сказки, где есть похожие события?

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Сказки авторские и народные. Сказка «Самое дорогое» (3 класс)

Конспект урока литературного чтения

Автор урока : Хусаинова С.И., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Тема урока: «Сказка «Самое дорогое».

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Приемы технологии развития критического мышления;

Цель урока: изучение русской народной сказки «Самое дорогое», определение ее вида, с использованием приёмов технологии критического мышления, смыслового чтения, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.

образовательные : познакомить учащихся с видами сказок, их отличительными особенностями;

развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность;

воспитывающие : способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, литературе;

здоровьесберегающие : организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.

личностные : формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь;

регулятивные : формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать процесс и результат деятельности;

познавательные : овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению;

коммуникативные : умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Формы : фронтальная, работа в группах, игра, индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Оборудование: вопросы викторины, тест «Верные и неверные

высказывания», литература для выставки: русские народные

и авторские сказки, распечатки текстов на цветных листах

распечатка таблицы (синквейн).

Ход и содержание урока:

Учитель. Дорогие ребята! В детстве я обожала читать и в любую свободную минуту бежала в нашу городскую библиотеку, чтобы встретиться с новыми героями книг. Когда я читала книги, как будто бы разговаривала с их авторами обо всем на свете. Я благодарна своим родителям, которые приучили меня к чтению и сами очень любят читать. И сегодня на уроке мы погрузимся в удивительный мир сказок. В литературном лукошке у меня сегодня Цветик-семицветик, лепестки которого помогут нам в работе.

Продвижение от старого к новому.

Формулирование учебной задачи.

Работа с новым текстом.

2. Индивидуальная работа по тестам с предварительным высказыванием мнений, что такое сказка.

— Возьмите листочки. Если вы согласны с высказыванием «+», если нет «-».

Читайте также:  Китайская народная республика была образована в ответ

Тест «Верные и неверные высказывания»

Сказка – вымышленный рассказ, выдумка.

Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных.

Сказки бывают авторские и любимые.

В сказке всегда побеждает добро.

Сказки всегда начинаются со слов: «жили-были …»

-Знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)

(проверка правильности ответов проводится в конце урока, в течение урока дети отмечают правильность ответов).

Постановка темы урока. Формулирование учебной задачи. Кластер на доске.

— Вспомним, в чем особенности вымысла в волшебных сказках?

( В них совершаются чудеса, действуют помощники и сверхъестественные персонажи)

— где чаще всего происходит действие волшебной сказки?

(В сказочном тридевятом царстве)

— В чем, по-вашему, особенность вымысла в сказках о животных?

(В них действуют говорящие и думающие, как люди, животные)

— Какие сказки мы называем бытовыми?

(описываются истории из обыденной жизни, осуждаются человеческие пороки).

Кластер по теме «Сказки»

Народов России Народов мира Русских писат. Зарубеж. писат

СКАЗКИ

Народные

Авторские

Волш. Быт. о жив. Богатырские. Волш. Быт. о жив.

— Так о чем мы сегодня будем говорить? Что хотим узнать?

— Какую цель ставим на этот урок вы, я?

— Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Самое дорогое». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Что для человека может быть самым дорогим? (на доске появляются предположения).

Постановка проблемного вопроса перед первичным восприятием текста.

— Определите, в процессе работы, к каким сказкам ее можно отнести?

Чтение сказки детьми вслух с остановками и вопросами. Прием «чтение с остановками».

Текст заранее учителем делится на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Прямо в тексте учителем отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку. («жужжащее» чтение).

Дети отвечают на вопросы учителя.

— Назовите героев сказки. Реальные они или вымышленные? Докажите.

— Что вы можете сказать о старике и старухе? (выборочное чтение)

— Как вы понимаете смысл слова «кормились»?

— Скажите, такая ситуация может ли быть в жизни?

— Какое событие послужило поводом для встречи старика и Лесного Деда?

— Как вы думаете, о чем попросит старик Лесного деда?

— Что не позволил сделать старику Лесной дед? Что он ему предложил?

— Подумайте и обсудите в группе, что могли попросить старик со старухой у Лесного деда?

После обсуждения дети выдвигают свои версии, учитель записывает на доске.

— Посмотрим, как развернутся события дальше.

Дети продолжают читать вслух.

— Перечислите, что старик предлагал попросить у Лесного деда?

— Как вы думаете, что придумал старик?

— Теперь дочитайте сказку до конца в группах и самостоятельно найдите в тексте и подчеркните главную мысль сказки.

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

— В каких же словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл? (работа в группах).

— Совпали ли ваши высказывания о том, что для вас самое дорогое, с тем, что мы узнали в сказке?

— Давайте попробуем вспомнить сказки, в которых старику и старухе выпало счастье загадывать желание. («Сказка о золотой рыбке»). Как там повела себя старуха? Чем все закончилось?

— Какая пословица может выразить основную мысль сказки? Докажите!

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Где труд, там и счастье.

Как аукнулось, так и откликнулось.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Определите, к какому типу мы отнесем данную сказку? Докажите!.

(В сказке нет чудес. Нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)

-Давайте дадим краткую характеристику героям: старику и старухе. Составим кластер.

Рефлексия, итог урока. Самооценка деятельности ребят на уроке по группам.

— Что же самое дорогое в жизни? (здоровье, труд, счастье)

— Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе, и о своих близких, трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь, и в семье благополучие будет.

— Составьте «синквейны» на тему:

Работаешь, бодрствуешь, радуешься.

Здоровье дороже всего на свете.

Вдохновляет, обогащает, радует.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

2. Рефлексивные вопросы.

— Сверьте свои ответы на утверждения в начале урока и сейчас. Сколько верных во всей группе?

— Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?

— За что можете похвалить своего соседа?

— За что можете похвалить себя?

Домашнее задание «Интересное место».

Один ученик читает отрывок из сказки Шарля Перро «Ослиная шкура».

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни