3 класс родная литература русская народная сказка зимовье

Народные советы

Зимовье

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Бы­ку и барану травы вволю, кот ловит мы­шей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила позд­няя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:
— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из лесу бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.
— Ладно, — отвечает баран, — сог­ласен.

Повстречали бык и баран свинью:
— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:
— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:
— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, сте­ны проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:
— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на ба­рана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:
— Бэ-э-э. Бэ-э-э. Бэ-э-э.

Петух увидел волка, слетел с жер­дочки, крыльями захлопал:
— Ку-ка-ре-ку-у.

Соскочил кот с печи, зафыркал, за­мяукал:
— Мя-у-у. Мя-у-у. Мя-у-у.

Набежал бык, рогами волка в бок:
— У-у-у. У-у-у. У-у-у.

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:
— Хрю. Хрю. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:
— Ой, братцы, уходите! Ой, брат­цы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им го­ворит:
— Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу — уставился на меня, страшный да косматый.
Наверху захлопало, внизу зафыркало!
Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок!
А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон.

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

Источник

Литературное чтение

2 класс

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».

— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

— формировать читательские умения:

— сравнивать сказки, различать жанры сказок,

— различать реальное и волшебное в сказках;

— сравнивать героев сказки;

— развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

— воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

Оборудование:

— презентация к уроку;

— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.

1. Организационный момент. (слайд 1)

2. Сообщение темы и целей урока.

— Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

3.Актуализация знаний.

Что такое сказки?

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

4.Проверка д/з.

— Сказку какого народа вы читали дома?

— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

— Какой изображена лисичка в сказке?

— А в русских народных сказках какой у лисы характер?

— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

2.Работа с пословицами. (слайд 3).

О хитрости и смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

(Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль — слайд 4).

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Отгадывание загадок: (слайд 5).

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Вместо носа пятачок.

А крючок вертлявый. (Свинья)

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

На охоту ходит. (Кот)

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? (Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье.

— Что это значит – строить зимовье?

6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

¨ Зимовье – место, где зимуют животные, их жилище.

¨ Столбы тесать – выравнивать бревна.

Читайте также:  Деятельность судьи в луганской народной республике регламентируется

¨ Щепу драть – мелко колоть, расщеплять дерево по слоям (на щепки).

¨ Мох – растение, растущее в сырых местах.

¨ Стены конопатить – затыкать щели в стенах.

¨ Рубить избу – строить (в переносном значении).

¨ Подполье – подвал, помещение под полом.

¨ Пустились наутёк – быстро убежали.

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

¨ И мы станем брёвна носить; идут медленным шагом положив.ладони на плечо

¨ Столбы тесать скользящие движения ладонями

¨ и щепу драть; стукают кулачками друг о друга

¨ Глину месить, месят глину

¨ и печку класть; кладут кирпичики друг на друга

¨ стены конопатить затыкают щели

¨ и крышу крыть. делают руками крышу над головой

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд 9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча зверей).

— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

— Кто прежде всех спохватился? А затем?

2 слайд. – Какой момент изображен?( Звери строят зимовье).

— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

11. Итог урока.

Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

— А волк? (немножечко смешной).

— О каких качествах характера можно подобрать пословицы к этой сказке?

12. Рефлексия.

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

13. Домашнее задание.( слайд 10 – 11).

Пересказ сказки + пословицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Русская народная сказка «Зимовье «».

— содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных;

— формировать читательские умения:

— сравнивать сказки, различать жанры сказок,

— различать реальное и волшебное в сказках;

— сравнивать героев сказки;

— развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе;

— воспитывать любовь и доброе отношение к животным.

— презентация к уроку;

— учебник “Литературное чтение. 2 класс” (автор-составитель Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий.

— Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения?

Сегодня мы продолжим знакомство с народными сказками.

-Какие бывают народные сказки? (слайд 2).

-Какие другие произведения относятся к устному народному творчеству?

— Сказку какого народа вы читали дома?

— Смогли ли вы понять из сказки где живут и чем занимаются корякские народы?

-Кто является главным персонажем этой сказки?

— Какой изображена лисичка в сказке?

— А в русских народных сказках какой у лисы характер?

— Кого удалось перехитрить лисичке в этой сказке?

Пересказ по выбору 1 из трёх частей (оценивание).

О хитрости и смекалке лисички народ придумал немало пословиц.

Давайте почитаем их.

— А какие пословицы и поговорки о хитрости, смекалке и сообразительности приготовили вы к уроку? Поделитесь друг с другом народной мудростью.

5. Подготовка к восприятию литературного произведения.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, но прежде давайте вспомним фамилии писателей, которые собирали русские народные сказки.

Попробуйте догадаться, кто будет главными героями нашей новой сказки.

Отгадывание загадок : (слайд 5).

Не пожалеет за коров

Он ни копыт и ни рогов,

Пасется мирно на лугу,

Но подойти не даст врагу. (Бык)

Заплелись густые травы,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Вместо носа пятачок.

А крючок вертлявый. (Свинья)

Весь мохнатенький, сам усатенький,

Днём спит и сказки говорит,

На охоту ходит. (Кот)

Хватит спать, вставать пора.

Шпоры, красный гребешок,

Что за птица? (Петушок)

Серый, страшный и зубастый

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

-О ком мы отгадывали загадки?

-На какие 2 группы можно разделить этих животных?

-Чем они отличаются? ( Обратить внимание, что за домашними животными ухаживает человек)

Ребята, а легко ли животным зимой в лесу живётся?(строят себе жилища, запасают корм)

Животные из нашей сказки тоже готовились к зиме и строили зимовье.

— Что это значит – строить зимовье?

6.Первичное восприятие произведения. (слайд 6)

Сказку читает учитель.

7.Проверка первичного восприятия.

-Понравилась ли вам сказка? Как жилось в лесу животным летом?

-Почему животные решили строить зимовье? Что такое зимовье?

-Как звери трудились?

-Как они жили в зимовье?

-Что вас рассмешило в этой сказке?

8.Словарная работа. (слайд 7 )

Прежде, чем продолжить знакомство со сказкой проведём словарную работу.

9. Физкульт минутка.(слайд 8 )

Ребята, а легко ли было животным построить жилище?

10. Подготовка к пересказу.

Деление сказки на части. Составление плана. (слайд 9)

1 слайд. – Какой момент из сказки изображен на картинке? (Встреча зверей).

— Прочитаем первую часть сказки. ( чтение по ролям).

-Как жилось животным в лесу? Почему звери решили зимовье строить?

— Кто прежде всех спохватился? А затем?

2 слайд. – Какой момент изображен?( Звери строят зимовье).

— Как звери строили зимовье? (дружно, помогали друг другу).

Чтение 2 части. Озаглавливание.

— Кака звери жили в зимовье?(уютно, весело, дружно)

3 слайд. – Какой момент из сказки изображен? (Жизнь зверей в зимовье).

Чтение 3 части. Озаглавливание.

4 слайд. – О чём рассказывает эта иллюстрация?

— Что вас заставило поволноваться? Каким представили волка?

Чтение по ролям 4 части. Озаглавливание.

— Понравились ли вам герои этой сказки? Чем? (трудолюбивые, дружные)

— А волк? (немножечко смешной).

— О каких качествах характера можно подобрать пословицы к этой сказке?

Если вам понравилась эта сказка улыбнитесь друг другу, а если нет нахмурьте бровки.

Если вы хорошо работали на уроке – подарите улыбку товарищу по парте, а если нет – нахмурьте бровки.

Источник

Сказка Зимовье зверей

Зимовье зверей читать:

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

— Куда, баран, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — говорит баран.

Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

Читайте также:  Инфильтрат в легком лечение народными средствами

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

Вот идут они путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то и впрямь зимою замерзнем.

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так перезимую.

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы, как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран делать нечего, приходит к быку.

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегуся и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

Вот и свинья озябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу уроню.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; и так перезимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу наверх, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

Вот живут они себе да поживают в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

Услышала лиса, что петух песенки распевает, захотелось петушком полакомиться, да как достать его? Лиса отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные мои! Нашла я для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, лисонька! — говорят медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же зарежем их да поедим!

Лиса привела их к избушке.

— Ну,- говорит она медведю. – Отворяй дверь, я вперед пойду – петуха съем.

Медведь отворил дверь, а лисица вскочила в избушку. Бык увидал её и тотчас прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. Из лисы и дух вон.

— Что она так долго с петухом не может управиться? говорит волк. — Отпирай брат Михайло Иваныч, я пойду.

Медведь отворил дверь, а волк вскочил в избушку.

Бык и его прижал к стене рогами, а баран начал охаживать по бокам. И так его отделали, что волк и дышать перестал.

Медведь ждал-ждал, вошел в избушку, а бык да баран его также приняли. Насилу медведь вырвался да и пустился бежать без оглядки.

Источник

Русская народная сказка
Зимовье зверей

У старика со старухой были бык, баран, гусь да петух и свинья.

Вот старик и говорит старухе:

— А что, старуха, с петухом-то нам нечего делать, зарежем его к празднику!

Услышал это петух и ночью в лес убежал. На другой день старик искал, искал — не мог найти петуха.

Вечером опять говорит старухе:

— Не нашел я петуха, придется нам свинью заколоть!

Услышала это свинья и ночью в лес убежала. Старик искал, искал свинью — не нашел:

— Придется барана зарезать!

Баран услышал это и говорит гусю:

— Убежим в лес, а то зарежут и тебя и меня!

И убежали баран с гусем в лес. Вышел старик на двор — нет ни барана, ни гуся. Искал, искал — не нашел:

— Что за чудо! Вся скотина извелась, один бык остался. Придется, видно, быка зарезать!

Услышал это бык и убежал в лес. Летом в лесу привольно. Живут беглецы — горя не знают. Но прошло лето, пришла и зима.

Вот бык пошел к барану:

— Как же, братцы-товарищи? Время приходит студеное — надо избу рубить.

Баран ему отвечает:

— У меня шуба теплая, я и так прозимую.

Пошел бык к свинье:

— Пойдем, свинья, избу рубить!

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

— Гусь, пойдем избу рубить!

— Нет, не пойду. Я одно крыло постелю, другим накроюсь — меня никакой мороз не проймет.

Пошел бык к петуху:

— Нет, не пойду. Я зиму и так под елью просижу.

Бык видит: дело плохо. Надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу ставить.

И срубил себе избушку один. Затопил печку и полеживает, греется.

А зима завернула холодная — стали пробирать морозы. Баран бегал, бегал, согреться не может — и пошел к быку:

— Бэ-э. Бэ-э! Пусти меня в избу!

— Нет, баран. Я тебя звал избу рубить, так ты сказал, что у тебя шуба теплая, ты и так прозимуешь.

— А коли не пустишь, я разбегусь, вышибу дверь с крючьев, тебе же будет холоднее.

Бык думал, думал: «Дай пущу, а то застудит он меня».

Баран вошел в избу и перед печкой на лавочку лег. Немного погодя прибежала свинья:

— Хрю! Хрю! Пусти меня, бык, погреться!

— Нет, свинья. Я тебя звал избу рубить, так ты сказала, что тебе хоть какие морозы — ты в землю зароешься.

— А не пустишь, я рылом все углы подрою, твою избу уроню!

Бык подумал-подумал: «Подроет она углы, уронит избу».

Забежала свинья в избу и забралась в подполье. За свиньей гусь летит:

Читайте также:  Игровые русские народные песни скачать

— Гагак! Гагак! Бык, пусти меня погреться!

— Нет, гусь, не пущу! У тебя два крыла, одно подстелишь, другим оденешься — и так прозимуешь.

— А не пустишь, так я весь мох из стен вытереблю!

Бык подумал-подумал и пустил гуся. Зашел гусь в избу и сел на шесток.

Немного погодя прибегает петух:

— Ку-ка-ре-ку! Бык, пусти меня в избу.

— Нет, не пущу, зимуй в лесу, под елью.

— А не пустишь, так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, в избу холода напущу.

Бык пустил и петуха. Взлетел петух в избу, сел на брус и сидит.

Вот они живут себе — впятером — поживают. Узнали про это волк и медведь.

— Пойдем, — говорят, — в избушку, всех поедим, сами станем там жить.

Собрались и пришли. Волк говорит медведю:

— Иди ты вперед, ты здоровый.

— Нет, я ленив, ты шустрей меня, иди ты вперед.

Волк и пошел в избушку. Только вошел — бык рогами его к стене и припер. Баран разбежался — да бац, бац, начал осаживать волка по бокам. А свинья в подполье кричит:

— Хрю-хрю-хрю! Ножи точу, топоры точу, живого съесть волка хочу!

Гусь его за бока щиплет, а петух бегает по брусу да кричит:

— А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко здесь. Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!

Медведь услышал крик — да бежать. А волк рвался, рвался, насилу вырвался, догнал медведя и рассказывает:

— Ну, что мне было! До смерти чуть не забили. Как вскочил мужичище, в черном армячище, да меня ухватом-то к стене и припер. А поменьше мужичишка, в сереньком армячишке, меня обухом по бокам, да все обухом по бокам. А еще поменьше того, в беленьком кафтанишке, меня щипцами за бока хватал. А самый маленький мужичишка, в красненьком халатишке, бегает по брусу да кричит: «А вот как, да кудак, да подайте его сюда! И ножишко здесь и гужишко здесь. Здесь его и зарежу, здесь его и подвешу!» А из подполья еще кто-то как закричит: «Ножи точу, топоры, точу, живого съесть его хочу!»

Волк и медведь с той поры к избушке близко не подходили.

А бык, баран, гусь да петух и свинья живут там, поживают и горя не знают.

Источник

Зимовье зверей — русская народная сказка

Идёт из деревни бык, а навстречу ему – баран.

«Куда идёшь?» – спрашивает барана бык. «Иду искать лето», – отвечает тот. «Пошли вместе», – говорит бык.
И пошли они вместе. Идут вдвоём, а навстречу им – свинья.

«Куда идёте, братцы?» – спрашивает их свинья. «Идём от зимы к лету», – отвечают те. «И я с вами пойду», – просится свинья.

И пошли они дальше. Идут, а навстречу им – гусь.

«Куда, гусь, идёшь?» – спрашивают они. «От зимы к лету», – отвечает гусь. «Пойдём вместе», – говорит бык.

И пошли они вчетвером. Шли, шли и встретили петуха.

«Куда, петух, идёшь?» – спрашивает гусь: «От зимы иду к лету», – отвечает петух. «Пошли вместе», – позвал бык.

Идут они и разговаривают между собой: «Приходит зима, наступают морозы: куда деваться?» Бык и говорит: «Надо хату ставить!» А баран говорит: «У меня хорошая шуба, видишь, какая шерсть, я и так зиму перезимую!» А свинья говорит: «Я глубоко в землю зарываюсь; зароюсь в землю и так зиму перезимую!» А гусь с петухом говорят: «У нас по два крыла: взлетим на ель, одним крылом постелемся, другим накроемся и так зиму перезимуем».

И разошлись кто куда. Бык остался один и начал ставить хату. Ставил, ставил и поставил. Настала суровая зима: лютые морозы, снегопады и метели. Приходит баран к хате быка и говорит: «Пусти, брат, согреться!» Бык отвечает: «У тебя хорошая шуба, видишь, какая шерсть, ты и так зиму перезимуешь!» Баран говорит: «Ежели не пустишь согреться, я разгонюсь и рогами дверь твою в щепки разобью, и тебе будет холодно!»

Бык думает: «Что делать? Ведь он меня заморозит». И пустил бык барана в свою хату, и стали они жить вдвоём.

Приходит свинья: «Пусти, братец…» Бык и говорит: «Ты глубоко в землю зарываешься; заройся в землю и так зиму перезимуешь!» Свинья говорит: «Ежели не пустишь, я вырою весь фундамент твоей хаты, и тебе будет холодно!»

Бык думает: «Что делать? Ведь она же меня заморозит!» Пустил и свинью. Стали жить втроём.

Приходят и гусь с петухом: «Пусти, братец…» Бык говорит: «У вас ведь по два крыла; взлетите на ель, одним крылом постелитесь, другим накроетесь и так зиму перезимуете!» Тогда гусь и говорит: «Ежели не пустишь, я из стен своим клювом выдергаю мох, и тебе будет холодно!» А петух кричит: «Ежели не пустишь, я влезу на потолок и с потолка своими когтями сгребу землю, и тебе будет холодно!» Подумал, подумал бык и пустил их в хату.

Петух согрелся и начал песни напевать.

Бежала лиса по лесу и услыхала. Подбежала к окну, смотрит в окно и видит, что у быка есть петух, гусь, свинья и баран.

Побежала лиса к волку и медведю; прибежала и говорит: «Знаешь что, куманёк, и ты, дядя Михаил Потапыч? Идёмте к быку! У быка есть петух, гусь, свинья и баран. Я схвачу гуся и петуха, а вы – свинью и барана».

И пошли. Подходят к дверям, лиса говорит: «А ну-ка, Михаил Потапыч, отворяй дверь!» Медведь открыл дверь, и лиса вскочила в хату.

А бык как прижмёт её рогами к стене, а баран давай рогами по бокам осаживать! И до тех пор осаживал, пока из её дух вон. Потом вскочил в хату волк. Бык волка тоже прижал к стене, а баран рогами его до тех пор тёр, пока душа не выкатилась колесом. Медведь тоже было бросился в хату, но они так принялись за него, что он чуть жив выбрался…

А бык с друзьями и до сих пор живут в своей хате. Живут, поживают и добра наживают.

(Митропольская, зап. в дер. Житяй Шилутского района Литовской ССР от А.Ф.Захарова в 1971 г.)

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни