3 класс изо перспектива жизнь костюма в театре сценический костюм героя традиции народного костюма

Народные советы

Конспект урока изобразительного искусства, УМК «Перспектива», 3 класс «Жизнь костюма в театре»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с театральными костюмами героев русских народных сказок.

Планируемые результаты:

— знать особенности театрального костюма;

— уметь оформлять эскиз театрального костюма из русских народных сказок.

— осознавать личностный смысл учения;

— проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

— устанавливать связь между социальной ролью обучающегося и мотивом учебной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Дата: 8.02.19 ФИО учителя: Расчектаева С.В.

Школа: 104 ФИ студента: Хабибуллина К.

Класс: 3 «В» ФИО методиста: Мотовилова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема: «Жизнь костюма в театре»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с театральными костюмами героев русских народных сказок.

— знать особенности театрального костюма;

— уметь оформлять эскиз театрального костюма из русских народных сказок.

— осознавать личностный смысл учения;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: презентация Power Point, краски, кисти, бумага.

I. Этап самоопределения к деятельности

Слов.: слово учителя

— Добрый день, ребята, садитесь. Я надеюсь у всех сегодня хорошее настроение, ведь на улице такая прекрасная погод / не смотря на погоду за окном. Повернитесь друг к другу и пожелайте добрые слова для успешного урока.

Настраиваются на успешную работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Слов.: учебная беседа

Наглядный: учебная презентация.

— Помните ли вы, чем вы занимались на предыдущем уроке изобразительного искусства?

— Из чего состоит женский народный костюм?

— Чем вы его украшали?

Рисовали русский народный костюм.

Женский русский народный костюм состоял из кокошника, рубахи, сарафана и душегреи.

Мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха, украшенная по вороту, подолу и концам рукавов, с поясом, порты (штаны).

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог.

Наглядный: учебная презентация.

— Посмотрите на экран и скажите, что изображено на картинках.

Предположите какова тема урока.

— Тема нашего урока «Жизнь костюма в театре».

— Определите цели урока.

— Мы познакомимся с театральными костюмами героев русских сказок.

Театральные костюмы героев русских сказок.

О театральных костюмах

Эскиз театрального костюма из русской сказки.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог.

— А какие русские народные сказки знаете вы? (Баба-яга; Гуси-лебеди; Иван-царевич и серый волк; Колобок; Маша и Медведь; Морозко; Репка; Снегурочка; Сивка-бурка; Царевна–лягушка; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

— А как вы понимаете слово «театр»?

Театр – место зрелищ.

— Кто из вас был в театре? Что вы там видели?

— Театр – особый и прекрасный мир. Здесь все прекрасно: жесты, маски, костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки и с ними светлый мир добра.

— А вы знаете художников, которые трудятся в театре. Назовите их.

— А кто из вас знает, где впервые появился театр? И когда?

Родился театр в глубокой древности в Греции. В древнегреческом театре актерами могли быть только мужчины – они исполняли и женские роли.

— Скажите, что помогает актеру быстро перевоплотиться в театрального героя? Почему?

— Кто создает театральный костюм?

— Перед вами (экран) театральный костюм, в котором артист на сцене театра представлял героя русской сказки. Над созданием этого костюма трудились художник и костюмер. Они бережно воплотили красоту русской одежды и передали выразительность образа героя.

— Из сказок вам знакомы костюмы царевича и царевны. Что вы можете увидеть на иллюстрациях из русских народных сказок.

— Какие цвета преобладают в костюмах клоуна, Буратино, Красной Шапочки?

Верно, ведь все эти сказочные персонажи веселые, озорные. И яркий костюм будет помогать в раскрытии образа героев.

Какие цвета будут преобладать в костюме злого персонажа (Карабас, Баба Яга)?

Итак, цвет костюма играет важную роль в спектакле. Мы не можем представить себе платье принцессы серым или Бабу Ягу в костюме с ярким орнаментом.

Важную роль в театральном костюме играют и мелкие детали: предметы украшения, головные уборы, грим. Например, нам трудно было бы узнать Красную Шапочку, если бы у нее не было на голове красной шапочки, или Карабаса, не будь у него длинной бороды, или Буратино с коротким носом.

— Ребята, посмотрите, как мы будем выполнять нашу работу. Трогать пока ничего не нужно, следите и запоминайте ход работы. Я буду изображать театральный костюм Алёнушки из сказки «Сестричка Алёнушка и братец Иванушка»

1 этап: сначала я рисую горловину. Затем рисую рубаху.

Читайте также:  Воспалилась десна чем лечить народные средства

2 этап: далее рисую лямки от сарафана, и дорисовываю сам сарафан.

3 этап: я нарисую головной убор- кокошник.

4 этап: а кто мне скажет, какая обувь была?

Правильно, сейчас я нарисую лапти, но я нарисую только один, а вы у себя в работе нарисуете два.

5 этап: теперь я украшаю костюм. Я украсила не полностью, а вы в своей работе украсите так, как украшали на прошлом уроке.

Художник-декоратор, художник-постановщик, художник-гример, художник-модельер.

Театральный костюм. По костюму мы можем сразу определить, что это за герой.

Богатый кафтан и плащ, верхнюю одежду, украшенную драгоценными камнями и золотым шитьем.

Яркие, соответствующие характеру этих героев.

Темные, тревожные тона.

Слушают и запоминают ход работы.

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П : анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К : умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р : саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

Давайте перед тем, как начать выполнять работу, мы с вами разомнем пальчики.

Держим кисточку вот так:

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо – влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

А сейчас вы сами попробуете создать и украсить театральный костюм, давайте повторим этапы выполнения работы. Ребята, но вам нужно нарисовать костюм героя из русской народной сказки. Вы можете нарисовать мужчину или женщину.

Я желаю всем успехов. Приступайте к работе.

Настраиваются на выполнение задания.

Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше ее металлической части.

Движения кистью руки по тексту.

Кисточку держат вертикально.

Выполняют тычки без краски на листе.

Л : понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

индивидуальная практическая работа.

На фоне, пока дети выполняют задание, играет музыка из русских народных сказок.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания.

VII. Включение в систему знаний

— Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Отложите на край парты кисти и краски.

-Организуем выставку наших работ. Возьмите свои работы и положите их перед доской.

— Что нового вы узнали о театре?

— Кто создает сценический костюм?

— Какие цели мы ставили на урок?

Жизнь костюма в театре.

Узнать о театральных костюмах, выполнить эскиз русского народного театрального костюма.

П: обобщение и структурирование знаний в речи.

VII. Рефлексия деятельности

анализ продуктов работы.

Оцените свою работу и работу своих одноклассников.

— Аккуратно ли выполнены ваши работы?

— Верно ли подобраны цвета?

— Что вы в целом можете сказать о наших работах?

Вы все большие молодцы, хорошо потрудились сегодня на уроке.

— Вернитесь на свои места.

Спасибо вам больше за работу на уроке. Сейчас уберите свои рабочие места.

Оценивают свою работу и работы одноклассников.

Убирают свои рабочие места.

П : доказательство качества выполнения задания;

К: умение точно выражать мнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во время подготовки к данному уроку использована книга Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» Татарского книжного издательства г. Казани 1997 г. выпу.

Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн.

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск.

Урок, который поможет учащимся сделать первые шаги в искусстве рекламы, осознать её функцию в жизни, ознакомит детей с новым видом деятельности художника в театре, созданием афиши, её назн.

Источник

Технологическая карта урока: изобразительное искусство, тема «Театральный костюм»

Урок: изобразительное искусство

Тема: Искусство костюма: Театральный костюм

Развивать умение рисовать с помощью кисти. Познакомить детей с разными жанрами фольклора.

Развить навыки творческого мышления.

Организовать деятельность для конструирования ситуации и осмысления образов героев сказок. находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Стремиться к соблюдению нравственных норм, Уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

Формулировать познавательные универсальные учебные действия, оценивать, анализировать и сравнивать образы героев; создавать условия для развития творческо-эстетического мышления школьника;

содействовать умению наблюдать за речью героев;

формировать регулятивные универсальные учебные действия: обеспечить формирование ставить цель;

содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

формировать коммуникативные универсальные учебные действия: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач, договариваться о распределении функций, формулировать собственное мнение, позицию.

Основные понятия: Фольклор, сказки, театральный костюм

дополнительные: альбом, краски, кисти, вода, баночки, презентация, проектор, мультфильм.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Обучающие и развивающие задания

I этап. Организационный момент. Цель- Подготовить учащихся к эмоциональному восприятию содержания урока

Настраивать детей на работу.

Ученики встали у парт, успокоились, поприветствовали учителя и друг друга

– Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

Мы начинаем урок рисования.

У всех есть баночка с водой, кисти, краски и альбом?

Коммуникативные УУД Личностные УУД

Организовать фронтальную работу, обсуждение проблемных вопросов.

Читайте также:  Как укреплять ногти в домашних условиях народными средствами

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Театральные костюмы. Цели, задачи.

Фольклор: Устое народное творчество.

• Совокупность созданных в народной среде произведений, бытующих в устной форме.

• Слово фольклор в переводе

означает «народная мудрость».

Мы сегодня поговорим о сказках.

Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Ill этап. Изучение нового материала.

Познакомить учащихся с фольклором, с театральными костюмами.

Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Какие вы знаете сказки?

(Иван Царевич и Серый волк, Колобок, Красная шапочка)

Каких вы знаете сказочных героев?

(Алеша Попович, Кощей Бессмертный, Иван –добрый молодец. Он может быть Царевич, крестьянский сын, Иван-Дурак. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Баба-Яга)

Разновидности театрального костюма

Театральный костюм всегда отображает

ту эпоху, в которую происходит действие

спектакля. Для создания театрального

В истории театра известны три типа театрального костюма:

3. одежда действующего лица.

• Персонажный костюм – это изобразительно- пластическая композиция на фигуре исполнителя.

• Игровой костюм это средство преображения облика актера и один из элементов его игры.

• Костюм, как одежда действующего лица, являясь, зачастую, во все периоды исторического развития театра в большей или меньшей степени есть воплощение на сцене того, что носили на себе люди в данный период.

(разные образы Бабы-Яги)

Слайд№ 10 Елена Дмитриевна Поленова

Слайд№ 11Виктор Михайлович Васнецов

Слайд№ 12Виктор Николаевич Корольков

Слайд№ 13Иллюстрация к книжке 1915 год

Слайд№ 14Иллюстрация к книжке 1915 год

Слайд№ 15Иллюстрация к книжке 1915 год

Слайд№ 16Костюм для съѐмок кинофильма.

Мы просмотрели образы Бабы-Яги. Какая она бывает?

(она в лохмотьях, у нее длинный нос, она горбатая, она летает на метле, Она носит платок)

Правильно, ребята! Молодцы!

Сейчас я включу вам сказку, а вы будете рисовать, и слушать сказку.

Откройте ваши альбомы и приступаем к работе.

Дети начинают рисовать.

У кого есть затруднения, я подхожу и помогаю.

Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Источник

Презентация по ИЗО на тему «Художник в театре. Театральный костюм» (3 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эскиз театрального костюма

Сценический костюм – зачем он нужен актеру и почему важен для постановки

Костюм не ограничивается лишь одеждой. Это еще грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения)

Процесс создания костюма от эскиза до сценического воплощения состоит из нескольких этапов: выбор материалов, из которых будет изготовлен костюм;

2) подбор образчиков для окраски материалов;

3) поиски линии: изготовление патронок из других материалов и наколка материала на манекен (или на актера);

4) проверка костюма на сцене в различном освещении;

5) «обживание» костюма актером.

Лев Само́йлович Бакст художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики

Номер материала: ДБ-1520462

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ, ГРИМ, МАСКИ».

Просмотр содержимого документа
«Презентация «ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ, ГРИМ, МАСКИ».»

Нестеров Александр Иванович

элемент оформления спектакля.

В истории театра известны три основные типа театрального костюма:

игровой и одежда действующего лица.

Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства – от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

это изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая.

Колоколообразный силуэт индийского костюма являлся парафразой башенно-шатрового храма Нагара-шакхара и священной горы Мену (центра и оси мира в индуистской мифологии).

Китайский – своей формой, конструкцией, орнаментикой и цветом выражает древнюю космологическую символику естественного чередования Света и Тьмы, слияния Неба и Земли в акте сотворения мира.

Шаманский костюм народов Севера, воплощает образы фантастической птицы, связанной с «верхним миром», и зверя (жителя «нижнего мира»).

Южнорусский – своего рода модель Вселенной.

В обрядовых и фольклорных действах преображение чаще всего носило гротесково-пародийный характер, когда мужчины рядились в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных.

ОДЕЖДА ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЛИЦА

есть воплощение на сцене того натурализма и психологического реализма. Костюм является одеждой адекватной характеру действующего лица, выражает не только его общественный статус, но и его душевное состояние.

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный грим связан с древнейшими военными ритуальными обрядами Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений.

Читайте также:  Комитет народного контроля 1979

Существует несколько видов грима.

Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также накладных усов и бороды.

Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размер ы.

На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.

КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ

Изначально маска служила элементом костюма участников праздников.

В Древней Руси маска была принадлежностью скоморохов и бродячих артистов.

Источник

«Искусство театрального костюма»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс)

Скачать:

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ИЗО для 9 класса

Тема: « Искусство театрального костюма »

Оборудование и материалы :

1. Презентация по теме урока.

7. влажные салфетки

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2. Повторение ранее изученного материала.

— Сейчас мы будем работать в парах. Я вам раздам листочки с заданием. Читаем вопрос, отвечаем. Записываем ответ. Над всеми словами есть звездочки. После того, как вы ответите на все вопросы, выписываем буквы под звездочками. Из этих букв вам нужно составить ключевое слово.

5. Предметы, имитирующие подлинные.

6.Музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии.

— Итак, читаем вопросы вслух.

— Какое ключевое слово получилось?

3.Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

— Правильно, мы сегодня с вами поговорим о театральном костюме. (Слайд 1)

— Театральный костюм – это составная часть сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера. Это средство художественного воздействия на зрителя.

— К нему относятся все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле.

— Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.

— Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофильм о «тайнах» создания театрального костюма.

— Какую же роль играет художник в театре?

— Кто задействован в создании театрального костюма?

— В истории театра известны три основные типа театрального костюма: (слайд 3)

— одежда действующего лица.

— Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства — от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

Например, обрядовые и фольклорные действа. Где преображение чаще всего носило пародийный характер, когда мужчины рядились в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных. При этом в ход шло все, что имелось под руками: тулуп, кожух, овчина, — обязательно вывернутые наизнанку, чтобы выглядела посмешнее. Также для ряжения использовались и различные искусственные украшения: цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д.

— И сегодня и в прошлые века костюм остается предметом специального творчества художников.

— Помимо элементов одежды образ актера может дополнять грим.

— Грим – это искусство изменения внешности.

— История грима уходит корнями в далекие времена, когда наши предки во время обрядов должны были преображаться. В древности актеры так разрисовывали свои лица, что внешне становились похожи на маски. В Древней Греции актеры вместо грима использовали маски, но они не могли передать полноту чувств, поэтому со временем от масок отказались и начали гримироваться.

— В каждую театральную эпоху использовали свою технику грима и таким образом совершенствовали его. Чтобы умело загримироваться, актер должен изучить свое лицо, знать расположение мышц.

— Существует несколько видов грима:

— живописный; (слайд 8)

— Особая и очень важная отрасль грима – это изготовление постижерных изделий (бороды, усы, парики и т.д.). Это очень кропотливый процесс. Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется «тамбуровкой».

— Если рассматривать маски, то их можно разделить на:

— комические и трагические.

— Кто знает историю создания маски?

(обобщение ответов детей)

Игра «Отгадай кому принадлежит?»

(проводится игра с детьми) – (слайд 10-11)

— Сегодня мы с вами выполним необычное задание. При помощи аквагрима выполним роспись лица актера.

— Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять свое задание.

— Прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с красками (слайд 12)

— На работу у вас 5-7 минут.

— А теперь объединим всех героев и попробуем сыграть известную всем сказку «Теремок».

— Понравилась вам наша сказка?

— Какое значение имел образ актера в инсценировке?

* для меня было открытием…

* у меня не получилось…

— Надеюсь, что вам наш сегодняшний урок понравился. Все большие молодцы. До свидания.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни