3 эскиза народного костюма любой национальности

Народные советы

Национальные костюмы народов мира

Национальные костюмы – это не просто тряпочка или кусок материи из другой страны, это целая история народов и отдельные сказания, легенды и фольклор.

Национальный костюм — важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Мы можем знать что-то поверхностное о той или иной части света, но, когда речь заходит о незнакомых странах, например, о Японии, нам сразу приходит в голову кимоно или клетчатый килт, если речь идет о Шотландии.

В каких-то странах часть национальной одежды превратилась в анахронизм: в России можно увидеть костюм лишь в музее или на выступлении фольклорного ансамбля. А в Индии — это часть повседневной жизни: женщины учатся ходить в сари с раннего возраста.

В этой статье мы расскажем про наиболее красочную и интересную национальную одежду.

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность. Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа.

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Национальные костюмы Бутана

Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.

Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.

Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров), которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Что носят в Перу

Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета, которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.

Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

Читайте также:  Гнойный тонзиллит народные средства

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Название проекта на тему:

«Национальные костюмы – уникальность каждой национальности»

Выполнила: Лопухина Т.Г.

МБОУ города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №30»

научившись читать которую,

можно многое узнать

о традициях, обычаях,

истории своего народа.

Краткая аннотация проекта

Творческий проект направлен на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры учащихся, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. Тематика исследовательской работы, представленная в проекте, направлена на расширение кругозора детей в области национальной культуры. Она помогает убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формирует ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни, и в целом, уважительное отношение к культуре различных национальностей. Участие в проекте позволит учащимся получить опыт аналитического исследования, публичного представления национальных костюмов. Практическая значимость проекта заключается в создании пополняемой коллекции национальных костюмов (русский, украинский, татарский, дагестанский, грузинский, армянский и др.), транслировании опыта их создания на конкурсах, практических семинарах, творческих форумах различного уровня.

Важным достижением гуманистической культуры XX века стало развитие идеи мира между народами, разработка философии диалога культур. Эти ценности приобретают все большую практическую значимость в новом столетии. В этом видится растущее понимание человечеством конструктивной роли таких норм, как уважение к образу жизни и обычаям других народов, многообразию форм культурной жизни, взаимное проникновение и обогащение национальных культур. Проблема поликультурности и толерантности давно имеет международное значение.

Конституция РФ провозглашает федеративность и многонациональность главнейшими принципами. Эти принципы отражены в Законе РФ «Об образовании», где одним из важнейших приоритетов государственной политики в области образования определяется « … защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства». Национальная доктрина РФ и Концепция национальной образовательной политики РФ признают необходимость расширения масштабов межкультурного взаимодействия, формирование у обучающихся коммуникабельности и толерантности.

Специфику поликультурной среды современной России в целом и города Костромы, в частности, составляет высокий уровень миграции. В городе Костроме проживают представители 107 национальностей. Наша школа, находясь в центре города, отражает его жизнь со всеми её успехами и проблемами как в зеркале, в том числе и проблему взаимодействия людей разных национальностей.

На данный момент в школе обучаются представители 20 национальностей. Вместе с русскими в МБОУ г. Костромы СОШ №30 учатся: армяне, азербайджанцы, дагестанцы, казахи, молдаване, украинцы, татары, евреи и представители других национальностей.

Разнообразный национальный состав школы создавал определённые трудности в школьном детском коллективе:

— недопонимание между представителями национальностей

— неприятие иных ценностей

— ссоры на национальной почве

В связи с этим перед учителями школы встала проблема гармонизации «национального и интернационального»; преодоления культурно – этнических предубеждений и формирования культуры межнационального общения на основе взаимного уважения и терпимости. Для решения этой проблемы в 2007 году был разработан проект по созданию поликультурной среды в МБОУ г. Костромы СОШ №30 «Мы разные, но мы вместе», реализация которого была закончена в 2010 году. В связи с разработкой и в рамках реализации данного проекта, учителем технологии сформирована проектная группа учащихся по созданию национальных костюмов и демонстрации результатов деятельности проектной площадки, а также участие в традиционном мероприятии, включенные в Программу воспитательной работы школы в фестивале национальностей «Дети разных народов»

Реализуя свою задумку, при создании костюмов участники проекта стали изучать традиции той или иной страны, ее культуру, особенности народного костюма, подбирали музыкальные и литературные произведения, соответствующие представляемому образу.

Участниками коллектива создали коллекцию костюмов, которые демонстрировали в форме театрализованного представления.

Воспитание подрастающего поколения в духе мира и культурного согласия, становится одной из важнейших задач системы образования, которая призвана способствовать формированию свободной личности, способной существовать в современной поликультурной среде, осознающей свою культурную идентичность, но обладающей умениями мирного сосуществования с людьми других культур.

11 февраля 2011 года в Уфе под председательством Дмитрия Медведева состоялось заседание президиума Государственного совета, на котором обсуждались вопросы межнационального и межконфессионального согласия, развития национальных культур.

Таким образом, актуальной в процессе обучения молодежи является задача внедрения новой практики формирования современной личности в духе толерантности, в духе гуманистического отношения друг к другу.

создать пространство межкультурной коммуникации в рамках МБОУ г. Костромы СОШ №30 ;

организовать творческую деятельность участников процесса в пространстве межкультурной коммуникации, через реализацию данного проекта;

познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов;

изготовить национальную одежду;

формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине, способствовать развитию взаимопонимания, уважения и укреплению дружбы между людьми разных национальностей;

способствовать познавательному развитию, развивать творческие способности, воображение, а также открыть возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

Читайте также:  Депутаты народного собрания республики беларусь

Сроки реализации проекта

Творческий проект по созданию национальных костюмов на срок:

Социальная значимость проекта

Национальная одежда является отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях, как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить современное государство, не помня опыта предыдущих поколений.

Культура народов и в частности культура национальной одежды отражена во многовековой истории. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Общность культур, схожесть национального костюма отражает общий ее характер, являющийся отражением внешнего облика, образа жизни, близости географического положения и характеру труда наров.

Сегодня обществу требуются люди, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитым чувством эмпатии и толерантности, владеющих навыками межкультурной коммуникации.

В своем высшем проявлении сфера образования призвана выполнять задачи воспроизведения духовного наследия общества, наиболее стабильных мировоззренческих и культурных ценностей, привносить в конкретное общество понимание общечеловеческих нравственных ценностей, отражающих естественную тенденцию человеческой цивилизации ко все более активному диалогу культур, постепенной взаимной интеграции различных обществ.

Построение прочного будущего каждого ученика в процессе образования возможно только при активном использовании в его построении принципов межкультурного взаимодействия.

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, фракам, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

Костюм – один из наиболее важных элементов материальной культуры любого народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.
На протяжении многих тысячелетий одежда людей выполняла практические, эстетические, социальные и религиозные функции. Она издавна служила средством налаживания дипломатических и культурных контактов, а также являлась объектом торговли.

Решение поставленных задач будет осуществляться с применением различных методов :

информационный (добывать и анализировать информацию),

рефлексивный (групповое подведение итогов),

практико-ориентированный (изготовление моделей национальных костюмов).

Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижение этического идеала.

Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.

Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.

Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней обереговой традиции.

Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.

Русские. Главным элементом русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором – кокошником

Украинцы. Рубаха с вышитым воротом, вокруг себя обертывают клетчатую каразею. На голове носят пестрые повязки, у которой позади вышитые лопасти

Казахи. Женский костюм состоял из платья- койлек. Рукава и подол украшались воланами. Поверх платья надевалибезрукавку из более плотной ткани, украшенную вышивкой или бисером. Традиционной частью костюма являлся пояс из кожи или ткани. Летом носили легкие шапки с меховой опушкой

Грузины. Женский костюм состоял из рубахи и шелкового платья, надеваемого поверх, расшитого бисером. Оно подпоясывалось полосой ткани того же цвета. Головной убор представлял собой ободок, обтянутый шелком, к которому прикреплялась повязка.

Данный проект предназначен для развития образного и логического мышления при решении поставленных проблем , нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность , формирует навыки сравнительно сопоставительного анализа как способа изучения типичных черт характера народов , активизирует учащихся к созданию собственных творческих работ . Проект способствует развитию у учащихся интереса к традициям культуры разных народов. . Проект имеет большое воспитательное значение , так как мотивирует учащихся на изготовление национальных костюмов , воспитывает толерантное отношение к представителям других культур и национальностей .

Результаты исследования (анкетирование участников проекта)

Результаты опроса учащихся показали эффективность участия учащихся школы в данном творческом проекте для формирования уважительного отношения к национальной культуре различных национальностей.

Учащимся, учителям и родителям была предложена анкета (Приложение 1). Были опрошены 30 учащихся и их родители, 30 учителей школы. Ответы участников опроса показали, что 43% учащихся, 87% родителей и 93% учителей осознают значение и суть понятий «национальность», «традиция», «семейные ценности», «культура», «особенности культуры», «национальный костюм и его особенности».

Участники опроса показали уважительное отношение к культуре разных национальностей, и в частности уважительное отношение к семейным традициям, костюму, обычаям. Учащиеся- участники проекта и их родители – активные участники школьных праздников и мероприятий, направленных на формирование опыта поликультурного общения (концерты, фестиваль национальностей (дефиле в национальных костюмах), проект «Мы разные, но мы вместе», театрализованное дефиле «Танцы народов мира» и др.).

Читайте также:  Деформирующий остеоартроз народные средства

В ответах на вопросы анкеты учащимися и родителями отмечена его большая роль в реализации творческой деятельности учащихся, удовлетворении их потребности в коллективном творчестве, формировании опыта межкультурной коммуникации.

Участие в проекте способствовало повышению конкурентоспособности учащихся в школьном коллективе, так как дети имеют активную жизненную позицию, ведут насыщенную творческую и концертную деятельность, чувствуют себя востребованными в школьном коллективе.

Многолетний опыт работы школы по реализации проектов позволил снизить количество конфликтов на межнациональной почве.

Результаты данного проекта (пополняемая и обновляемая коллекция национальных костюмов) нашли отражение в конкурсной работе творческой мастерской, концертной деятельности, обобщении опыта проектной деятельности на различном уровне (муниципальные, региональные семинары, международные форумы).

Таким образом, результаты реализации проекта заключаются в организованной деятельности участников творческого процесса под руководством учителя технологии в пространстве межкультурной коммуникации, через реализацию единичного проекта, включенного в Программу воспитательной работы на базе МБОУ г. Костромы СОШ №30. Создание данной коллекции национальных костюмов является единственным проектом на территории Костромской области.

Механизм реализации проекта

Цель: создание необходимых организационно-педагогических условий для функционирования проектной площадки.

Источник

Русский костюм: от истоков к современности

Хочу поделиться своими мыслями об истоках моды и стиля, надеюсь, что будет интересно и сильно не утомит.

На мой взгляд, наступило время возвращения с нашим истокам, традициям. Хаос в сердцах и душах, постепенно проходит: происходит возвращение к православной вере, нашим традициям. В свете этого мои рассуждения на тему русского национального костюма. Он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов (Центральный регион, Северный регион, Юг), их семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность. Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни его носителя, являясь одним из проявлений народного прикладного искусства и ремесел.

Причем женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской. Основные элементы народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха с широкими рукавами, декорированной вышивкой на подоле, рукавах и по плечам (особенности вышивки — цвет, количество, расположение все имело свое значение). Рубахи были на любой случай: венчальная, свадебная, молельная, убивальница (девушка носила ее перед свадьбой в знак прощания с девственностью), покосная, праздничная, будничная, смертянка и т.п. Следуюшими элементами русского костюма были сарафан, юбка (панева), душегрея, которые присутствовали в разных регионах (Центральные губернии — рубаха+сарафан, Север — рубаха+сарафан+душегрея, Юг — рубаха+юбка(панева) с широким поясом-передником).

На фото комплекты костюма с душегреей

Следующее фото сарафан с праздничной рубахой длиннорукавкой

На этих фото праздничные костюмы с юбкой и широким поясом. Причем, все имело значение: цвет (черный — почва, черноземье, красный — красота, праздник), элементы рисунка (полоски — пашня, солярные знаки и пр.)

Интересно, что кардинальные изменения в костюме и одежде стали происходить после Реформ Петра I. Европейские одежды, начиная с царя и его окружения, распространялись все шире и к началу 19 века охватили горожан всех сословий. И лишь крестьяне сохраняли верность национальным традициям. Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, являются свидетельством неиссякаемой фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности, и высокого мастерства.

Хотелось бы еще отметить Наталью Шабельскую — коллекционера русских народных костюмов, основательницу в Москве частного «Музей старины». На Парижской Всемирной выставке 1900 г. Наталья Леонидовна представила русский «Теремок» с многочисленными, самой тонкой и изящной работы, женскими костюмами, образцами старинного русского быта. Этот раздел пользовался огромным успехом. Собрание экспонировалось во многих городах мира.

Для примера несколько фото (дочери Шабельской в народных костюмах) :

Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Надежде Петровне Ламановой — подлинному художнику по костюму, российскому и советскому модельеру, ее еще называли русской Коко Шанель. Ламанова, сотрудничая с Мухиной, представляет новые варианты видения одежды современной советской женщины, основанные на национальном костюме. Платья из кустарных тканей, 1925г. участвовали во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Эта коллекция получила Золотую медаль.

Начиная с 60-х годов в коллекциях Вячеслава Зайцева постоянно присутствуют народные мотивы. Увлечение народным костюмом со временем переросло в постоянную глубокую любовь. На протяжении десяти лет, когда творчество В. Зайцева получило уже всеобщее признание и за рубежом, художник часто обращается к любимым мотивам народного искусства.

Мне нравится и кажется интересной коллекция Валентино:

Думаю, каждый российский художник в своем творчестве обращается к народным традициям и чарпает из них огромную силу и вдохновение:

Колдовская сила русского костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Надеюсь, что моя публикация проявит ваш интерес и желание к просмотру и поиску интересных идей в коллекциях национального русского костюма, не восторгаться ими не возможно.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни