28 февраля день народного эпоса калевалы

Народные советы

28 февраля День Рождения эпоса «Калевала»

День «Калева́лы» (фин. Kalevalan päivä) 28 февраля праздник в честь карело-финского национального эпоса. 28 февраля 1835 года финский поэт и фольклорист Элиас Лённрот, подписав инициалами «E.L.» предисловие к карело-финскому эпосу «Калевала», передал рукопись в типографию…

В 1835-1836 годах «Калевала» вышла в двух книгах маленьким тиражом — 500 экземпляров. Лённрот продолжал работать над поэмой еще четырнадцать лет. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году. К этому времени «Калевала» приобрела европейскую известность, в XX веке уже и всемирную.

Калевала основа культуры

Элиас Леннрот (09.04.1802 — 19.03.1884) родился в местечке Самматти на юго- западе Финляндии в большой семье сельского портного. Элиас подрабатывал в качестве бродячего певца и псалмопевца, самостоятельно изучил латынь. В 1822 году стал студентом- филологом в Туркуском университете. С 1828 по 1845 годы Леннрот совершил одиннадцать путешествий в поисках народных песен. Он познакомился с десятками рунопевцев, наиболее известные из них — Ю. Кайнулайнен, А. Перттунен, О. Малинен, В. Киелевяйнен, С. Трохкимайнен, М. Карьялайнен и др. Мысль о возможности составления из карельских и финских народных песен некой целостности (свода, эпоса) имеет длительную историю. Одним из первых ее выразил финский просветитель Х. Г. Портан в конце XVIII века. Он предположил, что все народные песни происходят из единого источника, согласуются между собой по главному содержанию и основным сюжетам.

Потребность финнов в произведении, подобном «Илиаде» или «Песне о Нибелунгах», вызывалась тем, что в Финляндии начала XIX века происходит подъем финского национального самосознания. Толчком к этому послужило отторжение Финляндии от Швеции и присоединение к России в 1809 году.

Появились возможности для самостоятельного развития нации, ее культуры и языка. Ведь до этого финская литература в основном создавалась на шведском языке. Лишь некоторые поэты (Я. Ютейни, Каллио) писали финноязычные стихи, используя метрику финской народной поэзии. Интерес к фольклору в эти годы значительно возрастает. Наряду с Э. Леннротом, народную поэзию собирают М. Кастрен, Й. Каян, Д. Эвропеус, Г. Рейн, Р. Полен, А. Шегрен, А. Алквист и многие другие. Делаются все новые и новые открытия. Позднее становятся известными целые рунопевческие династии, как в Финляндии, так и в соседней Карелии (Сиссонены, Шемейкки, Перттунены, Малинены). Именно поэтому появление «Калевалы» оказало громадное влияние на развитие национального идентитета.

Калевала — важный источник фактических сведений о жизни, быте и традиционных языческих верованиях финнов и карел. Главный герой «Калевалы» — старый песнопевец Вяйнямёйнен (Väinämöinen) — герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи; в других рунах он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни. Калевала переведена на многие языки мира, в том числе на несколько африканских, где впоследствии ее использовали как прототип для собирания собственных памятников фольклора. Калевала стала мировым памятником народного творчества.

Калевала кладезь народной мудрости

С возникновением интереса к Калевале стал актуален и вопрос о роли Карелии в создании и содержании эпоса. Художники и писатели, которые искали пути развития Финляндии, обратили свой взор на восток. Это романтическое течение — карелианизм — дало толчок к созданию многих художественных произведений в эпоху «золотого века» финского искусства и даже значительно позже.

Читайте также:  Как избавиться от клопов в диване в домашних условиях народными средствами

Для карелов же «Калевала» остается «народным эпосом». Ведь именно творчество великих карельских рунопевцев, — а это Архиппа Перттунен, Онтреи Малинен, Воассила Киелевяинен и многие другие, — стало основным эпическим материалом.

Русскому читателю так называемая полная «Калевала» (22 795 строк) впервые стада известна по переводу Леонида Петровича Бельского. В Карелии эпос издавался многократно, в полном и сокращенном вариантах, на русском и финском языках. В конце 1998 года читателям представлен новый перевод эпоса, который осуществили Эйно Киуру и Армас Мишин. Много лет в музыкальном театре Петрозаводска идет балет «Сампо», поставленный по мотивам «Калевалы». Музыка написал карельский композитор Гельмер Синисало. Кинозрители старшего поколения хорошо помнят фильм «Калевала», вышедший на экраны страны в конце 50-х годов.

«Калевала» привлекает внимание своей совершенной формой и гуманистическим содержанием. Карело-финский эпос по праву вошел в сокровищницу мировой литературы. Это бесценный источник информации о жизни, быте, верованиях северных народов. За эти годы «Калевала» была переведена на 45 языков. Существует около 150 сокращенных переводов. Ученые и критики посвятили «Калевале» множество исследований, в поисках вдохновения к «Калевале» обращались многие поэты, художники, композиторы. Под влиянием «Калевалы» Э. Леннрота в XIX веке были созданы «Калевипоэг» эстонца Ф. Креицвальда и «Песнь о Гайавате» американца Г. Лонгфелло. «Калевала» оказала воздействие и на латышский эпос «Лачплесис» А. Пумпура.

Источник

28 февраля — День народного эпоса «Калевала»

28 февраля в Финляндии отмечается праздник финской и карельской культуры — День «Калевалы». Эпос Калевала — единственный эпос, который, наряду с былинами, имеет народные корни и объединяет Россию и Финляндию.

Что такое Калевала?

Так начинается финско-карельский эпос «Калевала», созданный на основе старинных песнопений финским фольклористом Элиасом Лённротом.

День народного эпоса «Калевалы» (фин. Kalevalan päivä) —один из самых любимых финских национальных праздников.

Эпос «Калевала» (карел. и фин. Kalevala) — произведение великого народа, собранный и опубликованный в 1835 году финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Лённротом (Elias Lönnrot, 1802-1884), уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во 2-1 тысячелетиях до н.э.

«Калевала», конечно же, не «Илиада». Хотя бы потому что «увидела свет» почти на три тысячи лет позже. Но страсти в ней кипят воистину гомеровские. Повествование начинается с рассказа о сотворении мира. Затем следует рождение первочеловека, богатыря и кудесника Вяйнямёйнена. В основе сюжета «Калевалы» лежит противостояние двух миров, светлого и тёмного, Калева и Похьёлы. Центральная история эпоса — строительство и похищение Вяйнямёйненом и его друзьями, Ильмариненом и Лемминкяйненом волшебной мельницы Сампо из Похъёлы. Попутно они, как водится, совершают множество подвигов и великих деяний.

Главный герой «Калевалы» — старый песнопевец Вяйнямёйнен (Väinämöinen) — герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи; в других рунах он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни.

Читайте также:  Как чистить ванну народными средствами

Финский и карельский народы, гордясь лённротовской «Калевалой», воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов — это национальный эпос, который выполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации.

 Финны доверчивы и добры. Несмотря на эмоциональность, умеют молчать, когда внутри бушует пламя. Эти народные черты являются продолжением того эпического характера, которым, например, отличался кузнец Илмаринен. Когда принесшая столько бед детям Калевы редкозубая старуха Лоухи почувствовала, что «ей несчастье угрожает», она обернулась голубком и явилась к кузнецу с доброй вестью, и тот поверил воркованью.

Считается, что под влиянием «Калевалы» Джон Толкин написал «Сильмариллион», а Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Даже Максим Горький попал под обаяние творения Лённрота, написав точно таким же размером свою «Песню о буревестнике».

Именами главных героев «Калевалы» были названы два главных военных корабля Финского военно-морского флота, береговые броненосцы «Вяйнямейнен» и «Илмаринен», построенные в 1930 году.

Финский Гомер

Кто же этот гигант мысли, создавший столь могучее произведение? Элиас Лённрот родился в 1802 году в Южной Финляндии, в деревне Са́мматти, которая сейчас находится в провинции Уусимаа и входит в состав муниципалитета Лохья. Его отец был бедным портным, но Элиасу удалось поступить сначала на общегуманитарный факультет Королевской академии в Турку, а затем на медицинский факультет Гельсингфорсского университета. Будучи простым сельским врачом, Лённрот увлёкся на досуге собиранием фольклора, да так увлёкся, что обошёл пешком всю Южную Финляндию, Карелию и половину Лапландии, где встречался с народными сказителями-рунопевцами и записывал, что называется, «преданья старины глубокой».

С 1828 по 1845 годы Леннрот совершил одиннадцать таких путешествий. Дошёл даже до Архангельской и Олонецкой губерний. Особенно полюбил он карельский посёлок Ухта, в котором побывал целых пять раз. Сегодня этот посёлок переименован в Калевалу, так как именно здесь Лённрот сделал большинство своих записей. Во время всех этих походов у него и родился воистину эпохальный замысел: создать финскую «Илиаду».

Идея возникла, конечно, не на пустом месте. Ещё во время учёбы в Турку он защитил магистерскую диссертацию под названием «Вяйнямёйнен – божество древних финнов», а за несколько лет до выхода в свет «Калевалы» Лённрот выпустил сборник «Кантеле», в который вошли записанные им в своих экспедициях песни. Что сделало его весьма заметной фигурой в финской фольклористике. Он и сам изготовил одно кантеле, народный финский инструмент, похожий на гусли, и исполнял на нём свои находки. Мало того, что он знал наизусть все 130 тысяч строк этих песен, так он ещё и письма друзьям писал только таким, певуче-рунным размером.

Песни, конечно, были абсолютно разнородные, сюжеты их никак не пересекались между собой, и поэтому перед Лённротом стояла труднейшая задача: объединить их в одно целое. Многие современные исследователи считают даже, что Лённрот сам написал «Калевалу», а собранные им песни лишь послужили творческой основой главного произведения. Однако более глубокий анализ «Калевалы» говорит о том, что перу Лённрота принадлежит лишь три процента текста. Всё остальное — реальные песни древних карелов и финнов.

«Калевала, или Старые руны Карелии о древних временах финского народа» были напечатаны в 1835 году тиражом всего в пятьсот экземпляров. В сборник входили 32 руны с предисловием и почти анонимной подписью EL. Эту книгу принято называть «Старой Калевалой». А новая, классическая «Калевала», содержащая 50 рун, вышла в 1849 году.

Читайте также:  Армянское свадебное платье народное

В России первые отрывки из «Калевалы» напечатали уже в 1840 году в журнале «Современник». Сегодня «Калевала» имеет около трёхсот переизданий более чем на пятидесяти языках мира.

Где празднуют Дни Калевалы?

Почему День Калевалы отмечается 28 февраля? Всё очень просто. Именно это число сам Лённрот поставил в законченной рукописи, перед тем, как отправить её в типографию. Впервые эту дату официально отметили в 1860 году. Сегодня этот день является праздником финской и карельской культуры. Также 28 февраля отмечается День флага Финляндии (таких дней в году несколько).

В Финляндии День Калевалы отмечают камерно. В 12.00 происходит возложение венка к памятнику Лённроту, а затем действие перемещается в библиотеки и клубы по интересам, где немногочисленные энтузиасты читают отрывки из «Калевалы», поют руны и устраивают костюмированные представления.

Каждый год проходит «Калевальский карнавал» в форме уличного праздника-карнавала. Побывав на стилизованном Калевальском карнавале, каждый может приобщиться к культуре финнов, глубже понять её особенности и традиции. Каждый гость получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры, создать единое культурное пространство под эгидой творчества и «Калевалы».

В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие мероприятия.

В Карелии этот праздник отмечают с гораздо большим размахом. Здесь празднуют даже не один день Калевалы, а несколько. Дни Калевалы традиционно проводятся в Карелии с 20 по 29 февраля. По факту, праздничные мероприятия продолжаются до марта.

Основные события происходят в столице Республики Карелия, Петрозаводске, но полномасштабное празднование происходит и в других районах Карелии: литературные игры, книжные выставки, концерты рунопевцев, мастер-классы по обучению игре на кантеле, музыкальные фестивали, научные конференции, вернисажи взрослых художников и выставки детских рисунков, театральные постановки, кукольные и кино-спектакли, арт-проекты, лыжный марафон и даже этнобалет.

Именно этой книге суждено было войти в золотой фонд литературы наряду с десятками других всемирноизвестных и почитаемых произведений человеческого духа. Именно карельские рунопевцы, коих были сотни, позволили выявить и извлечь из-под спуда тот материал, из которого с детства знакомый с портновским ремеслом Элиас Леннрот скроил и умело сшил великолепное произведение, 150-летие которого мы отмечали в 1999 году.

Именно этому творению Э. Леннрота, соавтором которого был простой народ, суждено было стать основой и стимулом развития искусства, литературы, музыки Финляндии, а несколько позже и Карелии. И здесь нет национальных границ. Эпос Калевала вдохновлял и карела Осмо Бородкина, и русских художников Г. Стронка, М. Мечева, Т. Юфу, и карелов Н. Гиппиева. Ф. Исакова, Н. Яакола, Я. Ругоева, и русских писателей и поэтов Б. Шмидта, А. Титова, А. Иванова и многих других, черпавших вдохновение в общем для карелов и финнов достоянии, корни которого уходят глубоко в историю.

(Эйно Киуру — Ст. научный сотрудник Института языка, литературы и истории, один из авторов нового перевода «Калевалы» на русский язык.)

В нашей библиотеке Вы можете найти несколько различных изданий «Калевалы» и погрузиться в этот мир преданий и легенд.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни