26 культура руси в домонгольский период устное народное творчество развитие письменности просвещение

Народные советы

Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Источник

Конспект урока на тему: » Культура Руси в домонгольский период»

Технологическая карта к уроку истории России 6 классе » Культура Руси в домонгольский период «

Учитель Красавцева Елена Владимировна. МАОУ Тоцкая СОШ. Им. А.К. Стерелхина

6 класс. Тема 2. Русь в IX — первой половине XII в. (10 часов)

Уроки № 17-18 Культура Руси в домонгольский период

Даты проведения уроков: 26.02.,2.03.18г

1. Начало формирования общерусской культуры.

3. Смысл древнерусских изображений и текстов.

4. Православный храм как образ мира древнерусского человека.

Личностно значимая проблема

Прекратила ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства.

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Христианское мировоззрение, единая общерусская культура.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Читайте также:  Вейп шоп на народного ополчения

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы организации взаимодействия

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа и задания на интерактивной доске

1. Работа с терминами прошлого урока. Стр.107

Какие черты удельного периода позволяют говорить о нем как о положительном этапе древнерусской истории. Что оставалось единым после распада Руси?

4. Запишите её в тетрадь.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

Беседа с учащимися, работа с терминами

Ребята, а что такое культура, что вы о ней знаете?

Показывает значение термина.

Постановка проблемного вопроса:

Учащиеся делятся на группы.(Приложение 1)

1. Дать определение «культура».

2.Почему в начале XII века с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранялось?

3.Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире..

2. Группа №2. Используя материал учебника (с. 116-117) подготовьте выступление по теме «Восприятие мира».

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях.

1.Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе « Чудо Георгия о змие».

2. Что заставило летописцев в удельный период начинать местные летописи с « Повести временных лет»?

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира.

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство.

Подготовьте сообщение об иконе « Ангел Златые власа», «Устюжское Благовещение».

Высказывают свои суждения, если необходимо обсуждают мнения одноклассников.

Знакомятся с термином, записывают в тетрадь.

Работа в группе. Отчет о проделанной работе

Учащиеся выписывают в тетрадь термины « христианское мировоззрение», единая общерусская культура»

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует работу с учащимися

Практическая работа по теме: « Культура в домонгольский период»

Вывод: Существование единой русской культуры не прекратилось с началом раздробленности Руси..

самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Обобщение полученных на уроке сведений

Модуль «Культура Руси в домонгольский период». На доске изображения культурных объектов Древней Руси

Проводит беседу по вопросам:

– Каковы были особенности культуры в домонгольский период?

Каково было влияние христианства на культуру?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

§ 16-17приготовить презентацию по теме.

Конкретизирует домашнее задание

составить кроссворд, викторину

Записывают домашнее
задание

1. Дать определение «культура».

2.Почему в начале XII века с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранялось?

3.Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире..

2. Группа №2. Используя материал учебника (с. 116-117) подготовьте выступление по теме «Восприятие мира».

1. Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?

2. Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях.

1.Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе « Чудо Георгия о змие».

2. Что заставило летописцев в удельный период начинать местные летописи с « Повести временных лет»?

1. Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира.

2. Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство.

Подготовьте сообщение об иконе « Ангел Златые власа», «Устюжское Благовещение».

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором идет речь.

«. > Сей князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли; основал новые селения и города: кроме Москвы, ЮрьевПольский, Переславль-Залесский, Дмитров на берегу Яхромы. [Князь] не имел добродетелей своего отца, великого Мономаха, будучи сыном князя столь любимого, не умел заслужить любви народной».

З) Андрей Боголюбский 4) Всеволод Большое Гнездо Ответ:

Напишите имя князя, деяния и заслуги которого упомянуты в тексте.

[Князь] не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения БогоРОДИЦЫ с позолоченным верхом из белого камня. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской Кроме церкви Успения он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.

З. Запишите термины, о которых идет речь.

В пропуски напротив каждого определения поместите соответст ВУЮЩИ Й термин (понятие).

полукруглые выступающие части здания, имеющие собственное перекрытие.

цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания, венчающаяся куполом.

свод с полушаровидной поверхностью (позднее в форме «луков К и»).

полукруглые завершения верхней части стены.

охватывающий стены храма по периметру декоративный пояс из небольших ложных арок.

плоские вертикальные декоративные выступы на поверхности стены, членящие фасад.

здание прямоугольной формы, все центральное пространство которого в плане образует крест.

1) крестово-купольный тип храма

7) купол

Расположите в хронологической последовательности названия следующих архитектурных памятников.

церковь Покрова Богородицы на Нерли

Софийский собор в Новгороде З) Десятинная церковь в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире

Ответ:

Установите соответствие между памятниками архитектуры и правителями, при которых они были возведены.

Читайте также:  Как снять воспаление лимфоузла в паху народными

А) Софийский собор в Киеве

Б) Десятинная церковь в Киеве

2) Андрей Боголюбский

В) Дмитриевский собор во Владимире 4) Всеволод Большое Гнездо

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

На развитие русской культуры большое влияние оказала из которой на Русь пришло христианство. Византийские мастера сооружали на Руси каменные храмы, одновременно передавая секреты своего мастерства русским строителям. При князе

Владимире в Киеве был построен первый на Руси каменный храм —

При Ярославе Мудром в Киеве был сооружен собор. Аналогичные по названию соборы появились в городах и

Храмы возводились из плоского бледно-розового кирпича, который назывался. Внутри стены храмов украшались росписями по сырой штукатурке ____________

Для украшения внутренних стен храмов использовали также изображения или узоры, выполненные из кусочков камня, керамики и специального материала _________ такие изображения получили название Лики (образы) святых художники писали на которые были обязательным украшением и принадлежностью храма.

Еще до принятия в году христианства на Русь пришла славянская азбука. Ее создателями являются церковные деятели из греческого города Салоники

При монастырях велось летописание. Монах Киево-Печерского монастыря составил в начале ______ в. летописный свод

Наряду с летописью распространяется другой жанр древнерусской литературы — жизнеописания (жития) русских святых. Первыми русскими святыми признаны и Жития этих святых повествуют об их гибели от рук брата Святополка в междоусобной борьбе в 1015 г.

Памятниками устного народного творчества являются _____________ прославляющие, русских богатырей — надежных защитников родной земли.

7. Установите соответствие между памятниками культуры и временем их создания.

Источник

Урок-лекция Культура Киевской Руси

Культура Древней Руси. (IХ-первая треть ХIII вв.)

Особенности древнерусской культуры

Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.

Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени т.д.

Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.

Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.

Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.

Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.

Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.

Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

Письменность на Руси появилась задолго до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками глаголицей и кириллицей.

Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет боле раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда наоборот.

В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки.

Устное народное творчество и становление древнерусской письменности

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины (старины), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал ласковый князь Владимир Красное Солнышко.

Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью (Остромирово Евангелие XI в. и Мстиславово Евангелие XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви на древнерусскую литературу: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов.

Переводились также исторические произведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.

Читайте также:  Как вылечить одышку народными средствами

— Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные (по летам) записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Наличие произведение, стоящих вне жанровых систем (Поучение Владимира Мономаха, Слово о полку Игореве), свидетельствует об интенсивном творческом поиске отечественных авторов.

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

Каменное строительство начинается в конце X в.

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная структуре здания и символике его частей.

В начале XI в. византийскими и русскими строителями в одно время были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.), и Новгороде (1052 г.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.).

Светские постройки. Одновременно с храмами из камня строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Выдающимся памятниками гражданского строительства стали Золотые ворота в Киеве (XI в.).

Особенности русской архитектуры. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность, башенность. Тенденции творческого переосмысления византийской системы храма и самостоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали сооружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места общественных собраний.

В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.

Владимиро-Суздальское зодчество отличается ярко выраженными декоративными тенденциями, усилившимися к XIII в. Его отличительной особенностью является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, который современники сравнивали с драгоценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.

В конце XII-начале XIII вв. наиболее интенсивным было строительство в Смоленска, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла.

Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках (Владимирская Богоматерь), выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера-иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в ХII в. складываются местные иконописные школы, отличающиеся друг от друга манерой исполнения. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее рукопись лицевая. Древнейшие русские миниатюры сохранились в Остромировом Евангелии, Изборнике Святослава.

Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.

Монументальная скульптура не получила значительного развития в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широкое распространение получила лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.

Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.

Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное развитие получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработка кожи и дерева.

Развитие народного прикладного искусства создавало основу для дальнейшего развития архитектуры, живописи.

В средневековой Руси получили развитие три музыкальных направления: народная музыка, богослужебное пение и светское пение.

Богослужебное пение распространилось после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Постепенно в пении все ярче проявлялись отличительные свойства, присущие только древнерусским народам.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни