2 консолидация революционных сил три народных принципа сунь ятсена

Народные советы

Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трёх народных принципов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трёх народных принципов» Частный репетитор Мухина Инна Игоревна

Первое десятилетие ХХ в. характеризовалось быстрым ростом революционных антиманьчжурских и национально-освободительных настроений в стране. Под влиянием поражения России в войне с Японией 1904 – 1905 гг. и начавшейся первой русской революции 1905 г. открылась эпоха «пробуждения Азии», в Китае участились революционные выступления против цинской монархии. Летом 1905 г. под руководством Сунъ Ятсена произошло объединение китайских буржуазно-демократических и буржуазно-помещичьих организаций, целью которых была борьба за свержение цинской монархии и учреждение Китайской республики. В Токио был создан «Чжунго гэмин тунмэнхуй», в который вошли следующие организации и группировки – «Союз возрождения Китая», «Союз возрождения славы Китая» и «Союз обновления Китая» /«Хуасин»/ во главе с хунанъцами Хуан Сином и Сун Цзяожэнем.

В августе 1905 г. была принята Декларация «Объединённого союза» – основной программный документ китайских революционеров, написанный Сунь Ятсеном.

Антиманьчжурские настроения охватили китайскую студенческую молодежь, учившуюся в Японии. Там издавались антиманьчжурские газеты и журналы. Большой популярностью пользовался антиманьчжурский памфлет Цзоу Жуна, умершего в тюрьме, «Революционная армия» и статьи сотрудшчавшего в шанхайской газете «Субао» революционного публициста Чжан Тайяня.

В основу программы «Объединённого союза» были включены сформулированные Сунь Ятсеном «три народных принципа»: национализм, народовластие и народное благоденствие.

Журнал «Миньбао» выступал активным пропагандистом «трёх народных принципов». В статье Сунь Ятсена излагалась основная идея о том, что предстоящая китайская революция не только должна покончить с маньчжурским владычеством и монархическим строем, но и решить неотложные социальные задачи: улучшить благосостояние страны, сделать Китай сильным и могущественным государством, способным не только освободиться от притеснения со стороны иностранных держав, но и опередить по уровню экономического развития ведущие страны Европы и Америки.

Внутри «Объединённого союза» были серьезные разногласия по поводу предложенной Сунь Ятсеном программы «народного благоденствия». Отражением указанных разногласий явилось создание «Союза всеобщего прогресса» «Гунцзиньхуй», в состав которого входило много представителей помещиков, не признававших третьего принципа Сунь Ятсена – уравнения прав на землю. «Союз всеобщего прогресса» ведал задачи революции в свержении цинской монархии и учреждении суверенного республиканского государства. В то же время его программа содержала резкую критику агрессивной политики держав.

В 1905 – 1907 гг. численность русской политической эмиграции в Японии значительно увеличилась; в ней превалировали эсеро-народнические элементы, издававшие в Нагасаки после окончания русско-японской войны газету «Воля». Китайские революционеры в «Миньбао» издали выпуск «Воли»; одна молодая китайская революционерка опубликовала в «Воле» письмо своим русским собратьям, в котором, говорилось: «Ваша революция – не только дело национальное, она международная. Нам приходится начинать свою работу каждому на своей родине, но пусть ваши идеи распространяются по всему земному шару. Справедливость должна восторжествовать».

В середине 1906 г. «Объединённый союз» начал организовывать революционное движение в Китае. К этому времени его численность уже превышала 10 тысяч; в каждой из провинций воздействовали провинциальные комитеты союза. Первое антиманьчжурское восстание произошло 16 ноября 1906 г., в провинции Цзянси среди горнорабочих угольных шахт в Пинсяне. К нему присоединялись солдаты войск местного гарнизона в Лилине и крестьяне – члены тайного общества «Гэлаохуй» в уезде Люян. Восстание началось раньше времени и не было поддержано другими отделениями союза. В конце декабря 1906 г. восстание было жестоко подавлено маньчжуро-китайскими властями. Цинское правительство и представители иностранных держав в Китае были не на шутку запуганы массовым характером восстания и сочувственными откликами на него в других провинциях Китая, среди местных войск, рабочих Ханьянского арсенала, мелкого чиновничества, купцов и главным образом учащейся молодёжи.

Сунь Ятсен, высланный по требованию цинского правительства из Индокитая французскими колонизаторами, опасавшимися распространения революционных настроений из Южного Китая, в 1908 г. выехал в США для сбора средств среди китайской эмиграции на подготовку новых антиманьчжурских выступлений.

Источник

Рубль/Валюты ШОС

Официальный курс ЦБ России

Новости

Все темы »

МИД стран ШОС

На острове Цзиньмэнь, самом западном клочке суши, принадлежащем Тайваню, огромными иероглифами написан лозунг: «Китай объединят «Три народных принципа». А на противоположном берегу Тайваньского пролива, где уже начинаются земли материкового Китая, можно издалека увидеть ответ: «Китай объединит политика «одна страна – две системы».

В эти дни о нем часто вспоминают и в Поднебесной, и на Тайване. И понятно почему: в ноябре там отмечается 145-летие со дня рождения Сунь Ятсена, а в следующем месяце – столетие Синхайской буржуазной революции, которая привела к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики, первым президентом которой и стал этот неординарный человек.

Биография его известна каждому китайскому школьнику. Он родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне это провинция Гуандун). Назвали его Вэнь, а в дальнейшем он был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань. «Срединная Гора» — это имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Несколько лет ходил в местную школу, затем уехал к старшему брату на Гавайи. Там он учился в Гонолулу в медицинском колледже, а в 1883-м вернулся на родину.

В 1892 году молодой человек окончил Гонконгский медицинский институт, а уже через два года основал антиманьчжурскую революционную организацию «Союз возрождения Китая». После неудачной попытки восстания Сунь Ятсен эмигрировал за границу, путешествовал по Европе, Америке и Японии, где собирал средства на революционную борьбу и формировался как политик и мыслитель.

После победы Синьхайской революции в 1911 году Сунь Ятсен вернулся в Китай. Он был избран временным президентом Китайской республики, но вскоре был вынужден оставить этот пост в пользу командующего императорской армии Юань Шикая. В следующем году создал партию Гоминьдан и в 1913-м провозгласил начало второй революции, однако потерпел фиаско и бежал в Японию.

Вся его жизнь – это не только победы, которых, вообще-то было не так уж и много, но и многочисленные малые и сокрушительные поражения – за ним и его единомышленниками было более десятка неудачных восстаний. Однако они его не ввергали в уныние. В 1923 году Сунь Ятсен объявляет о создании Кантонского правительства и, чтобы отразить японскую агрессию и объединить Китай, начинает сотрудничать с коммунистами. Находит поддержку в Москве – Коминтерн помогает ему финансами, вооружениями, а затем и военными специалистами, которые готовили для республики офицеров в военной школе в Вампоа. Кстати, возглавил ее молодой офицер Чан Кайши – именно он стал его преемником, лидером Гоминьдана, а затем и первым президентом самопровозглашенной Китайской Республики.

Сунь Ятсен умер в Пекине в 1925 году и был похоронен на горе Цзыцзиньшань в Нанкине в мавзолее, созданном по примеру ленинского. Точную копию того саркофага из меди и хрусталя, в котором лежало тело советского вождя, по этому случаю прислали из Москвы. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Вот такая очень даже типичная для революционного лидера, жившего на рубеже XIX и ХХ веков, судьба: через лишения, страдания, преступления и кровь – к вечной памяти нации, запечатленной в памятниках, многочисленных исторических трудах и легендах. Что же касается идей Сунь Ятсена, то они так и не были претворены в жизнь.

Это именно те «три народных принципа». В чем же они заключались?

Итак, первый – национализм. Он подразумевал освобождение Китая от зависимости со стороны империалистических держав. При этом речь шла отнюдь не о гегемонии титульной нации, а о так называемом «гражданском национализме», призванном объединить различные народности, населяющие страну.

И, наконец, третий принцип – народное благосостояние, которое понималось им как создание индустриальной экономики и обеспечение равенства крестьянского землевладения.

Не секрет, что идеология «трех народных принципов» сложилась в сознании Сунь Ятсена в то время, когда он жил в США и изучал историю и политическое устройство этого государства. Сам он признавался, что был вдохновлен строкой из геттисбергской речи Линкольна: «Правительство из народа, созданное народом и для народа».

Три принципа Сунь Ятсена и в его времена, и позже трактовали по-разному. Как коммунисты, победившие в 1949 году в ходе гражданской войны созданный когда-то Сунь Ятсеном Гоминьдан, так и гоминьдановцы, осевшие после своего поражения на Тайване, где ныне «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна и в первой статье конституции. Не говоря уже о коллаборационистах, которые во времена японской оккупации использовали принцип национализма как оправдание сотрудничества с Японской Империей в продвижении паназиатских интересов.

Но сегодня, говоря о Сунь Ятсене, стоит, наверное, вспоминать о нем, а не об интерпретаторах его идей. Ясно, что при жизни этого выдающегося политика и мыслителя выработанные им три принципа не могли быть претворены в жизнь в полуфеодальном Китае. Да и позже и в КНР, и в тех же Соединенных Штатах, где Сунь Ятсен набрался свободомыслия, и в России, к которой он тяготел в последние годы жизни, они пока не более чем благодушное устремление либерального меньшинства, его невыполнимая мечта. А реалии таковы: в своем большинстве народы – столь разные по менталитету, традициям и культуре – отдают предпочтение патернализму, вождизму и диктату силы…

Источник

Вопрос 58. Китай в начале XX в. Развертывание национального движения. «Три принципа» Сунь

ЯтсенаВторая половина XIX—начале XX в. принесла резкие изменения в исторические судьбы стран Азии и Африки. Развитие Китая, Индии, Японии и других азиатских обществ ознаменовалось важными сдвигами в социально-экономической и политической жизни, в конечном счете повлекшими за собой формационный и цивилизационный надлом. Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В начале XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось быстрым ростом антиманчжурских и национально-освободительных настроений. Летом 1905 г. под руководством Сунь Ятсена произошло объединение различных китайских буржуазно-демократических и буржуазно-помещичьих организаций, ставивших своей целью свержение цинской монархии и установление республики. В Токио был создан Китайский революционный объединенный союз. В основу программы Объединенного союза были положены сформулированные Сунь Ятсеном в ноябре 1905 г. «три народных принципа» — национализм, народовластие и народное благосостояние. Принцип национализма означал свержение маньчжурской династии, народовластие — ликвидацию монархического строя и учреждение республики, а принцип народного благосостояния отражал требование проведения постепенной национализации земли.

1906-1911 гг. отмечены ростом антиправительственных выступлений в различных провинциях Южного, Центрального и Восточного Китая. Наиболее крупными были восстания шахтеров в Пинсяне в 1906 г. и в 1911 г. в Гуанчжоу. Движение всеобщего недовольства охватило и армию. В январе 1910 г. произошло восстание гарнизона в Гуанчжоу.

29 декабря 1911 г. в Нанкине депутаты независимых провинций избрали Сунь Ятсена временным президентом Китайском республики. За короткий срок было сформировано временное правительство и принята буржуазно-демократическая конституция.

В ходе противостояния между Севером и Югом Сунь Ятсен был вынужден отказаться от поста временного президента в пользу Юань Шикая, в обмен на отречение цинской династии. 12 февраля 1912 г. последний император Пу И отрекся от престола.

В июле-сентябре 1913 г. Юань Шикай подавил вооруженные выступления против него в центральных и южных провинциях. Эти события вошли в историю Китая под названием «второй революции». В стране была установлена военная диктатура Юань Шикая. Сунь Ятсен и другие деятели радикального крыла китайской буржуазии были вынуждены эмигрировать за границу.

В ходе революции была свергнута Цинская династия и впервые в Азии установлена республики. Была ликвидирована власть маньчжурской аристократии.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

2 консолидация революционных сил три народных принципа сунь ятсена

Тема: «Китай в XIX- нач. XX вв.»

I. Опорный конспект.

Вначале 19в. Китай оставался феодальным гос-вом.

Правил император Маньчжурии. Он считался Сыном Неба.Его особа была священной..

Состав Цинской империи :Маньчжурия, Китай(18 провинций),Монголия, Синьцзянь, Тибет

Политика изоляции привела страну к отставанию в развитии от других стран.Внутренний кризис привел к колонизации.

Насильственное «открытие» Китая.

Повод к войне между Англией и Китаем

Действия Китая против англичан

Таможенники сбрасывали в воду ящики с опиумом.

Первая «опиумная война»

Открыто 5 портов,выплатить огромную контрибуцию,Китай полуколония.

Действия англо-французских войск

Вторая «опиумная война»,захват крепости Дагу,

Какие гос-ва подписали с Китаем Тяньцзиньское соглашение

Причины поражения восстания тайпинов

Отсутствие четкого руководства,помощь европейских стран Цинской империи,провозглашение тайпинскими вождями христианской веры

Отобрала у Китая Вьетнам

В 1905г. противники маньчжурского правления создали организацию «Обьединенный союз», а в1912г – Сунь Ятсен—партию Гоминьдан.

В начале ХХв. китайские предприниматели обьявили бойкот иностранным товарам и организовали восстание. Оживилась деятельность революционных организаций. «Обьединенный союз» в основу своей программы взял три принципа Сунь Ятсена.

Три принципа программы Сунь Ятсена

— Принцип национализма-свержение чужеземного маньчжурского господства в Китае. Достижение независимости Китая.

— Принцип демократизма-свержение монархической власти в Китае и создание демократической республики.

В 1911г. Началась Синьхайская революция. На севере было свергнуто маньчжурское правительство 1 января 1912г. считается днем официального провозглашения Китайской республики. Сунь Ятсен стал первым президентом Кит. Республики. На севере Цинский император передал власть военному генералу Юань Шикаю.Целью Юань Шикая было захватить гос. власть. Он заставил императора отказаться от трона. Взамен этому он потребовал уйти с поста президента республики Сунь Ятсена

Значение Синьхайской революции

— освободила Китай от 300-летнего чужеземного правления

— свергла монархическую власть.

В Китае установился диктаторский режим Юань Шикая.

II. Контрольно-измерительные материалы.

1. Альтернативные ( закрытые) тесты.

1. Тайпины в Китае – это:

А) Советники императора.

В) Торговцы опиумом.

С) Бойцы за справедливость.

Д) Прозвище маньчжуров.

2. «Тяйпин тяньго» по-китайски это:
А) Название города.

В) Соглашение между Китаем и Англией.

С) Название дворца китайского императора.
Д) «Небесное государство великого благоденствия».

Е) Провинции Китая.
3. Вождем движения за освобождение Китая стал:
А) Лян Цичао.

Е) Сунь Ятсен.
4. Китайский «Объединенный союз» в основу своей программы взял:
А) Программу движения тайпинов.

В) Три принципа Мао Цэздуна.

С) Американскую политику «открытых дверей».

Д) Программу общества «Ихэтуань».

Е) Три знаменитых принципа Сунь Ятсена.
5. Синьхайская революция в Китае завершилась:
А) 12 января 1912г.

В) 12 сентября 1915г.

Е) 12 января 1914г.
6. «Объединённый союз» во главе с Сунь Ятсеном был создан в:

7. Лидер «Объединенного союза» в Китае:

А) Хан Ювей. В) Сунь Ятсен. С) Юань Шикай. D) Чан Кайши. Е) Мао Цзэдун.

8. «Три народные принципа», сформулированные Сунь Ятсеном:

А) Национализм, народовластие, народное благосостояние.

Б) Самодержавие, православие, народность.

С) Безопасность, стабильность, прогресс.

Е) Демократия, гласность, ускорение.

9. Столицей тайпинского восстания стал город

А) Нанкин В) Пекин С) Шанхай D) Кантон Е) Гонконг

А) Сипаи. В) Тайпины. С) Федаи. D) Янычары. Е) Махдисты.

1. Целью восстания тайпинов было стремление: ____________

2. Столицей тайпинского восстания стал город: ______________

3. Инициатором «открытия» Китая в 40-х п. XIX в. выступила: _____________

5. Победившие в Синьхайской революции провинции Китaя избрали вре­менным президентом республики с 1.01.1912г.: ____________

1. В результате так называемой первой «опиумной войны» 1840—1842 гг. Англия, а вслед за ней в другие капиталистические державы навязали Китаю неравноправные договоры: для торговли с иностранцами были открыты 5 портов; иностранцы получили право жить в этих портах в особых кварталах в подчиняться законам своей страны; на ввозимые иностранные товары были установлены низкие пошлины.
Какие последствия для экономического и политического развития Китая могли иметь такие договоры? Как они должны были повлиять на положение трудящихся?

(Первая «опиумная война», в которой Англия ставила целью закабалить Китай, носила с её стороны захватнический, несправедливый характер. Положение трудящихся катастрофически ухудшалось, т.к. товары местной кустарной промышленности не выдерживали конкуренции и ремесленники разорялись).

2. На первых порах к восстанию тайпинов присоединилась часть китайских помещиков и купцов, но в дальнейшем многие из них отошли от тайпинов и даже перешли в лагерь их врагов. Чем вы можете это объяснить?

( Народное движение в Китае приобрело характер крестьянской войны, направленной против маньчжурской династии и феодального гнёта. Антиманьчжурская направленность привлекла на первых порах к тайпинам часть китайских помещиков и купцов, но антифеодальные мероприятия тайпинов оттолкнули затем эти слои от движения).

(В «Законе о земле» и других уравнительных мероприятиях тайпинов проявилось стремление народных масс, прежде всего крестьян, к революционно-демократическому решению аграрного вопроса).

III. Понятия и термины:

тайпины, кули, ихэтуани, Синьхайская революция, шэньши, политика «открытых дверей», три принципа Сунь Ятсена, гоминьдан

Источник

Личность Сунь Ятсена и его политическая программа

Смысл «трех народных принципов», по мнению Сунь Ятсена, кратко можно выразить формулой Французской революции: «Свобода, равенство, братство».

«Предшествующие революции были революциями героев, нынешняя же совершается всей нацией».

Объективно принцип национализма был направлен и против иностранного империализма, так как свержение маньчжуров должно было заложить основу сильного Китая, недоступного для захватнических поползновений империалистов. Но Сунь Ятсен не выдвигал в тот период антиимпериалистических лозунгов: революционеры, как и реформаторы, опасались, как бы в момент революции не произошла интервенция и не последовал полный раздел Китая между державами.

, по мнению Сунь Ятсена, составляет основу политической революции:

«Несколько тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные, равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобный режим. Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно…Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас в Китае политическом режиме революция явилась бы необходимой даже в том случае, если бы монархом был ханец».

Идею создания демократического правительства Сунь Ятсен выдвигал еще в 1895 г. как один из пунктов присяги при вступлении в члены Союза возрождения Китая. Это положение затем в 1903 г. было уточнено в лозунге учреждения республики.

До создания конституционной и парламентской республики, по мнению Сунь Ятсена, должно пройти три периода:

· Первый период – управление на основе законов военного времени (три года).

· Второй – управление на основе временной конституции (шесть лет). После отмены законов военного времени власть на местах передается в руки местного населения, которое избирает членов местных учреждений парламентского типа и чиновников местной администрации.

· Третий – управление на основе постоянной конституции. Военное правительство слагает с себя военную и административную власть. Вырабатывается постоянная конституция для всей страны, все граждане избирают президента и депутатов парламента.

«Такое постепенное осуществление программы дает возможность гражданам нашей страны научиться пользоваться свободой и равенством. Это заложит основы китайской республики».

Кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, обычных для Европы и США, Сунь Ятсен предлагал еще две: независимые экзаменационную и контрольную власти. Попытки Сунь Ятсена при помощи экзаменационной системы и независимого государственного контрольного органа устранить ограниченность буржуазного республиканского государства в действительности не достигали цели. Экзаменационная система для подбора государственных административных должностных лиц, в сущности, не отличалась от образовательного ценза, принятого в ряде буржуазных государств; наличие же контрольного органа, составленного из служителей той же буржуазии, не меняло состав политической элиты государства.

Принцип народного благоденствия

, по словам Сунь Ятсена, содержал учение о социализме. Могущество капиталистических стран, считал он, не дало счастья народу, развитие производительных сил не избавило народные массы Европы и Америки от обнищания, и Китаю не следовало идти по их стопам.

Сунь Ятсен считал, что, поскольку в Китае капитализм еще не укрепился, машинного производства нет и экономика основана на земледелии, социализм может быть введен в этой стране скорее, чем где бы то ни было. По мнению Сунь Ятсена, в Китае эксплуатация имела место лишь в земледелии. Он считал, что в стране нет крупных капиталистов, что для Китая характерна всеобщая бедность, а аграрный вопрос можно разрешить уравнением прав на землю.

«Все граждане имеют равные права на пользование благами цивилизации. Необходимо улучшить экономическую организацию общества и установить твердую цену на землю в стране. Нынешняя цена земли во всех случаях останется собственностью ее владельца. Дополнительная же цена, которая явится следствием прогресса общества после революции, поступит в распоряжение государства и… станет общим достоянием народа. Так будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке и каждый будет получать то, что ему положено».

Декларация Объединенного союза

Требование уравнения прав на землю, по мнению Сунь Ятсена, идентично понятию национализации земли. В «Миньбао» прямо разъяснялось, что предстоит борьба за «национализацию земли».

Источник

Читайте также:  Викторина по русским народным сказкам с ответами для детей 6 7 лет
Полезные советы и лайфхаки для жизни
Три принципа Сунь Ятсена, опередивших время
11.11.2011 13:00 Станислав Максимов, политический обозреватель