2 класс потешки и прибаутки малые жанры устного народного творчества отличия прибаутки от потешки

Народные советы

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе : » Малые и большие жанры устного народного творчества. Русские народные песни. Потешки и прибаутки.»
план-конспект урока чтения (2 класс) на тему

Конспект урока может быть применен на уроках литературного чтекния во 2 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Малые и большие жанры устного народного творчества.

Русские народные песни.

Потешки и прибаутки.

Слушание русской народной песни “Во поле берёза стояла”.

— Ребята, знаете ли вы это произведение?

Это русская народная песня “Во поле берёза стояла”.

— Прочитайте тему урока.

Малые жанры русского фольклора.

Сегодня на уроке разговор пойдёт о малых жанрах русского фольклора.

— Прочитайте слова: фольклор, фольклорный, фольклорист.

Слово “фольклор” английского происхождения.

— Что такое “фольклор”? Как вы считаете?

Это произведения устного народного творчества.

Верно. Произведения УНТ создавались всем народом. Но народные песни и сказки, разные прибаутки и загадки, поговорки и пословицы не могли складываться сами собой, без авторов. Каждое произведение в основе своей создавалось каким-нибудь одним певцом или рассказчиком, имя которого обычно никем не запоминалось. Но если это произведение бывало удачным, правильно передавало народные мысли и чувства, то оно сразу подхватывалось, запоминалось, передавалось из уст в уста. Безымянное творчество, живущее в народе.

Народное творчество всегда привлекало внимание людей. Работают неутомимые собиратели фольклора и в наши дни. Люди, которые собирают фольклор и изучают его, называются фольклористами. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Народ всегда выражал себя в труде и в творчестве. Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами русской народной поэзии. Слушайте! Исполняйте сами! Удивляйтесь! Запоминайте!

Оказывается, народное творчество входит в нашу жизнь очень рано, намного раньше, чем мы овладеваем родной речью.

Ай, баю, баю, баю,
Ходит кошка по краю.
Кошка лыко дерёт.
Коту лапти плетёт.
А кот лапти износил
И другие попросил.

— Для чего создавались колыбельные песенки?

Для того, чтобы навеять ребёнку крепкий спокойный сон.

Поэтому колыбельные песенки поются монотонно, спокойно, плавно.

Когда учат ребёнка ходить, его поддерживают за ручки и говорят:

А лады, лады, лады, не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт. Топ, топ, топ.

Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

Сорока, сорока, сорока белобока,
Кашку варила, на порог скакала, гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

Посмотрите, как метко народ назвал сороку белобокой. Это выражение и сейчас употребляется – сорока белобока.

— Какое назначение у потешки?

Позабавить ребёнка. Потешка помогает учить жестам, действиям.

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

— Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

Васенька, кашка, детки.

Источник

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению.

I. Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

2. Работа над скороговоркой

Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

-Какой раздел мы начали изучать?

— С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)

Читайте также:  Аварские народные песни на пандуре скачать

-Что сейчас произнесли? (скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)

-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

2. Чтение потешек (с. 20)

Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

3. Чтение потешек на слайде

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок

Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с прибаутками

Прибаутка маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

5. Чтение прибауток (с. 21)

-Разыграйте с другом прибаутку.

6. Чтение прибауток на слайде

V.Рефлексия. Оценка работы.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

VI.Домашнее задание: придумать потешку.

Источник

Конспект урока по литературному чтению на тему «Потешки и прибаутки»

тема: потешки и прибаутки

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с многообразием устного творчества русского народа, с потешками и прибаутками; способствовать развитию фантазии, воображения

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: передавать эмоциональное состояние, определять понятие «действующее лицо»; получат возможность научиться: выразительно читать, создавать свои собственные произведения.

Метапредметные: познавательные : умеют определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: принимают образ «хорошего ученика», имеют целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур средствами литературных произведений; проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков

Мультимедиапроектор, карточки разрезные для составления потешек

о рганизационная структура (сценарий) урока

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Тут затеи и рассказы,

Игры, шутки – всё для вас!

За работу, в добрый час!

II. Подготовка к основному этапу занятия.

Обращает внимание учащихся на то, о чем песня, какие слова использовал народ, как песню надо исполнять.

Знакомит учащихся с потешками.

– Какое ощущение возникло у вас?

– Как вы думаете, когда уместно применить потешку?

– Какие из этих потешек вам были знакомы?
– А теперь выучим одну из потешек. Возьмите руку друг друга и, водя по ладошке указательным пальцем, приговаривайте:

Сорока-белобока, кашку варила,

На порог скакала, гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдали.

– Как назвал народ сороку?

– Какое назначение у этой потешки?

III. Самоопределение деятельности

– Вспомните, что такое устное народное творчество?

– Какие жанры устного народного творчества вам уже знакомы?

– С каким видом фольклора мы будем знакомиться на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику (с. 20–21).

– Что вы почувствовали, прочитав эту потешку, какие ощущения возникли?

– Когда её могли исполнять?

– Можете ли вы сказать, что эта потешка относится к фольклору? Почему?

Читайте также:  Как лечить синдром беспокойных ног народными средствами

– Какая главная особенность потешки?

Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

– Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам это доказать? Какие слова можно выделить?

– Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. В чём их особенность?

– Предположите, как они создаются

– Какую учебную задачу решали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? Какое назначение у потешки? (Позабавить ребёнка.)

– Составьте линию сравнения на тему «Русская народная песня и потешка»

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по учебнику (с. 21)

– Прочитайте песенку-прибаутку. Ответьте
на вопросы.

– Разыграйте в парах прибаутку.

– Какие слова с уменьшительно-ласкательным значением вы запомнили?

с. 20–21, заучивание наизусть

Рассказ учителя о потешках

Потешки – от слова «потешаться», т. е. веселиться, весёлые народные песенки, которые пели в зависимости от различных ситуаций. Потешка обращается к маленькому ребёнку, поэтому в ней особые слова – с уменьшительно-ласкательным значением.

Колыбельные песенки и потешки называются ещё детскими байками. Вам, наверное, интересно будет узнать, что такими же байками убаюкивала маленького Сашу Пушкина няня Арина Родионовна. А само название баек пошло от глагола «баять», «баить» – говорить. У этого слова есть ещё и более древнее значение: «шептать», «заговаривать». Колыбельные песенки – это ещё и древние «заговоры», «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про Сон, Дрёму, Угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

Источник

Презентация по литературному чтению на тему «Потешки и прибаутки» (2 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОТЕШКИ И ПРИБАУТКИ Подготовила: Кожемяко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Чехов

Устное народное творчество ФОЛЬКЛОР Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным.

Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться. Так родились весёлые народные песенки- потешки и прибаутки.

ПОТЕШКИ Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и обучения необходимым знаниям. Слово в потешке неразрывно связано с жестом.

ПОТЕШКИ Это песенки – приговорки, сопутствующие игре с пальцами, ручками и ножками ребёнка. – Ладушки, ладушки! – Где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Простоквашку. Кашка масленька, Простоквашка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, Домой полетели, На голову сели, Ладушки запели!

ПОТЕШКИ Это шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с детьми.

ПОТЕШКИ создавались с целью успокоить и развеселить ребёнка Кокли-мокли! Кокли-мокли! Перья у совы промокли! Хватит, хватит плакать, Хватит слезкам капать. Вот уже в подушке Квакают лягушки. С плаксой жить я не хочу! В лес дремучий улечу!

ПРИБАУТКИ От слова «баять» – рассказывать. – Федул, что губы надул? – Да кафтан прожег. – Зачинить можно? – Да иглы нет. – А велика дыра? – Да один ворот остался.

Выберите и продолжите любое предложение На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось…

Данная презентация составлена для урока литературного чтения ( 2 класс) к разделу «Устное народное творчество». УМК «Школа России»

Тема «Потешки и прибаутки«.

В презентации раскрываются понятия «потешки и прибаутки», приведены виды и примеры данного вида народного творчества.

Красочное сопровождение слайдов поможет привлечь внимание обучающихся.

Номер материала: ДБ-1297564

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Русские народные песни, потешки, прибаутки.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Материал внеклассного занятия познакомит детей с русскими народными потешками, прибаутками, песнями. В разработке помимо основного материала прсутствует раздаточный материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автор: Тхор Лаура Курманбиевна

Место работы: МАОУ СОШ «Земля родная» г.Новый Уренгой

Должность: учитель начальных классов

Тема: Русские народные песни, потешки, прибаутки.

Цель: обогащение культурного уровня учащихся.

Задачи : образовательная : познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Читайте также:  Лечение чирия народными способами

Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка», «береста», матрёшка, выставка русских народных костюмов (можно сшить костюмы для кукол), индивидуальные карточки с потешками, карточки с прибаутками для работы в парах, отрывки колыбельных песен на полосках бумаги для групповой работы, шаблоны матрёшек для каждого ребёнка, аудиозаписи песен «Два весёлых гуся», «Во поле берёза стояла», карандаши, три тюбика клея, кукла.

Этюд «Весёлая минутка»

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на полочке,

— Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)

— А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)

— Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)

— Итак, что такое потешка?

— Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.

— Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)

— Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)

Индивидуальная работа по карточкам.

Дети по желанию читают потешки. (Приложение 1)

Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

А коток, коток, коток,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

ЗА чубочек подрала.

Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.

— Федул, что губы надул?

— Один ворот остался.

— Да он меня не пускает!

— Собака, что хвост поджала?

— Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?

(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)

— Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.

Дети в парах читают прибаутки.

Музыкальная физминутка. (Слайд №3)

— А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)

Жили у бабуси Вот кричит бабуся:

Два весёлых гуся «Ой, пропали гуси –

Один серый, Один серый,

Другой белый Другой белый,

Два весёлых гуся. Гуси, мои гуси!»

Вытянули шеи Выходили гуси,

У кого длиннее – Кланялись бабусе –

Один серый, Один серый,

Другой белый, Другой белый,

У кого длиннее. Кланялись бабусе!

Спрятались в канавке.

Рассказ о прикладном народном творчестве.

— В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд№4)

(Учитель показывает матрёшку)

( Словарная работа: береста – это кора берёзы)

— Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №6)

(Учитель показывает модели сарафанов)

— Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

На доске напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»

Чтение слов песни хором.

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Некому берёзку заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли заломати.

Я пойду во поле погуляю,

Белую берёзу заломаю,

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю из них я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.

— Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам?

— Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.

Работа в группах. Класс делится на три группы.

Для исполнения колыбельной, каждой группе раздаётся кукла. (Слайд №8)

Колыбельная песенка для первой группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

В огороде заюшки______

А Марина умная________

Крепкий сон тебя возьми.

Колыбельная песенка для второй группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

Расскажу я сказочку______

Про звезду алмазочку,

Про белочку хвостатую,

Ты же, милый, засыпай.

Колыбельная песенка для третьей группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)

Котя, серенький хвосток,

Приди, котик ночевать,_____

Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:__________

III Заключительная часть.

— С чем вы познакомились на занятии?

— Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, прибаутки?

На доске: НОЕУСТ РОДНОЕНА ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)

— Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.

Коненкина Г. Идёт коза рогатая. – ООО «Издательство Астрель», 2009

Лагутина Т.В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – Рипол Классик, 2010.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни