2 класс окружающий мир перспектива народный календарь

Народные советы

Конспект урока окружающий мир по теме «Народный календарь»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект для 2 класса по УМК «Перспектива»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. УМК «Перспектива». 2 класс.

Тема « Народный календарь»

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

— учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— развитие умения работать в малых группах.

– понимание важности народного календаря как сокровищницы опыта общения с природой и сотрудничества с ней.

Тип урока: урок открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Окр. мир» 2 кл. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь.

— Меня зовут Артем Андреевич и сегодня урок окружающего мира, проведу у вас я!

— Пусть урок принесет нам всем радость общения.

— Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

— Учитель читает стихотворение:

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

-О чём это стихотворение? (О календаре)

-О чём мы можем узнать из календаря?

К: участвовать в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы;

— Давайте проверим, хорошо ли мы его знаем.

-А все ли отмечают праздник по календарям?

— Есть праздники, которые отмечаются только в узком семейном кругу.

-А вы можете рассказать о праздниках, которые празднуются только в твоей семье? (Ребята рассказывают о своём семейном календаре).

— Сведения об остальных календарях мы послушаем на следующем уроке.

— Можно ли по этим календарям определить погоду?

-А что нам помогает определить погоду на следующий день?

— Закроем глаза и слушаем запись.

Отгадывать загадку и формулировать тему урока.

Обобщать, систематизировать свои знания, подводить итог.

П: дополнять и расширяют знания; извлекать необходимую информацию из рассказа учителя,

III. Постановка учебной задачи и ее решения

-Как же, по-вашему, в древности определяли погоду? (По народным приметам)

-А можно ли из народных примет составить народный календарь?

-Какова же цель нашего урока? (Познакомиться с народным календарём).

Высказывать свое предположение.

Р:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя.

Словесный метод. Диалог.

Работа с рабочей тетрадью и учебником.

-Какие народные приметы вы знаете?

-А можем ли разделить эти приметы на группы?

Вы назвали приметы о….

-А на какие группы мы можем разделить приметы?

а) явления в мире неживой природы.

в) поведение животных

— Откройте учебник на стр. 45 найдите на этой странице народные приметы и запишите их в тетрадь.

— Я предлагаю вам сейчас выполнить задание в тетради на с. 30, задание 2.

— Это задание вы выполняете в парах.

— Проверка задания (дети зачитывают приметы, которые записали).

ВОПРОСЫ ПО РИСУНКАМ

Посмотрите на рисунок.

-Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

— Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

— Есть ли у вас примета, которая относится к этой картинке?

— Дома это задание доделать, в каждую группу записать по одной примете.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.

В русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. (слайд)

Браслет из мамонтовой кости считают древнейшим календарём наших предков. Поверхность древний мастер покрыл сложным орнаментом, Узор состоял из 30 знаков. Всего их 360 — столько дней насчитывал календарь двадцатитысячелетней давности. (слайд)

— Со временем менялись не только названия календарей, но и сами календари.

Посмотрите на современные календари. Вот настенный календарь, вот настенный и настольный календарь, настенный отрывной календарь, настольный.

В наше время существует большое множество разных календарей.

— А теперь попробуем нарисовать свой календарь.

Источник

Тест по окружающему миру 2 класс по программе «Начальная инновационная школа» по теме Народный календарь»

Тест по теме «Народный календарь»

1. Из каких наблюдений сложился народный календарь?

А)наблюдения за природой б)наблюдения друг за другом

В)наблюдения за звездами

2. Как называется время в году, когда высота солнца над горизонтом в полдень минимальная или максимальная.

А)зимовка б)солнцестояние в)равноденствие

3. Способ переживания холодного периода года растениями и животными.

А)спячка б)зимовка в)листопад

4. В этот день продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам.

А)равноденствие б)солнцестояние в)разгар лета

5. Какой праздник отмечают весной?

А)Рождество б)Троицын день в)Сабантуй

6. Предзимье бывает.

А)весной б)зимой в)летом г)осенью

7. Для чего путешествуют паучки?

А)посмотреть мир б)просто так в) для расселения

8. Подбери обобщающее слово.

Распускание листьев на деревьях; зимняя спячка животных; появление всходов на полях – это:

А)погодные явления б)сезонные явления в)суточные явления

Номер материала: ДБ-067278

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Технологическая карта по окружающему миру «Народный календарь» 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о народном календаре.

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно, круглый год Точный счёт он дням ведёт. Календарь

Народный календарь Цель: познакомиться с народным календарем и историей его создания

Красное небо на закате – к ветру или дождю. Если солнце садится в облака – жди дождя. Ясная луна – к морозу. Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде. Ласточки низко летают – к дождю. Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижний ветви – к ветру, на снег – к оттепели.

явления в мире неживой природы жизнь растений поведение животных

Жизнь растений Береза дает весной очень много сока – значит лето будет мокрым, дождливым. Ель ветки вниз опустила и закрыла шишки — надвигается сильный дождь. Выдался большой урожай рябины – погода будет морозной. Зацвела рябина – готовь огурцы с помидорами.

Читайте также:  Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре ток шоу знахарство

Поведение животных Корова беспокойно себя ведет – скоро заморозки наступят. Мыши по снегу бегают, означает скорую оттепель. Собака всю ночь лает – утро будет туманным. Если на берег выползают раки – к дождю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: Дикие и домашние животные.

Данный материал предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. Очень четкая структура ка.

УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс. Урок составлен в соответствии с ФГОС.

Технологическая карта по окружающему миру, 1 класс. УМК «Школа России» Тема урока: «Когда появилась одежда».

Урок открытия нового знания.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Источник

Урок окружающего мира «Народный календарь» (2 класс)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по окружающему миру

Монастырная Елена Евгеньевна
учитель начальных классов

1 квалификационной категории
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»

ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

Урок окружающего мира во 2 классе

по учебнику А.А. Плешакова и М. Ю. Новицкой «Окружающий мир»,

Тема: Народный календарь

Целевые установки урока

познакомиться с обыкновенным календарём, православным календарём и с древним календарём коренных народов Севера.

наблюдать за хозяйственной деятельностью народов Севера и связывать с народным календарём.

знать некоторые народные приметы на погоду;

наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

сравнивать современный календарь с древними календарями других народов;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края;

сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

вести работу с литературой школьного этнокраеведческого музея: находить нужную информацию.

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Участники: учащиеся 2 класса.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация по теме урока, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, подготовленные к выступлению ученики 3-4 классов с сообщениями, рекомендации для занятий в семье.

Оборудование для учащихся: современный календарь на парте, таблички с названием месяцев по хантыйскому календарю, счётные палочки, учебник и рабочая тетрадь для детей.

(Приветствие; проверка готовности к уроку; посадка и настрой на работу.)

Настрой детей на работу:

— выполнять задание быстро, но внимательно,

— слышать учителя с первого раза,

— не грубить друг другу, не обижать товарищей,

— быть сдержанными, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников – во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Актуализация знаний и умений.

— Ребята, послушайте загадки и попробуйте отгадать:

Когда это бывает? (летом)

Слайд №1 «Природа в летнее время»

— Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Когда это бывает? (осенью)

Слайд №2 «Природа в осеннее время»

— Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Когда это бывает? (зимой)

Слайд №3 «Природа в зимнее время»

— Назовите зимние месяцы (декабрь, январь и февраль).

Когда это бывает? (весной)

Слайд №4 «Природа в весеннее время»

— Назовите весенние месяцы (март, апрель и май).

-Ребята, если пройдет и лето, и осень, и зима, и весна, то одним словом что это пройдёт? (год)

-Ребята, сколько месяцев в году? (12 месяцев)

— Вспомните, какой прибор служит для измерения времени?

— Может загадка поможет ответить на данный вопрос?

А другим указывает (календарь).

Слайд №5 «Изображение современного календаря»

— Давайте вспомним, что же такое календарь?

(Дети рассматривают обыкновенные календари на парте)

— Посмотрите на свои календари и скажите, сколько месяцев в году современного календаря?

— С какого месяца начинается год?

— Сколько времён года проходит по данному календарю?

— Ребята, календарь, в котором 12 месяцев распределены по четырём временам года называется солнечный.

Солнечным он назван ещё и потому, что он составлен на основе наблюдений за изменениями в природе по солнцу.

Слайд №6 «Вопросы рубрики»

Учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с.44 учебника:

Какими календарями пользуются в твоей семье?

Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?

Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

— Ребята, нам сейчас не сложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет.

— А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор.

Учитель разыгрывает кукольную сценку:

— Ну что, пойдём завтра в лес, как задумали?

— Так ты на солнце посмотри!

— Что за странный разговор, ребята?

— Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода?

— Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (приметы)

— Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес». Учитель читает текст на с.44-45 учебника. После прочтения берёт кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, что только что прозвучали.

Работа с приметами:

Красное небо на закате – к ветру или дождю.

Ясная луна – к морозу.

Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

Ласточки низко летают – к дождю.

Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.

— Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. (Выбранные рисунки дети «подчёркивают» счётной палочкой).

— И ещё подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие ещё органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.

Далее учащиеся выполняют задание №1 на с.30 рабочей тетради.

— Прочитайте народные приметы.

— Какому народу принадлежат приведённые в задании приметы на погоду?

— Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

(Ребята устно отвечают)

Слайд №7 «Изображение православного календаря»

Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает:

— В этом календаре каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет:

— В старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. (Идёт работа с учебником стр. 46-47)

Читайте также:  Как избавиться от хронического кашля народными средствами

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает:

— О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник?

-Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?

Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» замирают на месте.

— Ребята, мы с вами живём по солнечному современному календарю, узнали о православном календаре, но у каждого народа имеется свой древний народный календарь.

Задание № 3 на с.31 рабочей тетради.

— Рассмотрите старинные календари народов России. Попробуйте объяснить (устно), как они помогают следить за ходом времени.

— Ребята, разные народы по-своему вели календарь. Коренные жители нашего края, ханты, тоже имеют свой древний календарь.

Слайд №8 «Модель хантыйского народного календаря»

Лунный календарь тоже основан на смене времён года и связан с трудом людей. А начинается этот календарь с весны, когда снег тает и снова подмерзает, образуя наст.

Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

Начинает лунный календарь месяц март.

Название каждого месяца в этом календаре у народов ханты особенное. Оно связано с трудом людей и изменениями в природе. Так, например месяц февраль называется «Месяц метелей», так как в этот месяц наблюдались в природе сильные метели.

— Изучать народный календарь мы начнём с весенних месяцев, так как начало года в календаре народов ханты приходится на весну. На нашем уроке присутствуют ученики 3-4 классов. Они помогут познакомить вас с лунным календарём народов ханты.

-Посмотрите на календарь, который стоит на вашем столе, и назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

-Как называется первый весенний месяц по обычному календарю? (март)

Слайд № 10 «Труд людей в марте»

— А теперь вспомните, как называется второй весенний месяц по обычному календарю?

-Послушайте, как этот месяц называется у народов ханты в лунном календаре.

Слайд № 11 «Прилёт ворона», слайд 12 «Труд людей в апреле».

— Вспомните, как называется третий весенний месяц по обычному календарю?

— А как же этот месяц называется у народа ханты? Вам расскажет ученик 4 класса… В его сообщении встретятся незнакомые вам слова (объяснение учителя) :

Нерест – метание икры самками рыб.

Метать (в данном случае) – значит производить потомство.

Слайд № 13 «Труд людей в мае»

— Вы немного устали – отдохнём. Сейчас я буду называть месяцы из лунного календаря народов ханты. Если названный месяц относится к весне, то вы должны подпрыгнуть; если же не относится – хлопнуть в ладоши и постучать ногами.

-Ребята, давайте ещё раз назовём, как называются весенние месяцы по лунному календарю народа ханты (месяц малого наста, месяц большого наста, месяц нереста рыб)

— Я месяц июнь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц высокой воды ».

— Я месяц июль. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц спадающей воды ».

— Я месяц август. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц сбора ягод ».

— Эти месяцы какого времени года?

— Я месяц сентябрь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц опадания листьев ».

— Я месяц октябрь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц замерзания водоёмов ».

— Я месяц ноябрь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц застывания Оби ».

— После осени какое время года?

— Я месяц декабрь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц коротких дней ».

— Я месяц январь. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц сильных морозов ».

— Я месяц февраль. По хантыйскому календарю я называюсь « Месяц метелей ».

Ребята, давайте построимся так, чтобы у нас получился обычный современный календарь.

— С какого месяца он начинается? (с января)

— А теперь построимся так, чтобы у нас получился лунный древний календарь народов ханты.

— С какого месяца он начинается? (с марта)

— Ребята, мы с вами поговорили обо всех 12-ти месяцах лунного календаря.

— А это кто ещё? (заходит 13-ый месяц)

— Здравствуйте! А вот и я. Про меня забыли? А некоторые старики помнят меня и называют «Месяцем гагары»

Слайд № 14 «Природа родного края»

— Ребята, как вы понимаете сочетание слов «народный календарь»?

(Календарь составил народ)

— О каких народных календарях шла речь на уроке?

(Говорили о православном календаре, о древнем лунном календаре народов ханты)

— Что вы запомнили о православном календаре?

— Что вы знаете о древнем лунном календаре народов ханты?

(Учитель зачитывает вывод учебника на с.47)

— Что бы вы хотели добавить к сказанному? Как поняли главную мысль урока?

— Как называется календарь, по которому мы с вами живём? (солнечный)

— Какие народные приметы вы запомнили?

— Постарайтесь в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

Теоретический материал на с. 44-47 учебника;

Вопросы рубрики «Проверь себя»;

Задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

— Посетите этнокраеведческий музей школы и запишите приметы народов Севера о погоде.

— Соотнесите свои наблюдения за природой с народными приметами родного края, проверьте, оправдываются ли эти приметы.

XIV . Рекомендации для занятий в семье.

Вместе с ребёнком постарайтесь понаблюдать за изменениями во внешнем виде растений, поведением животных, за явлениями в мире неживой природы и соотнести их с погодой текущего времени или предугадать погоду на несколько дней вперёд.

Источник

Разработка урока окружающего мира по теме «Народный календарь», 2 класс, УМК «Перспектива»

Выбранный для просмотра документ народный календарь 1.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок окружающего мира 2 класс

«хранитель времени» «страж памяти» система счета промежутков времени

Тема урока «Народный календарь» Мой друг, заглянем в старь, Откроем народный календарь! Смотрится отменно, А польза несомненна. Все праздники он знает, И нам напоминает! «Месяцеслов»

Октябрь Паздерник Грязник Листобой Листопад Замерь Позимник Свадебник Зазимье Подзимник

18 октября – Харитины-первые холстины День святой мученицы Харитины «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала» Мужчины приступали к изготовлению валенок. «Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень»

Именины или День ангела Крещение Ангел – хранитель Каравай Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Матвей, Петр

Матвей «Дар Бога» Крепкий, здоровый, Скромный, терпеливый Сама честность! Учится прилежно

Выбранный для просмотра документ народный календарь.doc

Урок окружающего мира, 2 класс

Тема: «Народный календарь».

Цели: сформировать представление о народном календаре.

Планируемые достижения учащихся:

знать некоторые народные приметы на погоду;

определять, наблюдения за какими именно явлениями природы служат основой для народных примет на погоду;

соотносить народные приметы с ощущениями;

проверять народный прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю;

сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края.

понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Познавательные: ориентироваться в учебном материале; извлекать информацию, представленную в разных формах;

Читайте также:  Лечение язвы роговицы народными средствами

Коммуникативные: строить правильное речевое высказывание;

Регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные : положительное отношение к учению, познавательной деятельности посредством вовлечения в творческую деятельность.

Как огромен мир вокруг –

Чудеса и там, и тут!

Не хотим ни есть, ни спать,

А про всё хотим узнать.

Про всё на свете узнать нам помогает очень интересный предмет – «Окружающий мир».

Настроились на работу? К очередному путешествию в окружающий мир готовы?

Его называют «хранитель времени», «страж памяти», это система счета промежутков времени.

Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет.
(календарь)

Как вы узнаёте из календаря, какой сегодня месяц, число, день?

Что ещё можно узнать из календаря?

Перед вами на выставке представлено множество календарей. Давайте ещё раз поближе их рассмотрим. Как они называются?

Настенный, перекидной, отрывной, лунный календарь., календарь знаменательных дат и событий, православный календарь и др.

Какой календарь, по-вашему, более удобный? Почему?

Как вы думаете, каким был календарь наших предков? ( Календарь наших предков был похож на современный?)

Испокон века на Руси пользовались особым календарём, народным.

Что же такое «народный календарь»? Хотите узнать?

Тема урока «Народный календарь».

Мой друг, заглянем в старь,

Откроем народный календарь!

А польза несомненна.

Все праздники он знает,

Знакомство с понятием «народный календарь» и его устройством

Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших работ. Все эти знания находили свое выражение в притчах.

На них мы с вами и остановимся. На прошлых уроках мы уже говорили о приметах. Скажите, пожалуйста, что такое «примета»?

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания передавались из поколения в поколение, бережно хранились, и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков. В приметах сохранилось очень много того, что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.

Соотнесение народных примет на погоду с наблюдениями за живой и неживой природой

Вокруг вас в классе размещены осенние приметы. Я прошу выбрать только те из них, которые касаются месяца октября.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

К октябрю берёзы оголяются.

Октябрь и плачет, и смеется.

Октябрь завершает сборы к зиме.

Прочитайте выбранные вами приметы. Давайте попытаемся оценить, соответствует ли наш октябрь описанию предков. (обсуждение, сопоставление с погодой за окном).

Кроме погодных сюрпризов, в народном календаре расписаны все народные праздники с их традициями и обычаями. Подробнее обо всех этих днях поможет узнать православный календарь. Я же хочу показать вам только одну октябрьскую неделю.

А какое сегодня число? 18 октября.

Может быть, заглянем и узнаем, чем знаменателен сегодняшний день?

18 октября – Харитинин день.

На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты.

«Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил».

Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок.

Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением.

Наши девочки хоть пока и не ткачихи, а петь горазды. И они приготовили для вас частушки.

Обсуждение примет дня

С этим днём также связаны свои приметы. Попробуем проверить их точность?

«Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи.

Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

А ещё народный календарь интересен тем, что в нём мы можем узнать о своих именинах или Дне ангела.

Перед вами листочки с небольшой информацией об этих словах. Прочитайте её, пожалуйста, а потом мы побеседуем.

День Ангела, или именины — это день, посвященный какому-либо святому, и праздновать его обязан человек, названный именем этого святого при крещении . Именины у христиан считаются гораздо более значимым праздником, чем день рождения человека. Человек, тем самым, приобретает Ангела-хранителя в лице святого, чьё имя он носит. А значит, обязан один раз в году чтить его и праздновать именины.

Кто обязан праздновать именины?

Что считалось важнее: день рождения или именины?

Что приобретает человек после крещения?

На Руси принято было именины отмечать особо — эта традиция известна еще с XVII века. В семье выпекали по специальному рецепту именинные пироги, караваи и калачи. Праздничная выпечка раздавались в качестве угощения родственникам, друзьям и близким. В этом был особый смысл! Даже начинка пирогов подбиралась не случайная, а обозначающая черты характера самого именинника и его родственников.

А самым традиционным угощением на именины всегда был каравай. Знакомо вам это слово? Давайте обратимся к «Большому иллюстрированному словарю русского языка» В.И. Даля, чтобы узнать значение слова «каравай». Кстати, Владимир Иванович известен не только как автор этого шедевра, но и…, вспомните: сбору русских народных сказок.

А ведь я не зря завела разговор об именинах! Наверное, вам не терпится узнать, кто же именинники сегодняшнего дня?

Именины в этот день отмечают Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Кузьма, Пётр, Матвей.
Очень хочется поздравить сегодня с именинами нашего Матвея.

Иди, Матвей, к нам, а мы тем временем посмотрим, что же народный календарь говорит о тебе.

Вручение подарка Матвею.

Кстати, каравай в старину было принято не резать, а ломать над головой именинника. Считалось, что чем больше крошек и начинки упадет ему на голову – тем удачнее будет следующий год. Сейчас проверим, каким удачным будет год для нашего Матвея.

И, конечно, водили именинный хоровод.

А теперь мы с Матвеем приглашаем вас в хоровод, спеть «Каравай».

Вот так необычно, весело и самобытно жили в старину на Руси наши предки. Вам понравилось?

Мне бы очень хотелось выслушать каждого из вас, но это сегодня не получится. Но я всё же предлагаю вам выразить свои ощущения и впечатления.

Перед вами в нижней части экрана размещены знакомые вам значки: дождик, пасмурно и солнечно.

Если на уроке вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, прикрепите на осеннюю картину (прямо на экране) солнышко.

Если на уроке было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, прикрепите солнышко с тучкой.

Если урок был для вас скучен, не интересен и бесполезен, пусть на картину прольётся дождик.

А сюрпризы ещё не кончились! Мы с Матвеем приготовили для вас угощение пирог. И сейчас наш именинник угостит им каждого из вас.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни