15 русских народных песен для хора римский корсаков

Народные советы

Жизнь и творчество русского композитора

Вокальная музыка Римского-Корсакова:

Из камерных сочинений Римского-Корсакова наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Они образуют самостоятельную, почти не соприкасающуюся с оперно-симфонической тематикой и стилистикой область творчества, замкнутую главным образом в сфере лирики — эмоционально уравновешенной, окрашенной преимущественно в светлые тона спокойной созерцательности или элегические раздумья. Их тексты свидетельствуют о строгом взыскательном вкусе композитора. Они принадлежат крупнейшим поэтам — Пушкину, А. К. Толстому, А. Н. Майкову; ряд романсов написан на стихи Л. А. Мея, А. А. Фета, Г. Гейне, Дж. Байрона.

Ранние романсы (1865—70) включают художественно совершенные образцы пейзажной и восточной лирики Римского-Корсакова: “На холмах Грузии”, “Ель и пальма”, “Восточный романс” (“Пленившись розой, соловей”), “Как небеса твой взор блистает” и др. Лучшие романсы 60-х гг. раскрывают творческую индивидуальность автора: гармоничность его мироощущения, тонкое поэтическое чувство природы, стремление к законченности и единству выражения. Однако в их решении ощущается влияние балакиревских приёмов: основой музыкальеого замысла нередко становится фортепианная партия, которая и определяет общий характер романса, а иногда непосредственно отражает образы стихотворения с помощью красочно изобразительной деталей гармонии и фактуры. Декламационная вокальная партия при этом более тесно связана с особенностями синтаксической структуры и выразительного произнесения текста. Романсы 70—80-х гг. близки ранним, но в целом уступают им в непосредственности и яркости образов, что более всего заметно при обращении композитора к драматическим, психологически насыщенным текстам (“Заклинание”, “Для берегов отчизны дальней”). Особенности стиля романсов 90-х гг. во многом определяются поисками новой вокальной выразительности. Поздние романсы при всём их разнообразии отличаются от ранних иной направленностью самого творческого процесса. Исходным звеном и одновременно основой музыкального образа становится вокальная партия, в которой композитор стремится слить воедино естественную декламацию (следующую “за изгибами текста”) с широкой кантиленой, обладающей пластической завершённостью и самоценной красотой. Фортепианное сопровождение, как отмечает сам Римский-Корсаков, “складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии”. Эти тенденции получили наиболее полное и законченное выражение в романсах-элегиях: “О, если б ты могла”, “О чём в тиши ночей”, “Редеет облаков летучая гряда”, “Ненастный день потух”. В эти же годы написаны вокальные циклы “Весной”, “У моря”, “Поэту”. Первые два в основном передают настроения, связанные с романтическим восприятием природы (“Весной” — в более обобщённом выражении, “У моря” — со значительной ролью звуко-изобразительных элементов в фортепианной партии). В цикле “Поэту” близкая Римскому-Корсакову тема искусства, творческого вдохновения, предназначения художника раскрывается в лирико-философском плане. Среди романсов Римского-Корсакова несколько обособлены 2 ариозо для баса: “Анчар” (1882, окончательная редакция 1897) и “Пророк” (1897), объединяющие в себе черты баллады и монолога.

Хоровые сочинения Римского-Корсакова немногочисленны. Часть их была создана в период “технического перевооружения” композитора (1875—79) — хоры a cappella, хоровые обработки народных песен, а также ряд духовных сочинений (1884). Большую художественную ценность представляют 3 кантаты для солистов, хора и оркестра. В каждой из них композитор решает определённую творческую задачу, связанную с использованием различных вокально-исполнительских составов: в “Свитезянке” — смешанного (сопрано, тенор и смешанный хор), в “Песне о вещем Олеге” — мужского (тенор, баритон и мужской хор), в прелюдии-кантате “Из Гомера” — женского (три солистки и женский хор).

Источник

Сборники, песенники с нотами для хора в pdf

Серия «Детские и юношеские хоры»


Юность поёт
Хоровые произведения для юношества
составил Д.Локшин
“МУЗГИЗ”, 1962г.
номер м29726г

Скачать ноты для хора


Детские и юношеские хоры
Песня ветра

репертуар хора мальчиков московского хорового училища
выпуск 5
составил В. Попов
“Музыка”, 1974г.
номер 8397

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Поет “ПИОНЕРИЯ”

песни композитора Георгия Струве в сопровождении фортепиано
выпуск 6
“Музыка”, 1976г.
номер 9027

Еще ссылки по теме:

Дирижером был Георгий Александрович Струве, хором — превращавшийся уже к тому времени в хоровую студию школьный хор из подмосковного города Железнодорожный.
Так «родился» один из лучших сегодня мастеров детского хорового искусства, так родилась и новая, им созданная форма музыкального воспитания детей — детская хоровая студня.
В том памятном экзаменационном концерте среди произведений народного, классического и современного искусства прозвучала одна скромная обработка русской народной песни, сделанная Георгием Струве специально для этой программы. Так, дирижер Струве в работе со своими питомцами сделал первую заявку на будущего Струве-композитора.

Читайте также:  Доклад народные промыслы самарской области 4 класс

Есть среди песен Струве и забавные шутки, вроде «Капризных ершей» на стихи Агнии Барто, есть и глубокие по мысли, насыщенные возвышенными эмоциями произведения, среди которых на первом месте должна стоять одна из лучших советских песен для юношества — «Матерям погибших героев» на стихи Леонарда Кондратенко.
Есть у Струве и романтического склада лирические песни, вроде «Школьного корабля» на стихи Константина Ибряева. Есть у Струве и песни для хора без сопровождения, есть и хоровые сочинения с симфоническим оркестром.
Словом, сосредоточив свое внимание на вокально-хоровом творчестве для детей и юношества, Георгий Струве применяет в этой области свой творческий дар и накопленное мастерство в самых различных формах. И многие его сочинения, рожденные в недрах «Пионерии», поются уже многими другими студийными коллективами и школьными хорами.
В сборник, для которого я пишу сейчас это короткое вступление, вошла лишь очень небольшая часть песен и хоров Г. А. Струве, написанных на слова советских поэтов, среди которых мы видим такие известные и любимые детьми имена, как Агния Барто, Виктор Викторов, Леонард Кондратенко, Виктор Крючков, Константин Ибряев.
Этот сборник, продолжающий серию сборников «Поет Пионерия», дает хоть и неполное, но достаточно яркое представление о творчестве талантливого композитора, вырастившего «Пионерию» и выросшего вместе с ней.
У меня нет сомнения, что сборник этот с радостью будет принят в мире детской и хоровой музыки, где имя Георгия Струве давно уже стало одним из самых популярных» а лучшие его песни вошли в число самых любимых.
Доброго пути этому сборнику! Больших успехов его автору!
Дм. Кабалевский

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
выпуск 7
Репертуар хоровой студии «Пионерия»
составитель Г. Струве
«Музыка», 1979г.
номер 10797

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
выпуск 8
Репертуар хоровой студии «Пионерия»
составитель Г. Струве
«Музыка», 1983г.
номер 12179

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Песни для детского хора

репертуар хора института художественного воспитания академии педагогических наук СССР
выпуск 11
составил В. Г. Соколов
“Музыка”, 1974г.
номер 8260

Скачать ноты

Поет детская хоровая студия «Пионерия»
произведения для детского хора
составитель Г. Струве
«Музыка», 1989г.
номер 14192

В 1988 году детской хоровой студии «Пионерия» исполнилось 35 лет. Это первая в нашей стране детская хоровая студия, образование которой в 1953 году положило начало Всесоюзному движению детских хоровых студий.
«Пионерия» выросла на базе общеобразовательной школы посёлка Вишняки в Подмосковье. Сейчас здесь занимаются более шестисот детей от трёх до шестнадцати лет. Более двухсот студийцев стали профессиональными музыкантами: хормейстерами, вокалистами, пианистами и т. д., а тысячи воспитанников, окончивших студню и выбравших другие профессии, на всю жизнь сохранили любовь к музыке, хоровому пению и передали эту любовь своим детям.
Проходят годы, но традиции «Пионерии» живут и развиваются. Ребята не расстаются даже в летние каникулы. Вместе со своими руководителями они отдыхают в пионерском лагере, где продолжают репетиции, выезжают на гастроли. В обширный репертуар коллектива включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, народные песни (как русские, так и других народов нашей страны и мира), современная музыка, — на этой основе и составлен предлагаемый репертуарный сборник. Традиционным стало исполнение сочинений на языке оригинала.
Произведения, представленные в настоящем издании, полюбились детям; они исполняются в многочисленных концертах и отражают творческую биографию «Пионерии».
Георгий Струве, композитор, заслуженный артист РСФСР, основатель и руководитель детской хоровой студии “Пионерия”

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Песни над Волгой

песни Поволжья и Урала для детей школьного возраста
составил В. Вулькин
“Музыка”, 1976г.
номер 9366

Еще ссылки по теме:

Мы стоим у обелиска. Песня волгоградских школьников. Музыка В. Семенова, слова К. Полякова
В апреле родился Ленин. Музыка Г. Хирбю (Чувашская АССР), слова В. Алендея перевод В. Фирсова
Здесь бои не гремели. Ф. Лукина (Чувашская АССР), слова М. Садовского
Песня о дружбе. Музыка Э. Бакирова (Татарская АССР), слова М. Павловой
Родной язык. Татарская народная мелодия. Слова Г. Тукая, перевод М. Лапнрова, обработка для хора А. Абдуллина
Пара коней. Татарская народная мелодия. Слова Г. Тукая, перевод Ю. Лопатина, обработка А. Ключарева, переложение для детского хора В. Лукьянова.
Ночной Урал. Музыка X. Ахметова (Башкирская АССР), слова К. Даяна, перевод С. Северцева, переложение М. Фоменкова
Дождь. Музыка Ш. Ибрагимова (Башкирская АССР), слова Я. Кулмыя, русский текст И. Мазнина
Если смеются дети. Музыка Г. Вдов им а (Мордовская АССР), слова Д. Лукача, перевод с сербского Л. Яхнина.
Ой, высоко, высоко. Мордовская народная песня. Русский текст К. Штром. Обработка для детского хора В. Вулышна
Ждут нас стройки. Музыка А. Искакдерова (Марийская АССР), слова В. Рожкина, русский теист М. Павловой
Пионер, всегда готов! Музыка И. Палантая (Марийская АССР), слова И. Осмина, русский текст М. Павловой.
Песня над Волгой. Музыка Е. Волкова (Марийская АССР), слова М. Садовского
Вдоль рек. Музыка Г. Корепанова, слова А. Вотякова (Удмуртская АССР). Перевод В. Семакина
Август. Музыка Ю. Болденкова (Удмуртская АССР), слова К. Ибрявва
Ты куда, дружок, ходил? Удмуртская народная шуточная песня. Обработка В. Блока. Перевод П. Поздеева.
Кораблик. Музыка Б. Гецелева (г. Горький), слова С. Маршака
Мальчишки-девчонки. Музыка Б. Гецелева, слова С. Маршака

Читайте также:  Какие народные средства понижают холестерин в крови человека

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Рябина

репертуар хорового коллектива школы-интерната №16 г. Москвы
песни и хоры для детей среднего школьного возраста
составил Ю. Алиев
“Музыка”, 1984г.
номер 12528

Сборник создан на основе репертуара хорового коллектива школы-интерната № 16 г. Москвы. Этим хором уже в течение 10 лет руководит энтузиаст музыкального воспитаний учащихся, кандидат педагогических наук Юлий Багирович Алиев.
Хор интерната мне особенно симпатичен прежде всего своей типичностью: это как бы своеобразная модель хорошего школьного хора. Он действует постоянно, служит прежде всего музыкальному, хоровому, певческому развитию ребят. Руководитель не ставит специальной задачи обязательно побивать различные «хоровые рекорды», удивлять чрезмерной сложностью репертуара. Это хороший стабильный коллектив с определенными традициями, главная из которых — стремление влиять на музыкальную, певческую атмосферу школы-интерната, что в условиях заведений подобного типа представляет особую воспитательную ценность.
Предлагаемый в сборнике материал отражает основные направления подбора репертуара. Здесь представлены и хоровая классика эпохи итальянского Возрождения — «Терцет во славу мажорной гаммы» Л. Керубини, и русская классика, и современная советская песня. Хор успешно исполняет и произведения выдающегося венгерского композитора Зол-тана Кодая.
Хочется надеяться, что сборник, в котором обобщается положительный опыт одного из школьных хоровых коллективов, окажет существенную помощь учителям музыки, руководителям школьных хоров в их работе с детьми.
В. Г. Соколов, народный артист СССР

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Улица Мира

репертуар большого детского хора центрального телевидения и радиовещения
пение в сопровождении фортепиано и без сопровождения
составил В. Попов
“Музыка”, 1977г.
номер 9493

Еще ссылки по теме:

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Дубок

репертуар хора мальчиков «Ажуолюкас» республиканского дома учителя Литовской ССР г. Вильнюса
пение в сопровождении фортепиано
составил Г. Перельштейн
“Музыка”, 1973г.
номер 7924

Скачать ноты

Детские и юношеские хоры
Хоры из опер русских композиторов
для детского хора с фортепиано
составила Е. Гембицкая
“Музыка”, 1973г.
номер 7617

Скачать ноты

Советские школьники поют и слушают на уроках музыки произведения народного творчества, советских авторов, русских и зарубежных классиков.
Не приходится говорить о том, как велика роль классической музыки для общего развития и для воспитания художественного вкуса детей. Очень важно, чтобы дети не только слушали, но и сами пели эти произведения, а для того, чтобы исполнить песню осмысленно и эмоционально, надо глубоко вникнуть в ее содержание, форму, в значение выразительных средств. Это помогает более полному и яркому восприятию произведения.

Не все сочинения классиков, доступные восприятию детей, могут быть ими исполнены, — известно, что вокальные возможности детей ограничены. Однако в некоторых песнях трудности исполнения могут быть устранены, и таким образом расширится круг произведений классиков, которые могут спеть школьники.
В данном сборнике песни, написанные в слишком высоких для детей тональностях, транспонированы; некоторые песни изложены двухголосно; хоровые произведения даются иногда в облегченном переложении; в нескольких песнях сделаны новые тексты или переводы.
Каждое отклонение от оригинала отмечено в сноске.
В сборник включены песни для детей младшего и среднего возраста. Все эти песни проверены в школе. По усмотрению учителя, они могут разучиваться в том или ином классе на уроке или в хоровом кружке.
Содержание произведений разнообразно, но преобладают песни лирического характера—в них школа испытывает большую потребность.
Я. Гродзенская

Скачать ноты

Читайте также:  Гриша добросклонов народный заступник цитаты


Детские и юношеские хоры
Ефим Адлер

В сопровождении фортепиано и без сопровождения
“Музыка”, 1986г.
номер 13033

С музыкой московского композитора Ефима Адлера ребят познакомила популярная радиопередача «Клуб знаменитых капитанов».
Автор двух симфоний и произведений для симфонического и эстрадного, оркестров, кантаты «За каждого мы отвечаем» и хорового цикла «Моя Москва», музыки к кинофильмам, радио- и телепередачам, Е. Адлер плодотворно работает также и в жанре детской музыки. Песни для самых маленьких, детские оперы, музыкальные сказки, пионерские песни и хоры завоевали признание многих советских ребят.
Произведения Е. Адлера часто звучат в исполнении московских хоровых коллективов: Детского хора Института художественного воспитания, ансамбля песни и пляски городского Дворца пионеров им. В. Локтева, хоровых студий «Дубна» и «Алые паруса», «Радость» и «Весна». Творческая дружба связывает композитора со студией «Полет» (г. Жуковский). В исполнении этого коллектива произведения Ефима Адлера не раз звучали на фестивалях «Московская осень», в концертных залах Москвы и Ленинграда.
Сборник «Детские и юношеские хоры» является своего рода итогом работы композитора с детскими хоровыми студиями. Не случайно его музыкальный материал ориентирован на определенные возрастные группы хора.

Для самых маленьких в сборнике предназначены простые одноголосные песни с сопровождением: веселая история о находчивом докторе («Великан и мышь»), колыбельная «Тишина», песня «Не о скворцах».
Участники среднего хора с удовольствием будут петь песни «Шире шаг», «Песня любопытных» и более сложные, двух- трехголосные — «Полон музыки весь свет», «Долгожданные письма», «Нам песня эта нравится».
Основную часть сборника составляют произведения а капелла, созданные в расчете на высокие исполнительские возможности старшего (концертного) хора.
Это — «Концертные этюды», написанные с технически-инструктивной целью (освоение различных интервалов от унисона до октавы). В то же время сложные вокально-технические задачи решаются композитором в оригинальной художественной форме, образно и эмоционально.
Два «пейзажных» цикла — «Родная природа» и «Тихо вечер догорает» — в чем-то близки, так как оба воспевают красоту родного края, и в то же время различны, как разнятся между собой пейзажи Шишкина и Левитана.

В «Родной природе» — пейзажи-картинки, «сюжетные» зарисовки с натуры: здесь все многообразие выразительных средств хоровой партитуры помогает слушателю «увидеть» то разгулявшуюся во чистом поле бурю-непогоду («Непогода»), то зачарованный хрустальной тишиной зимний лес («Пороша»), то буйное торжество весеннего половодья («Бушует полая вода»).
В цикле «Тихо вечер догорает» — пейзажи-настроения, когда то или иное явление природы — ленивая дремота жаркого полдня («Полдень»), безостановочное кружение снежинок («Снег идет»), грустное прощание с землей последнего солнечного луча («Тихо вечер догорает») — рождает глубокое ответное чувство в душе человека.
Хоровой цикл на стихи Л. Мартынова для смешанного юношеского хора отличается более сложной хоровой партитурой с подчеркнутой самостоятельностью каждой партии, изощренной фактурой, «густыми» вертикалями.
При всем разнообразии тем, образов, музыкально-выразительных средств все сочинения этого сборника объединяет одна черта — серьезность, доверительность разговора автора с детьми. Отсюда требовательность композитора к слову, обращение к высокой поэзии Тютчева и Есенина. Лермонтова и Пастернака, Кольцова и Фета.
Произведения, вошедшие в сборник, исполнялись детскими хоровыми коллективами в нашей стране и за рубежом, записаны на радио и грампластинки, и это свидетельство того, что художественные замыслы композитора услышаны и восприняты.
Сегодня в творческих планах Ефима Адлера — новые произведения для детей, новые встречи с юной аудиторией.
В. Соколов, профессор, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки, лауреат премии Ленинского комсомола

Скачать ноты

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни
Adblock
detector