14 марта 1990 г на чрезвычайном съезде народных депутатов ссср был учрежден пост

Народные советы

14 марта 1990 г на чрезвычайном съезде народных депутатов ссср был учрежден пост

Бумага; машинопись на бланке.

Подпись-автограф председателя Верховного совета СССР М.С. Горбачева. Оттиск печати.

Принят внеочередным III Съездом народных депутатов СССР, состоявшимся в Москве 12–15 марта 1990 г. Законом был учрежден пост Президента СССР, первым Президентом стал М.С. Горбачев. Введение поста Президента СССР являлось результатом серьёзных изменений в политической системе.

Закон внес ряд изменений в положения советской Конституции. В статье 6 наряду с КПСС появилось упоминание и других партий и движений; оговаривалось право граждан объединяться в политические партии, а общественным организациям гарантировались условия для выполнения уставных задач. Таким образом, однопартийная система прекращала свое существование. Были расширены статьи о собственности граждан.

«В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных в автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии – авангарда всего народа».

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.

Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни»;

«Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности. Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.

Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.

В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.

Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.

Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.

Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.

Статья 13. Государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно-территориальных единиц (коммунальная собственность)»;

«Статья 51. Граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.

Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач».

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства – Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР. […]».

Источник

Хроника пикирующей империи. К 30-летию запрета КПСС и распада Союза ССР

Об авторе: Павел Викторович Ахманаев – историк.

В марте 1990 года Съезд народных депутатов, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС», фактически ликвидировал советскую власть. Михаил Горбачев стал президентом динамично разваливающейся страны. Фото РИА Новости

В год прихода к руководству страной Михаил Горбачев, который оказался хорошим политиком, не знал системных причин экономических проблем, Советский Союз уже давно имел дефицитный бюджет и во многом неуправляемую экономику. Страна, бывшая в начале ХХ века крупнейшим в мире экспортером зерна, оказалась его крупнейшим импортером!

Новый генеральный секретарь в удручающей обстановке приступил к омоложению правящих органов партии, объявил гласность и плюрализм, начал подготовку к съезду.

XXVII съезд КПСС, прошедший в праздничной атмосфере, внес изменения в Программу КПСС, оставив постулаты в прежней редакции.

На закрытых заседаниях оглашалась информация о катастрофическом состоянии экономики и финансов. На пленуме ЦК КПСС 27–28 января 1987 года председатель правительства Николай Рыжков откровенно объявил: «Мы давно уже не сводим концы с концами, живем в долг. Крайне тяжелое положение сложилось в денежном обращении. В 70-х – начале 80-х годов произошло его расстройство. Не лучше обстоят дела с валютным положением страны». Его выслушали, но ничего не предприняли.

Читайте также:  Гельбрас в г экономика китайской народной республики читать

Через два с половиной месяца после этого пленума Горбачев сказал участникам ХХ съезда комсомола: «За эту пятилетку мы должны практически полностью модернизировать наше отечественное машиностроение и вывести его по главным параметрам на уровень мировых требований». На какие инвестиции собирались коммунисты очередной раз «полностью модернизировать» до «уровня мировых требований» машиностроение при крайне дефицитном бюджете страны?

К 1989 году в экономике СССР еще более обострился валютно-финансовый кризис с падением добычи нефти, уменьшением заготовок леса и снижением сбора хлопка. Но валюта была необходима – около 40% потребности страны в зерне покрывались завозом из-за рубежа.

Теряющие многолетнюю монополию на власть заведующие отделами ЦК и члены Политбюро ЦК КПСС – фактические хозяева страны, неспособные к поиску альтернативных направлений развития страны, ибо монополизм не способствовал развитию их аналитических способностей, – приступили к реформированию органов управления страной.

III съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 года внес в Конституцию подготовленные аппаратом ЦК КПСС изменения, исключив «руководящую и направляющую роль КПСС» и учредив пост президента СССР.

На следующий день генерального секретаря ЦК КПСС избрали президентом СССР, а его ближайших партийных соратников стали срочно пересаживать в функционеры аппарата президента СССР и в члены Президентского совета.

Высшая власть в Советском Союзе от Верховного совета СССР по исправленной Конституции перешла к президенту СССР и аппарату президента. Таким образом, большевики в марте 1990 года юридически ликвидировали в стране номинальную власть советов!

Вернувшись с III съезда народных депутатов, партийная номенклатура союзных республик стала копировать президентство и разваливать союзное государство.

КПСС утратила характер «ленинской партии нового типа», то есть строго дисциплинированной организации, все члены которой подчиняются воле вождя, и способной на любое преступление для сохранения своей власти.

Уже 30 марта 1990 года на заседании Совета Федерации Верховного совета СССР Горбачев спросил однопартийцев: «Как же это произошло? Без совета, консультаций, явочным порядком избирается президент Узбекистана. Ведь мы же на Президиуме Верховного совета СССР договорились, что в стране будет только один президент».

Президент (с 24 марта) Узбекской ССР Ислам Каримов, по совместительству первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана, с улыбкой спокойно заметил: «Так захотел народ». Его поддержали другие члены ЦК КПСС от союзных республик.

До конца 1990 года были учреждены должности президентов: Казахстана, Азербайджана, Молдавии, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. В этих республиках власть от советов перешла к президентам, которыми, естественно, были избраны высшие партийные бонзы.

16 мая 1990 года I съезд народных депутатов РСФСР, 86% которых были членами КПСС, избрал Бориса Ельцина председателем Верховного совета РСФСР, а 12 июня 1990 года принял Декларацию о суверенитете России, то есть из Союза ССР республика не вышла, пост президента не учредила, независимость не объявила, но главенствующей на ее территории провозгласила Конституцию РСФСР.

Внутрипартийная консервативная оппозиция, искавшая возможность остановить реформы, 19 июня созвала из российских делегатов внеочередного XXVIII съезда КПСС Российскую партийную конференцию, объявленную Учредительным съездом Компартии РСФСР. Создав Компартию РСФСР в критический для КПСС момент и противопоставив ее союзному руководству, Иван Полозков и Геннадий Зюганов внесли свой вклад в развал КПСС и в распад Союза ССР.

XXVIII съезд прошел под знаком номенклатурно-политического компромисса. В тактическом отношении съезд завершился для партийной элиты благополучно, но в стратегической перспективе этот форум во многом предопределил скорое поражение КПСС.

Съезд в числе прочих принял резолюцию «О положении крестьянства и реализации аграрной политики КПСС», в которой вдруг было объявлено: «КПСС ставит в центр своей политической работы защиту интересов крестьян… Необходимо развивать многообразные формы собственности, утверждать право крестьян на владение землей».

В Программном заявлении съезда КПСС была представлена как партия «социалистического выбора и коммунистической перспективы», во главу впервые ставился человек, его материальное благополучие и духовное развитие.

Съезд одобрил новый устав КПСС, объявивший основной целью «создание в стране гуманного, демократического социализма».

Поскольку итоговые документы XXVIII съезда полностью противоречили недавно откорректированной программе КПСС, то на съезде приняли решение о срочной подготовке очередной – четвертой! – программы КПСС.

Генерал Александр Лебедь, послушав на съезде попытки отчетов членов политбюро, писал: «Как же могут управлять страной люди, которым не дана самая элементарная, примитивная, приземленная ясность мысли?! Гниющая с головы рыба продолжала разлагаться. Ничего не изменилось, но печальный исход был предопределен».

Уйдя в отставку, Горбачев писал: «Пытаясь понять существо дела, мы попросили (в 1983 году. – П.А.) дать нам возможность разобраться с состоянием бюджета. Но Андропов лишь рассмеялся: «Ишь, чего захотели. В бюджет я вас не пущу»… Главную же «тайну» – о том, что бюджет наш «дырявый», – я не знал. Его постоянно дотировали за счет Сбербанка, то есть сбережений граждан, и увеличения внутреннего долга. Официально сообщалось при этом, что… все сбалансировано в наилучшем виде».

Проще говоря, большевики десятилетиями брали в долг у Государственных трудовых сберкасс (с 1987 года – Сбербанк СССР) средства населения и тратили их на поддержку неэффективной экономики, на помощь дружественным режимам, на увеличение военных расходов и кормление репрессивных органов.

Читайте также:  Историческую роль народных ополчений и их руководителей в борьбе против польско шведской интервенции

14 апреля 1990 года советник генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики академик Абел Аганбегян напомнил, что у населения хранится наличными 100 млрд руб. и в Сберегательном банке числится более 340 млрд руб. (как точно сказано: у населения «хранится», а в государственном Сбербанке только «числится»), предложив увеличить поощрение за хранение сбережений на депозитах до 8% годовых и организовать предоставление беспроцентного займа под покупку гражданами автомобилей, но с реализацией получения автомобилей через 3–5 лет.

К совету прислушались: выпустили для доверчивой части населения облигации вещевого займа, обещавшие в будущем получение автомобиля, и увеличили процентную ставку по вкладам с 3 до 5% годовых.

Вместо того чтобы проводить решительные экономические реформы, позволяющие привлечь иностранный капитал, поощрять частную инициативу, обеспечить рост национального продукта и получить дополнительные поступления в бюджет, президент СССР консервировал старую большевистскую систему, наращивая внутренний госдолг, и вел страну к банкротству.

«В связи с совершенствованием системы государственного управления» Горбачев в декабре 1990 года реорганизовал Совет министров СССР в кабинет министров при президенте СССР под руководством премьер-министра.

В тяжелейшее для страны время чиновники прекратили работать, одни нашли себе посильную деятельность – занялись реорганизацией, а другие стали ждать итогов и соответствующих назначений.

Коммунистическая номенклатура рушила свой авторитет ускоренными темпами.

Вперед – к пропасти!

22 января 1991 года стали исполнять указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег с вкладов граждан». Большевики объявили гражданам о повсеместном прекращении приема денежных знаков своего же Государственного банка СССР! Главным последствием такой «реформы» стала окончательная утрата доверия населения к союзному правительству.

Шаг к развалу Союза ССР сделали возглавляемые коммунистами Белоруссия 14 декабря 1990 года и Украина 20 марта 1991 года, приняв законы, объявившие все государственные банки на их территориях собственностью республик с правом осуществлять эмиссию денег.

17 марта 1991 года в девяти союзных республиках провели референдум о сохранении СССР, а 19 марта был подписан указ президента СССР «О реформе розничных цен и социальной защите населения», в результате которого в апреле цены выросли: на мясо и птицу – в 2,6 раза, на колбасу – в 3,1 раза, на хлебобулочные изделия – в 3 раза.

В крайне кризисной обстановке 26 июля 1991 года Пленум ЦК КПСС оптимистично принял постановление «О созыве внеочередного XXIX съезда Коммунистической партии Советского Союза», который наметили на ноябрь-декабрь 1991 года.

Пленум постановил, что «рассматривает подготовленный комиссией XXVIII съезда партии проект программы КПСС как приемлемую основу для доработки и обсуждения в партии» и поручил провести общепартийную дискуссию после опубликования проекта.

За полмесяца до фактического прекращения деятельности партии, 10 августа 1991 года, проект очередной программы КПСС был опубликован для обсуждения. Он отличался краткостью, отсутствием конкретных сроков и количественных предложений, но как последний документ КПСС достоин внимания.

Состоящий из пяти разделов проект являет собой очень осторожный и неконкретный документ, наполненный обещаниями дать всем слоям общества то, чего не смогли или не собирались дать в предыдущие десятилетия. «Социализм» упоминается в документе, но по тексту совершенно неясно, что подразумевается под этим термином.

Понятно, что за год, прошедший после XXVIII съезда, убеждения членов Программной комиссии и привлеченных партийных мыслителей не могли резко измениться, продолжали влиять отмеченные генералом Лебедем «немощь и организационное бессилие», а потому в проект включены лозунги и понятия, несовместимые с друг с другом, а декларируемые тезисы часто противоречат один другому.

Почему, например, партия обещает «добиваться достойного представительства рабочего класса в органах власти всех уровней»; сельскому населению только «содействовать полноценному представительству в органах власти», но уже не «всех уровней»; остальным же слоям населения вообще не обещает представительства в органах власти?

Почему, провозглашая «переход к смешанной экономике и равноправию различных форм собственности», партия обещает содействовать только «приоритетному развитию форм общественной собственности», не поясняя смысл этих форм собственности?

Почему обещано «активно содействовать самоуправлению сельского населения», но не городского или поселкового?

Игнорируя резолюцию XXVIII съезда (высшего органа партии), в которой партия лишь год назад смело обязалась «утверждать право крестьян на владение землей», в проекте обещают крестьянам лишь некое «наделение землей (включая аренду с правом наследования)».

На последнем месяце фактического существования КПСС из недр ее ЦК вышел документ, свидетельствующий о сомнительных способностях коллективного теоретического творчества «высшего разума» партии, демонстрирующий хаотичность мысли и непоследовательную логику ее «нового мышления».

Наступало финансовое банкротство созданного большевиками Союза ССР и политическое банкротство КПСС.

Разложившаяся высшая партийная элита, защищенная от любой критики, не находила себе места в стране, доведенной ею же до критической экономической ситуации. В ночь на 19 августа 1991 года под руководством председателя КГБ она решилась на проведение очередного мероприятия: «Группа заговорщиков захватила власть с намерением осуществить государственный переворот».

«Группа заговорщиков» продемонстрировала всей стране предел интеллектуальной деградации членов высшей большевистской касты: захватив власть, они не знали, что же дальше с нею делать, не имели никакой программы вывода страны из кризиса, причины которого не понимали, два дня они публиковали свои пространные, а порой и смехотворные декларации, неспособные вызвать интерес у населения.

Читайте также:  Как научиться петь народные русские песни

Вечером 20 августа заговорщики, к своему полному удивлению, из доклада соучастника Олега Бакланова узнали, что в бюджете страны давно нет денег, не на что содержать карательные органы, нет резервных запасов продовольствия, нет средств на проведение популистских обещаний, зафиксированных в двухдневных декларациях ГКЧП к народу! На этом бесславный путч закончился.

Из высших государственных органов только Комитет конституционного надзора СССР 20 августа 1991 года осудил действия ГКЧП как незаконно учрежденного органа.

Президент СССР 24 августа сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС и рекомендовал Центральному комитету КПСС самораспуститься.

На следующий день указом президента РСФСР имущество КПСС на территории республики объявлено государственной собственностью. Распоряжением мэра Москвы Гавриила Попова была прекращена работа в зданиях ЦК КПСС и весь комплекс зданий ЦК КПСС опечатан.

После мятежа ГКЧП кабинету министров, поддержавшему «решения ГКЧП в СССР», было «выражено недоверие», его распустили и объявили о создании Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР. Но и его надо было еще организовать.

В этих условиях большинство союзных республик, в том числе руководимых членами ЦК КПСС, поторопились объявить о выходе из состава СССР и своей независимости.

29 августа Верховный совет СССР, более 85% депутатов которого были членами и кандидатами в члены КПСС, постановил «приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР». Парадоксально, но КПСС практически перестала существовать в соответствии с решениями, принятыми депутатами-коммунистами.

Распад Союза ССР ускорился, но аппарат президента СССР после августа 1991 года в агонии продолжил организационные экзерсисы и решил создать псевдоправительство – Межреспубликанский экономический комитет СССР и некий Государственный совет СССР под председательством президента СССР.

Продолжая совершенствовать властные органы, распоряжением президента СССР 21 сентября суетливо образовали очередной синклит – Политический консультативный совет при президенте.

Итогом деятельности членов ЦК КПСС стало то, что Комитет конституционного надзора СССР в своем заявлении от 11 октября 1991 года откровенно объявил приговор большевистской эпохе, заявив: «Союз ССР в прежнем виде фактически прекратил свое существование».

4 ноября объявил себя банкротом Внешэкономбанк СССР, которому стало нечем оплачивать пребывание за границей советских посольств, торгпредств и прочих представителей, которым даже домой не на что было вернуться.

В создавшейся обстановке 6 ноября 1991 года указом президента РСФСР Бориса Ельцина, избранного прямым всенародным голосованием 12 июня, была прекращена деятельность КПСС и Компартии РСФСР, так как «на руководящих структурах КПСС лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза».

Это историческое событие не вызвало в стране ни шока, ни протеста, ни попыток выступить на защиту того, чему многие присягали.

Председатель Государственного банка СССР 15 ноября направил президенту СССР письмо о том, что золотой запас Госбанка СССР в размере 374,6 т, переданный в 1937 году «на хранение» в Наркомфин СССР, но числящийся на балансе Госбанка и десятилетиями показываемый в его отчетах, фактически отсутствует в Гохране Минфина СССР. Золотые резервы – всего 240 т, они не соответствуют статусу великой державы и одной из ведущих золотодобывающих стран. В письме сообщалось: «По размерам золотых запасов мы уступаем и развивающимся странам, таким как Китай, Индия, Венесуэла, Ливан».

Результат хозяйствования КПСС характеризуется следующими данными: задолженность Советского Союза иностранным кредиторам составила 83,4 млрд долл., долги зарубежных «дружественных» правительств Союзу ССР достигли 160 млрд долл., большинство из которых были безнадежными.

К обязательствам советского государства перед населением страны традиционно относились с пренебрежением – за все ошибки платит народ, а внутренние долги перед населением составили:

– по невыкупленным облигациям госзаймов – 185,5 млрд руб.;

– по вкладам в Сбербанк СССР – 174,3 млрд руб.;

– по страховым полисам Госстраха СССР (со счетов которого также много лет тайно безвозвратно заимствовали) – 45,8 трлн руб.!

Фактически президенту СССР властвовать уже было не над чем: к декабрю 1991 года из СССР не вышли только Россия и Казахстан.

8 декабря 1991 года руководители ранее вышедших из СССР Белоруссии и Украины, а также президент РСФСР в селе Вискули (Белоруссия) констатировали факт того, что «СССР прекращает свое существование», и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Главы 11 бывших союзных республик 21 декабря в столице Казахстана подписали Алма-Атинскую декларацию, излагавшую цели и принципы создания СНГ и объявившую, что Союз ССР прекращает свое существование.

Таким образом, 21 декабря 1991 года по причинам того, что руководимое большевиками государство не смогло построить безубыточную экономику, средства в бюджете иссякли, золотой запас и валютные поступления проели, Союзу ССР оказалось не на что существовать. Его не стало. Социализм как общественная система не выжил. Дальнейшая имитация существования союзного государства стала невозможной.

25 декабря Михаил Горбачев отрекся от поста президента Союза ССР.

Произошел неминуемый крах большевистского всевластия и его детища – Союза ССР. Апологеты КПСС три десятилетия ищут козла отпущения, дабы не признавать своих системных ошибок.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни