12 музыкально выразительные особенности русской народной песни

Народные советы

12 музыкально выразительные особенности русской народной песни

Тип материала: Методические разработки

«Сценическое воплощение народной песни»

Проблема «фольклор на сцене» до сего дня остается открытой для поисков и экспериментов сценического воплощения народной песни.

Чтобы найти убедительную концертную трактовку явлениям фольклора, нужно глубокое его изучение. Народная песня, выходя на сцену, всегда будет нуждаться в усилении музыкально-драматических акцентов и законченности художественной формы. Таким образом, грамотная художественная обработка песенного материала является главным аспектом деятельности руководителя сценического фольклорного коллектива.

Песенная традиция живет в современном обществе, развивается и изучается как часть народной культуры. В современной исполнительской музыкальной культуре особое место занимает интерпретация песенного фольклора («аутентичный», «вторичный», «профессиональный»).
Объектом специального изучения, песенный фольклор на сцене, впервые стал в начале XX века. Одной из первых работ по этой теме стало методическое пособие Марковой Л.В. и Шаминой Л.В. «Режиссура народной песни», где раскрывается опыт мастеров драматического искусства и основные положения системы К. С. Станиславского в работе по сценическому воплощению песенного фольклора. Особенности исполнения народной песни освещает Мешко Н.К., Толмачёв Ю.А. Вопросы сценического песенного фольклора также рассматривали: Антипова Л.А., Калугина Н.В., Браз С.Л., Щуров В.М., Земцовский И.И. Исполнению фольклора на сцене разного рода коллективами в обработке посвящены работы Власова С.Ю., Демченко А.

1.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Методика работы по сценическому воплощению народной песни включает два направления:

1) овладение принципами пения, основанными на инвариантных закономерностях фольклора (ощущение глубинного, языкового аспекта);

2) освоение вокальной техники, приемов пения, типичных для традиции (речевой, исполнительский аспект).

Важно, чтобы сценическое исполнение народной песни было органичным выражением идеи произведения и соответствовало особенностям жанра. Манера исполнения народной песни логически вытекает из своеобразия ее

Народному пению присуща особая манера произношения слов – естественная, ненарочитая, непринужденная. Слушателя покоряет не столько собственно вокальный звук голоса певца – носителя традиции, сколько живое проявление свободно раскрывающейся души песни.

Знакомство с песней должно создать у исполнителя эмоциональный отклик, который влечет за собой представление образа в общих чертах. Далее, в процессе осмысления, основанном на детальном анализе поэтического и музыкального текста песни и соотнесении с собственными переживаниями, и видением образа исполнителя, – исполнитель вникает в конкретное содержание песни, согласует его со своими личными переживаниями, жизненными впечатлениями, с тем, что его волнует, тревожит или воодушевляет.

Задача руководителя – утвердить целевую установку в сознании исполнителя и убедить его, что она выполнима только в результате овладения суммой необходимых для этого навыков:

1. Певческого дыхания и опорой звука, регулирующих плавность и ровность звуковедения.

2. Навыков естественного «открытого» способа пения ОТ СЛОВА. Они подразумевает отчетливый распев открытых (как в разговорной речи) гласных звуков. Это действие вертикально раскрывает зев в положение предзевка, увеличивая надсвязочное пространство гортани и объем легких, что позволяет певцу полностью выявить грудной тембр

3. Навыком координации слова и звука до ощущения СЛОВОЗВУКА, как единого целого (овладение навыком распева слов на голошении).

4. Навыком координации словозвука с мелодией и темпоритмом музыкального произведения.

5. Навыком высокой позиции звука и точности музыкального интонирования. Они очень важны, без высокой позиции звука нельзя достигнуть точности музыкального интонирования.

6. Фразировкой и необходимой для этого гибкостью голоса.

7. Навыком соединения регистров, путем их естественного смешения на каждом звуке диапазона. Это достигается при помощи образносмысловой ИНТОНАЦИИ, посланной СВЕРХУ на ОТКРЫТЫЕ ГЛАСНЫЕ, при условии их собранного, вертикально-округленного и близкого произношения. Высокая позиция звука играет ведущую роль не только в соединении регистров, но и в организации ВСЕГО певческого процесса». Таким образом, на начальном этапе обучения певцу необходимо освоить естественное, удобное для себя и качественное, красивое для слушателей положение голосового аппарата, называемое «певческой установкой». Певческая установка включает в себя, с одной стороны – умение переводить необходимость пения в желание петь, и с другой – навыки правильного использования работы голосового аппарата. Закрепление навыков певческой установки и доведение их до автоматизма создает благоприятные акустические условия для исполнителя. Важное место в процессе репетиционной работы занимает самовоспитание и развитие художественного чувства. Именно так закладываются основы дальнейшего концертного выступления. Для художественного и умственного развития необходимо много читать, наблюдать, слушать хорошую музыку и пение выдающихся мастеров, бывать в музеях, на художественных выставках. Выдающиеся художественные произведения, пение мастеров, сокровища фольклора, совершенство классического искусства воспитывают объективное чувство красоты и идеал совершенства. Творческий результат дальнейшего развития будет зависеть от глубины восприятия и критической оценки окружающего художественного мира, от объективной оценки самого себя и своих творческих действий. Бескомпромиссная требовательность к себе и ясное представление художественной цели всегда являются двигателем творческого роста.

Читайте также:  Лечение народными средствами агрессии

Формирование художественного образа

Формирование художественного образа происходит на основе глубокого анализа музыкального и поэтического текста, а также характера и условий бытования жанра произведения. Вначале выявляется тема, идея и «сверхзадача» народной песни (обряда, жанровой постановки). Тема определяется как предмет повествования, т.е. о чём идёт речь в произведении. В каждом определённом жанре раскрывается ряд определённых тем. В лирической песне раскрывается мир чувств, мир переживаний человека, в исторических рассказывается о каких либо знаменательных событиях или выдающихся личностях. В былинах присутствует сказочный элемент. Сюжет плясовых, хороводных песен чаще всего развивается вокруг жизненных ситуаций. Правильное понимание темы позволит определиться с толкованием идеи песни.

Идея – это основная мысль произведения, его суть. Идея не всегда лежит на поверхности, она чаще всего завуалирована и проявляется в символике текста, ладе, гармонии, мелодии. Идейному толкованию песни поможет кропотливая аналитическая работа над поэтическим и музыкальным текстом.

Верному пониманию идеи, темы и «сверхзадачи» поможет определение времени и места действия, в основе которых лежат исторический период и социальные условия бытования песни, обряда.

Организация сценического действия

Организация сценического действия включает в себя :

— определения темпо-ритма произведения и отдельных его частей;

— выстраивание мизансцен и хореографических композиций в сценическом пространстве;

— создание атмосферы сценического действия.

В контексте исполнения народной песни понятие «мизансцена» прежде всего подразумевает выход участников на сцену и расположение их в сценическом пространстве. Мизансцена обусловлена жанром, характером бытования народной песни и выражает её идею.

Как любой драматический спектакль имеет деление на картины, действия и акты, народная песня так же может быть разделена на определённые составляющие, будь то куплеты или сочетания нескольких строф. Каждый куплет несёт свою смысловую нагрузку, свою задачу, но, в целом, все куплеты объединяет одна общая, большая цель, являющаяся идеей, которую автор произведения хотел довести до зрителя. Спецификой фольклора является то, что автором произведения обычно становится одно, а то и несколько поколений творцов, исполнителей народной песни.

Сценическое пространство делится на несколько планов. Первый план – это пространство от «красной» линии, соответствующей линии занавеса, до первой пары кулис, на этом плане зритель выделяет каждого исполнителя поочерёдно. Первый план сцены наиболее выгоден для донесения информации. Это самое удобное место для размещения артистов, на которых акцентируется внимание зрителей.

Второй план соответствует уровню второй пары кулис, здесь хорошо смотрятся танцевальные движения ( хороводы, пляски, игры).

Атмосфера сценического действия – многократное понятие, включающее в себя художественно-декоративное решение сценического пространства, светотехническое оформление, костюмы артистов, атрибутику.

Важными элементами создания атмосферы сценического действия являются костюмы исполнителей и атрибуты. Сценический костюм несёт в себе огромную информацию об историческом времени, месте действия, о социальном статусе. Атрибутика помогает создать более точную картину действия и детализировать образы героев.

Создание сценического варианта любого народного произведения является проявлением творческих и личностных качеств руководителя. Важно, чтобы сценическое исполнение народной песни было органичным выражением идеи произведения и соответствовало особенностям жанра.

2. РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ НА УРОКЕ ВОКАЛА

Для раскрытия художественно-сценического образа в исполнении музыкального произведения, руководитель ставит следующие задачи:

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику,краску голоса.

Таким образом, выстраивается следующая схема
музыкально-сценической работы над образом вокального произведения:

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической

деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий,
поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения музыкально-художественного образа, предложенные детьми в ходе занятия.

Читайте также:  Катюша это русская народная песня или нет

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

Методы работы над образом

Как начать работу над образом?

1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с
исполнителями;
2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности;
3.Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и
действий.

Когда мы говорим войти в образ, что это значит? (Это значит на время быть не собой, а тем в чьём образе ты должен побывать).
Для чего нам нужен сценический образ? (Для того чтобы зрителю было интереснее слушать исполнителя).

Одним из наиболее эффективных и любимых у детей упражнений является «Маски». Это своего рода выработка умения фиксировать на своём лице нужное

в данный момент выражение.

В обычной жизни человек переживает огромное количество чувств с их оттенками, отличающихся по силе их проявлений. В работе с детьми над эмоциональностью, как правило, используется 6 основных проявлений чувств:

-«Снеговик»- представить образ снеговика, руки в стороны (сделали большой вдох, и медленно выдыхаем –показываем, как снеговик тает на солнышке).

— Руки на поясе. Вдох. Выдох распределяем на части, шёпотом проговаривая слоги. Каждый раз вдыхая воздух – ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПИ.

— Руки вверх – Вдох-(улыбаемся). Выдох- (лицо хмурое).

Проговариваем: радостно, расстроено, сердито, удивлённо,испуганно, нежно.

« Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит и перевышахматит,
Нет, наш шахматист вашего шахматиста перешахматит и перевышахматит».

(Ребёнок должен сам придумать последнее слово)

Сценическое воплощение номера. Артистизм.

Большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: успешное выступление, зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и так далее, формируется страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как музыкант часто идентифицирует себя со своим творчеством, то публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых процессов.
Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения.
Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта.

Артистизм должен присутствовать во всех творческих видах деятельности и их элементах на сцене. Если это пение, то недостаточно чистого интонирования, четкой артикуляции и знания звуков. Звук у песни должен быть живой, выразительный. Для этого во время пения необходимо представить себе изображаемого персонажа и мысленно перевоплотиться в него. Поёшь о мышонке – нужно стать таким как он: маленьким, шустрым, тонкоголосым, трусливым. Изображаешь деда – это не просто прихрамывание, нужно поставить себя на место сгорбленного старичка, у которого болит спина и ноги, он еле ковыляет. Если хитрая лисичка – у нее в повадках чувствуется осторожность, наигранная ласковость. Русский хоровод – спокойный, плавный, задумчивый. Ребенок должен вникнуть в характер исполняемого произведения, персонажа, роли, и исходя из них создавать свой образ. Если ребенку доверили какую-то роль в сценарии или реплику – он должен подумать, как бы он сказал эту фразу в обычной жизни, с каким настроением. Если поёт или рассказывает о чём-то страшном – то нужно показать, что он испугался, чтобы зрители поверили и тоже испугались; о смешном – улыбнуться.
Необходимо научить ребёнка выкладываться на все «сто» в эмоциональном плане не только на концерте, но и на обычном уроке. Причем, вначале выкладывается педагог. И от качества его работы, от самоотдачи, зависит успех юного дарования.
Немалую роль в развитии артистизма играет характер аккомпанемента к исполняемому произведению. Поэтому следует тщательно его продумывать и доводить до сведения аккомпаниатора требуемый стиль и характер произведения, а не полагаться на его художественный и музыкальный вкус и стремление к импровизации.
На уроке обязательно нужно добиться идеального исполнения пусть не всего произведения, а хотя бы куплета, фразы или даже слова. Чтобы было за что похвалить ребёнка, ведь похвала является лучшим стимулом для усердных занятий.

Читайте также:  Божья коровка русские народные песни

Пример : Зимняя календарная песня «Виноградье».

Источник

Русская народная музыка

Русская народная музыка

Русская народная музыка ведет свое происхождение из фольклора славянских племен, живших на территории Киевской Руси (X в.). Русский фольклор очень неоднороден, до сих пор в нем бытуют этнические традиционные разновидности. Например, своими особенностями обладает народно-песенный фольклор северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек – Оки, Волги, Дона. Многие песни, сохранившиеся до настоящего времени имеют языческие корни, которые нередко сочетаются с элементами христианской обрядовости.

Древнерусский музыкальный фольклор сохранился благодаря особенностям исторического развития: принятие на Руси в X в. христианства восточного обряда (в отличие от многих стран Европы), монголо-татарское нашествие, впоследствии крепостное право и резкое культурное расслоение общества (с XVIII в.), при котором крестьянство и низшие слои городского населения оказались менее затронутыми европеизацией, чем «образованное» общество.

Основные жанры русского фольклора: календарные обрядовые песни; песни свадебного цикла; эпос; танцевальные жанры; лирические песни; частушки. Инструментальная музыка по сравнению с вокальной занимает значительно меньшее место, это связано с церковным запретом на использование музыкальных инструментов в храме, который, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей. В его состав входят малые циклы, строго приуроченные ко времени года и праздникам языческого календаря. Характерно, что на эти даты часто «накладываются» даты христианских праздников.
Календарные песни строятся на определенных ладовых и ритмических формулах, в них сохраняются древнейшие бесполутоновые и узкообъемные звукоряды.

Самое древнее происхождение имеют также эпические жанры – былины (старины), скоморошины, некоторые виды духовных стихов, исторические песни. Духовные стихи существуют в русской музыке как устной, так и в письменной традиции (древнерусской крюковой нотацией, а также некоторые исторические песни. На севере России, а также у донских казаков еще существует коренная эпическая традиция.

В музыкальном отношении наиболее сложным жанром русского фольклора является лирическая песня и ее высшая форма – протяжная, которая предположительно сложилась в XVI–XVII вв. в Московской Руси. С лирической песней связывают происхождение народного многоголосия полифонического или гетерофонного (подголосочного) типов с участием солирующих голосов. Очень развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы.

К самым поздним жанрам относятся частушки и городские лирические песни (романс), они получили распространение с XIX в.

Первые сборники народных песен появились в России во второй половине XVIII в., это были «Собрание русских простых песен с нотами» В.Ф.Трутовского (1776–1795) и «Собрание народных русских песен с их голосами» Н.А.Львова и Ивана Прача (1790). Также чуть позже известностью пользовались собрания народных песен Д.Н.Кашина и И.А. Рупина (1830–1840-е годы). Песни в сборниках имели аккомпанемент и были приспособлены для салонного музицирования.

Важную роль сыграли сборники обработок народных песен для голоса с фортепиано композиторов-классиков – М.А. Балакирева (1866), Н.А.Римского-Корсакова (1876 и 1882), П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.М.Ляпунова и др.

Сборники Ю.Н.Мельгунова «Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные» (1879–1885) были первыми опытами воспроизведения подлинного крестьянского многоголосия. Их продолжили «Великорусские песни в народной гармонизации» Е.Э.Линевой (1904–1909), где была использована запись на фонограф.

В дальнейшем большое значение приобрели масштабные собрания, отражающие либо один фольклорный жанр во всем многообразии форм его бытования, либо данную региональную традицию. Например, сборники Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд «Песни Пинежья» (1937), А.М.Астаховой «Былины Севера» (1938), А.М.Листопадова «Песни донских казаков» (1949–1954), Н.Л.Котиковой «Русские частушки» (1956), А.В.Рудневой «Народные песни Курской области» (1957) и др. Отдельно можно также назвать антологии «Русская народная протяжная песня» (1966) и «Образцы народного многоголосия» (1972), И.И.Земцовского; «Былины. Русский народный эпос» Б.М.Добровольского и В.Коргузалова (1981).

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни