10 метафор из русских народных сказок

Народные советы

Консультация «Использование сказки как метафоры».
консультация (средняя группа) на тему

«Использование сказки как метафоры».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

«Использование сказки как метафоры».

1. Использование сказки, как метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, касающиеся личности, личной жизни ребенка)

2. Рисование по мотивам сказки (свободные ассоциации проявляются в рисунке)

4. Проигрывание эпизодов сказки (дает возможность ребенку почувствовать эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции)

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой)

Курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Основные приемы работы со сказкой

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

2. Рассказывание сказок

Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок :

3. Переписывание сказок

4. Постановка сказки с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

На данном этапе сказкотерапии используется три варианта кукол :

5. Сочинение сказок

Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Начало сказок может быть разным:

«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит. »

«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»

«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь. »

Виды творческих работ по мотивам сказок

Читайте также:  Лечение шейного остеохондроза народными средствами форум отзывы

1.Знакомые герои в новых обстоятельствах

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

2. Коллаж из сказок

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…

3. Сказка от считалки

Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел

Гу –гу –гу, чу – чу- чу,

Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

4. Сказки от «живых» капель и клякс

А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появится какой–то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки.

Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?

Этот метод полезен и интересен тем, что:

— мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

— развивать воображение ребенка;

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

6. Изменение ситуации в знакомых сказках

Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.

Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»

Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….

Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……

Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой…

7. Перевирание сказки

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться.

Читайте также:  Лечение шпоры на подошве народными средствами

«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

8. Сказки, но по-новому

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.

Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Сказка по – новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

9. Сказки от превращений

Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.

Я превращаюсь * В кота

Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.

Я превращаюсь * В бабочку

Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….

Я превращаюсь * В цветок

Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…

10. «Салат из сказок»

11. Словесная режиссерская игра

Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»

Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)

Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

« длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..

13. Словесное комментирование

Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

14. Совместная словесная импровизация

Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главными героями становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии

Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка не только устно сочинять сказки, но и показать ему новые возможности, которые открываются в жанре письменного общения друг с другом. Несомненно то, что, любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при собственном участии, т. к. на лицо соединение и взаимосвязь, речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

Чтобы помочь детям уяснить смысл, идею сказки, авторы почти к каждому произведению предлагают пословицы и поговорки. Одни из них точно соотносятся со смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с детьми, мы помогаем лучше запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснить внутреннее содержание сказки. Так, разбирая содержание той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.

Читайте также:  Косыночка в народном танце

Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к такому методу, как придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведений. Например, сказка «Рукавичка». Автор предлагает следующие названия: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т. д. Работа со сказкой идет в нетрадиционном направлении. Поэтому в немалой степени способствует введение вместо привычного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для того, чтобы поддержать интерес к сказке и повернуть сюжет в новом направлении. На решение этих задач направлен метод, который условно назван «Введение частицы «не» (не репа выросла на грядке, а….), (не Красная Шапочка, а….).

Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формирование такого чутья способствуют следующие приемы со сказкой:

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру – задание «Интервью». Кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Следующим моментом является воображение. Воображение очень полезно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам самим изобрести новую сказку или какой–то эпизод. Очень хорошо использовать при этом «волшебную палочку». Вначале взрослые оперируют ею в различных ситуациях, помогают героям сказок. А затем дети сами могут действовать, вызволяя героев из беды. Возникает обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Каждая личность – клад фантазий. У детей достаточно изобретательности. В данном случае дошкольник изобретает, т.е. придумывает что – то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. Например:

Очень много можно сказать о связи сказки с другими науками.

Например, сказки и математика. Для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более, что когда речь идет о дошкольнике, нужно максимально связывать с окружающей жизнью. Во многих сказках математическое начало лежит на поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т.д.

Когда ребенок 4-х лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с помощью моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев сказки в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Работая в этом направлении, детей готовят к математической деятельности.

Источник

Оцените статью
Полезные советы и лайфхаки для жизни