1 класс изо эскизы народных костюмов наряд русской красавицы презентация

Народные советы

Конспект урока к презентации русский народный костюм

Мартышова Людмила Иосифовна – учитель высшей категории МОУ-СОШ №6 г. Маркса

Тема: « Русский народный праздничный костюм».

Урок – путешествие. Комбинированный урок.

Продолжить знакомство учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны. Научить различать «сарафанный» и «понёвный» комплексы одежды.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Оборудование и материалы:

иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,

презентация « Русский народный костюм»,

проект ученика «Русская национальная одежда»

русская народная музыка,

бумага, кисти, акварельные краски, гуашь,

русские народные костюмы.

Эпиграф: Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости. (А. С. Пушкин)

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II . Сообщение темы и цели урока

–Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение ( выходит ученица в русском костюме)

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Да, верно, тема урока: «Русский народный праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.

1.Посещение картинной галереи-

просмотр репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.

1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах

2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине.

1. Ответы учеников: И.Аргунов,Левицкий, К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин

2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина).

2. Мы в музее русского национального костюма.

Повторение значений элементов русского костюма

1.Итак,что прежде женщины носили?

2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении.

3.Итак, Саша нас проведёт по залам музея русского национального костюма

1. Стихотворение «Женский костюм» читает ученица в русском костюме.

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понёва – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор типа чепца

3. Ученик представляет его проект «Русские национальные костюмы»

3. Путешествие на север и юг России.

Сравнение и анализ северного и южного русских народных костюмов.

1.Я показываю элемент костюма на слайде, а вы его называете.

2. В чём сходство и в чём различие между северным и южным комплексами русской одежды?

3. Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей.

4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?

5.Сколько головных уборов было названо и какие?

2.Ответы учеников: Северорусский сарафанный комплекс, а южнорусский- понёвный (юбочный) комплекс. Общее – вышитая рубаха.

3. 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах.

4. Сарафан, понёва, рубаха, юбка, фартук, армяк, кокошник, венцы, кики – 9.

5. Кокошник, венцы, кики – 3

Проведение динамической паузы. Физминутка

Говорит и показывает движения

Повторяют движения за учителем

5. Практическая работа под русскую народную музыку. (Задание дифференцированно).

1.На основе увиденного материала о костюме надо выполнить эскиз костюма. На прошлом уроке вы построили общую форму костюма. А сейчас вам предстоит наметить места украшений на вашем костюме и выполнить в цвете работу.

2.Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?

1.По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин.

2.Работают индивидуально, получают консультацию учителя

6. Подведение итогов путешествия.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм?

Первая команда называет лучшие работы второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм.

7. Домашнее задание

Подобрать зрительный материал о народных гуляниях (масленица и др.) Составим коллективную работу «Наш весёлый хоровод» из ваших сегодняшних работ.

Итак, что прежде женщины носили?

У всех деталей имя есть свое:

Кафтан надет поверх рубахи длинной,

Орнаментом украшенный внизу.

На голове – убрус под шапкой чинной

Или повойник – оттенить красу.

Ну, горожанки шли в сапожках новых,

Крестьянки чаще бегали в лаптях.

Носились и запоны, и понёвы –

Детали поясню вам в двух словах.

Наряды женщин из северных и южных областей

1.И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2.Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским, Девушки носили.

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

5. Практическая работа учеников.

– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе? (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)

Читайте также:  Доплата за народного артиста россии 2019

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки,

наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина? (Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)

1 группа: Раскрасить готовые фигурки, уже “одетые” – задание для детей медлительных и тех, у кого трудности с самостоятельным изображением. Самим придумать орнамент.

2 группа: “Одеть” бумажную фигуру, т.е. самому придумать и нарисовать праздничный наряд. Ученикам выдаются фигурки с изображением людей и нужно сделать им праздничную одежду.

3 группа (хорошо рисующие дети): Изобразить фигуру человека в праздничном костюме.

Главное условие – наличие орнамента в одежде.

выбрать вариант костюма;

построить общую форму костюма;

наметить места украшений и орнамента;

определить колорит (цвет) костюма;

выполнить в цвете работу.

Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006

Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство6 учебник для уч. 5-8 кл. В 4 ч. Ч3. Основы композиции. Обнинск: Титул, 2001.

Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Источник

Презентация к уроку ИЗО «Русский костюм»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русский костюм Составитель: Басалаева Татьяна Федоровна учитель ИЗО и технологии МБОУ «Верх-Тайменская ООШ»

Рубаха Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи. У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками.

Мужчины носили рубаху – косоворотку и порты, дети часто носили только рубахи.

Вышивка Праздничная рубаха украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от сглаза. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь, подол – места возможных «входов» злых сил. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи

Рубахи, в которых женщины косили, назывались рубахи – «сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

Орнаменты издревле использовались для украшения народного костюма. Узоры вышивали или создавали сразу при производстве ткани (тканые орнаменты). На вышивках рубахи, понёвы, сарафана можно встретить те же мотивы, что и на резных украшениях деревенской избы.

Это, прежде всего, солнце. Само понятие «узор» имеет один корень со словом «заря», что связано с цветом утреннего солнца. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки. Это и птица пава с пышным хвостом, и орёл, и птица Сирин. Изображения птиц символизировали тепло и весну, часто встречаются в сочетании со знаками солнца. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце

Один из самых древних и любимых образов народного искусства – конь. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце. Вышивали фантастических зверей: барсов, львов, единорогов.

Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). Образ древней богини Макоши – матери хорошего урожая всегда связывался с символами плодородия (древом, птицами, животными, солнечными знаками). Часто фигура решалась условно. Из тела богини прорастают ветви, голова – изображение ромба, символа земли. Женская фигура с поднятыми вверх руками обозначала единство сил неба и земли

Древо жизни – разветвлённое фантастическое растение с цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. В народных представлениях символизировало растительные силы земли, процветания живой природы. В вышивках встречается композиция из двух птиц (коней, оленей), сросшихся спинами, называемая ладьёй. Из ладьи вверх тянется сказочное древо. Птицы или животные словно охраняют древо жизни. Смысл узора в расцветании природы, наступлении поры плодородия.

Символическое значение имел цвет узора. Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, солнца, олицетворял мужское начало. Красные узоры как земля, получившая энергию солнца. В узорах русских народных вышивок предстаёт образ земли, воскресшей под лучами весеннего солнца, и само солнце, дающее свет и тепло всему живому на земле.

Девичий костюм Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Головные уборы играли немаловажную роль в костюме женщины. Без головного убора девушки и женщины не могли появляться в общественных местах. По головному убору судили о семейном положении и возрасте женщины. Девушки носили венец (коруну) или ленту-повязку, оставляя волосы, сплетённые в косу, открытыми.

Девичий головной убор «коруна»

Девичий головной убор «коруна»

Девичий головной убор «повязка», Нижегородская губ. 19 в.

Костюм замужней женщины Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Волосы заплетались косами и укладывали на голове в виде короны, полностью пряча под головной убор

В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером

Женский головной убор кокошник Нижегородская губ. 19 в.

Женский головной убор «сборник»

В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Такие головные уборы имели украшения в виде перьев, рогов, крыльев и хвоста птицы и символизировали образ женщины – продолжательницы рода.

Женский головной убор «сорока» с рогатой «кичкой» Тамбовская губ., 19 в.

Женский головной убор «сорока с мохрами» Орловская губ. 19 в.

Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский

Женский костюм юга России На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды (ромбами, волнистыми линиями, древом жизни, птицами), берегиня – он оберегал живот.

Читайте также:  История народной куклы пеленашка

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник

Женский костюм севера России Северный женский костюм состоял из рубахи. Сарафана и душегреи или епанечки (короткой кофточки из парчовой ткани) Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.

Назови женские головные уборы

Как называлась мужская рубаха?

Литература: Балашов М. Е. Костюм Киевской Руси. Детство-Пресс, С.-Пб., 2002. Буткевич Л.М. История орнамента. М., Владос. 2004 Гордеева В.И. Русская народная одежда. М., Изобразительное искусство, 1974 Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс, М., Просвещение, 2012. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, М., Просвещение, 2012.

Номер материала: 47558033059

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по ИЗО. Тема «Особенности русского народного костюма» (1 класс)

Методическая разработка урока изобразительного искусства

для учащихся 1 класса

Тема урока: Особенности русского народного костюма .

Цель урока : познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма.

Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.

Способствовать овладению логическими действиями анализа и сравнения, обобщения.

Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.

Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.

Проверить готовность учащихся к уроку .

Сообщение темы и цели урока

– Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

— Верно, сегодня мы с вами будем вести речь о русском национальном костюме.

Объяснение нового материала

— Но прежде, давайте разберемся, какой костюм называют национальным?

— Молодцы! Национальным костюмом или национальной одеждой называют костюм, который принадлежит определенному народу, национальности.

— Давайте посмотрим на костюмы разных народов на слайде. Сравните их. Что в них похоже? Чем они отличаются? Чем интересен костюм каждого народа?

— Ребята, оказывается, у людей одной национальности может быть несколько видов костюмов. И вид костюма зависел от места, в котором проживал человек. В каждом регионе (области) были свои особенности костюма, но в целом они были похожи. Посмотрите, это все русские национальные костюмы, но все же они отличаются.

— Рассмотрим мужской праздничный костюм.

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и подвязывалась поясом. Шили её из белой, синей, красной ткани.

Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги

Женский костюм был намного сложнее.

— Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину.

Вышивка располагалась п о подолу сарафана, по середине сарафана, на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин:

нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

наплечные – охраняли руки.

— В центральных и северных районах России женщины на праздники одевали сарафан

Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской.

— В праздничный наряд входили и так называемые душегрей – епанечки или коротены – коротенькие кофточки на лямочках, похожие на сарафанчики.

— А в южных районах России модницы носили поневный комплекс. Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой

— Чаще всего национальные костюмы используют в мультипликации. Давайте посмотрим несколько отрывков из мультфильмов и попробуем определить, элементы костюмов и костюмы каких районов (северных или южных) использовались в них.

— Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу. Вам нужно будет р аскрасить нашу русскую красавицу. Самим придумать орнамент.

Варианты орнаментов и цветового оформления даны на слайде и на доске.

(раздаточный материал раскраска моделей в костюме)

V. Подведение итогов и анализ урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что запомнилось больше всего?

— Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

Выставка работ учащихся. Определение лучших работ учащимися по критериям: аккуратность, цветовое оформление, орнамент.

Источник

Конспект урока на тему: Народный костюм композиция «Русская красавица»

Конспект урока на тему:

Народный костюм композиция «Русская красавица »

УМК «Перспектива» авторы: Н. И. Роговцева, Н. В. Багданова,

Н. В. Добромыслова; 2 класс

— под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

— с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

— самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий;

— уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел;

— научиться различать национальные костюмы разных народностей;

Читайте также:  Как удалить шрам народными средствами

— знать принципы обработки волокон натурального происхождения

— освоить прием плетения в три нити;

— уметь составлять композицию русской тематики.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– делать предварительный отбор источников информации:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;

– слушать и понимать речь других.

– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов;

обучить приему плетения в три нитки (косичка);

закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов;

воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Ресурсы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, клей, краски или цветные карандаши, цветная бумага, картон, тряпочка, кисть.

1. Организационный момент.

— проверка присутствующих (проверяем численность, отсутствующих, настраиваем детей на занятие).

Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности. Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Ткани состоят из нитей, которые тесно переплетаются между собой, а нити представляют собой волокна.) Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани, растительного и животного происхождения, и химические — искусственные и синтетические.

Давайте познакомимся с национальными костюмами. Мы выяснили, что из волокон люди создают различные ткани, из которых, в свою очередь, шьют костюмы, и народные в том числе. Теперь рассмотрим, что же собой представляет народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм?

Головной убор на Руси выполнял очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который в различных местах называли по-разному: кика рогатая, ряска или каблучок. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку». Делаем сами. После проведения подготовительной беседы о народных костюмах, их особенностях, компонентах и украшениях можно приступать к практической работе.

Перед этим проведем анализ готового изделия. Учащиеся, рассматривая образец изделия, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы (цветной картон, нитки, материалы для украшения на выбор детей: бисер, стразы, бахрома; карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть). Учитель объясняет, что для данной поделки потребуется особенный вид ниток — сутаж, плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки одежды, и демонстрирует образец такого шнура. Дети вспоминают правила и приемы работы с материалами и инструментами. Необходимо определить технику изготовления поделки (аппликация и плетение). Учитель: «Техника плетения основана на переплетении разных материалов. Как вы думаете, что можно переплетать и какие изделия могут получиться путем плетения? (Нити, ленты, ветки, лозу; можно сделать разнообразную мебель, а также лапти.) Следует предложить учащимся подумать над составлением композиции и ее оформлением, способами оформления и вариантами применения работы.

1. Подготовка материалов и инструментов.

4. Практическая часть.

Разметка. Вырезать из рабочей тетради (с. 40) шаблон половины кокошника, помня об экономии материала, дважды обвести его карандашом на цветном картоне, учитывая свойство симметрии, так, чтобы получилась целая деталь. На картоне другого цвета, близкого к цвету человеческой кожи, с помощью циркуля провести окружность, которая станет основой для личика русской красавицы. Необходимо учесть размер кокошника. Вероятно, здесь учащимся потребуется помощь учителя.

Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах работы ножницами.

Сборка. К листу-основе приклеить основу для личика красавицы, сделать красавице прическу. Для этого сплести косичку из трех нитей. (У каждого на столе есть заготовка для плетения: сначала нити закрепить (это уже сделано в заготовке); переплетать только одну нить; работать лучше в паре — один держит заготовку у основания, другой плетет, потом можно поменяться ролями; перемещать нити надо в определенной последовательности: крайнюю левую (рабочую) — на вторую и под третью, теперь рабочая нить стала третьей, снова переместить ее на вторую и под первую и так до завершения косички; плести нужно плотно, чтобы между нитями не было просветов. После подробного объяснения и демонстрации учителя дети плетут косичку своей красавице.) Сделать челку: взять отдельные нити небольшой длины, выложить их по форме челки красавицы, затем над основой для личика по ее контуру нанести на лист-основу клей и приклеить заготовленные нити челки, после чего приклеить подготовленную косичку красавицы (можно посмотреть рисунок в учебнике и образец готового изделия). Надеть с помощью клея кокошник русской красавице.

Отделка. Нарисовать личико русской красавицы и украсить кокошник по своему вкусу с помощью красок, бисера, блесток, бахромы. Завершить композицию.

4. Заключительная часть.

После завершения работы учащихся над композицией «Русская красавица» можно провести выставку поделок, попросить ребят определить, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который мог бы ей подойти. Уборка рабочих мест и помещения.

Источник

Полезные советы и лайфхаки для жизни